Научная статья на тему 'Актуальные проблемы высшего гуманитарного образования в трудах отечественных и зарубежных исследователей'

Актуальные проблемы высшего гуманитарного образования в трудах отечественных и зарубежных исследователей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ЛИНГВИСТИКА / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / HIGHER HUMANITARIAN EDUCATION / PATRIOTIC AND MORAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING AND RETRAINING OF TEACHERS / PROFESSIONALLY IMPORTANT COMPETENCES / ECOLOGICAL CULTURE / INCLUSIVE EDUCATION / METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES / LINGUISTICS / LITERARY CRITICISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарева Валерия Витальевна, Вершинина Лидия Васильевна

В современных условиях развития общества все более очевидным становится воспитательный потенциал гуманитарного образования, которое способствует формированию личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, обладающей духовной, нравственной и интеллектуальной культурой. Именно поэтому проблемы гуманитарного образования, в том числе высшего, все чаще становятся предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Авторы статьи дают краткий обзор проблем, обсуждавшихся в рамках работы конференции «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы», наиболее актуальными из которых являются вопросы патриотического и нравственного воспитания, профессиональной подготовки и переподготовки педагогов, формирование у будущих педагогов профессионально значимых компетенций и экологической культуры, а также вопросы инклюзивного образования, лингвистики и литературоведения, различные аспекты методики обучения иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондарева Валерия Витальевна, Вершинина Лидия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current issues of higher education in the humanities in papers of russian and foreign scientists

In modern conditions of development of the society the educational potential of the humanities, which contribute to formation of a person oriented to universal human values, possessing inner, moral and intellectual culture, is becoming increasingly obvious. That is why the problems of humanitarian education, including higher education, are increasingly being studied by both Russian and foreign scientists. The authors give a brief overview of the issues discussed within the framework of the conference “Higher Humanitarian Education of the 21st Century: Challenges and Prospects”, the most relevant of which are the issues of patriotic and moral education, vocational training and retraining of teachers, development of professionally important competences and ecological culture among the students, issues of inclusive education, linguistics and literary criticism, various aspects of methods of teaching foreign languages.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы высшего гуманитарного образования в трудах отечественных и зарубежных исследователей»

Филология Philology

УДК 378

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

CURRENT ISSUES OF HIGHER EDUCATION IN THE HUMANITIES IN PAPERS OF RUSSIAN AND FOREIGN SCIENTISTS

© 2017

В.В. Бондарева, Л.В. Вершинина V.V. Bondareva, L.V. Vershinina

В современных условиях развития общества все более очевидным становится воспитательный потенциал гуманитарного образования, которое способствует формированию личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, обладающей духовной, нравственной и интеллектуальной культурой. Именно поэтому проблемы гуманитарного образования, в том числе высшего, все чаще становятся предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Авторы статьи дают краткий обзор проблем, обсуждавшихся в рамках работы конференции «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы», наиболее актуальными из которых являются вопросы патриотического и нравственного воспитания, профессиональной подготовки и переподготовки педагогов, формирование у будущих педагогов профессионально значимых компетенций и экологической культуры, а также вопросы инклюзивного образования, лингвистики и литературоведения, различные аспекты методики обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: высшее гуманитарное образование; патриотическое воспитание; нравственное воспитание; профессиональная подготовка и переподготовка педагогов; профессионально значимые компетенции; экологическая культура; инклюзивное образование; методика обучения иностранным языкам; лингвистика; литературоведение.

In modern conditions of development of the society the educational potential of the humanities, which contribute to formation of a person oriented to universal human values, possessing inner, moral and intellectual culture, is becoming increasingly obvious. That is why the problems of humanitarian education, including higher education, are increasingly being studied by both Russian and foreign scientists. The authors give a brief overview of the issues discussed within the framework of the conference "Higher Humanitarian Education of the 21st Century: Challenges and Prospects", the most relevant of which are the issues of patriotic and moral education, vocational training and retraining of teachers, development of professionally important competences and ecological culture among the students, issues of inclusive education, linguistics and literary criticism, various aspects of methods of teaching foreign languages.

Keywords: higher humanitarian education; patriotic and moral education; vocational training and retraining of teachers; professionally important competences; ecological culture; inclusive education; methods of teaching foreign languages; linguistics; literary criticism.

Решение современных проблем существования общества, связанных с общечеловеческими ценностями, пришедшими в противоречие с достижениями техногенной цивилизации, с ее экологическим кризисом, дегуманизацией взаимоотношений, во многом зависит от нового типа личности, обладающей ценностным сознанием, духовной, нравственной и интеллектуальной культурой, нестандартным мышлением, устойчивой системой ценностных ориентаций на

познание и самопознание, на творческую самореализацию, саморазвитие, межкультурный диалог. Способствовать формированию такой личности призвано образование, в частности высшее гуманитарное, воспитательный потенциал которого в современных условиях становится все более очевидным и значимым.

Вопросы теории и практики высшего гуманитарного образования широко обсуждаются профессиональным сообществом,

в том числе в рамках ежегодной международной научно-практической конференции «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы», которая в двенадцатый раз прошла на кафедре иностранных языков в сентябре 2017 г.

Отрадно констатировать, что с каждым годом расширяется география участников конференции. Проект стартовал в 2006 г., а уже в 2007 г. к обсуждению данной проблематики присоединились зарубежные коллеги, что свидетельствует об интересе мирового академического сообщества к проблемам конференции. Помимо преподавателей, аспирантов и сотрудников СГСПУ свои доклады присылают исследователи из ведущих вузов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Среди постоянных авторов и участников конференции - коллеги из университетов Германии, Франции, Австрии, Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, Сербии, Египта, Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии.

В основном интересы участников конференции связаны со следующими областями гуманитарного знания - педагогика, психология, специальное образование, методика преподавания иностранных языков, лингвистика текста, когнитивная лингвистика и литературоведение. Рассматриваются проблемы современного образования, психологической и общепедагогической подготовки будущего учителя, формирования его профессиональных знаний и умений; освещаются вопросы культурологии, лингвистики, методики обучения иностранным языкам; осмысляются организация и методология международных исследований.

Ежегодно по результатам работы конференции издается сборник материалов, который с 2014 г. входит в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). За 12 лет работы конференции было опубликовано свыше 1000 статей, более 200 из которых прислано зарубежными авторами.

Неизменно высок процент участников конференции, имеющих ученую степень

кандидата или доктора наук. Так, в 2017 г. этот показатель составил 89%.

По результатам работы конференции был опубликован сборник материалов объемом 31,85 п.л. [1]. В 2017 г. в сборнике было опубликовано 47 статьей, 13 из которых присланы из университетов Германии, Египта, Польши, Сербии, Словакии, Украины. Кроме того, две статьи написаны преподавателями кафедры иностранных языков совместно с зарубежными коллегами. Таким образом, статьи, присланные зарубежными авторами, составили 27,7%.

Несмотря на широкий спектр вопросов, обсуждаемых в рамках конференции, все они так или иначе связаны с проблемами высшего гуманитарного образования. Не стала исключением и конференция 2017 г. Начать обзор хочется с работы доктора исторических наук, профессора, ректора СГСПУ О.Д. Мочалова, подготовленной в соавторстве с Р.В. Жуковым и посвященной проблеме патриотического воспитания молодежи, чрезвычайную важность которой подчеркнул президент РФ В.В. Путин на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» [2].

По мнению авторов, одним из способов воспитания у молодёжи патриотизма могут стать практические занятия по археологии и краеведению, в частности археологические экспедиции. Авторы приводят примеры маршрутов историко-краевед-ческих экспедиций и называют места археологических раскопок на территории Самары и Самарской области, в которых принимают участие школьники и студенты, и делают вывод, что подобные формы работы должны осуществляться в рамках образовательных программ. Одна из таких программ - «Сквозь тысячелетия» (авторы -

П.Ф. Кузнецов, О.Д. Мочалов, М.А. Пучко,

A.А. Хохлов) - уже несколько лет реализуется в образовательных организациях Самары. Ее цель - приобщить школьников к изучению историко-культурного наследия своей малой Родины, познанию своего края и сохранению окружающей природы. Описанные в статье формы работы, по мнению авторов, будут способствовать более близкому знакомству школьников и студентов с историей и культурой нашей страны, с подвигами предков, что поможет молодым людям стать настоящими патриотами.

Ряд материалов конференции посвящен не менее важной в современных условиях проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения, так как «именно в процессе нравственного воспитания в сознании человека закрепляются моральные идеи, соответствующие необходимым в современных условиях образцам поведения» [3, с 189]. Так, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии СГСПУ, член-корреспондент РАО

B.П. Бездухов в статье «О способе воспитания нравственного учащегося» обосновывает, что одним из возможных способов воспитания нравственного учащегося является воспитание посредством образа нравственного учителя, который (образ) определяет перспективу «становления моральности ученика» [4, с. 24]. Автор показывает, что системообразующим началом педагогической деятельности по воспитанию нравственного учащегося является гуманизм педагога как стержень его моральности, находящей свое внешнее выражение в образе нравственного педагога. По мнению исследователя, «в моральности педагога как определяющей содержания его нравственного образа сливаются воедино общественная и педагогическая мораль, субъектом которых он является; она проявляется не только в поведении, в педагогической деятельности, но и в более широком диапазоне общения; в ней аккумулированы вечные идеалы гуманистической морали» [4, с. 24].

Поднятую В.П. Бездуховым тему развивает статья кандидата педагогических

наук, проректора по учебной и воспитательной работе Мурманского арктического государственного университета А.В. Гущиной «О «воспитании во мне добродетелей», в которой приводятся доказательства важности и необходимости воспитания в подрастающем поколении добродетелей, которые удовлетворяют потребность общества в нравственном человеке; показывается, что одним из способов возвращения блага в лоно морали является возрождение аристотелевской традиции воспитания добродетелей. Автор рассматривает ряд обсуждаемых Аристотелем вопросов о воспитании добродетелей и приводит доказательства возможности воспитания добродетелей в настоящее время.

Продолжая тему нравственного воспитания, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии СГСПУ, член-корреспондент РАО О.К. Позднякова в статье «Принцип единства нравственного сознания и нравственной деятельности как принцип нравственного воспитания студентов педагогического вуза» утверждает, «что нравственное воспитание в высшей школе становится одним из обязательных условий осуществления образовательного процесса» [3, с. 189], показывает взаимосвязь реализации указанного принципа в образовательном процессе педагогического вуза с развитием способности будущего учителя к морально-этической, педагогической рефлексии, подчеркивая, что при этом будущий учитель «становится способным понимать и различать, что есть добро, что есть благо, что есть польза, служащие основой для производства оценок, для выражения нравственного отношения к миру, к людям, к учащимся и к себе, определяющего основания деятельности учителя по воспитанию и обучению школьников» [3, с. 191].

Эту же тему в практикоориентиро-ванной статье рассматривает А.В. Бездухова. Он представляет результаты, полученные при изучении вопроса о том, какими принципами руководствуются будущие учителя при снятии проблемности этиче-

ской ситуации, при осуществлении морального выбора, при объяснении поступков и действий другого человека (других людей) в их соотношении со его поступками и действиями. Полученные эмпирическим путем результаты дали автору основание утверждать, что «этическое сознание первокурсников не является замкнутым "на себя" сознанием; это рефлексивное сознание», поскольку «прийти к взаимопониманию без "проникновения" во внутренний, нравственный мир учащегося не представляется возможным» [5, с. 23].

Участниками конференции были затронуты и вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов. Коллектив авторов из СГСПУ и Педагогического института г. Людвигсбург (Германия) (В.Н. Аниськин, С.В. Аниськин, Т.А. Жукова, М. Schrenk) в статье «Методологические подходы к формированию и развитию экологической культуры будущих педагогов» обосновывает необходимость поиска эффективных механизмов для формирования и развития экологической культуры будущих педагогов в процессе их подготовки в вузе, которая может рассматриваться как один из наиболее эффективных и действенных способов решения экологических проблем современности, поскольку, по мнению авторов, «именно учитель своей повседневной профессиональной деятельностью может воспитать у своих учеников рациональное и бережное отношение к окружающей среде, которое позволит молодому поколению осуществлять конструктивный диалог с природой в контексте мировоззрения взаимовыгодного сотворчества, что особенно актуально в условиях обострения глобальных проблем современности» [6, с. 12]. Авторы доказывают целесообразность и оптимальность применения в качестве методологических основ исследуемых процессов системно-интегративного, этико-педагоги-ческого, контекстного, личностно-ориентиро-ванного, десмоэкологического, ноосферного и холистического подходов в их единстве, взаимосвязи и взаимодополняемости и описывают сущность и особенности применения данных подходов к формированию и разви-

тию экологической культуры будущих педагогов.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков О.А. Гарифова в статье «Зарубежная литература XVIII века - содержательный компонент лингвокуль-турологической компетенции как профессионально значимой для будущих бакалавров филологического факультета» подчеркивает необходимость междисциплинарного подхода к развитию профессиональной компетенции, рассматривает особенности формирования лингвокультурологической компетенции у бакалавров филологического факультета посредством изучения произведений зарубежной литературы и делает вывод о том, что таким образом создается база не только для развития лингвокультурологической компетенции, но и для профессионального становления преподавателя.

Процесс формирования профессиональных компетенций кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики СГСПУ Е.А. Мордвинова рассматривает как фактор успешной подготовки студентов к различным видам учебной деятельности в вузе. Автор предлагает осуществлять формирование компетенций в процессе работы с научным текстом, которая становится пропедевтической для различных видов учебной деятельности в вузе, и дает методические рекомендации по способам переработки информации в форме конспекта, плана, реферата и т.д.

Проблему профессиональной подготовки и профессионального роста педагогов рассматривает и кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и социальной педагогики факультета начального образования СГСПУ С.А. Севенюк в статье «Научно-методическое обеспечение подготовки учителя начальных классов и профессионального роста педагогов». Констатируя, что в условиях модернизации, кардинальных преобразований системы педагогического образования в России со всей определенностью обозначилась проблема повышения требо-

ваний к личностным и профессиональным качествам педагога, роста его социальной ценности и самоценности, автор доказывает, что в вузовском учебном процессе необходим переход студентов от позиций потребителя информации к позиции творца своих знаний и самого себя, к развитию личностных особенностей, а в деятельности работающего педагога - к позиции постоянного и систематического повышения профессионального роста, ведущего к мастерству. В условиях необходимости развития связей с работодателями особый интерес представляет разработанная автором модель преемственного научно-методического обеспечения личностно-профессио-нального развития при подготовке будущего педагога в условиях разноуровневого обучения в вузе и профессионального роста (мастерства) педагога школы, реализуемая преподавателями кафедры на базе начальной школы гимназии № 1 г.о. Самара.

В условиях развития системы инклюзивного образования неизменный интерес вызывают вопросы, связанные с обучением и адаптацией школьников с ограниченными возможностями здоровья. Они рассматриваются как отечественными, так и зарубежными участниками конференции. Так, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики СГСПУ И.Г. Ружникова в статье «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативных качеств у детей с нарушением зрения» освещает вопросы развития социально-коммуникативных качеств у детей с нарушением зрения посредством театрализованной деятельности. Автор констатирует, что дети с нарушением зрения нередко испытывают затруднения в овладении коммуникативной деятельностью, вербальными и невербальными средствами общения, и экспериментально подтверждает, что театрализованные игры способствуют развитию у детей умения взаимодействовать друг с другом, а также самореализации каждого ребенка.

Необычный способ адаптации и реабилитации детей и подростков, требующих

эмоциональной и социальной поддержки, предлагают исследователи из Педагогического института г. Людвигсбург М. Дорщ и С. Гингелмайер. Авторы подробно описывают приемы и методы взаимодействия обучающихся с ездовыми собаками, направленного на развитие у детей и подростков чувства коллективизма. Они описывают образовательные и терапевтические эффекты такого взаимодействия и делают вывод, что оно имеет огромный образовательный потенциал.

Преподаватель Педагогического института г. Людвигсбург В. Спон исследует вопросы, связанные с возрождением ученических советов, приобретающих в последнее время все большую популярность в школах Германии. Автор дает определение ученических советов, описывает историю их создания и деятельность, определяет степень изученности проблемы и приводит результаты проведенного в школах федеральной земли Баден-Вюртемберг исследования деятельности ученических советов, в состав которых входят дети и подростки с особыми образовательными потребностями.

Традиционно велик интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей к вопросам методики обучения иностранным языкам на всех ступенях образования - от дошкольного до вузовского уровня. Эти вопросы находят освещение в работах, присланных коллегами из университетов Польши и Словакии. Преподаватель школы английского языка из г. Бельско-Бяла (Польша) М. Мановска кратко освещает вопросы дошкольного (государственного и частного) образования в Польше и приводит результаты сопоставительного анализа двух методов, используемых в процессе обучения английскому языку в польских дошкольных образовательных учреждениях. Как показали исследования автора, традиционный метод обучения, позволяющий использовать на занятиях как родной, так и иностранный языки, практикуется в большинстве государственных дошкольных учреждений Польши в основном польскоговорящими учителями.

Метод погружения, основанный на использовании только иностранного языка, практикуется в большинстве негосударственных дошкольных учреждений и языковых школах учителями - носителями языка. Проанализировав результаты исследования, автор делает вывод о большей эффективности метода погружения.

Преподаватель университета г. Жилина (Словакия) К. Полок рассуждает о различных аспектах креативности в процессе обучения иностранным языкам и рассматривает ее как условие повышения интереса и мотивации обучающихся. По мнению автора, отсутствие креативности на уроке иностранного языка никогда не позволит сформировать автономного (независимого) обучающегося.

А. Пчолинска, коллега К. Полок, утверждает, что современные условия развития общества, когда владение иностранными языками является жизненно необходимым для профессиональной карьеры, выдвигают требование внедрения новых эффективных методов, направленных на развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Автор анализирует два подхода к обучению иностранным языкам - в соответствии с теоретическими целями и практическим применением европейских критериев определения уровня владения иностранными языками относительно базовой модели формирования навыков и умений общения как теоретической основы формирования, поддержания и развития коммуникативной компетенции.

Преподаватели кафедры иностранных языков СГСПУ также уделяют большое внимание вопросам методики обучения. Ежегодно они привлекают студентов к научно-исследовательской деятельности, представляя на конференции результаты совместно проведенных исследований. Необходимо, однако, заметить, что, в отличие от зарубежных коллег, они изучают более узкоспециальные темы, имеющие ярко выраженный практикоориентированный характер. Так, в 2017 г. в сферу интересов преподавателей и студентов попали вопро-

сы формирования у обучающихся регулятивных УУД и умений вероятностного прогнозирования (Л.Е. Дичинская), использование на уроках иностранного языка в средней школе технологий подкастинга, аутентичных и учебных гипертекстов (В.В. Бондарева, С.А. Стройков), аутентичных сказок (Н.В. Старцева).

Литературоведческий блок традиционно представлен работами доктора филологических наук, профессора кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации СГСПУ Е.Б. Борисовой и ее учеников, которые на конференции апробируют результаты исследований. Авторы анализируют произведения зарубежных классиков и современных популярных писателей, представляющих особый интерес для молодой аудитории. В 2017 г. Е.Б. Борисова посвятила свою работу изучению образа природы в самом известном романе Р. Олдингтона «Смерть героя». Как показало исследование, данный образ представлен в лирических отступлениях и реализует авторскую интенцию - показать беззащитность природы перед натиском цивилизации и войн.

Е.В. Кобзева исследовала жанровую принадлежность произведений английского писателя Р. Даля - представителя литературы постмодернизма - и предложила типологическую классификацию основных персонажей его литературных сказок на основе таких произведений, как «Матильда», «Ведьмы», «Чарли и Шоколадная фабрика».

Е.В. Стрельцова проанализировала заголовки коротких рассказов Р. Даля. По мнению автора, через заглавие реализуются многие текстовые категории, одними из главных являются категории проспекции и ретроспекции. Отличительными чертами коротких рассказов Р. Даля Е.В. Стрельцова считает неожиданную концовку, создающую эффект обманутого ожидания.

Е.В. Головко в статье «Исследование феномена "дом" в смежных гуманитарных науках» выявляет влияние верований и традиций на функциональные характеристики названного феномена и подчёркивает, что дом является основой материально-

го и духовного существования человека, символом богатства и достатка.

Неизменный интерес вызывают материалы, подготовленные доцентом кафедры иностранных языков СГСПУ А.Ю. Лапшиной совместно со студентами. Одна из таких работ посвящена сравнительному анализу романов Л. Толстого «Анна Каренина» и Г. Флобера «Госпожа Бовари». Авторы анализируют описания главных героинь, их отношение к жизни, любви, супругам и детям. В работе приводятся рассуждения о ценности произведений, содержательности созданных Л. Толстым и Г. Флобером образов, а также о возможности альтернативной концовки романов. Вторая работа освещает феномен популярности героя А. Конан Дойля Шерлока Холмса. Авторы статьи анализируют концепцию сериала «Шерлок», его связь с оригинальными произведениями и делают выводы о причинах успеха данной экранизации.

Доцент кафедры иностранных языков СГСПУ В.П. Павлючук анализирует творчество немецкого поэта Юстинуса Кернера, часто обращавшегося в своих произведениях к мистическим мотивам. Автор предполагает, что для понимания мистических мотивов в творчестве Ю. Кернера необходимо проследить их связи с объективной реальностью, которая окружала писателя, выявить место каждого из двух миров в целостной системе каждого из рассматриваемых произведений.

Разнообразна тематика исследований, представленных в секциях «Литературоведение» и «Лингвистика» зарубежными авторами. Профессор университета г. Нови-сад (Сербия) М. Кнежевич в статье «Методический подход к сербской литературе XIX века на фоне исторических событий» описывает историю развития сербской литературы, лучшие представители которой боролись за национальную идентичность и объединение всех сербов. Профессор университета г. Жилина (Словакия) К. Кызек анализирует произведение Ф.С. Фицдже-ральда «Великий Гэтсби». Автор делает вывод, что в капиталистическом обществе

каждого, кто захочет подняться по социальной лестнице, ждет трагический конец, а это позволяет подвергнуть сомнению тезис о возможности социальной мобильности и реализации американской мечты. Профессор университета г. Каир (Египет) М. Нуеши, участвующая в конференции на протяжении ряда лет, описывает способы репрезентации «реального мира» в различного рода газетных репортажах и анализирует стилистические приемы, используемые в статьях, опубликованных в немецких СМИ. Преподаватель университета г. Жилина (Словакия) М. Хампл исследует приемы номинализации и пассивизации в дискурсе бывшего президента США Дж. Буша-младшего. Проанализировав 15 речей, произнесенных в период с сентября 2001 г. по май 2003 г., автор делает вывод, что в речах Дж. Буш-младшего отчетливо прослеживается тенденция разделения на два оппозиционных лагеря - «мы» и «они». Используемая дихотомия, по мнению автора статьи, имеет целью «демонизи-ровать» представителей лагеря «они». Де-монизация усиливается за счет использования существительного «угроза» и пассивных конструкций, посредством которых на первый план выдвигаются жертвы действий потенциального противника.

Исследуя вопросы фонетического строя английского языка, Р. Метрук (университет г. Жилина, Словакия) после краткого введения в экспериментальную фонетику приводит результаты спектрального анализа английских звуков и делает вывод, что спектральный анализ гласных оказался более эффективным и менее сложным, чем анализ согласных.

Российские лингвисты в рамках конференции 2017 г. анализировали ментальный образ текста ординария католической мессы как комплексный феномен, относящийся к культурной эпохе квинквеченто (Н.Г. Алексеева); рассматривали основные характеристики и функции библеизмов в различных типах текстов (А.В. Грицкова), изучали различные версии франкоязычных исследователей об истории происхождения Жанны д'Арк (Э.А. Кулага); описывали различные типы деформации идиом в энциклопедии "Business: The Ultimate Resource"

(М.И. Вершинина); выявляли истоки формирования будущего времени в английском языке на основе переоценки уже существующих научных фактов (Т.А. Сухомлина).

Следует отметить, что доклады, представленные в рамках конференции, традиционно носят практикоориентированный характер, что позволяет преподавателям кафедры иностранных языков использовать опубликованные в сборниках конференции материалы в учебном процессе по основным образовательным программам бакалавриата (на практических и семинарских занятиях по дисциплинам «Методика обучения иностранным языкам», «Основы письменной коммуникации») и магистратуры («Основы научной письменной речи»), а также в процессе организации самостоятельной работы и при подготовке курсовых

и выпускных квалификационных работ студентов СГСПУ.

В рамках данного аналитического обзора представляется невозможным детально проанализировать все работы, опубликованные в сборнике материалов 12-й международной научно-практической конференции «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы». Однако постоянный интерес авторов к обсуждаемым в рамках конференции вопросам высшего гуманитарного образования свидетельствует об актуальности проблематики не только для российских, но и для зарубежных исследователей и педагогов, что, безусловно, найдет отражение в дальнейших дискуссиях в рамках последующих конференций и на страницах сборников материалов.

& & &

1. Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : материалы XII междунар. науч.-практ. конф., 27 сентября 2017 года. Самара : СГСПУ, 2017. 272 с.

2. Путин В.В. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. Краснодар. 12 сентября 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/16470 (дата обращения 01.08.2017).

3. Позднякова О.К. Принцип единства нравственного сознания и нравственной деятельности как принцип нравственного воспитания студентов педагогического вуза // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : материалы XII междунар. науч.-практ. конф., 27 сентября 2017 года. Самара : СГСПУ, 2017. С. 188-192.

4. Бездухов В.П. О способе воспитания нравственного учащегося // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : материалы XII междунар. науч.-практ. конф., 27 сентября 2017 года. Самара : СГСПУ, 2017. С. 23-27.

5. Бездухов А.В. Принципы, которыми руководствуются будущие учителя при снятии про-блемности этической ситуации // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : материалы XII междунар. науч.-практ. конф., 27 сентября 2017 года. Самара : СГСПУ, 2017. С. 19-23.

6. Аниськин В.Н., Аниськин С.В., Жукова Т.А., 8Лгепк М. Методологические подходы к формированию и развитию экологической культуры будущих педагогов // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : материалы XII междунар. науч.-практ. конф. 27 сентября 2017 года. Самара : СГСПУ, 2017. С. 12-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.