АКТУАЛЬНЫЕ РИСКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НЕОБЩЕГО
ПОЛЬЗОВАНИЯ
А.М. Брагин, старший преподаватель
Уральский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Екатеринбург)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-2-36-38
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные риски при эксплуатации железнодорожного транспорта необщего пользования, который насчитывает свыше 10 тысяч хозяйственных организаций страны. Таковыми являются: недостатки правового регулирования взаимодействия транспорта общего и необщего пользования (несогласованность основных понятий, отсутствие федеральной поддержки транспорта необщего пользования), старение парка маневровых локомотивов, устаревание технического оснащения отрасли ремонта подвижного состава, а также подбор и обучение кадров для железнодорожного транспорта необщего пользования.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт необщего пользования, правовое регулирование, парк маневровых локомотивов, ремонт подвижного состава, подбор и обучение кадров.
Железнодорожный транспорт необщего пользования, являясь одним из важнейших элементов транспортной системы страны, тесно взаимодействует с железнодорожным транспортом общего пользования, обеспечивая устойчивую связь производства и транспорта.
Эксплуатационная длина железнодорожных подъездных путей составляет 35 тыс. км. В ведении железнодорожного транспорта необщего пользования находятся 9,3 тыс. локомотивов и более 248 тыс. грузовых вагонов [1]. При этом, пути необщего пользования насчитывают более 10 тыс. хозяйственных организаций страны. Очевидно, что надёжная и бесперебойная работа столь обширного хозяйства влияет на функционирование железнодорожного транспорта в целом.
В Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р, к проблемам железнодорожного транспорта необщего пользования отнесены: отсутствие единой прозрачной системы тарифного регулирования, создающей стимулы и возможности для обновления подвижного состава; катего-рирование субъектов железнодорожного транспорта необщего пользования; опре-
деление статуса оказываемых услуг, порядка и критериев разграничения между путями общего и необщего пользования [2].
Основной проблемой в работе железнодорожного транспорта необщего пользования на сегодняшний день являются недостатки правового регулирования взаимодействия транспорта общего и необщего пользования.
Так, Федеральный закон от 10 января 2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 2) определяет железнодорожный транспорт необщего пользования как совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях - железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество, и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования [3].
Вместе с тем, до сих пор под железнодорожным транспортом необщего пользования понимают также внутриведомственный или промышленный (внутрипроизводственный) транспорт. Этот вид транспорта занимается внутризаводскими пере-
возками, обеспечивая технологию производства (может включать и пассажирские перевозки, в частности, работников определенных организаций, связанные с производственной деятельностью).
Несогласованность основных понятий приводит к тому, что так и не определены категории самих организаций транспорта необщего пользования. Как следствие, возникают ограничения в сфере деятельности этих предприятий.
В свою очередь, Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р, указывает, что взаимодействие железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования в точках примыкания осуществляется исходя из того, что развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в районе примыкания железнодорожного пути необщего пользования производится за счет владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а строительство железнодорожных путей необщего пользования, в том числе оборудование точки примыкания (стрелочные переводы, средства сигнализации и связи и другое), -за счет владельца железнодорожных путей необщего пользования [4].
В условиях, когда транспорт общего пользования имеет федеральную поддержку, а транспорт необщего пользования таковой лишен, возникает глубокий конфликт интересов сторон. Это обстоятель-
препятствует развитию железнодорожного транспорта необщего пользования.
Угрозой для железнодорожного транспорта необщего пользования является старение парка маневровых локомотивов, а также моральное и физическое устаревание технического оснащения отрасли ремонта подвижного состава.
Деловая встреча «Железнодорожный транспорт необщего пользования - проблемы эксплуатации локомотивов», организованная СРО Ассоциация «Промжел-дортранс» и состоявшаяся 18 октября 2023 г. в Екатеринбурге, еще раз подтвердила проблему обновления и ремонта локомотивного парка и наметила пути ее решения.
Не меньшей проблемой остается подбор и обучение кадров для железнодорожного транспорта необщего пользования. Особенно это касается категорий работников, связанных с эксплуатацией и ремонтом локомотивов, а также с эксплуатацией и обслуживанием подъемно-транспортного оборудования.
Не смотря на изменения в законодательных и нормативных актах, реализацию мероприятий, направленных на обновление парка и улучшение ремонтной базы локомотивов, а также работы по расширению набора и сферы применения цифровых услуг и сервисов для внешних потребителей железнодорожного транспорта общего пользования, названные риски при эксплуатации железнодорожного транспорта необщего пользования остаются актуальными и требуют своего скорейшего решения.
ство также вызывает сложности в работе и
Библиографический список
1. Транспорт в России. 2022: Статистический сборник / Росстат. - М., 2022.
2. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf. (дата обращения 25.12.2023).
3. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: кйр://ргауо.§оу.ги/ргоху/1р8/?ёосЬоёу=&пё=102079677 (дата обращения 24.01.2024).
4. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/flles/DkdcT7dHs4fGLrhkK5lk0egvr4rA2QZi.pdf (дата обращения 25.12.2023).
CURRENT RISKS IN NON-PUBLIC RAILWAY TRANSPORT
A.M. Bragin, Senior Lecturer
Ural State University of Railway Transport
(Russia, Yekaterinburg)
Abstract. The article discusses the current risks in the operation of non-public railway transport, which has more than 10 thousand business organizations in the country. These are: shortcomings in the legal regulation of the interaction of public and non-public transport (inconsistency of basic concepts, lack offederal support for non-public transport), aging of the fleet of shunting locomotives, obsolescence of technical equipment in the rolling stock repair industry, as well as the selection and training of personnel for non-public railway transport.
Keywords: non-public railway transport, legal regulation, fleet of shunting locomotives, repair of rolling stock, recruitment and training ofpersonnel.