АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ
Т.И. Стуколова,
заведующая кафедрой социальной педиатрии Института усовершенствования врачей, профессор В.В. Утенина
главный врач детского консультативно-диагностического центра, профессор Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова
Одним из основных определяющих критериев оценки уровня развития общества и государства является отношение к детям. Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка и этим шагом объявила об утверждении новой концепции и нового подхода к социально-правовой защите детей.
Сегодня неотъемлемой чертой повседневной жизни и своеобразной характеристикой новой России стали беспризорные дети. Проблема детской беспризорности и безнадзорности чрезвычайно актуальна и рассматривается как общегосударственная. В 2001году она была обозначена на государственном уровне, стала рассматриваться в качестве угрозы национальной безопасности.
Экономический кризис в стране негативно отразился на состоянии социально уязвимых групп населения и, прежде всего, детей. В настоящее время уровень детской беспризорности и безнадзорности в России соизмерим с показателями 20-х годов прошлого века, когда государство считало борьбу с беспризорностью своей первейшей задачей. В современных условиях, когда институт семьи выполняет не в полной мере или полностью отказывается от исполнения своей социализирующей и воспитательной функции, количество оставшихся без попечения родителей и безнадзорных детей возрастает с каждым годом. В настоящее время в России насчитывается, по разным оценкам, от 1 до 5 млн беспризорных и безнадзорных детей.
Одной из наиболее острых и тревожных проблем современного российского общества является распространение такого явления, как социальное сиротство, то есть сиротство при живых родителях. Причина этого явления - снижение нравственных критериев и ответственности самого общества, несформированность системы целей и системы ценностей в семье. Насилие в семье и за ее пределами, бедность, распространение наркомании и алкоголизма, инфекционных заболеваний, растущая безграмотность и правовая незащищенность - все это ведет к росту детской преступности, физическому и душевному травматизму, инвалидности и детской смертности.
В России во все времена семья, и часто многодетная семья, была главным хранителем ребенка. В современных условиях институт семьи претерпевает изменения. Увеличилось количество разводов, значительно уменьшилась рождаемость, наблюдается практика отказов родителей от своих детей. Но часто не плохие условия, а извращенный образ жизни в семье вытесняет ребенка на улицу. Со-
гласно статистике 25% безнадзорных детей проживали в полных, внешне благополучных семьях.Формирование личности ребенка происходит в настоящее время в условиях социальной и психологической депривации, которая имеется не только в неблагополучных семьях, но и в детских учреждениях различного типа, в детских домах и школах-интернатах, больницах и в обществе в целом. Депривация не только деформирует личность ребенка, но и является фактором, ведущим к отклонениям и задержке психосоциального развития; создает многовариантные и часто непреодолимые препятствия для несовершеннолетних, находящихся под ее воздействием, к оптимальной социализации в своей среде и обществе.
В целях реализации в России Конвенции о правах ребенка, для решения проблем социального сиротства 24 июня 1999 г. был принят федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В 2002 г. принято Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России на 2003-2006 годы», в подпрограмме которой «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривается комплексное решение этих вопросов. Вышеуказанные документы направлены на формирование государственной политики по обеспечению выживания, защиты и развития детей, улучшения качества их жизни, ограждения от насилия и жестокости, последствий политических, межнациональных конфликтов, экологических и других бедствий. Принятые меры не смогли остановить нарастание социального сиротства, а также существенно изменить пропорцию семейного и интернатного воспитания детей-сирот. В связи с этим идет активный поиск путей решения этой важнейшей социальной проблемы. В декабре 2004 г. внесены поправки в Семейный кодекс Российской Федерации, что значительно упростило процедуру усыновления ребенка, при этом из обязательных требований к усыновителю исключены требования к материальному положению и жилищной обеспеченности.
Феномен социального сиротства приобрел социально-экономическую и нравственную значимость. В 2003 году в стационары г. Москвы поступило 3090 несовершеннолетних детей, в 2004 году - 4748. Из них 31,4% составили девочки и 68,6 % - мальчики. Социально обусловленные болезни при обследовании выявлены у 58,2% детей. Комплексное клинико-инструментальное и социально-пси-
хологическое обследование 465 детей в возрасте 7-16 лет показало наличие выраженных отклонений в состоянии здоровья детей, проживающих в семьях социального риска (многодетные, неполные, родители-алкоголики, наркоманы). У них чаще, чем у сверстников, воспитывающихся в благополучных семьях, имеется дефицит массы тела и низкий рост, в 2 раза чаще выявляется замедление полового развития. Гармоничное развитие было отмечено лишь у 3,6% детей. В структуре заболеваемости у детей из групп социального риска преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта и костно-мышечной системы. Отмечается высокая распространенность паразитарных инвазий, тубинфицированности, заболеваний репродуктивной системы, психопатологических реакций и психических расстройств. У 53% детей из таких семей выявлены нарушение поведения, вредные привычки, у 35% - невротические реакции.
При исследовании факторов риска и изучении клинических особенностей посттравматического стрессового расстройства делинквентных девочек-подростков с использованием клинико-психопатологических и экспериментально-психологических методов (шкала типов психологической защиты Плутчика-Келлермана, шкала личностной тревожности Ханина-Спилбергера, тест депрессии Цунга) установлено, что из 70 девочек 97% отметили наличие хотя бы одного травматического события в своей жизни. Жертвами изнасилования стали 34% девочек. Вторым по частоте травматическим событием (25%) была смерть одного из родителей или длительная разлука с ними. Следует отметить, что факторы риска развития симптомов посттравматического стрессового расстройства в большей степени зависели от индивидуально-психологических особенностей девочек (лабильное настроение, невротизация, трудности адаптации). Установлено, что наиболее значимыми факторами риска развития психо-травмирующих расстройств у девочек с делинквентным поведением являются низкий социально-экономический статус семьи, дефицит социальной и психологической поддержки, развитие тревожных расстройств в раннем детском возрасте, несформированность к подростковому возрасту защитных механизмов личности.
Анализ медико-социальной характеристики безнадзорных детей и их семей позволил выявить особенности состояния их здоровья, условий и образа жизни, распространенности факторов социального риска и на этой основе предложить систему мер по совершенствованию медико-социальной помощи данному контингенту. В результате проведенного исследования установлено, что основной контингент безнадзорных детей составляют 8-12-летние дети, из неполных семей - 76% детей, дети, родители которых не работают - 65,8%, злоупотребляют алкоголем - 82,6%. Бродяжничают более года 68% детей, из них 48% постоянно живут вне дома (более месяца), 12% детей живут вне дома неделями, остальные - по 2-3 дня в неделю. Треть детей не имеет постоянных мест ночевок. Каждый второй безнадзорный ребенок 8-12
лет не посещает школу более года, 12% детей никогда не обучались в школе. Из вредных привычек 69% детей указывают на табакокурение, 92% - на опыт употребления алкоголя, 23% детей страдает токсикоманией, 12% - наркозависимы. Практически все безнадзорные дети работающие, если считать работой попрошайничество и сбор бутылок. Показатели здоровья безнадзорных детей неудовлетворительны. Большинство их имеет задержку физического и нервно-психического развития. Каждый второй безнадзорный ребенок имеет дистрофию, 2/3 детей - задержку линейного роста и интеллектуального развития, нарушение развития речи. В среднем ребенок имеет около 4-5 заболеваний, в структуре которых превалируют инфекционные и паразитарные заболевания, болезни эндокринной системы и расстройства питания, психические расстройства. Более 80% безнадзорных детей относится к ГГГ-ГУ группам здоровья.
Таким образом, особенностью детей, находящихся в депривационной среде, является нарушение физического, психического и социального здоровья. Если система организации и оказания медицинской помощи беспризорным детям функционирует и показала свою определенную эффективность, то социальная составляющая в программах профилактики беспризорности и безнадзорности требует дополнительных мероприятий по совершенствованию оказания помощи детям, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации. Медико-социальную помощь безнадзорным детям необходимо осуществлять на основе комплексного подхода, реализуемого при активном взаимодействии медицинских и социальных работников, педагогов, психологов, юристов. Неэффективность многих стандартных профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, находящихся в депривационной ситуации, определяет необходимость создания центров медико-социальной помощи с различными видами реабилитации. Одним из направлений в оказании медико-психологической и социально-реабилитационной помощи дезадаптированным детям является объединение различных направлений социальной, психолого-педагогической и медицинской реабилитации в единое реабилитационное пространство для детей отдельного региона, города, района. Для этой цели в популяции детского населения целесообразно, в первую очередь, выделить детей группы «риска», наименее защищенных от социальной депривации. Реабилитационная работа должна быть направлена на организацию воспитывающей, психотерапевтически опосредованной среды, направленной на оздоровление, коррекцию и развитие личности несовершеннолетних, подготовку к реальной жизни в обществе.
Комплексный подход в организации медико-социальной помощи безнадзорным детям с учетом их индивидуальных медико-социальных потребностей позволяет оптимизировать дальнейшую судьбу ребенка.
В.Н. Балин
КЛИНИКА ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ И СТОМАТОЛОГИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Литература
1. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России на 2003-2006 годы». - М., 2002.
2. «Дети улиц. Проблемы. Поиски. Решения». Научно-методическое пособие. Под ред. Т.И. Стуколовой. - М., 2005. - С. 12-22.
3. Озеров В.А. «Детская беспризорность и безнадзорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России. Доклад на Парламентских слушаниях 12 ноября 2001 г.». Аналитический вестник Совета Федераций - №20. - С. 6-16.
4. Дети и насилие. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.-СПб., 2-8 октября 1994г. - С. 8.
КЛИНИКА ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ И СТОМАТОЛОГИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В.Н. Балин
главный стоматолог, руководитель клиники челюстно-лицевой хирургии Национального медико-хирургического Центра имени Н.И. Пирогова, профессор
Изложена история открытия и начального этапа функционирования клиники челюстно-лицевой хирургии и стоматологии - современного функционального клинико-диагностического и учебного подразделения Пироговского Центра. Приведены основные результаты клинической деятельности, перспективы развития лечебно-диагностического процесса на ближайшие годы.
Клиника челюстно-лицевой хирургии и стоматологии Российского Национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова Росздрава впервые была сформирована по инициативе его Президента - академика РАМН Ю.Л. Шевченко приказом от 1 февраля 2003 года. Ее первым директором был назначен главный специалист Центра по челюстно-лицевой хирургии и стоматологии профессор В.Н. Балин. С учетом того, что общепринятая структура бюджетных лечебно-профилактических учреждений, в отличие от медицинских образовательных учреждений, не предусматривает такого рода штатных функциональных подразделений, было установлено, что клиника челюстно-лицевой хирургии и стоматологии будет существовать на функциональной основе. В ее состав первоначально были включены впервые организуемый стационар клиники - отделение челюстно-лице-вой хирургии и стоматологии на 25 коек (заведующая с момента открытия до октября 2004 года - Е.Ю. Хавкина, в настоящее время - доцент А. К. Чикорин), а также бюджетное стоматологическое отделение поликлиники Центрального клинико-диагностического комплекса, развернутое на 7 стоматологических креслах (заведующий - А.И. Ошеров). В июле 2004 года в состав клиники также на функциональной основе было включено вновь открытое хозрасчетное отделение ортопедической стоматологии с зубопротезной лабораторией (заведующий - А.В. Тонконоженко). Эти решения обеспечили организацию полноценного амбулаторно-поликлинического отделения клиники челюстно-лицевой хирургии и
стоматологии и объединение всей специализированной стоматологической помощи (терапевтической, хирургической, ортопедической и ортодонтической) в одном функциональном подразделении.
Подобная структура вновь организованной клиники обеспечила преемственность и взаимодополняемость специалистов в лечебно-диагностическом процессе, включая этапы восстановления функций челюстно-лицевой области и ортопедической реабилитации жевательного аппарата, чего, как известно, достаточно сложно добиться при наличии разобщенно функционирующих челюстно-лицевых стационаров и амбулаторных стоматологических отделений в обычных условиях. Такая организационно-штатная структура была оптимальной для реализации основных целей и задач, стоящих перед Пироговским Центром, в том числе по оказанию высокотехнологичных методов лечения больных и пострадавших с заболеваниями и повреждениями челюстно-лицевой области и их последствиями, а также по обучению специалистов из регионов России новейшим стоматологическим методам диагностики и лечения. Кроме того, объединение указанных подразделений в единый функциональный комплекс позволило создать современную универсальную учебно-клиническую базу для открытой в 2003 году кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии Института усовершенствования врачей Пироговского Центра, которую также возглавил профессор В.Н. Балин. Следует подчеркнуть, что аналогов подобных универсальных объединенных лечебно-диагностических и учебных стоматологических комплексов в отечественном гражданском здравоохранении, а также в системе высшего, в том числе последипломного, медицинского образования до настоящего времени пока нет.
Штатно-организационная структура отделения че-люстно-лицевой хирургии и стоматологии клиники имеет традиционный характер. В настоящее время в отделении