Научная статья на тему 'Основные аспекты сотрудничества России и Узбекистана в сфере образования на современном этапе'

Основные аспекты сотрудничества России и Узбекистана в сфере образования на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1212
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / УЗБЕКИСТАН / ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / RUSSIA / UZBEKISTAN / BILATERAL RELATIONS / EDUCATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шнейдер Вадим Михайлович

После прихода в конце 2016 г. на пост президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева отмечается активизация двусторонних отношений с Россией в различных сферах, включая образование. Заинтересованность Узбекистана в сотрудничестве в данной сфере связана с необходимостью подготовки кадров для работы в школах и высших учебных заведениях. Ещё один важный аспект образовательного сотрудничества взаимодействие двух стран, направленное на более качественное преподавание русского языка. Русский язык является важным элементом школьной программы в Узбекистане, однако серьёзной проблемой остаётся дефицит преподавателей по данной дисциплине. В данной сфере узбекская сторона активно взаимодействует с Институтом русского языка имени Пушкина и Российским центром науки и культуры в Ташкенте. В сфере высшего образования сотрудничество между Россией и Узбекистаном также стало активно развиваться в последние годы. Одним из ярких примеров может служить создание в Узбекистане филиалов ведущих российских университетов. Помимо этого, растёт число студентов из Узбекистана, обучающихся в высших учебных заведениях в России. В развитии образовательного сотрудничества между Россией и Узбекистаном заинтересованы обе стороны. Россия и Узбекистан имеют прочные контакты в различных областях, включая экономическую и военно-техническую области, однако сотрудничеству в гуманитарной сфере внимание стало уделяться лишь в последние годы. В то же время сотрудничество в сфере образования является крайне важным фактором, который может заложить основы для успешного двустороннего взаимодействия России и Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main aspects of educational cooperation between Russia and Uzbekistan at the present time

After Mr Shavkat Mirziyoyev came to the post of President of the Republic of Uzbekistan at the end of 2016, there has been an intensification of bilateral relations with Russia in various fields, including education. The interest of Uzbekistan in cooperation in this area is associated with the need to prepare teaching staff for schools and higher educational institutions. Another important aspect of educational cooperation is the interaction between two countries, aimed at better teaching the Russian. The Russian language is an important element of school curriculum in Uzbekistan, but a lack of teachers of Russian remains a serious problem. In this area, the Uzbek side is actively cooperating with the Pushkin Institute of the Russian Language and the Russian Center for Science and Culture in Tashkent. In the field of higher education, cooperation between Russia and Uzbekistan has also begun to develop actively in recent years. One of the striking examples is the creation in Uzbekistan of branches of leading Russian universities. In addition, the number of students from Uzbekistan studying in higher educational institutions in Russia has been constantly growing. Both sides are interested in developing educational cooperation between Russia and Uzbekistan. Russia and Uzbekistan have strong contacts in various spheres, including the economic and military-technical fields, however, cooperation in the humanitarian sphere has been given attention only in recent years. At the same time, educational cooperation is an extremely important factor that can provide the basics for successful bilateral cooperation between Russia and Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты сотрудничества России и Узбекистана в сфере образования на современном этапе»

В.М. Шнейдер

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия

Аннотация. После прихода в конце 2016 г. на пост президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева отмечается активизация двусторонних отношений с Россией в различных сферах, включая образование. Заинтересованность Узбекистана в сотрудничестве в данной сфере связана с необходимостью подготовки кадров для работы в школах и высших учебных заведениях. Ещё один важный аспект образовательного сотрудничества - взаимодействие двух стран, направленное на более качественное преподавание русского языка. Русский язык является важным элементом школьной программы в Узбекистане, однако серьёзной проблемой остаётся дефицит преподавателей по данной дисциплине. В данной сфере узбекская сторона активно взаимодействует с Институтом русского языка имени Пушкина и Российским центром науки и культуры в Ташкенте. В сфере высшего образования сотрудничество между Россией и Узбекистаном также стало активно развиваться в последние годы. Одним из ярких примеров может служить создание в Узбекистане филиалов ведущих российских университетов. Помимо этого, растёт число студентов из Узбекистана, обучающихся в высших учебных заведениях в России. В развитии образовательного сотрудничества между Россией и Узбекистаном заинтересованы обе стороны. Россия и Узбекистан имеют прочные контакты в различных областях, включая экономическую и военно-техническую области, однако сотрудничеству в гуманитарной сфере внимание стало уделяться лишь в последние годы. В то же время сотрудничество в сфере образования является крайне важным фактором, который может заложить основы для успешного двустороннего взаимодействия России и Узбекистана.

Ключевые слова: Россия, Узбекистан, двусторонние отношения, образовательное сотрудничество.

The main aspects of educational cooperation between Russia and Uzbekistan

at the present time

V.M. Shneyder

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia

Abstract. After Mr Shavkat Mirziyoyev came to the post of President of the Republic of Uzbekistan at the end of 2016, there has been an intensification of bilateral relations with Russia in various fields, including education. The interest of Uzbekistan in cooperation in this area is associated with the need to prepare teaching staff for schools and higher educational institutions. Another important aspect of educational cooperation is the interaction between two countries, aimed at better teaching the Russian. The Russian language is an important element of school curriculum in Uzbekistan, but a lack of teachers of Russian remains a serious problem. In this area, the Uzbek side is actively cooperating with the Pushkin Institute of the Russian Language and the Russian Center for Science and Culture in Tashkent. In the field of higher education, cooperation between Russia and Uzbekistan has also begun to develop actively in recent years. One of the striking examples is the creation in Uzbekistan of branches of leading Russian universities. In addition, the number of students from Uzbekistan studying in higher educational institutions in Russia has been constantly growing. Both sides are interested in developing educational cooperation between Russia and Uzbekistan. Russia and Uzbekistan have strong contacts in various spheres, including the economic and military-technical fields, however, cooperation in the humanitarian sphere has been given attention only in recent years. At the same time, educational cooperation is an extremely important factor that can provide the basics for successful bilateral cooperation between Russia and Uzbekistan.

Keywords: Russia, Uzbekistan, bilateral relations, educational cooperation.

После распада СССР Узбекистан столкнулся с необходимостью проводить независимую внешнюю политику, основанную на национальных интересах страны и учитывающую экономические и политические процессы, происходящие в странах постсоветского пространства. Внешнеполитическая стратегия Узбекистана подразумевала проведение нейтральной внешней политики. Взаимодействие с другими государствами постсоветского пространства осуществлялось в рамках СНГ, а также в двустороннем формате. Сотрудничество Узбекистана с Россией в 1990-х гг. было гораздо менее интенсивным, чем взаимодействие России с другими государствами в Центральной Азии. Существенным шагом вперёд стало подписание в 2004 г. Соглашения о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, а наиболее важным соглашением считается Договор о союзнических отношениях, подписанный сторонами в 2005 г. [Хуррамов 2019: 1335]. Вместе с тем, данный договор предусматривал взаимодействие в первую очередь в сферах военно-технического и торгово-экономического сотрудничества. При этом сотрудничество в гуманитарной сфере, включающей и образовательное сотрудничество, не было столь эффективным.

С приходом на пост президента Шавката Мирзиёева в 2016 г. внешняя политика Узбекистана оставалась сбалансированной, однако стала гораздо более открытой по отношению к другим государствам. Не вступая в интеграционные объединения, Узбекистан активизировал отношения с рядом государств в рамках двустороннего взаимодействия. Эта тенденция включает в себя и сотрудничество с Россией, которое проявляется как в сфере экономики, так и в гуманитарной сфере. Впервые большое внимание стало уделяться укреплению двусторонних связей в сфере образования.

Основным вызовом, с которым сталкивается Узбекистан в сфере школьного образования, является необходимость подготовки преподавательских кадров. С увеличением численности населения Узбекистана растёт число новых школ, а профессия учителя становится одной из наиболее востребованных в республике. Так, количество учите-

лей, в общеобразовательных школах Республики Узбекистан в 2019-2020 учебном году достигло 481 604 человек, что на 8,28% выше по сравнению с 2018-2019 учебным годом1. Заинтересованность Узбекистана в сотрудничестве с Россией объясняется и особым местом русского языка в системе школьного образования. В республике действуют 862 школы с русским языком обуче-ния,2 при этом в школьной программе предусмотрено изучение русского языка для всех учащихся. Взаимодействие по вопросам, связанным с преподаванием русского языка в школах Узбекистана, осуществляется на самом высоком уровне. Так, данной проблеме была посвящена встреча министра народного образования Узбекистана Шерзо-да Шерматова и посла России в Узбекистане Владимира Тюрденёва, состоявшаяся в октябре 2019 г.3 Узбекская сторона предложила привлечь российских экспертов с целью пересмотра учебной программы и учебников русского языка. Также было предложено провести тестирование учителей Узбекистана по русскому языку и по его результатам подготовить программу переподготовки педагогов. Стороны обсудили возможности предоставления дополнительной русской художественной литературы тем школам, где преподавание ведется на узбекском язы-ке.4 Предполагается, что эти меры могут повысить качество преподавания русского языка. Здесь важную роль может сыграть представительство Россотрудничества в Узбекистане — Российский центр науки и культуры, успешно функционирующий в Ташкенте. Важным аспектом его деятельно-

1 Народное образование в цифрах: количество работающих учителей в школах // Министерство народного образования Республики Узбекистан // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://uzedu.uz/ru/halk-talimi-rakamlarda-umumtalim-muassasalarida-ukituvcilar-soni (дата обращения: 07.12.2019)

2 Statistics // Ministry of public education of the Republic of Uzbekistan // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://uzedu.uz/en/statistika (дата обращения: 07.12.2019)

3 Узбекистан надеется на помощь России в создании учебников по русскому языку // РИА Новости // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://ria.ru/20191014/1559765359.html (дата обращения: 07.12.2019)

4 Там же.

сти является поддержка русского языка, включающая проведение языковых курсов для всех желающих. При центре также действует библиотека, книжный фонд которой насчитывает более 12 тысяч единиц, включая учебную, учебно-методическую, справочную, а также художественную литературу, изданную в России в последние годы. 1

Тем не менее, дефицит преподавателей русского языка в школах Узбекистана остаётся основной проблемой в данной сфере — по данным министерства народного образования Узбекистана, в настоящее время число выпускников вузов по специальностям "русский язык и литература" не покрывает даже половину имеющейся потребности, в начальных классах — только треть.2 В этом контексте стоит отметить Центры партнёрской сети «Института русского языка имени Пушкина», открытые в последние годы в Ферганском государственном университете и Узбекском государственном университете мировых языков. Центр предлагает студентам программы по изучению русского языка, а также специальные курсы по подготовке к сдаче Единого государственного экзамена для школьников, планирующих поступать в российские вузы.3 Необходимо подчеркнуть, что число студентов из Узбекистана, обучающихся в российских вузах, увеличивается с каждым годом и в 2018/19 учебном году составляло более 26 тысяч человек, при этом более 7 тысяч обучались на бюджетной основе. 4 Таким образом, заинтересованность узбекских школьников в изучении русского языка не вызывает сомнений, и российско-узбекское сотрудничество

1 Библиотека // Российский центр науки и культуры в Ташкенте // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://uzb.rs.gov.ru/ru/pages/42 (дата обращения: 05.12.2019)

2 Там же.

3 В Узбекистане открылся Центр партнёрской сети «Институт Пушкина» // Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=14253 (дата обращения: 05.12.2019)

4 В РФ обучаются более 26 тысяч студентов из Узбе-

кистана // Sputnik // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://uz.sputmknews.ru/society/20190910/12395270/V-RF-obuchayutsya-bolee-26-tysyach-studentov-iz-Uzbekistana.html (дата обращения: 05.12.2019)

в данной сфере представляется взаимовыгодным и перспективным.

В сфере высшего образования сотрудничество между Россией и Узбекистаном также стало активно развиваться в последние годы. Одним из ярких примеров может служить создание в Узбекистане филиалов ведущих российских университетов. На сегодняшний день в республике действуют десять филиалов российских вузов, шесть из которых были открыты в 2019 г.5 Таким образом фактически создаётся общее образовательное пространство, которое, безусловно, будет способствовать дальнейшему укреплению двустороннего сотрудничества, в том числе в ряде стратегически важных отраслях экономики. Речь идёт об открытых в этом году филиалах МИФИ (атомная промышленность), МИСиС (металлургия), МЭИ (энергетика) и РХТУ (химическая промышленность). Здесь следует подчеркнуть, что природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство имеют большое значение для экономики Узбекистана, в связи с чем подготовка высококвалифицированных местных кадров на базе филиалов российских университетов является одним из важных факторов экономического развития страны. С приходом на пост президента Узбекистана Шавката Мирзиёева экономическая политика страны существенно изменилась, о чём свидетельствуют как уже проведённые реформы, так и планы по дальнейшему вовлечению республики во взаимовыгодные экономические процессы с соседними государствами. [Ахмедов, Смолик 2019:864]

Таким образом, есть основания предполагать, что научно-образовательное сотрудничество между Россией и Узбекистаном будет успешно развиваться и в дальнейшем. В качестве одного из наиболее перспективных направлений сотрудничества можно выделить укрепление взаимодействия между высшими учебными заведениями двух стран. Учитывая наличие договоров о со-

5 За год в Узбекистане открылось 6 филиалов российских вузов // Sputnik // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://uz.sputniknews.ru/Uzbekistan/20190910/1239461 7/Za-god-v-Uzbekistane-otkrylos-shest-filialov-rossiyskikh-vuzov.html (дата обращения: 05.12.2019)

трудничестве между ведущими университе- менном мире. Можно сказать, что народы тами Узбекистана и России, вероятным России и Узбекистана во многом до сих пор представляется развитие совместных обра- находятся в едином гуманитарном про-зовательных программ, проведение стажи- странстве, учитывая наличие общих ценно-ровок и обменов, организация научных ме- стей (включая использование русского язы-роприятий, публикация совместных науч- ка) и значительный опыт жизни в общем по-ных трудов. литическом и экономическом пространстве.

Следует отметить, что интерес к образо- Нельзя забывать и об уникальных страницах вательному сотрудничеству России и Узбе- сотрудничества узбекского и русского наро-кистана является взаимным. Необходимо дов, в частности, о массовой эвакуации в учитывать, что Узбекистан на сегодняшний Узбекистан во время Великой отечествен-день представляет собой динамично разви- ной войны и об усыновлении узбекскими вающееся государство, в котором отмечает- семьями детей, вывезенных из блокадного ся как существенный экономический рост, Ленинграда.

так и естественный прирост населения. Эти Таким образом, сотрудничество между

факторы определяют развитие инфраструк- Россией и Узбекистаном в сфере образова-туры, создание новых рабочих мест и осо- ния на современном этапе является одной из знание руководством страны важнейшей ро- приоритетных задач для руководства обеих ли образования как одного из основных стран, а также отвечает интересам граждан факторов конкурентоспособности в совре- России и Узбекистана.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Weitz R. Uzbekistan's New Foreign Policy: Change and Continuity under New Leadership. // Central Asia-Caucasus Institute and Silk Road Studies Program, 2018.

Акрамова Ф.А. Международное сотрудничество Республики Узбекистан в сфере высшего образования // Наука, техника и образование, 2018. №11 (52) С. 80-84.

Ахмедов Х.Т., Смолик Н.Г. Республика Узбекистан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве // Постсоветские исследования, 2019. Т. 2, №1. С. 854-865. Казанцев А.А., Гусев Л.Ю. Реформы во внешней политике Узбекистана: основные достижения и сценарии развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(2):292-303.

Курылев К.П. Специфика интеграционных процессов в СНГ. // Ежегодник. СНГ: проблемы, поиск, решения. - М.: Изд-во РУДН, 2010 г. С. 22-32.

Внешняя политика стран СНГ. - Москва, 2019. (Переиздание одноименного учебного пособия 2017 г.).

Пивовар Е.И. Евразийский интеграционный проект: предпосылки, становление, развитие: глобальные процессы на постсоветском пространстве. - СПб: Алетейя, 2019. - 899 с. Хуррамов Ж.Р. Концептуальные основания отношений между Узбекистаном и Россией // Постсоветские исследования, 2019. Т.2, № 5. С. 1328-1339.

Сведения об авторе: Шнейдер Вадим Михайлович - кандидат исторических наук, специалист кафедры стран постсоветского зарубежья Института постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ (e-mail: [email protected]).

REFERENCES

Ahmedov H.T., Smolik N.G. Respublika Uzbekistan v integracionnyh processah na postsovetskom prostranstve // Postsovetskie issledovanija, 2019. T. 2, №1. S. 854-865.

Akramova F.A. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo Respubliki Uzbekistan v sfere vysshego obra-zovanija // Nauka, tehnika i obrazovanie, 2018. №11 (52) S. 80-84.

Hurramov Zh.R. Konceptual'nye osnovanija otnoshenij mezhdu Uzbekistanom i Rossiej // Postsovetskie issledovanija, 2019. T.2, № 5. S. 1328-1339.

Kazancev A.A., Gusev L.Yu. Reformy vo vneshnej politike Uzbekistana: osnovnye dostizheniya i scenarii razvitiya // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018;18(2):292-303.

Kurylev K.P. Specifika integracionnyh processov v SNG. // Ezhegodnik. SNG: problemy, poisk, reshenija. - M.: Izd-vo RUDN, 2010 g. S. 22-32.

Pivovar E.I. Evrazijskij integracionnyj proekt: predposylki, stanovlenie, razvitie: global'nye pro-cessy na postsovetskom prostranstve. - SPb: Aletejja, 2019. - 899 s.

Vneshnyaya politika stran SNG. - Moskva, 2019. (Pereizdanie odnoimennogo uchebnogo posobiya 2017 g.).

About the author: Shneyder Vadim Mikhailovich, candidate of historical sciences, specialist of the department of post-Soviet states, the Institute of Post-Soviet and Interregional Studies of the RSUH (e-mail: [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.