Научная статья Original article УДК 342.9
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ПО ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
TOPICAL ISSUES OF THE ACTIVITY OF COURTS FOR THE PROTECTION OF CITIZENS' ELECTORAL RIGHTS AND THE RIGHT OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION TO PARTICIPATE IN A REFERENDUM
Мухетдинова Эльнура Ильдаровна, студент, Крымский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», (295000, Россия, г. Симферополь, ул. Павленко, 5), тел. 7(978) 728 28 60, emuhetdinova@bk.ru
Mukhetdinova Elnura I., student, Federal state budgetary educational institution of higher education Russian state university of justice Crimean branch (5 Pavlenko st., Simferopol, Russia. 295000), tel. 7(978) 728 28 60, emuhetdinova@bk.ru
Аннотация: В статье исследуются некоторые актуальные вопросы процессуального порядка рассмотрения судами дел о защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В частности проводится анализ таких категорий рассматриваемого института,
как: сроки предъявления исков, категории административных истцов и административных ответчиков, а также некоторые особенности и порядок рассмотрения судами исследуемой категории дел.
Резюмируется, что исследуемая категория дел обуславливается многосубьектностью и специфичностью круга субъектов, имеющими право на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту своих нарушенных или оспариваемых прав.
Вместе с тем, отмечается, что кодифицированное административно-процессуальное законодательство, регулирующее деятельность судов по защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме, не стало принципиально новым относительно ранее действовавшего гражданско-процессуального законодательства.
Abstract: The article examines some topical issues of the procedural order of consideration by courts of cases on the protection of citizens' electoral rights and the right to participate in a referendum in accordance with the norms of the Code of
Administrative Procedure of the Russian Federation. In particular, the analysis of such categories of the institution under consideration as: the timing of claims, the categories of administrative plaintiffs and administrative defendants, as well as some features and the procedure for consideration by the courts of the category of cases under study. It is summarized that the category of cases under study is conditioned by the multi-subject nature and specificity of the circle of subjects who have the right to appeal to the court with an administrative statement of claim in defense of their violated or disputed rights. At the same time, it is noted that the updated administrative procedural legislation regulating the activities of courts for the protection of citizens' electoral rights and the right to participate in a referendum has not become fundamentally new with respect to the Russian Academy of Sciences
Ключевые слова: административное судопроизводство, защита избирательных прав и прав на участие в референдуме, судебная защита.
Keywords: administrative proceedings, protection of electoral rights and rights to participate in a referendum, judicial protection.
В сентябре 2015 г. произошло обособление административного судопроизводства, в частности признана публично-правовая природа административных дел.
Особое внимание следует уделить административным делам о защите избирательных прав граждан Российской Федерации и права на участие в референдуме.
Исследуя актуальные вопросы деятельности судов по защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме, обратимся к краткому анализу таких категорий рассматриваемого института, как: сроки предъявления исков, категории административных истцов и административных ответчиков, а также некоторые особенности и порядок рассмотрения судами названной категории дел в рамках административного судопроизводства.
Итак, срок предъявления иска в защиту прав исследуемой категории дел, находит свое правовое закрепление в дефинициях, предусмотренных нормами ст. 240 КАС РФ, в которой отмечается, что общий срок подачи иска составляет три месяца с даты, когда истец осведомлен (или должен был быть осведомленным) о нарушении его прав, предусмотренных избирательным законодательством и законодательством о референдуме [1, ст. 240].
Вместе с тем, данный срок, в случае его уважительного пропуска, возможен по решению суда восстановлению.
Следует отметить, что ранее действующая дефиниция (до принятия КАС РФ) также предусматривала такой же срок подачи заявления по аналогичным делам (ст. 260 ГПК РФ).
Помимо общего срока подачи административным истцом искового заявления, административно-процессуальным законодательством для отдельных требований, предусмотрены специальные сроки подачи административного искового заявления [1, ч. 2-6 ст. 240], характерной особенностью которых является отсутствие возможности их восстановления (даже в случае наличия уважительных причин). Иначе говоря, административное судопроизводство содержит в себе пресекательные сроки.
Следует отметить, что помимо КАС РФ, порядок исчисления сроков определяется также нормами законодательства, регулирующего гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [2, ст. 11.1] и положениями правоприменительной практики, вытекающей из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ [3].
В свете сказанного вышеуказанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации нуждаются в дополнении, отражающими вопросы, возникающие в связи с подачей административным истцом заявления о защите его избирательных прав и права на участие в референдуме.
Рассматривая категорию лиц, имеющих право выступать в деле в качестве административного истца по исследуемой категории дел, отметим, что административным процессуальным законодательством такое право предоставлено широкому кругу лиц.
Так, нормативными положениями КАС РФ регламентируется, что к таковым могут относиться:
1) граждане (избиратели, участники референдума);
2) кандидаты и избирательные объединения (включая их доверенных лиц), список кандидатов, политические партии (включая их региональные отделения и иные структурные подразделения), общественные объединения и инициативные группы по проведению референдума (включая их уполномоченных представителей), иные группы участников проведения референдума (включая их уполномоченных представителей),
3) наблюдатели;
4) члены комиссий (избирательной или референдума);
5) комиссии (избирательные или референдума);
6) глава муниципального образования, органы государственной власти субъекта РФ, избирательная комиссия субъекта РФ;
7) ЦИК РФ, избирательные комиссии субъекта РФ и муниципального образования;
8) иные лица, в частности группы, в определенном КАС РФ количестве, членов верхней и депутатов нижней палаты парламента РФ (Федерального Собрания) [1, ст. 218].
Как правило, указанные субъекты наделены правом подавать административное исковое заявление в суд, в случаях, когда имеют основание полагать, что нарушены (оспорены, созданы препятствия к осуществлению) их права (свободы, законные интересы) или незаконно возложены обязанности.
Вместе с тем, указанный круг административных истцов имеют право на обращение в суд с целью защиты собственных интересов. В противном случае (для защиты интересов других лиц) в качестве административных истцов могут выступать органы государственной власти, должностные лица (уполномоченные по правам человека), иные органы, организации, а также прокурор [1, ч. 4 ст. 218].
Для данных лиц определены иные условия обращения в суд, в частности для прокурора они дополнительно регламентированы ч. 1 ст. 39 КАС РФ.
Вместе с тем, административными ответчиками по исследуемой категории дел являются органы государственной власти и местного самоуправления, а также иные органы, комиссии (избирательные и референдума), должностные лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Обращаясь к особенностям и порядку рассмотрения судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, отметим, что правовое регулирование данной категории дел в настоящее время находит отражение в ст. 243 КАС РФ. До вступления в силу КАС РФ, применялись положения ст. 260.1 ГПК РФ.
Согласно нормам ныне действующей редакции (ст. 243 КАС РФ) данной статьи по общему правилу дела исследуемой категории дел подлежат рассмотрению судьей единолично (ч. 2 ст. 243 КАС РФ).
Вместе с тем, для ряда дел предусмотрен коллегиальный порядок (в составе трех судей) рассмотрения, в частности относительно: расформирования комиссий (избирательных и по проведению референдума); оспаривания некоторых решений ЦИК РФ.
Порядок рассмотрения судами исследуемой категории дел совершается посредством следующих действий:
- информирования избирательной комиссии о принятии к судебному производству искового заявления о признании не соответствующими закону решений комиссий;
- извещения всех лиц, которые принимают участие в деле, в том числе и прокурора относительно времени и места рассмотрения дела. Вместе с тем, у суда имеется право признать явку лиц, участвующих в деле обязательной.
Следует отметить, что в результате рассмотрения (разрешения) исследуемой категории дел в период, когда проходит избирательная кампания, суд не имеет права применять меры (предварительной защиты), которые предусмотрены ч. 5 ст. 243 КАС РФ, до того дня, когда будут опубликованы результаты проведенных выборов или референдума.
Также следует отметить, что упрощенное (письменное) производство при рассмотрении исследуемой категории дел не подлежат применению.
Таким образом, в заключение, резюмируем, что исследуемая категория дел обуславливается разнообразием субъектов и специфичностью круга
субъектов, имеющими право на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту своих нарушенных или оспариваемых прав.
Кодифицированное административно-процессуальное
законодательство, регулирующее деятельность судов по защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме, не стало принципиально новым относительно ранее действовавшего гражданско-процессуального законодательства. Так, применительно к рассматриваемой категории дел, применяются те же основные процессуальные правила рассмотрения и сроки.
Бесспорным является то, что динамично развивающиеся механизмы, предусмотренные административным законодательством, наиболее целостно регулируют право на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме, стадии прохождения административного искового заявления, основания прекращения производства, содержание решения суда, составление его мотивировочной части, а также информирование суда и административного истца об исполнении решения суда, что означает повышенную социальную значимость правильного и обоснованного рассмотрения судами административных дел о защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме.
Список литературы
1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 15.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 марта 2015 г. № 10. Ст. 1391.
2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 31 июля 2020 г. № 267-ФЗ) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. № 24. ст. 2253.
3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - Сборник № 6 от 30.06.2011.
4. Верещак С.Б., Верещак А.В., Маринин С.А. Административные производства по охране и защите избирательных правоотношений в структуре административного процесса // Выборы в контексте ценностей гражданского общества и правового государства: Сборник материалов Национальной научно-практической конференции. 2019. С. 42-47.
5. Куемжиева Я.Н. Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 2. С. 69-75.
6. Макарычев Д.М., Ганжа Н.В. Особенности защиты избирательных прав граждан Российской Федерации в рамках административного судопроизводства // Историческая память и духовный опыт формирования российской государственности (к 275-летию учреждения Костромской епархии Русской Православной Церкви и 75-летию создания Костромской области): Сборник трудов II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 121-125.
7. Мирошниченко В.С., Кремнева Е.В. Обеспечение прокурорами защиты избирательных прав и права на участие в референдуме в административном судопроизводстве // Законность. 2020. № 11 (1033). С. 22-27.
8. Подъяпольский С.А. Активная роль суда в административном судопроизводстве по делам о защите избирательных прав // Избирательное законодательство и практика. 2020. № 2. С. 31 -37.
References
1. The Code of Administrative Court Procedure of the Russian Federation, № 21-FZ, dated 08 of March 2015 (addition dated 30.04.2021) (with changes and additions that have entered into force since 15.07.2021) // Collection of the legislation of the Russian Federation, 09 of March 2015 № 10, - Article 1391.
2. Federal Law № 67-FZ of June 12, 2002 (addition dated 31.07.2020 № 267-FZ) «On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right of Citizens of the Russian Federation to Participate in a Referendum» [Text] // Collection of legislation of the Russian Federation, 17 of June 2002 № 24. Article 2253.
3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of March 31, 2011 No. 5 «On the practice of court consideration of cases on the protection of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation» // Bulletin of the Supreme Court of the
Russian Federation. — Collection № 6 dated 30.06.2011.
4. Vereshchak S.B., Vereshchak A.V., Marinin S.A. Administrative proceedings for the protection and protection of electoral legal relations in the structure of the administrative process // Elections in the context of the values of civil society and the rule of law: Collection of materials of the National Scientific and Practical Conference. 2019. p. 42-47.
5. Kuemzhieva Ya.N. Proceedings in administrative cases on the protection of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. № 2. p. 69-75.
6. Makarychev D.M., Ganzha N.V. Features of the protection of the electoral rights of citizens of the Russian Federation in the framework of administrative proceedings // Historical memory and spiritual experience of the formation of Russian statehood (to the 275th anniversary of the establishment of the Kostroma diocese of the Russian Orthodox Church and the 75th anniversary
of the creation of the Kostroma region): Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference. 2019. p. 121-125.
7. Miroshnichenko V.S., Kremneva E.V. Prosecutors ensuring the protection of electoral rights and the right to participate in a referendum in administrative proceedings // Legality. 2020. № 11 (1033). p. 22-27.
8. Podyapolsky S.A. The active role of the court in administrative proceedings on the protection of electoral rights // Electoral legislation and practice. 2020. № 2. p. 31-37.
© Мухетдинова Э.И. 2021 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2021.
Для цитирования: Мухетдинова Э.И. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ПО ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «БШёКеЪ» №12/2021.