Научная статья на тему 'УЗБЕКИСТАН И РОССИЯ: АКТИВИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

УЗБЕКИСТАН И РОССИЯ: АКТИВИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Узбекистан / высшее образование / международное сотрудничество / гуманитарное взимодействие. / Russia / Uzbekistan / higher education / international cooperation / humanitarian interaction.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ye Hanwen

В условиях глобальной экономической интеграции и политической многополярности интернационализация образования стала одной из основных тенденций международного сообщества. Всё чаще становятся распространение и распределение образовательных ресурсов в мире. Так что экспорт образования является важным стандартом для измерения политического, экономического и культурного уровня страны. Страны с помощью экспорта образования активно предлагают образовательных услуг иностранным студентам, чтобы расширять культурные и экономические связи с государствами-партнерами. Гранича с другими странами Центральной Азии, Узбекистан является центром региона и имеет большое геополитическое значение. Россия всегда уделяет особое внимание развитию отношений с Узбекистаном и достигает некоторых успехов в военной и торгово-экономической области, и сотрудничество в гуманитарно-образовательной области между двумя странами тоже успешно продвигалось. Особенно после того, как пришел к власти президент Шавкат Мирзиеев, российско-узбекское сотрудничество в области образования углубляется, и лишь в 2019 году в Узбекистане было создано шесть филиалов российских вузов. Также растет по годам численность узбекских студентов, обучающихся в России. Несмотря на вышеуказанные позитивные результаты, между ними еще существует ряд проблем: меняющаяся международная обстановка приносит перспективам сотрудничества неопределенности; интеграционный процесс и современный системы образования из Европы вызовет снижение конкурентоспособности российских вузов; пандемия коронавируса. Для решения этих проблем необходимо изучить сущность международного соотрудничества в высшем образовании и закономерность его развития с учетом изменений в международной обстановке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UZBEKISTAN AND RUSSIA: INTENSIFYING COOPERATION IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION

In the context of global economic integration and political multipolarity, the internationalization of education has become one of the main trends in the international community. Increasingly, the distribution and distribution of educational resources in the world. So the export of education is an important standard for measuring the political, economic and cultural level of a country. Countries, through the export of education, actively offer educational services to foreign students in order to expand cultural and economic ties with partner countries. Bordering other countries of Central Asia, Uzbekistan is the center of the region and is of great geopolitical importance. Russia always pays special attention to the development of relations with Uzbekistan and achieves some success in the military and trade and economic fields, and cooperation in the humanitarian and educational field between the two countries has also been successfully promoted. Especially after President Shavkat Mirziyoyev came to power, Russian-Uzbek cooperation in the field of education is deepening, and only in 2019 six branches of Russian universities were created in Uzbekistan. The number of Uzbek students studying in Russia is also growing over the years. Despite the above positive results, there are still a number of problems between them: the changing international environment brings uncertainty to the prospects for cooperation; the integration process and the modern education system from Europe will cause a decrease in the competitiveness of Russian universities; coronavirus pandemic. To solve these problems, it is necessary to study the essence of international cooperation in higher education and the pattern of its development, taking into account changes in the international situation.

Текст научной работы на тему «УЗБЕКИСТАН И РОССИЯ: АКТИВИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Oriental Journal of History, Politics and Law

ORIENTAL JOURNAL OF HISTORY, POLITICS AND

LAW

journal homepage: https://www.supportscience.uz/index.php/oihpl

UZBEKISTAN AND RUSSIA: INTENSIFYING COOPERATION IN THE FIELD OF

HIGHER EDUCATION

Ye Hanwen

Master's student

Tashkent University of Oriental Studies Tashkent, Uzbekistan E-mail: yhw@bfsu. edu. cn

ABOUT ARTICL E

Key words: Russia, Uzbekistan, higher education, international cooperation, humanitarian interaction.

Received: 14.05.22 Accepted: 16.05.22 Published: 18.05.22

Abstract: In the context of global economic integration and political multipolarity, the internationalization of education has become one of the main trends in the international community. Increasingly, the distribution and distribution of educational resources in the world. So the export of education is an important standard for measuring the political, economic and cultural level of a country. Countries, through the export of education, actively offer educational services to foreign students in order to expand cultural and economic ties with partner countries.

Bordering other countries of Central Asia, Uzbekistan is the center of the region and is of great geopolitical importance. Russia always pays special attention to the development of relations with Uzbekistan and achieves some success in the military and trade and economic fields, and cooperation in the humanitarian and educational field between the two countries has also been successfully promoted. Especially after President Shavkat Mirziyoyev came to power, Russian-Uzbek cooperation in the field of education is deepening, and only in 2019 six branches of Russian universities were created in Uzbekistan. The number of Uzbek students studying in Russia is also growing over the years.

Despite the above positive results, there are still a number of problems between them:

the changing international environment brings uncertainty to the prospects for cooperation; the integration process and the modern education system from Europe will cause a decrease in the competitiveness of Russian universities; coronavirus pandemic. To solve these problems, it is necessary to study the essence of international cooperation in higher education and the pattern of its development, taking into account changes in the international situation.

O'ZBEKISTON VA ROSSIYA: OLIY TA'LIM SOHASIDA HAMKORLIKNI

FAOLLASHTIRISHGA OID

Ye Hanwen

Magistratura talabasi Toshkent sharqshunoslik universiteti Toshkent, O'zbekiston E-mail: yhw@bfsu. edu. cn

_MAQOLA HAQIDA_

Kalit so'zlar: Rossiya, O'zbekiston, Annotatsiya: Jahon iqtisodiy oliy ta'lim, xalqaro hamkorlik, gumanitar integratsiyasi va siyosiy ko'p qutblilik hamkorlik. sharoitida ta'limning baynalmilallashuvi

xalqaro hamjamiyatning asosiy

tendensiyalaridan biriga aylandi. Dunyo bo'ylab ta'lim resurslarini taqsimlash tobora kuchayib bormoqda. Shunday qilib, ta'lim eksporti mamlakatning siyosiy, iqtisodiy va madaniy darajasini o'lchash uchun muhim standartdir. Mamlakatlar ta'lim eksporti orqali hamkor davlatlar bilan madaniy va iqtisodiy aloqalarni kengaytirish maqsadida chet ellik talabalarga ta'lim xizmatlarini faol taklif qilmoqda.

Markaziy Osiyoning boshqa davlatlari bilan chegaradosh O'zbekiston mintaqaning markazi bo'lib, katta geosiyosiy ahamiyatga ega. Rossiya O'zbekiston bilan munosabatlarni rivojlantirishga doimo alohida e'tibor qaratib, harbiy va savdo-iqtisodiy sohalarda muayyan muvaffaqiyatlarga erishmoqda, ikki davlat o'rtasida gumanitar va ta'lim sohasidagi hamkorlik ham muvaffaqiyatli rivojlanib bormoqda. Ayniqsa, Prezident Shavkat Mirziyoyev hokimiyat tepasiga kelganidan so'ng ta'lim sohasida Rossiya-O'zbekiston hamkorligi chuqurlashib bormoqda va faqat 2019-yilda O'zbekistonda Rossiya oliy o'quv yurtlarining oltita filiali _tashkil etildi. Rossiyada tahsil olayotgan

УЗБЕКИСТАН И РОССИЯ: АКТИВИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ye Hanwen

Магистрант

Ташкентский университет востоковедения Ташкент, Узбекистан E-mail: yhw@bfsu. edu. cn

o'zbekistonlik talabalar soni ham yil sayin ortib bormoqda.

Yuqoridagi ijobiy natijalarga qaramay, ular o'rtasida hali ham bir qator muammolar mavjud: o'zgaruvchan xalqaro muhit hamkorlik istiqbollariga noaniqlik olib keladi; integratsiya jarayoni va Evropadan zamonaviy ta'lim tizimi Rossiya universitetlarining raqobatbardoshligini pasayishiga olib keladi; koronavirus pandemiyasi. Bu muammolarni hal qilish uchun oliy ta'lim sohasidagi xalqaro hamkorlikning mohiyati va uning rivojlanish qonuniyatlarini xalqaro vaziyatdagi o'zgarishlarni hisobga olgan holda o'rganish zarur.

_О СТАТЬЕ_

Ключевые слова: Россия, Аннотация: В условиях глобальной

Узбекистан, высшее образование, экономической интеграции и политической международное сотрудничество, многополярности интернационализация

гуманитарное взимодействие. образования стала одной из основных

тенденций международного сообщества. Всё чаще становятся распространение и распределение образовательных ресурсов в мире. Так что экспорт образования является важным стандартом для измерения политического, экономического и культурного уровня страны. Страны с помощью экспорта образования активно предлагают образовательных услуг иностранным студентам, чтобы расширять культурные и экономические связи с государствами-партнерами.

Гранича с другими странами Центральной Азии, Узбекистан является центром региона и имеет большое геополитическое значение. Россия всегда уделяет особое внимание развитию отношений с Узбекистаном и достигает некоторых успехов в военной и торгово-экономической области, и сотрудничество в гуманитарно-образовательной области между двумя странами тоже успешно _продвигалось. Особенно после того, как

пришел к власти президент Шавкат Мирзиеев, российско-узбекское

сотрудничество в области образования углубляется, и лишь в 2019 году в Узбекистане было создано шесть филиалов российских вузов. Также растет по годам численность узбекских студентов, обучающихся в России.

Несмотря на вышеуказанные позитивные результаты, между ними еще существует ряд проблем: меняющаяся международная обстановка приносит перспективам сотрудничества неопределенности; интеграционный процесс и современный системы образования из Европы вызовет снижение конкурентоспособности российских вузов; пандемия коронавируса. Для решения этих проблем необходимо изучить сущность международного соотрудничества в высшем образовании и закономерность его развития с учетом изменений в _международной обстановке._

ВВЕДЕНИЕ

После прихода в конце 2016 г. на пост президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева отмечается активизация двусторонних отношений с Россией в различных сферах, включая образование. Заинтересованность Узбекистана в сотрудничестве в данной сфере связана с необходимостью подготовки кадров для работы в школах и высших учебных заведениях. Ещё один важный аспект образовательного сотрудничества -взаимодействие двух стран, направленное на более качественное преподавание русского языка. Русский язык является важным элементом школьной программы в Узбекистане, однако серьёзной проблемой остаётся дефицит преподавателей по данной дисциплине.

В сфере высшего образования сотрудничество между Россией и Узбекистаном также стало активно развиваться в последние годы. Одним из ярких примеров может служить создание в Узбекистане филиалов ведущих российских университетов. Помимо этого, растёт число студентов из Узбекистана, обучающихся в высших учебных заведениях в России. В развитии образовательного сотрудничества между Россией и Узбекистаном заинтересованы обе стороны.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В последние годы отмечается активизация двустороннего сотрудничества Узбекистан и Россия в области высшего образования. Так, если до 2018 года партнерские контакты имели около 70 вузов двух стран, то в 2020 году данный показатель превысил 115; в 2018

году утверждено 128 соглашений и 46 проектов по сотрудничеству, а в 2020 году подписано уже 242 соглашения, реализуются 63 проекта.

Обучение в России

Возрастает интерес узбекских студентов к обучению в России. Согласно статистике Центра социологических исследований России, в 2019 году обучение для граждан Узбекистана предлагалось в 582 российских вузах. Более половины из этих вузов расположены в трех субъектах России: Москве, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан, в первую очередь это касается т.н. федеральных университетов.

Особое значение имеют бюджетных квоты для узбекских студентов в вузах РФ: в 2020 г. на 228 мест претендовало более 4 тысяч человек, в 2018/2019 учебном году на 203 квоты было подано 6,405 заявок от граждан Узбекистана, из них на программы бакалавриата -3,323, магистратуры - 416, аспирантуры - 58. Для сравнения, в 2017/2018 учебном году на 161 квоту было подано 8,158 заявок, из них на программы бакалавриата - 4,382, магистратуры - 474, аспирантуры - 86. По данным статистики самые популярные образовательные организации, которые в 2019/2020 учебном году граждане Узбекистан выбрали для обучения в пределах квоты: Московский инженерно-физический институт, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.

Особой популярностью у абитуриентов из Узбекистана пользуются следующие направления: медицина, нефтедобыча, металлургия, машиностроение, геология и разведка полезных ископаемых, информатика и вычислительная техника, экономика и управление, ядерная физика и технологии, лингвистика. По данным статистики Министерства образования и науки РФ общая численность студентов из Узбекистана, обучающихся в России в 2016/2017 учебном году, составляла 14,168, а в 2017/2018 учебном году достигла 16,954; в 2018/2019 учебном году их число увеличилось до более 26,500; в 2020 г. число узбекских студентов, получающих российское высшее образование (в том числе и в зарубежных филиалах образовательных организаций России и совместных образовательных организациях) составило 35,562, из которых 8,462 получили стипендии от российского правительства. С целью углубления российско -узбекского взаимодействия в высшем образовании число бюджетных мест в вузах России для узбекских студентов было увеличено в 2021 году до 460 мест. В свою очередь, в вузах Узбекистана обучаются свыше 305 студентов с российским гражданством.

Филиалы российских вузов в Узбекистане

Создание филиалов российских вузов в Узбекистане также стало ярким примером сотрудничества между двумя странами. В марте 2019 года подписано

Межправительственное соглашение об организации и налаживании деятельности филиалов вузов России в Узбекистане, которое заложило основу для их открытия на территории Узбекистана. В 2019 году также подписано Соглашение о взаимном признании документов об образовании, квалификации и научных степенях, что является важной правовой поддержкой взаимодействия между двумя странами в области высшего образования. В 2020г. на территории Узбекистана действовали 9 филиалов вузов из России, в городе Ташкенте, Ташкентской и Самаркандской областях, в которых обучалось почти 3 тысячи человек. Выпускники данных вузов, а именно филиалов РЭУ имени Г.В. Плеханова, МГУ, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Московского института стали и сплавов, НИЯУ МИФИ, МГИМО, Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, Национального исследовательского университета "МЭИ", Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Астраханского государственного технического университета получают дипломы, действительные как в Республике Узбекистан, так и в России.

В 2020 г. объявлено об открытии филиалов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургского горного университета, представительства Российского университета дружбы народов. Прорабатывается открытие филиалов Пермской государственной фармацевтической академии, МГТУ имени Баумана, Московского архитектурного института, Института русского языка имени Пушкина.

Таким образом на сегодняшний день в Узбекистане функционирует уже 12 филиалов российских вузов, где обучаются около 4,3 тыс. студентов. В 34 вузах Узбекистана реализуется подготовка кадров по совместным образовательным программам (программы «двойных дипломов»). В 2020-2021 учебном году был организован приём 4294 студентов на совместные программы: 4,1 тыс. мест по бакалавриату и 450 мест по магистратуре.

Таким образом фактически создаётся определенное пространство гармонизации высшего образования, которое, безусловно, будет способствовать дальнейшему укреплению двустороннего сотрудничества, в том числе в ряде стратегически важных отраслях экономики.

Платформы обмена информацией в области высшего образования

Активно создаются платформы для обмена информацией в сфере высшего образования между Узбекистаном и Россией.

В последние годы в стране одновременно в разных городах ежегодно проходит Международная выставка «Образование и профессия», где можно получить подробную информацию по учебным направлениям национальных и зарубежных вузов, правилам

приема абитуриентов, возможностям дальнейшего трудоустройства по выбранной специальности и другим вопросам непосредственно у представителей высших учебных заведений. В июне 2020 г. выставка была проведена в онлайн режиме и в ней активно участвовало представительство Россотрудничества в Республике Узбекистан. Всего в мероприятии приняли участие 10,157 посетителей. Вместе с тем из Узбекистана 5,738 посетителей; возраст участников от 18 до 24 лет составил 32%, от 24 до 34 лет - 33%, итого средний возраст участников до 35 лет составил 65%.

Проведение Российско-Узбекского образовательного форума также стало одним из важнейших платформ двустороннего сотрудничества. 18 октября 2018 года в Ташкенте провели первый Российско-Узбекский образовательный форум на тему «Новые кадры - для новой экономики», в котором приняли участие ректоры более 200 вузов обеих стран. Мероприятие было организовано при поддержке Посольства Российской Федерации в Республике Узбекистан и МВССО РУз. В рамках работы Форума были представлены результаты сотрудничества между вузами России и Узбекистана, а также выявлены основные задачи по развитию образовательных систем двух стран. Практическим результатом мероприятия стало подписание 128 соглашений о реализации совместных образовательных программ и проектов. Они предусматривают конкретные «дорожные карты» по созданию филиалов, совместных факультетов, научно-образовательных программ. Например, Костромской государственный университет и Ташкентский институт легкой и текстильной промышленности подписали соглашение по созданию международного факультета на базе двух вузов. Также по соглашениям форума в августе 2019 года был открыт Международный факультет по совместным программам Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета и Ташкентского педиатрического медицинского института и состоялись вступительные испытания на эту программу. Созданию центра межвузовского сотрудничества на основе Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова и Ташкентской медицинской академии в феврале 2019 года также предшествовало подписание договора на площадке форума. В результате форума созданы в Ташкенте филиалы МГИМО и РХТУ имени Д. Менделеева.

27 мая 2020 года был проведен второй Российско-Узбекский образовательный форум, посвященный вопросам взаимодействия вузов обеих стран в сфере научных исследований «Инновационные механизмы», открытия и функционирования филиалов российских вузов в Республике Узбекистан и в целом выстраивания плодотворного сотрудничества ведущих университетов дружественных государств в современных условиях. В мероприятии приняли участие более 120 вузов России и Узбекистана.

Важным событием стало проведение в 2020 г. Межрегиональной конференции ректоров двух государств в онлайн-формате.

В целом все эти проекты и программы сотрудничества направлены на развитие высшего образования в обоих странах, совершенствование учебно-методического процесса с использованием передового зарубежного опыта, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, расширение студенческого обмена. Концепция высшего образования РУз четко определяет приоритет развития сотрудничества и особенности интернационализации высшего образования через совместные образовательные программы, международную академическую мобильность, привлечение иностранных специалистов, программ языкового и культурного обмена. В этом ракурсе партнёрство с российскими вузами и образовательными программами/проектами позволяет достигнуть поставленные задачи на основе взаимовыгодного интереса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на ущербы, нанесенные пандемией коронавируса и международной проблемой, перспективы взаимодействия в сфере высшего образования между Россией в Узбекистаном оказывается светлыми. В долгосрочное время двустороннее соотрудничество будет устойчиво развиваться. Этот механизм международного соотрудничества также стал ярким примером для развития международного гуманитарно -образовательного сотрудничества Китая.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Госкомстат Узбекистана. URL: https://stat.uz/uz

2. Минобразования Республики Узбекистан. URL: http://uzedu.uz/oz

3. Минобрнауки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru

4. Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru

5. Правительство России. URL: http://government. ru

6. ОЭСР. URL: http://www.oecd.org

7. Посольство Российской Федерации в Республике Узбекистан. URL: https:// uzbekistan.mid.ru/ru

8. Madaminova, D. I., & Fayzullaev, S. A. (2021). The important aspects of uzbekistan's initiatives in central Asia. Asian Journal of Multidimensional Research (AJMR), 10(3), 324-328.

9. Sayfullaev, D. (2016). Parliamentary Diplomacy In Making Of Foreign Policy. The Advance

Science Journal of International Relations, 1(1), 52-54.

10. Madaminova, D. I. (2021). Uzbekistan as a leading initiator in central Asia. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 11(3), 1045-1049.

11. Sayfullaev, D. B. (2020). CONCEPTUAL BASIS OF THE MODERN WEST AND EAST

DIPLOMACY STUDY. Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues, 23(2), 1-10.

12. САЙФУЛЛАЕВ, Д. Б. (2017). ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИНДИИ И УЗБЕКИСТАНА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность, (1), 142-148.

13. Ravshanov, F. R., & Azimov, H. Y. (2021). Danger and Security: History and Present. International Journal of Multicultural andMultireligious Understanding, 8(4), 280-285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.