Научная статья на тему 'Оценка состояния сети автомобильных дорог общего пользования на территории Камчатского края'

Оценка состояния сети автомобильных дорог общего пользования на территории Камчатского края Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
405
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тараканова Ю. Г.

Исследуется понятие автомобильных дорог, дается их классификация в зависимости от их значения, вида разрешенного использования и вида покрытия. Приводятся основные недостатки, присущие дорожной сети Камчатского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given article studies the definition and classification of automobile roads depending on road's ownership, user community or topping of road. The paper also considers main faults of road construction in Kamchatka.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния сети автомобильных дорог общего пользования на территории Камчатского края»

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Ю.Г. Тараканова (КамчатГТУ)

Исследуется понятие автомобильных дорог, дается их классификация в зависимости от их значения, вида разрешенного использования и вида покрытия. Приводятся основные недостатки, присущие дорожной сети Камчатского края.

The given article studies the definition and classification of automobile roads depending on road’s ownership, user community or topping of road. The paper also considers main faults of road construction in Kamchatka.

В силу природно-климатических особенностей Камчатки, отдаленности ее территории, многоотраслевого характера экономики и разнообразия сырьевой базы транспорт играет исключительную роль в экономике края. Транспортная система является составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Она обеспечивает потребности экономики и населения в транспортных услугах [1]. Основным объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств, является автомобильная дорога. Она включает в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения,

производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог [2].

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги [2].

Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - РФ) от 24.12.1991 г. № 61 к федеральным дорогам в Камчатском крае отнесена автодорога Петропавловск-Камчатский -морской порт и автомобильный подъезд до аэропорта протяженностью 38 км.

К автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Камчатского края относятся следующие дороги:

- автомобильные дороги, соединяющие административный центр Камчатского края - город Петропавловск-Камчатский с административными центрами муниципальных районов и городских округов в Камчатском крае;

- автомобильные дороги, соединяющие между собой по кратчайшему направлению федеральные и краевые дороги;

- автомобильные дороги межмуниципального значения, соединяющие между собой по кратчайшему направлению административные центры муниципальных районов и городских округов в Камчатском крае;

- автомобильные дороги (подъезды от краевых дорог) к морским портам и портовым пунктам, аэропортам, находящимся вне границ населенных пунктов, а также к другим важным объектам краевого значения [3].

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд [2].

По данным Ростата общая протяженность дорог Камчатского края на начало 2008 г. составила 2116,5 км, оставшись практически на уровне предыдущего года, увеличение произошло всего на

0,2 км в Быстринском районе. Протяженность дорог общего пользования на 01.01.2008 г. - 1913,4 км, из них более 86% - дороги с твердым покрытием. По виду покрытия дороги бывают: с

твердым покрытием и грунтовые.

К твердому покрытию дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)) [4]. Поверхность грунтовых дорог может быть обработана специальными добавками, связующими грунт и несколько повышающими стойкость верхнего слоя, однако наиболее приспособленными для движения автомобильного транспорта все-таки являются дороги с усовершенствованным твердым покрытием. В табл. 1 отражена динамика изменения

протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием в Камчатском крае в период с 1990 по 2008 гг.

Таблица 1

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в Камчатском крае

Год Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, км Удельный вес дорог с твердым покрытием в общей длине автомобильных дорог общего пользования, % Темп роста общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием, %

общая протяженность в том числе дорог общего пользования

1990 1574 1212 93,4 -

1995 2233 1239 85,2 141,9

1996 2266 1253 85,3 101,5

1997 2188 1276 88,7 96,6

1998 1520 1274 88,7 69,5

2000 1518 1338 90,9 99,9

2005 1556 1440 93,4 102,5

2007 1710 1611 90,6 109,9

2008 1739 1656 93,6 101,7

Низкая плотность населения Камчатки (приблизительно в 12 раз ниже, чем по России), преимущественно горный рельеф полуострова, своеобразный климат, повышенная сейсмичность, а также ряд иных факторов, затрудняющих развитие края, обуславливают не самое благоприятное положение края и в отношении развитости транспортной инфраструктуры. В табл. 2 приведены данные Росстата о плотности автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования на территории субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Таблица 2

Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования на 1000 кв. км территории, км

Значение показателя за год 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Дальневосточный федеральный округ, в том числе: 4,1 5 5,5 5,4 5,3 5,3 5,4 5,4 5,9 6 6

Республика Саха (Якутия) 1,1 2,1 2,4 2,4 2,4 2,4 2,4 2,4 3 3,1 3

Камчатский край 2,6 2,6 2,8 2,8 2,9 2,9 3 3 3,6 3,5 4

Корякский автономный округ 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,4 0,4 0,4

Приморский край 43 42 43 43 43 43 43 43 43 46 49

Хабаровский край 4,7 4,3 5,7 6,3 6,3 6,3 6,3 6,1 6,1 6,1 7

Амурская область 16 17 19 19 19 19 20 20 22 22 22

Магаданская область 1,7 5,8 4,8 4,8 4,8 4,8 4,8 4,8 4,8 4,8 5

Сахалинская область 21 21 21 9,3 9,5 9,9 10,2 8,7 11,4 11,2 13

Еврейская автономная область 44 44 45 45 45 46 43 43 42 43 43

Чукотский автономный округ - 0,8 1,7 1,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 1

Еще одна черта, характеризующая автомобильные дороги Камчатского края, - низкое качество их покрытия. На рисунке показана доля дорог с усовершенствованным покрытием и покрытием переходного типа в общей длине автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Камчатском крае в период с 1990 по 2008 гг.

■Дороги с усовершенствованным покрытием,%

■ Дороги с покрытием переходного типа, %

Низкий уровень доли автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием на территории края в совокупности с климатическими и географическими особенностями полуострова ведут к снижению прочности дорожной одежды, образованию неровностей покрытия, нарушению геометрических параметров дорог. Комплекс этих и многих других показателей, отражающий способность автомобильных дорог обеспечивать движение автотранспорта с заданными параметрами называется транспортно-эксплуатационным состоянием. По оценке Правительства Камчатского края более 70% протяжения сети автомобильных дорог общего пользования на территории края не соответствуют нормативам по потребительским свойствам или транспортно-эксплуатационным показателям [5]. Не менее тяжелая ситуация по транспортно-эксплуатационным показателям сложилась и в отношении автодорожных мостов на территории края. На 1 января 2008 г. на территории края эксплуатировалось 154 моста, пятая часть которых была в неудовлетворительном и аварийном состоянии.

Ускоренное разрушение дорожных покрытий и одежд также обусловлено несоответствием качества и состояния автомобильных дорог фактическим нагрузкам на них. По расчетам Правительства Камчатского края приемлемые нагрузки на дорожную сеть составляют не более 6 т на ось, в то время как средняя грузоподъемность эксплуатируемого парка грузовых автомобилей полуострова составляет порядка 7-8 т [5].

По данным Правительства Камчатского края на 1 января 2008 г. 35 населенных пунктов края не было обеспечено сообщением по автомобильным дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. То есть часть населения края существенно зависит в поездках от погодных условий и не имеет доступа к региональным общественным транспортным системам [5]. Одним из примеров такой изолированности является участок 168 км дороги Мильково - Усть-Камчатск, на котором отсутствует круглогодичное транспортное сообщение. В летний период людей и грузы перевозят через паромную переправу, а зимой - по ледовой дороге, при этом осенью и весной в течение двух-трех недель территория остается без регулярного транспортного сообщения. Для разрешения сложившейся ситуации в данном случае было решено начать строительство двухкилометрового моста через крупнейшую реку Камчатка, который обеспечит круглогодичное соединение западной и восточной территорий полуострова. Еще один пример изолированности населенных пунктов - сообщение между пос. Анавгай и пгт Палана, которое возможно лишь после открытия автозимника Анавгай - Палана протяженностью 435 км. Движение по зимнику разрешено только для автомобилей повышенной проходимости с допустимой общей массой транспортных средств до 20 и по опыту многих лет может осуществляться примерно только до середины апреля. Примером практически полностью отсутствующей дорожной инфраструктуры является Олюторский район, расстояние от районного центра которого до

г. Петропавловска-Камчатского составляет 900 км. Сообщение между населенными пунктами данного района осуществляется в летнее время посредством малой авиации и морского транспорта, а в зимний период - гусеничным транспортом и снегоходами [6].

Таким образом, на сегодняшний день состояние автомобильных дорог на территории края оставляет желать лучшего, дорожная сеть имеет множество недостатков наиболее существенные из которых:

- низкая плотность и неоптимальная конфигурация дорожной сети;

- низкий технический уровень дорожной сети, выражающийся в небольшом объеме дорог с усовершенствованным покрытием в общем объеме дорог на территории края;

- низкие показатели транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и автодорожных мостов;

- несоответствие конструктивных параметров дорог эксплуатационным требованиям используемого на них автомобильного парка;

- низкий уровень обеспечиваемой автомобильными дорогами транспортной доступности поселений.

Проблемы в автодорожной сфере Камчатского края могут быть решены только при мощной финансовой поддержке государства, особенно это касается решения вопроса изолированности дорожной сети полуострова от материковой части Российской Федерации. Строительство дорожного сообщения с Камчаткой - весьма дорогостоящее мероприятие, которое возможно и не будет никогда реализовано, однако оно не может быть осуществлено без предварительной подготовки сети дорог на территории самого края.

Литература

1. Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

2. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 18.10.2007): Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // СПС «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

3. Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Камчатского края и об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Камчатского края: Постановление Правительства Камчатского края от 09.10.2009 № 373-П [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.kamchatka.gov.ru

4. Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере транспорта и связи: Приказ Росстата от 23.09.2009 № 205 // СПС «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

5. О краевой целевой программе «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования Камчатского края на 2009 год»: Постановление Правительства Камчатского края от 07.11.2008 № 351-П [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.regionz.ru

6. http://www.poluostrov-kamchatka.ru/2009/090406/11a.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.