Научная статья на тему 'Проблемы церковной истории на ХХI ежегодной богословской конференции ПСТГУ'

Проблемы церковной истории на ХХI ежегодной богословской конференции ПСТГУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
93
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы церковной истории на ХХI ежегодной богословской конференции ПСТГУ»

Проблемы церковной истории на ХХІ ЕЖЕГОДНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПСТГУ

21 января в актовом зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета открыла работу секция «Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке».

С кратким вступительным словом перед началом секции выступил ее ведущий — магистр богословия, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин.

Первый доклад секции был подготовлен старшим научным сотрудником Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Л. А. Головковой. Доклад исследовательницы был посвящен одному из направлений атеистической пропаганды в довоенные годы, а именно дискредитации христианского погребения. С этой целью, начиная с 1920-х гг. стала активно пропагандироваться идея о кремации умерших. Появился даже лозунг «Ударим кремацией по ветхозаветным кладбищам». В Москве под крематорий был перестроен православный храм преподобного Серафима Саровского рядом с Донским монастырем. Во исполнение наказа Л. Д. Троцкого многие «старые большевики» стали завещать совершить над ними так называемое «огненное погребение», то есть кремацию. В скором времени крематорий стал выполнять еще одну зловещую функцию. В его печах сжигали расстрелянных, причем этой участи подвергся и директор крематория — пропагандист «огненных погребений». Здесь уничтожались и останки пострадавших за Христа, например священномученика Александра Хото-вицкого.

Доклад кандидата исторических наук А. И. Мраморнова (Общецерковная аспирантура и докторантура им. св. Кирилла и Мефодия) был посвящен анти-церковной деятельности революционных трибуналов, действовавших до судебной реформы 1922 г. Исследователь привел примеры расправ трибуналов над верующими. Например, бронницкий священник Н. Сахаров был осужден за то, что «извращенно толковал» декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, хотя на самом деле пастырь всего лишь обратился к прихожанам, чтобы они сами решали, как дальше проводить занятия по Закону Божию.

Научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви кандидат исторических наук, кандидат богословия Т. И. Шевченко посвятила свое выступление пробеме взаимоотношений между Русской и Финляндской Церквами после 1917 г. Т. И. Шевченко подробно остановилась на том, как вос-

принимали в Финляндии реформу календаря. По мнению докладчицы, практика переход на новый стиль в той ситуации был необходим для Православной Церкви, так как это позволило ей интегрироваться в жизнь Финляндии.

Большой интерес вызвал также доклад священника Александра Мазырина, посвященный пребыванию в обновленческом расколе епископа Мелхиседека (Паевского). Данный вопрос долгое время вызывал споры. Интересно, что при жизни иерарха тихоновцы считали его обновленцем, а обновленцы — тихонов-цем. Документы говорят, что епископ Мелхиседек вел свою политику и действительно в 1922 г. под давлением ГПУ ушел в обновленческий раскол. При этом была провозглашена автономия Белорусской Церкви. Впоследствии епископ Мелхиседек принес покаяние и был принят в Патриаршую Церковь. Священник

А. Мазырин подчеркнул, что архипастырь оставил о себе добрую память. Большим почитателем архипастыря был, например, подвижник благочестия епископ Стефан (Никитин).

Выступление Т. В. Петровой (Издательство «Даниловский благовестник») было посвящено истории фабрикации последнего следственного дела архиепископа Феодора (Поздеевского). Автор доклада, исследуя документы следственного дела, пришла к выводу, что обвинения в адрес архипастыря о его недостойном поведении на допросе не имеют под собой оснований. Выступление Т. В. Петровой вызвало дискуссию, в которой приняли участие сотрудники Отдела новейшей истории кандидат филологических наук В. В. Олевская, И. И. Ковалева и другие.

С большим интересом был заслушан доклад научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви С. Н. Бакониной, посвященный деятельности обновленцев в эмиграции на Дальнем Востоке.

Следующий доклад был подготовлен двумя исследователями — кандидатом исторических наук И.В. Колосовой (РГГУ) и доктором политических наук профессором А. В. Митрофановой (Дипломатическая академия МИД РФ). Доклад был посвящен истории Православной Церкви на Аляске, проблемам миссии в Америке.

Доклад научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви А.В. Вишиванюк был посвящен интересной и весьма актуальной теме ликвидации униатства на Западной Украине в 1944—1949 гг. А. В. Вишиванюк подчеркнула, что в известной степени разгром Украинской Греко-католической Церкви был вызван действиями ее руководства, которое не проявило должной ревности в ликвидации бандеровского движения, предпочтя занять нейтральную позицию. По словам исследовательницы, на борьбу с униатством были брошены лучшие кадры НКВД. Большое давление со стороны органов госбезопасности оказывалось и на протопресвитера Гавриила Костельника, известного своей антиуниатской позицией. По глубокому убеждению А. В. Виши-ванюк, деятельность этого пастыря могла принести добрый плод, однако коммунистические власти придали его деятельности нецерковный характер. В результате ликвидация УГКЦ вызвала внутренний протест населения, что привело в конце 1980-х гг. к быстрому восстановлению униатства и большим проблемам для епархий Русской Православной Церкви в западных областях Украины.

Доклад кандидата исторических наук Н. А. Беляковой (ИВИ РАН), также встреченный с большим интересом, был посвящен анализу источников по международной деятельности Русской Православной Церкви в 1970—1980 гг.

В. В. Королёва (Комиссия по канонизации святых Алма-Атинской епархии) посвятила свой доклад трудам и исповедничеству митрополита Иосифа (Чернова) в период его пребывания на Таганрогской кафедре. В годы гитлеровской оккупации архипастырь отказывался от сотрудничества с оккупантами, поминал митрополита Сергия (Страгородского) и воздерживался от прогерманских выступлений. Архипастырь чудом избежал расстрела во время ухода немцев. Несмотря на это, после прихода советских войск владыка Иосиф был арестован и долгое время провел в лагерях. Впоследствии архипастырь был митрополитом Алма-Атинским, где ныне и погребен.

А. Е. Колесник (Отдел новейшей истории Русской Православной Церкви) рассказала в своем выступлении о ситуации в Новгородской епархии накануне революции 1917 г. В основу доклада были положены письма епископа Алексия (Симанского) архиепископу Арсению (Стадницкому).

Секция продолжила свою работу 22 января. В этот день было заслушано несколько докладов, подготовленных в основном сотрудниками Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, и также вызвавших большой интерес.

Доклад О. Н. Ефремовой (ПСТГУ) был посвящен теме религиозно-нравственного состояния российского общества накануне революции 1905 года. Исследовательница подготовила свой доклад на материалах дневника митрополита Арсения (Стадницкого). Особое внимание в докладе было уделено религиозной неустойчивости большинства представителей высших слоев общества. Неправильное понимание истинной христианской святости стало причиной того, что даже благочестивая и церковная семья Императора-страстотерпца Николая не избежала некоторых ложных увлечений. В докладе были отмечены и другие темы — упадок монашеского духа, нестроения в студенческой среде и др.

С интересом был заслушан также доклад К. А. Семенова (ПСТГУ), который рассказал о проекте правового положения Российской Церкви, который обсуждался на Предсоборном Совете летом 1917 года.

Доклад Г. М. Маневича (ПСТГУ) также был связан с Московским Собором 1917—1918 гг. В докладе был освещен вопрос об отношении Собора к декрету большевистской власти об отделении Церкви от государства и школы от Церкви.

А. Н. Сухоруков (ПСТГУ) рассказал в своем докладе о последних месяцах жизни митрополита Киевского Владимира (Богоявленского). Автор обратил внимание, что виновниками смерти можно считать не только представителей новой власти, но и представителей братии монастыря, которые подготовили почву для гибели священномученика. Среди таких «церковных большевиков» докладчик назвал и архимандрита Климента (Жеретиенко), который создал в Киево-Печерской лавре атмосферу вражды против иерарха.

Доклад С. Н. Иванова (ПСТГУ) был посвящен аресту в мае 1922 г. Патриарха Тихона. Особое внимание докладчик уделил вопросу о давлении, которое

оказывали на святителя обновленцы, при поддержке ГПУ пришедшие к власти в Российской Церкви.

Образу жизни насельниц московских монастырей после их закрытия был посвящен доклад научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви И. Н. Смоляковой. В 1920-е гг. богоборческие власти ликвидировали в Москве все женские монастыри, часть из которых была разрушена. В докладе было отмечено, что судьбы насельниц сложились в основном трагично. И.Н. Смолякова проследила судьбы монахинь, изгнанных из монастырей и оказавшихся в условиях гонений. Некоторые из насельниц монастыря причислены к лику святых как новомученицы.

Тема гонений на Церковь была продолжена в докладе О. И. Хайловой (ПСТГУ). Свой доклад исследовательница посвятила служению и мученической кончине преподобномученика Неофита (Осипова). В докладе О. И. Хайло-ва рассказала о малоизвестных событиях из жизни о. Неофита — его служении в Китае, в Смоленской и Волынской епархиях, наконец, о его исповедничес-ком пути в годы гонений.

Материалы секции будут изданы в сборнике материалов конференции.

А. А. Кострюков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.