Научная статья на тему 'Актуальные проблемы управления государственной собственностью в Москве'

Актуальные проблемы управления государственной собственностью в Москве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
934
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРЕНДА / RENT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / STATE PROPERTY / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / STATEOWNED UNITARY ENTERPRISE / КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / OVERHAUL / НЕЖИЛОЙ ФОНД / UNINHABITED FUND / РЕКОНСТРУКЦИЯ / RECONSTRUCTION / РЕНОВАЦИЯ / RENOVATION / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / TECHNICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов Степан Владимирович

В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности использования имущества, находящегося в собственности Москвы. Это может быть достигнуто за счет таких мероприятий, как капитальный ремонт, реконструкция, реновация, аренда, государственно-частное партнерство, реформирование государственных унитарных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of state property management in Moscow

Problems of improvement of the efficient using of the property, owned by Moscow, are considered in this article. It can be achieved by such arrangements as overhaul reconstruction, renovation, rent, public-private partnership, reforming of state-owned unitary enterprises.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы управления государственной собственностью в Москве»

С.В. Орлов

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В МОСКВЕ

В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности использования имущества, находящегося в собственности Москвы. Это может быть достигнуто за счет таких мероприятий, как капитальный ремонт, реконструкция, реновация, аренда, государственно-частное партнерство, реформирование государственных унитарных предприятий.

Ключевые слова: аренда, государственная собственность, государственно-частное партнерство, государственное унитарное предприятие, капитальный ремонт, нежилой фонд, реконструкция, реновация, техническое состояние.

Управление собственностью Москвы должно служить не только развитию экономики города и обеспечению эффективного использования имущества, но и достижению социально значимых целей - созданию благоприятных условий жизни для москвичей путем обеспечения доступности необходимых товаров и услуг, удовлетворения их материальных и духовных потребностей в области образования, здравоохранения, социальной защиты, развития их деловой активности, создания комфортных условий труда и отдыха.

В соответствии со статьями 72 и 73 Конституции РФ, статьями 5 и 26 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» управление и распоряжение собственностью субъект РФ осуществляет самостоятельно в рамках его гражданской право-

© Орлов С.В., 2012

Актуальные проблемы управления государственной собственностью в Москве

субъектности, а порядок управления и распоряжения собственностью устанавливается региональными законами. При этом главной особенностью указанной правосубъектности является функциональное назначение собственности - использование только для достижения целей, стоящих перед органами власти и направленных на реализацию их конституционных полномочий. Эффективное использование находящегося в собственности города имущества нацелено на последующее направление полученных доходов на различные социальные цели, а также на реализацию целого комплекса программ имущественного участия города в поддержке социально значимых объектов, таких как поддержка малого и среднего предпринимательства, сохранение памятников истории и культуры и создание на их базе различных культурных центров, размещение в объектах нежилого фонда города объектов социально-бытового назначения шаговой доступности (магазинов, парикмахерских, аптек).

В Москве действует целый ряд законов, регулирующих вопросы управления и распоряжения собственностью: «Об основах управления собственностью города Москвы», «О землепользовании в городе Москве», «Об имущественной казне города Москвы», «О государственном имуществе города Москвы», «О приватизации государственного имущества города Москвы».

В столичном мегаполисе в соответствии с федеральным и городским законодательством ведутся кадастровый, технический, бюджетный и специализированный учеты объектов нежилого фонда, а также учет таких объектов в Едином реестре собственности города Москвы. Вместе с тем пока нет полной информации обо всех объектах собственности города, их пригодности для использования по различному целевому назначению. Реестровые дела объектов нежилого фонда должны быть сформированы в электронном виде до конца 2011 года.

Необходимо формирование единой информационной базы данных, содержащей, с одной стороны, полную информацию о наличии, месте расположения и техническом состоянии нежилых помещений, а с другой - региональные градостроительные нормативы, устанавливающие требования к уровню обеспеченности и доступности для населения социально значимых объектов. Осуществить это можно на базе Единого реестра собственности города Москвы. Такое наложение двух информационных банков данных будет способствовать принятию оптимальных и эффективных решений об использовании принадлежащих городу площадей.

С.В. Орлов

Кроме того, наличие полной и систематизированной информации об имуществе города позволит провести его классификацию по уровню ликвидности, выделив три основные группы: высоколиквидные, объекты со средним уровнем ликвидности и низколиквидные объекты. Такая классификация могла бы стать важным инструментом при принятии решения о способе управления объектами собственности города, а также при проведении реновации и реконструкции проблемного городского нежилого фонда.

Соответственно, наиболее эффективное управление собственностью города с точки зрения достижения указанных выше ключевых целей возможно только при условии комплексного использования всей имеющейся информации о расположении объекта недвижимости, его ликвидности и возможном целевом назначении с учетом существующих в данной территориальной единице потребностей населения в тех или иных социальных услугах. Учитывая значимость такого комплексного подхода, необходимо закрепить его путем внесения дополнений в городской закон «Об основах управления собственностью города Москвы».

Следует отметить, что неликвидные и низколиквидные фонды недвижимого имущества постоянно растут из-за отсутствия у города финансовых возможностей для того, чтобы привести такие помещения в надлежащее состояние и выставить на торги для передачи в аренду или приватизации.

В Москве с 2004 по 2007 годы утверждались программы реновации нежилого фонда города Москвы, в рамках которых Правительство Москвы пыталось решить проблему содержания и эксплуатации нежилого фонда города. Однако, по данным Департамента имущества, на 2010 год ситуация в этой сфере не улучшилась по сравнению с 2003 годом, когда формировалась первая программа реновации, а именно: почти 27% нежилого фонда в городе находится в неудовлетворительном состоянии, 7% - в ветхом. Причина заключается в том, что за последние 20 лет централизованный капитальный ремонт нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, не проводился.

В результате около 1,5 млн кв. метров нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, нуждаются в проведении капитального ремонта в течение пяти-семи лет. Стоимость его, по различным оценкам, составит от 13 до 30 млрд рублей. При этом арендная плата за пользование соответствующими помещениями включает в себя и затраты на их капитальный ремонт. До 2008 года эти средства аккумулировались в целевых бюджетных

Актуальные проблемы управления государственной собственностью в Москве

фондах развития территорий, что позволяло реализовывать соответствующие программы реновации нежилого фонда. Однако в связи с изменением бюджетного законодательства в настоящее время все средства от сдачи помещений в аренду централизованно поступают в бюджет города Москвы и не могут направляться целевым образом на реновацию нежилого фонда. Из-за этого прекратили действие и соответствующие городские целевые программы.

Сейчас ведется работа над проектом постановления Правительства Москвы «О реализации мероприятий, связанных с организацией эксплуатации и восстановления объектов имущественной казны города Москвы в 2011-2014 гг.», включающим программу поддержания объектов нежилого фонда, входящих в имущественную казну, в исправном состоянии (эксплуатация, аварийный ремонт, капитальный ремонт, реконструкция, реновация). Однако с учетом срока разработки проекта постановления его фактическая реализация в части осуществления капитального ремонта, реконструкции и реновации сможет начаться не ранее 2012 года.

Одновременно растет дефицит помещений для размещения объектов малых и средних предприятий потребительского рынка. Очевидно, что в сложившейся ситуации наиболее эффективен комплексный подход к решению имеющихся задач. Инструментом для этого могут стать принципы и механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП).

Необходимость более широкого использования механизмов ГЧП сейчас активно обсуждается как на федеральном уровне, так и на уровне города. Это связано с тем, что современная финансово-экономическая ситуация в России нуждается в развитии новых подходов к реализации проектов, требующих вложения больших по объему и долговременных по сроку окупаемости инвестиций. Такое положение характерно для Российской Федерации в целом и для субъектов РФ как участников хозяйственных отношений. Причем для субъектов РФ вопрос привлечения долгосрочных инвестиций актуален в значительно большей степени в связи с ограниченными возможностями использования собственных бюджетных средств. Одним из решений проблемы привлечения частного капитала в долгосрочные проекты является формирование нормативной базы ГЧП. Формами ГЧП могут быть в частности: создание акционерных обществ с участием государства; доверительное управление государственным имуществом; концессионные соглашения; участие в инвестиционных проектах; заключение соглашений о ГЧП.

С.В. Орлов

Первые три формы ГЧП урегулированы федеральным законодательством и в определенной степени реализуются в Москве. С принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», направленного на расширение экономической самостоятельности госучреждений, перевод их со сметного финансирования на субсидирование для выполнения государственных заданий, в Москве предстоит большая работа по формированию перечня государственных полномочий, государственных функций и государственных заданий, осуществление которых необходимо для обеспечения москвичей соответствующими государственными услугами. Безусловно, это потребует пересмотра существующей системы государственных учреждений и значительного ее реформирования.

Одновременно в городе практически завершился процесс реформирования ГУПов, начавшийся еще в 2004 году. Так, с 2004 по 2010 годы их количество сократилось с 1320 до 358. Из них 213 предстоит акционировать, 47 - ликвидировать, 3 - реорганизовать, 20 - преобразовать в казенные предприятия, 32 - в государственные учреждения.

Таким образом, в форме ГУПов временно сохраняются 43 предприятия. Главные цели реформирования ГУПов: создание конкурентной среды; привлечение инвестиций; изъятие у них государственных функций, которые возлагались на ГУПы, что противоречило федеральному законодательству, в соответствии с которым ГУПы могут создаваться только в установленных законом случаях, касающихся решения отдельных задач социального характера, сферы обеспечения государственной безопасности и иных социально значимых задач. При этом прямо запрещено наделять данные хозяйствующие субъекты функциями органов власти, в том числе в области государственного контроля и надзора.

Акционированию ГУПов предшествовал серьезный анализ вопросов о том, какие государственные услуги и виды работ необходимы городу для выполнения его полномочий; нужны ли городу услуги и продукция конкретных ГУПов, могут ли эти товары и услуги предоставлять другие участники рынка в условиях свободной конкуренции?

Главным стимулом реформирования ГУПов стало несовершенство федерального законодательства, в результате которого город, будучи учредителем ГУПов и собственником переданного им

Актуальные проблемы управления государственной собственностью в Москве

имущества, не имел достаточных юридических инструментов для реализации своих правомочий и не мог в полной мере повлиять на деятельность предприятий, не заинтересованных в эффективности использования имущества.

Вместе с тем существует целый комплекс задач, которые не могут быть переданы частному сектору в силу их особой социальной значимости. На настоящий момент не существует законодательного порядка определения таких задач. Поэтому в свете реформы государственных учреждений и предоставления государственных услуг необходимы разработка и внедрение Единого реестра госуслуг, критериев отнесения действий городских структур к госфункциям либо к госуслугам, порядка обоснования и принятия управленческих решений о наделении или невозможности наделения городских организаций компетенцией по предоставлению услуг, единой системы делегирования отдельных функций ГУПам и учреждениям, включая механизм контроля за правомерностью совершения таких действий. Все это в обозримой перспективе должно найти отражение в дополнениях и изменениях городского закона «Об основах управления собственностью города Москвы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.