Научная статья на тему 'Актуальные проблемы социальной педиатрии'

Актуальные проблемы социальной педиатрии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы социальной педиатрии»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ

Т.И. Стуколова,

заведующая кафедрой социальной педиатрии Института усовершенствования врачей, профессор В.В. Утенина

главный врач детского консультативно-диагностического центра, профессор Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова

Одним из основных определяющих критериев оценки уровня развития общества и государства является отношение к детям. Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка и этим шагом объявила об утверждении новой концепции и нового подхода к социально-правовой защите детей.

Сегодня неотъемлемой чертой повседневной жизни и своеобразной характеристикой новой России стали беспризорные дети. Проблема детской беспризорности и безнадзорности чрезвычайно актуальна и рассматривается как общегосударственная. В 2001году она была обозначена на государственном уровне, стала рассматриваться в качестве угрозы национальной безопасности.

Экономический кризис в стране негативно отразился на состоянии социально уязвимых групп населения и, прежде всего, детей. В настоящее время уровень детской беспризорности и безнадзорности в России соизмерим с показателями 20-х годов прошлого века, когда государство считало борьбу с беспризорностью своей первейшей задачей. В современных условиях, когда институт семьи выполняет не в полной мере или полностью отказывается от исполнения своей социализирующей и воспитательной функции, количество оставшихся без попечения родителей и безнадзорных детей возрастает с каждым годом. В настоящее время в России насчитывается, по разным оценкам, от 1 до 5 млн беспризорных и безнадзорных детей.

Одной из наиболее острых и тревожных проблем современного российского общества является распространение такого явления, как социальное сиротство, то есть сиротство при живых родителях. Причина этого явления - снижение нравственных критериев и ответственности самого общества, несформированность системы целей и системы ценностей в семье. Насилие в семье и за ее пределами, бедность, распространение наркомании и алкоголизма, инфекционных заболеваний, растущая безграмотность и правовая незащищенность - все это ведет к росту детской преступности, физическому и душевному травматизму, инвалидности и детской смертности.

В России во все времена семья, и часто многодетная семья, была главным хранителем ребенка. В современных условиях институт семьи претерпевает изменения. Увеличилось количество разводов, значительно уменьшилась рождаемость, наблюдается практика отказов родителей от своих детей. Но часто не плохие условия, а извращенный образ жизни в семье вытесняет ребенка на улицу. Со-

гласно статистике 25% безнадзорных детей проживали в полных, внешне благополучных семьях.Формирование личности ребенка происходит в настоящее время в условиях социальной и психологической депривации, которая имеется не только в неблагополучных семьях, но и в детских учреждениях различного типа, в детских домах и школах-интернатах, больницах и в обществе в целом. Депривация не только деформирует личность ребенка, но и является фактором, ведущим к отклонениям и задержке психосоциального развития; создает многовариантные и часто непреодолимые препятствия для несовершеннолетних, находящихся под ее воздействием, к оптимальной социализации в своей среде и обществе.

В целях реализации в России Конвенции о правах ребенка, для решения проблем социального сиротства 24 июня 1999 г. был принят федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В 2002 г. принято Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России на 2003-2006 годы», в подпрограмме которой «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривается комплексное решение этих вопросов. Вышеуказанные документы направлены на формирование государственной политики по обеспечению выживания, защиты и развития детей, улучшения качества их жизни, ограждения от насилия и жестокости, последствий политических, межнациональных конфликтов, экологических и других бедствий. Принятые меры не смогли остановить нарастание социального сиротства, а также существенно изменить пропорцию семейного и интернатного воспитания детей-сирот. В связи с этим идет активный поиск путей решения этой важнейшей социальной проблемы. В декабре 2004 г. внесены поправки в Семейный кодекс Российской Федерации, что значительно упростило процедуру усыновления ребенка, при этом из обязательных требований к усыновителю исключены требования к материальному положению и жилищной обеспеченности.

Феномен социального сиротства приобрел социально-экономическую и нравственную значимость. В 2003 году в стационары г. Москвы поступило 3090 несовершеннолетних детей, в 2004 году - 4748. Из них 31,4% составили девочки и 68,6 % - мальчики. Социально обусловленные болезни при обследовании выявлены у 58,2% детей. Комплексное клинико-инструментальное и социально-пси-

хологическое обследование 465 детей в возрасте 7-16 лет показало наличие выраженных отклонений в состоянии здоровья детей, проживающих в семьях социального риска (многодетные, неполные, родители-алкоголики, наркоманы). У них чаще, чем у сверстников, воспитывающихся в благополучных семьях, имеется дефицит массы тела и низкий рост, в 2 раза чаще выявляется замедление полового развития. Гармоничное развитие было отмечено лишь у 3,6% детей. В структуре заболеваемости у детей из групп социального риска преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта и костно-мышечной системы. Отмечается высокая распространенность паразитарных инвазий, тубинфицированности, заболеваний репродуктивной системы, психопатологических реакций и психических расстройств. У 53% детей из таких семей выявлены нарушение поведения, вредные привычки, у 35% - невротические реакции.

При исследовании факторов риска и изучении клинических особенностей посттравматического стрессового расстройства делинквентных девочек-подростков с использованием клинико-психопатологических и экспериментально-психологических методов (шкала типов психологической защиты Плутчика-Келлермана, шкала личностной тревожности Ханина-Спилбергера, тест депрессии Цунга) установлено, что из 70 девочек 97% отметили наличие хотя бы одного травматического события в своей жизни. Жертвами изнасилования стали 34% девочек. Вторым по частоте травматическим событием (25%) была смерть одного из родителей или длительная разлука с ними. Следует отметить, что факторы риска развития симптомов посттравматического стрессового расстройства в большей степени зависели от индивидуально-психологических особенностей девочек (лабильное настроение, невротизация, трудности адаптации). Установлено, что наиболее значимыми факторами риска развития психо-травмирующих расстройств у девочек с делинквентным поведением являются низкий социально-экономический статус семьи, дефицит социальной и психологической поддержки, развитие тревожных расстройств в раннем детском возрасте, несформированность к подростковому возрасту защитных механизмов личности.

Анализ медико-социальной характеристики безнадзорных детей и их семей позволил выявить особенности состояния их здоровья, условий и образа жизни, распространенности факторов социального риска и на этой основе предложить систему мер по совершенствованию медико-социальной помощи данному контингенту. В результате проведенного исследования установлено, что основной контингент безнадзорных детей составляют 8-12-летние дети, из неполных семей - 76% детей, дети, родители которых не работают - 65,8%, злоупотребляют алкоголем - 82,6%. Бродяжничают более года 68% детей, из них 48% постоянно живут вне дома (более месяца), 12% детей живут вне дома неделями, остальные - по 2-3 дня в неделю. Треть детей не имеет постоянных мест ночевок. Каждый второй безнадзорный ребенок 8-12

лет не посещает школу более года, 12% детей никогда не обучались в школе. Из вредных привычек 69% детей указывают на табакокурение, 92% - на опыт употребления алкоголя, 23% детей страдает токсикоманией, 12% - наркозависимы. Практически все безнадзорные дети работающие, если считать работой попрошайничество и сбор бутылок. Показатели здоровья безнадзорных детей неудовлетворительны. Большинство их имеет задержку физического и нервно-психического развития. Каждый второй безнадзорный ребенок имеет дистрофию, 2/3 детей - задержку линейного роста и интеллектуального развития, нарушение развития речи. В среднем ребенок имеет около 4-5 заболеваний, в структуре которых превалируют инфекционные и паразитарные заболевания, болезни эндокринной системы и расстройства питания, психические расстройства. Более 80% безнадзорных детей относится к ГГГ-ГУ группам здоровья.

Таким образом, особенностью детей, находящихся в депривационной среде, является нарушение физического, психического и социального здоровья. Если система организации и оказания медицинской помощи беспризорным детям функционирует и показала свою определенную эффективность, то социальная составляющая в программах профилактики беспризорности и безнадзорности требует дополнительных мероприятий по совершенствованию оказания помощи детям, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации. Медико-социальную помощь безнадзорным детям необходимо осуществлять на основе комплексного подхода, реализуемого при активном взаимодействии медицинских и социальных работников, педагогов, психологов, юристов. Неэффективность многих стандартных профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, находящихся в депривационной ситуации, определяет необходимость создания центров медико-социальной помощи с различными видами реабилитации. Одним из направлений в оказании медико-психологической и социально-реабилитационной помощи дезадаптированным детям является объединение различных направлений социальной, психолого-педагогической и медицинской реабилитации в единое реабилитационное пространство для детей отдельного региона, города, района. Для этой цели в популяции детского населения целесообразно, в первую очередь, выделить детей группы «риска», наименее защищенных от социальной депривации. Реабилитационная работа должна быть направлена на организацию воспитывающей, психотерапевтически опосредованной среды, направленной на оздоровление, коррекцию и развитие личности несовершеннолетних, подготовку к реальной жизни в обществе.

Комплексный подход в организации медико-социальной помощи безнадзорным детям с учетом их индивидуальных медико-социальных потребностей позволяет оптимизировать дальнейшую судьбу ребенка.

В.Н. Балин

КЛИНИКА ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ И СТОМАТОЛОГИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Литература

1. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России на 2003-2006 годы». - М., 2002.

2. «Дети улиц. Проблемы. Поиски. Решения». Научно-методическое пособие. Под ред. Т.И. Стуколовой. - М., 2005. - С. 12-22.

3. Озеров В.А. «Детская беспризорность и безнадзорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России. Доклад на Парламентских слушаниях 12 ноября 2001 г.». Аналитический вестник Совета Федераций - №20. - С. 6-16.

4. Дети и насилие. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.-СПб., 2-8 октября 1994г. - С. 8.

КЛИНИКА ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ И СТОМАТОЛОГИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В.Н. Балин

главный стоматолог, руководитель клиники челюстно-лицевой хирургии Национального медико-хирургического Центра имени Н.И. Пирогова, профессор

Изложена история открытия и начального этапа функционирования клиники челюстно-лицевой хирургии и стоматологии - современного функционального клинико-диагностического и учебного подразделения Пироговского Центра. Приведены основные результаты клинической деятельности, перспективы развития лечебно-диагностического процесса на ближайшие годы.

Клиника челюстно-лицевой хирургии и стоматологии Российского Национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова Росздрава впервые была сформирована по инициативе его Президента - академика РАМН Ю.Л. Шевченко приказом от 1 февраля 2003 года. Ее первым директором был назначен главный специалист Центра по челюстно-лицевой хирургии и стоматологии профессор В.Н. Балин. С учетом того, что общепринятая структура бюджетных лечебно-профилактических учреждений, в отличие от медицинских образовательных учреждений, не предусматривает такого рода штатных функциональных подразделений, было установлено, что клиника челюстно-лицевой хирургии и стоматологии будет существовать на функциональной основе. В ее состав первоначально были включены впервые организуемый стационар клиники - отделение челюстно-лице-вой хирургии и стоматологии на 25 коек (заведующая с момента открытия до октября 2004 года - Е.Ю. Хавкина, в настоящее время - доцент А. К. Чикорин), а также бюджетное стоматологическое отделение поликлиники Центрального клинико-диагностического комплекса, развернутое на 7 стоматологических креслах (заведующий - А.И. Ошеров). В июле 2004 года в состав клиники также на функциональной основе было включено вновь открытое хозрасчетное отделение ортопедической стоматологии с зубопротезной лабораторией (заведующий - А.В. Тонконоженко). Эти решения обеспечили организацию полноценного амбулаторно-поликлинического отделения клиники челюстно-лицевой хирургии и

стоматологии и объединение всей специализированной стоматологической помощи (терапевтической, хирургической, ортопедической и ортодонтической) в одном функциональном подразделении.

Подобная структура вновь организованной клиники обеспечила преемственность и взаимодополняемость специалистов в лечебно-диагностическом процессе, включая этапы восстановления функций челюстно-лицевой области и ортопедической реабилитации жевательного аппарата, чего, как известно, достаточно сложно добиться при наличии разобщенно функционирующих челюстно-лицевых стационаров и амбулаторных стоматологических отделений в обычных условиях. Такая организационно-штатная структура была оптимальной для реализации основных целей и задач, стоящих перед Пироговским Центром, в том числе по оказанию высокотехнологичных методов лечения больных и пострадавших с заболеваниями и повреждениями челюстно-лицевой области и их последствиями, а также по обучению специалистов из регионов России новейшим стоматологическим методам диагностики и лечения. Кроме того, объединение указанных подразделений в единый функциональный комплекс позволило создать современную универсальную учебно-клиническую базу для открытой в 2003 году кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии Института усовершенствования врачей Пироговского Центра, которую также возглавил профессор В.Н. Балин. Следует подчеркнуть, что аналогов подобных универсальных объединенных лечебно-диагностических и учебных стоматологических комплексов в отечественном гражданском здравоохранении, а также в системе высшего, в том числе последипломного, медицинского образования до настоящего времени пока нет.

Штатно-организационная структура отделения че-люстно-лицевой хирургии и стоматологии клиники имеет традиционный характер. В настоящее время в отделении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.