Вестник Сибирского юридического института МВД России= ■
УДК 343.98
Алексей Николаевич ПЯТКИН,
эксперт медико-криминалистической группы отдела биологических экспертиз и исследований ЭКЦ ГУВД по Красноярскому краю
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТИ НЕИЗВЕСТНЫХ ТРУПОВ, С ЭКСПЕРТНО - КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИМИ _ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ_
CURRENT PROBLEMS OF INTERACTIONS OF BODIES CARRYING OUT ACTIONS ON IDENTIFYING UNKNOWN CORPSES WITH AN EXPERT CRIMINALISTICS SUBDIVISIONS IN RUSSIAN FEDERATION
В статье рассматривается актуальная проблема взаимодействия правоохранительных органов и экспертных подразделений при розыскных и идентификационных мероприятиях, связанных с установлением личности неизвестных трупов, осуществляемых на сегодняшний день в России.
Current problems of interaction of law enforcement bodies and expert subdivisions at detection actions connected with identification of unknown dead bodies carrying out nowadays in Russia are considered in the article.
Ключевые слова: Россия, идентификация личности, неизвестный труп, правоохранительные органы, проблема взаимодействия, единая система.
Keywords: Russia, personal identification, unknown corpse, law-enforcement bodies, problem of the interaction, unified system.
На сегодняшний день вопрос о взаимодействии правоохранительных органов, деятельность которых связана с мероприятиями по установлению личности неизвестных трупов, и экспертных подразделений, выполняющих исследования, связанные с получением идентификационной информации о конкретной личности, в России открыт и требует рассмотрения.
Актуальность данного вопроса связана с тем, что на территории России ежегодно обнаруживаются трупы неизвестных граждан, погибших при различных обстоятельствах, количество которых превышает сотню тысяч.1
Возможности идентификации личности как живого человека, так и трупа, основываются на индивидуальной неповторимости особенностей каждого человека, к которым относятся пол, возраст,
расовая принадлежность, особенности анатомического и биологического строения, антропометрические показатели, наличие определенных заболеваний, следы различных повреждений, изменения, обусловленные профессией, татуировки и т.д.
Идентификационные признаки человека можно условно подразделить на две группы: постоянные - пол, расовая принадлежность, особенности биологического строения, строения тела и его частей и непостоянные, приобретенные - заболевания и наступившие в их результате последствия, перенесенные травмы и хирургические операции, аномалии развития анатомо-физиологического строения, татуировки, родимые пятна, рубцы, признаки профессиональной деятельности, а у женщин - следы беременности и т. д.
Выполнение задач экспертной деятельности в медико-биологической сфере на
¡Помощь ведущих специалистов
современном этапе связаны со сбором и исследованием различной информации. Работа экспертов и специалистов, являющихся сотрудниками различных ведомств Министерства обороны, Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел, выполняющих исследования с применением медико-криминалистических методик для идентификации личности, не обходится без специализированного технического обеспечения и определенного уровня компьютеризации.
Существует такое понятие, как автоматизированное рабочее место эксперта (АРМ), обозначающее необходимое техническое оснащение, с помощью которого эксперт выполняет поставленные задачи. В медико-криминалистических подразделениях наиболее развиты и применяются: графическая методика для восстановления внешнего облика по костям исследуемого черепа с помощью компьютерной программы «Мегаробот» (разработчики -А.А.Стеблев, А.С.Александров, 1994), идентификация личности методом компьютерного совмещения изображений, которая проводится с использованием компьютерной программы ТАДД БМ-Б, разработанной в Российском Центре судебно-медицинской экспертизы в 1999 г. Кроме того, существуют различные приборы и программные продукты, используемые специалистом при применении существующих методик в различных медико-криминалистических исследованиях, предложенных и одобренных министерствами, на базе которых они производятся.
На основании Федерального закона от 3 декабря 2008 г. №242-ФЗ «О государственной геномной регистрации» в биологических отделах экспертно-крими-налистических центров МВД России формируется база данных о гражданах. Для идентификации личности неизвестных трупов используется метод сравнительного ДНК-анализа и установления биологического родства, который, несомненно, более эффективен по сравнению с традиционными методами биологических исследований. При использовании данного
метода исследований применяются такие приборы, как «ABI PRIZM 7000», «Sequence System 7Б00 Real Time PCR System DNA Sequencer и другие реагенты», «Quantifier Human DNA», «Quantification Kit», компьютерные программы «Gene Map pier ID Applied Biosystems» производства фирм США.2
Несмотря на имеющееся техническое оснащение медико-биологических лабораторий, едва ли кто сомневается в научном характере идентификации личности на основе дактилоскопии. С 1 января 1999 г. вступил в силу Федеральный закон №128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 г., определяющий цели, принципы, виды и порядок проведения дактилоскопической регистрации, а также хранения и использования дактилоскопической информации.3 В соответствии со ст.б вышеуказанного закона дактилоскопическую информацию предполагается использовать как для предупреждения, раскрытия и расследования преступлении, предупреждения и выявления административных правонарушений, так и при розыске пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, при установлении по неопознанным трупам личности человека, установлении личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, а также для подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В 2002 г. началось выполнение федеральной программы автоматизации дактилоскопических учетов. Сегодня система АДИС «Папилон» обеспечивает создание, хранение и функционирование электронной базы дактилокарт и следов пальцев рук, производит автоматизацию процесса дактилоскопической идентифика-ции.4 Для решения обширного круга
Вестник Сибирского юридического института МВД России= ■
вопросов в правоохранительной деятельности система решает такие задачи, как установление личности по отпечаткам и следам пальцев рук и ладоней, установление причастности личности к ранее совершенным преступлениям, объединение преступлений, совершенных одним и тем же лицом. В основные задачи входит также идентификация неопознанных трупов.
Вышеперечисленное техническое обеспечение и специализированные методики исследования, используемые различными подразделениями, деятельность которых связана с получением и обработкой идентификационной информации о личности неустановленного трупа, актуальны при производстве экспертиз и исследований и являются основными, широко используемыми в Российской Федерации для установления личности неизвестных трупов.
Методы, основанные на изучении идентификационных признаков человека, -дактилоскопический, краниологический и учет данных ДНК используются для регистрации различных идентификационных данных о конкретной личности человека при ведении различных видов эксперт-но-криминалистических учетов.
К работе по этому направлению привлекаются специалисты территориальных экспертных подразделений субъектов Российской Федерации различных ведомств: Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел, Министерства обороны. Как правило, эти ведомства между собой не взаимодействуют, причинами являются ведомственная разобщенность и отсутствие единых научно-практических подходов и рекомендаций. Во взаимодействии служб правоохранительных органов, занимающихся розыском и установлением личности неизвестных трупов, расследованием тяжких и особо тяжких преступлений против личности, нет единого подхода к работе по данному направлению. На законодательном уровне - это проблема определения подследственности правоохранительных органов, в тактическом пла-
не работы по установлению личности -отсутствие упорядоченного систематического взаимодействия с экспертными службами.
Отсутствие алгоритмизации и единого подхода к работе по установлению личности неизвестных трупов при имеющихся методах исследования отражает слабую информированность сотрудников правоохранительных органов в вопросах, связанных с идентификацией личности неустановленных трупов, при осуществлении досудебного производства и порядка формирования различных учетов в экспертно-криминалистических подразделениях.
При осмотре обнаруженного трупа следователь довольно часто имеет дело с трупом неизвестного человека. На практике личность некоторых трупов устанавливается относительно просто -путем производства опознания или с помощью сведений, полученных при оперативно-розыскных мероприятиях. В таких случаях установление личности производится при опознании трупа, его одежды, вещей и предметов, обнаруженных с трупом. С той же целью используются документы, найденные в одежде. Из перечисленного только опознание непосредственно трупа является прямым указанием на его личность (в том случае, когда это опознание является достоверным, не вызывающим сомнения). Опознание одежды, предметов и вещей, установление личности по документам свидетельствуют лишь о принадлежности этой одежды, вещей, предметов и документов определенному лицу, что только косвенно указывает на личность трупа. Другими словами, одежда, различные предметы, документы вполне «отделимы» от трупа и с целью введения следствия и розыск в заблуждение могут быть подменены. Особенность опознания заключается также в том, что оперативный сотрудник не всегда может достаточно точно контролировать правильность и достоверность опознания. Случаи ошибочного опознания, описанные в литературе и наблюдаемые в практике, проис-
¡Помощь ведущих специалистов
ходят, когда одежда на трупе стандартна или вообще отсутствует, труп обезображен или скелетирован, а для проведения криминалистических экспертиз нет соответствующих материалов. В некоторых случаях оперативные сотрудники иногда прекращают работу по установлению личности трупа, в частности не всегда обращаются к помощи медико-криминалистической экспертизы или считают личность трупа установленной по косвенным данным.
Следует отметить, что результаты опознания необходимо подкреплять приложением к опознавательной карте неустановленного трупа с описательными данными внешнего вида и особых примет, данными экспертиз и исследований, которые проводятся с целью идентификации личности неизвестных трупов.
Практически во всех регионах работа по сбору, хранению и обработке идентификационно значимой информации о личности организована в индивидуальном порядке и представлена по-разному.
По этой причине в следственных органах и органах, осуществляющих розыскные мероприятия, не утвердилась практика сбора полноценных идентификационных данных в ходе розыскных мероприятий по месту жительства и работы разыскиваемых личностей. Крайне редко запрашивается объективная информация из лечебно-профилактических учреждений, содержащаяся в историях болезни, амбулаторных и стоматологических картах.
По результатам оперативно-розыскных мероприятий, связанных с установлением личности по полученным папиллярным узорам пальцев рук, дактилоскопическая экспертиза назначается крайне редко. Однако ее результаты могли бы служить доказательством в идентификации личности.
При формировании краниологического учета имеется проблема дефицита специального технического обеспечения и новых технологических разработок для производства экспертиз и исследований в медико-криминалистических экспертных подразделениях.
Существующие проблемы требуют анализа накопленных знаний об исследуемых объектах и методах исследования в деятельности по установлению и идентификации личности неизвестных трупов.
Отсутствие единой системы взаимодействия по сбору и обработке информации о неустановленных трупах отрицательно сказывается на результатах работы по идентификации разыскиваемых людей с обнаруженными трупами неизвестных граждан.
Решение данной проблемы включает в себя формирование единого, закрепленного на уровне государства алгоритма работы и тактических мероприятий для правоохранительных органов по установлению личности неизвестных трупов. Необходимо обозначить порядок мероприятий при назначении исследований, результатом которых будет получение идентификационно значимой информации об устанавливаемой личности неизвестного трупа, четко спланировать структуру работы по совершенствованию банка идентифицирующих данных о гражданах Российской Федерации, а также совместный порядок работы розыскных, следственных и экспертных подразделений, начиная с прибытия на место происшествия СОГ, получения и обработки идентификационно значимой информации о личности и дальнейшей работы, связанной с установлением и идентификацией личности, и заканчивая захоронением неустановленного трупа и частей тела, подвергавшихся исследованию.
1 Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. М., 2007. С.459.
2 Исследования ДНК тканей и выделений человека на автоматизированных системах / И.В.Стороженко, А.Ю.Культин, А.В.Мельников. М.,2008. С.22.
3 Популярно-правовой альманах МВД России. URL: http://www.zakon.kuban.ru/spec/spec~2.htm.
4 Каталог вооружения и военной техники. URL: http://www.arms-expo.ru/site.xp/ 049048048048124054055052049.html.