Петров Игорь Валентинович Балабанов Андрей Александрович
Актуальные проблемы влияния теневой экономики
на экономическую безопасность Республики Крым и меры по противодействию угрозам экономической безопасности региона
В статье определяется место теневой экономики в системе обеспечения экономической безопасности Республики Крым. Раскрываются основные категории в сфере исследования, предлагаются рекомендации по ликвидации и ослаблению данного явления в регионе.
Ключевые слова: криминальный рынок, противодействие, теневая экономика, угроза, экономическая безопасность, экономическая преступность.
Current problems of the influence of the shadow economy on economic security of the Republic of Crimea and measures to counter threats to the economic security of the region
The article defines the place of the shadow economy in the system of ensuring the economic security of the Republic of Crimea. The main categories in the field of research, offers recommendations for eliminating and mitigating this phenomenon in the region are reveald.
Keywords: criminal market, counteraction, shadow economy, threat, economic security, economic crime.
Для исследования криминалистических аспектов ликвидации теневой экономики как направления обеспечения экономической безопасности региона (Республики Крым) необходимо раскрыть основные категории в рассматриваемой сфере: «экономическая безопасность», «система экономической безопасности», «теневая экономика», «признаки теневой экономики в системе экономической безопасности», «структура теневой экономики».
В отечественной науке существуют различные подходы к категории «экономическая безопасность». Одним из первых сформулировал определение данного понятия Л.И. Абалкин: это определенный критерий экономической системы, который обеспечивает ей динамичное и эффективное развитие, решение существующих социальных задач, что позволяет государству вырабатывать и реализовывать самостоятельную экономическую политику [1].
Система экономической безопасности, как правило, включает в себя следующие компоненты:
защищаемый объект - экономические системы различных уровней (государство, регион, хозяйствующий субъект), их структурные элементы;
субъекты экономической безопасности, т. е. лица, обеспечивающие экономическую безопасность объекта;
инструменты - различные средства (организационные, экономические, юридические, которые обеспечивают экономическую безопасность защищаемого объекта;
угрозы в виде действий (бездействия), которые представляют собой явления и процессы, негативно влияющие на экономическое состояние объекта, ограничивающие его экономические интересы и тем самым создающие опасность для него;
угрозообразующие факторы - процессы, явления, которые при определенных условиях могут создать угрозу экономической безопасности. Данный фактор является первичным по отношению к угрозе;
факторы, способствующие обеспечению безопасности, - процессы, явления, которые при определенных условиях могут предотвратить, снизить негативное воздействие угрозы [2, с. 132].
Традиционно под теневой экономикой понимают угрозу экономической безопасности. Данное определение базируется на положениях Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [3].
7
Термин «теневая экономика» стал активно использоваться в научных публикациях российских ученых и средствах массовой информации в 90-е гг. прошлого века и, как правило, в сочетании со словами «подпольная», «криминальная», «черная», «нелегальная» и т. п.
Заметим, что это понятие первоначально появилось в США. В 60-е гг. XX столетия ученые проводили исследование теневых явлений в экономике США и СССР. В 1968 г. вышла в свет статья Г. Беккера «Преступление и наказание: экономический подход», одновременно с ней появляется работа Т. Шеллинга «Экономический анализ и организованная преступность». В своих исследованиях данные ученые говорят о рациональности не только поведения субъекта преступления, но и организации теневого бизнеса в целом. Т. Шеллинг впервые высказал мысль о том, что рациональная система теневой экономики означает неизбежную реакцию на обременительные для бизнеса внешние издержки, в частности, на стремление государства тормозить рынки определенных товаров, которые пользуются спросом [4, с. 14].
Отличительными признаками теневой экономики в комплексе экономической безопасности государства можно считать: объем, способы, средства реализации, степень социально-правового контроля. Главным ее признаком является деструктивность, когда правоотношения в исследуемой сфере негативно отражаются на экономике страны в целом и отдельного региона в частности.
Следует подчеркнуть, что объем теневой экономики неизбежно связан с наличием рабочих мест, а также с показателями преступности, в том числе коррупционной направленности. В стране с высоким уровнем безработицы теневая экономика присутствует всегда, поскольку люди готовы заниматься любой деятельностью, которая приносит доход.
Положительным моментом существования теневой экономики можно считать то, что в государстве с высокими налогами такая деятельность помогает бизнесу выживать, уменьшает показатели официальной безработицы, обеспечивает гражданам нелегальные рабочие места.
Структура теневой экономики включает в себя неформальную, фиктивную и подпольную составляющие [5]. Первую образуют допустимые законом виды деятельности, но ее участники не платят налоги. Подобная хозяйственная деятельность отражается в официальной статистике государства и регионов. Фиктивная
экономика неразрывно связана с коррупцией (откаты, взятки, приписки, мошенничество и т. д.). Подпольная экономика представляет собой запрещенные законодательством виды деятельности: производство и торговля наркотиками, оружием, контрабанда, создание притонов и т. п.
Отдельные авторы выделяют следующие секторы теневой экономики:
«беловоротничковая» - связана с системой государственного заказа и государственным производством, а также прочим управлением бюджетными средствами. Как правило, на подкуп заказчика (распорядителя бюджетных средств) коммерческие юридические лица выделяют от 10 до 30% от суммы, указанной в заключенном соглашении;
«серая» - нелегальная деятельность по производству и реализации товаров и услуг потребительского и промышленного назначения. Это может быть создание контрафактной продукции, незаконный ввоз и реализация товаров на территории страны и т. д.;
«черная» - сфера криминала, большую часть которой составляет наркобизнес [6].
Укажем факторы, которые способствуют существованию теневой экономики в сфере экономической безопасности:
финансово-экономические: несовершенство налоговой системы, хищения бюджетных средств и т. п.;
правовые: пробелы и коллизии в нормативных правовых актах, лоббирование законопроектов, коррумпированность правоохранительных и судебных органов, слабая защищенность частного бизнеса от внешних вмешательств;
административные: несовершенство бюрократических процедур, недостаточная разработанность института обращения граждан, незначительная ответственность административного аппарата за допущенные ошибки;
общественно-политические: нестабильность рынка, деградация культуры, которая выражается в неофициальной оплате услуг сотрудников бюджетных учреждений за их труд, низкий уровень социальных благ, предоставляемых работникам, занятым в сфере легальной деятельности.
Социально-экономическая характеристика Республики Крым демонстрирует, что развитие региона осуществляется в сложных экономических и геополитических условиях. Вхождение Крыма в состав Российской Федерации обусловило возникновение социально-экономических и политических проблем, которые создают угрозу экономической безопасности региона.
8
Следует отметить, что экономическая безопасность каждого российского региона зависит от организационных, социальных и финансовых условий. Анализ социально-экономической ситуации в Республике Крым позволяет выделить ряд конкурентных преимуществ и ключевых факторов развития этого региона: географическое положение (находясь на пересечении морских путей Азово-Черноморского бассейна, Крым занимает важное экономическое и стратегическое положение), климат, уровень экономического роста.
Однако создать необходимые условия для обеспечения экономической безопасности Республики Крым достаточно сложно. Это связано со многими факторами, как экономическими, так и политическими. Так, после присоединения региона к Российской Федерации произошло прекращение любых экономических, финансовых, транспортных отношений с Украиной [7, с. 15]. Начиная со второй половины 2015 г. полностью прерваны торговые отношения. Многие предприятия и организации, которые представляли материнские компании Украины, прекратили свою деятельность на территории республики. Украина приостановила подачу днепровской воды по СевероКрымскому каналу, в ноябре 2015 г. - электроэнергии, начались проблемы с транспортным сообщением между Украиной и полуостровом (было прервано железнодорожное и авиасообщение).
Можно назвать и другие факторы, которые оказывают влияние на экономику Республики Крым: недостаточность природных и энергетических ресурсов, зависимость от поставок сырья и комплектующих материалов с материковой части России, запрет на экспорт в страны ЕС, а также импорт продукции из этих государств, недостаточность финансовых ресурсов и жесткие условия получения кредитов.
Кроме того, существуют и внутренние проблемы: коррупция, непрофессионализм кадров, национальные конфликты и т. д., что вызывает определенные трудности, связанные с интеграцией региона в правовое поле Российской Федерации.
Названные факторы создают негативный фон для жизнедеятельности всего региона. С целью преодоления сложившейся ситуации была разработана Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года [9], в которой закреплены направления стратегического планирования, цели, задачи, главные направления развития, механизмы и определенный размер необходимого финан-
сирования. Основополагающими стратегическими целями являются достижение высокого уровня развития человеческого капитала, создание инновационной и инвестиционно привлекательной экономики.
Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что в Крыму в 2014-2015 гг. было зарегистрировано более 1,5 тыс. экономических преступлений, из них свыше 20% коррупционной направленности [10, с. 74]. Несмотря на принимаемые меры, добиться снижения количества преступлений данного вида не удается. Так, сотрудниками ОВД в период с января по октябрь 2019 г. было выявлено 618 преступлений в сфере экономики, в том числе 450 тяжких и особо тяжких, 210 преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, 146 деяний коррупционной направленности, 21 налоговое преступление [11].
Наиболее остро для Республики Крым стоят вопросы, связанные с осуществлением теневой деятельности в различных отраслях экономики, прежде всего туристической. Серьезные изменения необходимы в нормативно-правовой, экономической и административной сферах на всех уровнях управления - федеральном, региональном и местном. Например, вопросы легализации теневого сектора туристической индустрии необходимо рассматривать как последовательность реализации мероприятий юридического обеспечения и финансового контроля, которые будут связаны: с установлением неофициальных объектов размещения; разъяснением положений об ответственности за нарушение норм закона; осуществлением процедуры легализации неофициальных объектов; обеспечением поддержки и гарантий легальному бизнесу со стороны государства; стимулированием развития законного малого и среднего предпринимательства и т. д.
Совершенствование нормативно-правовой базы предусматривает: внедрение антикоррупционных требований; актуализацию системы статистического и бухгалтерского учета; упрощение порядка юридического оформления субъектов предпринимательской деятельности; законодательное обеспечение неофициальных мест размещения (индивидуальных домовладений, оказывающих услуги по размещению); создание юридических гарантий для развития свободной экономической зоны.
В плане экономических мер целесообразно: введение адекватной системы налогов и сборов; усиление финансового контроля и мониторинга; разработка комплекса экономических санкций для нелегальных субъектов пред-
9
принимательства; создание благоприятной инвестиционной сферы. Административно-исполнительная регламентация требует: создания специализированных контролирующих органов исполнительной власти; проведения мониторинга, обнаружения административных правонарушений в предпринимательской сфере; создания единого кадастра территорий и гарантий осуществления контроля за целевым использованием определенных территорий; разработки хода легализации незарегистрированного строительства; содействия реализации демократических институтов; обеспечения прозрачности формирования государственного аппарата власти и др. [12, с. 168].
Для ликвидации теневой экономики необходимы эффективные меры. Прежде всего следует сказать, что в случаях, когда обрабатывается много информации, необходимо осуществлять эффективную информационно-аналитическую деятельность, которая реализуется в сборе, обобщении, обработке, анализе и хранении информации. Одним из государственных институтов, осуществляющих сбор, обобщение, обработку данных в целях принятия продуктивных управленческих решений, является МВД России и его структурные подразделения. Поэтому необходимо создавать методические разработки и инструменты, которые основаны на использовании информационно-аналитических технологий, направленные на противодействие экономическим преступлениям.
Одним из механизмов контроля в сфере криминальной экономической деятельности является оперативное обслуживание. Данная деятельность осуществляется лишь в рамках компетенции оперативных подразделений органов внутренних дел. Однако подобный подход не является однозначным, поскольку в научной литературе можно встретить категорию «информационное обеспечение», которая понимается как система сбора, накопления и анализа гласных и оперативных данных.
В настоящее время деятельность по информационному обеспечению объектов экономики преобразовалась в комплекс организационных и оперативно-тактических мероприятий, которые гарантируют достаточную осведомленность оперативной обстановки в сфере экономики региона, в том числе Республики Крым.
Эффективность противодействия преступлениям в сфере теневой экономики предопределяет разграничение видов деятельности определенных оперативных подразделений МВД России в области экономической безопасности (борьба с экономическими преступле-
ниями, противодействие организованной преступности, борьба с коррупцией и т. д.).
Так, сотрудниками подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД России по г. Евпатории выявлен факт незаконного использования товарных знаков. В ходе оперативно-розыскных мероприятий полицейские установили, что группа лиц готовит к реализации парфюмерные товары и декоративную косметику известных мировых брендов. К противоправной деятельности оказались причастны пятеро граждан, объединившихся для осуществления розничной торговли контрафактной продукцией. В ходе осмотра в квартире, арендуемой фигурантами дела, оперативники изъяли 270 единиц различной косметической и парфюмерной продукции с популярными логотипами, которая предназначалась для реализации в магазинах Республики Крым. Образцы товара были направлены на исследование. Экспертиза подтвердила, что представленная продукция является фальсификатом. Согласно данным официального представителя одного из правообладателей бренда, изъятый товар имеет признаки несоответствия оригинальной продукции, выполнен не с помощью производственных средств правообладателя, с нарушением требований к маркировке, качеству товара и материалов, из которых он изготавливался. Сумма ущерба, причиненного злоумышленниками данному правообладателю, составила около 2 млн 300 тыс. руб. Следственным отделом ОМВД России по г. Евпатории возбуждено уголовное дело по признакам общественно опасного деяния, предусмотренного ч. 4 ст. 180 УК РФ (незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) организованной группой) [13].
По данным РИА «Новый день», число экономических коррупционных преступлений за предшествующий год возросло на 12% [14]. Однако, как заявил глава МВД Республики Крым П. Каранда, в 2019 г. наибольшее количество зарегистрированных преступлений непосредственно связано с реализацией федеральных целевых программ - общий ущерб по уголовным делам указанной категории, направленным в суд, составил 914 млн рублей. Общая сумма ущерба от преступлений, совершенных в бюджетной сфере, - 1,1 млрд рублей, возмещено 964 млн рублей (88%) [15].
Информационное обеспечение следует рассматривать в качестве комплекса оперативно-розыскных мероприятий по сбору, накоплению, анализу информации, которая отражает состо-
10
яние оперативной обстановки на конкретном объекте экономики.
Внедрение разнообразных мер в ходе проведения сбора, обработки и анализа данных позволяет рассматривать информационное обеспечение в качестве системы оперативно-розыскного мониторинга. В отношении понятия «информационное обеспечение» можно использовать тождественную категорию «информационные технологии», т. е. процессы, методы поиска, сбора, обработки, предоставления, распространения информации и способы реализации таких процессов и методов. Так, в системе МВД России существует Департамент информационных технологий, связи и защиты информации. На федеральном уровне осуществляет деятельность Федеральное казенное учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ГИАЦ). В регионах сбор, обработка и систематизация оперативно значимой информации производятся в информационных центрах подразделений МВД России.
Актуальным направлением информационно-аналитической деятельности является совершенствование работы единого федерального центра обработки сведений (ФЦОД) .
Для нейтрализации внутренних угроз и противодействия теневой экономике целесообразно обратиться к понятию «экономические преступления». Ответственность за данные деяния предусмотрена в гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности», в ст. 169-200.6. Объединяет разные виды составов в этой главе УК РФ не их корыстная направленность, а сфера деятельности, в которой они осуществляются, при условии, что желание субъектов направлено на удовлетворение незаконных экономических интересов. К рассматриваемой группе относятся и преступления коррупционной направленности, которые зачастую связаны с деятельностью преступных сообществ. Можно сказать, что теневая экономика, экономическая и организованная преступность представляют собой взаимосвязанные понятия. В научной литературе проявления теневой экономики определяют как криминальный рынок. Так, с точки зрения А.Л. Репецкой, криминальный рынок - это «объективно существующее социальное общественно опасное явление, которое представляет предложение некоторого вида преступной деятельности, обусловленное спросом на нее, а также вовлечение в деятельность отдельных социальных групп, что позволяет обеспечить
ее осуществление, сопровождающееся получением субъектами неконтролируемой государством прибыли» [16].
С точки зрения обеспечения экономической безопасности государства и региона (Республики Крым) концепция противодействия теневой экономике должна базироваться на предотвращении создания и одновременно на ликвидации уже существующих криминальных рынков. В первую очередь это касается незаконного сбыта наркотических средств, алкогольной продукции, лекарственных средств, незаконной миграции.
Сегодня широко распространены такие явления, как перевод неконтролируемых капиталов, отмывание криминальных средств, мошенничество с применением фальшивой финансовой документации. В связи с этим требуется разработка новых методов совершенствования механизмов мониторинга, оценки и учета преступлений в сфере теневой экономики.
Как правило, под мониторингом понимается комплексная система регламентированных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния определенной среды, объекта для выявления негативных факторов и выработки рекомендаций по их устранению или ослаблению.
Система мониторинга экономической безопасности региона (Республики Крым) реализуется путем сбора, обработки и анализа получаемой информации об экономическом состоянии объектов хозяйственной деятельности, а также о процессе исполнения законодательства в экономической сфере. Методы анализа и мониторинга теневой экономики в Республике Крым используются в ходе расследования экономических преступлений, для обнаружения и раскрытия противоправной экономической деятельности.
Актуальной проблемой противодействия теневой экономике остается неоднозначность определения методов оценки и учета анализируемой незаконной деятельности в масштабах региона. Методы оценки масштаба и динамики теневой экономической деятельности делятся на прямые (обследования, налоговый аудит) и косвенные (монетарные методы, сопоставление доходов и расходов домохозяйств).
Анализ научных исследований показывает, что Росстат на федеральном и региональном уровнях осуществляет мониторинг масштабов теневой экономики на основе сопоставления доходов и расходов, ресурсов и способов их использования [5, с. 168].
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что структура механизма противодействия
11
теневой экономике состоит из следующих элементов: цель, задачи, субъекты; объект; угрозы; принципы эффективного функционирования механизма; сферы угроз возникновения теневых явлений. Исходя из сложного характера теневых экономических явлений, алгоритм противодействия им в регионе (Республике
Крым) должен включать в себя информационное обеспечение, т. е. комплекс оперативно-розыскных мероприятий по сбору, накоплению, анализу информации, которая характеризует оперативную обстановку на конкретном объекте экономики, анализ и мониторинг теневой экономики.
1. Абалкин Л. И. Стратегический ответ России на вызовы XXI века. М., 2004.
2. Грачев А.В., Литвиненко А.Н. Теневая экономика как элемент системы экономической безопасности // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 2.
3. Данилов Д. Б. К вопросу о признании использования товарного знака незаконным в арбитражном суде: теоретические и практические аспекты // Арбитражный и гражданский процесс. 2014. № 7.
4. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 //Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст. 2902.
5. Терещенко А. П. Противодействие органов внутренних дел теневой экономике как фактор экономической безопасности региона: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2014.
6. Мезенцева Ю.Р. Модель анализа внешнеэкономической деятельности в холдинговых структурах // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». URL: http://naukovedenie. ru/PDF/59E VN 116.pdf (дата обращения: 12.02.2020).
7. Теневая экономика в системе экономической безопасности / Г.Е. Крохичева, Э.Л. Архипов, А.С. Восканова, Д.А. Иванчук//Интер-нет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/59EVN116.pdf (дата обращения: 12.02.2020).
8. Воробьев Ю.Н., Порицкий Д.В. Факторы и условия обеспечения финансово-экономической безопасности Республики Крым // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2016. № 1.
9. О Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года: закон Республики Крым от 9 января 2017 г. № 352-ЗРК/2017 // Ведомости Государственного Совета Республики Крым. 2017. № 1.
10. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А., Забро-да Д.Г. Факторы криминализации экономики
1. Abalkin L.I. Russia's strategic response to the challenges of the XXI century. Moscow, 2004.
2. Grachev A.V., Litvinenko A.N. Shadow economy as an element of the economic security system // Education. The science. Scientific staff. 2019. № 2.
3. Danilov D.B. On the issue of recognizing the use of a trademark as illegal in an arbitration court: theoretical and practical aspects // Arbitration and civil procedure. 2014. № 7.
4. On the Strategy for the Economic Security of the Russian Federation for the period until 2030: decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 № 208 // Collection of legislation of the Russian Federation. 2017. № 20. Art. 2902.
5. Tereshchenko A. P. Opposition of internal affairs bodies of the shadow economy as a factor of economic security of a region: diss.... Candidate of Economy. St. Petersburg, 2014.
6. Mezentseva Yu.R. Model of analysis of foreign economic activity of holding structures // Internet journal «SCIENCE». URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/59EVN116.pdf (date of access: 12.02.2020).
7. Shadow economy in the system of economic security / G.E. Krokhicheva, E.L. Arkhipov, A.S. Voskanova, D.A. Ivanchuk // Internet journal «SCIENCE». URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/64EVN216.pdf (date of access: 12.02.2020).
8. Vorobyov Yu.N., Poritsky D.V. Factors and conditions for ensuring the financial and economic security of the Republic of Crimea // Scientific Herald: Finance, banks, investments. 2016. № 1.
9. On the strategy for the socio-economic development of the Republic of Crimea until 2030: law of the Republic of Crimea d.d. Jan. 9, 2017 № 352 / 2017 //Vedomosti of the State Council of the Republic of Crimea. 2017. № 1.
10. Ignatov A.N., Kashkarov A.A., Zabrod D.G. Criminalization factors of the Crimean economy in the transition period // Bulletin of economic security. 2017. № 4.
11. Information and analytical report on the state of crime and the main results of the operational activities of the Ministry of Internal Affairs in the Republic of Crimea in January-December 2019.
12
Крыма в транзитивный период // Вестник экономической безопасности. 2017. № 4.
11. Информационно-аналитическая справка о состоянии преступности и основных результатах оперативно-служебной деятельности МВД по Республике Крым в январе-декабре 2019 г. URL: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/Dejatelnost/Rezultati_dejatelnosti/2019/ (дата обращения: 12.02.2020).
12. Кравченко Н.А., Иванов С. И. Причины и условия роста уровня теневой экономики (на примере Крымского федерального округа) // Общество и право. 2015. № 4(54).
13. URL: https://82.xn--b1aew.xn--p1 ai/news/ rubric/1437/(дата обращения: 12.02.2020).
14. URL: https://newdaynews.ru/crimea/658642. html (дата обращения: 12.02.2020).
15. МВД Крыма заявило о снижении преступности. URL: https://rg.ru/2020/05/27/reg-ufo/mvd-kryma-zaiavilo-o-snizhenii-prestupnosti. html (дата обращения: 12.02.2020).
16. Репецкая А.Л. Организованная преступность. Теневая экономика. Криминальный рынок России. М., 2010.
URL: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/Dejatelnost/ Rezultati_dejatelnosti/2019/ (date of access: 12.02.2020)
12. Kravchenko N.A., Ivanov S.I. Reasons and conditions for the growth of the shadow economy (on the example of the Crimean Federal District) // Society and Law. 2015. № 4(54).
13. URL: https: //82.xn--b1 aew.xn--p1 ai/news/ rubric/1437/ (date of access: 12.02.2020).
14. URL: https://newdaynews.ru/crimea/658642. html (date of access: 12.02.2020).
15. The Ministry of Internal Affairs of Crimea announced a decrease in crime. URL: https:// rg.ru/2020/05/27/reg-ufo/mvd-kryma-zaiavilo-o-snizhenii-prestupnosti.html (date of access: 12.02.2020).
16. Repetskaya A.L. Organized crime. Shadow economy. The criminal market of Russia. Moscow, 2010.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Петров Игорь Валентинович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической безопасности Кубанского государственного технологического университета; e-mail: p474@yandex.ru;
Балабанов Андрей Александрович, главный эксперт ЭКЦ МВД по Республике Крым; e-mail: expert_7679@mail.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
I.V. Petrov, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Chair of Economic Security of the Kuban State Technological University; e-mail: p474@yandex.ru;
A.A. Balabanov, Chief expert of the Forensic Center of the Ministry of the Interior in the Republic of Crimea; e-mail: expert_7679@mail.ru
13