Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-АССОЦИАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА СФЕРЫ УСЛУГ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-АССОЦИАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА СФЕРЫ УСЛУГ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ВОЛАТИЛЬНОСТЬ БИЗНЕС-СРЕДЫ / АДАПТАЦИЯ СУБЪЕКТОВ РЫНКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / БИЗНЕС-АССОЦИАЦИИ / СФЕРА УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилинкова И. Н., Пирогова О. Е.

Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности предприятиям малого и среднего бизнеса (МСБ) в сфере услуг, наиболее пострадавшим в период пандемии COVID-19, является одной из наиболее актуальных задач текущего момента. Цель исследования - проанализировать актуальные тренды деятельности бизнес-ассоциаций в условиях пандемии. Задачи исследования: изучить проблемы МСБ, рассмотреть степень адаптации бизнес-ассоциаций к кризисным условиям, вызванным пандемией. В исследовании использованы методы: описания, сравнения, аналогии и обобщения, анализа и синтеза. Результатами работы являются выявление перспективных видов коммерческих бизнес-услуг, предоставляемых бизнес-ассоциа-циями в настоящее время, определение подходов к оценке экономического эффекта цифровизации услуг, предлагаемых бизнес-ассоциациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS OF BUSINESS ASSOCIATIONS OF SMES IN THE SERVICE SPHERE DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Creating a favorable business environment for small and medium-sized businesses in the service sector, the most affected during the COVID-19 pandemic, is more than ever one of the most urgent tasks of the current moment. The purpose of the study is to analyze the current trends in the activities of business associations in the context of the pandemic. Research objectives: to study the problems of SMEs, to consider the degree of adaptation of business associations to the crisis conditions caused by the pandemic. The research uses the following methods: description, comparison, analogy and generalization, analysis and synthesis. The results of the work are the identification of promising types of commercial business services provided by business associations at the present time. Approaches to assessing the economic effect economic effect of digitalization of services offered by business associations.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-АССОЦИАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА СФЕРЫ УСЛУГ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

/fr ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ

Жилинкова И.Н., Пирогова О.Е.

АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-АССОЦИАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА СФЕРЫ УСЛУГ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация. Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности предприятиям малого и среднего бизнеса (МСБ) в сфере услуг, наиболее пострадавшим в период пандемии COVID-19, является одной из наиболее актуальных задач текущего момента. Цель исследования - проанализировать актуальные тренды деятельности бизнес-ассоциаций в условиях пандемии. Задачи исследования: изучить проблемы МСБ, рассмотреть степень адаптации бизнес-ассоциаций к кризисным условиям, вызванным пандемией. В исследовании использованы методы: описания, сравнения, аналогии и обобщения, анализа и синтеза. Результатами работы являются выявление перспективных видов коммерческих бизнес-услуг, предоставляемых бизнес-ассоциациями в настоящее время, определение подходов к оценке экономического эффекта цифровизации услуг, предлагаемых бизнес-ассоциациями.

Ключевые слова. Малый и средний бизнес, пандемия COVID-19, волатильность бизнес-среды, адаптация субъектов рынка, государственная поддержка, бизнес-ассоциации, сфера услуг.

Zhilinkova I.N., Pirogova O.E.

CURRENT TRENDS OF BUSINESS ASSOCIATIONS OF SMEs IN THE SERVICE SPHERE DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Abstract. Creating a favorable business environment for small and medium-sized businesses in the service sector, the most affected during the COVID-19 pandemic, is more than ever one of the most urgent tasks of the current moment. The purpose of the study is to analyze the current trends in the activities of business associations in the context of the pandemic. Research objectives: to study the problems of SMEs, to consider the degree of adaptation of business associations to the crisis conditions caused by the pandemic. The research uses the following methods: description, comparison, analogy and generalization, analysis and synthesis. The results of the work are the identification of promising types of commercial business services provided by business associations at the present time. Approaches to assessing the economic effect economic effect of digitalization of services offered by business associations.

Keywords. Small and medium sized enterprises, COVID-19 pandemic, volatility of the business environment, adaptation of market actors, government support, business associations, services sector.

ГРНТИ 06.39.41

© Жилинкова И.Н., Пирогова О.Е., 2021

Ирина Николаевна Жилинкова - старший преподаватель Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Оксана Евгеньевна Пирогова - доктор экономических наук, доцент, профессор Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Контактные данные для связи с авторами (Пирогова О.Е.): 196000, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., 50 (Russia, St. Petersburg, Novorossiyskaya str., 50). E-mail: [email protected].

Введение

В списке отраслей, преимущественно пострадавших от пандемии COVID-19, в большинстве своем находятся отрасли сферы услуг: транспортная деятельность, культура, организация досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, гостиничный бизнес и общественное питание. Предприятия данных отраслей преимущественно относятся к малому и среднему бизнесу (или предпринимательству; далее - МСБ/П).

Сфера услуг значительно пострадала от пандемии коронавирусной инфекции. Большинство предпринимателей пессимистично оценивают перспективы нормализации ситуации в их отрасли. Снизить степень напряженности на рынках услуг и придать необходимый импульс восстановлению финансово-экономических показателей МСБ способны бизнес-ассоциации, представляющие собой некоммерческие объединения предпринимателей.

Роль МСБ сферы услуг в России на современном этапе

Удельный вес малого и среднего бизнеса в РФ на протяжении двух первых десятилетий XXI века был заметно ниже, чем в промышленно-развитых странах, несмотря на целевые показатели развития МСБ, к которым стремится российское правительство в принимаемых дорожных картах национальных проектов. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП в 2019 году составляла 8,56%. По состоянию на 10 августа 2020 года в этом секторе работало всего 15,5 млн человек [1].

Большая часть предприятий МСП сосредоточена в сфере услуг. Именно они обеспечивают занятость значительному проценту населения Российской Федерации. Данные отрасли по подсчетам ведущих отраслевых бизнес-ассоциаций, таких как Ассоциации операторов фитнес-индустрии, Федерации рестораторов и отельеров, Ассоциации туроператоров России (АТОР) и более 60 представителей других деловых бизнес-объединений обеспечивают работой 5,5 млн россиян. Удельный вес среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников по видам экономической деятельности представлен на рисунке 1. Сумма общих налоговых платежей, перечисляемых в бюджет предприятиями отрасли, составляет почти 1 трлн руб. в год, в том числе 202 млрд - НДФЛ и социальные выплаты [2].

70 -

60 -

50 -

40 -

30 —24,3 20 10 0

53,5 53,2

58

29,5

3,3

23,3

14,8 14,8

I I

7,1

7,1

19,7

3,7

2,7

30,4

2,2

2,8

f У J

г

Ж

4*

Ж г/

У S

у

f jf S

Рис. 1. Удельный вес среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций по видам экономической деятельности

Социально-экономическое состояние МСБ сферы услуг по итогам 2020 года в РФ В настоящее время общая макроэкономическая ситуация в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:

• ВВП в РФ по итогам пандемийного 2020 года упал на 3,1%;

• внутренний конечный спрос снизился на 5%;

• уровень безработицы повысился с 4,5% в сентябре 2019 года до 6,3% в октябре 2020 года [3]. В связи с трудностью перевода бизнес-процессов сферы услуг на удаленную работу, в связи с введением ограничительных мер именно этот сектор наиболее пострадал от социально-экономических последствий короновирусной инфекции. Добавленная стоимость сократилась на 24,1% в гостиничном и ресторанном бизнесе, на 11,4% в учреждениях культуры и спорта, на 10,3% в транспортных компаниях, в прочих предприятиях сферы услуг на 6,8% [3]. Падение экономики России из-за пандемии стало максимальным за 11 лет РБК: В общей сложности:

• до 500 тысяч человек остались без работы в сфере розничной торговли и индустрии гостеприимства (в каждой из этих сегментов)

• снижение реальной заработной платы составляли 11,0 % в индустрии гостеприимства, 5,8% в строительстве, 4,1% в розничной торговле.

Общими проблемами для всех выделенных секторов в период пандемии на фоне всеобщей неопределенности стали снижение выручки из-за падения потребительского спроса, риск заражения сотрудников, несовершенство системы антикризисного управления, перебои в логистических цепочках. По итогам прошлого года финансовые показатели бизнеса ухудшились на треть в 48 из 85 регионов России. Доля компаний, которые находятся в критическом положении, т. е не в состоянии обслуживать основной долг или выплачивать налоги, страховые взносы, зарплату и т.п, составляет 20,9%. Большинство предпринимателей пессимистично оценивают перспективы нормализации ситуации в их отрасли. Почти половина (43%) считают, что ситуация вернётся в нормальное русло не ранее, чем через год. Таким образом, сфера услуг значительно пострадала от пандемии. Направления деятельности бизнес-ассоциаций сферы услуг в период пандемии COVID-19 Внешние и внутренние социально-экономические шоки во все времена приводили к активизации процесса самоорганизации предпринимательского сообщества. Такими триггерными событиями в XXI веке для российского экономического пространства можно назвать мировой финансовый кризис 2008 года, введение экономических санкций в 2014 году и, конечно же, пандемию COVID-19. По мере реализации актуальных задач, локальные действующие бизнес-ассоциации уходили с рынка. Однако их нишу тут же занимали бизнес-ассоциации новой генерации, являвшиеся центром притяжения субъектов предпринимательства нового поколения.

Например, в последнее время появилась «Ассоциация сетевых предприятий питания» (АСПП), объединившая компании, представляющие треть рынка питания вне дома в России, такие как «До-до пицца», «Кухня на районе», «Макдоналдс», Subway и Sodexo [4]. С другой стороны, в кризисный период происходит санация существующих рыночных институтов, в результате которой самые востребованные и эффективные бизнес-структуры переживают ренессанс, пройдя реструктуризацию и расширяя сферу своего влияния. Так, произошло объединение Ассоциации бизнес-туризма и Ассоциации корпоративных управляющих деловыми поездками (Association of Corporate Travel Executives, ACTE) под брендом ABT-ACTE Russia с целью дальнейшего содействия развитию российского рынка делового туризма, который сейчас переживает не лучшие времена.

В связи с этим следует отметить усиление тенденцию к централизации предпринимательских сообществ, объединению региональных бизнес-ассоциаций в общенациональные предпринимательские союзы. Ярким примером, иллюстрирующим эту тенденцию, является создание в 2020 году Ассоциации институтов развития предпринимательства «Мой бизнес», целью которой является создание качественной экосистемы для развития предпринимательства, не связанной территориальными ограничениями [5].

В условиях коронакризиса на первый план вышла деятельность бизнес-ассоциаций по установлению и управлению связями с государственными органами (Government Relations, GR) в качестве коллективного субъекта лоббирования. Деловые ассоциации, особенно малого и среднего бизнеса, все больше разворачивались в сторону поддержки своих членов и активно работали на всех пло-

щадках, где решались вопросы сохранения персонала, получения преференций, налоговой политики и др. В первую очередь наиболее активными и оперативными в своих реакциях на сложившуюся ситуацию в информационном пространстве оказались «тяжеловесы» бизнес-ассоциаций, такие как «Деловая Россия», ОПОРА России, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленная палата РФ (ТПП). В составе рабочих и экспертных групп при министерствах и ведомствах, Федерации профсоюзов, Аппарате омбудсмена, Общественной палате и пр. эти бизнес-ассоциации:

• проводили мониторинг отраслевого развития;

• изучали потребность бизнеса в господдержке;

• интегрировали принципы социально ответственного бизнеса в отраслевые кодексы поведения; (инициатива «Деловой России» по запуску специального знака и наклеек «COVID-free», инициатива «Ассоциации компаний интернет-торговли» по внедрению системы декларирования соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям в сфере e-commerce и т.п.);

• активизировали деятельность по созданию согласительных комиссий по предлагаемым мерам господдержки на предмет их целесообразности с представителями предпринимательского сообщества (инициатива ТПП);

• принимали участие в разработке законодательных инициатив;

Перестройка деятельности большинства отраслевых деловых ассоциаций в период пандемии нацелена на разработку стратегий по восстановлению бизнесов своих членов (рисунок 2). Оценка степени бизнес-ассоциаций к внешним шокам, вызванных пандемией COVID-19 Большинство отраслевых бизнес-ассоциаций, являясь важным институтом самоорганизации предпринимательского сообщества, также не могли не испытывать негативное воздействие пандемии на свою деятельность. В частности, значительная часть региональных отраслевых бизнес-ассоциаций столкнулось с [5]: сокращением возможности для личных коммуникаций, ростом числа проблемных и приостановивших деятельность компаний, сокращением базы членских взносов.

Одним из возможных способов оптимизации деятельности бизнес-ассоциаций в настоящее время являются цифровые технологии. Цифровая трансформация предоставляемых своим членам бизнес-услуг значительно снижает затраты деловых предпринимательских объединений. В то же время, претерпевая цифровую трансформацию, бизнес-ассоциации выступают катализатором циф-ровизации на отраслевых рынках. Расчет годового/квартального экономического эффекта от циф-ровизации коммерческих услуг, оказываемых бизнес-ассоциациями своим членам, можно рассчитать по формуле:

Э = (З1 - З2) х Аг, (1)

где З1 и 32 - затраты на единицу объема оказанных коммерческих услуг, выполняемых соответственно, с применением цифровых технологий и без применения цифровых технологий, руб.; Аг -годовой/квартальный объем оказываемых бизнес-ассоциациями коммерческих услуг, выполняемых в расчетном году с применением цифровых технологий, в соответствующих единицах измерения (например, количество проводимых мероприятий, осуществленных проектов, экспертиз и т.п.).

В перечень типичных оказываемых отраслевыми бизнес-ассоциациями для своих членов коммерческих услуг, поддающихся цифровизации, входят организация и проведение: событийных форумов / конференций / съездов / встреч / слетов / круглых столов / поездок делегаций / экскурсий; образовательных лекций / семинаров / мастер-классов / тренингов / коуч-сессий / консультаций; тематических выставок / презентаций / промоакций; экспертиз бизнес-процесса, продукта, проекта; экспертиз для заключений об оценки регулирующего воздействия; маркетинговых исследований / стресс-тестов / аудиторских проверок / юридических консультаций / техпомощи.

Планируемое (фактическое) уменьшение численности работающих сотрудников / приглашенных специалистов в бизнес-ассоциации, обеспечиваемое внедрением цифровых технологий, определяется по формуле:

ДЧ = (Тб - Ti) х Ai, (2)

где ДЧ - условное высвобождение работающих в i-м году, чел.; Тб и Ti - численность работающих на единицу работ до внедрения цифровизации и в i-м году, чел.

Рис. 2. Коммерческие услуги бизнес-ассоциаций, способствующие развитию наиболее актуальных направлений восстановления МСБ в условия пандемии СОУГО-19

Однако, если сокращение списочного состава сотрудников для некоммерческой организации, которой является бизнес-ассоциация, является снижением затрат и фактором роста ее конкурентоспособности, то для общества высвобождение значительного количества сотрудников одномоментно является серьезной социальной проблемой. По прогнозам экспертов, к 2025 году 43% ком-

паний планируют сократить число рабочих мест из-за внедрения цифровых технологий, следовательно, чтобы адаптироваться к новым условиям, 40% сотрудников придется переквалифицироваться, более чем 70% - приобрести новые навыки или улучшить имеющиеся [6].

Поэтому рост спроса на корпоративные образовательные услуги, в том числе предоставляемые бизнес-ассоциациями, неуклонно растет. По оценкам Минцифры России, «в России не хватает от 500 тыс. до 1 млн специалистов в различных сферах информационных технологий. При этом российские университеты предлагают только 80 тыс. бюджетных мест по 1Т-специальностям». В России катастрофический дефицит ИТ-специалистов. Выровнять дисбалансы на рынках труда, вызываемые цифровизацией, к которой подтолкнула бизнес пандемия COVID-19, это - одна из актуальных задач, которые стоят на повестке перед предпринимательским сообществом. Заключение

Проанализировав тренды, наблюдаемые на рынках в течение года, можно сделать вывод, что российские деловые ассоциации демонстрируют способность к быстрой перенастройке своей деятельности в кризисной ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, что свидетельствует о высокой степени институциональной зрелости данного типа предпринимательских интеграционных структур. Применение цифровых технологий позволяет снизить уровень затрат и повысить рыночную устойчивость отраслевых бизнес-ассоциаций в условия неопределенности. Изменение структуры услуг бизнес-ассоциаций является реакцией на внешние и внутренние вызовы текущего момента. Активизация работы бизнес-ассоциаций позволяет повысить эффективность экономической политики и сократить бремя государственных расходов, предназначенных на цели восстановления предприятий, по которым пандемия сильнее всего ударила.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сфера услуг предупредила о критическом положении из-за коронавируса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/04/07/827403-sfera-uslug (дата обращения 20.03.2021).

2. Как коронавирус меняет работу малого и среднего бизнеса: закрытие магазинов, поддержка государства и время стартапов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ach.gov.ru/news/kak-koronavirus-menyaet-rabotu-malogo-i-srednego-biznesa-zakrytie-magazinov-podderzhka-gosudarstva-i (дата обращения 20.03.2021).

3. Прибыль российского бизнеса рухнула почти на треть из-за коронавируса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://newprospect.ru/news/aktualno-segodnya/pribyl-rossiyskogo-biznesa-rukhnula-pochti-na-tret-iz-za-koronavirusa (дата обращения 20.03.2021).

4. Обзор исследований «Российский бизнес и коронавирус». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roscongress.org/materials/obzor-issledovaniy-rossiyskiy-biznes-i-koronavirus (дата обращения 20.03.2021).

5. Пирогова О.Е., Рудакова А.Н. Исследование направлений совершенствования деятельности предприятия гостиничного бизнеса // Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 3 (81). С. 48-54.

6. В России создана «Ассоциация сетевых предприятий питания». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vtimes.io/2021/04/15/v-rossii-sozdana-assotsiatsiya-setevih-predpriyatii-pitaniya-a4457 (дата обращения 20.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.