Научная статья на тему 'Налогово-правовое регулирование процесса санирования предприятий-банкротов в форме дотаций и субвенций'

Налогово-правовое регулирование процесса санирования предприятий-банкротов в форме дотаций и субвенций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налогово-правовое регулирование процесса санирования предприятий-банкротов в форме дотаций и субвенций»

(2010 - 2020 годы)» раздел «Электронный муниципалитет», в котором бы конкретизировались основные понятия, принципы, цели, задачи, методические рекомендации по информатизации местного самоуправления в России. В пользу самостоятельности понятия «электронный муниципалитет» свидетельствует и то, что, согласно ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, широко распространенный ныне термин «электронное правительство» не применим для характеристики информатизации муниципальных органов. Что касается дефицита местных бюджетов для функционирования электронного муниципалитета, то думается, что нехватка средств может быть отчасти компенсирована из региональных бюджетов.

В целом, электронный муниципалитет выступает неотъемлемой частью информационного общества и перспективным направлением инновационной деятельности в области муниципального управления.

Список литературы:

1. Дмитриева Е.А. Предоставление муниципальных услуг в электронной форме: современное состояние и перспективы развития // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 3. - С. 51-54.

2. Кириенко В.Е. Информационные системы органов местного самоуправления: от ОГАС к информационному обществу: моногр. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиотехники, 2012. - 203 с.

3. Постановление главы Администрации ГО г. Уфа РБ №2340 от 06.05.2010 г. «Об Официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://ufacity.info/document/43273.html (дата обращения 7.11.2014).

4. Салихов Е.А. Электронные услуги муниципальной власти: проблемы и эффекты внедрения // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2009. - № 8. - С. 96-97.

5. Холопов В.А. Актуальные вопросы формирования организационно-правовых условий для эффективного функционирования электронного муниципалитета. Опыт муниципального образования г. Рязань // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2012. - № 1. - С. 26-28.

6. Электронный муниципалитет: буклет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ufacity.info/document/38758.html (дата обращения 7.11.2014).

НАЛОГОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА САНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ-БАНКРОТОВ В ФОРМЕ ДОТАЦИЙ И СУБВЕНЦИЙ

Наумова Евгения Валерьевна

Старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, Россия,Республика Башкортостан,г.Стерлитамак

Как указывают ученые-правоведы, один из инструментов оздоровления российской экономики и проведения ее структурной перестройки, не использующий метод исключения из рыночной экономики неконкурентоспособных субъектов предпринимательства - это предоставление предприятиям, находящимся в тяжелом финансовом положении, государственной поддержки. Основной предпосылкой предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям служит обеспечение их эффективной работы после получения финансовых средств, то есть финансовое оздоровление организаций[6].

В течение всего срока предоставления государственной финансовой поддержки контролируется соответствие указанных показателей их нормативным значениям в соответствии с действующим законодательством РФ, и законодательством о банкротстве (несостоятельно-сти)[1].

В результате повторного ранжирования устанавливается единый порядок предоставления первоочередной государственной финансовой поддержки. Таким образом, окончательно формируется перечень предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке[2].

Таким образом, в системе государственного бюджета необходимо создать фонд государственной под-

держки (санации) предприятий-банкротов, на счета, которого будут направляться, например, все целевые кредиты Центрального банка на пополнение оборотных средств и государственную поддержку предприятий.

Дотации и субвенции за счет средств бюджета различного уровня управления, как формы санирования, связанны со следующими основными условиями: необходимостью обеспечения дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики; отраслевой и межотраслевой переориентацией деятельности предприятия; осуществлением антимонопольных мероприятий; с другими целями по инициативе органов, уполномоченных управлять государственным имуществом.

Дотация - денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами[5].

Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Необходимо отметить, что предоставление дотаций предприятиям позволяет предотвратить их банкротство (несостоятельность).

Субсидия - денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим ли-

цам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам. Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях[4].

Так как дотации и субсидии, получаемые организациями, относятся к средствам целевого бюджетного финансирования, перечисляемым на покрытие убытков неплатежеспособных предприятий. Данная финансовая помощь является доходом, не учитываемым при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 14 п. 1 ст. 251 Налогового Кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ), - как имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, они рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральным законодательством, в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Но с практической точки зрения представляется невозможным вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, иначе у организаций возникает непокрытый налоговый убыток, в то время как из бюджетов соответствующего уровня поступают средства именно на покрытие данного убытка[3].

Кроме того, если арбитражным судом еще не возбуждено дело о банкротстве, то из федерального бюджета выделяются субсидии и дотации на погашение задолженности по заработной плате, по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке. Субсидии также выделяются на уплату денежных обязательств, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами.

Государство выделяет денежные средства, в виде дотаций и субсидий не всем организациям, находящихся в процессе банкротства.

Между тем, следует указать, что организациям-банкротам предоставляются субсидии в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Указанные ассигнования и лимиты утверждаются в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на каждый финансовый год, которое отправляет предложения о предоставлении субсидий, о их размере и целевом назначение в Правительственную комиссию.

Кроме того, в случае непредставления (несвоевременного предоставления) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведения (несвоевременного доведения) предельных объемов финансирования расходов до

заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисления (несвоевременного перечисления) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, предприятию, находящемуся в процессе банкротства (несостоятельности), в соответствии, с п.2 ст.64 НК РФ, может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога, то есть финансовое положение предприятия-банкрота не позволяет уплатить этот налог в установленный срок. Однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.

Тем не менее, организациям, находящимся на грани банкротства государство выделяет субсидии однократно в сумме, не превышающей размера просроченных обязательств организации. Для получения финансовой помощи государства организациям, находящимся на грани банкротства, необходимо заключить договор с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Соглашаясь на получение субсидии, организации соглашаются на программу финансового оздоровления (план внешнего управления) организации.

С момента заключения договора о предоставлении бюджетного финансирования - субсидий, дотаций все дальнейшие отношения сторон, связанные с обязательством о выдаче бюджетной помощи, обязательством должника по возврату предоставленных бюджетных средств, ответственностью за неисполнение этих обязательств и т.д., будут регулироваться бюджетным и налоговым законодательством, прежде всего налоговым и бюджетном кодексами РФ.

Литература:

1. База Н.Д. Бизнес план рекомендации по составлению. [Электронный ресурс].URL: http://freepapers.ru/81/izuchenie-sushhnosti-sostavleniya-biznes-/229162.1586635.list10.html (дата обращения 24.01.14).

2. Баранникова Н.П. Справочник финансиста предприятия изд.2,М.: 2000.-559с.

3. Копытенко А.А.О налогообложении бюджетных субсидий и субвенций, организациям на покрытие убытков, возникающих при продаже товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым тарифам (ценам).URL: http://www.alldocs.ru/zakons/ index.php?from=15359 (дата обращения: 21.08. 2011).

4. Лозовский Л.Ш., Мельник М.В., Грачева М.Е. и др. Словарь аудитора и бухгалтера. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.-300с.

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп.. — М.: ИНФРА-М, 2006.-123с.

6. Фёдорова Г.В. Учет и анализ банкротств, 2008. [Электронный ресурс]. URL:http://fi№a№cefi №a№ce.com/bookkommertsiya/ucheta№alizba№krots tv.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.