Научная статья на тему 'Понятие и составные элементы конституционно-правового статуса избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации'

Понятие и составные элементы конституционно-правового статуса избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
944
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / СТАТУС ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ELECTION COMMISSIONS / THE STATUS OF THE ELECTION COMMISSIONS / ELECTION / ELECTION LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухачев Игорь Владимирович, Демьянов Евгений Викторович

В статье раскрываются понятия правового и конституционно-правового статуса избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на основе анализа, подходов в определении конституционно-правового статуса субъектов конституционно-правовых отношений, учитывая особенности построения системы избирательных комиссий в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации. Также в статье выявляются основные элементы и свойства статуса комиссий, гарантии в их деятельности, права, обязанности и ответственность избирательных комиссий. Избирательные комиссии рассматриваются авторами как субъекты конституционно-правовых отношений, правовой статус которых характеризуется как статус органов публичной власти с особым статусом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND COMPONENTS OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF ELECTION COMMISSIONS IN RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS

The article describes the concept of the legal and constitutional and legal status of election commissions on the basis ofthe analysis, approaches to determining the constitutional and legal status of the subjects of the constitutional-legal relations, taking into account the peculiarities of the construction of the system of election commissions of the Russian Federation. The study specifies the main elements and properties of the status of commissions, guarantees of their activities, rights, duties and responsibilities. The election commission are considered as the subjects of the constitutional-legal relations, the legal status of which is characterized as public status authorities with a special status.

Текст научной работы на тему «Понятие и составные элементы конституционно-правового статуса избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации»

УДК 342.4(470)

И. В. Мухачев, Е. В. Демьянов

ПОНЯТИЕ И СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье раскрываются понятия правового и конституционно-правового статуса избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на основе анализа, подходов в определении конституционно-правового статуса субъектов конституционно-правовых отношений, учитывая особенности построения системы избирательных комиссий в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации. Также в статье выявляются основные элементы и свойства

статуса комиссии, гарантии в их деятельности, права, обязанности и ответственность избирательных комиссий. Избирательные комиссии рассматриваются авторами как субъекты конституционно-правовых отношений, правовой статус которых характеризуется как статус органов публичной власти с особым статусом.

Ключевые слова: избирательные комиссии, статус избирательных комиссий, выборы, избирательные права, избирательное законодательство.

I. V. МикЬасИоу, Е. V. Оетуапоу

CONCEPT AND COMPONENTS OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF ELECTION COMMISSIONS IN RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS

The article describes the concept of the legal and constitutional and legal status of election commissions on the basis ofthe analysis, approaches to determining the constitutional and legal status ofthe subjects of the constitutional-legal relations, taking into account the peculiarities ofthe construction ofthe system of election commissions ofthe Russian Federation. The study specifies the main elements and properties of the status of commissions, guarantees of their

activities, rights, duties and responsibilities. The election commission are considered as the subjects of the constitutional-legal relations, the legal status of which is characterized as public status authorities with a special status.

Key words: election commissions, the status of the election commissions, election, election law, election law.

Понятие «статус» используется в праве достаточно широко. В конституционном праве данное понятие означает правовое положение субъекта конституционно-правовых отношений [23, с. 593].

Статус избирательных комиссий исследовался многими авторами. При этом существуют работы, которые посвящены исследованию как правового статуса избирательных комиссий, так и исследованию конституционно-правового статуса избирательных комиссий.

Так, Т. Т. Алиев, И. М. Аничкин под правовым статусом избирательных комиссий понимают установленные законодательно их полномочия, а также совокупность взаимоотношений избирательных комиссий с органами власти, гражданами, организациями [14, с. 61-65].

Отдельные авторы, исследуя правовой статус избирательных комиссий при организации

и проведении выборов и референдумов местного уровня, дают свои определения правового статуса избирательных комиссий. При этом необходимо отметить, что значительное количество исследований посвящено изучению организации выборов именно местного уровня. Так, В. Н. Сучилин, исследуя вопросы, связанные с правовым статусом избирательной комиссии муниципального образования пришел к выводу о том, что данное правовое понятие включает в себя связанные между собой элементы, к которым относятся механизм формирования, компетенция, нормативные установления, ответственность и с помощью которых возможно отождествить рассматриваемый орган публичной власти от иных участников правоотношений [26]. При исследовании правового статуса избирательных комиссий муниципальных образований М. С. Белявская

отмечает, что к элементам правового статуса, при чем не только избирательных комиссий муниципальных образований,но и избирательных комиссий иных уровней возможно отнести как порядок формирования, законодательно закрепленные полномочия, гарантии реализации данных полномочий, ответственность, так и особенности их правовой природы [16].

Необходимо отметить, что в процессе исследования правового статуса различных органов, должностных лиц, выявляются различные подходы как в определении самого их правового статуса, так и элементов, составляющих внутреннее содержание правового статуса, а также, отдельные авторы, исследуя внутреннюю составляющую правового статуса, выделяют также и систему правового статуса.

Так, при исследовании правового статуса депутатов представительных органов местного самоуправления, И. А. Алексеев отмечает, что их правовой статус включает в себя такие элементы как мандат депутата, его функции, права и обязанности, гарантии депутатской деятельности, ответственность за нарушения законодательства. И. А. Алексеев также выделяет систему правового статуса депутатов, в которую по его мнению входят функции депутатов, императивность депутатского мандата, права и обязанности народных представителей, гарантии их деятельности, ответственность. Необходимо отметить, что как и многие другие авторы, И. А. Алексеев указывает на то, что наряду с правосубъектностью депутата местного уровня публичной власти, в структуру его правового статуса в обязательном порядке необходимо включать и гарантии его депутатской деятельности [13].

Отдельными авторами исследуется конституционно-правовой статус избирательной комиссии субъекта Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Так, в процессе исследования конституционно-правового статуса избирательной комиссии сложноустроенного субъекта Российской Федерации (на примере Тюменской области), Д. В. Прокопьев определил его как совокупность прав, обязанностей и ответственности избирательных комиссий [25].

Е. И. Колюшин отмечает, что статус избирательных комиссий различного уровня определяется нормами федерального законодательства, а именно - Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1] (его статьями 21, с. 23-27). Так, статусом

государственного органа федерального уровня наделена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а также территориальные избирательные комиссии, обладают статусом государственного органа субъекта Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований обладают статусом муниципального органа, который не входит в структуру органов местного самоуправления [21, с. 118].

По мнению Н. А. Богдановой, статус избирательных комиссий, который обеспечивает их организацию и деятельность по проведению выборов и референдумов может быть только конституционно-правовым [17, с. 52].

Вместе с тем, конституционно-правовой статус обладает определёнными свойствами, такими как устойчивость, относительное постоянство, внутренняя согласованность и системообразующая значимость [17, с. 52].

Рассматривая конституционно-правовой статус избирательных комиссий возможно отметить, что все указанные свойства конституционно-правового статуса присущи избирательным комиссиям как субъектам конституционно-правовых отношений. В частности, такое свойство конституционно-правового статуса как устойчивость выражается в формализации в конституционно-правовых нормах. Так, к примеру, в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1] присутствует норма - статья 20, которая называется «Система и статус избирательных комиссий, комиссий референдума», которая закрепляет вопросы статуса избирательных комиссий всех уровней.

Достаточно распространенной стала точка зрения, исходя из которой правовой статус избирательных комиссий характеризуется как государственные или муниципальные органы с особым статусом [15, с. 135].

А. Е. Постников при рассмотрении правового статуса Центральной избирательной комиссии и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, отмечает, что они представляют собой отдельные государственные органы, которые осуществляют свою деятельность коллегиально [24, с. 36-37].

По мнению А. А. Макарцева, в связи с тем, что избирательные комиссии наделены статусом государственных органов или муниципальных органов вносит неопределённость относительно их положения в системе разделения властей [23, с. 52].

Исследуя вопрос о статусе избирательных комиссий А. Ю. Бузин отмечает, что избирательным комиссиям свойственны признаки муниципальных органов, либо государственных органов, вместе с тем, они обладают особенной спецификой, которая не присуща другим органам государства [18, с. 69].

С таким подходом согласны Т. Т. Алиев и И. М. Аничкин [14, с. 61-65]. Очень активно обсуждается вопрос о том, к каким органам отнести избирательные комиссии, являются ли они государственными, либо общественными органами.

Так, С. А. Авакьян отмечает, что в соответствии с законодательством Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами, избирательная комиссия муниципального образования определена как муниципальный орган, не входящий в структуру органов местного самоуправления. Положение территориальных избирательных комиссий в системе государственных органов определяется в соответствии с федеральным законодательством, законом субъекта Российской Федерации, из чего можно сделать вывод, о том, что эти избирательные комиссии являются государственными органами. Что касается природы окружных и участковых избирательных комиссий, законодательство четко не осуществляет правовое регулирование данных вопросов, по видимому, указанные избирательные комиссии возможно отнести к общественным органам. Вместе с тем, С. А. Авакьян считает, что всем видам избирательных комиссий свойственны общественные начала ввиду того, что в их формировании и работе принимают активное участие политические партии, а на местном уровне - и другие общественные объединения, так же, необходимо принимать во внимание публичный характер деятельности избирательных комиссий [12, с. 327].

С позиции Т. Т. Алиева, И. М. Аничкина, рассуждения о том, к каким органам отнести избирательные комиссии - к государственным или общественным, по своей сути, не являются корректными, в связи с тем, что понятие «общественный орган» расплывчато и не определенно [14, с. 61-65].

В противовес приведенному мнению, возможно привести такой аргумент, что если понятие расплывчато и юридически неопределенно, то разрешить данный вопрос возможно путем законодательного регулирования.

По нашему мнению, законодательно возможно и наиболее приемлемо определить

статус территориальных и участковых избирательных комиссий как государственно-общественных органов. В связи с этим, чтобы орган был именно государственно-общественным, необходимо изменить порядок формирования территориальной избирательной комиссии: половина его состава должна формироваться государственным органом - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, другая половина - представительным органом муниципального района, городского округа с участием политических партий, иных субъектов выдвижения кандидатур в составы избирательных комиссий, определенных в федеральном законодательстве. Также, в законодательстве возможно определить правовой статус государственно-общественных органов и для участковых избирательных комиссий, учитывая, что именно они проводят выборы в органы власти всех уровней, при чем это может происходить одновременно при совмещении избирательных кампаний федерального, регионального и местного уровней.

Е. И. Колюшин считает, что правовое регулирование статуса избирательных комиссий продвигается в направлении увеличения влияния публично-властных начал, при этом общественные начала так же присутствуют в данном правовом регулировании [22, с. 197].

А. В. Иванченко отмечает, что избирательные комиссии возможно рассматривать с позиции самоорганизации избирателей [20, с. 50].

А. А. Макарцев отмечает, что избирательным комиссиям присуща двойственная природа, так как в них присутствуют как общественные начала, так и необходимо учитывать тот факт, что избирательные комиссии относятся к органам публичной власти [23, с. 52].

Таким образом, исходя из анализа вышеизложенных позиций, возможно прийти к следующему.

Правовой статус ЦИК России достаточно подробно исследован в научной литературе. Что касается правового статуса избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, то на наш взгляд в законодательстве справедливо данный орган определен как государственный орган субъекта Российской Федерации, что соответствует конституционному принципу федерализма.

По нашему мнению, все избирательные комиссии относятся к органам публичной власти с особым статусом, с помощью которых реализуется конституционный принцип народовластия в целях обеспечения волеизъявления народа в ходе выборов и референдума. Особый

статус избирательных комиссий проявляется в особом порядке их формирования с участием как государственных органов, так и институтов гражданского общества, особым порядком правового регулирования их организации и деятельности по реализации полномочий по проведению избирательных кампаний различных уровней. В данном случае, необходимо брать во внимание присутствие общественной составляющей в организации и деятельности избирательных комиссий, которая в большей степени проявляется на уровне участковых избирательных комиссий.

В законодательстве субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа существуют различные подходы к правовому регулированию статуса избирательных комиссий.

Так, в Законе Ставропольского края от 19 ноября 2003 г. № 42-кз «О системе избирательных комиссий в Ставропольском крае» о статусе избирательных комиссий говорится в преамбуле данного Закона, а содержание указанного статуса раскрывается в его статье 1 «Система и статус избирательных комиссий, комиссий референдума» [10]. Аналогичные подходы закреплены в законодательстве Республики Северная Осетия-Алания [7], [8], [9], в законодательстве Чеченской Республики [11], в законодательстве Республики Дагестан [6], в законодательстве Карачаево-Черкесской Республики [4], [5].

В законодательстве Кабардино-Балкарской Республики вопросы организации и деятельности избирательных комиссий регулируют два закона: закон определяющий вопросы организации и деятельности Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики [3] и отдельный закон, определяющий вопросы организации и деятельности территориальных избирательных комиссий [2]. Вместе с тем, необходимо отметить, что вопросы о статусе урегулированы только в отношении территориальных избирательных комиссий в Кабардино-Балкарской Республике.

Таким образом, в законодательстве субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, отсутствует единообразный подход к правовому регулированию статуса избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации.

При рассмотрении структуры и содержания конституционно-правового статуса, необходимо отметить наличие различных подходов относительно их определения. Что касается структу-

ры конституционно-правового статуса, то одни авторы являются сторонниками узкого подхода и относят к нему лишь права и обязанности, а также компетенцию субъектов конституционно-правовых отношений [17, с. 64]. Конструкция конституционно-правового статуса государственных органов представляется более сложной, в которую многие авторы включают более широкий круг элементов [19, с. 10-11].

На наш взгляд, особенность конституционно-правового статуса избирательных комиссий заключается в наличии между ними внутрисистемных взаимоотношений.

Во главе с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации образована единая система избирательных комиссий в Российской Федерации. Данная система избирательных комиссий в нашей стране в связи с федеративным устройством российского государства состоит из 85 подсистем избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации. Каждая из них, в свою очередь, сама имеет системное строение, т.е. образует систему.

Порядок формирования избирательных комиссий закреплен как федеральным законодательством, так и законодательством регионального уровня (сроки начала приёма предложений в новые составы избирательных комиссий, порядок и сроки рассмотрения кандидатур в новые составы комиссий, сроки начала работы сформированных избирательных комиссий новых составов и т.п.).

Права и обязанности избирательных комиссий определяются нормами как федерального законодательства, так и нормами законодательства субъектов Российской Федерации. При этом, указанные права и обязанности установлены как в период проведения избирательных кампаний (кампаний референдума) различного уровня, так и в период между избирательными кампаниями (кампаниями референдума).

Что касается ответственности избирательных комиссий, то она выражается в возможности их расформирования. Расформирование избирательных комиссий осуществляется в порядке, определенном федеральным законом [1]. Указанные вопросы регулируются исключительно федеральным законодательством. В законодательстве субъектов Российской Федерации нормы о расформировании избирательных комиссий носят, как правило, отсылочный характер, либо отсутствуют.

Ключевой нормой обеспечения гарантий обеспечения работы избирательных комиссий являются также положения федерального

законодательства [1], определяющие независимость избирательных комиссий в пределах их компетенции от органов государственной власти и органов местного самоуправления; обязательность решений, иных актов комиссий (принятых в пределах их компетенции)для органов публичной власти, участников избирательного (референдумного) процесса; обязанность органов публичной власти оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий в соответствии с законодательством.

Немаловажное значение как с практической, так и с теоретической точек зрения, при рассмотрении конституционно-правового статуса избирательных комиссий имеет выделение принципов (как общих, так и специальных) и функций (как общих, так и специальных) организации и деятельности избирательных

комиссий в субъектах Российской Федерации (входящих в единую систему избирательных комиссий Российской Федерации).

Таким образом, на основе проведенного анализа подходов в определении конституционно-правового статуса субъектов конституционно-правовых отношений, учитывая особенности построения системы избирательных комиссий в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, под конституционно-правовым статусом избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации понимается закрепленная в нормах избирательного права совокупность порядка формирования, прав, обязанностей, ответственности, гарантий деятельности, принципов, функций, основ взаимоотношений (системной взаимосвязи) между собой.

Источники и литература

1. Федеральный закон №67-ФЗ от 12.06.2002 (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №24. Ст. 2253.

2. Закон Кабардино-Балкарской Республики № 1-рз «О территориальных избирательных комиссиях в Кабардино-Балкарской Республике» от 8 января 2003 г. // Кабардино-Балкарская правда. 2003. №10-12.

3. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 февраля 2003 г. № 23-рз «Об Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики» // Кабардино-Балкарская правда. 2003. №54-56.

4. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 10 июня 2003 г. № 29-рз «О территориальной избирательной комиссии города, района Карачаево-Черкесской Республики»//'День Республики. 2003. №76-77(16279).

5. Закон Карачаево-Черкесской Республики №18-рз «Об Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики» от 29 июля 2004 г. //День Республики. 2004. №128-129(16523).

6. Закон Республики Дагестан от 12 марта 2004 г. № 7 «Об избирательных комиссиях в Республике Дагестан» // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2004. №3. Ст. 224.

7. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2000 г. № 27-рз «О Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания» // Северная Осетия. 2001. №9(23316).

8. Закон Республики Северная Осетия-Алания № 23-рз «Об участковых комиссиях в Республике Северная Осетия-Алания» от 6 июня 2013 г. URL: http://n-osset-alania.izbirkom.rU/way/950237/sx/art/950327/cp/1/br/9503 11 .html. (Дата обращения: 21.09.2016).

9. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 2 декабря 2002 г. № 24-рз «О территориальных избирательных комиссиях в Республике Северная Осетия - Алания» URL: http://n-osset-alania.izbirkom.ru/ way/950237/sx/art/950329/ ср/1 /Ьг/950311 .html. (Дата обращения: 21.09.2016).

10. Закон Ставропольского края №42-кз «О системе избирательных комиссий в Ставропольском крае» от 19 ноября 2003 г. // «Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края». 2003. №24(126). Ст.3291.

11. Закон Чеченской Республики от 26 марта 2013 г. № 6-рз «О системе избирательных комиссий в Чеченской Республике» URL: http://www.chechen.izbirkom.ru/ (Дата обращения: 21.09.2016).

12. Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицин-форм. 2015. 327 с.

13. Алексеев И. А. Правовой статус депутатов представительных органов местного самоуправления Южного Федерального Округа. Ставрополь: [б.и.], 2002. 210 с.

14. Алиев Т. Т., Аничкин И. М. Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации // Современное право. 2012. №5. С. 61-65.

15. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 1998. 784 с.

16. Белявская М. С. Конституционно-правовой статус избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение муниципальных выборов в Российской Федерации: автореф. ... дисс. канд. юрид наук. Ставрополь: СГУ. 2009. 240 с.

17. Богданова Н. А. Система науки конституционного права. М.: Юристъ. 2001. 256 с.

18. Бузин А. Ю. Проблемы правового статуса избирательных комиссий в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. М.: РУДН, 2004. 166 с.

19. Габричидзе Б. Н. Конституционный статус органов Советского государства. М.: Юридическая литература, 1982. 184 с.

20. Иванченко А. В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. М.: Весь мир. 1996. 304 с.

21. Колюшин Е. И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М.: Норма: ИНФРА-М. 2012. 384 с.

22. Колюшин Е. И. Конституционное право России: курс лекций. М.: Норма, 2015. 415 с.

23. Макарцев А. А. Организационно-правовой режим избирательных комиссий в Российской Федерации: проблемы реализации правового статуса // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. № 3 (13). С. 52.

24. Постникова. Е. Избирательное право России. М.: Норма: Инфра-М, 1996. 224 с.

25. Прокопьев Д. В. Конституционно-правовой статус избирательной комиссии сложноустроенного субъекта Российской Федерации (На примере Тюменской области): автореф. ... дисс. канд. юрид. наук. Сургут: СГУ, 2003. 207 с.

26. Сучилин В. Н. Правовой статус избирательных комиссий муниципальных образований в Российской Федерации: автореф. ... дисс. канд. юрид. наук. Тюмень: ТГУ 2015. 31 с.

References

1. The Federal Law No. 67-FL (red. ot 28.12.2016) «Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiiskoi Federatsii» («On Basic Guarantees of Electoral Rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation») (12.06.2002) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2006. No. 24. Art. 2253. (In Russian).

2. The Law of the Republic of Kabardino-Balkaria No.1-rl «0 territorial'nykh izbiratel'nykh komissiyakh v Kabardino-Balkarskoi Respublike» («On the territorial election commissions in the Kabardino-Balkar Republic») (08.01.2003) // Kabardino-BaIkarskaya Pravda. 2003. No.10-12. (In Russian).

3. The Law of the Republic of Kabardino-Balkaria No 23-rl «Ob Izbiratel'noi komissii Kabardino-Balkarskoi Respubliki» («On the Election Commission of the Republic of Kabardino-Balkaria») (18.02.2003) // Kabardino-Balkarskaya Pravda. 2003. №54-56. (In Russian).

4. The Law of the Republic of Karachay-Cherkessia No 29-rl «0 territorial'noi izbiratel'noi komissii goroda, raiona Karachaevo-Cherkesskoi Respubliki» («On the territorial election commission of the city, District Karachay-Cherkess Republic») (10.06.2003)// Den' Respubliki. 2003. No.76-77(16279). (In Russian).

5. The Law of the Republic of Karachay-Cherkessia No 18-rl «Ob Izbiratel'noi komissii Karachaevo-Cherkesskoi Respubliki» («On the Election Commission of the Republic of Karachay-Cherkessia») (29.07.2004) // Den' Respubliki. 2004. №128-129(16523). (In Russian).

6. Law of the Republic of Dagestan No 7 «Ob izbiratel'nykh komissiyakh v Respublike Dagestan» («On the electoral commissions in the Republic of Dagestan») // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Dagestan. 2004. No. 3. Art. 224. (In Russian).

7. Law of the Republic of North Ossetia-Alania No 27-rl «0 Tsentral'noi izbiratel'noi komissii Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya» («On the Central Election Commission of the Republic of North Ossetia-Alania») (27.12.2000) // Severnaya Osetiya. 2001. №9 (23316). (In Russian).

8. Law of the Republic of North Ossetia-Alania No 23-rl «Ob uchastkovykh komissiyakh v Respublike Severnaya Osetiya-Alaniya» («On election commissions in the Republic of North Ossetia-Alania») (06.06.2013) URL: http://n-osset-alania. izbirkom.ru/way/950237/sx/art/950327/cp /1/br/9503 11 .html. (Accessed: 21.09.2016). (In Russian).

9. On election commissions in the Republic of North Ossetia-Alania No 24-rl «0 territorial'nykh izbiratel'nykh komissiyakh v Respublike Severnaya Osetiya -Alaniya» (02.12.2002) («On the territorial election commissions in the Republic of North Ossetia - Mania»). URL: http://n-osset-alania.izbirkom.ru/ way/950237/sx/art/950329/cp/1/br/950311 .html. (Accessed: 21.09.2016). (In Russian).

10. Law of Stavropol Territory No 42-kl «0 sisteme izbiratel'nykh komissii v Stavropol'skom krae» («On the system of election commissions in Stavropol Krai») (19.11.2003) // Sbornik zakonov i drugikh pravovykh aktov Stavropol'skogo kraya. 2003. No. 24(126). Art. 3291. (In Russian).

11. The law of the Chechen Republic No 6-rl «0 sisteme izbiratel'nykh komissii v Chechenskoi Respublike» («On the system of election commissions in the Chechen Republic») (26.03.2013) URL: http://www.chechen.izbirkom.ru/. (Accessed: 21.09.2016). (In Russian).

12. Avak'yan S. A. Konstitutsionnyi leksikon: Gosudarstvenno-pravovoi terminologicheskii slovar' (Constitutional lexicon: state-legal terminology dictionary). Moscow: Yustitsinform. 2015. 327 p. (In Russian).

13. Alekseev I. A. Pravovoi status deputatov predstavitel'nykh organov mestnogo samoupravleniya Yuzhnogo federal'nogo okruga (The legal status of deputies of representative bodies of local self-government of the Southern Federal District). Stavropol, 2002. 210 p. (In Russian).

14. Aliev T. T., Anichkin I. M. Pravovoi status izbiratel'nykh komissii v Rossiiskoi Federatsii (The legal status of election commissions in the Russian Federation) // Sovremennoe pravo. 2012. No. 5. P. 61-65. (In Russian).

15. Baglai M. V. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii (Constitutional Law of the Russian Federation). M.: Norma, 1998. 784 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Belyavskaya M. S. Konstitutsionno-pravovoi status izbiratel'nykh komissii, osushchestvlyayushchikh podgotovku i provedenie munitsipal'nykh vyborov v Rossiiskoi Federatsii (Constitutional and legal status of election commissions for the preparation and conduct of the municipal elections in the Russian Federation): abstact of thesis. Stavropol': SSU publ., 2009. 240 p. (In Russian).

17. Bogdanova N. A. Sistema nauki konstitutsionnogo prava (Constitutional law science system). Moscow: Yurist. 2001. 256 p. (In Russian).

18. Buzin A. Yu. Problemy pravovogo statusa izbiratel'nykh komissii v Rossiiskoi Federatsii (The problems of the legal status of election commissions in the Russian Federation)', abstact of thesis. Moscow: RUFP publ., 2004. 166 p.

19. Gabrichidze B. N. Konstitutsionnyi status organov Sovetskogo gosudarstva (Constitutional status of the organs of the Soviet state). Moscow: Yudicheskaya literature, 1982. 184 p. (In Russian).

20. Ivanchenko A. V. Izbiratel'nye komissii v Rossiiskoi Federatsii: istoriya, teoriya, praktika (Election Commission of the Russian Federation: history, theory; practice). Moscow: Ves' mir, 1996. 304 p. (In Russian).

21. Kolyushin E. I. Vybory i izbiratel'noe pravo v zerkale sudebnykh reshenii (The elections and the right to vote in the mirror of court judgments). Moscow: Norma: INFRA-M, 2012. 384 p. (In Russian).

22. Kolyushin E. I. Konstitutsionnoe pravo Rossii: kurslektsii (Constitutional Law of Russia: a course oflectures). Moscow: Norma. 2015. 415 p. (In Russian).

23. Makartsev A. A. Organizatsionno-pravovoi rezhim izbiratel'nykh komissii v Rossiiskoi Federatsii: problemy realizatsii pravovogo statusa (Organizational-legal status of election commissions of the Russian Federation: problems of implementation of the legal status) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo. 2014. No. 3(13). P. 52. (In Russian).

24. PostnikovA. E. Izbiratel'noe pravo Rossii (Election law of Russia). Moscow: Norma: Infra-M, 1996. 224 p. (In Russian).

25. Prokop'ev D. V. Konstitutsionno-pravovoi status izbiratel'noi komissii slozhnoustroennogo sub»ekta Rossiiskoi Federatsii (Na primere Tyumenskoi oblasti). (Constitutional and legal status of the Electoral Commission of the Russian Federation, the subject of a multi-structured subject in the Russian Federation (In the Tyumen region)', abstact af thesis. Surgut: SSU publ. 2003. 207 p. (In Russian).

26. Suchilin V. N. Pravovoi status izbiratel'nykh komissii munitsipal'nykh obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii (The legal status of election commissions of municipalities in the Russian Federation): abstract of thesis. Tyumen': TSU publ. 2015. 31 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.