Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / когнитариат / актуальные тренды / развитие экономики / continuing education / cognitariat / current trends / economic development
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гришаева Ю.М., Спирин И.В., Глазачев О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Гришаева Ю.М.

д.п.н., доцент, профессор НИУ МЭИ; зав. аспирантурой, НИИ автомобильного транспорта

j.m.g@mail.ru

Спирин И.В.

д.т.н., профессор, гл. н. с. НИИ автомобильного транспорта

ivspirin@yandex.ru

Глазачев О. С.

д.м.н., профессор, Сеченовский университет glazachev@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ключевые слова: непрерывное образование, когнитариат, актуальные тренды, развитие экономики. Keywords: continuing education, cognitariat, current trends, economic development.

В современном мире наука, технологии и образование стали основными производительными силами. Ведущим социальным классом в настоящее время является образованная часть социума - когнитариат. Когнитариат в высокоразвитых странах обеспечивает до 70% экономического и социального роста. Доля лиц с профессиональным образованием и их значимость возрастают в связи с переходом к когнитивной экономике. В странах G7 вклад когнитивной экономики в создание ВВП достиг 33%, в то время как в России только 11%\

Декларирование амбициозной цели перевода России на ведущие позиции в мире предопределяет существенные изменения в системе образования страны, поскольку именно образование генерирует когнитариат. В свою очередь, это предполагает существенное увеличение расходов на образование, которые в настоящее время весьма ограничены. По данным сравнительного рейтинга ООН, приведенным на Гуманитарном портале, расходы на образование в России составляют 3,7%, в то время как в США - 5% от ВВП2. Но отставание окажется более серьезным, если принять во внимание удельные расходы на образование в расчете на одного гражданина страны в сопоставимых ценах. Принимая за базу для сравнения доллар США, получаем результаты, представленные в табл. 1. Такой разрыв (8,5 раз) совершенно неприемлем!

Таблица 1

Сравнение расходов на образование в России и США в расчете на одного гражданина в 2020 году3

Страна ВВП, млн. $ США Расходы на образование как доля ВВП, % Население, млн. чел. Расходы на образование в расчете на одного гражданина, тыс. $ США

США 20930 5,0 331,00 3,171

Россия 1470 3,7 145,93 0,372

Вместе с тем, преодоление указанного отставания не может быть обеспечено механическим увеличением расходов на соответствующие цели. Необходимо активно использовать инновационные подходы к совершенствованию системы образования, которые разработаны педагогической наукой и практикой применительно к современным условиям трансформации экономики и социальной жизни. Особое значение при этом имеет непрерывность образования в течение всей сознательной жизни человека, что обеспечивает рост человеческого капитала общества.

В настоящее время сформировались основные направления трансформации социально-экономического развития цивилизации, существенно влияющие на весь спектр общественных отношений. В полной мере это относится и к сфере образования, столкнувшейся с инновационными условиями деятельности, целями и вызовами. Рассмотрим далее соответствующие социально-экономические изменения в контексте их влияния на современное образование.

Наиболее общей тенденцией современной цивилизации является глобализация различных областей деятельности. Глобализация представляет собой объективный и неотвратимый процесс всемирной культурной, политической, научной, экономической, технической интеграции и унификации (приведения к единым стандартам и формам, установление взаимосвязей между отдельными, уникальными, самостоятельными социально значимыми объектами и явлениями). Результатом глобализации является объединение социума во всемирном масштабе, что нивелирует различия в развитии государств и территорий, служит средством преодоления конфликтных ситуаций. Причинами глобали-

1 Гришаева Ю.М., Спирин И.В., Шумилов Ю.В. Экологическая культура и ее роль в развитии человеческого капитала в профессиональном образовании // Астраханский вестник экологического образования. 2020. - № 5 (59). - С. 213-219.

2 https://gtmarket.ru/ratings/global-education-expenditure

3 http://global-finances.ru/vvp-stran-mira-2020/; https://vseznaesh.ru/chislennost-naseleniya-po-stranam-mira-2020-god

зации признаются переход к информационному обществу и развитие технологий, изменение средств коммуникации и транспорта, развитие мировой экономики, необходимость ответа на новые вызовы и проблемы, что обусловило интеграцию усилий человечества. Глобализация актуализировала мультикультурализм, ставший доминирующей парадигмой, формирующей современные культуру, науку и образование. Это позволяет выйти за рамки ранее сложившихся представлений, ограничивающих культуру национальными границами, интернационализирует весь комплекс общественных отношений, в том числе, образует новую педагогическую парадигму1. Например, профессиональное образование интегрируется благодаря Болонскому процессу, что обеспечивает международный обмен знаниями и технологиями обучения, открывает обучающимся возможности трудоустройства на новых рынках труда и в инновационных направлениях деятельности, обостряет конкуренцию образовательных учреждений за право подготовки полезных обществу специалистов.

Во второй половине ХХ столетия сформировалось общество потребления2, характеризуемое массовым спросом на индивидуально ориентированные материальные блага на основе развитых рыночных отношений и системы ценностных ориентиров и установок, соответствующих так называемому потребительскому капитализму. В развитых странах сформировались институты гражданского общества. Гражданское общество стало определять политику властных структур во всех областях общественной жизни. Общество потребления характеризуется коренными изменениями в характере труда работников во многих сферах деятельности. Эти изменения обусловили появление новых профессий и обновление содержания труда работников традиционных профессий, основанное на клиент-ориентированной маркетинговой практике и информационных технологиях. Все более широкое распространение получает дистанционный труд и соответствующие ему дистанционные рабочие места персонала. Происходит автоматизация труда рабочих профессий. Информатизация социально-экономической среды и развитие сферы услуг также обусловливают расширение перечня профессий. Эти процессы требуют адекватной реакции со стороны сферы образования, которая призвана успевать за динамично возникающими потребностями рынка труда в соответствующих специалистах.

На наших глазах происходит переход к когнитивной экономике, основанной не на мускульной силе работников, а на их знаниях. В результате произошла глубокая трансформация психологии работников: образованный человек знает себе цену, часто бывает незаменим в своей профессиональной среде. Образованные люди не нуждаются в идеологических поводырях, самодостаточны и ориентированы не на выживание любой ценой, а на достойный уровень качества жизни. Эти изменения привели к возникновению теории человеческого капитала3, согласно которой труд работника перестал рассматриваться как затратный фактор, а превратился в основной капитал. Инвестиции в человеческий капитал (а не в средства производства) стали наиболее выгодными. Образование - ведущий фактор в формировании и развитии человеческого капитала, что обусловило повышенные требования, предъявляемых к качеству и содержанию образования современных специалистов4.

Ноосферное учение5 легло в основу экологического подхода к развитию цивилизации, обусловленного интенсивной антропогенной деятельностью, наносящей непоправимый вред окружающей среде. Со стороны образования ответом на это стало формирование эколого-ориентированного педагогического подхода. Сущность эколого-ориентированного педагогического подхода раскрыта в работах авторов настоящей статьи6, поэтому здесь подробно не рассматривается.

В современном мире разрастается комплексный кризис, компонентами которого являются кризис экономической доктрины, нарастание социального расслоения и противоречий, недопустимое ухудшение состояния окружающей среды. Международное сообщество под эгидой ООН на ряде представительных форумов разработало концепцию устойчивого развития (Sustainable development) цивилизации7. Суть этой концепции заключается в комплексном учете в интересах нынешнего и будущих поколений различных экономических, социальных и экологических интерналий (как положительного, так и отрицательного характера) и экстерналий, возникающих при антропогенной деятельности.

1 Gukalenko O.V. Borisenkov V.P. Multicultural education in the face of globalization // Proceedings of International conference «Education Environment for the Information Age» (EEIA-2016) / Ulyanovsk State Pedagogical University. 2016. - P. 49-57. -http://www.shsconferences.org/articles/shsconf/abs/2016/07/contents/contents.html

2 Baudrillard J. The Consumer Society. Myths & Structures. - L. etc.: SAGE Publications, 1998.

3 Becker G. Human Capital. - New York: Columbia University Press, 1964; Schultz T.W. Investment in Human Capital // The American Economic Revue. 1961. - N 1. - P. 1-17.

4 Spirin I.V., Grishaeva Y.M., Matantseva O.Y., Tkacheva Z.N. Human Capital as a Tool of Ensuring Sustainable Development // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2021. - Vol. 227. - P. 709-714.

5 De Chardin T. The Phenomenon of Man. - London: Collins, 1959. - 320 p.; Le Roy E. L'exigence idéaliste et le fait de l'évolution. -Paris: Boivin, 1927.

6 Grishaeva Yu.M., Spirin I.V., Matantseva O.Yu., Tkacheva Z.N. Formation of Professional and Ethical Culture of Specialists of National Economy // Proceedings of 18th PCFS 2018 Professional Culture of the Specialist of the Future. Future Academy. The European Proceedings of Social Behavioral Science. - P. 1874-1885. - httpx://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.198; Гришаева Ю.М., Спирин И.В., Шумилов Ю.В. Экологическая культура и ее роль в развитии человеческого капитала в профессиональном образовании // Астраханский вестник экологического образования. 2020. - № 5 (59). - С. 213-219; Grishaeva Y., Gagarin A., Spirin I., Matantseva O., Mitrofanova T., Vishnevskaya K. Designing eco-cultural development of students' personality in the digital educational environment // Proceedings of The First International Conference on technology enhanced learning in higher education. - Lipetsk, 2021. - P. 268-273. DOI: 10.1109/TELE52840/2021.9482753

7 Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: учебник. - М.: Издательство МГУ, 2006. - 612 с.; Sustainable Development in Russia. Scientific / Ed. by S. Bobylev, R. Perelet. Berlin; St. Petersburg: Russian-German Environmental Information Bureau, 2013. -203 p.; Ноосферное образование в евразийском пространстве. Т. 8: Ноосферное образование как механизм становления Ноосферной России: коллективная монография / Науч. ред. А.И. Субетто. - СПб.: Астерион, 2018. - 588 с.

В этой связи на всех уровнях образования необходимо переработать используемые педагогические подходы и образовательные программы с целью сообщения обучающимся для использования в повседневной жизни и профессиональной деятельности компетенций в областях экономически, социально и экологически значимых последствий их поведения. Поэтому авторами разрабатываются вопросы развития образования в интересах устойчивого развития1.

Во всех сферах деятельности человека происходят глубокие изменения деятельности людей и их коллективов, обусловленные внедрением информационных технологий во всех областях производства, услуг, управления, сферы культуры и в быту. Это явление получило название цифровизации. В образовательной деятельности цифровизация распространяется на используемые педагогические технологии и определяет инновационные изменения в содержании компетенций обучающихся2.

1 Гришаева Ю.М., Вагнер И.В., Ткачева З.Н., Луговской А.М., Моро П.Н. Образование для устойчивого развития сегодня: проблемное поле для преодоления трудностей педагогической адаптации (на примере высшей школы) // Юг России: экология, развитие. 2018. - № 3. - С. 159-166; Grishaeva Yu., Gagarin A., Spirin I., Tkacheva Z., Evstafieva N., Napolov O. Ecological culture of students in the trends of the concept of sustainable development // E3S Web Conf. 2021 Actual Problems of Ecology and Environmental Management (APEEM 2021), 03 June 2021. - https://doi.org/10.1051/e3sconf/202126507003

2 Grishaeva Yu.M., Glazachev S.N., Gagarin A.V., Spirin I.V., Wagner I.V. Digitalization of ecological education: trends and direction of development // IOP Conference Series: Material Science and Engineering. DTMIS 2019. 940 (2020) 012151. DOI: 10.1088/1757-899X/940/1/01/012151; Гришаева Ю.М., Спирин И.В., Евстафьева Н.С., Ткачева З.Н. Проблемное поле развития экологического сознания личности в цифровом пространстве // Россия в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения: материалы Международного научно-практического форума / Под ред. М.Ч. Залиханова, С.А. Степанова; ред. и сост. Г.Р. Исакова, С.А. Степанов. - М.: МНЭПУ; ВТМ, 2019. Т. 1. - С. 560-562.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.