АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ
Ш.А. Намазова, канд. филос. наук
Филиал Российского государственного университета нефти и газа (Национальный Исследовательский Университет) имени И.М. Губкина в городе Ташкенте (Узбекистан, г. Ташкент)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-2-106-109
Аннотация. В последние годы в системе образования Республики Узбекистан происходят кардинальные изменения, направленные на формирование высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда. В этой связи руководство страны предпринимает активные реформы системы образования, в контексте которых социально-гуманитарные тенденции развития гуманитарного образования играют большую роль. В данной статье освещаются ключевые социально-культурные тенденции развития гуманитарного образования в Новом Узбекистане.
Ключевые слова: Новый Узбекистан, гуманитарное образование, национальная культура, культурология, материальное наследие, нематериальное наследие.
Узбекистан уверенно вступил в совершенно новый этап своего развития. Реформы, проводимые в стране в последние годы, отличаются комплексностью, призваны изменить жизнь народа, привнести в сферы лучший мировой опыт. Внимание к сфере образования становится особенно актуальным во всем мире в век глобализации и информационных технологий, когда уровень развития страны определяется не только социально-экономическими, культурными показателями, оценкой силы и мощи, но опирается во многом и на ее интеллектуальный потенциал. Ведь именно научно-технический прогресс, основы которого закладываются в образовательной среде, является центральным звеном устойчивого развития и процветания страны.
Образование - жизненно важное направление, которое лежит в основе всех созидательных реформ и комплексных преобразований. Их устойчивость в этом секторе обеспечивает экономический рост государства. А главная задача руководства страны - создать для подрастающего поколения такие условия, при которых они будут чувствовать заботу и внимание.
Вопросы совершенствования образования всегда оставались в центре внимания правительства нашей республики. В частности, в своем выступлении «Учителя и
наставники - самая важная наша опора в построении нового Узбекистана» посвященном Дню учителя и наставника, Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев отметил, что «Для всех нас ясно, что наука, образование, воспитание - это краеугольный камень развития, сила, приумножающая мощь страны и народа. Завтрашний день, будущее Родины неразрывно связаны с системой образования и воспитанием, которое получают сегодня наши дети» [1].
На современном этапе развития гражданского общества, происходящего в нашей стране, изменения, направленные на формирование интеллектуального капитала личности. Стремительно развивающийся Узбекистан занимает устойчивые позиции в общемировом пространстве. В связи с этим актуализируется проблема гуманитарного образования и воспитания, формирования личности, обладающей могучим интеллектуальным потенциалом. «Согласно идее «Новый Узбекистан начинается со школьного порога» система образования радикально реформируется» -подчеркивает учёный Содик Сафоев [2, с. 7].
Исходя из этого существенно возрастает роль культурологи в системе непрерывного образования, формирующая гуманитарное мышление. «Культурология - это
наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести и о закономерностях культурно-исторического процесса» [3, с. 13]. В реформировании системы образования приоритет культурологи неизбежен в силу её глобальной сущности, заключающей в себе парадигму бытия. Уже в начальной стадии гуманитарного образования обучающийся должен иметь представление о национальной культуре как уникальном, неповторимо самобытном достоянии своего народа, обладающей идентичностью. Чувство национальной гордости должно воспитываться в раннем возрасте и укрепляться по мере взросления. Важную роль в этом играет национальное культурное наследие, духовные ценности народа, возрождение которых привело к Третьему Ренессансу.
Возрождение национальных духовных ценностей является основополагающей тенденцией образования в нашей стране на современном этапе. Оно включает в себя:
- узбекское традиционное музыкальное творчество;
- узбекское вокальное и инструментальное искусство;
- философское и поэтическое наследие великих мыслителей Востока;
- средневековая живопись;
- хореографическое искусство;
- народные ремёсла (прикладное искусство).
Узбекский народ богат как своим материальным, так и нематериальным духовным наследием. «Ведь лишь немногие народы обладают таким уникальным наследием. Весь мир восхищается редкими научными рукописями, более 100 тысяч из которых хранится в фондах одного только Института востоковедения Академии наук Узбекистана. Это огромное научное и духовное наследие всегда должно оставаться с нами, придавать нам силы и вдохновение» [1].
Нематериальное духовное наследие узбекского народа, представляющее неотъемлемую составляющую часть мировой культуры, в частности, такие уникальные ценности, как маком, бахши, катта ашула, лязги, пословицы, поговорки, латифа, искусство аскиячи и многие другие артефак-
ты должны войти в сознание и самосознание молодого поколения как действенные социально-культурные факторы формирования национального менталитета.
Стремительно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии, компьютерное медиа-пространство открывает перед молодым поколением поистине необозримый океан явлений [4, с. 44]. Осмысление потока разнообразной социально-культурной информации, его критический анализ выдвигают ряд актуальных проблем социально-культурных тенденций развития гуманитарного образования.
Одной из основополагающих социально-культурных тенденций в гуманитарном образовании и воспитании является опора на национальные традиции, которая формирует интеллектуальный иммунитет молодёжи, прививаемого в процессе изучения гуманитарных дисциплин, в частности, культурологии [4, с. 45].
На основе изучения национальных традиций логически выстраивается алгоритм системы непрерывного гуманитарного образования. «В современной культурологии, - по справедливому мнению П. Гуревича, - проблема традиции рассматривается в рамках общего процесса модернизации» [3, с. 217]. Именно такой методологический подход к национальной традиции позволяет найти правильный путь в социально-культурном развитии гуманистической личности, способной преобразовывать окружающий мир в условиях устойчивого развития. «Сегодня качество нового образования - образования устойчивого развития, - подчеркивает Н. Файзуллаева, - в значительной степени зависит от доступа к информационным и коммуникационным технологиям» [5, с. 71]. Имея возможности безграничного доступа к разнообразному информационному потоку, молодёжь должна быть подготовленной к её восприятию, уметь критически оценивать информационную продукцию. «Повседневное обращение к различным сайтам Интернета, среди которых имеются сайты, пропагандирующие насилие, жестокость, порно, межнациональную и религиозную рознь, - отмечает Р. Торежанова, - ведёт к росту преступно-
сти среди молодёжи, к моральной деградации и бездуховности подрастающего поколения» [6, с. 84]. В этом смысле, гуманитарное образование представляет современному педагогу благодатные возможности использования национальных традиций в учебно-воспитательном процессе обучающихся.
В Новом Узбекистане, в эпоху возрождения национальных духовных ценностей роль традиционного народного искусства исключительно велика. В этом направлении актуализируются социально-культурные тенденции гуманитарного образования. В данном контексте целенаправленная воспитательная работа с молодёжью должна использовать формы собеседования, диалога с молодым поколением, со студентами, которых необходимо учить правильно мыслить, высказывать свои суждения, формировать правильные нравственно-эстетические критерии, понятия и смыслы жизненных явлений. Причём это должно относиться не только к обучае-
лодым педагогам. Как очень верно замечает Р. Торежанова: «Знание современными преподавателями основ народной педагогики, её педагогических традиций поможет им использовать педагогические средства, проверенные многовековой воспитательной практикой» [6, с. 87].
Обобщая свой научный взгляд и педагогические мысли на актуальные социально-культурные тенденции развития гуманитарного образования в нашей стране, хочу подчеркнуть, что именно гуманитарная сфера образования, базирующаяся на принципах гуманизации и гуманитаризации, обучения и воспитания является наиболее действенным механизмом, способным обеспечить сохранение духовно-нравственных ценностей нашего богатейшего национального культурного наследия для будущих поколений. Считаю, что решение этих важнейших проблем должно быть безотлагательным в целях устойчивого развития Узбекистана, возрастания его авторитета в мировом сообществе.
мым, но и обучающим, в частности к мо-
Библиографический список
1. Выступление Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «Учителя и наставники - самая важная наша опора в построении нового Узбекистана» посвященном Дню учителя и наставника. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yuz.uz/file/newspaper/30b14a74e3592fa33d3483b8e9375e82.pdf.
2. Сафоев С. Новый Ренессанс // O'zbekiston. - 2021. - №1. - С. 5-7.
3. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Проект, 2004. - 336 с.
4. Намазова Ш.А. Развитие творческого мышления при изучении культурологии в непрерывном образовании // Uzluksiz ta'lim. - 2020. - №2. - С. 43-45.
5. Файзуллаева Н.С. Комплексный подход к образованию в целях устойчивого развития // Uzluksiz ta'lim. - 2022. - №1. - С. 67-71.
6. Торежанова Р. Педагогические условия использования народных традиций эстетического воспитания в современном учебно-воспитательном процессе // Uzluksiz ta'lim. -2020. - №2. - С. 83-87.
CURRENT SOCIO-CULTURAL TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF HUMANITARIAN EDUCATION IN THE NEW UZBEKISTAN
Sh.A. Namazova, Candidate of Philosophical Sciences
Branch of the Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University) in Tashkent (Uzbekistan, Tashkent)
Abstract. In recent years, the education system of the Republic of Uzbekistan has undergone drastic changes aimed at the formation of highly qualified personnel in demand in the labor market. In this regard, the country's leadership is undertaking active reforms of the education system, in the context of which socio-humanitarian trends in the development of humanitarian education play an important role. This article highlights the key socio-cultural trends in the development of humanitarian education in the New Uzbekistan.
Keywords: New Uzbekistan, humanitarian education, national culture, cultural studies, material heritage, intangible heritage.