Научная статья на тему 'Актуальные проблемы жестокого обращения с детьми'

Актуальные проблемы жестокого обращения с детьми Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1112
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ДЕТИ / РОДИТЕЛИ / ВОСПИТАНИЕ / БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАСИЛИЕ / ARE LEGAL CRUELTY / CHILDREN / PARENTS / EDUCATION / DOMESTIC TERMS RESPONSIBILITY / VIOLENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фасхутдинова Анна Валерьевна

В современном мире все чаще возникает острая проблема о необходимости обсуждения вопросов, связанных с воспитанием подрастающего поколения, а именно не должное отношение и осуществление родителями своих обязанностей по воспитанию своих собственных детей. Не закрепив устои семьи в российском законодательстве, невозможно учесть и возникающие проблемы: как социального обеспечения и материального обеспечения, так и развитие личности родителей. Необходимо обратить внимание на всесторонние вопросы, связанные с развитием семейных ценностей, заботу о близких, включая детей и престарелых лиц. Ведь стоит понимать, что, не воспитав и не привив в детях простые истины: любовь, уважение, порядочность, заботу, потенциально вырастут будущие «жестокие родители», в связи с чем, и возникает такое понятие как «жестокое обращение с детьми», что раскрывается в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF THE DAY CRUEL HANDLING CHILDREN

In the modern world, there is an increasingly acute problem of the need to discuss issues related to the upbringing of the younger generation, namely, the lack of proper attitude and implementation by parents of their responsibilities for the upbringing of their own children. Without fixing the foundations of the family in Russian legislation, it is impossible to take into account the problems that arise: both social security and material security, as well as the development of the parents ' personality. It is necessary to pay attention to comprehensive issues related to the development of family values, care for loved ones, including children and the elderly. After all, it is worth understanding that without educating and instilling in children simple truths: love, respect, decency, care, future «abusive parents» will potentially grow up, and in this connection, there is such a concept as «child abuse», which is disclosed in this article.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы жестокого обращения с детьми»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2020

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

ISSUES OF THE DAY CRUEL HANDLING CHILDREN

Фасхутдинова Анна Валерьевна, преподаватель профессиональной подготовки Уфимского юридического Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Уфа Faskhutdinova A.V. e-mail: coblenoppn@mail.ru

Аннотация

В современном мире все чаще возникает острая проблема о необходимости обсуждения вопросов, связанных с воспитанием подрастающего поколения, а именно не должное отношение и осуществление родителями своих обязанностей по воспитанию своих собственных детей. Не закрепив устои семьи в российском законодательстве, невозможно учесть и возникающие проблемы: как социального обеспечения и материального обеспечения, так и развитие личности родителей. Необходимо обратить внимание на всесторонние вопросы, связанные с развитием семейных ценностей, заботу о близких, включая детей и престарелых лиц. Ведь стоит понимать, что, не воспитав и не привив в детях простые истины: любовь, уважение, порядочность, заботу, потенциально вырастут будущие «жестокие родители», в связи с чем, и возникает такое понятие как «жестокое обращение с детьми», что раскрывается в данной статье.

Annotation

In the modern world, there is an increasingly acute problem of the need to discuss issues related to the upbringing of the younger generation, namely, the lack of proper

УДК 342.9

кафедры института

attitude and implementation by parents of their responsibilities for the upbringing of their own children. Without fixing the foundations of the family in Russian legislation, it is impossible to take into account the problems that arise: both social security and material security, as well as the development of the parents ' personality. It is necessary to pay attention to comprehensive issues related to the development of family values, care for loved ones, including children and the elderly. After all, it is worth understanding that without educating and instilling in children simple truths: love, respect, decency, care, future «abusive parents» will potentially grow up, and in this connection, there is such a concept as «child abuse», which is disclosed in this article.

Ключевые слова: жестокое обращение, дети, родители, воспитание, бытовые условия, ответственность, насилие.

Keywords: are legal cruelty, children, parents, education, domestic terms resp onsibility, violence.

«Жестокое обращение с детьми» или расценивание понятия «насилие», не просто слова. Об этом необходимо рассказать и обсудить данную проблему как жестокого обращение с детьми. Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова термин «насилие» может быть истолкован как [7]:

1) принуждение, понуждение, притеснение давление, нажим, применение физической силы;

2) принудительное воздействие на кого-либо;

3) притеснение, беззаконие.

Само представление о подобных вещах вызывает страх и трепет, перед тем как беззащитный ребенок, должен противостоять нападкам со стороны взрослых.

Как правило, рассуждая о проблеме, мы представляем себе: неадекватных людей, возможно имеющих и психические заболевания или злостных преступников, которые преследуют определенные цели. К сожалению, не только посторонние лица, могут причинить вред детям, но и их собственные родители.

На протяжении многих веков и лет к детям относились как вещи, не обращали на их потребности внимания, не учитывали физическое состояние, ни психическое развитие. Как отмечает американский психолог, один из основателей дисциплины «Психология» Ллойд Демос в своей работе «Психоистория» приводит примеры того, что «история детства - это кошмар, от которого мы только теперь стали пробуждаться. Чем глубже в историю, тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным» [6].

Было бы несправедливо полагать, что насилие над детьми - современная проблема, характерная только для нашей страны. К сожалению, жестокое отношение к детям пронизывает всю историю развития человечества, тенденция роста насильственных действий в отношении детей отмечается сегодня во всем мире. Вплоть до IV века н. э. детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм. Первобытные родители приносили собственных детей в жертву, сами съедали их. Главнейшим «методом» воспитания была жестокость. За непослушание детей в античности швыряли в реку, в помойную яму, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги. В Древней Спарте ребенка, который не был безупречен по форме или размерам своего тела, который был недостаточно силен, как правило, убивали, сбрасывая со скалы. Для начала давайте рассмотрим когда же в России, стали обсуждать данный вопрос и обращать на него внимание.

Только в 1968 году Кодексом о семье и браке, понятие, как «жестокое обращение с детьми» было определено как отдельное видовое самостоятельное понятие. Возвращаясь к вышесказанному, мы говорили и рассуждали, о том, кто же этот взрослый, который может поднять руку на дитя? Однако, в Кодексе о семье и браке имеется перечень таких жестоких родителей. Таких родителей подвергают ограничению в воспитании и даже лишают родительских прав.

В настоящее время, действующем Семейном кодексом Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ понятие «жестокое обращение с

детьми» (legal cruelty with children) используется совместно с понятиями «вред» (harm), «насилие» (violence), «интересы детей» (interests of children) [5].

Кодексом определяются понятия: «насилие» и «жестокое обращение с детьми». В наши дни эта проблема приобретает новый характер и новые особенности, усовершенствуется и законодательная база Российской Федерации.

Законодательством определяются: психологическое, физическое, сексуальное насилие, а также и пренебрежение нуждами ребенка. Очень часто дети оказываются в сложных экстремальных условиях, тем более, где они находятся очень длительное время. С детьми, в любом возрасте могу возникнуть и произойти факты жестокого обращения, а также и само насилие и мы должны помнить еще про ответственность, которую должны нести виновные взрослые за подобные деяния.

Ведь самая главная задача родителей - это «воспитание ребенка» (education of child). Каждый родитель считает или должен хотя бы считать, что его ребенок самый добрый, самый умный и взрослый, и что он вырастит «хорошим», «настоящим» человеком и гражданином своей страны, и нашего общества.

Каждый родитель также думает, что ничего из отрицательных качеств поведения в своем воспитании не передаст своему ребенку, который вырастит социально адаптированным в современном обществе. Мы с вами должны понимать, что процесс воспитания занимает очень много времени он требует большого терпения, на протяжении которого необходимо осуществляется огромный «труд». Воспитание всегда очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения, он может продлеваться не один год, не два, а десятилетия.

Ведь существуют и семьи, где воспитанием занимаются кто-то один из родителей. Напряженная ситуация возникает в подобных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный и антисоциальный образ жизни. В этом случае, уже никто из родителей, не занимается воспитанием детей, их начинает воспитывать улица.

Например: когда в доме нет уюта, нищета, пьяные посиделки и шумные компании родителей и их друзей, когда родители устраивают свою личную жизнь, не уделяя внимание детям, когда с рождением детей появились трудности связанные с потерей работы, ответственностью за здоровье детей, оформление и хождение по многочисленным органам, чтобы оформить разные документы как на ребенка, так и возникающие сложности в регистрации и получением садика.

Ведь раньше, как считают, всем было «проще», когда эту функцию брало на себя государство, ведь легко перекладывать ответственность на кого либо, чем решать самому. По мере развития государства и структур осуществляется совершенствования управления, в том числе изменение экономической составляющей, все меры усложнились и изменились, поэтому некоторые родители просто не хотят уделят этому время. Им лучше жить и легче, и без проблем, придаваясь «утехам» и своим желаниям. Когда ребенок им начинает «мешать и раздражать» их и тогда ребенок может стать «причиной бед».

Такие случаи указывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье в современном мире вопрос, который нужно не обсуждать, а принимать меры по его решению. Нам надо разобрать и найти различия между понятием «насилия» и «домашнее насилие».

«Насилие» (Violence) - представляет собой форму взаимоотношений, направленных на установление и удержание контроля «силой» над другим человеком, в том числе ребенка.

«Домашнее насилие» (Domestic violence) - это чаще всего, повторяющейся период физического, словесного, духовного и экономического оскорбления и унижения, с целью контроля, а также и запугивания, внушения чувства страха и полного подчинения.

Безусловно нужно рассмотреть вопрос не только о самом насилии, но и методах воспитания. Методы воспитания тоже сходны с признаками насилия. Например: «Запрет на пользование сотовым телефоном», «ограничение времени препровождения на улице», «постановка условий при уборке и помощи

родителям по хозяйству», а в некоторых случаях и «наказания ремнем» за определенные проступки, допущенные их собственными детьми.

Однако все вышеперечисленные меры, применяемые родителями, должны так сказать не переступать рамки «дозволенного» или пренебрегать традициями самого воспитания. В противном случае законодательство, в целях предупреждения, для родителей рассматривает вопрос и об административном наказании, указанном в статье 5.35 (Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних) КоАП РФ.

Случаи семейного насилия имеют категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни.

Под жестоким обращением с детьми выясняются обстоятельства такие как не только применение физической силы, но и невыполнение обязанностей по воспитанию детей, созданию для них комфортных условий проживания. Если ребенку не дают и лишают еды, и необходимых вещей или если ребенок проживает в антисанитарных условиях, предусмотренных в фабулах ст. 5.35 КоАП РФ, все это тоже можно считать жестоким обращением.

Необходимо помнить и понимать, что насилие в семье это конечно реальное действие, угроза физического, сексуального, психологического или унижающего честь и достоинство ребенка, в экономической плане, все они приравнены, как оскорбления со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или возможно имело интимные, или иные значимые отношения.

Жестокое обращение с детьми в семье, то есть над детьми от рождения и не достигшими возраста до 18 лет, рассматривает плохое обращение, которое допускают родители, а также и другими члены семьи ребенка, например: опекуны или приемные родители. Насилие над ребенком выражается в нанесение травм, в том числе и тяжелых, а также и увечий, которые в большинстве случаев наносят родители ребенка.

Законодательством выделяются 4 формы или стадии насилия: отсутствие заботы; физическое насилие; сексуальное насилие; эмоциональное или психологическое давление.

Что же подразумевает и включает в себя термин «отсутствие заботы о ребенке»? Прежде всего, это отсутствие внимания, которое может выражаться физически, эмоционально и на образовательном уровне.

Основная стадия, это отсутствие заботы и невнимание к ребенку -выражающееся в отказе медицинской помощи. Ребенка могут выгнать из дома, а могут и наоборот, не выпускать его из дома, держать взаперти, не давать ему еды и питья, в целях наказания за различные проступки.

В образовательном уровне, насилие может заключаться в том, что родители позволяют ребенку прогуливать школу, и над ним нет никакого контроля. Родители не позволяют ребенку участвовать в каких-либо школьных мероприятиях, или не обеспечивают ребенка всем необходимым для занятий в школе, при этом он испытывает унижение и не понимание от одноклассников.

Эмоциональное невнимание к ребенку выражается в том, что ему не предоставляется необходимая для него психологическая помощь, родители дома дерутся и ругаются в присутствии ребенка, злоупотребляют алкоголем и наркотиками.

Следующее проявление, это физическое насилие - это одна из самых распространенных форм насилия над ребенком. Такую форму плохого и жестокого обращения можно объяснить, как намеренное нанесение физического вреда ребенку. Данное насилие выражается в том, что ребенка бьют, наносят ему различные увечья и причиняют физическую боль. У родителя или его заменяющего, который должен заботится о ребенке, может и не возникать намерения причинить ребенку вред, однако, такие телесные повреждения, ребенок может получить в качестве физического наказания от излишних дисциплинарных мер по воспитанию ребенка. Кроме этого, многие родители становятся в раннем возрасте. Из этого можно сделать еще выводы, что прежде, чем ими становиться с ними самими никто не занимался, именно их половым,

социальным развитием. Они зачастую не готовы ими стать. Возможно, причиной стала не «разделенная» любовь или «не желанная» беременность. Возможно есть необходимость органам образования рассмотреть варианты по введению предметов изучающих половое созревание как мальчиков, так и девочек, пусть даже разделяя их на группы, дабы дать возможность выслушать и прислушаться к их проблемам.

Необходимо рассказывать о современных способах контрацепции и способах избегания «не желательной беременности» особенно в раннем возрасте и о их последствиях. Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. На основании статьи 19 Конвенции о правах ребенка - все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия [4].

Нельзя упустить из виду и другую разновидность насилия над детьми это сексуальное насилие. Во всех случаях, а особенно в случаях сексуального насилия, обеспечение внешнего надзора представляется чрезвычайно важным, особенно на начальных этапах работы с семьей [6]

Как считают эксперты, о таком виде насилия часто не сообщается из-за страха или ввиду каких-либо других причин.

Существует понятие насилия как «сексуальное» насилие, как правило - это вовлечение ребенка, с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Рассматривая актуальность данной темы, хочется остановиться и на «халатном» или «пренебрежительном» или даже беспечном отношении к родительским обязанностям, например когда не радиевые родители, начинают купать своего малыша, просто забывают его в ванной, а ребенок получает переохлаждение, ожог в зависимости от температуры воды, а то и страшнее утонуть.

Все эти стадии насилия распространены и часто встречаются как в правонарушениях, предусмотренных административным кодексом, так и имеют

судебную практику в административном и уголовном праве. Несмотря на это, мы забыли про психологический фактор насилия, который к сожалению, трудно выявить сразу, трудно собрать факты, подтверждающее такое насилие, еще труднее доказать и привлечь виновное лицо к ответственности.

Психологическое насилие наталкивает на мысль о том, что у детей все эти расстройства могут вызвать различные заболевания, каких раньше не наблюдалось: задержка физического и умственного развития ребенка, и другие заболевания, различного рода такие как: «нервный тик», «энурез», «не держание» мочи во время сна; отказ от приема пищи, и иные соматические заболевания.

Наблюдая за ребенком мы можем выявить признаки такого поведения: например как: беспокойство, тревога, отсутствие или нарушения сна, подавленное состояние, проявление внезапной агрессии, желание уединиться и даже не желание к общению, а может и наоборот чрезмерная уступчивость и осторожность, плохая учеба и успеваемость в школе, замкнутость в общении со сверстниками и т.д.

Органами внутренних дел Российской Федерации на постоянной основе осуществляется профилактическая работа с таким «неблагополучными семьями». Систематически проводятся мероприятия по выявлению отрицательно влияющих на детей родителей, которые привлекаются к административной ответственности. На них составляются протоколы по ст. 5.35 КоАП РФ, которые рассматриваются на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) Администрации муниципальных районов. В случаях злоупотребления прав в отношении детей, комиссия имеет право обратиться с ходатайством в суд с рассмотрением вопроса о лишении родительских прав. Также ставиться вопрос и уделяется особое внимание и в раскрытии преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних лиц. Из-за семейного неблагополучия, наши дети вырастают: жестокими, равнодушными, озлобленными, готовыми мстить всем преследуя агрессию и стирая перед собой рамки и границы соблюдения этики,

нравственности и т.д. Подростки зачастую сами могут проявлять жестокость к животным, пожилым людям, а также и к своим сверстникам. Стираются нормы морали, когда снимают на свои телефоны видео, выкладывают в интернет, как и каким способом они издеваются на людьми и животными. ОВД также при раскрытии подобных преступлений начинают выяснять причину такого поведения подростков.

Поэтому есть такое понятие, что «Воспитание начинается в семье (Education begins in family)».

Поскольку «чужих» детей не бывает, считаю своим долгом не отворачиваться от этой проблемы и не перекладывать ответственность на друг друга, а решать её, прежде начать изучать проблемы в семьях, особенно во взаимоотношениях между членами семьи, может быть они зависят и от социального положения, материального достатка, устроенности родителей и т.д.

Родителям тоже может потребоваться помощь разных специалистов, например психологов, которые смогут предотвратить тяжкие последствия разрушения самой семьи, а также повлиять на процесс воспитания родителями своих детей.

Однако не стоит послаблять и ответственность самих родителей, поэтому и применяется практика привлечения к уголовной ответственности по статье 156 ст. 156 УК Российской Федерации.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года : (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 20.05.2020).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://

www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 22.05.2020).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 22.05.2020).

4. Жестокое обращение с детьми: статья 156 УК РФ с комментариями [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://semeynoepravo.com/ (Дата обращения: 20.05.2020).

5. Фирсова Е.В. Жестокое обращение с детьми: проблемы терминологии и классификации // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/02/9840 (Дата обращения: 16.05.2020)

6. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. / Под редакцией Волковой Е.Н. - СПб, 2007. - 240 с (Дата обращения: 20.05.2020).

7. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - 6-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 860 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://refleader.ru/bewujgjge.html (Дата обращения: 28.05.2020).

8. Ллойд Демос. Психоистория: Учебное пособие. - Ростов - на - Дону: издательство «Феникс», 2000 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vikent/avthor/950/ (Дата обращения: 28.05.2020).

Статья вычитана, цитаты и фактические данные сверены с первоисточниками.

Сведений, составляющих государственную и служебную тайну, не имеется.

Literature

1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote 12 December 1993 (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FCL). [Electronic resource]. Access mode: http:// www.pravo.gov.ru (accessed: 20.05.2020).

2. the criminal code of the Russian Federation: Federal law No. 63-FZ of June 13, 1996 [Electronic resource]. Access mode: http:// www.pravo.gov.ru (accessed: 22.05.2020).

3. the Code of the Russian Federation on administrative offenses [Electronic resource]. Access mode: URL: http:// www.pravo.gov.ru (accessed: 22.05.2020).

4. Maltreatment of children: article 156 of the criminal code with comments [Electronic resource]. Access mode: http://semeynoepravo.com/ (accessed: 20.05.2020).

5. Firsova E. V. Maltreatment of children: problems of terminology and classification / / Humanities research. 2015. № 2 [Electronic resource]. Mode of access: http://human.snauka.ru/2015/02/9840 (date accessed: 16.05.2020)

6. Problems of child abuse and ways to overcome them. / Edited by E. N. Volkova-SPb, 2007. - 240 p (accessed 20.05.2020).

7. Kholostova E. I. Social work: Textbook. - 6th ed. - Moscow: Publishing and trading Corporation "Dashkov and K", 2009. - 860 p. [Electronic resource]. Access mode: http://refleader.ru/bewujgjge.html (accessed: 28.05.2020).

8. Lloyd Demos. Psychohistory: a Training manual. - Rostov-on-don: publishing house "Phoenix", 2000 [Electronic resource]. Mode of access: http://vikent/avthor/950/ (accessed: 28.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.