в
ЕСТНИК Оркима К. А
УНИВЕРСИТЕТА Актуальные проблемы защиты прокурором имени o.e. кутафина(мгюА) прав несовершеннолетних на образование
Актуальные проблемы защиты прокурором прав несовершеннолетних на образование
Аннотация. В статье анализируется проблема обеспечения правозащитной функции в отношении такой незащищенной категории граждан, как несовершеннолетние. На основе проведенного исследования нарушений, которые выявляются прокурором при проведении прокурорских проверок, определено, какие нарушения в данной сфере выявляются наиболее часто и какие меры следует предпринимать прокурору для повышения эффективности надзора. Автор показывает, что надзор в сфере защиты прав несовершеннолетних всегда был, есть и останется приоритетным. Целью данной деятельности, реализуемой прокуратурой, является обеспечение реального исполнения законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение, предупреждение и профилактика преступности детей. Эта работа органов прокуратуры направлена на восстановление нарушенных прав граждан. Автор обоснованно отмечает, что без соблюдения режима законности и исполнения законодательства всеми участниками образовательных отношений невозможно гарантировать реальное осуществление их права на образование. В связи с этим надзор за исполнением законодательства об образовании несовершеннолетних не должен ограничиваться лишь проверкой учебных заведений. Каждый раз прокуроры должны уделить внимание работе контролирующих органов, тем актам, которые ими оформляются.
При решении вопроса о выборе акта определенного, наиболее эффективного в каждом конкретном случае акта реагирования следует руководствоваться организационно-распорядительными документами Гзнеральной прокуратуры РФ, после обязательной оценки отрицательных последствий исполнения их требований. Прокуроры при вынесении актов реагирования должны осознавать, что такие акты должны быть направлены не на разрушение уже реальных взаимоотношений, а только на их изменение и приведение в соответствие с действующим законодательством.
Ключевые слова: прокурор, несовершеннолетние, образование, защита прав, личность гражданина, типичные нарушения, доступное образование, бесплатное образование.
Кристина Андреевна ОРКИНА,
доцент кафедры организации судебной ипрокурорско-следственной деятельности Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
DOI: 10.17803/2311-5998.2024.118.6.163-172
© Оркина К. А., 2024
в М УНИВЕРСИТЕТА
™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Kristina A. ORKINA,
Associate Professor of the Department of organization of judicial and prosecutorial working of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sci. (Law)
[email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993
Actual Problems of the Prosecutor's Protection of the Rights
of Minors to Education
Abstract. The article analyzes the problem of ensuring the human rights function in relation to such an unprotected category of citizens as minors. Based on the conducted research of violations that are detected by the prosecutor during prosecutor's inspections, it was revealed which violations in this area are detected most often and what measures should be taken by the prosecutor to increase the effectiveness of supervision. Practical examples of violations related to the failure to provide minors with the right to receive free and affordable education are given.
The author shows that supervision in the field of protection of the rights of minors has always been, is and will remain a priority. The purpose of this activity, implemented by the Prosecutor's office, is to ensure the real implementation of legislation on the protection of the rights and legitimate interests of minors, the suppression, prevention and prevention of crime of children, as well as this work of the prosecutor's office is aimed at restoring violated rights of citizens. The author justifiably notes that without compliance with the rule of law and the enforcement of legislation by all participants in educational relations, it is impossible to guarantee the real exercise of their right to education. In this regard, supervision of the implementation of legislation on the education of minors should not be limited to checking educational institutions. Every time, prosecutors should pay attention to the work of the supervisory authorities, to the acts that they draw up. When deciding on the choice of an act of a certain, most effective response act in each specific case, one should be guided by the organizational and administrative documents of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, after a mandatory assessment of the negative consequences of fulfilling their requirements. When issuing response acts, prosecutors should be aware that such acts should not be aimed at destroying already real relationships, but only at changing them and bringing them into line with current legislation Keywords: prosecutor, minors, education, protection of rights, citizen's identity, typical violations, affordable education, free education.
Несовершеннолетние — особая категория граждан, остро нуждающаяся в защите. Дети всегда были главным приоритетом государственной политики России, это отображается в правовых нормах законов, что, в свою очередь, влияет и на деятельность органов публичной власти, а также на деятельность образовательных организаций.
в
ЕСТНИК Оркима К. А.
УНИВЕРСИТЕТА Актуальные проблемы защиты прокурором имени o.e. кугафина(мгюА) прав несовершеннолетних на образование
Политика нашего государства, выраженная в принятии нормативных правовых актов, разработке государственных программ, внедрении различных мероприятий в деятельность государственных органов, направлена на обеспечение достойного уровня жизни семей с детьми. Также государство сосредоточило определенные усилия на предоставлении права получения образования лицами, не достигшими восемнадцати лет, в том числе лицами с ограниченными возможностями, или инклюзивном образовании.
Однако, несмотря на развитую государственную политику в данной сфере, очевидно, что в отношении несовершеннолетних сохраняются существенные угрозы, связанные с нарушениями в обеспечении права граждан на получение образования.
Обучение в образовательной организации — это важнейший институт социализации ребенка. Отрицательное воздействие в отношении рассматриваемой нами категории граждан на практике выражается в виде различных преступлений и правонарушений: жестоком обращении с детьми, неприменением в образовательных организациях контент-фильтров (определенной программы, которая моментально ограничивает доступ обучающихся к сетевой информации, способной нанести вред психическому и моральному состоянию несовершеннолетнего, т.е. к информации, которая представляет для него особую опасность, непристойного содержания).
Не менее типичными представляются нарушения, связанные с отказом в приеме на обучение в образовательное учреждение, постоянные денежные поборы, безосновательное отчисление из организации, что, безусловно, влияет на физическое, психическое состояние несовершеннолетних, способствует ограничению получения права обучаться в нормальных условиях, ограничивает полноценное включение несовершеннолетнего в процесс обучения, оказывает негативное давление на становление личности и ее роста, воздействует на внутреннее культурное, умственное и нравственное развитие.
В 2022 г. органами прокуратуры выявлено 792 898 тыс. нарушений законов в рассматриваемой сфере, что на 4,5 % выше, чем за 2021 г. Внесено 190 366 представлений об устранении нарушений, что на 8,9 % больше по сравнению с 2021 г. На 2,7 % увеличилось количество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности, на 2,5 % увеличилось количество лиц, привлеченных по поста-
i П
Р
новлению прокурора к административной ответственности
Представленная статистика наглядно свидетельствует о росте нарушений, выявляемых в данной сфере. Анализируя статистику, можно также заметить увеличение количественного состава внесенных актов прокурорского реагирования, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что рост нарушений способствовал стимулированию деятельности органов прокуратуры на активное проведение проверочных мероприятий и вынесение актов прокурорского реагирования с целью как привлечения виновных к ответственности, так и восстановления в правах р -|
пострадавших лиц.
п о
к □
1 Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры □ Ш
Российской Федерации за январь — декабрь 2022 г. // URL: https://epp.genproc.gov.ru/ О Е
web/gprf/activity/statistics/office/result?item=85327980 (дата обращения: 07.05.2024). НАДЗОРА
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Первостепенная и определяющая роль в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактической работы, выраженной в своевременном выявлении и устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, принадлежит прокуратуре Российской Федерации.
Генеральный прокурор России И. В. Краснов отмечает необходимость реализации особого, повышенного внимания вопросам защиты прокурорами прав и законных интересов несовершеннолетних. Указанная позиция И. В. Краснова стала причиной модернизации деятельности прокуратуры в целом. Приказ Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» (далее — Приказ № 744) возлагает на работников органов прокуратуры обязанность «пресекать случаи незаконного отказа в приеме детей в образовательные организации, неправомерного их отчисления, взимания не предусмотренной законодательством платы, проявления дискриминации в сфере образования». Данным приказом определено, что к основным направлениям деятельности прокурора относятся «исполнение законодательства об образовании, реализации образовательными организациями прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования»2.
Конституция РФ закрепляет основные гарантированные права несовершеннолетних, к ним относятся и права несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного образования. Данные права закреплены во многих законодательных актах3, но в первую очередь — в Конституции РФ.
Данные права несовершеннолетних, закрепленные в Приказе № 744, представляют собой только одно из многих направлений деятельности прокуроров, отраженных в ведомственном акте.
Несмотря на такую детальную регламентацию права на бесплатное и общедоступное образование, во многих случаях, что подтверждается практикой выявления нарушений, оно не является таковым.
Интересный пример представили в своей работе М. Б. Калигин и Д. Х. Бек-калиев, рассмотрев опыт работы прокуратуры Саратовской области по защите прав детей при обеспечении общедоступного и бесплатного образования. Проверочные мероприятий, проводились после аналитической работы с поступившими обращениями граждан по указанным вопросам. В обращениях указывались сведения о внесении денежных вкладов в фонд образовательной организации (причем на различные нужды: как в фонд класса, так и на оплату труда охранников и технических работников).
Как отмечают М. Б. Калигин, Д. Х. Беккалиев, «сотрудниками одного из образовательных учреждений не организовано приобретение для учащихся учебных пособий, входящих в федеральный список учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
2 СПС «КонсультантПлюс».
3 Настольная книга прокурора : в 2 ч. / А. Р. Аберхаев, Л. И. Александрова, Б. В. Андреев [и др.] ; под общ. ред. О. С. Капинус, С. Г. Кехлерова. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. Ч. 1.
"7^ЕСТНИК Оркина К. А. 1CZ-7
я УНИВЕРСИТЕТА Актуальные проблемы защиты прокурором |ц/
имени o.e. кугафина(мгюА) прав несовершеннолетних на образование
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также предусмотренных учебной программой.
В связи с этим на родительском собрании инициирован сбор денежных средств на приобретение учебной литературы, и родителями учеников, а также опекунами лиц из числа детей-сирот данные учебные пособия приобретались за свой счет»4.
Негативным моментом в данной ситуации является также тот факт, что лица, которые оповещали о сборе денежных средств (обычно это классные руководители), в дальнейшем участвовали в их сборе и распределении.
К сожалению, наблюдается массовость таких нарушений. Деятельность по «выпрашиванию» у родителей фиксированных сумм на различные нужды образовательной организации нарушает принцип добровольности оплаты, закрепленный в ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ.
Из статистики анализа обращений граждан по аналогичным опросам становится очевидным, что во многих образовательных организациях такая система «оплаты в фонд образовательной организации» является нормой, родители вынуждены соглашаться с этим, чтобы их ребенок имел возможность обучения в образовательном учреждении. Однако это серьезное нарушение, которое необходимо своевременно пресекать и не допускать указанных поборов. В связи с этим необходимо проводить профилактические мероприятия с родителями или законными представителями обучающихся. Конечно, работники органов прокуратуры имеют колоссальную нагрузку, но именно профилактика будет способствовать устранению возможных нарушений в будущем, поэтому ею не стоит пренебрегать.
Также прокуратурой Саратовской области в сфере проведения мероприятий по правовому просвещению граждан, распространению положительного опыта по недопущению подобных нарушений в будущем проводилась работа, при которой «информация активно освещалась в средствах массовой информации, в том числе на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации... Работниками прокуратуры области в часовой радиопередаче "Жить по закону" ГТРК "Саратов" в прямом эфире обсуждены вопросы соблюдения прав несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного образования»5. В рамках такой просветительской деятельности граждане могут получить ответы и разъяснения на все поступившие вопросы. Подобный опыт следует развивать во всех регионах нашей страны.
Как мы уже отмечали, образование должно быть не только бесплатным, но и доступным. О доступности образования Конституционным Судом РФ в 2006 г. было дано разъяснение. Данная позиция отражена в постановлении Суда, в котором данное понятие раскрывается, как «физическая сфера, безопасная ВН
физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем
получения доступа к современным технологиям. Каждый ребенок имеет равную
П Р
□ ЕЕ
с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а р -|
□ О
да
Калигин М. Б., Беккалиев Д. Х. Опыт работы прокуратуры Саратовской области по защите прав детей при обеспечении общедоступного и бесплатного образования // Прокурор. □ Ш 2016. № 3. С. 76—78. От Калигин М. Б., Беккалиев Д. Х. Указ. соч. С. 77. НАДЗОРА
>
5
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения»6. Данное понятие рассматривается также в экономической сфере.
Какие нарушения могут быть выявлены при ограничении физической доступности образования? Можно сказать, что их перечень достаточно обширный. К таким нарушениям относятся: «необоснованные отказы в принятии в образовательное учреждение; не соответствующие законодательству положения локальных актов о приеме и отчислении из соответствующих учреждений; невыполнение мероприятий, обеспечивающих передвижение маломобильных групп детей»7 и др.
Особое внимание хотелось бы уделить тому, что прокуратурой реализуется правозащитная функция и в отношении неопределенного круга несовершеннолетних. Так, в 2022 г. Верховный суд Ингушетии удовлетворил иск прокуратуры о признании незаконным приказа об отчислении десятков студентов медицинского факультета ИнгГУ из-за академической задолженности. Прокуратурой была проведена проверка по обращению местных жителей, в ходе которой было установлено, что приказом и.о. ректора в ноябре 2021 г по причине наличия академической задолженности по экзамену «нормальная физиология» были отчислены 45 студентов со 2-го курса медицинского факультета Ингушского госуниверситета В данном случае прокурор выступил в защиту неопределенного круга лиц (как 45 студентов, так и их родителей, обратившихся в надзорное ведомство). Нарушением явилось то, что «отчисленных не предупредили о проведении экзамена и даче им допуска за три дня до его начала. Кроме того, для них не были созданы условия для ликвидации задолженности, факультетом не осуществлялся контроль за качеством образовательного процесса, не разрабатывались и не обсуждались мероприятия по улучшению учебного процесса»8.
Образовательная организация отказалась добровольно исполнить требование прокуратуры по устранению нарушений закона. Тогда прокуратура направила иск в Магасский районный суд об отмене приказа об отчислении студентов. Районный суд отказал в удовлетворении требования надзорного ведомства (май 2022 г.). Именно благодаря настойчивости и правильной позиции прокурора, решение суда было обжаловано в апелляционном порядке. Результатом обжалования явилось то, что судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики «удовлетворила апелляционное представление надзорного ведомства, отменила решение первой инстанции, признала приказ об отчислении
6 Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П // СПС «Консультант-Плюс».
7 Воротынов А. В. Актуальные вопросы реализации конституционного права на образование в Российской Федерации : сборник трудов по матер. III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного конституционализма». Пенза, 2018. С. 23—27.
8 Прокуратура добилась отмены приказа об отчислении 45 студентов-медиков Ингушетии // URL : https://ingush.info/prokuratura-dobilas-otmeny-prikaza-ob-otchislenii-45-studentov-medikov-ingushetii (дата обращения: 07.05.2024).
УНИВЕРСИТЕТА Актуальные проблемы защиты прокурором имени o.e. кугафина(мгюА) прав несовершеннолетних на образование
студентов незаконным». Таким образом, прокуратура добилась отмены приказа об отчислении 45 студентов-медиков Ингушетии.
Спустя некоторое время, сходный пример вновь был выявлен в Республике Ингушетия. И.о. ректора Ингушского государственного университета подписал приказ об отчислении 22 студентов 3-го курса медицинского факультета в связи с тем, что они не сдали экзамен по патологической физиологии.
При проведении проверки по обращению граждан в связи с данной ситуацией прокуратура выявила следующие нарушения: «Студенты не были предупреждены о проведении экзамена и даче им допуска за три дня до его начала, кроме того, им не были созданы условия для ликвидации академической задолженности»9.
Сходство ситуации поражает. Надзорное ведомство также сначала обратилось к образовательному учреждению с требованием об устранении выявленных нарушений, в чем получило отказ. В связи с этим прокурор был вынужден обратиться в суд. Районный суд также отказал и не поддержал иск прокурора. И только после обжалования в апелляционном порядке «решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены, приказ об отчислении студентов признан незаконным».
О чем говорят эти два сходных, практически аналогичных примера? Образовательные организации не воспринимают требования прокуратуры об устранении нарушений, признавая их формальным возражением прокурора в рамках проведенной проверки по обращению граждан.
Поэтому прокурор вынужден с целью защиты прав несовершеннолетних, а в данных случаях — защиты неопределенного круга лиц, обращаться в суд с иском о признании локального акта незаконным. Как мы убедились, и суд не всегда сразу усматривает нарушения, с целью устранения которых и обращается прокурор. А на судебную защиту требуется гораздо больше времени, чем на исполнение требования прокурора, особенно когда прокурору приходится повторно представлять иск, но уже при пересмотре первоначального решения суда. Все эти действия накладывают негативный отпечаток на физическое и психическое состояние несовершеннолетних, обучающихся в образовательной организации. И роль прокурора в защите их прав нельзя недооценивать.
Еще одно нарушение, которое нам хотелось бы осветить в работе, это нарушение, выявляемое прокурором при проверке требований законодательства при проведении единого государственного экзамена. Так, благодаря проверке, проведенной прокуратурой Маловишерского района, удалось выявить такие нарушения в муниципальном автономном образовательном учреждении средней школы № 1 г. Малая Вишера, муниципальном автономном образовательном учреждении средней школы пос. Большая Вишера, муниципальном автономном образовательном учреждении средней школы д. Бурга. рП
П Р
Проверкой было установлено, что в нарушение требований закона в данных школах не размещалась информация о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций, а также о сроках, местах и порядке информирования о рА
□ ЕЕ
к И < ^
Р
Р
результатах итогового сочинения (изложения), экзаменов. ПШ
□ Ш
□ ЕЕ
9 В Ингушетии суд признал незаконным отчисление 22 студентов // URL : https://dzen.ru/a/ □ щ
zhd6lcf0xmtqshcg (дата обращения: 07.05.2024). НАДЗОРА
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
По данным фактам прокуратурой района были внесены представления директорам учреждений, а также председателю комитета образования и молодежной политики Администрации Маловишерского муниципального района. Представления были рассмотрены и удовлетворены, а виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности10. Данный пример показывает, как прокуратура района добилась устранения нарушений требований законодательства при проведении единого государственного экзамена в указанных образовательных учреждениях, тем самым обеспечив доступность права на получения образования обучающимися.
Нарушений прав несовершеннолетних на получение образования, помимо освещенных в работе, достаточное множество, выражаться они могут также в нарушении прав на получение стипендий, пособий и компенсационных выплат, незаконной коммерциализации образовательной сферы и др.
Главным оценочным критерием прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних на образование является эффективность, под которой понимается степень достижения органами прокуратуры поставленных целей и задач в области обеспечения законности в данной сфере. Повышение эффективности надзорной деятельности и исполнения иных функций — приоритетная задача, которая стоит перед органами прокуратуры.
Выводы и предложения
Практические примеры реализации надзорной деятельности за исполнением законодательства о защите прав несовершеннолетних на получение образования в соответствующих учреждениях и организациях, наделенных правом осуществлять данную деятельность, достоверно подтверждают, что надзор в исследуемой сфере отношений всегда будет занимать ключевое место в политике государства. В данной сфере надзор всегда был, есть и будет приоритетом в деятельности государственных органов.
Органы прокуратуры, безусловно, занимают особое место при осуществлении защиты прав несовершеннолетних. Подчеркнем, что данная защита может выражаться по отношению как к конкретному несовершеннолетнему, так и к неопределенному кругу лиц, пострадавших, к примеру, от необоснованно принятого локального акта об отчислении из школы, колледжа, вуза.
Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере является автономным направлением деятельности органов прокуратуры, которое включает в себя достаточно широкий объем работы прокурора. Целью же данной деятельности является обеспечение реального исполнения законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение, предупреждение и профилактика
10 Прокуратура Маловишерского района добилась устранения нарушений требований законодательства при проведении единого государственного экзамена // URL: https:// bvisheraadm.ru/prokuratura-malovisherskogo-rayona-dobilas-ustraneniya-narusheniy-trebovaniy-zakonodatel-stva-pri-provedenii-edinogo-gosudarstvennogo-e-kzamena.html (дата обращения: 07.05.2024).
"7^ЕСТНИК Оркима К. А
я УНИВЕРСИТЕТА Актуальные проблемы защиты прокурором 17 1
имени o.e. кугафина(мгюА) прав несовершеннолетних на образование
преступности детей. Работа органов прокуратуры также направлена на восстановление уже нарушенных прав граждан.
Конечно, «без соблюдения режима законности и исполнения законодательства всеми участниками образовательных отношений невозможно дать гарантию на реальное осуществление их права на образование»11. В связи с этим пристальным вниманием прокуратуры охватываются организации всех, без исключения, типов: дошкольные, общеобразовательные, коррекционные учреждения, а также учреждения профессионального, дополнительного образования и др.
Особое внимание следует обратить на то, что при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании несовершеннолетних проверка является основным средством выявления нарушений, но работа прокуратуры не может быть ограничена лишь указанной деятельностью в отношении учебных заведений. Непосредственная работа контролирующих органов, а также акты, которые они оформляют, должны исследоваться в каждом конкретном случае прокурорами, при этом необходимо «сопоставлять их с ходом образовательного процесса»12.
Если после проведения проверки прокурором будут выявлены нарушения, он обязан применить один из установленных актов реагирования. При этом прокурор должен ориентироваться на положения организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ, а также учитывать целесообразность использования данного акта. Принятию решения предшествует обязательная оценочная деятельность рассмотренных отрицательных последствий исполнения требований.
При вынесении актов реагирования прокурорам следует осознавать, что целью использования таких актов является изменение, корректировка и приведение в соответствие с действующим законодательством уже реально существующих взаимоотношений, при этом внесение актов реагирования ни в коем случае не должно быть направлено на их дезорганизацию и распад.
Конечно, важным является и то, что решение задач обеспечения безопасного получения права на образование невозможно без налаженного механизма взаимодействия государственных органов.
БИБЛИОГРАФИЯ Р
щ
ДП
1. В Ингушетии суд признал незаконным отчисление 22 студентов // URL : https:// dzen.ru/a/zhd6lcf0xmtqshcg (дата обращения: 07.05.2024). ШН
2. Васильева И. В., Буланов М. А. Защита прав несовершеннолетних при организации образовательного процесса // Законность. — 2014. — № 7. рП
□ ЕЕ
к И
У ^
Ор
Р£
□ О
ность. № 4 (990). 2017. С. 6—10. ОШ
Г ЕЕ
Васильева И. В., Буланов М. А. Защита прав несовершеннолетних при организации об- □ щ
разовательного процесса // Законность. 2014. № 7. С. 27. НАДЗОРА
3. Воротынов А. В. Актуальные вопросы реализации конституционного права на образование в Российской Федерации : сборник трудов по матер.
1 Косова О. Ю. Обеспечение доступности образования для несовершеннолетних // Закон-
>
12
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного конституционализма». — Пенза, 2018. — С. 23—27.
4. Калигин М. Б., Беккалиев Д. Х. Опыт работы прокуратуры Саратовской области по защите прав детей при обеспечении общедоступного и бесплатного образования // Прокурор. — 2016. — № 3. — С. 76—78.
5. Косова О. Ю. Обеспечение доступности образования для несовершеннолетних // Законность. — 2017. — № 4 (990). — С. 6—10.
6. Настольная книга прокурора : в 2 ч. / А. Р. Аберхаев, Л. И. Александрова, Б. В. Андреев [и др.] ; под общ. ред. О. С. Капинус, С. Г. Кехлерова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2019. — Ч. 1.
7. Прокуратура добилась отмены приказа об отчислении 45 студентов-медиков Ингушетии // URL : https://ingush.info/prokuratura-dobilas-otmeny-prikaza-ob-otchislenii-45-studentov-medikov-ingushetii (дата обращения: 07.05.2024).
8. Прокуратура Маловишерского района добилась устранения нарушений требований законодательства при проведении единого государственного экзамена // URL: https://bvisheraadm.ru/prokuratura-malovisherskogo-rayona-dobilas-ustraneniya-narusheniy-trebovaniy-zakonodatel-stva-pri-provedenii-edinogo-gosudarstvennogo-e-kzamena.html (дата обращения: 07.05.2024).
9. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь — декабрь 2022 г. // URL: https:// epp.genproc.gov. ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=85327980 (дата обращения: 07.05.2024).