Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / ГАРАНТИЙНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ ПОД ГАРАНТИЮ СТАРЕЙШИН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Небесский Виктор Дмитриевич

Статья посвящена проблемам ускоренного развития малого бизнеса в регионах СКФО. Предприятиям этого сектора экономики принадлежит почти три четверти от общего оборота в регионе. По этому показателю СКФО более чем в 2,5 раза превышает средний уровень по России. Темпы развития малого и среднего бизнеса во многом определяются государственной поддержкой этого сектора экономики. Главным инструментом этой поддержки выступает государственная программа развития СКФО до 2025 года с объемом финансирования в 320 млрд. рублей, новая редакция, которой (2015 год) нацелена на развитие реального сектора экономики и поддержку малого и среднего предпринимательства по линии акционерного общества «Корпорация МСП», которая предусматривает финансирование 21 проекта, реализуемого в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии - Алании, Чеченской республике, Республике Ингушетии и в Ставропольском крае. В соответствии с этой программой в Дагестане при поддержке корпорации будет построен современный рыбоперерабатывающий комбинат «Каспийский берег», что позволит доставлять качественную рыбную продукцию до потребителей других федеральных округов страны. Кроме того, в этой республике планируется реализовать проекты по строительству крупного тепличного комплекса и завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов. Исследования показали, что гарантией стабильности Северо-Кавказского региона является максимальная занятость населения и прежде всего молодежи, численность которой во всех субъектах составляет 2,8 миллиона человек. Новой формой кредитования малого бизнеса на Северном Кавказе становится кредитование под гарантию старейшин.The article deals with the problems of accelerated development of small business in the regions of North Caucasus Federal District. Businesses in this sector of the economy owned by nearly three-quarters of the total turnover in the region. According to this indicator SKFO more than 2.5 times higher than the average for Russia. The pace of development of small and medium-sized businesses are largely determined by the state support of this sector. The main instrument of this support is the State program of development of North Caucasus Federal District up to 2025 with funding of 320 ppb rubles, a new edition of which (2015) is aimed at the development of the real economy and support for small and medium-sized enterprises through the joint-stock company "Corporation of SMEs", which It provides funding for 21 projects implemented in Dagestan, Kabardino-Balkaria, Karachay-Cherkessia, North Ossetia - Alania, the Chechen Republic, the Republic of Ingushetia and in the Stavropol region. In accordance with this program in Dagestan with the support of modern fish processing plant corporation "Caspian Coast" will be built, which will deliver a high quality fish products to the consumers of other federal districts of the country. In addition, in this country it is planned to implement projects for the construction of a large greenhouse complex and plant for the production of gypsum and gypsum-containing building materials. Studies have shown that the guarantee of the stability of the North Caucasus region is maximum employment of the population, and especially young people, the number of which amounts to 2.8 million people in all regions. The new form of lending to small businesses in the North Caucasus is becoming lending elders warranty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Небесский Виктор Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»

в

-№ 2(22/1), 2016!

УДК 346.26(470.6)

109

Небесский В. Д. Nebesky V. D.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

ACTUAL PROBLEMS OF ACCELERATED DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN REGIONS OF THE NORTH CAUCASUS

Статья посвящена проблемам ускоренного развития малого бизнеса в регионах СКФО. Предприятиям этого сектора экономики принадлежит почти три четверти от общего оборота в регионе. По этому показателю СКФО более чем в 2,5 раза превышает средний уровень по России.

Темпы развития малого и среднего бизнеса во многом определяются государственной поддержкой этого сектора экономики.

Главным инструментом этой поддержки выступает государственная программа развития СКФО до 2025 года с объемом финансирования в 320 млрд. рублей, новая редакция, которой (2015 год) нацелена на развитие реального сектора экономики и поддержку малого и среднего предпринимательства по линии акционерного общества «Корпорация МСП», которая предусматривает финансирование 21 проекта, реализуемого в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии - Алании, Чеченской республике, Республике Ингушетии и в Ставропольском крае.

В соответствии с этой программой в Дагестане при поддержке корпорации будет построен современный рыбоперерабатывающий комбинат «Каспийский берег», что позволит доставлять качественную рыбную продукцию до потребителей других федеральных округов страны.

Кроме того, в этой республике планируется реализовать проекты по строительству крупного тепличного комплекса и завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов.

Исследования показали, что гарантией стабильности Северо-Кавказского региона является максимальная занятость населения и прежде всего молодежи, численность которой во всех субъектах составляет 2,8 миллиона человек.

Новой формой кредитования малого бизнеса на Северном Кавказе становится кредитование под гарантию старейшин.

Ключевые слова: корпорация, гарантийная поддержка предпринимательства, экономически активное население, кредитование под гарантию старейшин.

The article deals with the problems of accelerated development of small business in the regions of North Caucasus Federal District. Businesses in this sector of the economy owned by nearly three-quarters of the total turnover in the region. According to this indicator SKFO more than 2.5 times higher than the average for Russia.

The pace of development of small and medium-sized businesses are largely determined by the state support of this sector.

The main instrument of this support is the State program of development of North Caucasus Federal District up to 2025 with funding of 320 ppb rubles, a new edition of which (2015) is aimed at the development of the real economy and support for small and medium-sized enterprises through the joint-stock company «Corporation of SMEs», which It provides funding for 21 projects implemented in Dagestan, Kabardino-Balkaria, Karachay-Cherkessia, North Ossetia - Alania, the Chechen Republic, the Republic of Ingushetia and in the Stavropol region.

In accordance with this program in Dagestan with the support of modern fish processing plant corporation «Caspian Coast» will be built, which will deliver a high quality fish products to the consumers of other federal districts of the country.

In addition, in this country it is planned to implement projects for the construction of a large greenhouse complex and plant for the production of gypsum and gypsum-containing building materials.

Studies have shown that the guarantee of the stability of the North Caucasus region is maximum employment of the population, and especially young people, the number of which amounts to 2.8 million people in all regions.

The new form of lending to small businesses in the North Caucasus is becoming lending elders warranty.

Key words: corporation, warranty support entrepreneur-ship, the economically active population, lending the elders warranty.

Небесский Виктор Дмитриевич -

кандидат экономических наук,

доцент кафедры маркетинга и менеджмента

Ставропольский институт кооперации (филиал)

Белгородского университета кооперации,

экономики и права

Тел.: 8-918-744-02-76

E-mail: nebesskii@rambler.ru

Nebesskiy Victor Dmitrievich -Ph.D. in Economics associate Professor in the Department of marketing and management, Stavropol Institute of cooperation (affiliate), elgorod University of cooperation, Economics and law Tel.: 8-918-744-02-76 E-mail: nebesskii@rambler.ru

Первостепенное значение для ускоренного развития экономики СКФО принадлежит малому и среднему бизнесу. Предприятиям этого сектора принадлежит почти три четверти от общего оборота в регионе. По этому показателю СКФО более чем в 2,5 раза превышает средний уровень по России. Поэтому в текущих экономических условиях успешная деятельность

малого и среднего предпринимательства во многом определяется государственной поддержкой.

При этом главным инструментом выступает государственная программа развития СКФО до 2025 года с объемом финансирования в 320 млрд. рублей, новая редакция которой (2015 год) нацелена на развитие реального сектора экономики и поддержку малого и среднего

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

предпринимательства. Первоочередная поддержка по линии АО «Корпорация МСП» предусматривает финансирование 21 проекта, реализуемого в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии - Алании, Чеченской республике, Республике Ингушетии и Ставропольском крае.

Так, в Дагестане при поддержке корпорации будет построен современный рыбоперерабатывающий комбинат «Каспийский берег», что позволит доставлять качественную рыбную продукцию до потребителя других федеральных округов страны. Кроме того, в этой республике планируется реализовать проекты по строительству крупного тепличного комплекса и завода по производству гипса и гипсосодер-жащих строительных материалов.

Значимые проекты будут реализовываться и в других регионах СКФО. В перечень включен ряд проектов в области производства стройматериалов (газосиликатные блоки, создание современного домостроительного комбината и индустриального парка), сельскохозяйственной продукции (сельскохозяйственный комплекс по разведению племенных коз молочной породы, строительство комплекса по выращиванию, хранению и переработке овощной продукции), рекреационной отрасли и внутреннего туризма.

Проектам, вошедшим в перечень, может быть оказана прямая гарантийная поддержка Корпорации МСП, в том числе для дальнейшего участия в Программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства («Программа 6,5»). Объем привлеченных кредитных средств может составить более 20 млрд. рублей, а общая сумма гарантийной поддержки предприятий — не менее 10 млрд. рублей. Для организации сотрудничества по всем вопросам развития малого и среднего предпринимательства Корпорацией и представителями субъектов СКФО подписаны соглашения о взаимодействии с регионами округа.

Исследования показывают, что гарантией стабильности Северо-Кавказского региона является максимальная занятость населения, так как основной проблемой СКФО является в первую очередь безработица. К тому же более одной трети общей численности населения СевероКавказского федерального округа составляет молодежь (приблизительно 2,8 млн. человек).

Поэтому в Северо-Кавказском федеральном округе в целом и в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в его состав, в частности должна проводиться грамотная и эффективная молодежная политика по вовлечению молодежи в трудовую и экономическую деятельность, а также реализация программ поддержки молодежного предпринимательства.

Решением всех вышепоставленных задач может послужить всяческое поощрение частной инициативы и создание максимально благопри-

ятных условий для малого бизнеса. Ведь именно малый и средний бизнес являются основой пополнения местного бюджета, оперативно реагируют на рыночную конъюнктуру, создают новые рабочие места, вовлекая в производство молодое трудоспособное население.

Успешное социально-экономическое развитие Российской Федерации и регионов напрямую зависит от уровня, темпов и развития малого и среднего предпринимательства, его эффективного сотрудничества с органами государственной власти.

За последние годы в нашей стране формально сложилась разветвленная система государственной и общественной поддержки малого предпринимательства, которая призвана была оказывать малому бизнесу те услуги, в которых он нуждается в первую очередь: бизнес - образование и подготовка кадров, услуги агентств поддержки малого предпринимательства, услуги фондов поддержки предпринимательства, услуги бизнес - инкубаторов, услуги технологических парков.

В качестве основной цели развития малого предпринимательства очевидно следует ставить формирование так называемого среднего класса. Сделать это без интенсивного развития малого бизнеса практически невозможно. И тем не менее тенденции можно проследить на примере Северного Кавказа и Карачаево-Черкесской республики в частности. Субъекты малого и среднего предпринимательства республики, занимают более 83 % от общего числа хозяйствующих субъектов республики.

При этом среднесписочная численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства республики составляет около 37 тыс. человек, или 19,5 % экономически активного населения республики. Регулирование и поддержка малого предпринимательства в КЧР по сравнению с другими регионами России развиты достаточно широко, однако, как и в целом по стране, в большинстве своем носит декларативный характер и в незначительной степени влияет на сектор малого бизнеса.

К эффективным мерам поддержки бизнеса можно отнести развитие инфраструктуры и межрегиональное сотрудничество, благодаря чему малым предприятиям региона удастся организовать совместные предприятия, снизить издержки обращения и повысить рентабельность.

Финансово-кредитная поддержка, хотя и направлена на решение основных проблем малого бизнеса, недостаточно эффективна, поскольку ее получают единицы из всех фирм. Главным препятствием к получению кредита зачастую являются условия, выдвигаемые банками.

Во-первых, обеспечение кредита - как таковое банки рассматривают только недвижимость, золото и драгоценности.

Во-вторых, оценка вышеуказанного имуще-

в

:№ 2(22/1), 2016:

111

ства предприятия осуществляется обычно на 50 % ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита.

В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3 % в год.

При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов. К тому же, если в больших городах можно с трудом и дорого все-таки найти кредит, то в маленьких городах с населением до 100 тысяч часто есть только один банк. Правда следует отметить, что требования к заемщику здесь менее формализованы.

Также в целях повышения эффективности развития малого бизнеса в республике необходимо создание обратной связи между бизнесом и государством. Главная задача органов власти в этой сфере - координация действий всех ветвей власти с деятельностью общественных предпринимательских объединений.

Новой формой кредитования малого бизнеса на Северном Кавказе становится кредитование под гарантию старейшин. На Кавказе у людей еще сохранилась этническая память. Местная молодежь не послушать старших никак не сможет. Под гарантию старейшин можно выдавать небольшие кредиты - до миллиона рублей.

Такие микрокредиты под «честное слово» очень нужны в отдаленных горных аулах, где свое дело - единственный способ выживания. Альтернатива - уход в экстремистские группировки, вымогательство, убийства, похищение людей, теракты. Но когда есть выбор - уйти в лес или благодаря совету старейшин получить деньги на свое дело, большинство горцев выберет честную жизнь.

Исследования показывают, что положительный опыт такого кредитования уже есть в Карачаево-Черкесии, частично его внедряют в Кабардино-Балкарии и Ингушетии. На такую относительно небольшую ссуду можно закупать скот, перерабатывать молоко и шерсть. Уникальные природные данные Северного Кавказа, горные пастбища позволяют откармливать бычков в течение пяти месяцев практически бесплатно.

В условиях, когда наша страна завозит из-за рубежа почти 3,5 миллиона тонн мяса, регионы Северного Кавказа могут производить полтора-два миллиона тонн ежегодно.

Главное, чтобы кредитные организации пошли навстречу и согласились на такие гарантии. Кстати, сегодня спрос на микрофинансирование все еще многократно превышает предложение. Поэтому необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в области микрофинансирования и кредитной кооперации.

По мнению ученых, малый бизнес в СКФО порой на редкость консервативен - деньги на

то, чтобы открыть свое дело, люди берут у знакомых и родственников, даже не вникая, какие сейчас есть меры господдержки предпринимательства и льготное финансирование.

Например, бизнес-инкубаторы Кабардино-Балкарии помогли встать на ноги десяткам предпринимателей, а под поручительство Гарантийного фонда Ставропольского края только мини-кредитами на общую сумму более 500 миллионов рублей уже воспользовались 129 субъектов малого предпринимательства. То есть в округе начинают доверять банковскому сектору и охотнее используют различные финансовые инструменты. По данным департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ за 2015 год кредитование малого бизнеса в СКФО выросло в среднем на 73 процента.

При этом на первом месте - Кабардино-Балкария, где рост составил 114 процентов. Для сравнения: в Ингушетии и Карачаево-Черкесии - 20 процентов.

Руководители малого бизнеса в некоторых регионах Северного Кавказа стали успешнее использовать деньги. Об этом говорит еще один важнейший показатель развития кредитования

- просроченная задолженность. В КБР просрочка снизилась практически в три раза, в Ставропольском крае - осталась на прежнем уровне, а вот в Северной Осетии выросла в два раза, в Дагестане - в три раза. Очевидно, здесь необходимы серьезные программы поддержки, консультирование организаторов малого бизнеса.

Повышенное внимание в СКФО будет уделяться кредитованию стартап-компаний, строящих бизнес на основе инноваций, но присутствующих на рынке менее трех лет. Сектор инновационного малого предпринимательства

- наиболее рискованный, и начать такое дело сложнее, чем традиционное. Но именно здесь обкатывают самые свежие идеи, создают наиболее гибкие компании, обладающие потенциалом для превращения в крупные.

Но большинство вновь созданных предприятий закрывается на ранней стадии - этот этап даже называют «долиной смерти». Дело в том, что действующее законодательство не предусматривает удобных для инвесторов организационно-правовых форм осуществления венчурного инвестирования. Вместе с тем, именно оно является эффективным механизмом развития малых инновационных компаний.

Поэтому по нашему мнению назрела необходимость разработать и принять изменения в действующее законодательство, которые определяли бы понятие «венчурная деятельность», круг субъектов, его осуществляющих, а также требования к такой деятельности и ограничения для венчурных вложений.

Предприниматели, в свою очередь, сетовали, что на местном уровне зачастую нет мотива-

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

ции для внедрения инновационных технологий, не к кому обратиться, чтобы готовый продукт мог выйти на рынок. Сейчас в помощь «стартапам» в России создаются инновационные центры, которые получают крупные банковские кредиты, а затем могут самостоятельно финансировать начинающих предпринимателей и поддерживать наиболее интересные проекты.

В этой связи стало актуальным вовлекать в процесс создания инновационных предприятий инженерно-технических работников и выпускников технических вузов регионов, а также совместно с региональными органами исполнительной власти СКФО разработать специальные программы стимулирования инновационного предпринимательства в округе.

Кроме того, по нашему мнению следует рассмотреть возможность использования средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов СКФО для совершенствования инфраструктуры поддержки бизнеса. Речь, в том числе идет о создании центров развития предпринимательства, привлечении на конкурсной основе представителей бизнес-сообщества и передаче им на условиях аутсорсинга некоторых функций, связанных с созданием и работой информационных и консультационных центров, организацией выставочно-ярмарочной деятельности малых и средних предприятий региона.

Недостаток финансовых ресурсов и высокие ставки налогообложения являются основной проблемой малых предприятий и заставляют их уходить в тень. Высокий уровень налоговой нагрузки вынуждает предприятия скрывать налоги. Если представить малое предприятие в виде айсберга, который плавает в океане рыночной экономики, то, естественно, что часть экономической деятельности айсберга будет находиться под водой (в «теневой» экономике), а другая часть экономической деятельности будет находиться над водой (легализированная часть экономики малого предприятия).

В данном случае объем айсберга - это выручка от реализации. Часть выручки от реализации находится в «теневой» экономике, а часть легализирована. Чем больше налоговая нагрузка, тем больше теневая (подводная) часть айсберга, т.е. при увеличении налоговой нагрузки будет погружаться в воду (тень).

В целях повышения эффективности налогового стимулирования малого бизнеса в России требуется реформирование существующей системы налогообложения малого бизнеса. Следует пересмотреть и упорядочить состав видов экономической деятельности, по которым следует предоставлять налоговые преференции. Акцент должен быть сделан на приоритетные сферы региона: туризм, сельское хозяйство, строительство. При этом особое внимание и особо льготное налогообложение должно предоставляться малому инновационному бизнесу.

Одно из важнейших конкурентных преимуществ малого предпринимательства состоит в возможности быстро принимать и использовать инновации. В данном случае инновацию следует понимать как любое новшество, не только в производстве, но и в торговле. Но поиск инновационных решений зачастую похож на «изобретение велосипеда», поскольку на малых предприятиях, как правило, нет специалистов и необходимых финансовых и технических возможностей, чтобы искать и отслеживать имеющиеся инновационные решения.

Между тем в России немало различных научно исследовательских и учебных учреждений, обладающих необходимыми ресурсами и опытом для осуществления научного и информационного поиска. Они могли бы создавать и активно предлагать малым предприятиям описание инноваций в соответствующих сферах деятельности.

Концентрация информационных возможностей в рамках существующих учебных центров и технопарков позволит стать «информационным спонсором» тех инноваций, которые появились в самих малых предприятиях и требуют для своего внедрения участия и инвестициях.

Следует отметить, что малое предпринимательство можно отнести к системам, которые обладают функцией саморазвития, ему необходим импульс для активизации этого процесса. Региональные органы власти могут стимулировать развитие малого бизнеса достаточно широким кругом мероприятий. Осуществлять регулирование бизнеса на конкретной территории следует широким кругом узкоспециализированных проектов, которые будут основными точками развития.

С учетом присущих малому бизнесу особенностей развития в конкретном регионе - КЧР, можно говорить о следующих направлениях развития малого бизнеса: развитие узкоспециализированных предприятий по производству шерстяных и полусинтетических волокон, повышение производительности предприятий животноводства, развитие предприятий легкой и пищевой промышленности.

Кроме экономической эффективности развитие малого предпринимательства в регионе может иметь и социальные эффекты: увеличатся денежные доходы населения, доходы бюджета, а, следовательно, расходы на социальные нужды. Необходимо отметить, что для развития экономики региона в целом большую проблему представляют собой стереотипы, каким видят Кавказ внутри России.

У предпринимателей существует страх, что строить бизнес на Кавказе довольно рискованно. Однако ситуация будет только обостряться, если, борясь с терроризмом, забывать о социально-экономической ситуации в регионе. Решать проблемы необходимо комплексно и во всем регионе одновременно.

Вестник АПК

Ставрополья

:№ 2(22/1), 2016!

Литература

1. Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. № 1485-р // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Байша Ж. Ф. Предпринимательское право. Ростов н/Д. : Феникс, 2009. 544 с.

3. Кошкина Э. Развитие малого бизнеса опережает экономику // Бизнес журнал. Электронный выпуск.

4. Предпринимательство : учебник для вузов / М. Г. Лапуста [и др.] М. : ИНФРА-М, 2007. 668 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Небесский В. Д. Анализ антикризисных мер субъектов СКФО // Вестник АПК. 2015. № 2.

6. Шуваев А. В. Проблемы устойчивости аг-роэкономических систем // Экономические, инновационные и информационные проблемы развития региона : сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (г. Ставрополь, СтГАУ, 15-16 апреля 2014 г.). Ставрополь, 2014. С. 361-363.

References

1. The development strategy of the North Caucasus, was approved by the Federal Government of 6 September 2010 № 1485-p.

2. Baixa J. F. Business Law. - Rostov - on / D. : Phoenix, 2009. - 544 s.

3. Koshkin E. 3. Small business development ahead of the economy // Business Magazine. Electronic edition.

4. Lapusta M. G. Entrepreneurship: A Textbook for universities / M. G. Lapusta etc. -. M. : INFRA-M, 2007. - 667-668 with.

5. Nebessky V. D. Analysis of anti-crisis measures of subjects SKFO // AIC Bulletin number 2, 2015.

6. Shuvaev A. V. Problems of stability of agro-economic systems // Collected articles on materials of the international scientific-practical conference, Stavropol - 15-16 April 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.