Научная статья на тему 'Актуальные тренды развития организационно-правовых основ цифровизации государственного и муниципального управления в РФ'

Актуальные тренды развития организационно-правовых основ цифровизации государственного и муниципального управления в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
227
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровизация государственного и муниципального управления / сервисное государство / государственные и муниципальные услуги / административная реформа / эффективность государственного управления / digitalization of state and municipal administration / service state / state and municipal services / administrative reform / efficiency of public administration.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Анатольевна Трыканова

В статье автор анализирует современное состояние организационно-правового регулирования цифровизации системы государственного и муниципального управления в РФ, определяет основополагающие аспекты реализации концепции сервисного государства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Trends in the Development of the Organizational and Legal Framework Digitalization of State and Municipal Administration in Russian Federation

In the article, the author analyzes the current state of the organizational and legal regulation of digitalization of the system of state and municipal administration in Russian Federation, determines the fundamental aspects of the implementation of the concept of a service state in Russia.

Текст научной работы на тему «Актуальные тренды развития организационно-правовых основ цифровизации государственного и муниципального управления в РФ»

УДК 342.5 ББК 67.400.6

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10227

Актуальные тренды развития организационно-правовых основ цифровизации государственного и муниципального управления в РФ

Current Trends in the Development of the Organizational and Legal Framework Digitalization of State and Municipal Administration in Russian Federation

Светлана Анатольевна ТРЫКАНОВА,

кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права РГУ им. С.А. Есенина

E-mail: Svetlana.trykanova@gmail.com

Аннотация. В статье автор анализирует современное состояние организационно-правового регулирования цифровизации системы государственного и муниципального управления в РФ, определяет основополагающие аспекты реализации концепции сервисного государства в России.

Ключевые слова: цифровизация государственного и муниципального управления; сервисное государство; государственные и муниципальные услуги; административная реформа; эффективность государственного управления.

Abstract. In the article, the author analyzes the current state of the organizational and legal regulation of digitalization of the system of state and municipal administration in Russian Federation, determines the fundamental aspects of the implementation of the concept of a service state in Russia.

Keywords: digitalization of state and municipal administration; service state; state and municipal services; administrative reform; efficiency of public administration.

Внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти приведет к повышению эффективности государственного управления, что является одной из основных целей проводимой в настоящее время в Российской Федерации административной реформы. Кроме того, такое совершенствование системы государственного управления способствует обеспечению прозрачности деятельности государственных органов.

Следует отметить, что в настоящее время наиболее глобальным и эффективно внедряемым проектом является портал государственных услуг « Госуслуги».

Современное развитие Российского государства и общества характеризуется активным внедрением в экономику и государственное управление цифровых технологий. Данное направление как «обеспечение ускоренного внедрения

цифровых технологий в экономике и социальной сфере» определено в качестве одной из национальных целей развития России в подп. «ж» п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1.

В частности, Минкомсвязи России в рамках выполнения своих функций представил концепцию цифровизации государственного управления на 2018—2024 гг. — «Сервисное государство 2.0»2. Главный принцип «Сервисного государства» состоит в отсутствии физических документов, кроме удостоверения личности гражданина. Новая модель «Сервисного государства» позволит комплексно решать жизненные ситуации граждан на основании автоматизированных бизнес-процессов (суперсервисы), минимизировать участие чиновников в принятии решений по ока-

156

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 4

занию услуг, исключить бумажные документы как в процессе оказания услуг, так и между ведомствами3.

Применение современных информационных технологий позволяет облегчить и ускорить связь между гражданами и органами исполнительной власти, ликвидировать ограничения, налагаемые расписанием работы или географической удаленностью, другими факторами деятельности органов исполнительной власти, обеспечить доступность государственных и муниципальных услуг.

Новой цифровой технологией общественного контроля стали общественные инициативы, которые были введены в 2013 г. Указом Президента РФ4. Этим же документом были утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (roi.ru). На этом сайте каждый гражданин России, достигший 18 лет и зарегистрированный на портале www. gosuslugi.ru, может предложить общественную инициативу, в том числе по вопросам социально-экономического развития и государственного управления, требующих принятия нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Помимо оказания государственных услуг, внедрение информационных технологий позволяет гражданам осуществлять контроль за деятельностью государственных органов. Так, например, портал «Ваш контроль» является специализированным государственным интернет-ресурсом, который позволяет гражданину не только оценить качество предоставления государственных услуг, но и оставить свой отзыв5.

Не менее существенной на сегодняшний день является концепция «государство — информационная платформа», с которой выступает Центр стратегических инициатив.

Проект «Цифровое государственное управление» с 2018 до 2024 г. подготовлен в соответствии с нормативным правовым регулированием — Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»6. Основные направления проекта «Цифровое государственное управление»:

■ суперсервисы;

■ цифровой профиль;

■ единый фронт;

■ единый транспорт;

■ единая модель данных;

■ единая платформа услуг и сервисов.

Тем самым с учетом определенного курса и государственной политики процесс цифровиза-ции представляет собой замещение аналоговых технологий обработки информации цифровыми информационными технологиями, в том числе прорывными.

На современном этапе в РФ развиваются проекты цифровизации государственного и муниципального управления с учетом международной практики.

В зарубежных странах накоплен достаточный опыт (как положительный, так и отрицательный) по разработке и реализации проектов создания архитектуры электронного правительства. В большинстве передовых стран мира, таких как Канада, Корея, Малайзия, Сингапур, США, разработаны и реализуются стратегии или комплексные программы информационного развития как общества в целом, так и отдельных сфер деятельности. Как показывает практика, не существует единого шаблона, который мог бы отвечать всем условиям и решениям задачи формирования электронного правительства. Каждая страна располагает своим уникальным сочетанием обстоятельств, приоритетов и наличных ресурсов, которые могут использоваться при реализации данной задачи.

1 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 21 июля 2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

2 Представлена концепция «Сервисного государства» версии 2.0 // URL: https://digital.gov.ru/ru/events/ 38530/ (дата обращения: 26.10.2020).

3 Там же.

4 Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (вместе с «Правилами рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива») // СПС «КонсультантПлюс».

5 Приказ Минэкономразвития России от 12 марта 2018 г. № 120 «Об утверждении методических рекомендаций по внедрению системы оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений)» // СПС «КонсультантПлюс».

6 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2020 / № 4 Образование. Наука. Научные кадры

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.