Научная статья на тему 'От обиды к жизнерадостности: через методику «ритмомеры»'

От обиды к жизнерадостности: через методику «ритмомеры» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обида / аффекты / психоэмоциональные состояния / психокоррекция / ритмика / ритмология / психологический комфорт / resentment / affects / psychoemotional states / psychocorrection / rhythmics / rhythmology / psychological comfort

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мандаланатц Струяна Владимировна

В данной статье рассматривается опыт применения методики «Ритмомера «Растворение обиды. Жизнерадостность» Е.Д. Лучезарновой. В начале статьи показаны основные подходы к понятию обиды в общекультурном, психологическом и психотерапевтических контекстах. Далее автор статьи описывает содержание методики и критерии оценки её эффективности. В статье проводится анализ результатов исследования на группе испытуемых, применивших данную ритмомеру. В конце статьи делаются выводы о целесообразности использования методики при работе с психоэмоциональными состояниями в психологической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мандаланатц Струяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От обиды к жизнерадостности: через методику «ритмомеры»»

Word in science No. 12, 2023

От обиды к жизнерадостности: через методику «ритмомеры»

Мандаланатц Струяна Владимировна

специалист отдела исследований Института Ритмологии Лучезарновой Евдокии

Частное научное учреждение «Институт ритмологии Лучезарновой Евдокии» (Санкт-Петербург, Россия)

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается опыт применения методики «Ритмомера «Растворение обиды. Жизнерадостность» Е.Д. Лучезарновой. В начале статьи показаны основные подходы к понятию обиды в общекультурном, психологическом и психотерапевтических контекстах. Далее автор статьи описывает содержание методики и критерии оценки её эффективности. В статье проводится анализ результатов исследования на группе испытуемых, применивших данную ритмомеру. В конце статьи делаются выводы о целесообразности использования методики при работе с психоэмоциональными состояниями в психологической практике.

Ключевые слова: обида, аффекты, психоэмоциональные состояния, психокоррекция, ритмика, ритмология, психологический комфорт.

Key words: resentment, affects, psychoemotional states, psychocorrection, rhythmics, rhythmology, psychological comfort.

Совершенно неслучайным, на наш взгляд, является то, что именно в начале XXI-го столетия многие психологи стали обращать внимание на общий рост психологической проблематики, сопровождающей адаптацию личности к стремительно изменяющимся условиям жизни. Ведь именно это время удивило нас развитием немыслимых ранее скоростей во всех сферах жизнедеятельности человека. Исследователи отмечают «ускорение течения календарного времени» и, как результат, ощущение его дефицита. При этом человек, при всей его включённости в единое информационное пространство, зачастую оказывается «один на один» с переживаемыми им психологическими трудностями и не готов к эффективному их разрешению. Одной из таких трудностей является переживание личностью состояния обиды, выражающего дискомфорт во взаимодействии человека со своим окружением. Показателем пристального интереса к теме обиды является значительный рост научных публикаций на данную тему.

Цель исследования: проверить эффективность применения методики «Ритмомера» Е.Д. Лучезарновой в решении проблемы обиды в современном обществе; выявить механизмы избавления от чувства обиды и способы достижения психоэмоционального комфорта современным человеком.

Для начала предлагаем рассмотреть этимологию слова «обида» и различные контексты его использования в художественной литературе. Значение слова «обида» в словарях определяется следующим образом:

• в словаре В.И. Даля: «Всякая неправда тому, кто должен переносить её. Всё, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношение. Кривосуд, брань, побои, насмешка, дурной отзыв о ком, лишение кого достояния, имущества, барышей и пр.» [5, с. 583-584];

• в словаре Д.Н. Ушакова: «Несправедливо причинённое огорчение, оскорбление» [12, с. 640].

Заслуживающим внимания, на наш взгляд, является анализ этого понятия на примере рассказа Шукшина В.М. «Обида», проведенный в статье Н.М. Ротановой «Вербализация концепта обиды...» [11]. Обида, согласно трактовке «классика русской души», является чувством, которое возникает при столкновении человека с хамством и грубостью, на которые человек не способен ответить и поэтому переживает состояние страдания внутри. В своём рассказе Шукшин описывает состояние обиды следующим образом: «Обида толкнулась в грудь, как кулаком дали... У Сашки опять свело челюсть. У него затряслись губы» [13, с. 1]. Обращает на себя внимание тот факт, что данное состояние посещает человека как бы исподволь, то есть бессознательно. Сознательно возможно только зафиксировать это состояние, хотя и это происходит не всегда. Между строк рассказа В.М. Шукшина можно прочесть немой вопрос: «Почему человек в этом состоянии не способен остановиться, а внутри него продолжает бушевать буря чувств?».

Что это за «буря» и как с ней справляться как раз и является предметом рассмотрения в работе Лучезарновой Е.Д. «Растворение обиды». «Обида - это чувство совершенно конкретное, которое всегда нацелено на конкретное существо. Чувство есть некое энергетическое проявление» [8, с. 4]. Мы считаем, что именно «энергетическое проявление» в трактовке данного автора и означает бессознательное состояние, с которым сложно справиться, что и отражено в рассказе В.М. Шукшина Важным, на наш взгляд, оказывается и тот факт, что именно на примере чувства обиды Е.Д. Лучезарнова показывает различие между энергетическими и информационными состояниями, а тем самым и между бессознательными и сознательными проявлениями личности. К аналогичному выводу автор приходит в монографии [6]: «...внутри мозга происходит обработка, она тоже разная. Для этого я отделяю энергию от информации. Всё, что связано с энергией, что позволяет жить телу, что позволяет проявляться, быть внешним, ставлю в одну сторону. А всё, что внутри, информационное, сама обработка внутри мозга полученных сигналов от окружающего мира - информация» [6, с. 178]. В самой же методике Е.Д. Лучезарнова акцентирует внимание на том, что «обид нельзя допускать. Их необходимо убирать в самом первоисточнике», «обид быть не должно, это аномалия, это самая аномальная зона Земли» [8, с. 10].

На наш взгляд, особое значение для понимания причин переживания чувства обиды имеет описание и анализ типичных условий, способствующих развитию этого чувства. Многие психологи приходят к выводу, что формирование обиды происходит у человека в семье, в детском или подростковом возрасте, когда и закладываются основы личности. Так, к примеру, З.А. Агеева и С.М. Гриценко в своей статье «Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости» разъединяют понятия обиды и обидчивости с точек зрения общей и социальной психологии: «С позиций общей психологии обида - негативное эмоциональное переживание, наиболее распространённой причиной которого является уязвлённое самолюбие; это переживание, способное превратиться в инфантильно-невротическую реакцию, возникающую в любых ситуациях, связанных с оценкой «Я» и самоутверждением. <...> С позиций социальной психологии обида - реакция на несоответствие реального и ожидаемого поведения партнёра по общению, являющаяся сигналом нарушения социального контакта» [1, с. 19]. То есть данные авторы предлагают рассматривать понятие обиды с двух сторон - как с позиций оценки индивида своего «Я», так и с позиции воздействия на индивида оценки или отношения окружения. А заключительным выводом звучит: «обидчивость как особое свойство и своеобразный показатель психической незрелости личности имеет сложный полидетерминированный характер и обусловливает менее адаптивные формы социального поведения» [1, с. 22]. Остаётся открытым вопрос: как от обиды перейти к состоянию зрелой личности, способной как к адекватной самооценке, так и к принятию других оценок своего «Я»?!

В своей статье «Обида как предмет психологического изучения: от прощения - к его отсутствию» известный психоаналитик, доктор психологических наук, автор известной книги «Психология эмоций» Г.М. Бреслав отмечает, что «обиду можно определить как негативное последействие нежелательного несоответствия действий окружающих нашим ожиданиям, угрожающее нашей Я-концепции и социальной идентичности при невозможности выражения или недостаточности соответствующих

эмоций и действий» [4, с. 33]. То есть, по мнению данного автора, чувство обиды возникает при неадекватном взаимодействии человека со своим окружением: «В отличие от фрустрации обида всегда имеет виновного адресата - источник обижающего проступка» [4, с. 35].

Рассмотрим понятие «обида» ещё в одном ракурсе, уже с социологической и исторической точки зрения. Эту тему затрагивает автор статьи «Исторические обиды и итоги Второй мировой войны» А.М. Бирюков. В данной работе описано, как чувство обиды от конкретного человека способно распространяться на уровень государства и вызывать войны и распри между странами. «В памяти народов регулярно срабатывает комплекс «исторической обиды», - пишет автор статьи -формирующийся на основе трактовки действий другой стороны как несправедливых, необоснованных и т. п.» [3, с. 16]. Далее автор приводит примеры стран, которые находятся в конфронтации из-за так называемых «исторических обид», хранящихся в памяти народов несколько поколений. Вряд ли возможно назвать такие проявления в политике стран осознанным и разумным, скорее, это действия, основанные на чувствах.

По мнению автора большого количества публикаций по теме «обида» Ю.В. Печина, кандидата психологических наук, доцента кафедры управления персоналом (г. Новосибирск), «российская психология отстаёт от западной лет на 30, особенно в практических методиках решения данной проблемы» [10, с. 95].

По данным О.А. Апуневич [2], основными подходами к преодолению обиды в психологии являются психоанализ, гештальт-терапия и транзактный анализ. Эти направления традиционных психологических школ были разработаны ещё в конце XX-го столетия, и, как показывает время, не приносят особых результатов в решении проблемы обиды. Особое внимание многие исследователи, в том числе и О.А. Апуневич и Ю.М. Печин, уделяют новому направлению — психологии прощения. Системные исследования феномена прощения начинаются в середине 1980-х годов в США. Наиболее влиятельные в этой теме авторы - Роберт Энрайт, Фрэнк Финчем - выделяют три модальности прощения: дарование прощения, получение прощения и самопрощение. Интересно, что данное направление психологии связано с религией и обретением внутреннего душевного покоя, с наличием определённого уровня веры. К 1996 году модель дарования прощения обрела окончательные контуры и включала в себя 20 шагов, сгруппированных в 4 фазы: раскрытие, решение, действие и углубление. Причём эти 20 шагов и 4 фазы направлены в обе стороны: как от обидчика к жертве, так и от жертвы к обидчику, и носят название «дарование прощения» и «получение прощения». Таким образом, за 30 лет исследований этого направления выявлено множество факторов для разрешения проблематики обиды.

Методику «прощения» в решении проблемы обиды описывает также и Г.М. Бреслав в вышеуказанной статье [4]. Впервые в данной статье автор вводит понятие «рассасывание обиды». В это понятие вкладывается «процесс прощения, который в близких отношениях может происходить автоматически, то есть, непроизвольное стирание этого эмоционального осадка» [4, с. 28]. Здесь же автор указывает на различие прощения как более или менее осознанного процесса от эмоционального прощения, происходящего практически неосознанно. Необходимо заметить, что в описании эмоционального, или бессознательного прощения используется понятие «близкие отношения», то есть подразумеваются родственные отношения или отношения внутри небольшого коллектива. По данным большинства исследователей, занимающихся темой обиды, это чувство чаще всего возникает именно к близким или внутри небольших групп. Самим же автором внимание уделяется в основном осознанному состоянию «прощения» за счёт «способности «управлять своими эмоциями, испытывать эмпатию к обидчику» и фактора «экстраверсии и доброжелательности». Модель процесса прощения, описанная данным автором, включает 4 стадии:

а) выявление (человек пытается понять, в какой степени нанесённая обида ущемляет его достоинство);

б) решение (человек принимает решение взять на себя обязательства по прощению);

в) работа по когнитивному пониманию и изменению восприятия ситуации;

г) углубление, в результате которого обиженный находит смысл в прощении.

Г.М. Бреслав фиксирует внимание на необходимости учитывать два основных измерения прощения: 1) внутриличностное и 2) межличностное.

Анализ 30ти-летнего применения методики «прощения» показывает, что большего внимания заслуживает именно энергетическая, или сенсорная сторона проблемы. При этом во всех подобных исследованиях речь идёт именно о консультативной и психотерапевтической работе с людьми.

Автор методики «Ритмомеры» Е.Д. Лучезарнова вводит понятие «растворение обиды». Это понятие, на наш взгляд, связано с понятием «рассасывание обиды», хотя сам механизм «растворения» никак нельзя назвать бессознательным. Напротив, речь идет о процессе кропотливой работы человека над самим собой, который заключается в осмыслении и осознании различия между «энергией» и «информацией», причин возникновении данного чувства именно у данного индивида при взаимодействии с окружающей средой, а в последующем в трансформации данного чувства в состояние «жизнерадостности».

Е.Д. Лучезарнова предлагает человеку как разумному существу самому управлять собственной жизнью и улучшать её качество. Для осуществления данных целей Ритмометод 7Р0 предлагает различные методики. Одной из таких методик является методика решения проблем и освобождения от ущербов - «Ритмомеры».

Методика «Ритмомеры» предложена Е.Д. Лучезарновой (Марченко) в 2005 году. Вначале она была описана в двух сборниках, в которых были приведены практические рекомендации по решению различных психологических проблем, таких как страх, аномальные зоны, предательство, обида и прочие. Название методики является сложным словом из двух составляющих: «ритм» и «меры». Понятие «меры» происходит из общепринятого выражения «принять меры», или осуществить ряд действий, способствующих решению ситуаций, вызывающих напряжение и дискомфорт. А вот в понятие «ритм» автор вкладывает свой собственный оригинальный смысл: «Ритм - это специальным образом подобранные друг к другу буквы, слова, звуки, выражение, смысловое значение» [7, с. 6] . Таким образом, можно предположить, что это текст на заданную тему, состоящий из слов, сочетающихся между собой определённым образом. В тексте ритмомеры Е.Д. Лучезарнова описывает основную функцию ритма - давать «наилучшую раскладку для данного существа» [9, с. 235]. Внешне тексты ритмов напоминают стихотворения, имеют определённую рифму и смысл, хотя, по мнению автора, ритм отличается от стихотворения тем, что «способен описывать будущее», тогда как стихотворение описывает момент прошлого. Заслуживает внимания то, что, если рассматривать структуру ритмов, входящих в состав ритмомер, можно обнаружить момент входа в тему или проблему, а затем момент выхода из этой ситуации, либо же прогнозирование нескольких вариантов выхода из ситуации. Идёт целостное многогранное описание темы художественным языком, практически «по касательной», явно не задевая болевых зон читателя.

Таким образом, методика предоставляет индивиду возможность самостоятельно осмыслить и обдумать причины возникновения той или иной проблемы с точки зрения ритма. Немаловажен тот факт, что методика прописана языком, доступным для понимания любому человеку, предоставляет ситуацию с различных ракурсов, в зависимости от того, на какую фразу среагирует мозг, воспринимая понятное ему. Это позволяет применять методику самостоятельно, не прибегая к услугам внешнего специалиста.

Следует также отметить некоторые особенности в подаче темы обиды, отличающиеся от общепринятых. Состояние обиды автор методики описывает как состояние исключительно энергетическое, слабо контролируемое человеком на сознательном уровне. Обида - совершенно конкретное чувство к определённому субъекту, но истоки этого чувства находятся в самом человеке, так как «обижаемся мы, прежде всего, сами на себя при потере своих природных инстинктов, при потере своей плоскости» [8, с. 9]. Чтобы понять подоплеку этой идеи, нужно затронуть одно важное различие, используемое Е.Д. Лучезарновой. Речь идет о различии процессов отражения и отображения. В рамках данной концепции, в неодушевленном материальном мире происходят прямые энергетические обмены, которые как раз и подпадают под понятие отражение. В социальном же мире все процессы обмена многократно опосредованы различными ментальными схемами и условностями, в результате чего имеют множественное отображение, преломленное в разуме каждого конкретного индивида. Но выйти из состояния обиды возможно только на энергетическом уровне, избавив субъекта от попытки

трактовать свои психоэмоциональные состояния с помощью этих социальных опосредований или отображений.

При взаимодействии с материалом, а методика предлагает различные виды взаимодействия -прочтение, прослушивание и просмотр видеоматериалов - каждый индивид реагирует на определённые аспекты текста. Соответственно, логика ритма по данной теме для него раскрывается в специфическом индивидуальном плане. Это переводит внимание индивида с внешних факторов на собственную персону, и человек самостоятельно обнаруживает трудности собственного энергетического обмена, осмысляя корневые причины их возникновения.

После обнаружения и диагностики себя внутри данного состояния, индивиду предлагается выведение из данного состояния энергетическим же способом, через метод «ритмика»: проведения ритма по пути его энергетической сущности. Ритмика - это «прием ритма внутри собственных энергоканалов, внутри собственной ауры» [8, с.16]. Методика предлагает пропеть ритм на предложенную мелодию или на собственную мелодию, а также подобрать ритмы, которые понравились индивиду и которые описывают желаемое состояние жизнерадостности именно для него.

Далее человеку предлагается заменить чувство обиды на состояние жизнерадостности, прочитав выбранные им ритмы в определённом порядке.

Прицельно изучив материалы методики «Ритмомера», мы выделили следующие критерии для оценки состояния «жизнерадостность»:

• состояние физиологического и психоэмоционального здоровья (бодрость, здоровый аппетит, здоровый сон, активный отдых, позитивное настроение);

• свобода в принятии и осуществлении решений (планирование каждого дня, удовлетворённость и радость после оценки результатов деятельности, удовлетворённость материальным благосостоянием и пр.);

• наличие чувства благодарности (способность дарить и принимать подарки, выполнение определённых действий в качестве благодарности и пр.);

• состояние внутреннего благополучия и любви (различные проявления любви к природе, ребёнку, «вселенской любви» и пр.);

• способность к наблюдению и лояльности в оценке проявления другого человека;

• способность к добровольной отдаче энергии.

Следующим этапом нашего исследования был подбор вопросов анкеты для испытуемых с целью определения состояния их жизнерадостности до и после применения методики (см. Приложения 1 и 2).

Исследования проводились Институтом ритмологии с 25 июля по 15 ноября 2021 года. В исследовании участвовало 184 респондента, 144 (78,3%) из них практикуют Ритмометод 7Р0 более 10 лет, 132 из них (71,8%) имеют высшее образование. Возрастная градация распределилась следующим образом: 84 (45,7%) испытуемых в возрасте 46-60 лет; 74 (40,2%) - в возрасте старше 60 лет, 24 (13%) - в возрасте 37-45 лет. 172 испытуемых - женщины (93,5%) (см. Приложение 3).

Анкету открывали вопросы, касающиеся количества, способов применения и давности применения ритмомеры «Жизнерадостность». Оказалось, в исследуемой группе максимальное количество - 81 респондент (44%) и 63 респондента (34,2%) применяли методику более 2 раз, первая группа самостоятельно, вторая - с профессиональным ритмологом; 59 респондентов (32%) применяли методику более 1 года назад, 54 респондента (29,3%) - более 2 лет назад (см. Приложение 3).

Для определения критерия «Состояние физиологического и психоэмоционального здоровья» предназначались вопросы с третьего по восьмой с целью повышения коэффициента объективности исследования. Получили следующие результаты: после применения методики улучшилось общее эмоциональное состояние у 32 респондентов (17,4%); увеличилось количество часов бодрствования в течение дня от 6 и более часов у 41 респондента (22,3%); улучшился аппетит у 24 (13%); сон улучшился

у 38 (20,7%); стали заниматься активным отдыхом 30 респондентов (16,3%); настроение улучшилось у 29 респондентов (15,8%). Таким образом, средний показатель улучшения физиологического и психоэмоционального состояния в исследуемой группе составил 17,6% (см. Приложение 3).

Для определения второго критерия жизнерадостности испытуемым было предложено ответить на 9-й и 10-й вопросы анкет. После применения методики поменяли своё отношение к планированию в «плюс» 22 респондента, стали обращать внимание на позитивное развитие запланированных событий и радоваться этому 13 респондентов. В этом критерии уместно было обратить внимание на ответ «г» - «хотелось бы лучших результатов», подразумевающий под собой внимание на окружение. Следует отметить, что этот ответ после применения методики использовали на 16 респондентов меньше. Поэтому можно предположить, что в исследуемой группе начал происходить поворот внимания с окружения на себя, этот же вывод просится при увеличении среди исследуемых тех, кто стал самостоятельно планировать собственные события, то есть стал брать ответственность на себя.

Для определения следующих двух критериев жизнерадостности: чувство благодарности и способность к добровольной отдаче энергии, - мы предложили испытуемым ответить на 12-й и 13-й вопросы анкет. Особое внимание обратили на себя ответы «а» в этих вопросах. Количество активно проявляющих благодарность, даже незнакомым, в испытуемой группе после применения методики «Ритмомера» увеличилось с 65 до 84 (45,7%), а количество готовых принимать дары и подарки увеличилось с 95 до 118 (64,1%) (см. Приложение 3).

Состояние внутреннего благополучия и гармонии мы наблюдали с помощью 11-го вопроса о психологической обстановке в семье и 14-го вопроса о состояниях агрессии и депрессии. В ответах на вопрос о семье хотелось бы обратить внимание на ответ «г»: «мне не хватает понимания и тепла в семье». Показатель в испытуемой группе после принятия ритмомеры уменьшился вдвое (65 и 33 соответственно), а улучшение психологической обстановки в семье (ответы: а, б, в) возросло на 40 единиц (21,7%). По вопросу взаимодействия с состояниями агрессии и депрессии исследование показало, что данные проблемы почти не волнуют испытуемых, так как отметили обращение к специалистам по этим вопросам 32 и 15 испытуемых соответственно (17,4 и 8,1%) до и после применения методики (см. Приложение 3).

Обращает на себя внимание распределение ответов «б» и «г» на 15 вопрос анкеты до и после применения методики (критерии «Способность к наблюдению и лояльности в оценке проявления другого человека», «Способность к добровольной отдаче энергии»). Количество готовых помочь обиженному увеличилось после применения методики на 20 респондентов (10,9%), а количество намеренно избегающих встреч с мрачными и обиженными людьми сократилось практически вдвое (с 31 до 17) (см. Приложение 3).

Таким образом, исследования показали, что энергетическое и психоэмоциональное состояние человека, подверженного чувству обиды, способно меняться и улучшаться в результате применении методики «Ритмомера «Растворение обиды. Жизнерадостность». Это связано, как показывает проведённый анализ, со смещением фокуса внимания с окружающей среды на внутренний мир испытуемых, улучшением состояния внутреннего благополучия и гармонии, и, как результат, с проявлением человечности и гуманности во взаимоотношениях с окружающими и улучшением качества жизни в современном обществе. Все вышесказанное демонстрирует высокий потенциал методики как для психокоррекционной консультативной практики, так и для самостоятельного освоения всеми желающими.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Агеева З.А. Гриценко М.С. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2009. №1. С.19-23

2. Апуневич О.А. Психологические особенности преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте / Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

Череповец. 2001.

3. Бирюков А.М. Исторические обиды и итоги второй мировой войны // Философия и методология истории. Сборник научных статей VII Всероссийской научной конференции. 2017. С.16-21.

4. Бреслав Г.М. Обида как предмет психологического изучения: от прощения к его отсутствию // Психология. Журнал высшей школы экономики, 2020. Т. 17. № 1. С. 27-42.

5. Даль В.И. Справочник 1979. II том. - 779 с.

6. Лучезарнова Е.Д. Ключевые координаты. Наноход. Даракод. 4е изд. - СПб. : РИТМОВЗЛЁТ, 2018. - 280 с.

7. Марченко Е.Д. Введение в Метод 7Р0. Москва: РИТМ 25, 2010. - 32 с.

8. Марченко Е.Д. Растворение обиды. - М.: РИТМ 25. 2010. - 32 с. - (Ритмомеры)

9. Марченко Е.Д. Звёздная симпатия. СПб. Авторский Центр РАДАТС, 2004. - 432 с.

10. Печин Ю.В. Исследование обиды в российской психологии: современное состояние и перспективы // Сибирский педагогический журнал. 2016. №3. С.93-97.

11. Ротанова Н.М. Вербализация концепта обиды в рассказе В.М. Шукшина Обида // Филологические знания на современном этапе. Сборник статей участников I Всероссийской научной конференции. 2012. С. 245-253.

12. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. 1938. - 1040 с.

13. Шукшин В.М. Обида / сайт Русская историческая библиотека: http://rushist.com/index. php/rus-literature/2993-shukshin-obida-polnyj-tekst

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы к ритмомере «Жизнерадостность» (до ритмомеры).

1. Сколько раз приняли ритмомеру «Жизнерадостность»:

а) 2 и более раз с ритмологом; б) 1 раз с ритмологом; в) 2 и более раз самостоятельно; г) 1 раз самостоятельно; д) не принимал(а).

2. Сколько времени прошло после последнего принятия ритмомеры:

а) 1 - 4 недели; б) 5 недель - 6 месяцев; в) 7 - 12 месяцев; г) более 1-го года; д) более 2-х лет; е) не принимал(а).

3. Как вы оцениваете своё общее эмоциональное состояние:

а) ощущаю подъём, окружающие отмечают позитивную энергию, идущую от меня; б) в целом хорошо, ровное и спокойное; в) чаще всего нахожусь в негативных эмоциях; г) никак, его нет.

4. Сколько часов в течение дня вы чувствуете себя бодрым(ой), полным(ой) сил и активным(ой):

а) более 12 часов; б) 6-12 часов; в) 3-6 часов; г) до 3 часов.

5. Как вы оцениваете состояние своего аппетита:

а) у меня прекрасный аппетит, ем немного, получаю удовольствие; б) аппетит хороший, самостоятельно выверяю порцию и интервал; в) не делаю культа из еды, ем, когда проголодаюсь; г) часто ограничиваю себя в еде, аппетит нестабильный; д) чаще всего нет аппетита.

6. Как вы оцениваете состояние своего сна:

а) сплю недолго, но эффективно (встаю отдохнувшим(ей) и спокойным(ой)); б) сон спокойный, пробуждаюсь легко; в) сон бывает разным, иногда сложно уснуть, иногда сложно пробуждаться; г) сон беспокойный, прерывистый; д) частые бессонницы, во время сна реагирую на малейшие шорохи, редко высыпаюсь.

7. Как вы относитесь к занятиям активным отдыхом (фитнес, зарядка, пешие и велосипедные прогулки и прочее):

а) с удовольствием и регулярно делаю гимнастику (заряды); б) прекрасно, с удовольствием занимаюсь активным отдыхом и организую его для окружения; в) позитивно, сам(а) выбираю себе виды отдыха, люблю путешествовать; г) приступаю к активному отдыху, когда в теле ощущаю дискомфорт; д) не занимаюсь активным отдыхом.

8. Что вы можете сказать о своём настроении:

а) улыбка - это моё естественное состояние, люблю общаться на позитивные темы; б) я жизнелюбивый человек, настроение чаще хорошее, часто повышаю настроение окружающим; в) моё настроение связано с окружающей обстановкой; г) я серьёзный человек, улыбаюсь редко, хорошее настроение бывает редко; д) чтобы поднять мне настроение, надо очень постараться.

9. Планируете ли вы вашу повседневную деятельность:

а) да, я планирую свои задачи на день и с лёгкостью их выполняю; б) предпочитаю планировать, это мне придаёт уверенность в завтрашнем дне; в) перестал(а) планировать, всё выполняется интуитивно, я рад(а); г) планировать не привык(ла), часто выполняю планы других людей; д) не планирую.

10. Испытываете ли радость и удовлетворённость при оценке результатов прошедшего дня, недели, месяца:

а) удивляюсь и восхищён(а) результатами; б) да, результаты радуют; в) не испытываю эмоций; г) хотелось бы лучших результатов; д) не оцениваю.

11. Как бы вы оценили общую психологическую обстановку в своей семье:

а) прекрасно, стало больше совместных радостных и приятных событий; б) часто обсуждаем семейные цели и задачи, в семье царит взаимопонимание и покой; в) отношения в семье расцениваю как тёплые и доброжелательные; г) мне не хватает понимания и тепла в семье; д) я бы расценил(а) обстановку в семье как напряжённую.

12. Как в вашей жизни проявляется благодарность:

а) активно выражаю благодарность в устном или письменном виде в тех учреждениях, где понравилось обслуживание, обстановка, есть желание делать приятное окружающим, даже в мелочах; б) я занимаюсь благотворительностью в различных видах; в) люблю делать подарки и сюрпризы близким людям; г) проявляется иногда, в виде слов благодарности, чаще из вежливости; д) не задумывался(ась) над этим.

13. Как вы сами относитесь к подаркам и дарам:

а) принимаю с удовольствием и благодарностью; б) стал(а) ярче реагировать на обращённые ко мне слова благодарности и комплименты, расширился круг друзей; в) принимаю подарки редко, только от близких мне людей; г) не вижу в этом необходимости; д) чаще не принимаю.

14. Как часто вы испытываете состояние агрессии или депрессии и как от них освобождаетесь:

а) не испытываю; б) не чаще 4-х раз в год, выхожу легко; в) не чаще 2-х раз в месяц, выхожу самостоятельно с помощью Ритмометода 7Р0; г) более 3-х раз в месяц, освобождаюсь с помощью ритмолога; д) эти состояния отмечаю у себя достаточно часто, обращаюсь к различным специалистам.

15. Много ли в вашем окружении обижающихся и мрачных людей, ваши действия: а) практически нет, а если встречаются - улыбаюсь, рассказываю интересные истории; б) иногда встречаю, когда обращаются за помощью, стараюсь помочь; в) есть такие в близком окружении; г) вокруг, в основном, такие люди, как только начинаю с ними общаться, сразу портится настроение; д) намеренно избегаю общения с такими людьми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Опишите, пожалуйста, по желанию, вашу личную яркую историю, прожитую вами после принятия ритмомеры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопросы к ритмомере «Жизнерадостность» (после ритмомеры)

1. Что в этот раз явилось импульсом к принятию ритмомеры «Жизнерадостность»: а) вновь захотелось ощутить энергетический подъём; б) эта ритмомера была запланирована; в) получил(а) рекомендацию ритмолога; г) получил(а) импульс от друга(подруги); д) ощутил(а) отсутствие яркости, радости в своей жизни.

2. Какой вариант взаимодействия со стрелочками Ритмометода 7Р0 внутри ритмомеры вы предпочли в этот раз: а) понравилось взаимодействовать со стрелочкой Ритм, уделил(а) ей больше времени; б) дольше и интереснее было взаимодействовать со стрелочкой Ритмология; в) больше понравилось состояние после стрелочки Ритмика; г) другой вариант (опишите, пожалуйста).

3. Как вы оцениваете своё общее эмоциональное состояние, изменилось ли оно после принятия ритмомеры: а) значительно улучшилось, ощущаю подъём, окружающие отмечают позитивную энергию, идущую от меня; б) да, улучшилось: появилось больше сил, желания что-либо делать; в) изменилось незначительно: стал(а) чаще улыбаться; г) не изменилось; д) ухудшилось.

4. Сколько часов в течение дня вы чувствуете себя бодрым(ой), полным(ой) сил и активным(ой): а) более 12-ти часов; б) от 6-ти до 12-ти часов; в) от 3-х до 6-ти часов; г) менее 3-х часов; д) чаще ощущаю отсутствие сил.

5. Как вы оцениваете состояние своего аппетита: а) у меня прекрасный аппетит, ем немного,

получаю удовольствие; б) аппетит хороший, самостоятельно выверяю порцию и интервал; в) не делаю культа из еды, ем, когда проголодаюсь; г) часто ограничиваю себя в еде, аппетит нестабильный; д) чаще всего нет аппетита.

6. Как вы оцениваете состояние своего сна: а) сплю недолго, но эффективно (встаю отдохнувшим(ей) и спокойным(ой)); б) сон спокойный, пробуждаюсь легко; в) сон бывает разным, иногда сложно уснуть, иногда сложно пробуждаться; г) сон беспокойный, прерывистый; д) частые бессонницы, во время сна реагирую на малейшие шорохи, редко высыпаюсь.

7. Как вы относитесь к занятиям активным отдыхом (фитнес, зарядка, пешие и велосипедные прогулки и прочее): а) с удовольствием и регулярно делаю гимнастику (заряды); б) прекрасно, с удовольствием занимаюсь активным отдыхом и организую его для окружения; в) позитивно, сам(а) выбираю себе виды отдыха, люблю путешествовать; г) приступаю к активному отдыху, когда в теле ощущаю дискомфорт; д) не занимаюсь активным отдыхом.

8. Что вы можете сказать о своём настроении: а) улыбчивость - это моё привычное состояние, люблю общаться на позитивные темы; б) я - жизнелюбивый человек, настроение чаще хорошее, часто повышаю настроение окружающим; в) моё настроение связано с окружающей обстановкой;

г) я - серьёзный человек, улыбаюсь редко, хорошее настроение бывает редко; д) чтобы поднять мне настроение, надо очень постараться.

9. Планируете ли вы вашу повседневную деятельность: а) да, я планирую свои задачи на день и с лёгкостью их выполняю; б) предпочитаю планировать, это мне придаёт уверенность в завтрашнем дне; в) перестал(а) планировать, всё выполняется интуитивно, я рад(а); г) планировать не привык(ла), часто выполняю планы других людей; д) не планирую.

10. Испытываете ли вы радость и удовлетворённость при оценке результатов прошедшего дня, недели, месяца: а) удивляюсь и восхищён(а) результатами; б) да, результаты радуют; в) не испытываю эмоций; г) хотелось бы лучших результатов; д) не оцениваю.

11. Как бы вы оценили общую психологическую обстановку в своей семье: а) прекрасно, стало больше совместных радостных и приятных событий; б) часто обсуждаем семейные цели и задачи, в семье царит взаимопонимание и покой; в) отношения в семье расцениваю как тёплые и доброжелательные; г) мне не хватает понимания и тепла в семье; д) я бы расценил(а) обстановку в семье как напряжённую.

12. Как в вашей жизни проявляется благодарность: а) активно выражаю благодарность в устном или письменном виде в тех учреждениях, где понравилось обслуживание, обстановка, есть желание делать приятное окружающим, даже в мелочах; б) я занимаюсь благотворительностью в различных видах; в) люблю делать подарки и сюрпризы для близких людей; г) проявляется иногда, в виде слов благодарности, чаще из вежливости; д) не задумывался(ась) над этим.

13. Как вы сами относитесь к подаркам и дарам: а) принимаю с удовольствием и благодарностью; б) стал(а) ярче реагировать на обращённые ко мне слова благодарности и комплименты, расширился круг друзей; в) принимаю подарки редко, только от близких мне людей; г) не вижу в этом необходимости;

д) чаще не принимаю.

14. Как часто вы испытываете состояние агрессии или депрессии и как от них освобождаетесь: а) не испытываю; б) не чаще 4-х раз в год, выхожу легко; в) не чаще 2-х раз в месяц, выхожу самостоятельно с помощью Ритмометода 7Р0; г) более 3-х раз в месяц, освобождаюсь с помощью ритмолога; д) эти состояния отмечаю у себя достаточно часто, обращаюсь к различным специалистам.

15. Много ли в вашем окружении обижающихся и мрачных людей и каковы ваши действия: а) практически нет, а если встречаются - улыбаюсь, рассказываю интересные истории; б) иногда встречаю, когда обращаются за помощью, стараюсь помочь; в) есть такие в близком окружении; г) вокруг, в основном, такие люди, как только начинаю с ними общаться, сразу портится настроение; д) намеренно избегаю общения с такими людьми.

16. Опишите, пожалуйста, по желанию, вашу личную яркую историю, прожитую вами после принятия ритмомеры в этот раз.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сводная таблица результатов исследования по ритмомере «Жизнерадостность»

Вопросы Ответ " а" (до'после) Ответ "б" (до после) Ответ " в" (до/п осле) Ответ "г"(до'после) Ответ " д" (до/по с

Вопрос. 1 63 35 23 36 81 15 09' 15 08 18

Вопрос 2 Об/37 29/76 3 1/57 59/14 Д> 54 с) 05

Вопрос 3 20/3 1 123/119 35/25 Об/Об 00 03

Вопрос 4 22/40 63/86 75/46 24/06 00 06

Вопрос 5 21/32 76/89 72/58 12/02 03 03

Вопрос 6 10/13 63/97 88/62 17/08 07 04

Вопрос 7 48/60 08 13 45/58 54 34 29/19

Вопрос 8 14 16 67/94 92 70 09/03 02 01

Вопрос 9 17/31 92 100 54/37 11/07 10 09

Вопрос 10 09/13 84/93 10/16 72/56 09 06

Вопрос 11 08/22 07/18 89/102 65/3 3 15 09

Вопрос 12 65/84 09/06 62/55 46/36 02 03

Вопрос 13 95 118 33 33 51/28 02/04 03 01

Вопрос 14 21/40 42 47 89/82 18 10 14/05

Вопрос 15 15/26 48/68 85/68 05/05 31 17

Коэффициент Стыодента 0 = 2 при 1=1 = 116 0 = 04 при 1=2=47 0=3 при 1:=1 = 12 0 = 2 при 1=1,213 0=3 при 1=0=923

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.