Научная статья на тему 'Актуальные проблемы церковной истории ХХ В. На XXII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ'

Актуальные проблемы церковной истории ХХ В. На XXII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
227
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы церковной истории ХХ В. На XXII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ»

Актуальные проблемы церковной истории ХХ в. на XXII Ежегодной богословской конференции

ПСТГУ

20—21 января 2012 г. в рамках XXII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ состоялась работа секции «Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке». Работой секции руководил заместитель заведующего Научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви, магистр богословия, кандидат исторических наук, доцент иерей Александр Мазырин.

Как обычно, выступления, прозвучавшие на секции и посвященные разным вопросам церковной истории ХХ в., вызвали большой интерес у собравшихся. Участники конференции осветили сразу несколько актуальных тем. Поэтому доклады, прозвучавшие на секции, можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа докладов была посвящена ситуации, сложившейся в церковной жизни накануне гонений. Так, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ О. Н. Ефремова рассказала в своем докладе о церковной жизни России на материалах неопубликованной части дневника епископа (впоследствии митрополита) Арсения (Стадницкого). В докладе нашли отражение самые разные аспекты церковной жизни — богослужебная практика, монашеская жизнь, социальное служение. Вместе с яркими примерами святости Преосвященный Арсений записал в своем дневнике и множество примеров отступничества и безбожия, которые проявлялись задолго до 1917 г.

Вопросу противостояния нарастающему в обществе богоборчеству был посвящен и доклад священника Андрея Сапсая из Пермской епархии: «Религиознопросветительская деятельность Братства святого Стефана Пермского Пермской епархии (2-я пол. XIX — нач. XX в.)». По глубокому убеждению докладчика, братства в той ситуации могли воспрепятствовать печальным тенденциям в русском обществе. Одним из таких братств, работа которого была отражена в докладе, стало братство святителя Стефана Пермского. Задачей братства было религиозно-нравственное просвещение народа. Предметами внебогослужеб-ных собеседований, заведенных руководителями братства, стали истины православной веры, многие из которых простому человеку были не до конца понятны, толкование молитв и различных эпизодов Ветхого и Нового Заветов. Занималось братство распространением душеполезной литературы. Однако, как отметил докладчик, серьезной проблемой был недостаток материальных средств.

Научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви К. А. Семенов рассказал о неопубликованном отчете Московского собора 1917—1918 гг., представляющем большой интерес для церковных историков.

Вторая группа докладов была посвящена гонениям на Церковь. Эта тема отражена в докладе старшего научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Л. А. Головковой: «Соловецкий след в Москве на фоне событий 1937 года». Религия всегда оставалась врагом коммунистического государства, и неудивительно, что всплески террора не обходили стороной и Православную Церковь. Л. А. Головкова привела данные о спущенной на места директиве по уничтожению заключенных узников лагерей. Среди приговоренных большой процент составляли священнослужители. В докладе приведены шокирующие подробности уничтожения ни в чем не повинных людей. Однако, как справедливо отметила докладчица, историков уже трудно удивить жестокостью, с которой уничтожались заключенные. Намного более непонятным является, по мнению Л. А. Головковой, такой феномен, как большое количество добровольцев, вызывавшихся уничтожать «классовых врагов».

С темой гонений на Церковь неразрывно связана история кампании изъятия церковных ценностей в 1922 г. Эта тема была освещена в докладе кандидата философских наук С. Н. Иванова (ПСТГУ), который рассказал о позиции Патриарха Тихона в данном вопросе.

Научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви А. Н. Сухоруков также коснулся темы, напрямую связанной с гонениями на Церковь. Речь идет о проблемах управления Киево-Печерской лавры в 1917-м и последующие годы. Автор доклада, например, обратил внимание на то, что мученическая кончина митрополита Владимира (Богоявленского) была связана с властолюбием части монашествующих. Вопрос о ставропигии монастыря, поднимавшийся в первой половине ХХ в., также нельзя рассматривать в отрыве от гонений на Церковь.

Старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Н. А. Кривошеева познакомила собравшихся с особенностями следственных дел, которые велись в 1937 г. против представителей Церкви. Докладчица обратила внимание, что следственные дела строились, как правило, по одному образцу. Имелся единый шаблон и для показаний. Следователям оставалось только вписать в нужные места имена подследственных. То, что обвинение могло быть абсурдным, следователей не смущало. Так, например, в 1937 г. было сфабриковано дело, согласно которому лидеры церковных структур — Патриаршей Церкви, обновленцев и григориан — договорились между собой о создании «фашистского центра» для борьбы с СССР. Это дело так и не было доведено до конца, репрессирован был только лидер григориан «митрополит» Виссарион (Зорин). Однако исследования Н. А. Кривошеевой лишний раз подтверждают, что для окончательного уничтожения Церкви как организации накануне Второй мировой войны было все готово.

Тема гонений на Церковь была отражена и в докладе священника Дионисия Зубана (Екатеринодарская епархия). Он посвящен деятельности уполномоченного Совета по делам религий по Псковской области К. П. Филиппова. Анти-

церковная деятельность этого уполномоченного протекала уже после хрущевских гонений, однако была все же достаточно интенсивной.

На конференции прозвучали доклады об исповедническом пути священнослужителей Русской Православной Церкви. Так, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Н. Ф. Тягунова рассказала о жизненном пути московского старца протоиерея Владимира Богданова. Младший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви С. Н. Баконина выступила с докладом «Епископ Неофит (Коробов): путь на Голгофу».

К третьей группе выступлений, прозвучавших на секции, можно отнести доклады на тему церковного единства. Кандидат филологических наук О. В. Косик (ПСТГУ) осветила вопрос об отношении старцев Зосимовой пустыни к церковным разделениям. Проблемой в данном случае является разногласие источников относительно позиций зосимовских подвижников. Достаточно авторитетные авторы могут излагать отношение старцев к политике митрополита Сергия (Страгородского) прямо противоположно. О. В. Косик отметила, что на письменные источники, появившиеся в годы гонений, сильно влияла позиция авторов тех или иных записей.

Серьезной проблемой для Церкви в период 1920-х гг. стал вопрос о сохранении церковного управления. После ареста Патриарха Тихона безбожное государство признавало законной церковной властью обновленцев. В условиях дезорганизации законной церковной власти некоторые архипастыри и пастыри Русской Церкви, не сочувствуя внутренне живоцерковникам, тем не менее видели выход в формальном присоединении к обновленческому расколу. Этот непростой вопрос исследовала старший научный сотрудник ПСТГУ Н. П. Зимина, которая предложила термин «полуобновленцы», означающий священнослужителей, уклонившихся в обновленческий раскол из «благих побуждений».

Как известно, невозможность созвать собор для решения вопросов об управлении Церковью вынудила иерархов в 1926 г. попытаться тайно избрать Патриарха. Некоторым малоизученным аспектам этой темы был посвящен доклад иерея Александра Мазырина.

Научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви кандидат технических наук И. Е. Мельникова рассказала о вкладе в объединение Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви журнала «Русское возрождение». И. Е. Мельникова рассказала также о жизненном пути и отношении к единству Церкви протопресвитера Александра Киселева, который в течение долгих лет был редактором этого издания.

По традиции, доклады, прозвучавшие в ходе работы секции, планируется издать в сборнике материалов конференции ПСТГУ.

А. А. Кострюков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.