Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРАВОВЫХ НОВЕЛЛ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРАВОВЫХ НОВЕЛЛ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАВОВЫХ НОВЕЛЛ / ЭКСТЕРНАЛИИ / НАЛОГ ПИГУ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INTEGRATED APPROACH / NECESSITY FOR LEGAL NOVELS / EXTERIORS / PIGU TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спирин Иосиф Васильевич, Гришаева Юлия Михайловна, Савосина Марина Иосифовна, Шумилов Юрий Васильевич

Устойчивое развитие в настоящее время является глобализированной концепцией прогресса цивилизации. Теоретическое обоснование концепции устойчивого развития основано на ноосферном учении. Практическая реализация устойчивого развития вступила в противоречие с концепцией традиционной меркантилистской экономики, целью которой является получение прибыли. Для разрешения этого противоречия необходимо создать правовую основу устойчивого развития. Разработка концептуально-правовых новелл устойчивого развития должна опираться на имеющийся опыт правового регулирования экологических и социальных отношений и предусматривать использование налога Пигу. Инновации должны быть внесены в различные отрасли права национального законодательства и поддерживаться гармонизацией международно признаваемых норм, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Спирин Иосиф Васильевич, Гришаева Юлия Михайловна, Савосина Марина Иосифовна, Шумилов Юрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NECESSITY FOR FORMATION OF CONCEPTUAL-LEGAL NOVELS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Sustainable development in present time is a globalized concept of civilization's progress. The theoretical substantiation of the concept of sustainable development is based on noospheric teaching. The practical implementation of sustainable development is at odds with the concept of a traditional mercantilist economy that aims to generate profits. To resolve this contradiction, it is necessary to establish a legal basis for sustainable development. The development of conceptual-legal novellas for sustainable development should be based on existing experience of legal regulation of environmental and social regulation and should include the use of the Pigu tax. Innovations should be introduced in various branches of national legislation and supported by harmonization of internationally recognized norms regulating production-economic activity

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРАВОВЫХ НОВЕЛЛ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 332.1

СПИРИН И.В., ГРИШАЕВА Ю.М., САВОСИНА М.И., ШУМИЛОВ Ю.В. НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРАВОВЫХ НОВЕЛЛ

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: устойчивое развитие, комплексный подход, необходимость правовых новелл, экстерналии, налог Пигу.

Устойчивое развитие в настоящее время является глобализированной концепцией прогресса цивилизации. Теоретическое обоснование концепции устойчивого развития основано на ноосферном учении. Практическая реализация устойчивого развития вступила в противоречие с концепцией традиционной меркантилистской экономики, целью которой является получение прибыли. Для разрешения этого противоречия необходимо создать правовую основу устойчивого развития. Разработка концептуально-правовых новелл устойчивого развития должна опираться на имеющийся опыт правового регулирования экологических и социальных отношений и предусматривать использование налога Пигу. Инновации должны быть внесены в различные отрасли права национального законодательства и поддерживаться гармонизацией международно признаваемых норм, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность

SPIRIN I.V., GRISHAEVA Yu.M., SAVOSINA M.I., SHUMILOV Yu.V.

THE NECESSITY FOR FORMATION OF CONCEPTUAL-LEGAL NOVELS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Keywords: sustainable development, integrated approach, necessity for legal novels, exteriors, Pigu tax.

Sustainable development in present time is a globalized concept of civilization's progress. The theoretical substantiation of the concept of sustainable development is based on noospheric teaching. The practical implementation of sustainable development is at odds with the concept of a traditional mercantilist economy that aims to generate profits. To resolve this contradiction, it is necessary to establish a legal basis for sustainable development. The development of conceptual-legal novellas for sustainable development should be based on existing experience of legal regulation of environmental and social regulation and should include the use of the Pigu tax. Innovations should be introduced in various branches of national legislation and supported by harmonization of internationally recognized norms regulating production-economic activity

Устойчивое развитие (Sustainable development - SD) в настоящее время превратилось в основополагающий вектор развития цивилизации. Концепция SD разработана представителями мирового сообщества с участием России под эгидой ООН [1; 2; 3]. Инновационность SD состоит в переходе от использования преимущественно экономического подхода к оценке эффективности различных проектов развития общества, мировой и национальных экономик, регионов и отдельных производств к комплексному подходу. Комплексный подход учитывает экономические, экологические и социальные и другие конечные результаты реализации указанных проектов в интересах гармоничного настоящего и будущих поколений человечества.

Понимание необходимости комплексного подхода сформировалось в связи с возникновением современного экологического кризиса (ноосферная концепция [4]) и нарастанием социальных противоречий. В результате экологические и социальные ценности вступили в конфликт с повсеместно используемой ныне меркантилистской концепцией экономического развития [5]. Поэтому актуальной научно-практической проблемой является переход к моделям комплексной оценки эффективности инноваций и инвестиций, обеспечивающим гармонизированное согласование результатов производственно-хозяйственной деятельности различной природы. Успешной реализации потенциала таких моделей препятствуют правовые пробелы в нормативно-правовой основе регулирования SD.

В статье рассмотрена сущность противоречий между действующей экономической моделью построения комплекса общественных отношений и концепцией SD, обоснованы первоочередные направления разработки и необходимость введения правовых новелл для устранения этих противоречий, сформулированы практические предложения по составу актуальных научных исследований и педагогических разработок, обеспечивающих практическое применение концепции SD.

Противоречия между экономическим подходом и устойчивым развитием комплекса общественных отношений.

Экономический подход к оценке результативности бизнеса основан на меркантилистских устремлениях, и оперирует тремя основными категориями - расходами, доходами и прибылью (последняя - основная цель производственно-хозяйственной деятельности). Прибыль используется для последующего инвестирования, которое раскручивает маховик экономического

развития. При этом, как известно, могут возникать социальные и экологические последствия, приводящие к негативным или позитивным результатам. Поэтому говорят о кризисе современного экономического подхода, не учитывающего внеэкономических результатов.

В менеджменте и меркантилистской экономике для обозначения благих намерений бизнеса придумано понятие миссии организации. Чтобы понять бессодержательность этого понятия, необходимо обратить внимание на то, что уставами всех без исключения коммерческих организаций в качестве цели ведения ими хозяйственной деятельности указано получение прибыли. Однако гуманизация мировоззрения создала потребность в постановке также иных целей, в первую очередь, социальных и экологических. Налицо конфликт экономических, социальных и экологических интересов, до настоящего времени остающийся неурегулированным. Для маскировки этой проблемы и предназначен фиговый лист миссии организации, создающий иллюзию социальной и экологической направленности бизнеса. Вместо этой пустопорожней миссии следует разработать инновационную экономическую концепцию, в которой должны быть предусмотрены механизмы, обеспечивающие экономические воздействия на хозяйствующие субъекты в связи с достигнутыми ими социальными и экологическими результатами. Такие механизмы должны основываться на переводе социальных и экологических результатов в стоимостную форму за счет использования научно обоснованных стоимостных оценок.

Традиционно в экономическом анализе учитываются интернальные (другими словами, внутренние, собственные) экономические результаты, получаемые инвесторами и аффилированными с ними лицами [6]. Экстернальные (внешние, несобственные) результаты остаются неучтенными. Однако, при внедрении инноваций могут возникать позитивные или негативные экстерналии, проявляющиеся в виде влияния на окружающую среду, социальную сферу (изменение занятости некоторых работников) и т.п. [7]. Например, при совершенствовании перевозок пассажиров транспортом общего пользования в городах стоимостная оценка снижения затрат времени на поездки примерно в 15 раз превышает прямые денежные затраты на внедрение соответствующих мероприятий [8].

Ассамблей ООН 25.09.2015 (в работе участвовали 193 государства) единогласно принята Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., в которой указаны 169 задач и 17 целей SD, в числе которых наибольшую актуальность имеют: искоренение голода и бедности «во всех ее формах и во всем мире», обеспечение здорового образа жизни и содействие росту благосостояния людей, а также качественного образования и возможности обучаться в течение всей жизни; осуществление гендерного равноправия; рациональное использование водных ресурсов и утверждение норм санитарии; доступ к недорогому, надежному, устойчивому и современному энергоснабжению и пр.

Очевидно, что достижение большинства из указанных глобальных целей не увязано с получением прибыли инвесторами и аффилированными с ними лицами. Необходимо осуществить переход к использованию экономических моделей, позволяющих комплексно учитывать результаты различной природы (экономические, экологические, социальные и проч.).

Комплексный учет результатов различной природы обеспечивает концепция SD. Теоретическое обоснование комплексного подхода не вызывает негативного отношения к нему различных слоев общества. Практической проблемой SD остается нормативно-правовая неурегулированность многих отношений, которые не характерны для экономического подхода.

Неясно, как можно совместить получаемые экономические результаты с иными эффектами от внедрения мероприятий по SD. При этом следует учитывать, что экономические результаты (расходы, доходы, прибыль) могут получаться, как инвесторами и другими аффилированными с ними лицами (первые лица), так и иными лицами. Экономические результаты будут отражаться при бухгалтерском учете на балансе каждого из соответствующих лиц раздельно.

Экономические результаты, получаемые первыми лицами, являются интернальными, (интерналиями) то есть, внутрисистемными. Внесистемные экономические результаты называют экстернальными (экстерналиями). Учение об экстерналиях было разработано профессором А. Пигу (англ. Arthur Cecil Pigou, 1877—1959), Кембриджская экономическая школа, Великобритания) [9]. В настоящее время в России имеется несколько научных школ, разрабатывающих концепцию экстерналий [10].

Экономическая автономность хозяйствующих субъектов, установленная гражданским законодательством, не допускает в целях бухгалтерского и налогового учета суммировать интернальные и экстернальные результаты.

Внеэкономические результаты (экологические, социальные и т.п.) также могут быть подразделены на интернальные и экстернальные. Так, первые лица могут в качестве интернальных результатов получить:

социальные интернальные результаты - высвобождение части своих работников (например, за счет автоматизации производственных процессов и упорядочения функций управления);

экологические интернальные результаты - снижение экологической нагрузки от производственной деятельности на природные объекты, используемые в бизнесе (например, при отказе от использования «незеленых» удобрений повышается качество сельскохозяйственных земель).

Поскольку стоимостное выражение повсеместно используется в качестве всеобщего эквивалента различных благ, то возникают экономические и правовые проблемы установления баланса между:

экономическими, экологическим и социальными результатами;

интернальными и экстернальными негативными и позитивными результатами. Для мониторинга этих результатов необходимо использование показателей и индикаторов устойчивого развития [11].

В экономическом отношении такие проблемы решаются установлением согласованных стоимостных оценок результатов неэкономической природы. Например, для целей транспортного планирования используется стоимостная оценка сокращения (или увеличения) затрат времени пассажиров на поездки [12]. В природоохранном (экологическом) законодательстве легитимированы стоимостные оценки различных природных ресурсов, причиненного экологического ущерба, платность использования природных ресурсов. В экологическом законодательстве действует презумпция экологической опасности - хозяйствующий субъект обязан доказывать соблюдение им норм природоохранного законодательства. Опыт использования экономических оценок экологических издержек следует развивать далее и перенести его на оценку социальных и других издержек. В правовом отношении указанные проблемы системно не решены, в связи с чем актуальна разработка и введение в действие соответствующих правовых новелл.

Актуальные направления разработки правовых новелл для устойчивого развития.

Правовые новеллы, предназначенные для комплексного учета результатов производственно-хозяйственной деятельности, должны обеспечить:

а) легитимированную стоимостную оценку, как положительных, так и отрицательных результатов различной природы. Практически должны быть разработаны и введены в действие правовые нормы, обязывающие хозяйствующие субъекты использовать установленные нормативы стоимостной оценки и правила ее исчисления. По нашим оценкам предстоит выполнить комплекс научных исследований и разработок нормативов и правил их использования для более чем 70 типовых видов различных неэкономических результатов производственно-хозяйственной деятельности. По мере выполнения разработок наверняка обнаружится потребность в проведении исследований ряда ранее неучтенных результатов;

б) системную гармонизацию изменений и дополнений в правовые отрасли (корректировка правовой доктрины), в национальное законодательство, а также учесть обязательства Российской Федерации, вытекающие из действующих актов международного права с участием Российской Федерации;

в) правовой континуитет со сложившимися нормами, действующими в экономических и корпоративных отношениях.

Принципиальной инновацией, на наш взгляд, должно стать расширение практики использования так называемого налога Пигу [9]. Сущность этого налога состоит в организации платности за достижение определенных результатов неэкономической природы - экологические, социальные и другие значимые эффекты (как позитивные, так и негативные), выраженные в их стоимостной оценке. Например, если в результате осуществления производственно-

хозяйственной деятельности или при внедрении проекта развития наступили определенные экологические или социальные последствия (по умолчанию полагается, что эти последствия прямо связаны с соответствующей деятельностью, внедрением проекта), то должен быть задействован следующий механизм:

во-первых, производится установление размера наступивших последствий; во-вторых, каждое наступившее последствие подвергается стоимостной оценке по установленным нормативам и процедурам (правилам). При этом стоимостная оценка берется со знаком плюс для позитивных последствий, и со знаком минус для негативных последствий; в-третьих, устанавливается алгебраическая сумма всех учтенных последствий; в-четвертых, если установленная сумма является отрицательным числом, то соответствующие платежи хозяйствующий субъект вносит в бюджет, в противном случае за свои «подвиги» на ниве устойчивого развития этот субъект получает доплаты из бюджетных источников.

Очевидно, что задействование рассмотренных механизмов потребует значительных изменений действующего законодательства, ломки устоявшихся стереотипов мышления хозяйственников. Выжить в новой среде смогут менеджеры, имеющие надлежащую экономическую и управленческую подготовку, обладающие стратегическими компетенциями [13;

14].

Указанные разработки невозможно выполнить одномоментно. Поэтому соответствующие исследования и имплементация их итогов в нормативно-правовые акты потребуют значительного времени. Имплементация должна осуществляться поэтапно, по мере получения новых апробированных итогов исследований и разработок.

В сфере международных общественных отношений в связи с необходимостью актуализации механизмов устойчивого развития необходимо продолжение и развитие:

международного сотрудничества на уровнях ООН (включая международные организации, действующие под эгидой ООН):

участия в международных договорах по вопросам устойчивого развития; работы в региональных и межправительственных организациях.

В целом политика Российской Федерации в сфере международного сотрудничества по вопросам 80 в настоящее время соответствует национальным интересам и гармонизирована с политикой других государств-партнеров.

Совершенствование национального законодательства Российской Федерации в связи с необходимостью актуализации механизмов устойчивого развития по результатам наших исследований должно осуществляться путем введения правовых новелл в рамках отдельных отраслей законодательства и (или) комплексных нормативно-правовых образований (комплексных отраслей права), прежде всего:

а) налогового; б) таможенного; в) экологического; г) социального; д) бюджетного; е) бухгалтерского.

Заметим, что возможность использования понятия «бухгалтерское законодательство» в настоящее время дискутируется [15]. Теоретические изыскания позволяют полагать, что бухгалтерское законодательство следует рассматривать как подотрасль экономического законодательства [16]. В свою очередь, экономическое законодательство следует рассматривать как комплексную отрасль права, по аналогии, например, с транспортным правом, имеющим собственные правовые институты и нормы права, а также использующим правовые институты и нормы права, заимствованные из других правовых отраслей. Выводы и рекомендации

Переход к реализации концепции устойчивого развития обозначил ряд научно-методологических и практических проблем, одной из которых является наличие правовых пробелов и потребности в инновационных дополнениях и изменениях, которые следует внести в национальное законодательство. Основным противоречием является несоответствие сложившейся экономической практики, ориентированной на достижении полезных результатов, локализуемых на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. Традиционная экономика односторонне оперирует основными категориями: расходы, доходы и прибыль. Вместе с тем, специалисты, политики и широкие слои общественности пришли к пониманию необходимости

решения укоренившихся м вновь возникающих экологических, социальных и иных проблем поступательного развития цивилизации.

Теоретическим фундаментом для комплексного подхода к оценке эффективности бизнеса является ноосферное учение, возникшее столетие тому назад. В настоящее время человечество столкнулось с нарастающими изменениями природной и социальной среды, являющимися негативными результатами антропогенной деятельности. Динамической формой практической реализации ноосферного учения является концепция устойчивого развития, которая была разработана благодаря согласованным усилиям политиков, ученых и представителей гражданского общества практически всех стран-участниц ООН (в том числе, и России). Для успешного претворения в жизнь концепции устойчивого развития необходимо разработать и ввести в действие много нормативно-правовых новелл в различные отрасли права, прежде всего, в право налоговое, таможенное, экологическое, социальное, бюджетное и бухгалтерское.

Основу правовых инноваций национального законодательства должны составлять нормативы стоимостной оценки различных внеэкономических эффектов производственно-хозяйственной деятельности и порядок их использования в соответствии с теоретической моделью, известной как налог Пигу. Предстоит также большая работа по коренному изменению стереотипов хозяйственной практике менеджеров различного уровня.

Литература и источники

1. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г. (размещена на сайте ООН на русском языке).

2. Итоговый документ международной конференции ООН «Будущее которого мы хотим». Рио-де-Жанейро, Бразилия. 20-22 июня 2012 г. (Rus). A/CONF.216/L.1.

3. Sustainable Development in Russia. Scientific Editors S. Bobylev and R. Perelet. Berlin - St. Petersburg. Russian-German Environmental Information Bureau, 2013. - 203 p.

4. Ноосферное образование в евразийском пространстве. Сборник трудов VIII Международной научной конференции. - СПб.: Смольный институт РАО, 2018. - 588 с.

5. Савосина М.И. Комплексная оценка эффективности реализации стратегии устойчивого развития // Концептуальные проблемы экономики и управления на транспорте: взгляд в будущее. Труды национальной научно-практической конференции РУТ (МИИТ). - 2018. - 372 с.

6. Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: учебник для вузов /под ред. З.И. Аксеновой. -М.: ИЦ «Академия», 2007. - 320 с.

7. Савосина М.И. Логистические аспекты устойчивости развития территорий // Добродеевские чтения - 2018: II Международная научно-практическая конференция 18-19 октября 2018 г. - М.: ИИУ МГОУ, 2018. - С.121-124.

8. Гришаева Ю.М., Матанцева О.Ю., Спирин И.В., Савосина М.И., Ткачёва З.Н., Васин Д.В. Устойчивое развитие транспорта в городах России: опыт и актуальные задачи // Юг России: экология, развитие. - 2018. - №13(4). С.24-46.

9. Пигу А. Экономическая теория благосостояния/ Пер. с англ. В 2-х т. - М.: Прогресс, 1985. Т.1. - 512 с.; Т.2. - 454 с.

10. Шеремет А.Д. История и перспективы развития кафедральной научной школы комплексного анализа деятельности организаций // Ломоносовские чтения-2016: Экономическая наука и развитие университетских научных школ. Сборник статей Международной научной конференции/ Под ред. А.А. Аузана, В.В. Герасименко. - М., 2016. С.1419-1428 с.

11. Выпханова Г.В. Понятие и правовое обеспечение концепции устойчивого развития // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2016. - №1. - С. 64-93.

12. Spirin, I., Zavyalov, D., Zavyalova, N. Globalization and Development of Sustainable Public Transport Systems. 16th International Scientific Conference Globalization and Its Socio-Economic Consequences. University of Zilina (Slovakia). The Faculty of Operation and Economics of Transport and Communication, Department of Economics. Procedia, Part V. 5th - 6th October 2016, pp. 2076 - 2084.

13. Гришаева Ю.М., Глазачев С.Н., Шумилов Ю.В., Спирин И.В., Гагарин А.В., Егоренков Л.И. О методологических подходах к проектированию экологического развития личности (на примере высшей школы) // Акмеология. - 2018. - №4 (68). - С.8-12.

14. Nuzir F. A. & Dewancker B. J. (2014). Understanding The Role of Education Facilities in Sustainable Urban Development: A Case Study of KSRP, 4th International Conference on Sustainable Future for Human Security, SustaiN 2013. Procedia Environmental Sciences, 20, pp. 632-641. Japan, Kitakyushu. Retrieved from https:// doi: 10.1016/j.proenv.2014.03.076. Available online at www.sciencedirect.com

15. Ашмарина Е.М. Бухгалтерское право как подотрасль экономического права // Вопросы экономики и права. - 2012. - №8. -С.197-204.

16. ЕршовВ.В., АшмаринаЕ.М., КорневВ.Н. Экономическое право Российской Федерации: монография. - М.: РГУП, 2007. -271 с.

References and Sources

1. Rio-de-Zhanejrskaya deklaraciya po okruzhayushchej srede i razvitiyu. Prinyata Konferenciej OON po okruzhayushchej srede i razvitiyu, Rio-de-ZHanejro, 3-14 iyunya 1992 g. (razmeshchena na sajte OON na russkom yazyke).

2. Itogovyj dokument mezhdunarodnoj konferencii OON «Budushchee kotorogo my hotim». Rio-de-ZHanejro, Braziliya. 20-22 iyunya 2012 g. (Rus). A/CONF.216/L.1.

3. Sustainable Development in Russia. Scientific Editors S. Bobylev and R. Perelet. Berlin - St. Petersburg. Russian-German Environmental Information Bureau, 2013. - 203 p.

4. Noosfernoe obrazovanie v evrazijskom prostranstve. Sbornik trudov VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - SPb.: Smol'nyj institut RAO, 2018. - 588 s.

5. Savosina M.I. Kompleksnaya ocenka effektivnosti realizacii strategii ustojchivogo razvitiya // Konceptual'nye problemy ekonomiki i upravleniya na transporte: vzglyad v budushchee. Trudy nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii RUT (MIIT). - 2018. - 372 s.

6. Bachurin A.A. Analiz proizvodstvenno-hozyajstvennoj deyatel'nosti avtotransportnyh organizacij: uchebnik dlya vuzov /pod red. Z.I. Aksenovoj. -M.: IC «Akademiya», 2007. - 320 s.

7. Savosina M.I. Logisticheskie aspekty ustojchivosti razvitiya territory // Dobrodeevskie chteniya - 2018: II Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya 18-19 oktyabrya 2018 g. - M.: IIU MGOU, 2018. - S.121-124.

8. Grishaeva YU.M., Matanceva O.YU., Spirin I.V., Savosina M.I., Tkachyova Z.N., Vasin D.V. Ustojchivoe razvitie transporta v gorodah Rossii: opyt i aktual'nye zadachi // YUg Rossii: ekologiya, razvitie. - 2018. - №13(4). S.24-46.

9. Pigu A. Ekonomicheskaya teoriya blagosostoyaniya/ Per. s angl. V 2-h t. - M.: Progress, 1985. T.1. - 512 s.; T.2. - 454 s.

10. Sheremet A.D. Istoriya i perspektivy razvitiya kafedral'noj nauchnoj shkoly kompleksnogo analiza deyatel'nosti organizacij // Lomonosovskie chteniya-2016: Ekonomicheskaya nauka i razvitie universitetskih nauchnyh shkol. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii/ Pod red. A.A. Auzana, V.V. Gerasimenko. - M., 2016. S.1419-1428 s.

11. Vyphanova G.V. Ponyatie i pravovoe obespechenie koncepcii ustojchivogo razvitiya // Vestnik universiteta im. O.E. Kutafina (MGYUA). - 2016. - №1. - S. 64-93.

12. Spirin, I., Zavyalov, D., Zavyalova, N. Globalization and Development of Sustainable Public Transport Systems. 16th International Scientific Conference Globalization and Its Socio-Economic Consequences. University of Zilina (Slovakia). The Faculty of Operation and Economics of Transport and Communication, Department of Economics. Procedia, Part V. 5th - 6th October 2016, pp. 2076 - 2084.

13. Grishaeva YU.M., Glazachev S.N., SHumilov YU.V., Spirin I.V., Gagarin A.V., Egorenkov L.I. O metodologicheskih podhodah k proektirovaniyu ekologicheskogo razvitiya lichnosti (na primere vysshej shkoly) // Akmeologiya. - 2018. - №4 (68). - S.8-12.

14. Nuzir F. A. & Dewancker B. J. (2014). Understanding The Role of Education Facilities in Sustainable Urban Development: A Case Study of KSRP, 4th International Conference on Sustainable Future for Human Security, SustaiN 2013. Procedia Environmental Sciences, 20, pp. 632-641. Japan, Kitakyushu. Retrieved from https:// doi: 10.1016/j.proenv.2014.03.076. Available online at www.sciencedirect.com

15. Ashmarina E.M. Buhgalterskoe pravo kak podotrasl' ekonomicheskogo prava // Voprosy ekonomiki i prava. - 2012. - №8. - S.197-204.

16. Ershov V.V., Ashmarina E.M., Kornev V.N. Ekonomicheskoe pravo Rossijskoj Federacii: monografiya. - M.: RGUP, 2007. - 271 s.

СПИРИН ИОСИФ ВАСИЛЬЕВИЧ - ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ»)

ГРИШАЕВА ЮЛИЯ МИХАИЛОВНА - Московский государственный областной университет

САВОСИНА МАРИНА ИОСИФОВНА - Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ»).

ШУМИЛОВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - Московский государственный областной университет. SPIRIN, IOSIF V. - JSC «Scientific research Institute of motor transport» (JSC «NIIAT»)(iv.spirin@yandex.ru). GRISHAEVA, YULIA M. - Moscow Region State University (j.m.g@mail.ru).

SAVOSINA, MARIA I. - JSC «Scientific research Institute of motor transport» (JSC «NIIAT») (julia@niiat.ru). SHUMILOV, YURI V. - Moscow Region State University (ab3891221@rambler.ru).

УДК 332. 132

ПОЛЯКОВ А.С.

СВЯЗНОСТЬ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ ГОРОДОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Ключевые слова: улично-дорожная сеть, транспортная модель, расчет связности.

В статье предложена модификация показателя улично-дорожной сети, известного как «коэффициент непрямолинейности», имеющего непосредственную взаимосвязь с показателями функционирования транспортного комплекса. Выработаны требования по доработке транспортных моделей, позволяющие в автоматизированном режиме проводить расчеты для оценки связности улично-дорожной сети городов с учетом ее структуры и применяемых схем организации движения. Предложена методика выбора приоритетных мероприятий по повышению связности. Приведены примеры расчета для условий города Москвы.

POLYAKOV, AS. CONNECTIVITY OF THE STREET-ROAD NETWORK OF CITIES AS A FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CITY

Keywords: street-road network, transport model, calculation of connectivity.

In the article proposes a modification of the indicator of the street-road network, known as the "coefficient of non-straightness", which has a direct correlation with the indicators of the functioning transport complex. It worked out the conditions to completion the transport models that allow you to automatically carry out calculations to assess the coherence of the stereet-road network of cities with regard to its structure and traffic management schemes. It proposed the methods of selecting priority events to enhance cohesion. It given the examples of calculation for conditions of the city of Moscow.

Устойчивое развитие экономики тесно связано с состоянием транспортной инфраструктуры, поскольку именно транспортная инфраструктура обеспечивает объединение функций снабжения, производства и потребления, поддерживает материальные, финансовые и информационные потоки в городской экономике, непосредственно влияет на производительность труда и себестоимость продукции, на интеграционные процессы между предприятиями города и региона [1]. В ряде ранее проведенных исследований получены заметные результаты по оценке взаимосвязи дорожно-транспортной инфраструктуры с необходимыми условиями для успешного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.