Рецензия
Четвертый номер ежеквартального выпуска за 2000 год журнала научных статей ИСЭИ ДНЦ РАН «Вопросы структуризации экономики» посвящен следующей проблеме совершенствования управления сельским хозяйством в условиях рынка. В переходный период в АПК региона произошли глубокие социально-экономические изменения в организационно-экономической, финансовой и правовой сферах, приведение к разрушению планово-распределительного регулирования и заложившие основы рыночно ориентированной экономики. Ускоренные макроэкономические преобразования вызвали кризис и обвал производства, в том числе в сельском хозяйстве. В этих условиях растет значение воссоздания эффективных государственных рычагов управления этой важнейшей для продовольственной безопасности страны отраслью в регионе, где большая часть населения проживает и трудозанято в сельской местности. Наряду с этим растет значение кооперации и прочих новых структур самоорганизации продовольственного комплекса в области производства, инвестирования и материально-технического снабжения сельского хозяйства.
В номер вышли статьи известных дагестанских ученых и преподавателей, аспирантов, руководителей экономических структур госаппарата управления сельским хозяйством, посвященные вышеперечисленным проблемам, а также актуальным вопросам развития отдельных отраслей АПК региона.
Некоторые дефиниции не бесспорны. Однако, они отражают научную позицию авторов. Сборник предназначен для аспирантов, научных работников и практиков управления сельским хозяйством.
Рецензент д.э.н., проф., засл. деятель науки РД Зайналов М.И.
ШариповШ.И.
Актуальные проблемы совершенствования системы управления АПК в условиях рыночных преобразований
В ходе экономических преобразований в агропромышленном комплексе Республики Дагестан произошли глубокие социально-экономические изменения. Радикально изменены организационно-экономические, финансовые и правовые условия производства, осуществлен переход от планово-распределительной системы к рыночно ориентированной, от администрирования - к поощрению частной инициативы. На селе складывается многоукладная экономика.
Однако происходящие в аграрной сфере перемены совпали с глубоким кризисом всей экономики страны. Инфляция, дефицит бюджета, недоступность кредитных ресурсов, неплатежи негативно сказались на всех отраслях агропромышленного комплекса.
Сельское хозяйство, кроме того, попало в жесткие тиски ценового диспаритета, потеряло устоявшиеся каналы сбыта своей продукции и приобретения материально-технических ресурсов. На результатах агропромышленного производства отрицательно сказывается низкая покупательная способность населения.
Одной из причин аграрного кризиса и обострения проблемы продовольственного обеспечения является низкая эффективность управления агропромышленным комплексом. Более того , становится ясно, что фактором, обуславливающим создание негативных явлений в экономике аграрного сектора, явилась переоценка роли рыночного регулирования и недооценка возможностей государственного регулирования сельского хозяйства.
Утрата управления агропромышленным комплексом как единым народнохозяйственным объектом привела к тому, что АПК как интегрированная система сельского, лесного, земельного и водного хозяйства, ветеринарного обслуживания потерял свою целостность.
Нарушена вертикаль управления АПК (федеральный уровень - республиканский - районный) как единым целым, в результате чего принимаемые решения по стабилизации агропромышленного производства не дают желаемых результатов. Наличие разобщенных управленческих структур, построенных по отраслевому принципу не способствует проведению эффективной государственной аграрной политики.
В условиях отмечаемого сужения объемов производства продукции АПК и расширением хозяйственной самостоятельности предприятий АПК, в том числе и в связи с приобретением их значительной частью негосударственного статуса периодически предлагается создание новых органов управления отраслями АПК.
Реализация подобных инициатив приведет к дальнейшему ограничению функций Минсельхозпрода РД, усилит разобщенность интересов различных сфер АПК и создает характер конкуренции между различными ведомствами вместо согласованной, слаженной работы государственного регулирования. Кроме того, новые управленческие структуры - это дополнительная нагрузка на республиканский бюджет.
Очень часто в обоснование таких предложений приводится структура федерального управления АПК, где якобы имеются самостоятельные органы управления в лице Департаментов по отраслевому принципу.
Однако при этом не конкретизируется, что такие Департаменты являются структурными подразделениями Минсельхозпрода РФ, наподобие управлений в республиканском Минсельхозпроде.
На наш взгляд не только нецелесообразно формирование каких либо новых управленческих структур по отраслевым принципам путем отпочкования от Минсельхозпрода функций, но и необходимо пересмотреть структуру органов управления АПК республики и максимально приблизить ее к федеральной структуре управления.
В федеральной структуре органов управления АПК отсутствуют обособленные органы управления предприятиями по мелиоративному и ветеринарному обслуживанию, отраслью виноградарства и виноделия.
Эти функции выполняют подразделения Минсельхозпрода РФ, что позволяет проводить согласованную государственную политику в АПК с учетом интересов всех звеньев аграрного сектора.
В тоже время на республиканском уровне функционируют отдельные ведомства, которые осуществляют самостоятельную политику в своих отраслях, а на федеральном уровне подчиняются Минсельхозпроду России, как и МСХП РД.
Более того, в отдельных случаях Минсельхозпрод РД должен быть наделен функциями координации деятельности и других республиканских органов исполнительной власти по выполнению программ развития агропромышленного производства.
Совершенствование управления в сфере АПК должно пойти по пути постепенного формирования интегрированных структур на основе кооперации.
Перспективно создание союзов и других отраслевых ассоциаций, которые осуществляли бы как хозяйственные функции, так и защиту интересов заинтересованных товаропроизводителей АПК.
В связи с этим предстоит разработать организационно-правовые основы взаимодействия предприятий и организаций АПК с органами местного самоуправления.
Многочисленные организации, образованные в свое время при Минсельхозпроде РД (Дагмолпром, Дагмясопром, Дагсельхозхимия и др.) не стали подлинно рыночными структурами. Более того, некоторые из таких объединений перестали практически функционировать. Это в свою очередь ослабило взаимодействие и координацию деятельности отраслей на уровне предприятий.
Следует отметить , что осуществляется постепенный возврат Минсельхозпроду РД функций управления в определенных отраслях ранее переданных другим ведомствам республики.
Так, Указом Госсовета РД от 30 декабря 1996 года №417 Минсельхозпроду РД делегированы полномочия по управлению объектами государственной собственности АПК РД. Объем переданных полномочий конкретизирован постановлением Правительства РД от 7 сентября 1999 года №208 "О полномочиях МСХП РД по управлению подведомственными объектами республиканской государственной собственности в АПК"
В настоящее время МСХП РД совместно с Мингосимуществом РД проводится широкомасштабная работа по реализации названных решений.
Безотлагательно следует создать систему информационно-консультационного обслуживания АПК, доступную для всех участников аграрного рынка. В настоящее время отсутствие эффективно действующей службы информационно-консультационного обеспечения не позволяет реализовать в полном объеме функции Минсельхозпрода РД по управлению АПК республики.
На местном уровне следует стимулировать объединение усилий органов сельского самоуправления и сельскохозяйственных организаций для восстановления социальной сферы села, обслуживания сельского населения, в том числе обеспечения вовлечения в реализацию программ развития АПК личных подворий населения.
В значительной степени разрушение вертикальной системы управления АПК произошло в связи с принятием нового законодательства о местном самоуправлении, которое вывело районный уровень из системы государственной власти.
Органы местного самоуправления наряду с большим объемом ответственности получили права самостоятельно определять структуру органов управления на районном уровне, которым активно и пользуются.
Как показывает практика, при осуществлении структурных изменений численности органов местного самоуправления в первую очередь сокращаются работники райсель-хозуправлений, обосновывая тем, что с получением хозяйственной самостоятельности предприятиями АПК нет необходимости государственного регулирования процессов в аграрном секторе.
Таблица 1.
Численность работников райсельхозуправлений РД _и их условная нагрузка, на 1.01.2000 г.
Всего В т.ч. приходится на 1 работника райсельхозуправления
1 .Количество сельхозпредприятий,ед 848 2,6
2.Число КФХ, ед. 18736 57,3
З.Число ЛПХ, ед. 381200 1165
Всего сельхозтоваропроизводителей, ед. (1+3) 400 784 1225,6
4. Наличие сельхозугодий,тыс. га 3400,5 10,4
В т.ч. пашни, га 532,2 1,63
5.Численность работников 327 —
райсельхозуправлений, чел.
Зачастую подобное отмечается в сельских районах, экономика которых представлена только аграрным производством, что предопределяет необходимость наличия структур управления аграрным сектором, адекватных изменившимся условиям.
В условиях становления рыночных отношений в АПК республики произошло существенное увеличение как числа землепользователей, так и других товаропроизводителей АПК. Многие сельхозтоваропроизводители не имеют профессиональной сельскохозяйственной подготовки, в особенности владельцы ЛПХ населения, а отдельные колхозы и совхозы уже не имеют штатных отраслевых специалистов, которые одновременно обслуживали бы ЛПХ населения.
Как видно из таблицы 1 в среднем на одного работника райсельхозуправления приходится 1225,6 сельхозтоваропроизводителя и 10,4 тыс.га сельхозугодий, что говорит о потенциально высокой нагрузке УСХ районов при соответствующей переориентации своей деятельности с учетом вовлечения в сферу своего внимания всех сельхозтоваропроизводителей республики, которых более 400 тыс. ед.
Сложившееся в сельском хозяйстве кризисное положение напрямую ведет к возврату примитивным технологиям агропроизводства, нарушению норм зооветагротехобслу-живания, ухудшению качественного состояния сортов сельхозкультур и пород животных.
Именно этими и другими факторами продиктована необходимость формирования и укрепления районного звена управления АПК, в котором должны быть сосредоточены специалисты по соответствующим отраслям, и оказывающего поддержку всем формам собственности и хозяйствования.
В переходный период не произошло изменение форм и методов работы райсельхозуправлений соразмерно процессам происходящим в АПК, райсельхозуправления пока еще не сумели адаптироваться к рыночным формам хозяйствования, не всегда обеспечивают оперативное реагирование на запросы товаропроизводителей и рыночные сигналы. Для повышения эффективности деятельности системы Минсельхоза РД требуется безотлагательно принять меры по восстановлению вертикали управления АПК, органов управления АПК районов.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан "Вопросы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан" осуществлены мероприятия по совершенствованию структуры аппарата с ориентацией на обеспечение дальнейшего развития в АПК рыночных преобразований. Постоянно ведется поиск и реализация мер по приведению структуры управления в соответствии с изменившимися условиями.
Совершенствование системы управления в агропромышленном комплексе предлагается осуществлять по следующим направлениям.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан является головным республиканским органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное регулирование и управление в агропромышленном комплексе и продовольственном обеспечении республики, а также координирующим в случаях, установленных законами, указами Госсовета РД и постановлением Правительства РД, деятельность в этих сферах иных республиканских органов исполнительной власти.
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими республиканскими органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления и общественными организациями и структурами хозяйственного управления.
Министерство координирует работу управлений сельского хозяйства районов, организует их взаимодействие, обеспечивает слаженность в работе.
Для усиления координации деятельности Минсельхозпрода РД и органов управления агропромышленным комплексом субъектов районов в проведении аграрной политики Правительства Республики Дагестан на основе разграничения функций и полномочий между республиканскими органами исполнительной власти и Администрацией районов, сочетания системы государственного, хозяйственно-экономического и местного самоуправления сельских территорий предлагается восстановить вертикаль государственного управления агропромышленным комплексом, путем двойного подчинения районных органов управления АПК - Министерству сельского хозяйства и продовольствия РД и администрациям районов.
Наряду с усилением управленческой вертикали, государственного регулирования и контроля в системе АПК важно укрепление роли органов хозяйственного и местного (сельского) самоуправления.
Необходима полная переориентация органов управления АПК в соответствии с современными условиями и требованиями, чтобы система управления была адекватна состоянию и перспективным задачам АПК. Отход от планово - распределительной системы и реальное расширение самостоятельности предприятии обуславливает объективную необходимость создания соответствующей системы хозяйственного управления, которая может формироваться по территориальному, территориально-отраслевому, продуктовому и другим принципам.
Многообразие форм собственности и хозяйствования предприятий АПК предопределяет применение разных моделей хозяйственного управления. Сельскохозяйственные товаропроизводители и предприятия перерабатывающих и обслуживающих отраслей создают на добровольных началах кооперативные и акционерные агропромышленные объединения, фирмы, комбинаты и другие формирования как органы хозяйственно-экономического самоуправления. Они во взаимодействии с органами государственного управления координируют деятельность хозяйств и предприятий-учредителей, представляют и защищают их интересы.
Органы сельского самоуправления рассматриваются в качестве проводников государственных инвестиций в социальную инфраструктуру села, а также средств прямой бюджетной поддержки населения тех сельских районов хозяйства, которые находятся в состоянии депрессии.
Необходимо соблюдать все требования современного технического и информационного обеспечения систем управления с учетом специфики АПК. Особое внимание должно уделяться при этом эффективным информационным технологиям.
Важно усилить работы по кадровому и правовому обеспечению систем управления , прежде всего по созданию современной системы постоянного целевого обучения кадров АПК на всех уровнях.