Научная статья на тему 'Актуальные проблемы транспортного обеспечения прибрежного рыболовства Камчатского края'

Актуальные проблемы транспортного обеспечения прибрежного рыболовства Камчатского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
119
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ПРИБРЕЖНОЕ РЫБОЛОВСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / TRANSPORT / COAST FISHING INDUSTRY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Быкасов А. В.

Транспорт играет важнейшую роль в экономике Камчатского края. При этом сеть автомобильных дорог слабо развита, а современные методы управления транспортом имеют весьма ограниченное применение. В статье рассмотрены проблемы повышения эффективности транспортной системы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of tansportsystem used for coast fishing industry in Kamchatka region

Transport plays a very important part in the economy of Kamchatka region. But the transport system is poorly developed, modern methods of traffic administration aren’t fully used. This article deals with the increasing efficiencyproblems of regional transport system.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы транспортного обеспечения прибрежного рыболовства Камчатского края»

УДК 338.47(571.66)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИБРЕЖНОГО РЫБОЛОВСТВА КАМЧАТСКОГО КРАЯ

А.В. Быкасов

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

e-mail: kaf508@yandex.ru

Транспорт играет важнейшую роль в экономике Камчатского края. При этом сеть автомобильных дорог слабо развита, а современные методы управления транспортом имеют весьма ограниченное применение. В статье рассмотрены проблемы повышения эффективности транспортной системы региона.

Ключевые слова: транспорт, прибрежное рыболовство, эффективность.

Actual problems of tansportsystem used for coast fishing industry in Kamchatka region. A. Bykasov (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatskу, 683003)

Transport plays a very important part in the economy of Kamchatka region. But the transport system is poorly developed, modern methods of traffic administration aren't fully used. This article deals with the increasing efficiencyproblems of regional transport system.

Key words: transport, coast fishing industry, efficiency.

По результатам проведенной оценки работы транспорта в прибрежном рыболовстве Камчатского края (ранее области) в период с 2005 по 2011 гг. включительно, сделан вывод о том, что большая часть грузовых перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Последний по объемам перевозок в разы опережает морской транспорт, а доля речного и воздушного транспорта стремится к нулю. Трубопроводный транспорт для прибрежного рыболовства напрямую не значим.

Автомобильный транспорт Камчатского края сегодня играет важнейшую роль в экономике и прибрежном рыболовстве, более весомую, чем в других регионах страны. Это связано с фактически островным положением территории, полным отсутствием железнодорожного транспорта, высокой стоимостью местных авиаперевозок, сложными погодно-климатическими условиями и непродолжительным периодом навигации в прибрежных водах.

В условиях развития рыночных отношений роль автотранспорта еще более возросла как в связи с разрушением прежней структуры транспортного сообщения края в 1990-е гг., так и в результате резкого свертывания масштабов внутрирегиональных перевозок грузов и пассажиров воздушным и морским транспортом. Так, по данным 2011 г. автомобильный транспорт Камчатки осуществлял 78,5% всех грузоперевозок в регионе.

В последние годы прослеживалась устойчивая тенденция к снижению доли автомобильного транспорта в общем объеме грузоперевозок и, соответственно, росту перевозок морским транспортом. Происходило это, прежде всего, за счет более низких тарифов на перевозку. Однако в 2011 гг. доля перевозок морским транспортом вновь сократилась [1].

К минусам морского транспорта, по сравнению с автомобильным, относятся, прежде всего: низкая скорость перевозки, в том числе за счет простоев в портах и длительности погрузочно-разгрузочных работ, а также отсутствие гибкости в работе с заказчиками. Это не позволяет морскому транспорту развиваться в нынешних экономических условиях. Не способствует росту морских перевозок и слабое развитие прибрежной инфраструктуры, в том числе низкое количество (или полное отсутствие) эффективных портов, терминалов, логистических комплексов

[3].

Важнейшая социально-экономическая функция регионального автотранспорта подчеркивается тем, что подавляющая часть дорог изначально была создана для обеспечения хозяйственных и социальных нужд внутренних районов Камчатской области (Петропавловск-Елизовская городская агломерация, долина р. Быстрой, долина р. Камчатки), в пределах которых во второй половине ХХ в. интенсивно развивались сельскохозяйственный и лесной комплексы

народного хозяйства. Исключениями являются разве что трасса Начикинский совхоз - Усть-Большерецк и дорога Мильково - Ключи - Усть-Камчатск, возведение которых в первую очередь предусматривало обслуживание интересов рыбной отрасли Усть-Большерецкого и Усть-Камчатского районов как за счет увеличения грузооборота, так и путем создания сельскохозяйственных производств, удовлетворяющих интересы населения рыбацких поселков [2].

В последние годы кардинальным образом изменяются многие традиционные взгляды и критерии оценки эффективности развития территорий региона. Вся транспортная система в комплексе и автомобильный транспорт, как важнейшая часть этого комплекса, ныне представляются не только как отрасль для перевозки грузов и пассажиров, но и как межотраслевая система, непосредственно влияющая на условия жизнедеятельности и хозяйствования. В связи с этим ведется проектирование и строительство ряда новых автомобильных дорог, которые свяжут отдаленные населенные пункты и объекты рыбохозяйственной деятельности с уже существующими дорогами, краевым центром и всероссийской транспортной системой.

Следует констатировать, что современное состояние как отдельных автомобильных дорог, так и всей автодорожной сети в комплексе не удовлетворяет требованиям Камчатского края ни по количественным, ни по качественным показателям. Большая часть дорог имеет переходное и грунтовое покрытие, а многие прибрежные районы являются фактически отрезанными от краевого центра либо не имеют круглогодичной связи с автомобильными дорогами общего пользования.

В настоящее время протяженность дорог края составляет около 2000 км (1956,2 км в 2011 г., из них дорог общего пользования 1787,7 км). Однако дальнейшему успешному расширению автотранспортной сети препятствует отсутствие экономически эффективной технической базы, материальных ресурсов и средств на их приобретение [1].

Особое значение в этой связи играет проблема инвестиций. Причем как инвестиций со стороны федеральных и региональных властей и структур, так и со стороны отраслей промышленности и хозяйства. Вследствие этого дальнейшее развитие и реконструкция автомобильных дорог в ближайшее время будут определяться, скорее всего, целями и нуждами горнорудного комплекса, в создание всех компонентов которого, в том числе и дорог, инвестиции вкладываются куда более масштабно, чем в береговую инфраструктуру рыбной отрасли.

Все вышеперечисленное означает, что грамотная, во всех отношениях, политика возведения и эксплуатации краевых автотрасс должна сопровождаться разработкой и внедрением специальных региональных программ развития и соответствующих им научно-методологических и практических рекомендаций и разработок. И разработок, прежде всего, комплексных, касающихся не только технологической стороны проблемы, но и всесторонних экономических аспектов, а также требований охраны окружающей среды, связанных с возведением и эксплуатацией самих дорог и прилегающих территорий.

Существует также ряд важнейших особенностей строительства автомобильных дорог Камчатского края, обусловленных, прежде всего, географическими и климатическими факторами. Возведение дорог в пределах региона возможно лишь несколько месяцев в году. При этом даже в летнее время количество приемлемых для работы дней крайне мало из-за частых неблагоприятных природных явлений (дожди, циклоны). Большие трудности в работе создают высокая влажность, запыленность, обилие насекомых.

Значительно препятствует проведению дорожного строительства и сложный рельеф местности, требующий выполнения больших объемов земляных работ. При этом в связи с высокой густотой речной сети большие затраты трудовых и временных ресурсов необходимы для возведения многочисленных мостов. Затруднения вызывают и такие нередкие, особенно в северной части полуострова, явления, как заболоченность и вечная мерзлота. При строительстве участков дорог, удаленных от краевого центра, возникают дополнительные сложности с доставкой техники, строительных материалов, горюче-смазочных веществ, а также рабочего персонала, который, к тому же, необходимо обеспечивать жильем и питанием [5].

Все сказанное остается в силе и при эксплуатации автомобильных дорог Камчатки. Однако поскольку эксплуатация дорог ведется, как правило, круглый год, то это влечет за собой дополнительные особенности. К ним, в первую очередь, относится необходимость в течение длительного периода года вести снегоуборочные работы, что нередко вызывает значительные затруднения, а на отдаленных участках дорог после обильных снегопадов движение порой прекращается на несколько суток.

Сегодня эффективное функционирование и дальнейшее развитие автодорожной сети на

полуострове крайне необходимо, исходя из экономических потребностей отрасли прибрежного рыболовства региона. При этом необходимо учитывать, что уже действующая автодорожная сеть нуждается в выполнении значительных объемов работ по ремонту и реконструкции. Наличие и надлежащее состояние автодорог существенно влияет на работу рыбной промышленности и других отраслей экономики, а соответственно - на объемы производства и уровень цен [4].

Разумеется, необходимо проведение глубоких специальных исследований для всесторонней оценки воздействия автотранспорта на экономику, создания специальных научно-технических разработок, нацеленных как на переустройство самих дорог и на пересмотр схемы автотранспортного сообщения, так и на создание региональных норм и правил эксплуатации дорог и автотранспорта с учетом местной специфики.

Отсутствие на территории Камчатского края развитой сети автомобильных дорог и труднодоступность большей части территорий значительно снижают инвестиционную привлекательность многих экономических проектов. Недостаточный уровень развития автотранспортной сети и плохое состояние существующих дорог Камчатки затрагивает практически все стороны социально-экономической жизни и препятствует стабилизации экономики края и дальнейшему ее развитию.

Литература

1. Камчатский статистический ежегодник. - Петропавловск-Камчатский, 2012. - 365 с.

2. Быкасов А.В. Экономические аспекты развития транспортной системы Камчатского края // Российское предпринимательство. - 2008. - № 5(2). - С. 138-141.

3. Быкасов А.В. К вопросам транспортного обеспечения прибрежного рыболовства Камчатского края // Российское предпринимательство. - 2012. - № 2(1). - С. 156-159.

4. Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. Управление региональным хозяйством: Учеб. пособие. - М., 2010 - 400 с.

5. Яроцкий Г.П. Камчатский край. Перспективы и направления развития территории и охраны природы. - Петропавловск-Камчатский, 2011. - 341 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.