Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПТУ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПТУ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.М. Харковенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proceeding from the study of organization of the teaching and production process among students of secondary vocational mining schools it was established that students’ physical adaptation, developed to the end of theoretical studies, was rather unstable. Exposure to a number of occupational factors of mines caused stress of regulatory mechanisms at the initial stage of probation that was succeeded by adaptive reconstruction when working in rather shallow mines and by its absence when working in deep mines. Thus, the necessity of hygienic corrections in the teaching process of students of vocational mining school was underlined.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПТУ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

ектов с учетом предоставления ему функции надзора за ходом строительства (реконструкции) объектов заслуживает положительной оценки и дальнейшего распространения. Требует своего совершенствования учетно-отчетная документация, используемая отделением.

Проведенное изучение информационного обеспечения лаборатории санэпиданализа Минской гфСЭС, работающей в условиях централизации управления, позволило установить, что указанное подразделение является важным интегрирующим звеном санитарно-эпидемиологического и санитарно-гигиенического надзора на обслуживаемой территории, а также выявить тесную взаимосвязь лаборатории с руководством и

© Н. М. ХАРКОВЕНКО, 1990 УДК 371.7:377.5:669.162.16

Совмещение профессионального образования с общим средним не только изменило содержание учебного процесса — оно привело к увеличению дневной и недельной нагрузки и более раннему контакту с неблагоприятными факторами окружающей среды [8]. В настоящее время достаточно подробно изучены условия обучения подростков, осваивающих рабочие профессии в средних ПТУ различных отраслей народного хозяйства [7]. Исследования, освещающие подготовку рабочих кадров для угольной промышленности, единичны и не отражают всех особенностей обучения в ПТУ горного профиля [5, 9]. Специфические условия труда в угольных шахтах, особенно глубоких, характеризующихся комплексом неблагоприятных факторов, предъявляют повышенные требования к функциональному состоянию организма горнорабочих и состоянию их здоровья. Сравнительно большую опасность они представляют для молодого растущего организма в силу его анатомо-физиоло-гических особенностей и требований профессионального обучения в горных ПТУ, в частности работы во время практики на угольных предприятиях. Существующие средства предупреждения отрицательного влияния факторов подземной среды на организм взрослых горнорабочих позволяют обеспечить достаточно высокую работоспособность в сложных условиях угольных шахт Донбасса. Вместе с тем при создании применяемых с этой целью средств защиты не приняты во внимание морфофункциональные особенности организма учащихся горных ПТУ и Своеобразие профессионального обучения на угольных шахтах.

структурными подразделениями городской и районных СЭС, способствующую целенаправленному и оперативному проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на обслуживаемой территории; предложить мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения, направленные на сокращение внешнего документопотока в лабораторию из районных СЭС, выпуск документации по оперативному слежению и оценке неинфекционной заболеваемости в городе, более широкое использование оперативных документов (информационных и аналитических таблиц), разработанных по инициативе специалистов горСЭС.

Поступила 21.04.89

Анализ проведенных многоплановых наблюдений показал, что профессиональная подготовка в ПТУ угольной промышленности характеризуется благоприятными условиями проведения теоретических занятий, значительной учебной нагрузкой на первом, втором годах и производственной нагрузкой на четвертом году обучения (40—42 ч в неделю), которая соответствует оптимальной только на третьем году (35—37 ч). Учебные занятия в начале первого года обучения вызывали напряжение основных систем организма подростков (центральной нервной, сердечно-сосудистой, нервно-мышечной и др.)» которое несколько уменьшалось к концу первого и оставалось почти аналогичным в течение второго года. К концу третьего года обучения состояние физиологических функций сравнительно улучшалось. В приспособлении организма к учебно-производственной среде ведущее значение наряду с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями имеют функциональные возможности организма. Изучение последних по исходным утренним показателям физиологических функций выявило рост уровня функционирования основных систем организма учащихся. Так, к концу обучения повышаются возбудимость ЦНС, скорость переработки зрительной информации, мышечная выносливость, снижаются систолический и минутный объемы крови. Однако при общей положительной направленности сдвигов наблюдается неблагоприятная динамика отдельных показателей сердечно-сосудистой системы, в частности отсутствует возрастное замедление частоты пульса, отмечается значительный процент (33) тахикардий, понижается по сравнению с

//. М. Харковенко

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПТУ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Донецкий НИИ гигиены труда и профессиональных заболеваний

должной величиной минутный объем крови. Изменения системы кровообращения, являющейся универсальным индикатором адаптационной деятельности организма [1], свидетельствуют о функциональном напряжении ее в конце обучения и отсутствии развития адаптационной перестройки под воздействием учебно-производственных факторов.

Изучение условий и характера профессионального обучения юношей в период производственной практики на угольных предприятиях выявило различную степень изменений функционального состояния систем организма обучающихся. Так, при работе на шахтной поверхности (в сравнительно благоприятных условиях) сдвиги физиологических функций после рабочей смены незначительные на протяжении всей практики. В подземных условиях угольных шахт, характеризующихся неблагоприятным микроклиматом, значительными уровнями пыли, газов, шума и др., трудовая деятельность вызывает существенные изменения, указывающие на снижение функциональных возможностей организма учащихся, о чем свидетельствовало увеличение времени сенсомоторных реакций, уменьшение мышечной выносливости и снижение относительных гемодинамическкх показателей, замедление восстановительных процессов. Следовательно, условия труда в угольных шахтах затрудняют приспособление организма учащихся к работе в подземных условиях.

Вместе с тем постоянное углубление горных выработок и их сосредоточенность в Донбассе, а также потребность проведения профессионального обучения учащихся IV курса в глубоких угольных шахтах предопределили необходимость уточнения характера развития приспособительных реакций к работе, протекающей в специфических для глубоких горизонтов условиях (нагревающий микроклимат, повышенное барометрическое давление и др.). Сравнение функционального состояния организма учащихся показало, что на начальном этапе производственной практики наблюдается напряжение профессионально важных систем у работавших как на глубоких горизонтах (1-я группа), так и на неглубоких (2-я группа), однако достоверно больше оно было у первых. Отличие физиологического состояния особенно проявлялось после трудовых операций, выполняемых в разных микроклиматических условиях (рис. 1). В конце практики при сохранении различий между сравниваемыми группами выраженность изменений физиологических функций несколько уменьшалась, указывая на некоторое снижение напряжения функционального состояния организма учащихся.

Однако полученные средние величины, характеризующие физиологические функции, не давали возможности оценить приспособительные реакции, развивающиеся в организме учащихся под воздействием условий угольных шахт. Бо-

лее углубленное изучение зависимостей разнообразных факторов позволило установить тенденцию к взаимной корреляции, отражающей мобилизацию разных систем [1]. Так, анализ корреляционных связей показал, что в конце практики у учащихся, работавших в глубоких шахтах, как после рабочей смены, так и в процессе выполнения производственных операций степень функционального напряжения более существенна*, чем у тех, кто трудился на небольшой глубине. При этом была вскрыта также существенная перестройка регуляторных механизмов [4], наступавшая под влиянием производственных факторов угольных шахт (рис. 2).

Отмечено, что к концу практики по сравнению с началом у учащихся 1-й группы отмечается существенный рост межсистемных связей (вдвое между показателями ЦНС и сердечно-сосудистой системы, втрое — ЦНС и терморегуляторной системы) при неизменном их уровне во 2-й группе. Следовательно, развитие приспособительных реакций к неблагоприятным условиям глубоких

Рис. 1. Реакция организма учащихся горного ПТУ при выполнении трудовых операций в период практики на

глубоких и неглубоких горизонтах угольных шахт. а — начало практики; б — конец практики. 1 — показатели физиологических функций в период работы при температуре воздуха 24 "С; 2 — 30 °С. ЧСС — частота сердечных сокращений, уд/мнп; САД — систолическое артериальное давление, мм. рт. ст.; ПЯ — пульсовое давление, мм рт. ст.; МОК — минутный объем крови, ^ ЧД — частота дыхания в 1 мнн; МОД — минутный объем дыханиял л/мин; СОК — систолический объем крови, мл; ЭТ — энерготраты, ккал/мии.

горизонтов сопровождается значительной мобилизацией защитных механизмов и требует более высокой физиологической стоимости, чем при работе в неглубоких шахтах.

Так как в юношеском возрасте гомеостатиче-ские механизмы менее совершенны [2, 3], то продолжительное нахождение организма учащихся в состоянии функционального напряжения Сможет привести к переходу его в состояние неудовлетворительной адаптации к подземным условиям глубоких горизонтов.

О различиях в характере приспособления к разным условиям угольных шахт свидетельствует также заболеваемость с временной утратой трудоспособности, являющаяся одним из критериев адаптации организма к внешней среде: у работавших на глубоких горизонтах показатели ее достоверно выше. Следовательно, чем неблагоприятнее условия труда, тем труднее протекает адаптация к ним и тем выше уровень заболеваемости. В связи с этим определенный интерес имело сопоставление функционального состояния и состояния здоровья учащихся гор-I ных ПТУ, обучающихся ныне и проходивших

280 260 240 220 200 1вО 160 140 120 100 80 60

20 О

6

с(

д\п\д\п н ' к 1

1 2

ш

п

дШ н

1

нк 2

п Н ' и 1

2

Рис. 2. Динамика корреляционных взаимосвязей показателен физиологического состояния организма учащихся при работе в период практики на глубоких и неглубоких горизонтах угольных шахт.

> По оси абсцисс и оси ординат — общее число корреляционных свя-Р| зей. I — неглубокие шахты; II — глубокие шахты, а — внутрнсистем-^ ные связи; б — межсистемные связи; в — общие связи. / — на поверхности; 2 — в шахте, д — до начала смены; п — после смены; к —качало практики, « — конец практики.

обучение на угольных шахтах Донбасса в конце 50-х годов [6]. Оказалось, что при почти аналогичных неблагоприятных условиях труда во время практики реакция организма учащихся была одинаковой (наблюдались существенные изменения со стороны физиологических функций), хотя различия отмечались только в данных физического развития — показатели его у современных подростков значительно превышали таковые у учащихся конца 50-х годов, свидетельствуя об акселерации физического развития. Полученные результаты легли в основу разработки «Списка профессий, специальностей и работ, на которых запрещается работа лиц, не достигших 18-летнего возраста» по разделу «Горные работы» (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС 21.06.85 № 198/П) и пересмотра п. 4 данного постановления. Несмотря на ускоренное физическое развитие современных юношей, их организм по-прежнему отличается повышенной чувствительностью к действию неблагоприятных факторов подземной среды угольных шахт, и поэтому нет оснований изменять существующие возрастные ограничения на подземные работы для акселерированных подростков.

Таким образом, приспособленность организма учащихся, развивающаяся к концу теоретического курса обучения в горном ПТУ, оказывается весьма неустойчивой. Воздействие комплекса подземных факторов угольных шахт на начальном этапе практики вызывает напряжение механизмов регуляции, сменяющееся к концу ее адаптационной перестройкой физиологических функций организма учащихся, работавших в неглубоких шахтах. В условиях нагревающего микроклимата глубоких шахт работа приводит к значительному напряжению функционального состояния, препятствуя развитию адаптационных реакций, что требует как возрастных ограничений на подземные работы, так и гигиенической коррекции производственной практики учащихся в глубоких шахтах, а также более широкого использования технических средств производственного обучения (учебные шахты, участки, полигоны и др.). Это позволит создать гарантии для сохранения и укрепления здоровья учащихся горных училищ Донбасса.

Литература

1. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М., 1979.

2. Громбах С. М.//Международный симпозиум школьной и университетской гигиены н медицины, 11-й: Труды. — М„ 1978, —С. 51—56.

3. Г у мене р П. И., Дружинин П. В., Зыков А. К., Ковалева Л. Л. // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков,—М„ 1983, —С. 100—107.

4. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск, 1980.

5. Кулумбетов Б. М., Тлегенова А. М., Жунусова Р. А. // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. — М„ 1984, —С. 59—60.

6. Навакатикян. А. О., Певный С. А., Амлинская М. 3.11 Вопросы физиологии труда. — М., 1957. —С. 182—193.

7. Совершенствование условий обучения, воспитания и охрана здоровья учащихся профтехучилищ / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Н. В. Алишева. — М„ 1981.

8. Сердюковская Г. Я.//Гиг. и сан. — 1984. — № 7. — С. 4—6.

9. Филина Т. П. // Научно-техническнй прогресс и гигиена труда. — Караганда, 1977.— С. 98—100.

Поступила 13.07.88

Summary. Proceeding from ihe study of organization of

the teaching and production process among students of se-

condary vocational mining schools it was established that students' physical adaptation, developed to the end of theoretical studies, was rather unstable. Exposure to a number of occupational factors of mines caused stress of regulatory mechanisms at the initial stage of probation that was succe-ded by adaptative reconstruction when working in rather shallow mines and by its absence when working in deep mines. Thus, the necessity of hygienic corrections in the teaching process of students of vocational mining school^ was underlined.

© P. Б. БУМАГИН, 1990 УДК 614.3/.4:347.13/.14

P. Б. Бумагин ТРЕБУЮТСЯ УТОЧНЕНИЯ

Ворошиловградская областная санэпидстанция

Инструкция о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил № 1606 была утверждена в 1977 г. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях введены в действие Верховным Советом СССР с 1 марта 1981 г., т.е. спустя 4 года после утверждения указанной инструкции.

С изданием Основ некоторые положения инструкции пришли в противоречие с ними, однако, насколько нам известно, никакие изменения в инструкции не внесены, т. е. она не приведена в соответствие с Основами.

Так, согласно п. 15 инструкции, «постановление о наложении штрафа, не исполненное в течение трех месяцев со дня его вынесения, исполнению не подлежит». А в ст. 42 Основ (и соответственно в кодексах союзных республик об административных правонарушениях) говорится: «Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения».

Если раньше, до введения в действие Основ, не исполненное должностным лицом постановление о наложении штрафа возвращалось органу санитарного надзора без исполнения ввиду истечения срока его действия (и этим оштрафованные должностные лица пользовались), то сейчас постановление о наложении штрафа должно быть в течение трех месяцев со дня его вынесения направлено для исполнения по месту работы нарушителя, получения пенсии, стипендии и т. д. По своевременно обращенному к испол-

нению постановлению администрация предприятия либо судебный исполнитель производят взыскание суммы независимо от срока, т. е. до полного погашения суммы.

Разница очень существенная! Новая редакция ^ дает возможность добиться конечного результата— взыскать штрафы независимо от срока, однако многие работники санитарно-эпидемиологи-ческой службы пользуются устаревшей в этой части инструкцией и безропотно принимают возвращаемые им без исполнения постановления о наложении штрафа ввиду истечения трехмесячного срока со дня их вынесения.

Согласно п. 12 инструкции, должностные лица и граждане, подвергнутые штрафу, вправе обжаловать постановление о наложении штрафа в десятидневный срок со дня вручения постановления, а в соответствии со ст. 39 Основ — со дня вынесения постановления.

В соответствии с изложенным выше из п. 12 а инструкции о порядке наложения штрафов надлежит исключить следующие слова: «и в течение давности трехмесячного срока приостанавливает взыскание штрафа, как потерявшие смысл в соответствии с п. 42 Основ законодательства».

Согласно п. 13, органы и учреждения санэпид-службы обязаны оформить в местных учреждениях Госбанка отдельные лицевые счета для поступления штрафов. Однако инструкция не согласована ни с Минфином, ни с Госбанком.

Таковы наши замечания, касающиеся ныне действующей инструкции о наложении и взыскании штрафов, которые следует учесть при ее переработке или составлении новой.

Поступила 06.07.88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.