Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ / ПРАВО НА СПРАВЕДЛИВОЕ СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джумагулов Айдар Муратович, Мамырбаева Зульфия Анарбековна, Турапова Бегимай Джусупбековна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с неисполнением конституционных положений и других нормативных актов по вопросам введения института присяжных заседателей в Киргизской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Джумагулов Айдар Муратович, Мамырбаева Зульфия Анарбековна, Турапова Бегимай Джусупбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL PROBLEMS OF INTRODUCING JURY SYSTEM IN KYRGYZSTAN

The article discusses the problems related to noncompliance with the constitutional provisions and other regulatory acts governing the issues of introducing jury system in Kyrgyzstan

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64

УДК 342.722 https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/28

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

©Джумагулов А. М., ORCID: 0000-0003-3370-3653, канд. юрид. наук, Киргизско-Российский славянский университет, г. Бишкек, Кыргызстан, aydana7767@rambler.ru ©Мамырбаева З. А., канд. юрид. наук, Киргизского национального университета им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, zulfiya-mamyrbaeva@yandex.ru ©Турапова Б. Д., Академия МВД Киргизской Республики им. Э. Алиева, г. Бишкек, Кыргызстан, Bturapova@list.ru

CRITICAL PROBLEMS OF INTRODUCING JURY SYSTEM IN KYRGYZSTAN

©DjumagulovA., ORCID: 0000-0003-3370-3653, J.D., Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan, aydana7767@rambler.ru ©Mamyrbayeva Z., J.D., Kyrgyz National University J. Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, zulfiya-mamyrbaeva@yandex.ru ©Turapova B., Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyzstan, Bturapova@list.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с неисполнением конституционных положений и других нормативных актов по вопросам введения института присяжных заседателей в Киргизской Республике.

Abstract. The article discusses the problems related to noncompliance with the constitutional provisions and other regulatory acts governing the issues of introducing jury system in Kyrgyzstan.

Ключевые слова: конституция, конституционные права человека, присяжные заседатели, право на справедливое судебное разбирательство, правовой идеализм.

Keywords: constitution, constitutional rights, jury, right to a fair trial, legal idealism.

В октябре 2020 года в Кыргызстане прошли выборы в парламент, которые, как отмечали авторы в ранее опубликованном исследовании, прошли в обстановке массовых нарушений, выражавшихся «в массовом подкупе избирателей, манипулировании с правами избирателей голосовать не по месту прописки и связанным с этим массовым подвозом людей на участки, и т.п. В результате ... начались акции протеста, ... в конечном итоге результаты выборов были отменены, президент страны и правительство ушли в отставку, истекли полномочия парламента» [1].

На момент данной статьи в Кыргызстане в очередной раз осуществляется конституционная реформа [2], проведен референдум об изменении формы правления, избран новый глава государства, созвано конституционное совещание [3], в условиях острых политических дискуссий разработан проект новой конституции [4], переданный на обсуждение в парламент [5].

Безусловно, что институт присяжных является одной из практических форм реализации такого конституционного права человека как право на справедливое судебное разбирательство,

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64

В ст. 58 проекта Конституции содержится норма: «Каждый имеет право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом» [5], заимствованная из аналогичных положений (п. 6 ст. 26) действующего Основного закона, принятого в 2010 г. [6] и п. 6 ст. 15 утратившей силу Конституции 2007 г. [7]. Нормативно-правовой акт, регулирующий введение и статус института присяжных заседателей, был принят еще в 2009 г. Речь идет о Законе «О присяжных заседателях в судах Киргизской Республики» от 15 июля 2009 г. [8].

Законодательная инициатива введения данного института впервые была зафиксирована в таком акте политико-программного характера, как Национальная программа «Права человека» на период 2002-2010 годы (проект основных направлений), утвержденная Указом Президента КР №1 от 2 января 2002 г., в которой п. 2.1.5 «Институт судебных заседателей» предписывал: «Ввести институт судебных (арбитражных) заседателей, для чего требуется:

1) определить правовой статус судебного заседателя, приняв соответствующий закон;

2) внести дополнения в конституционные законы Киргизской Республики «О статусе судов», «О статусе судей»;

3) внести дополнения в закон, определяющий порядок и организацию деятельности судов;

4) внести изменения в процессуальное законодательство Киргизской Республики» [9].

Как видим, нормативная база была создана, однако до практической реализации

положений законодательства дело так и не дошло.

В Законе от 15 июля 2009 года определялось, что закон вступает в силу для различных регионов страны в 2012-2014 годах [8].

Затем в 2012 г. сроки были перенесены на 1 января 2015, 2016 и 2017 гг. [9-10].

Не смотря на это, к моменту наступления нормативных сроков, суды присяжных не были введены, а в 2017 г. Законом от 24 января 2017 г. №10 введены в действие с 1 января 2019 г. новые Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Киргизской Республики [11], а также ряд других нормативных актов [12].

Суды присяжных должны были начать функционировать для различных регионов с 1 января 2020, 2021 и 2022 гг. Но и эти сроки в декабре 2019 г. были перенесены на 1 января 2025 г. [13].

Основные причины того, что конституционные и иные нормативные положения о введении судов присяжных до сих пор остаются нереализованными, а перспективы реализации остаются весьма туманными, по мнению отдельных исследователей [14] и авторов настоящей статьи, заключаются в попытках законодательного внедрения судов присяжных в национальную правовую систему без учета экономических, социально-политических, этно-демографических и научно-прогностических факторов, то есть данные попытки являются типичным примером правового идеализма.

В стране не созданы финансовые механизмы и возможности по оплате труда присяжных, созданию условий их деятельности, особенно по длительным в темпоральном отношении резонансным делам, обеспечению реальной безопасности личности присяжных заседателей и их близких.

В стране с многонациональным населением [15] острой остаются проблемы национализма в худшем значении этого термина, межэтнических конфликтов, межрегиональной розни и внутри регионального родоплеменного деления государствообразующей нации — кыргызов, составляющих свыше 70% населения страны, что создает проблемы по составам коллегий присяжных (жюри, и т. п.), созданию условий

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64

для потенциальных конфликтов.

Тотальная коррупция, пронизывающая все сферы общественной жизни населения страны, примеры массового подкупа избирателей и другие родственные факторы, вызывают обоснованные сомнения в беспристрастности будущих присяжных заседателей, их не подкупности и бескорыстности при принятии решений по тому или иному делу в отношении тех же обвиняемых, наживших огромные состояния преступным путем.

Вывод. По вопросу введения института присяжных заседателей в правовой системе Киргизской Республики готовых ответов и рецептов у авторов статьи нет. Простой механический перенос сроков введения института присяжных здесь не поможет. Предлагаемые те или иные варианты, так или иначе, имеют дискуссионный характер, значительные экономико-финансовые нагрузки, коррупционные и иные риски. Необходимы планомерные, экономически и научно-обоснованные мероприятия (эксперименты, моделирование, и др.), учитывающие все вышеназванные факторы.

Список литературы

1. Джумагулов А. М., Турапова Б. Д. Конституционные положения и актуальные проблемы определения правового статуса добровольных объединений граждан правоохранительной направленности в Киргизской Республике // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №12. С. 345-350. https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/40

2. Укушев М. К. 25 лет Конституции Кыргызстана. История. http://center.kg/article/190

3. Указ Президента Киргизской Республики «Об образовании Конституционного совещания» от 20 ноября 2020 года УП № 45 (В редакции Указа Президента КР от 25 ноября 2020 года УП № 48). https://clck.ru/Tc9QA

4. Конституционное совещание завершило первый этап работы. Что оно уже сделало и чем займется дальше. https://clck.ru/Tc9Qk

5. Проект закона «О Конституции Киргизской Республики».

6. Конституция Киргизской Республики. Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года (Введена в действие законом КР от 27 июня 2010 года). (В редакции Закона КР от 28.12.2016 года №218). https://clck.ru/GYZMA

7. Конституция Киргизской Республики. Принята на двенадцатой сессии Верховного Совета Республики Кыргызстан двенадцатого созыва 5 мая 1993 года, изложена в Законе Киргизской Республики «О новой редакции Конституции Киргизской Республики» от 15 января 2007 года №2. https://clck.ru/Tc9Rm

8. Закон Киргизской Республики от 15 июля 2009 года № 215 «О присяжных заседателях в судах Киргизской Республики» (В редакции Законов КР от 6 августа 2012 года № 150, 23 декабря 2016 года № 217, 26 декабря 2019 года № 146). https://clck.ru/Tc9SG

9. Национальная программа «Права человека» на период 2002-2010 годы (проект основных направлений). Утверждена Указом Президента Киргизской Республики №1 от 2 января 2002 года. https://clck.ru/Tc9TD

10. Закон КР от 6 августа 2012 года №150 «О внесении изменений в Закон Киргизской Республики "О присяжных заседателях в судах Киргизской Республики"». https://clck.ru/Tc9Tq

11. Закон КР от 24 января 2017 года № 10 «О введении в действие Уголовного кодекса Киргизской Республики, Кодекса Киргизской Республики о проступках, Уголовно-процессуального кодекса Киргизской Республики, Уголовно-исполнительного кодекса Киргизской Республики, Закона Киргизской Республики "Об основах амнистии и порядке ее

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64

применения".». https://clck.ru/Tc9UQ

12. Джумагулов А. М. Правовая политика Киргизской Республики: основные приоритеты, практика реализации, итоги формирования // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №2. С. 249-256. https://doi.org/10.33619/2414-2948/39/33

13. Закон КР от 26 декабря 2019 года № 146 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Киргизской Республики (в законы Киргизской Республики "О присяжных заседателях в судах Киргизской Республики", "О введении в действие Уголовного кодекса Киргизской Республики, Кодекса Киргизской Республики о проступках, Уголовно-процессуального кодекса Киргизской Республики, Уголовно-исполнительного кодекса Киргизской Республики, Закона Киргизской Республики "Об основах амнистии и порядке ее применения")». https://clck.ru/Tc9c8

14. Укушев М. К. В Кыргызстане институт суда присяжных заседателей - это тупик, заложенный законом. https://clck.ru/Tc9cz

15. Как изменился национальный состав населения Кыргызстана за 4 года? Национальный статистический комитет опубликовал состав и численность населения в Кыргызстане. https://clck.ru/Tc9dZ

References:

1. Djumagulov, А., & Turapova, B. (2020). Constitutional Provisions and Topical Issues of Determining the Legal Status of Voluntary Associations of Citizens Pursuing Law Enforcement Goals in the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 6(12), 345-350. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/40

2. Ukushev, M. K. 25 let Konstitutsii Kyrgyzstana. Istoriya. http://center.kg/article/190

3. Decree of the President of the Kyrgyz Republic On the formation of the Constitutional Conference dated November 20, 2020 UP No. 45 (As amended by the Decree of the President of the Kyrgyz Republic dated November 25, 2020, UP No. 48). https://clck.ru/Tc9QA

4. The Constitutional Conference has completed the first stage of work. What it has already done and what it will do next. https://clck.ru/Tc9Qk

5. Draft law On the Constitution of the Kyrgyz Republic.

6. Constitution of the Kyrgyz Republic. Adopted by referendum (popular vote) on June 27, 2010 (Entered into force by the law of the Kyrgyz Republic of June 27, 2010). (As amended by the Law of the Kyrgyz Republic of December 28, 2016 No. 218). https://clck.ru/GYZMA

7. Constitution of the Kyrgyz Republic. Adopted at the twelfth session of the Supreme Council of the Republic of Kyrgyzstan of the twelfth convocation on May 5, 1993, set out in the Law of the Kyrgyz Republic On the new edition of the Constitution of the Kyrgyz Republic dated January 15, 2007 No. 2. https://clck.ru/Tc9Rm

8. Law of the Kyrgyz Republic of July 15, 2009 No. 215 On jurors in the courts of the Kyrgyz Republic (As amended by the Laws of the Kyrgyz Republic of August 6, 2012 No. 150, December 23, 2016 No. 217, December 26, 2019 No. 146). https://clck.ru/Tc9SG

9. National Program Human Rights for the period 2002-2010 (draft guidelines). Approved by the Decree of the President of the Kyrgyz Republic No. 1 dated January 2, 2002. https://clck.ru/Tc9TD

10. Law of the Kyrgyz Republic of August 6, 2012 No. 150 On Amendments to the Law of the Kyrgyz Republic On Jurors in Courts of the Kyrgyz Republic. https://clck.ru/Tc9Tq

11. Law of the Kyrgyz Republic of January 24, 2017 No. 10 On the Enactment of the Criminal Code of the Kyrgyz Republic, the Code of the Kyrgyz Republic on Misconduct, the

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64

Criminal Procedure Code of the Kyrgyz Republic, the Criminal Executive Code of the Kyrgyz Republic, the Law of the Kyrgyz Republic On the Basics of Amnesty and the Procedure its application. https://clck.ru/Tc9UQ

12. Djumagulov, A. (2019). Legal policy of the Kyrgyz Republic: main priorities, implementation practice, resulting outcomes. Bulletin of Science and Practice, 5(2), 249-256. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/39/33

13. Law of the Kyrgyz Republic of December 26, 2019 No. 146 On Amendments to Certain Legislative Acts of the Kyrgyz Republic (to the Laws of the Kyrgyz Republic On Jurors in Courts of the Kyrgyz Republic, On the Enactment of the Criminal Code of the Kyrgyz Republic, the Code of the Kyrgyz Republic on Misdemeanors, Of the Criminal Procedure Code of the Kyrgyz Republic, the Criminal Executive Code of the Kyrgyz Republic, the Law of the Kyrgyz Republic On the Basics of Amnesty and the Procedure for Its Application). https://clck.ru/Tc9c8

14. Ukushev, M. K. V Kyrgyzstane institut suda prisyazhnykh zasedatelei - eto tupik, zalozhennyi zakonom. https://clck.ru/Tc9cz.

15. How has the ethnic composition of the population of Kyrgyzstan changed over 4 years? National Statistical Committee publishes composition and size of population in Kyrgyzstan. https://clck.ru/Tc9dZ

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 17.02.2021 г. 22.02.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Джумагулов А. М., Мамырбаева З. А., Турапова Б. Д. Актуальные проблемы введения института присяжных заседателей в Киргизской Республике // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №3. С. 257-261. https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/28

Cite as (APA):

Djumagulov, A., Mamyrbayeva, Z., & Turapova, B. (2021). Critical Problems of Introducing Jury System in Kyrgyzstan. Bulletin of Science and Practice, 7(3), 257-261. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/28

£1 ® |

caHS^B Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC Bh 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.