УДК 342.8
О. Е. Артемова
старший преподаватель, кафедра административного и финансового права АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» Саранский кооперативный институт (филиал), г. Саранск, Россия
ПОЛНОМОЧИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются полномочия Центральной избирательной комиссии РФ; анализируются характерные черты развития компетенции ЦИК России начиная с 1994 года по настоящее время. Автором обозначено, что полномочия данного государственного органа определяются такими федеральными законами, как: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»; Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», на смену данному закону пришел Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»; Федеральный закон от 12 мая 2009 г. № 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» и другие. Сделан вывод о том, что подобное «распыление» норм, касающихся компетенции Центральной избирательной комиссии РФ, может оказывать негативное влияние на правоприменительную деятельность.
Ключевые слова: орган государственного управления, компетенции, центральная избирательная комиссия, избирательные права, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательный кодекс, референдум РФ, основные гарантии избирательных прав, принципы осуществления правосудия, федеральный закон.
O. E. Artemova
Senior lecturer, department of administrative and financial law ANO VPO Centrosoyuz of the Russian Federation «Russian University of cooperation»
Saransk cooperative Institute (branch), Saransk, Russia
THE POWERS OF THE CENTRAL ELECTION COMMISSION OF THE RUSSIAN FEDERATION: DEFINITION, CLASSIFICATION,
PROBLEM DEFINITION
Abstract. The article deals with the powers of the Central election Commission of the Russian Federation; analyzed the characteristic features of the development of the competence of the CEC of Russia since 1994 to the present. The author indicated that the powers of this body are determined such Federal laws as the Federal constitutional law of June
28, 2004, № 5-FKZ «On the referendum of the Russian Federation»; Federal law of 12 June 2002, no. 67-FZ «On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in referendum of citizens of the Russian Federation»; The Federal law from May 18, 2005, № 51-FZ «On elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation», to change this law came the Federal law from February 22, 2014 No. 20-FZ «On elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation»; Federal law of 10 January 2003 no. 19-FZ «On elections of the President of the Russian Federation»; Federal law of 10 January 2003, no. 20-FZ «On the State automated system of the Russian Federation «Elections»; Federal law of May 12, 2009 № 95-FZ «On guarantees of equality of the parliamentary parties in reporting their activities to the state public TV and radio channels», and others. Author draw conclusion that «atomization» of the rules relating to the competence of the Central election Commission of the Russian Federation may have a negative impact on law enforcement.
Key words: the body of state administration, the competence of the Central electoral Commission, election law, election commissions of subjects of the Russian Federation, the electoral code, the referendum of the Russian Federation, the basic guarantees of electoral rights, the principles of justice, Federal law.
Компетенцию любого государственного органа следует рассматривать как принадлежащий государственному органу круг ведения и пределы его действия по осуществлению государственных функций и решению государственных задач. Таким образом, в компетенцию включаются полномочия государственного органа, его ответственность, правовые средства, формы и методы реализации прав и исполнения обязанностей.
Как отмечал Б. М. Лазарев, компетенция органа государственного управления есть система полномочий этого органа по осуществлению государственной власти [6, с. 52]. Как отмечает Ю.А. Тихомиров, в трактовке компетенции довольно часто конкурирующими понятиями являются права и обязанности, полномочия, функции и предметы ведения, юрисдикция, подсудность и подведомственность [15, с. 22]. Говоря о компетенции, применительно к управленческой деятельности принято выделять два основных подхода: широкий, применяемый к субъектам как публично-правовых, так и частноправовых отношений, и более узкий, относящийся только к сфере публичной власти. В первом случае под данной категорией понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях [16, с. 205-206]. В другом случае компетенция определяется как совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа или должностного лица, определяющих его место в системе государственных органов [1, с. 124-131].
В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» [13]. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации как федеральный государственный орган создана для обеспечения подготовки и проведения федеральных выборов и референдумов, а также для осуществления государственного контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации независимо от уровня проводимых выборов и референдумов. Исходя из этих задач и функций определены и ее полномочия.
Развитие норм избирательного законодательства в последнее десятилетие свидетельствует о том, что полномочия высшего избирательного органа Российской Федерации имеют весьма высокую динамику развития как по объему, так и по содержанию.
Изучение этого процесса позволяет выделить следующие характерные черты развития компетенции ЦИК России. С 1994 года по 2005 год общее количество сгруппированных по пунктам и подпунктам соответствующих статей Федерального закона полномочий Комиссии увеличилось более чем в два раза. Так, если Федеральный закон 1994 года издания предусматривал полномочия ЦИК России всего по 7 позициям, то в 1997 году их стало 12, в 1999 году - 13, в 2002 году - 15, а в 2005-2007 г. - 16 позиций. В 2011 г. принимался уже только закон, уточняющий компетенцию ЦИК России.
Первоначально (1994 и 1997 годы) основной перечень полномочий ЦИК России Федеральный закон рассматривал как осуществляемые совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. Начиная с 2002 года, законодатель отказался от концепции «совместных» полномочий, закрепляя значительную их часть однозначно за ЦИК России.
Кроме того, относительно объема полномочий важное значение имеет и тот факт, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона 1994 года перечень полномочий ЦИК России имел закрытый (исчерпывающий) характер, но уже с 1997 года указанный перечень представлен в открытом виде, то есть Комиссия приобрела право осуществлять и иные полномочия в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, что существенно укрепило ее организационные, правовые и иные возможности.
Сейчас полномочия данного государственного органа определяются и иными федеральными законами, а именно:
- статья 30 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [12];
- статья 25 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [5]. Кстати, на смену данному закону скоро придет Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [8];
- статья 19 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» [3];
- статья 6 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» [11];
- статья 5 Федерального закона от 12 мая 2009 г. № 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» [10].
В этой связи многие исследователи отмечают, что подобное «распыление» норм, касающихся компетенции Центральной избирательной комиссии РФ, может оказывать негативное влияние на правоприменительную деятельность. Выходом из этой ситуации некоторым ученым видится в принятии специального закона о ЦИК РФ. Так, по утверждению Биктаги-рова Р.Т. «отсутствие до сего времени такого закона, в то время как субъекты Федерации эту проблему успешно решили, является по меньшей мере
серьезным пробелом федерального избирательного законодательства в определении государственно-правового статуса такого важного федерального органа, каким является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, функционирующая с 1993 года» [3, с. 74]. Другая точка зрения сводится к тому, что в настоящее время целесообразнее представляется разработка и принятие избирательного кодекса, регламентирующего в том числе и полномочия ЦИК России [2, с. 96]. На наш взгляд, предпочтительнее представляется вторая точка зрения, поскольку на современном этапе развития избирательного права России складываются предпосылки для кодификации избирательного законодательства.
Одно время популярной выступала точка зрения, нацеленная на изменение Конституции РФ, на включение в Основной закон нашей страны специальной главы, посвященной избирательной системе, как это было в советских конституциях (в частности, Конституция РСФСР 1978 г.) [4, с. 6]. Однако данную точку зрения нельзя признать объективной в силу жесткого характера Конституции РФ. Она является в большей мере популистской, направленной на выделение каких-то особенных положений своей научной позиции. Практика показала, что с уходом политиков, отстаивающих такое мнение, утихают и дискуссии.
Интересна судьба полномочий ЦИК России, установленных ранее частью 10 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях...». Первоначальный текст статьи устанавливал приоритет компетенции ЦИК России по отношению к Верховному Суду России: «С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума, наблюдатели, а также комиссии. При этом в случае, если указанные в жалобе (жалобах) нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу». Подобное право было крайне отрицательно оценено в российской конституционной науке. Академик О.Е. Кутафин указывал: «Кроме того, компетенция Центральной избирательной комиссии по изменению подсудности, не предусмотренная нормами конституционного уровня, предопределяет соответствующую обязанность органов правосудия, которые в силу конституционного принципа разделения государственной власти должны осуществлять судебную власть независимо и самостоятельно. Тем самым создается нормативная предпосылка для нарушения закрепленных Конституцией РФ принципов и положений, относящихся к осуществлению правосудия, - права каждого на судебную защиту (ч. ч. 1 и 2 ст. 46), в том числе на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47), равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), осуществления правосудия только судом (ст. 118), самостоятельности и независимости суда (ст. 10 и ч. 1 ст. 120), осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия (ч. 3 ст. 123)» [5, с. 66-69]. В итоге Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2004 г. № 4-П [14] указанные положения были признаны несоответствующими Конституции РФ.
Наибольшее практическое значение имеет классификация полномочий избирательных комиссий по функциональному критерию. Важнейшие полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, закрепленные в ст. 21 и других статьях Федерального закона «Об основных гарантиях» можно подразделить на:
- организационно-правовые (п.п. «в» п. 9 ст. 21 - обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции; п.п. «г» п. 9 ст. 21 - принимает меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования, результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет»; п.п. «д» п. 9 ст. 21 организует финансирование подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств; п.п. «е» п. 9 ст. 21 - оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям; п. 12 ст. 21 - совместно с федеральными органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума; ведет международное сотрудничество в области избирательных систем)
- контрольные (п.п. «а» п. 9 ст. 21 - осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; п.п. «б» п. 9 ст. 21 - организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации; п.п. «з» п. 9 ст. 21 - заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации; п. 14 ст. 21 - дает заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избиратель-
ные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации; проводит проверку сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контролирует источники и размеры имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информирует граждан о результатах этих проверок)
- правозащитные (п. 4 ст. 20, п.п. «к» п. 9, п. 10 ст. 21 - рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по ним мотивированные решения рассматривает поступившие в период кампании обращения о нарушении закона, проводит проверки по этим обращениям; п. 5 ст. 20 - при проведении проверки в связи с обращениями, указанными в п. 4 ст. 20, вправе обращаться с представлениями соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти);
- нормотворческие (п.п. «б» п. 9 ст. 21 - организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий, утверждает указанные нормативы; п.п. «и» п. 9 ст. 21 - устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума; п. 11 ст. 21 - определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности в пределах ассигнований, предусмотренных ей федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; п. 13 ст. 21 - в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения Федерального закона «Об основных гарантиях.», обязательные для исполнения; п. 35 ст. 68 - в части, не урегулированной федеральным законом, определяет порядок использования технических средств подсчета голосов, технической системы передачи информации, порядок и сроки передачи, обработки и использовании информации о выборах)
Перечисленные полномочия ЦИК России реализует самостоятельно, за исключением полномочий, связанных с организацией регистрации (учета) избирателей, участников референдума, а также с проверкой сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, которые осуществляются соответственно совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации и во взаимодействии с другими уполномоченными федеральными органами.
Таким образом, на современном этапе необходимы новые подходы в регулировании правового статуса Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Требуется серьезный анализ востребованности прав и обязанностей, их систематизация. Ключевое значение в определении полномочий ЦИК России должен быть Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», который по своей сути имеет значение кодифицированного акта, определяющего базовые положения российского избирательного законодательства.
Список использованной литературы
1. Белоусова Е.В. О соотношении категорий «компетенция», «полномочия» и «предметы ведения» в системе местного самоуправления // Административное и муниципальное право. — 2013. — № 2. — С. 124-131.
2. Бигтагиров Р.Т. Государственно-правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации / Р.Т. Бигтагиров, О.Ю. Вель-мяшев. — М. : РЦОИТ, 2006. — 196 с.
3. Биктагиров Р.Т. Некоторые теоретические и практические проблемы совершенствования избирательной системы Российской Федерации / Р.Т. Биктагиров // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. — 2001. — № 11. — С. 72-74.
4. Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.А. Вешняков. — М. : 1997. — 19 с.
5. Кутафин О.Е. Российский конституционализм /О.Е. Кутафин. — М. : НОРМА, 2008. — 544 с.
6. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления / Б.М. Лазарев. — М. : Наука, 1973. — 280 c.
7. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 21. — Ст. 1919.
8. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 8. — Ст. 740.
9. О выборах Президента Российской Федерации: федер. закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 171.
10. О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами: федер. закон от 12 мая 2009 года № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 20. — Ст. 2392.
11. О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»: федер. закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 172.
12. О референдуме Российской Федерации: федер. конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 27. — Ст. 2710.
13. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: федер. закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 24. — Ст. 2253.
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2004 года № 4—П «По делу о проверке конституционности пункта 10 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 9.— Ст. 831.
15. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции // Журнал российского права. — 2000. — № 10. — С. 22-26.
16. Юридическая энциклопедия / под общ. ред. Б.Н. Топорнина. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2000. — 665 с.
Referenses
1. Belousova E.V. About a ratio of the categories «competence», «powers» and «maintaining subjects» in system of local government. Administrativnoe i munitsipal'noe parvo = Administrative and Municipal Law, 2013, no. 2, pp. 124-131 (in Russian).
2. Bigtagirov R.T. Vel'miashev O.Iu. Gosudarstvenno-pravovoi status Tsentral'noi izbiratel'noi komissii Rossiiskoi Federatsii [State legal status of the Central election commission of the Russian Federation]. Moscow, RTsOIT Publ., 2006, 196 p.
3. Bigtagirov R.T. Some theoretical and practical problems of improvement of an electoral system in the Russian Federation. Vestnik Tsentral'noi izbiratel'noi komissii Rossiiskoi Federatsii = Bulletin of Russian Central Election Commission, 2001, no. 11, pp. 72-72 (in Russian).
4. Veshniakov A.A. Izbiratel'nye standarty v mezhdunarodnom prave i ikh realizatsiia v zakonodatel'stve Rossiiskoi Federatsii. Avtoref. diss. kand. [Selective standards in international law and their realization in the legislation of the Russian Federation. Abstract diss. Doct.]. Moscow, 1997, 19 p.
5. Kutafin O.E. Rossiiskii konstitutsionalizm [Russian constitutionalism]. Moscow, NORMA Publ., 2008, 544 p.
6. Lazarev B.M. Kompetentsiia organov upravleniia [Competence of governing bodies]. Moscow, Nauka Publ., 1973, 280 p.
7. On elections of deputies of the State Duma of Federal Assembly of Russia: the federal law of May 18, 2005 no. 51-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2005, no.21, art.1919.
8. On elections of deputies of the State Duma of Federal Assembly of Russia: the federal law of February 22, 2014 no. 20-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2014, no. 8, art. 740.
9. On an election of the president of the Russian Federation: the federal law of January 10, 2003 no. 19-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2003, no. 2, art. 171.
10. On guarantees of equality of parliamentary parties when publicizing their activity by the state public TV channels and radio channels: the federal law of May 12, 2009 no. 95-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2009, no. 20, art. 2392.
11. On the State automated system of the Russian Federation «Elections»: the federal law of January 10, 2003 no. 20-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2003, no. 2, art. 172.
12. On a referendum of the Russian Federation: the federal law the constitutional law of June 28, 2004 no. 5-FKZ. Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2004, no. 27, art. 2710.
13. On the main guarantees of electoral rights and the rights for participation in a referendum of citizens of the Russian Federation: the federal law of June 12, 2002 no. 67-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation,, 2002, no. 24, art. 2253.
14. The resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of February 25, 2004 no. 4 — P «On the case of check of constitutionality of point 10 of article 75 of the Federal law «About the main guarantees of electoral rights and the rights for participation in a referendum of citizens of the Russian Federation» and part one of article 259 of the Code of civil procedure of the Russian Federation in connection with inquiry of the Supreme Court of the Russian Federation». Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2004, no. 9, art. 831.
15. Tikhomirov Iu.A. Theory of competence. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2000, no. 10, pp. 22 - 26 (in Russian).
16. Topornin B.N. (ed.) Iuridicheskaia entsiklopediia [Legal encyclopedia]. Moscow, Prospect Publ., 2000, 665 p.
Информация об авторе
Артемова Оксана Евгеньевна — старший преподаватель, кафедра административного и финансового права, автономная некоммерческая организация ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», 430027, г. Саранск, ул. Транспортная 17, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Authors
Artemova Oksana Evgen'evna — Senior lecturer, department of administrative and financial law, ANO VPO Centrosoyuz of the Russian Federation «Russian University of cooperation», 430027, Saransk, 17 Transport Street, Russian Federation, e-mail: [email protected].