УДК 616.831-612.017
Актуальные проблемы трихологии на современном этапе
Овчаренко Ю.С.
Харьковская медицинская академия последипломного образования
АКТУАЛЬН1 ПРОБЛЕМИ ТРИХОЛОГП НА СУЧАСНОМУ ЕТАП1 Овчаренко Ю.С.
Обговорюеться актуальнють пiдвищення квалiфiкацií лiкарiв рiзних спецiальностей у сферi трихологií. На-веденi cy4acHi уявлення про захворювання волос та шкiри голови. Представлен деякi статистичнi даннi в струю^ звернень пацiентiв за трихологiчною допо-могою. Проаналiзовано досвiд закордонноí школи трихологií.
ACTUAL PROBLEMS OF TRICHOLOGY:
STATE-OF-THE-ART
Ovcharenko Yu. S.
Urgency of raising the level of doctors' of different professions skill in the area of trichology is discussed. The modern idea of hair and head skin diseases is cited. Some statistic findings on structure of patients' applying for trichological care are presented. The foreign trichology schools experience is analyzed.
Трихология - раздел дерматокосметологии, за нимающийся изучением строения и функций волосистой части головы и волос, фаз роста волос, а также разработкой методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний кожи головы и волос. Почему изучение волос и всего, что с ними связано, выделилось в отдельное направление медицины, дерматологии, косметологии?
Проблема лечения волос, безусловно, важна сама по себе, но здоровье волос и их внешний вид имеют значение, далеко выходящее за рамки медицины и даже просто социальной психологии [1, 2, 12].
Известно, что волосы действуют, как защитный барьер:
- длинные волосы защищают голову от ультрафиолетового излучения;
- щетинистые волосы в ноздрях и ушах перехватывают инородные тела и препятствуют их попаданию внутрь тела;
- ресницы защищают глаза;
- брови предохраняют глаза от пота.
Кроме того, волосы также сохраняют тепло:
воздух, захваченный между волос, обволакивает кожу и не отпускает тепло. По большому счету, участки оволосения утратили прямую защитную роль, но приобрели непосредственное отражение половой принадлежности [2].
Однако чисто биологическое значение волос
не идет ни в какое сравнение с их социально-психологическим значением для человека. Еще с незапамятных времен люди придавали большое значение внешнему виду своих волос и уходу за ними. Так сложилось, что во многих сообществах волосы играли значительную роль; недаром по прическе отличали жителей разных стран, представителей разных религиозных направлений. Прически изменялись на протяжении веков и были приметой времени, и поныне люди во всем мире неустанно проделывают со своими волосами самые различные манипуляции. Волосы являются яркой иллюстрацией невероятного разнообразия людей, населяющих нашу планету [1, 12].
На Западе трихология, как отдельное направление, сформировалась в 50-х гг. прошлого века; с тех пор произошел качественный рывок в ее развитии - от мелких разрозненных школ и отдельных врачей до крупных объединений, центров и институтов изучения волос. Сегодня специалисты в области трихологии объединены в Международную ассоциацию трихологов (1АТ), в Европейское общество вопросов исследования волос (ЕИЯ8), а также национальные ассоциации и общества. Наиболее значимый вклад в становление трихологии, как науки, внесли британская, итальянская, испанская и немецкая дер-матотрихологические школы. В России о трихо-
Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология 1-4 (10)' 2007
логии заговорили в начале 90-х гг. прошлого столетия, а первые специалисты стали появляться буквально несколько лет назад.
До недавнего времени, большинство врачей, за редким исключением, в том числе, и большинство дерматологов проявляли слабый интерес к заболеваниям волос, кроме дерматофитии и очагового облысения. Такое положение вещей сохранялось до тех пор, пока научные исследования позволили понять некоторые механизмы, лежащие в основе наиболее часто встречающихся расстройств роста волос. Достигнутые успехи значительно расширили наши знания о сложных эндокринных влияниях на волосы, а так же позволили установить, что широкий круг других метаболических и трофических нарушений и некоторые психиатрические заболевания могут впервые клинически проявляться или сопровождаться изменениями плотности, свойств, цвета и структуры волос. Помимо заболеваний волос, возникающих в результате прямого воздействия внешней инфекции, химической или физической травмы, практически все другие заболевания связаны с системными процессами. Если больная предъявляет жалобы на выпадение волос или избыточный их рост, этот признак столь же достоин тщательного изучения, как боль в животе, кашель или любой другой симптом [8]. Волосы образно именуют «барометром здоровья»; как правило, верно поставленный диагноз дерматологического заболевания помогает своевременно обратить внимание на внутренние проблемы организма [2].
Именно разнообразие патологии волос является одной из самых сложных проблем дифференциальной диагностики в дерматологии. Среди многочисленных болезней волос различают:
- гипертрихозы;
- гипотрихозы;
- приобретенные и врожденные состояния.
Особенного внимания требует группа заболеваний, которые проявляются гипотрихозом (алопецией) [9]. Проблема выпадения волос очагового или диффузного характера занимает одно из ведущих мест в современной дерматологии и косметологии в связи с:
- неуклонным ростом заболеваемости;
- нарастанием резистентности к традиционной терапии;
- нарушением психосоциальной адаптации;
- снижением качества жизни больных.
Алопеция (выпадение волос, облысение) яв-
ляется приобретенным заболеванием или физиологическим состоянием, при котором волосы, чаще на голове, реже - на других участках тела, исчезают частично или полностью. Алопеции относят к числу полиэтиологических заболеваний с многофакторными патогенетическими механизмами. Различные виды облысения подразделяют на две группы в зависимости от того, вовлечена ли в процесс кожа: рубцовые и неруб-цовые поражения [3, 9, 13]:
- рубцовые алопеции обусловлены разрушением волосяных фолликулов вследствие воспаления, атрофии кожи или рубцевания (красная волчанка, склеродермия, фолликулярный муци-ноз и др.);
- нерубцовые алопеции протекают без предшествующего поражения кожи; к ним относятся: очаговое, диффузное, андрогенетическое облысение; к нерубцовым алопециям также причисляют алопеции при [10, 13]:
1) вторичном сифилисе;
2) лепре, грибковых заболеваниях;
3) анемиях;
4) гипотиреозе;
5) микседеме и др.
Причинами выпадения волос могут быть [3-5, 7, 11, 13, 14]:
- местные заболевания кожи - себорейная экзема, эритродермия и др.;
- внешние повреждения кожи головы (рентгеновские лучи, пестициды, цитостатические мази, аэрозоли ДДТ); травмы.
- нарушения цикла роста волос в связи с воздействием гормональных препаратов, медикаментов и ядов:
1) цитостатики;
2) ретинол;
3) антикоагулянты;
4) антигиперхолестеринемические препараты);
- некоторые заболевания:
1) острые инфекции (грипп, тиф, рожа и др.);
2) хронические инфекции (туберкулез, сифилис);
3) заболевания внутренних органов (гепа-топатия) и эндокринных желез (щитовидной железы, гипофиза и др.);
4) тяжелые истощающие болезни (дерма-томиозит, злокачественные опухоли, заболевания крови, кахексия);
5) заболевания центральной нервной системы (менингит, энцефалит, эндогенные де-
1-4 (10)' 2007
Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология
прессии и др.), стрессовые ситуации;
- выпадение волос может быть вызвано нерациональной диетой, гормональными перестройками (беременность), эмоциональными перегрузками или неправильным уходом за ними
Для генетиков представляют интерес некоторые патологические нарушения стержня волос, так как они являются одним из симптомов генетически детерминированных заболеваний.
Специалисты, занимающиеся трихологией, ведут тесную работу с дерматокосметологами, иммунологами, эндокринологами, неврологами, токсикологами, генетиками, - ведь нередко проблемы с волосами являются лишь внешним проявлением серьезных системных нарушений, требующих дополнительного лечения.
Опыт показывает, что в структуре обращаемости:
- проблемы с выпадением волос составляют примерно 80-90 %;
- заболевания кожи головы и «истощенные» волосы - 10-20 %.
От той или иной формы потери волос на нашей планете страдают в среднем 60-70 % мужчин и 25-40 % женщин. Считается, что до 95 % людей, имеющих явно сниженный объем волос, страдают андрогенетическим облысением. Прослеживается зависимость между появлением облысения и этническим происхождением - например, китайцы лысеют в два раза реже, чем мужчины Кавказа; ещё реже облысение встречается у представителей негроидной расы. По данным американских авторов, около 1 % населения США к 50 годам, по крайней мере, однажды перенесли гнездную алопецию; количество таких больных во всем мире составляет 2,2-4,5 млн. человек.
Заболеваемость гнездной алопецией составляет, по различным данным, 3-5 % от обращающихся за помощью к дерматологу больных, подавляющая часть которых - лица трудоспособного возраста [11, 16]. Согласно данным, опубликованным в 2005 г., среди пациентов, ежемесячно посещающих трихолога, 57 % мужчин и 43 % женщин; основная причина обращения последних - диффузная алопеция (послеродовая, постпубертатная, пресенильная) или выпадение волос, обусловленное:
- прекращением приема контрацептивных гормональных препаратов;
- перенесенными заболеваниями или стрессом;
- дефицитом витаминов, минералов, белков при несбалансированных диетах и голодании.
Всё вышесказанное говорит о том, что проблема потери волос требует тщательного научного изучения, а от врачей разных специальностей - внимательного отношения к подобным жалобам своих пациентов и умения поставить своевременный и правильный диагноз [2, 6, 15].
На базе кафедры дерматовенерологии Харьковской медицинской академии последипломного образования проводятся курсы повышения квалификации для врачей по специальности «Три-хология», на которых рассматриваются актуальные вопросы трихологии в медицинской практике:
- анатомия, физиология и гистология волоса;
- дерматозы волосистой части головы;
- гирсутизм, гипертрихоз, дифференцированные подходы к терапии;
- алопеции, дифференциально-диагностический алгоритм обследования и лечения больных;
- патология ЖКТ и её место в трихологии;
- иммунология в трихологии;
- микроэлементный состав волос, микроэле-ментозы и их коррекция;
- фитотерапия в трихологии;
- физиотерапия в трихологии;
- хирургические методы коррекции в трихо-логии;
- психологические аспекты общения с трихо-логическим пациентом;
- профессиональный уход за волосами; парикмахерские процедуры и их влияние на здоровье волос; обзор рынка средств по уходу за волосами.
Проводятся практические занятия по темам:
- работа на трихологическом диагностическом комплексе;
- техника и методика трихологического массажа шейно-воротниковой зоны и скальпа;
- мезотерапия в трихологии.
Курсы повышения квалификации (тематическое усовершенствование) по теме «Трихология» для врачей дерматовенерологов проходят в течение 1-2 недель (36-72 часа) с отрывом от производства. По окончании курсов выдается диплом государственного образца. Мы надеемся, что обучение на цикле окажется полезным не только для врачей дерматовенерологов, но и для врачей других специальностей, желающих понять, с чем связаны изменения в состоянии волос и кожи головы у наблюдаемых ими больных.
Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология 1-4 (10)' 2007
Наши курсы отличаются от дистрибьюторских тем, что они организуются практикующими трихологами, не поставленными в рамки какой-либо одной лечебной серии препаратов. Огромный арсенал трихологических средств и методов обеспечивает индивидуальный вариант ре-
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаскевич В.П., Мяделец О.Д., Тихоновская И.В. Алопеция. - Н. Новгород: Мед. книга, 2000. - 192 с.
2. Калюжна Л.Д. (2007) Симптоматична втра-та волосся // Les Novelles Estetiques (Укрш-на). - 2007. - № 5 (45). - С. 48-52.
3. Корнишева В.Г., Соколова Г.А. Гнездная алопеция и хронический кандидоз // Вестн. дерматол. и венерол. - 2000. - № 4. -С. 57-59.
4. Кулагин В.И. Гормональный статус больных с различными формами гнездного облысения // Вестн. дерматол. и венерол. - 1991. - № 10. - С. 9-12.
5. Мошкалова И.А., Михеев Г.Н. Тактика ведения больных с круговидным облысением / Сб. статей НПО врачей-косметологов. -СПб., 2001. - С. 55-57.
6. Пономаренко Г.Н., Самцов А.В., Божчен-ко А.А. Физические методы лечения заболеваний волос: пособие для врачей. - СПб., 2001. - 24 с.
7. Проценко Т.В., Брагуца Е.В. Особенности влияния экзо- и эндогенных факторов на рост волосяного фолликула и их роль в патогенезе алопеции // Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология. -1999. - № 2. - С. 50-53.
8. Рук А., Даубер Р. Болезни волос и волосистой части головы. - М.: Медицина, 1985. - 528 с.
шения проблемы в каждом конкретном случае. Именно с учетом этого и составлена программа обучения, позволяющая сделать правильный выбор тактики лечения, которая, в свою очередь, зависит от подхода, используемого врачом.
9. Кожные и венерические болезни: Руко-вод. для врачей / Под ред. Ю.К. Скрип-кина. - Т. 2. - М: Медицина, 1995. -880 с.
10. Суворова К.Н., Гаджигороева А.Г. Гнездная алопеция. Часть 1. Этиология и патогенез // Вестн. дерматол. и венерол.
- 1998. -№ 5. - С. 67-73.
11. Ткачев В. Метаболические нарушения как причина развития алопеций у женщин // Les Novelles Estetiques. - 2002. - № 6. -С. 56-60.
12. Борьба за волосы / Под ред. Ж.Г. Уме -рова. - М.: Косметика и медицина, 1999.
- 102 с.
13. Christoph T., Muller S., Audring H. et al. The human hair follicle immune system: cellular composition and immune privilege // Br. J. Dermatol. - 2000. - Vol. 142, No 5. -Р. 862-873.
14. Hofmann R., Happle R. Alopecia areata // Hautarzt.- 1999.- Vol. 50, No 4.- Р. 310-315.
15. Lis A., Pierzchala E., Brzezinska-Wcislo L. The role of cell-mediated immune response in pathogenesis of alopecia areata // Wiad. Lek. - 2001. - Vol. 54, No 3-4. -Р. 159-163.
16.Shelow W.V., Edwards Y.E., Koo J.I. Profile of alopecia areata: a questionnaire analysis of patients and family // Br. J. Dermatol. - 1992. -Vol. 31, No 4. - Р. 186-189.
1-4 (10)' 2007
Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология