Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ ПО ОБЪЕКТИВНЫМ ПРИЗНАКАМ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ ПО ОБЪЕКТИВНЫМ ПРИЗНАКАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
260
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORGANIZATION OF ILLEGAL MIGRATION / QUALIFICATIONS / ORGANIZATION OF ENTRY / FICTITIOUS MIGRATION REGISTRATION / ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЪЕЗДА / ФИКТИВНАЯ ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уторова Т.Н.

В статье рассматриваются вопросы квалификации организации незаконной миграции по статье 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации как единого преступления и по совокупности с другими составами. Автором предлагаются варианты толкования объективных признаков исследуемой статьи, а также практические рекомендации по квалификации организации незаконной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF QUALIFYING THE ORGANIZATION OF ILLEGAL MIGRATION BY OBJECTIVE FEATURES

The article discusses the issues qualifying the organization of illegal migration under Article 3221 of the Criminal Code of the Russian Federation as a single crime and in conjunction with other corpus delicti. The author offers options for the interpretation of objective features of the article under study, as well as practical recommendations for qualifying the organization of illegal migration.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ ПО ОБЪЕКТИВНЫМ ПРИЗНАКАМ»

УДК 343.35

Т. Н. УТОРОВА

старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии ВИПЭ ФСИН России, подполковник внутренней службы, кандидат юридических наук

Вологда

TATYANA N. UTOROVA

Senior Lecturer, Department of Criminal Law and Criminology, VILE of the FPS of Russia, Lieutenant Colonel of Internal Service, Candidate of Law

Vologda

Актуальные вопросы квалификации организации незаконной миграции по объективным признакам

Actual issues of qualifying the organization of illegal migration by objective features

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы квалификации организации незаконной миграции по статье 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации как единого преступления и по совокупности с другими составами. Автором предлагаются варианты толкования объективных признаков исследуемой статьи, а также практические рекомендации по квалификации организации незаконной миграции.

Ключевые слова: организация незаконной миграции, квалификация, организация въезда, фиктивная постановка на учет.

Abstract. The article discusses the issues qualifying the organization of illegal migration under Article 3221 of the Criminal Code of the Russian Federation as a single crime and in conjunction with other corpus delicti. The author offers options for the interpretation of objective features of the article under study, as well as practical recommendations for qualifying the organization of illegal migration.

Key words: organization of illegal migration, qualifications, organization of entry, fictitious migration registration.

В настоящее время отсутствуют сведения о подлинных масштабах незаконной миграции в Россию, при этом отмечается увеличение потоков как законной, так и незаконной миг-

рации. По сведениям Главного управления по вопросам миграции МВД России, ежегодно официально в Россию въезжают более 15 миллионов иностранных граждан и лиц без гражданства. В 2018 году

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2020

63

зафиксировано 17 764 489 фактов постановки на миграционный учет [1]. Количество незаконных мигрантов оценивается экспертами в среднем как 30 % от числа легальных, то есть порядка 5 миллионов человек [2]. За год в России по статье 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) осуждаются не более одной тысячи человек [3]. Возникает вопрос, как такое количество нелегалов, не зная русского языка, законодательства, смогли без сторонней помощи обустроиться в новых условиях. При всем этом эксперты ООН утверждают, что 95 % нелегальных потоков контролируются преступными организациями [4]. Из указанных сведений следует, что уголовно-правовой механизм противодействия нелегальной миграции подобающим образом не срабатывает. Среди причин этого - недостатки построения статьи 3221 УК РФ, наличие схожих составов административных правонарушений, неэффективность деятельности правоохранительных органов.

Следует отметить, что действующий УК РФ называет действия, признаваемые международными документами как незаконный ввоз мигрантов, организацией незаконной миграции. Однако такое явление, как незаконная миграция, включает не только незаконный ввоз мигрантов, поэтому применительно к статье 3221 УК РФ его следует толковать ограничительно.

Для квалификации преступления требуется установление точного соответствия признаков совершенного деяния признакам, предусмотренным в уголовно-правовой норме. Однако очень часто тем или иным признакам дается различное толкование не только в доктрине, но и в судебной практике, что затрудняет процесс квалификации. Так, расходятся мнения ученых относительно наличия

дополнительного объекта в исследуемом составе преступления.

В теории уголовного права на уровне непосредственного объекта наряду с основным выделяются дополнительный и факультативный. Появление этой классификации связано с тем, что одно преступление может нанести вред нескольким объектам одновременно. Деление объектов на основной и дополнительный позволяет отграничить единичное многообъектное преступление от совокупности преступлений [5].

Некоторые авторы в составе организации незаконной миграции выделяют дополнительный объект. Так, по мнению В. С. Сокова, в случае организации незаконного пересечения границы дополнительным объектом выступает порядок функционирования государственной границы Российской Федерации [6].

Конечно, при организации незаконного въезда установленный порядок функционирования государственной границы нарушается, но только в части ее пересечения, то есть въезда. Иной порядок, например порядок выезда из Российской Федерации, при этом не нарушается. При этом порядок въезда выступает основным непосредственным объектом этого состава, нет необходимости выделения его как дополнительного.

Порядок оборота официальных документов В. С. Соков рассматривает как дополнительный непосредственный объект при использовании поддельных документов в процессе организации незаконной миграции [7]. Подобное суждение вызывает нарекания по следующим основаниям. Дополнительный объект - это такое общественное отношение, которому неизбежно причиняется или создается угроза причинения вреда при посягательстве на основной объект. Объект может быть

64

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

признан дополнительным только законодателем путем указания на его нарушение в диспозиции статьи.

Например, дополнительным объектом при разбое законодатель указал жизнь и здоровье человека, и если при совершении нападения здоровью не будет причинен вред либо не будет создано угрозы жизни и здоровью, действия нельзя будет квалифицировать как разбой. Организовать же незаконную миграцию возможно и без нарушения отношений в сфере документооборота, то есть не используя в ходе совершения преступления поддельные документы. В диспозиции статьи 3221 УК РФ нет указания на изготовление либо использование поддельных документов. Таким образом, не существует неизбежности причинить вред дополнительному объекту, поэтому его нельзя признать таковым [5]. Подделка документов, использование заведомо поддельного документа при организации незаконной миграции образуют самостоятельные составы преступлений, квалифицируемые по совокупности. Аналогичная позиция прослеживается и в судебной практике [8].

Существенную роль в исследуемом составе играет предмет преступления [9]. «Предмет преступления наличествует не всегда, а только тогда, когда посягательство сопряжено с воздействием на материальный объект внешнего мира или на интеллектуальную ценность» [10].

По мнению В. А. Андрюшенкова, предметом преступления следует признать иностранных граждан и лиц без гражданства [11]. Автор пишет, что во всех случаях назвать указанных лиц потерпевшими нельзя, так как действия могут происходить с их ведома и добровольного согласия, но если перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства проис-

ходит вопреки их воле, то действия организаторов нельзя квалифицировать по статье 3221 УК РФ, так как требуется квалификация по другим статьям, таким как 126, 127, 1271, 1272 УК РФ [12].

В то же время в диспозиции статьи 3221 УК РФ нет указания на добровольный характер перемещения мигрантов либо наличие инициативы по въезду с их стороны. Организовать незаконный въезд возможно и без согласия мигранта. Отсутствие указания в основном составе на цель ввоза мигрантов затрудняет его отграничение от торговли людьми. Наличие же у организаторов цели эксплуатации незаконной миграции само по себе не свидетельствует об отсутствии состава преступления, предусмотренного статьей 3221 УК РФ. Например, пункт 3 статьи 6 Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху требует признать в качестве отягчающих обстоятельств жестокое и бесчеловечное обращение с мигрантами, а также их ввоз в целях эксплуатации.

Мы согласны с авторами, которые считают, что, если организуется незаконный ввоз мигрантов с целью последующей их продажи, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных пунктом «г» части второй статьи 1271 и пунктом «б» части второй статьи 3221 УК РФ [13].

Объективная сторона преступления, предусмотренного частью первой статьи 3221 УК РФ, образуется альтернативно или в любом сочетании из организаторских действий, направленных на въезд, пребывание или транзитный проезд иностранцев либо лиц без гражданства. Бланкетный способ изложения статьи также создает определенные проблемы при квалификации деяния. Так неоднозначно в теории и на практике толкуется термин «организация».

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2020

65

Например, узкую трактовку дает А. Н. Шкилев. Под организацией в исследуемой статье он понимает руководство противоправной деятельностью других лиц [14], то есть деятельность одного из соучастников - организатора. В связи с этим указанный автор предлагает дополнить УК РФ статьей «Пособничество в организации незаконной миграции» [15].

На наш взгляд, дополнение кодекса указанной статьей является излишним. В судебной практике под организацией понимают широкий круг действий, в том числе и пособничество в организации незаконной миграции. Учитывая, что система Особенной части УК РФ должна быть согласованной, необходимо будет выделить в отдельные статьи пособничество и подстрекательство и по другим составам преступлений, притом что такая деятельность уже является уголовно-наказуемой, квалифицируется со ссылкой на статью 33 УК РФ.

Схожей позиции придерживается Н. В. Самойлюк, по мнению которой статья 3221 не охватывает тех, кто «выполнял действия по организации беспрепятственного пересечения государственной границы, занимался обеспечением поддельными документами, разрешал вопросы с учреждениями, в задачи которых входит следить за соблюдением миграционного законодательства» [16]. Э. Х. Кахбулаева указывает, что предоставление жилого помещения организатору незаконной миграции нельзя расценивать в качестве организации незаконной миграции, так как оказывается лишь содействие организатору [17].

Д. А. Соколов придерживается широкой трактовки организаторских действий, указывая, что организаторская деятельность включает осуществление

неограниченного круга действий самого разного характера [18].

Думается, что невозможно на законодательном уровне закрепить исчерпывающий перечень действий по организации незаконной миграции, это могут быть любые действия: как запрещенные Уголовным кодексом Российской Федерации или Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), так и не являющиеся противоправными, но все должны быть объединены общей целью - организацией незаконной миграции. «Излишние подробности в тексте закона усложняют пользование им и с точки зрения технической делают закон неудовлетворительным» [19]. В таких случаях говорят о казуистичности правовых норм, использование которых часто приводит к пробелам в правовом регулировании.

Объективная сторона исследуемого состава состоит из процесса организации определенной деятельности, а организатор этой деятельности и есть исполнитель преступления. Организовать незаконную миграцию могут несколько лиц-соучастников, являющихся соисполнителями, образующими группу лиц по предварительному сговору либо организованную группу. Поэтому видится неверной квалификация деяний лиц, способствующих незаконному пересечению границы либо пребыванию на территории Российской Федерации, как пособничество в организации незаконной миграции (статья 3221 УК РФ) со ссылкой на статью 33 УК РФ либо как пособничество в незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации (статья 322 УК РФ).

Тем не менее Г. А. Агаев считает, что если реально произошел незаконный въезд мигранта, то организатор такового должен отвечать по статье 3221 УК РФ

66

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

со ссылкой на часть третью статьи 33 УК РФ [20].

По мнению Н. Р. Асмандияровой, в таких случаях действия мигрантов следует квалифицировать по части второй статьи 322 УК РФ как совершенные группой лиц по предварительному сговору, так как налицо сговор между организатором преступления и мигрантом [21]. Сложно согласиться с таким утверждением. Группа лиц, согласно УК РФ, - это только два и более исполнителя, поэтому если лицо организует незаконное пересечение границы мигрантом, то его действия следует квалифицировать по части четвертой статьи 30 УК РФ, части первой статьи 322, а деяние самого мигранта - по части первой статьи 322 УК РФ, так как организатор и исполнитель не могут образовать группу лиц по предварительном сговору. Более того, организатор незаконного пересечения границы, по нашему мнению, должен нести ответственность по статье 3221 УК РФ, так как при конкуренции общей и специальной нормы должна применяться специальная. Получается, что каждый участник совершает самостоятельное преступление, следовательно соучастие здесь исключено [5].

В Протоколе против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху дается широкое толкование действий по ввозу мигрантов: не только сам незаконный ввоз, но и любые действия, когда они совершаются в целях создания условий для незаконного ввоза или пребывания в стране назначения мигрантов [22].

Употребление в Уголовном кодексе Российской Федерации в диспозиции статьи 3221 только одного слова «организация» не отражает всей совокупности входящих в него действий. В связи с этим считаем уместным дополнить статью 3221 УК РФ указанием на руководство дея-

тельностью или содействие ей по незаконному ввозу и пребыванию на территории Российской Федерации, транзитному проезду мигрантов через территорию Российской Федерации [5].

Вторую часть объективной стороны образуют действия по организации незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Вопрос об объеме таких действий также остается дискуссионным.

Н. В. Самойлюк относит к организации незаконного пребывания в России совершение действий, «направленных на обеспечение местонахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации с нарушением миграционного законодательства» [16].

Э. Х. Кахбулаева под организацией незаконного пребывания на территории Российской Федерации понимает действия, «направленные на обеспечение местонахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации в нарушение законодательства» [23].

По нашему мнению, следует использовать более конкретные формулировки, так как каждое правонарушение в миграционной сфере свидетельствует о незаконности пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Так, нарушения миграционного законодательства, предусмотренные частью первой статьи 18.8, статьями 18.9, 18.10, 18.15 КоАП РФ, не влекут признания пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина незаконным и привлечения лиц к ответственности по статье 3221 УК РФ.

Исходя из судебной практики, можно сказать, что способы организации неза-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2020

67

конного пребывания мигрантов в России могут быть самыми различными: предоставление работы, жилого или нежилого помещения для пребывания, материального обеспечения, поддельных документов и так далее. При этом в судебной практике понятие «пребывание» толкуется расширительно, без связи с положениями федеральных законов от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», поэтому квалифицируются как организация незаконной миграции действия по организации пребывания законно находящихся в России иностранцев и лиц без гражданства, но без постановки на миграционный учет либо незаконное трудоустройство таких лиц.

По нашему мнению, решающим моментом является не просто организация незаконного пребывания на территории Российской Федерации, а организация пребывания незаконно находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства. По меньшей мере нелогично организовывать незаконную миграцию в отношении законно находящихся в России иностранных граждан и лиц без гражданства.

Думаем, что незаконная трудовая деятельность, нарушение правил миграционного учета не относятся к признакам незаконного пребывания, так как в законодательстве среди документов на право пребывания (проживания) не указаны уведомление о постановке на миграционный учет, разрешение на работу или патент.

Нарушение порядка постановки на миграционный учет, в частности фиктивная постановка, не образует состава организации незаконной миграции при

условии законности нахождения мигранта в России. Если же на миграционный учет фиктивно ставится незаконно находящийся в России иностранец либо апатрид, то речь должна идти об организации незаконной миграции, а не о фиктивной постановке на учет, так как целью такой постановки является легализация незаконно находящегося в России мигранта. Фиктивная постановка на миграционный учет не преследует цели легализации, так как мигрант пребывает (проживает) в Российской Федерации законно, только не по тому адресу, о котором сообщается органам миграционного учета [5].

Организация незаконной трудовой деятельности не выделена законодателем как способ организации незаконной миграции (статья 3221 УК РФ). Пребывание в Российской Федерации и осуществление трудовой деятельности - не тождественные понятия. Термин «пребывание» означает место, где кто-либо находится, присутствует, проживает, состоит [24]. Трудовая деятельность - выполняемая за вознаграждение работа по определенной специальности, квалификации или должности в соответствии с нормами трудового права, а также иная приносящая доход деятельность, осуществляемая физическим лицом. Однако не все разделяют такую позицию. Например, В. Е. Подшивалов [25], Н. Р. Асмандиярова [26] считают, что незаконная трудовая деятельность является одним из способов нарушения порядка пребывания.

В то же время в Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ, подзаконных актах разграничиваются порядок пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и порядок осуществления трудовой деятельности. В Кодексе Российской Федерации об административных

68

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (статья 18.8) и незаконное осуществление трудовой деятельности (статья 18.10) образуют разные составы правонарушений.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

- основной непосредственный объект в исследуемом составе представлен альтернативно, дополнительный отсутствует. Соответственно, действия по организации въезда не образуют совокупности с пособничеством в незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации;

- организаторские действия заключаются в налаживании и осуществлении процесса въезда на территорию Российской Федерации, пребывания на территории Российской Федерации или тран-

зитного проезда через территорию Российской Федерации. Использование лишь термина «организация» не отражает всей совокупности входящих в него действий, являясь причиной ошибочной квалификации;

- не каждое правонарушение в сфере миграции свидетельствует о незаконном пребывании иностранца или лица без гражданства. Для квалификации деяния по исследуемой статье необходимо организовать пребывание на территории России лиц, незаконно находящихся в Российской Федерации. Нарушение правил миграционного учета, осуществления трудовой деятельности не относится к признакам незаконного пребывания на территории Российской Федерации. Следовательно, организация незаконной миграции находится в конкуренции с фиктивной постановкой на миграционный учет. ф

1. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2018 года // МВД России : [сайт]. URL: Ьйр8://мвд.рф/ОеУа1е1по81 /statistics/migracionnaya/item/15850787/ (дата обращения: 04.10.2019).

2. The economic, social and cultural rights of migrants in an irregular situation : HR/PUB/14/1 United Nations Publication. 2014. URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/HR-PUB-14-1_en.pdf (дата обращения: 20.10.2019).

3. Данные судебной статистики // Судебный департамент при Верховном Суде Рос. Федерации : [сайт]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 05.10.2019).

4. Ница В. Н., Щербина Е. М. Возможные механизмы борьбы с незаконной миграцией: современное состояние, проблемы и пути решения // Преступность, уголовная политика, закон : материалы Всерос. науч.-практич. конф. 2016. С. 501.

5. Уторова Т. Н. Компаративный анализ уголовной ответственности за преступления в сфере миграции : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. М., 2018. 272 с.

6. Соков В. С. Криминологическая характеристика организации незаконной миграции : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. М., 2013. С. 78.

7. Там же. С. 78-79.

8. Определение Новосибирского областного суда от 18.01.2010 по делу № 22-253/2010. URL: http://www.alppp.ru/court/20-apelljacionnyj-sud/01-2010/opredelenie-novosibirskogo-oblastnogo-suda-ot-18-01-2010--22-2532010.html (дата обращения: 22.10.2019).

9. Глистин В. К. Общее учение об объекте преступления : автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Л., 1981. С. 30.

10. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник / под общ. ред. А. И. Чу-чаева, Н. А. Нырковой. Ростов на/Д., 2009. С. 132.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2020

69

11. Андрюшенков В. А. Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Омск, 2016. С. 90.

12. Там же. С. 85.

13. Михаль О. А., Черемнова Н. А. Квалифицирующие признаки организации незаконной миграции // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 4. С. 72.

14. Шкилев А. Н. Миграция: уголовно-правовые и криминологические аспекты : дис____канд.

юрид. наук : 12.00.08. Н. Новгород, 2006. С. 124.

15. Там же. С. 126.

16. Самойлюк Н. В. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия незаконной миграции: по материалам Дальневосточного федерального округа России : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Хабаровск, 2012. С. 127-128.

17. Кахбулаева Э. Х. Уголовно-правовые и криминологические аспекты организации незаконной миграции : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Ростов н/Д., 2011. С. 112.

18. Соколов Д. А. Криминологическая характеристика организации незаконной миграции : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2013. С. 148.

19. Шаргородский М. Д. Техника и терминология уголовного закона // Советское государство и право. 1948. № 1. С. 60.

20. Агаев Г. А. Преступления против порядка управления : проблемы теории и практики применения законодательства : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.08. СПб., 2006. С. 215.

21. Асмандиярова Н. Р. Борьба с незаконной миграцией на региональном уровне: уголовно-правовой и криминологический аспекты: по материалам Республики Башкортостан : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2008. С. 149.

22. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принят в г. Нью-Йорке 15.11.2000 резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2004. № 40, ст. 3883.

23. Кахбулаева Э. Х. Указ соч. С. 92-93.

24. Ефремова Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/224123 (дата обращения: 26.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Подшивалов В. Е. Международно-правовые проблемы предупреждения и пресечения незаконной миграции : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. СПб., 2004. С. 24.

26. Асмандиярова Н. Р. Указ соч. С. 27.

1. Summary of key performance indicators on the migration situation in the Russian Federation for January - December 2018. Ministry of Internal Affairs of Russia : [site]. URL: https://MBg.p^/Dejatelnost /statistics/migracionnaya/item/15850787/ [Accessed 4th October 2019].

2. The economic, social and cultural rights of migrants in an irregular situation: HR/PUB/14/1 United Nations Publication. 2014. URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/HR-PUB-14-1_en.pdf [Accessed 20th October 2019].

3. Judicial statistics data. Judicial Department under the Supreme Court of the Russian Federation : [site]. URL: https://MBg.p^/Dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/15850787/ [Accessed 5th October 2019].

4. Nitsa, V. N., Scherbina, E. M. (2016) Possible mechanisms to combat illegal migration: current status, problems and solutions. Crime, criminal policy, law : materials of All-Russian. scientific and practical conf. p. 501.

5. Utorova, T. N. (2018) Comparative analysis of criminal liability for crimes in the field of migration : thesis ... of Candidate of Law : 12.00.08. Moscow, 272 p.

70 vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

6. Sokov, V. S. (2013) Criminological characteristics of the organization of illegal migration : thesis ... of Candidate of Law : 12.00.08. Moscow, p. 78.

7. In the same ref, pp. 78-79.

8. The ruling of the Novosibirsk Regional Court of January 18, 2010 in case No. 22-253 / 2010. URL: http://www.alppp.ru/court/20-apelljacionnyj-sud/01-2010/opredelenie-novosibirskogo-oblastnogo-suda-ot-18-01-2010--22-2532010.html [Accessed 22nd October 2019].

9. Glistin, V. K. (1981) General doctrine of the object of crime : abstract of the thesis ... of Candidate of Law. Leningrad, p. 30.

10. Chuchaev, A.I. (ed.), Nyrkova, N.A. (ed.). (2009) The criminal law of the Russian Federation. General part: textbook. Rostov-on-Don, p. 132.

11. Andryushenkov, V. A. (2016) Criminal liability for the organization of illegal migration : thesis ... of Candidate of Law : 12.00.08. Omsk, p. 90.

12. In the same ref, page 85.

13. Michal, O. A., Cheremnova, N. A. (2016) Qualifying features of the organization of illegal migration. Jurisprudence and law enforcement practice. 4, 72.

14. Shkilev, A. N. (2006) Migration: criminal law and criminological aspects : thesis ... of Candidate of Law : 12.00.08. N. Novgorod, p. 124.

15. In the same ref, page 126.

16. Samoylyuk, N. V. (2012) Criminal law and criminological measures to combat illegal migration: based on materials from the Far Eastern Federal District of Russia : thesis ... of Candidate of Law : 12.00.08. Khabarovsk, pp. 127-128.

17. Kakhbulaeva, E. Kh. (2011) Criminal law and criminological aspects of the organization of illegal migration : thesis ... of Candidate of Law : 12.00.08. Rostov-on-Don, p. 112.

18. Sokolov, D. A. (2013) Criminological characteristics of the organization of illegal migration : thesis ... of Candidate of Law : 12.00.08. Moscow, p. 148.

19. Shargorodsky, M. D. (1948) Techniques and terminology of the criminal law. Soviet State and Law. 1, 60.

20. Agaev, G. A. (2006) Crimes against the order of management: problems of theory and practice of applying the legislation : thesis ... of Dr. of Law : 12.00.08. SPb., p. 215.

21. Asmandiyarova, N. R. (2008) The fight against illegal migration at the regional level: criminal law and criminological aspects: based on the materials of the Republic of Bashkortostan : thesis ... of Candidate of Law : 12.00.08. Moscow, p. 149.

22. Protocol against the Smuggling of Migrants by Land, Sea and Air, supplementing the United Nations Convention against Transnational Organized Crime (adopted in New York on 15.11.2000 by resolution 55/25 at the 62nd plenary meeting of the 55th session of the UN General Assembly). (2004) Code of Laws of the RF. 40, art. 3883.

23. Kakhbulaeva, E. Kh. Index of ref. pp. 92-93.

24. Efremova, T. F. New Russian explanatory and word-building dictionary. URL: https://dic. academic.ru/dic.nsf/efremova/224123 [Accessed 26th February 2020].

25. Podshivalov, V. E. (2004) International legal problems of the prevention and suppression of illegal migration : thesis ... of Candidate of Law: 12.00.08. SPb., p. 24.

26. Asmandiyarova, N. R. Index of ref. p. 27.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2020 71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.