Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ РИСКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ РИСКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
железнодорожный транспорт необщего пользования / правовое регулирование / парк маневровых локомотивов / ремонт подвижного состава / подбор и обучение кадров / non-public railway transport / legal regulation / fleet of shunting locomotives / repair of rolling stock / recruitment and training of personnel

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.М. Брагин

В статье рассмотрены актуальные риски при эксплуатации железнодорожного транспорта необщего пользования, который насчитывает свыше 10 тысяч хозяйственных организаций страны. Таковыми являются: недостатки правового регулирования взаимодействия транспорта общего и необщего пользования (несогласованность основных понятий, отсутствие федеральной поддержки транспорта необщего пользования), старение парка маневровых локомотивов, устаревание технического оснащения отрасли ремонта подвижного состава, а также подбор и обучение кадров для железнодорожного транспорта необщего пользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT RISKS IN NON-PUBLIC RAILWAY TRANSPORT

The article discusses the current risks in the operation of non-public railway transport, which has more than 10 thousand business organizations in the country. These are: shortcomings in the legal regulation of the interaction of public and non-public transport (inconsistency of basic concepts, lack of federal support for non-public transport), aging of the fleet of shunting locomotives, obsolescence of technical equipment in the rolling stock repair industry, as well as the selection and training of personnel for non-public railway transport.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ РИСКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ РИСКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НЕОБЩЕГО

ПОЛЬЗОВАНИЯ

А.М. Брагин, старший преподаватель

Уральский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Екатеринбург)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-2-36-38

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные риски при эксплуатации железнодорожного транспорта необщего пользования, который насчитывает свыше 10 тысяч хозяйственных организаций страны. Таковыми являются: недостатки правового регулирования взаимодействия транспорта общего и необщего пользования (несогласованность основных понятий, отсутствие федеральной поддержки транспорта необщего пользования), старение парка маневровых локомотивов, устаревание технического оснащения отрасли ремонта подвижного состава, а также подбор и обучение кадров для железнодорожного транспорта необщего пользования.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт необщего пользования, правовое регулирование, парк маневровых локомотивов, ремонт подвижного состава, подбор и обучение кадров.

Железнодорожный транспорт необщего пользования, являясь одним из важнейших элементов транспортной системы страны, тесно взаимодействует с железнодорожным транспортом общего пользования, обеспечивая устойчивую связь производства и транспорта.

Эксплуатационная длина железнодорожных подъездных путей составляет 35 тыс. км. В ведении железнодорожного транспорта необщего пользования находятся 9,3 тыс. локомотивов и более 248 тыс. грузовых вагонов [1]. При этом, пути необщего пользования насчитывают более 10 тыс. хозяйственных организаций страны. Очевидно, что надёжная и бесперебойная работа столь обширного хозяйства влияет на функционирование железнодорожного транспорта в целом.

В Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р, к проблемам железнодорожного транспорта необщего пользования отнесены: отсутствие единой прозрачной системы тарифного регулирования, создающей стимулы и возможности для обновления подвижного состава; катего-рирование субъектов железнодорожного транспорта необщего пользования; опре-

деление статуса оказываемых услуг, порядка и критериев разграничения между путями общего и необщего пользования [2].

Основной проблемой в работе железнодорожного транспорта необщего пользования на сегодняшний день являются недостатки правового регулирования взаимодействия транспорта общего и необщего пользования.

Так, Федеральный закон от 10 января 2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 2) определяет железнодорожный транспорт необщего пользования как совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях - железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество, и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования [3].

Вместе с тем, до сих пор под железнодорожным транспортом необщего пользования понимают также внутриведомственный или промышленный (внутрипроизводственный) транспорт. Этот вид транспорта занимается внутризаводскими пере-

возками, обеспечивая технологию производства (может включать и пассажирские перевозки, в частности, работников определенных организаций, связанные с производственной деятельностью).

Несогласованность основных понятий приводит к тому, что так и не определены категории самих организаций транспорта необщего пользования. Как следствие, возникают ограничения в сфере деятельности этих предприятий.

В свою очередь, Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р, указывает, что взаимодействие железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования в точках примыкания осуществляется исходя из того, что развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в районе примыкания железнодорожного пути необщего пользования производится за счет владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а строительство железнодорожных путей необщего пользования, в том числе оборудование точки примыкания (стрелочные переводы, средства сигнализации и связи и другое), -за счет владельца железнодорожных путей необщего пользования [4].

В условиях, когда транспорт общего пользования имеет федеральную поддержку, а транспорт необщего пользования таковой лишен, возникает глубокий конфликт интересов сторон. Это обстоятель-

препятствует развитию железнодорожного транспорта необщего пользования.

Угрозой для железнодорожного транспорта необщего пользования является старение парка маневровых локомотивов, а также моральное и физическое устаревание технического оснащения отрасли ремонта подвижного состава.

Деловая встреча «Железнодорожный транспорт необщего пользования - проблемы эксплуатации локомотивов», организованная СРО Ассоциация «Промжел-дортранс» и состоявшаяся 18 октября 2023 г. в Екатеринбурге, еще раз подтвердила проблему обновления и ремонта локомотивного парка и наметила пути ее решения.

Не меньшей проблемой остается подбор и обучение кадров для железнодорожного транспорта необщего пользования. Особенно это касается категорий работников, связанных с эксплуатацией и ремонтом локомотивов, а также с эксплуатацией и обслуживанием подъемно-транспортного оборудования.

Не смотря на изменения в законодательных и нормативных актах, реализацию мероприятий, направленных на обновление парка и улучшение ремонтной базы локомотивов, а также работы по расширению набора и сферы применения цифровых услуг и сервисов для внешних потребителей железнодорожного транспорта общего пользования, названные риски при эксплуатации железнодорожного транспорта необщего пользования остаются актуальными и требуют своего скорейшего решения.

ство также вызывает сложности в работе и

Библиографический список

1. Транспорт в России. 2022: Статистический сборник / Росстат. - М., 2022.

2. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf. (дата обращения 25.12.2023).

3. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: кйр://ргауо.§оу.ги/ргоху/1р8/?ёосЬоёу=&пё=102079677 (дата обращения 24.01.2024).

4. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/flles/DkdcT7dHs4fGLrhkK5lk0egvr4rA2QZi.pdf (дата обращения 25.12.2023).

CURRENT RISKS IN NON-PUBLIC RAILWAY TRANSPORT

A.M. Bragin, Senior Lecturer

Ural State University of Railway Transport

(Russia, Yekaterinburg)

Abstract. The article discusses the current risks in the operation of non-public railway transport, which has more than 10 thousand business organizations in the country. These are: shortcomings in the legal regulation of the interaction of public and non-public transport (inconsistency of basic concepts, lack offederal support for non-public transport), aging of the fleet of shunting locomotives, obsolescence of technical equipment in the rolling stock repair industry, as well as the selection and training of personnel for non-public railway transport.

Keywords: non-public railway transport, legal regulation, fleet of shunting locomotives, repair of rolling stock, recruitment and training ofpersonnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.