К вопросу об уголовной ответственности за организацию незаконной миграции
Т. В. ВАСИЛЬЕВА,
слушатель 4-го факультета, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра
(Академия управления МВД России) E-mail:[email protected]
On the Issue of Criminal Liability for the Organization of Illegal
Migration
T. V. VASILYEVA,
Listener of the 4th Faculty, Senior Researcher of the Research Center (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
В статье рассмотрена судебная практика и проведен выборочный анализ приговоров и постановлений по уголовным делам за 2010-2018 гг. для выявления проблемных вопросов при назначении судами уголовной ответственности за организацию незаконной миграции.
Миграция, организация незаконной миграции, уголовная ответственность, судебная практика.
yflK 314.7:343
Article considers judicial practice and conducts selective analysis of sentences and resolutions on criminal cases for 2010-2018 for identification of problematic issues at appointment as vessels of criminal liability for the organization of illegal migration is carried out.
Migration, organization of illegal migration, criminal liability, judicial practice.
Состояние защищенности страны определяется устойчивостью системы государственного управления противодействию угрозам различного характера. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» одной из основных угроз государственной и общественной безопасности определена деятельность преступных организаций и группировок в различных сферах, в том числе, связанная с организацией незаконной миграции. Для реализации механизма противодействия незаконной миграции, определённой в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 годы» одной из мер определено совершенствование правовой основы противодействия незаконной миграции [2].
Законодательными актами, определяющими виды преступлений, правонарушений и ответственности в области миграции, являются Уголовный Кодекс Российской Федерации
(далее — УК РФ) и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Преступления, посягающие на регулируемые законом миграционные процессы, в УК РФ относятся к разделу «Преступления против государственной власти», а именно против порядка управления. Рассмотрим одну из важных статей этой главы — статью 3221 УК РФ «Организация незаконной миграции».
Объектом являются общественные отношения сфере государственной безопасности, а именно управленческая деятельность государства в сфере миграции. Это регистрация и контроль перемещения лиц, желающих посетить страну, без ограничений их прав и свобод.
Объективная сторона данного состава преступления — это форма, в которой выражается организация незаконной миграции, а значит — и задача защиты общественных отношений определяется в запрете организации незаконного въезда иностранных граждан и лиц
без гражданства, их незаконного пребывания в стране или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Действия при организации незаконной миграции могут быть разнообразными: предоставление жилья, трудоустройство, разрешение использования материальных средств на территории Российской Федерации [5], передвижение, перемещение для незаконных мигрантов.
Субъектом данного преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Оно может быть гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства. В статье 3221 УК РФ преступные действия могут квалифицироваться как совершенные физическим лицом единолично, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, и с целью совершения преступления на территории Российской Федерации.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется преступным умыслом. Лицо, его совершающее, осознает, что его действия нарушают законодательство Российской Федерации в отношении лиц, являющих-
в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации» и ст. 3223 УК РФ «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации», которые позволили полностью охватить преступления, связанные с незаконной миграцией. Также внесенные дополнения в п. «а» ч. 2 ст. 3221 УК РФ в 2016 году позволили более точно оценивать характер совершенных преступлений.
Анализируя судебную практику, нами отмечено следующее.
В государственной автоматизированной системе «Правосудие» (далее — ГАС «Правосудие») [3] содержится информация о решениях судов, в том числе указано, что количество уголовных дел в ней составляет 9 182 545 единиц, из них по вопросам миграции — 11 501 (таблица 1), что составляет 0,12 % от общего числа уголовных дел. Конечно, можно сказать, это незначительное количество по сравнению с другими видами преступлений, но они есть, и показы-
Табл. 1. Статистика судебных дел первой инстанции по уголовным статьям, связанными с вопросами
миграции за 2010—2018 гг.
Год Статья УК 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Всего %, от всех дел
ст. 322 поступило 292 556 667 744 1056 1349 1416 1385 569 8034 70
ст. 322 вынесено решение 181 431 554 589 887 1105 1161 1085 500 6493 68,5
ст. 3221 поступило 24 22 24 480 682 474 353 350 234 2643 23
ст. 3221 вынесено решение 11 15 13 368 653 435 313 300 222 2330 23,4
ст. 3222 поступило - - - - 6 13 28 37 10 94 1
ст. 3222 вынесено решение - - - - 4 11 25 26 9 75 0,8
ст. 3223 поступило 84 139 217 196 94 730 6
ст. 3223 вынесено решение - - - - 71 126 218 166 106 687 7,25
Всего поступило 316 578 691 1224 1828 1975 2014 1968 907 11501 100
Вынесено решение 192 446 567 957 1615 1677 1717 1577 837 9585 100
ся незаконными мигрантами в силу различных причин, как бытовых (в силу стечения обстоятельств), так и целеполагающих (нежелание выехать из страны).
Статья 3221 УК РФ была введена в УК РФ в 2004 г. В 2013 г. в результате сложившейся судебной практики и общественного резонанса по преступлениям, связанным с фиктивными регистрационными действиями в области миграционного учета, УК РФ был дополнен двумя новыми статьями: ст. 3222 «Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства
вают возможные проблемы организационно-правового характера по обеспечению контроля и управления миграционными процессами.
Количество дел по ст. 3221 УК РФ, зарегистрированных в ГАС «Правосудие» за период 2010—2018 гг. составляет 2 643 единицы. Количество уголовных дел (в том числе и при введении новых статей) и поступивших на рассмотрение за последние три года по статье 3221 УК РФ, имеет тенденцию снижения. Причины таких изменений в положительную сторону, на наш взгляд, лежат в изменениях в миграционном законодательстве, которые связаны: с огра-
ничением въезда в страну только по загранпаспорту, с корректировкой правил трудовой миграции, упрощающие правила получения трудового патента, с расширением административной ответственности принимающей стороны за нарушение обязанностей по обеспечению пребывания приглашенных иностранных граждан, более эффективным взаимодействием служб и ведомств, обеспечивающих контроль за въездом, выездом и пребыванием иностранных граждан, в том числе и тех, кому запрещен въезд в страну [6]. Однако, не исключено, что снижение количества преступлений говорит о возможной латентности преступлений, а также затруднением фиксации наступления события — преступления.
Наибольшее количество установленных преступлений в сфере миграции составляют преступления по ст. 322 УК РФ «Нарушение государственной границы», составляющие 70 % уголовных дел в судах (табл. 1). Этому есть вполне обоснованное подтверждение. При пересечении государственной границы лицо проходит
Изученные научные и учебные материалы позволяют сделать вывод, что в начале рассматриваемого интервала времени суды практически не выносили оправдательных приговоров. Это подтверждается исследованиями Филлипо-ва П. [7].
Рассмотренные постановления о прекращении уголовных дел основанием для прекращения определяют деятельное раскаяние. Надо полагать, что суды достаточно лояльно относятся к лицам, совершившим данные преступления.
Прекращение дел ст. 3221 УК РФ применялось в основном по ч. 1, когда обвиняемое лицо совершило преступление единолично, дополнительных санкций суды обычно не назначают. В 2014 г. значительная часть уголовных дел прекращались вследствие амнистии. В остальных случаях, основанием для прекращения суды принимают во внимание деятельное раскаяние, по аналогии со ст. 3222 и ст. 3223УК РФ. Для реализации суды применяли ч. 1 ст. 75 УК РФ в соответствии с которой лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть ос-
Табл. 2. Соотношение вынесенных приговоров и постановлений о прекращении уголовных дел
по миграции
Статья УК РФ Всего поступило Кол-во приговоров % Кол-во прекращенных дел %
ст. 322 8034 7901 98,3% 99 1,23%
ст. 3221 2643 2407 91% 146 5,52%
ст. 3222 94 36 38% 25 27%
ст. 3223 730 421 57% 145 20%
Всего 11448 10721 94% 408 3,4%
несколько этапов проверки документов, в том числе сличение фотографии с оригиналом, наличие необходимых и действительных по срокам документов, а также проверка истории нарушений данным лицом административного и уголовного законодательства Российской Федерации, определение ограничений на въезд-выезд, что позволяет пресечь попытки нарушения государственной границы, а значит и отсеять часть потенциально незаконных мигрантов.
Преступления, квалифицируемые по ст. 3221 УК РФ, составляют по поступившим делам почти четверть судебных дел (таблица 1), 91% дел из них завершилось вынесением приговоров, 6 % дел прекращено (табл. 2).
Оставшаяся часть — 7 % (таблица 1) приходится на долю дел, связанную с фиктивной регистрацией и фиктивной постановкой на учет. Надо отметить, что количество прекращенных дел по ст. 3222,3223 УК РФ составляет очень высокий процент.
вобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным и постановление о прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием.
В 2018 г. в практике вынесения постановлений о прекращении уголовных дел суды Московской области стали практиковать назначение меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в сумме от 10 до 20 тыс. руб. Суды достаточно мягко подходят к разрешению таких дел, а закрепление устойчиво положительного и законного в дальнейшем поведения подкрепляют денежным наказанием (судебным штрафом), что дает эффект профилактики правонарушений в данной сфере.
В части прекращенных уголовных дел отмечается тенденция к переквалификации преступлений по рассмотренным обстоятельствам на преступления по ст. 3222 или 3223, что приводит к смягчению наказания или прекращению уголовного дела.
По приговорам уголовных дел, содержащих сведения о группах лиц по предварительному сговору или организованных группах, занимавшихся организацией незаконной миграции, суды назначают исполнителям достаточно строгие наказания до двух лет лишения свободы (но учитывая смягчающие обстоятельства, зачастую назначается условный срок), организаторам групп назначают до 3 лет лишения свободы.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
- анализ практики назначения наказаний по уголовным делам, связанным с организацией незаконной миграции, показал ориентированность суда на назначение наказаний, не связанных с лишением свободы, что наглядно демонстрирует современные тенденции уголовной политики Российской Федерации -концентрацию усилий государства на противодействии тяжким и особо тяжким преступлениям при одновременном смягчении наказаний за преступления небольшой тяжести;
- по значительному числу уголовных дел (почти 6%) по статье 3221 УК РФ, предусматривающей ответственность за организацию незаконной миграции, посредством применения
положений части 1 статьи 75 УК РФ назначается наказание в виде судебного штрафа, не детерминирующее возникновение юридически значимых последствий в виде наличия судимости. Применение данной уголовно-правовой меры с одной стороны позволяет учесть усилия следственных органов по раскрытию и расследованию преступлений, а с другой - активность виновного лица в виде деятельного раскаяния;
- в дальнейшем, исходя из необходимости совершенствования миграционного законодательства и механизмов контроля за миграционными процессами в свете решения задач социально-экономического развития общества, возможно применение и для статьи 3221 УК РФ механизма отказа от уголовной ответственности и перевода совершенных впервые единичных деяний, связанных с организацией незаконной миграции, в сферу административного законодательства;
- применение судами данного механизма позволяет эффективно влиять на общественное мнение с целью формирования у населения устойчивого мнения о недопустимости совершения преступлений в сфере миграции, что дает несомненный профилактический эффект.
Указанные выводы отражены в магистерской диссертации «Уголовная ответственность лиц за организацию незаконной миграции» в части, рассматривающей проблемы квалификации по статье 3221 УК РФ «Организация незаконной миграции».
Список литературы:
1. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации : УК : текст с изменениями и дополнениями на 02.08.2019 года : [принят Государственной думой 24 мая 1996 года : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года] // Консуль-тантПлюс. — Текст : электронный.
2. Российская Федерация. Указы. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. — Текст : непосредственный.
3. ГАС «Правосудие» // URL: https://bsr. sudrf.ru/bigs/portal.html (дата обращения: 27.11.2018). — Текст : электронный.
4. Уголовное право России. Часть Общая и Особенная: учебник для бакалавров. отв. ред. А. И. Рарог М. - 2014 с. 476-477. -Текст : непосредственный.
5. Особенности квалификации преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ — орга-
низация незаконной миграции: учебное пособие / С. А. Ступина, Е. А. Дмитрова, Е. А. Попкова. Красноярск, ГУВД Красноярского края, - 2007. - Текст : непосредственный.
6. Лялякин, Ю. А. К вопросу о сущности и содержании взаимодействия подразделений МВД России в среде реализации государственной миграционной политики и обеспечения миграционной безопасности // Труды Академии управления МВД России. - 2016, № 3. - Текст : непосредственный.
7. Филиппов, П. Организация незаконной миграции. Практика применения ст. 322.1 УК РФ и новеллы законодательства // Уголовное право. - 2014, № 3. - Текст : непосредственный.
8. Андрюшенков, В. А. «Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции» дис... канд. юрид. наук. Омск, -2016. - Текст : непосредственный.