УДК 340
Куемжиева Яна Николаевна
доцент кафедры гражданского процессуального права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия y a nn a@mail.ru Yana N. Kuyemzhiyeva associate professor of a civil procedural law North Caucasian branch
Federal public budgetary educational institution of the higher education "Russian state university of justice" y_a_nn_a@mail .ru
Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Production on administrative cases about protection of the electoral rights and the participation rights in a referendum of citizens of the Russian
Federation
Аннотация. В данной статье исследуются процессуальный порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме в соответствии с нормами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дается общая характеристика административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, право на обращение в суд по делам о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме. Исследуются вопросы подведомственности и подсудности дел о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме, сроки и порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме.
Ключевые слова: гражданский процесс, административное судопроизводство, защита избирательных прав и прав на участие в референдуме, подведомственность, родовая подсудность, территориальная подсудность, сроки, государственная пошлина, надлежащее уведомление, единоличное рассмотрение, коллегиальное рассмотрение, решение, немедленное исполнение решения.
Summary. In this article are researched a procedural order of hearing of cases about protection of the electoral rights and participation rights in a referendum according to regulations of the code of administrative legal proceedings of the Russian Federation, the general characteristic of administrative cases about protection of the electoral rights and the participation rights in a
referendum of citizens of the Russian Federation, the right to appeal to the court on cases of protection of the electoral rights and the participation rights in a referendum is given. Questions of jurisdiction and cognizance of cases of protection of the electoral rights and the participation rights in a referendum, terms and an order of consideration of administrative cases about protection of the electoral rights and participation rights in a referendum are researched.
Keywords: Civil process, administrative legal proceedings, protection of the electoral rights and participation rights in a referendum, jurisdiction, patrimonial cognizance, territorial cognizance, terms, the state fee, the proper notice, individual consideration, joint consideration, the decision, immediate execution of the decision.
С принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации становятся актуальными вопросы процессуального порядка рассмотрения отдельных категорий дел в административном процессе и отличие от ранее существовавшего порядка рассмотрения по нормам глав Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ныне утратившим силу. Особый интерес представляет защита избирательных прав граждан Российской Федерации и прав на участие в референдуме, в свете предстоящих выборных кампаний различного уровня, включая выборы в Законодательное собрание Краснодарского края, выборы Президента Российской Федерации. Наметившееся различия в позициях ЕСПЧ и Конституционного Суда Российской Федерации, предполагают развитие научных исследований по данным вопросам[1].
Дела о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме не являются новой категорией дел, ранее такие дела рассматривались в порядке гражданского судопроизводства и относились к производству по делам из публичных правоотношений. Данная категория дел характеризуется многосубьектностью и специфичностью категорий граждан, объединений граждан, органов и организаций, которые обладают правом обратиться в суд с административным исковым заявлением о защите своих избирательных прав (как активного, так и пассивного избирательного права) а так же прав на участие в референдуме либо защитой прав, связанных с осуществлением своих полномочий. Между тем, сама возможность обращения за судебной защитой избирательных прав граждан по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования является дополнительной гарантией обеспечения соблюдение принципов подлинно свободных демократических выборов.
В настоящее время в порядке главы 24 КАС РФ 2 рассматриваются административные дела об оспаривании действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, в том числе и избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица. Обратиться с административным исковым заявлением вправе избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица,
избирательные объединения, их доверенные лица, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, если действия (бездействия) указанных органов нарушают их права, свободы и законные интересы. Возможность обращения в суд за защитой избирательных прав для граждан определена не только наличием у гражданина активного или пассивного избирательного права, но и в числе прочих обстоятельств, пределами их избирательного участка, округа, на котором они имели возможность принимать участие в голосовании или избираться.
Правом обратиться в защиту избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации, в случаях, если по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности, другим уважительным причинам гражданин сам не может обратиться в суд, имеет прокурор.
Правом оспаривать в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения наделены члены избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдатели, если этими действиями (бездействиями) нарушаются их права, связанные с осуществлением ими своих полномочий. Наблюдатели, кроме того, вправе оспаривать решения, действия (бездействия) избирательных комиссий, комиссии референдума, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
Кроме общих споров по защите избирательных прав главой 24 КАС РФ детально регулируется ряд специфических правоотношений органов, организаций, объединений и лиц, обладающих правом подачи заявления. Например, об определении срока, не позднее которого должностное лицо, уполномоченный орган или избирательная комиссия вправе назначить выборы (за исключением выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации) в суд могут обратиться избиратели, избирательные объединения, так же органы государственной власти, органы местного самоуправления, прокурор в интересах неопределенного круга лиц, интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в интересах избирателей-граждан не способных по возрасту, состоянию здоровья или иным уважительным причинам самим обратиться в суд.
Другим примером является подача административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов по которым вправе обратиться только избирательная комиссия, именно зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов или же кандидат, зарегистрированный именно по тому же избирательному округу.
Схожие ограничительные требования предъявляются кодексом и к обращению избирателей с заявлением об оспаривании решения, действия
(бездействия) участковой избирательной комиссии или комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования. Граждане избиратели вправе оспаривать лишь итоги на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимали участие в соответствующих выборах или референдуме. При этом, процессуальным законодательством не предусмотрено правил условной подведомственности, поэтому предварительное обращение в вышестоящую комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд с административным исковым заявлением. По сравнению с нормами гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ранее регулирующих рассмотрение данной категории дел, перечень лиц, обладающих правом обращения, перечислен более полно, учитывается право обращения не только кандидатов, но и их доверенных лиц, а так же группы депутатов, наблюдателей.
Законодательством о выборах и референдуме предусмотрена альтернативная подведомственность: административная и судебная подведомственность дел о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме. Административный порядок защиты предполагает возможность обращения для разрешения жалобы в вышестоящую избирательную комиссию. Однако в случаях предусмотренных законодательством, по делам данной категории установлена исключительная подведомственность судам. И в этом случае дела по административным исковым заявлениям о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются судами общей юрисдикции.
Родовая подсудность данной категории дел определяется с учетом правил статей 21, 22, 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административные иски об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, причем независимо от уровня выборов или уровня референдума подсудны Верховному Суду Российской Федерации, за исключением административных исков об оспаривании решений, которыми были оставлены в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или комиссий референдума. Подсудность дела в таких случаях определяется в зависимости от уровня комиссии, решение которой обжаловалось в вышестоящую комиссию.
Верховному Суду Российской Федерации по первой инстанции подсудны дела федерального уровня, например об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и так далее.
К подсудности верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов отнесены дела регионального уровня, например, об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и так далее. Как и в предыдущем случае, исключения составляют дела об оспаривании решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.
Что касается мировых судей, они не вправе рассматривать дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской, как не отнесенные законом к их подсудности.
Территориальная подсудность административных исковых заявлений к должностным лицам определяется местом нахождения органа, в котором должностное лицо, наущающее избирательные права исполняет свои обязанности.
Сроки обращения в суд по делам данной категории коррелируются в зависимости от стадии избирательной компании и характера предъявленных в административном исковом заявлении требований и могут существенно отличаться. Различают общий трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме. Исчисление установленного процессуального срока начинается со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме. И специальные, более сокращенные сроки, например, десятидневный срок, установлен для таких обращений как:
- об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования (исчисление срока в этом случае производится со дня принятия решения об итогах голосования);
- для обжалования решений избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума или об отказе в такой регистрации;
- о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении (исчисление срока со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения).
От специальных сокращенных сроков обращения следует отличать пресекательный срок. Пресекательные сроки кодексом установлены для административных исков об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, в суд оно может быть подано не позднее, чем за восемь дней до дня голосования.
Для данного вида производства характерно наличие множества специальных процессуальных сроков обращения в суд, которые определены
в зависимости от предмета иска и этапа избирательной компании, компании референдума. Начало течения специальных процессуальных сроков определяется конкретным событием или периодом времени до отсчетной точки, которой в этом случае, считается день голосования, независимо от того, знал ли административный истец о нарушении своих прав в указанный период. Проверять соблюдение этих сроков надлежит особенно тщательно, так как для некоторых из процессуальных сроков имеется специальная оговорка о невозможности их восстановления, независимо от причин пропуска. Например, административные исковые заявления с требованием о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума может быть подано в период после окончания избирательной компании, компании референдума, но не позднее чем через три месяца после дня окончания избирательной компании, компании референдума. При установлении уже в судебном заседании факта пропуска специальных сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, должно быть вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В мотивировочной части решения в этом случае указывается только на установление данного обстоятельства.
Обязательным требованием к содержанию административного иска, с учетом особенностей производства по делам данной категории является, четкая формулировка требований, с указанием какие именно конкретные решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, в чем заключается нарушение его избирательных прав или права на участие в референдуме. На административного истца возлагается обязанность представления доказательств, которые ему известны и могут быть применены судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
К административному иску должны быть приобщены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины. По делам данной категории граждане не освобождены от уплаты государственной пошлины кроме лиц, имеющих льготы при обращении в суды общей юрисдикции в соответствии с налоговым законодательством. Прокурор и избирательные комиссии, которые являются государственными органами, освобождаются от оплаты государственной пошлины по таким административным исковым заявлениям.
Соответствующее требованиям Кодекса административного судопроизводства исковое заявление принимается к производству суда, о чем выносится определение. Суд извещает лиц, участвующих в деле и прокурора о времени и месте судебного заседания. По некоторым исковым требованиям, например, признание незаконными решений, действий (бездействий) избирательной комиссии, комиссии референдума, суд дополнительно информирует вышестоящую избирательную комиссию о принятом исковом заявлении и возбуждении производства по делу. Кроме того, по делам об оспаривании избирателем, участником референдума
решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования суд в обязательном порядке к рассмотрению привлекает представителя территориальной комиссии. Если же имели место муниципальные выборы или референдум, суд привлекает к участию в деле представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум.
По делам о защите избирательных прав явка кого-либо из лиц, участвующих в деле может быть признана судом обязательной. Это новелла административного процессуального законодательства, не является исключением и для исследуемой категории дел. Предусмотренная возможность рассмотрения дела по существу в случае неявки надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела лиц, участвующих в деле, позволяет суду соблюдать установленные сроки рассмотрения дела. Не является препятствием к рассмотрению дела и неявка надлежащим образом извещенного прокурора. Однако суду следует уделять должное внимание надлежащему извещению участников процесса. Извещение может быть направлено заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой. С письменного согласия лица, участвующего в деле, подтверждённого распиской, приобщенной к материалам дела, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение, извещение может осуществляться путем отправки СМС-сообщения, что, несомненно удобно, учитывая сокращенные сроки рассмотрения таких дел в период избирательной компании.
По общим правилам, дела данной категории рассматриваются в суде первой инстанции единолично. К коллегиальному рассмотрению отнесены дела по таким требованиям административных истцов, как о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума, об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, результатах референдума Российской Федерации. Коллегиальное рассмотрение подобных требований предусматривали и нормы гражданского процессуального законодательства.
Сроки рассмотрения административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации зависят от периода, в который поступило заявление в суд относительно дня голосования. Различают поступление административных исковых заявлений во время избирательной компании, либо же после ее окончания, или же именно в день проведения выборов, референдума. День поступления заявлений в суд, является ключевым критерием дефиниции срока рассмотрения административных исковых заявлений. В целом, сроки
рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации можно классифицировать как определенный временной период рассмотрения, исчисляемый днями и немедленный порядок рассмотрения.
Давайте проследим, как меняются сроки рассмотрения дел, в зависимости от этапа избирательной компании, компании референдума. Так, поступившие в период избирательной кампании, кампании референдума административные исковые заявления должны быть рассмотрены в пятидневный срок со дня поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. Аналогичное заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, должно уже быть уже рассмотрено немедленно. Лишь в случаях, когда содержащиеся в административном исковом заявлении факты, требуют от суда дополнительной проверки, заявление рассматривается и разрешается не позднее чем через десять дней после дня его подачи.
Еще одним таким примером служит административное исковое заявление об ошибках и о неточностях в списках избирателей, участников референдума. Отдельно оговаривается трехдневный срок рассмотрения, со дня поступления его в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а такое заявление, поступившее в день голосования, -рассматривается и разрешается немедленно.
С учетом важности обеспечения гражданам защиты своих нарушенных или оспариваемых избирательных прав, законодательством о выборах и референдумах предусмотрен порядок исчисления сроков, который отличается от общих правил, установленных главой 8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Применяется этот порядок рассмотрения дел, если оно приходится на выходной день. Это объясняется введением в России единого дня голосования для выборов различных уровней, который приходится, как правило, на воскресный день. Если дата, до которой судом может быть принято решение по административным исковым заявлениям, приходится на выходной день или нерабочий праздничный день, тогда суд обязан обеспечить рассмотрение дела и в выходной, и в нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на выходной, нерабочий праздничный день и до этого дня указанное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено и разрешено.
Закон уже устанавливает более продолжительные сроки рассмотрения дел, если административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума поступает в суд уже после дня голосования или окончания избирательной кампании, а именно, в течение двух месяцев со дня
их поступления в суд. В качестве дополнительной гарантии обеспечения реализации права граждан на судебную защиту своих избирательных прав, введено правило, согласно которому истечение сроков, установленных частью 1 статьи 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не влечет за собой прекращения производства по делу, если имело место возбуждение дела по административному исковому заявлению, и не является препятствием к разрешению судами указанного дела по существу, включая суды проверочных инстанций.
Справедливо введение запрета на применение при разрешении таких дел в период избирательной компании мер предварительной защиты в виде наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, или изъятие таких документов, ровным счетом как и предписание приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума или запрет избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума 3. Ранее ч. 3 ст. 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривала аналогичный запрет.
В случаях, если в судебном заседании будет установлено нарушение законодательства о выборах и суд вынесет решение, которым удовлетворяются полностью или в части требования административного истца, в судебном решении, в соответствии с требованием полноты, должен быть определен способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и (или) устранения последствий допущенных нарушений. В противном случае потребуется вынесение дополнительного решения.
Решение должно соответствовать общим требованиям главы 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и содержать в том числе, указание на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Судом контролируется поступление таких сведений и при необходимости направляются соответствующие запросы в орган или соответствующему лицу на предмет исполнения судебного акта. Это требование является новым, по сравнению с ранее действовавшим гражданским процессуальным законодательством.
Вступает решение в силу по общему правилу по истечении срока на апелляционное обжалование. Срок подачи апелляционных жалобы, представления на решение суда по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, установлен в ч. 3 ст. 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Немедленному исполнению подлежат решения суда о включении гражданина в список избирателей и другие решения, если судом они обращены к немедленному исполнению, за исключением решения об отмене
регистрации кандидата, списка кандидатов, об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума[4]. Суд может обратить решение к немедленному исполнению при наличии соответствующей просьбы административного истца, выводы суда должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Так, с учетом характера спора, а также наличия в производстве ЦИК РФ жалобы заинтересованного лица на постановление Избиркома КЧР об отказе в регистрации кандидата, Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики счел необходимым обратить к немедленному исполнению решение по делу № 3а-19/2016 ~ М-31/2016 от 19 августа 2016г., оставленное без изменения апелляционной инстанцией [5].
Копии решения суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации вручаются работником аппарата суда обязательно под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям, а так же представителям органов, привлеченных для дачи заключения по делу, кроме того, представителю избирательной комиссии, организующей выборы, представителю комиссии референдума, организующей референдум. Копии решения могут быть направлены с сопроводительным письмом в течение трех дней со дня принятия такого решения в окончательной форме, а в период избирательной кампании, кампании референдума (до дня голосования) незамедлительно после изготовления решения суда с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку указанных копий. Это может быть оговоренный и подтверждённый в соответствующей расписке способ направления по электронной почте, указанной истцом или другим, лицом, участвующим в деле.
Копия вступившего в законную силу решения суда, которым удовлетворено заявленное требование, или решения, подлежащего немедленному исполнению, направляется незамедлительно руководителю соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу.
В заключении, резюмируя сказанное, отметим, новое административное процессуальное законодательство не является принципиально новым по сравнению с ранее действовавшими нормами гражданского процессуального законодательства. Все основные стадии и институты гражданского судопроизводства имеют свои аналоги и в административном судопроизводстве, применительно к исследуемой категории дел сохранились основные процессуальные правила и сроки. Вместе с тем, административное процессуальное законодательство наиболее полно регламентирует такие институты как право на обращение в суд с
административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, стадии прохождения административного искового заявления, основания прекращения судебного производства по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, содержание решения суда, составление его мотивировочной части, а так же информирование суда и административного истца об исполнении решения суда.
Литература:
1 Постановление Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 г. Дело «Анчугов и Гладков (Anchugov and Gladkov) против Российской Федерации» (жалоба № 11157/04 и 15162/05) (Первая секция) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. № 2/2014 г. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 12-П «по делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу «Анчугов и Гладков против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета -Федеральный выпуск ,5 мая 2016 г., №6963 (95).
2 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70885220/#ixzz3rn6wZq2H
3 Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»// Российская газета от 30 июня 2004 г. № 137-д; Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» //Российская газета от 15 июня 2002 г. № 106; Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета от 16 января 2003 г.№ 6; Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»// Российская газета от 26 февраля 2014 г. № 45; Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Российская газета» от 4 декабря 1996 г. № 232.
4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // «Российская газета» от 8 апреля 2011 г. № 75.
5 Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2016 г. N 30-АПГ16-2 // http://home.garant.ru/#/document/71503560/paragraph/52:26
Literature:
1. The resolution of the European Court of Human Rights of July 4, 2013. Case "Anchugov and Anchugov and Gladkov against the Russian Federation" (claim No. 11157/04 and 15162/05) (First section)//Bulletin of the European Court of Human Rights. Russian edition. No. 2/2014 of. The resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of April 19, 2016 No. 12-P "on the case of permission of a question of a possibility of execution according to the Constitution of the Russian Federation resolutions of the European Court of Human Rights of July 4, 2013 on case "Anchugov and Gladkov against Russia" in connection with a request of the Ministry of Justice of the Russian Federation"//the Russian newspaper - Federal release, on May 5, 2016, No. 6963 (95).
The code of administrative legal proceedings of the Russian Federation of March 8, 2015 N 21-FZ//the GUARANTOR System: http://base.garant.ru/70885220Mixzz3rn6wZq2H
2. The federal constitutional law of June 28, 2004 No. 5-FKZ "About a referendum of the Russian Federation "//the Russian newspaper of June 30, 2004 No. 137-d; The Federal law of June 12, 2002 No. 67-FZ "About basic guarantees of the electoral rights and the participation rights in a referendum of citizens of the Russian Federation"//the Russian newspaper of June 15, 2002 No. 106; The Federal law of January 10, 2003 N 19-FZ "About an election of the president of the Russian Federation"//the Russian newspaper of January 16, 2003 г.№ 6; The Federal law of February 22, 2014 No. 20-FZ "About elections of deputies of the State Duma of Federal Assembly of Russia"//the Russian newspaper of February 26, 2014 No. 45; The federal law of November 26, 1996 No. 138-FZ "About ensuring constitutional rights of citizens of the Russian Federation to choose and be elected to local government bodies"//the Russian newspaper" of December 4, 1996 No. 232.
3. The resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of March 31, 2011 No. 5
4. "About practice of consideration by courts of cases of protection of the electoral rights and the participation right in a referendum of citizens of the Russian Federation"//"The Russian newspaper" of April 8, 2011 No. 75.
5. Appeal determination of SK on administrative cases of the Supreme Court of the Russian Federation of August 31, 2016 N 30-APG16-2//http://home.garant.ru/#/document/71503560/paragraph/52:26