правового качества закона и разработки основных параметров их оценки [5, с.22].
В.В.Игнатенко выделяет также такой вид, как лингвистическое качество, которое определяется им как «устойчивая целостная совокупность свойств законов, характеризующих степень соответствия их текстов лексическим, семантическим, грамматическим и другим лингвистическим правилам и нормам, выработанным языкознанием и апробированным в законотворческой практике» [5, с.5].
Таким образом, качество закона, понятие юридическое, но учитывая неразрывную связь законодательной идеи с реализацией политических решений, базирующихся на познании социальных и экономических процессов, представляется необходимым трактовать термин «качество закона» с учетом его политических и социальных характеристик.
Список литературы:
1. Введение в философию. Часть 2. М., 1990. - 250 с.
2. Гегель. Наука логики: в 3 т. М., 1970. Т.1 - 375 с.
3. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т1: Наука логики. - 350 с.
4. Дрейшев Б.В. Проблемы обеспечения качества закона // Правоведение. 1988. №4.
5. Игнатенко В.В. Правовое качество законов об административных правонарушениях: монография. -Иркутск: изд-во ИГЭА, 1998. - 304 с.
6. Красинский В.В. Качество российских законов. Право и политика, 2005, № 5
7. Кузьмин В.П. Категория меры в марксистской диалектике. С 35
8. Мушинский М.А. Проблемы диагностики правотворческих дефектов / М.А. Мушинский. - Иркутск: Институт законодательства и правовой информации, 2008. (научные доклады. Вып. 3) - 114 с.
9. Назаренко А.Ф. Универсальные связи бытия // Философия: учебник для юридических вузов / Под ред. В.П.Сальникова, В.П.Федорова, Г.Н.Хона, Б.К.Джегутанова 2-е изд., испр. и дополн. СПб., 1999 - 540 с.
10. Паниото В.И. Качество социологической информации. Киев, 1986. - 83 с.
11. Поленина С.В. Качество закона и совершенствование правотворчества // Советское право, 1987, № 7
12. Поленина С.В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993 - 58 с.
13. Словарь русского языка. В 4-х томах. - М.: Русский язык, 1988. Т.2.-524 с.
14. Философский энциклопедический словарь. М. 1983. - 386 с.
15. Цвигун И.В. Генезис понятия «качество» // Вестник Иркутской государственной экономической академии. 1998. №14
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО
МУНИЦИПАЛИТЕТА
Мухаметханова Эльвина Рустемовна
студентка 5 курса Института права Башкирского государственного университета, г. Уфа
Аминов Ильдар Ринатович
Канд.юр.наук, доцент кафедры государственного права Института права Башкирского государственного университета, г. Уфа
Информационные технологии в настоящее время являются катализатором не только экономического роста, но и развития всех остальных сфер жизни общества. Правительством РФ задан высокий темп реализации мероприятий по формированию инфраструктуры информационного общества. В рамках государственной программы РФ «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №313, с целью повышения внедрения информационных технологий на уровне муниципальных образований на Министерство связи и массовых коммуникаций России возложено проведение и развитие мероприятия «Электронный муниципалитет».
Под электронным муниципалитетом следует понимать «информационно-коммуникационную систему органов местного самоуправления, обеспечивающую создание условий для принятия эффективных решений по управлению муниципальным образованием как целостной социально-экономической системой» [2, с. 46]. Использование информационно-коммуникационных технологий на муниципальном уровне призвано обеспечить прозрачность деятельности органов местного самоуправления, облегчить доступ граждан к разнообразным сведениям, получению муниципальных услуг в электронном виде. В конечном виде, как верно отметил профессор В.А. Холопов, электронный муниципалитет представляет собой новую
форму организации взаимодействия муниципальной власти и гражданского общества [5, с. 26].
Предлагаем рассмотреть тенденции формирования электронного муниципалитета на примере опыта органов местного самоуправления городского округа город Уфа.
Система муниципального управления города Уфа переживает этап модернизации. На текущий момент в Уфе применяется более ста различных информационных систем в области медицины, социальной политики, административного управления, городского хозяйства, управления муниципальным имуществом, безопасности населения. В Уфе созданы и системы автоматизации учреждений, и различные Интернет-порталы, и специализированные программно-аппаратные комплексы. Указанное позволяет говорить о наличии в городе информационной среды, называемой «Электронный муниципалитет». Основной задачей органов местного самоуправления в информационной политике города является создание благоприятных условий для развития информационной среды и повышения качества жизни и эффективности работы горожан.
В первую очередь следует отметить автоматизацию работы исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Специалисты От-
дела информационных технологий и связи Администрации города занимаются развитием единого информационно-коммуникационного пространства органа местного самоуправления.
Во исполнение Федерального закона № 8 от 12 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также в целях развития взаимодействия граждан с Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрациями районов, муниципальными предприятиями и другими городскими структурами с помощью сети Интернет, был создан официальный сайт Администрации городского округа город Уфа www.ufacity.info [3].
На сайте каждый посетитель может ознакомиться с новостями города и иной информацией, которая позволяет быстро сформировать представление об основных направлениях развития города и деятельности органов местного самоуправления. Особое внимание необходимо обратить на подраздел «Нормативно-правовые акты» раздела «Документы». Он открывает пользователям доступ к ссылкам на информацию электронной базы нормативных правовых актов, распорядительных и иных документов, подписываемых Главой Администрации города Уфа.
Эффективное взаимодействие граждан с органами местного самоуправления достигается путем представления на сайте целого ряда муниципальных электронных услуг, нацеленных на постепенное вытеснение «бумажных» аналогов:
- официальные электронные обращения граждан к руководству города;
- запись на прием к врачам поликлиник города Уфы через электронный сервис «Единая регистратура»;
- выдача копий муниципальных правовых актов Администрации ГО г.Уфа РБ;
- постановка на учёт для устройства в муниципальные образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования через сервис электронной очереди в детские сады Республики Башкортостан;
- предоставление информации о проводимых аукционах по объектам недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, на право аренды или приобретения в собственность;
- предоставление информации о реализации в муниципальных образовательных учреждениях программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительных образовательных программ;
- электронная услуга получения информации о задолженности по договорам аренды муниципального нежилого фонда.
На официальном сайте действует форум, в рамках которого жители в оперативном порядке получают ответы на свои вопросы, проводятся опросы общественного мнения для решения наиболее важных вопросов местного значения. Примечательно и то, что Интернет-портал отмечен различными наградами: был признан победителем (2003 год) и лауреатом (2004 год) в номинации «Лучший сайт города-центра Субъекта Федерации», а также победителем (2002 год) в номинации «Лучший сайт».
Важным направлением информатизации муниципального управления является автоматизация управленческого процесса. Основой для работы в этой области являются системы электронного документооборота используемые в Республике Башкортостан, которые позволяют
не только автоматизировать работу внутри ведомств, но также и межведомственное взаимодействие на основе технологии электронной подписи, внедряемой на территории города Правительством Республики. C 2008 года Администрацией ГО г.Уфа РБ было принято решение перейти на систему электронного документооборота и управления взаимодействием DIRECTUM [6, с. 16]. Уже свыше двухсот различных организаций города обмениваются юридически значимыми электронными документами.
Следует отметить, что представительный орган местного самоуправления - Городской Совет - параллельно развивает и поддерживает свой интернет-ресурс (www.gorsovet-ufa.ru). На сайте имеется архив решений Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, регламент Совета, опубликован важнейший для города документ - Устав. На главной странице сайта размещен новостной блок, содержащий свежую информацию о деятельности Городского Совета, публичных слушаниях, ходе обсуждения и принятых решениях, приеме граждан, заседаниях Молодежной общественной палаты. Кроме того, электронный ресурс позволяет гражданам установить обратную связь с депутатами Городского Совета путем обращений через сеть Интернет. В разделе «Вопрос депутату» содержатся сведения о депутатах, графики их приема граждан, отчеты депутатов о проделанной работе и иная контактная информация. Как видим, полным ходом идет работа по установлению информационной коммуникации с гражданами, что является условием, способствующим реализации форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Таким образом, как отмечают многие исследователи, развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий [4, с. 96]. Не осталась в стороне и сфера государственного и муниципального управления. Внедрение технологии «Электронный муниципалитет» раскрывает новые формы коммуникации власти с народом, способствует межмуниципальному сотрудничеству, обеспечивает взаимодействие и взаимообмен услугами по вертикали - между государственными органами и органами местного самоуправления. Несмотря на положительное влияние информационной модернизации местного самоуправления на благосостояние муниципального образования и населения, данный процесс требует значительных финансовых затрат. В таком случае муниципалитеты, как правило, сталкиваются с нехваткой собственных ресурсов для перевода услуг в электронный вид [1, с. 54]. По этой причине местные власти испытывают неготовность организовать жизнь территориальных сообществ с учетом новейших технических разработок. Указанная проблема усугубляется отсутствием подробной законодательной регламентацией модернизации муниципальной власти. В связи с чем, видится необходимость во внесении соответствующих дополнений в законодательство Российской Федерации: в Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправление в Российской Федерации» - положения о возложении на органы местного самоуправления полномочий по созданию информационно-коммуникационных систем в рамках муниципального образования для решения вопросов местного значения с использованием информационных технологий. Также целесообразно выделить в государственной программе «Информационное общество
(2010 - 2020 годы)» раздел «Электронный муниципалитет», в котором бы конкретизировались основные понятия, принципы, цели, задачи, методические рекомендации по информатизации местного самоуправления в России. В пользу самостоятельности понятия «электронный муниципалитет» свидетельствует и то, что, согласно ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, широко распространенный ныне термин «электронное правительство» не применим для характеристики информатизации муниципальных органов. Что касается дефицита местных бюджетов для функционирования электронного муниципалитета, то думается, что нехватка средств может быть отчасти компенсирована из региональных бюджетов.
В целом, электронный муниципалитет выступает неотъемлемой частью информационного общества и перспективным направлением инновационной деятельности в области муниципального управления.
Список литературы:
1. Дмитриева Е.А. Предоставление муниципальных услуг в электронной форме: современное состояние и перспективы развития // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 3. - С. 51-54.
2. Кириенко В.Е. Информационные системы органов местного самоуправления: от ОГАС к информационному обществу: моногр. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиотехники, 2012. - 203 с.
3. Постановление главы Администрации ГО г. Уфа РБ №2340 от 06.05.2010 г. «Об Официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://ufacity.info/document/43273.html (дата обращения 7.11.2014).
4. Салихов Е.А. Электронные услуги муниципальной власти: проблемы и эффекты внедрения // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2009. - № 8. - С. 96-97.
5. Холопов В.А. Актуальные вопросы формирования организационно-правовых условий для эффективного функционирования электронного муниципалитета. Опыт муниципального образования г. Рязань // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2012. - № 1. - С. 26-28.
6. Электронный муниципалитет: буклет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ufacity.info/document/38758.html (дата обращения 7.11.2014).
НАЛОГОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА САНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ-БАНКРОТОВ В ФОРМЕ ДОТАЦИЙ И СУБВЕНЦИЙ
Наумова Евгения Валерьевна
Старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, Россия,Республика Башкортостан,г.Стерлитамак
Как указывают ученые-правоведы, один из инструментов оздоровления российской экономики и проведения ее структурной перестройки, не использующий метод исключения из рыночной экономики неконкурентоспособных субъектов предпринимательства - это предоставление предприятиям, находящимся в тяжелом финансовом положении, государственной поддержки. Основной предпосылкой предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям служит обеспечение их эффективной работы после получения финансовых средств, то есть финансовое оздоровление организаций[6].
В течение всего срока предоставления государственной финансовой поддержки контролируется соответствие указанных показателей их нормативным значениям в соответствии с действующим законодательством РФ, и законодательством о банкротстве (несостоятельно-сти)[1].
В результате повторного ранжирования устанавливается единый порядок предоставления первоочередной государственной финансовой поддержки. Таким образом, окончательно формируется перечень предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке[2].
Таким образом, в системе государственного бюджета необходимо создать фонд государственной под-
держки (санации) предприятий-банкротов, на счета, которого будут направляться, например, все целевые кредиты Центрального банка на пополнение оборотных средств и государственную поддержку предприятий.
Дотации и субвенции за счет средств бюджета различного уровня управления, как формы санирования, связанны со следующими основными условиями: необходимостью обеспечения дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики; отраслевой и межотраслевой переориентацией деятельности предприятия; осуществлением антимонопольных мероприятий; с другими целями по инициативе органов, уполномоченных управлять государственным имуществом.
Дотация - денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами[5].
Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Необходимо отметить, что предоставление дотаций предприятиям позволяет предотвратить их банкротство (несостоятельность).
Субсидия - денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим ли-