Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 2017 ГОД'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 2017 ГОД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ / НЕДВИЖИМОСТЬ / НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / ЕГРН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щеголева А. И.

Статья посвящена проблемам системы государственной регистрации прав на недвижимость в РФ. В статье рассмотрены цели и задачи государственной регистрации, процедурные сложности нового порядка регистрации прав на недвижимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щеголева А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF THE SYSTEM OF STATE REGISTRATION OF REAL ESTATE RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION AS OF 2017

The article is devoted to the problems of the system of state registration of real estate rights in the Russian Federation. The article examines the goals and objectives of state registration, the procedural complexities of the new procedure for registering real estate rights.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 2017 ГОД»

отказ от досрочного вывода на пенсию); разработка четкой политики и программ по сокращению уровня безработицы и определение приоритетных инвестиционные направлений в этой области; разработка концепции профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу; усиление внимания к развитию условий для трудоустройства.

Использованные источники:

1. Биксина Н.А. Реализация основных направлений государственного регулирования рынка труда на макро-, микро- и региональном уровнях / Н.А. Биксина // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2013. - № 5 (17). - С. 44-49.

2. Дегтеренко Е.В. Основные тенденции рынка труда современной России / Е.В.Дегтеренко // Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2016. - №3-1(70). - С. 145-146.

3. Егорова В.А. Проблемы регулирования рынка труда / В.А. Егорова // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - №2-2(61). - С. 37-39.

4. Золин И.Е. Государственное регулирование рынка труда: новые ориентиры и направления / И.Е. Золин // Вестник Нижегородского института управления. - 2016. - №1(38). - С. 17-19.

5. Сафуани Г.Е. Современные подходы к развитию рынка труда / Г.Е. Сафуани // Экономика сегодня: проблемы и пути решения. - 2015. - №6. - С. 40-43.

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. -Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

7. Официальный сайт департамента экономического развития Брянской области. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://econom32.ru

УДК 332.6

Щеголева А.И. студент магистратуры 2 курса институт международных программ кафедра «Международных финансов и бухгалтерского учета» Санкт-Петербургский университет технологий и управления

Россия, г. Санкт-Петербург АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 2017 ГОД Аннотация:

Статья посвящена проблемам системы государственной регистрации прав на недвижимость в РФ. В статье рассмотрены цели и задачи государственной регистрации, процедурные сложности нового порядка регистрации прав на недвижимость.

Ключевые слова: государственная регистрация прав, недвижимость, недвижимое имущество, ЕГРН.

UDC 332.6

Schegoleva AI, 2nd year student of the Institute of International Programs, Department of International Finance and Accounting, St. Petersburg

University of Technology and Management Russia, Saint-Petersburg ACTUAL PROBLEMS OF THE SYSTEM OF STATE REGISTRATION OF REAL ESTATE RIGHTS IN THE RUSSIAN

FEDERATION AS OF 2017.

Annotation:

The article is devoted to the problems of the system of state registration of real estate rights in the Russian Federation. The article examines the goals and objectives of state registration, the procedural complexities of the new procedure for registering real estate rights.

Keywords: state registration of rights, real estate, real estate, EGRN.

Актуальные проблемы системы государственной регистрации прав на недвижимость в Российской Федерации по состоянию на 2017

год.

При рассмотрении концептуальных теоретико-правовых проблем действующей системы государственной регистрации прав на недвижимость в РФ, вспомним рассмотренные ранее цели создания такой системы, а также основные принципы ее функционирования.

Анализируя цели, можно высказать предположение, что разработчики в целом не ставили задачу расширения возможностей государства по контролю над частными лицами в сфере оборота недвижимости. Они видели своей целью максимально упрочить оборот, по возможности сократив связанные с ним издержки и излишние временные затраты. Что, в основном, было реализовано в ФЗ №218.

В то же время государство:

1) формулирует правила регистрации прав на недвижимость;

2) в лице своих органов осуществляет применение этих правовых норм, решая вопрос о регистрации или об отказе в таковой;

3) в лице судебных органов рассматривает споры по поводу государственной регистрации прав на недвижимость.

Указанные обстоятельства в совокупности с тем, что государство является крупнейшим собственником недвижимости и крупнейшим участником ее оборота, делают положение государства в сфере регистрации прав на недвижимость исключительным.

При таких условиях интересы всех других участников оборота недвижимости должны быть специально гарантированы.

В Законе о регистрации цели государственной регистрации специально не выделяются, что с учетом вышеизложенных обстоятельств представляется определенным пробелом. В целях обеспечения правильного

функционирования действующей системы регистрации и направления ее дальнейшего развития в упомянутый закон следовало бы включить норму следующего содержания:

«Целью государственной регистрации прав на недвижимое имущество является защита имущественных прав участников оборота недвижимого имущества. Все участники гражданского оборота, включая государство, при рассмотрении вопроса о государственной регистрации прав на недвижимое имущество имеют равные права. Изъятия из данного правила могут устанавливаться только законом».

Данная формулировка должна подчеркнуть, что равны права всех субъектов именно как участников гражданского оборота при рассмотрении вопросов о государственной регистрации. Это не исключает особых прав государственных органов на получение информации, прав правоохранительных органов на получение необходимых документов в процессе проведения следственных действий и т.п. Однако здесь государство и его органы выступают не как участники гражданского оборота, а как участники других правоотношений.

Следующей теоретико-правовой проблемой системы государственной регистрации прав на недвижимость является тот факт, что в России фактически не работает принцип публичной достоверности и бесповоротности. Об этом прямо указывает положение, сформулированное в п. 5 ст. 1 ФЗ №218 положение, согласно которому «государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимость может быть оспорено только в судебном порядке».

Признание государственной регистрации зарегистрированного права единственным доказательством существования такого права, безусловно, освобождает лицо, обратившееся к реестру, от поиска других доказательств существования этого права. Однако эта формулировка не освобождает его от поиска доказательств, которые делают данное право недействительным, поскольку такое право может быть оспорено в судебном порядке. Такое положение не превращает лицо, обратившееся к реестру, в безусловно добросовестного приобретателя, поскольку добросовестность предполагает не только незнание, но и невозможность знания о том, что зарегистрированное право на самом деле отсутствует.

Другими словами, нет гарантий неприкосновенности зарегистрированного права. Наш реестр продолжает сохранять условие о том, что зарегистрированное право может быть оспорено всегда. И нет ситуации, когда зарегистрированное право - это действительно объективно существующее неоспоримое право. То есть полагаться на него в гражданском обороте все равно нужно с оглядкой на оспоримость.

Для решения данной проблемы представляется необходимым сформулировать в ГК РФ принципы публичной достоверности и бесповоротности.

Если говорить о процедурных сложностях нового порядка регистрации прав на недвижимость, можно выделить следующее:

1. Значительно увеличен перечень оснований для приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав. В ст. 26 ФЗ №218 закреплено 55 оснований. При этом вызывает опасение возможность «широкого» применения такого основания приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав, как непредставление (непоступление) документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам (подп. 5 п. 1). Можно получить отказ по причине непредставления в Росреестр информации по межведомственным запросам не из-за отсутствия сведений как таковых, а из-за того, что уполномоченный орган не представил соответствующих сведений в установленный законом срок. Вместе с тем Законом о недвижимости предусмотрено, что в случае если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается, то есть получается, что увеличивается и перечень оснований для отказа.

2. Сроки регистрационных действий сокращены, а сроки для приостановки увеличены. Сроки приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют:

- три месяца (вместо одного) - по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

- шесть месяцев (вместо трех) - по инициативе заявителя. При этом в Законе о недвижимости уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

4. Осуществлен отказ от выдачи бумажных свидетельств о регистрации права собственности на недвижимость на специальном гербовом бланке, и с несколькими степенями защиты, чтобы избежать подделок. Теперь собственника просто вносят в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). На наш взгляд, это ставит гражданина в полную зависимость от данных, внесенных или не внесенных в реестр. Без официального документа крайне сложно будет доказать свое право на недвижимость при техническом сбое в реестре, намеренной ошибке оператора, исказившего информацию в ЕГРН, или хакерской атаке».

Говоря о процедурных проблемах регистрационной системы, можно также отметить несистемный характер действий госвласти при реализации нововведений.

Из новостей Росреестр не смог в полной мере выполнить закон о запуске с 1 января 2017 года единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Почти три года работ над единым государственным реестром недвижимости привели в январе этого года к масштабному сбою в

работе автоматизированной базы данных. Речь идет об объединении более 160 региональных баз данных, в которых содержится информация о более чем 300 млн. объектов недвижимости, каждый из которых имеет десятки уникальных характеристик, таких как кадастровых номер, сведения о правах, площади, кадастровой оценке и других.

В настоящее время проблема устранена. В банке «ВТБ 24» сообщили, что сложностей с регистрацией сделок на первичном рынке недвижимости нет, но оформление выписок из базы ЕГРН с начала года действительно сильно замедлилось и это негативно отразилось на проведении ипотечных сделок на вторичном рынке недвижимости.

Таким образом, несмотря на то, что по состоянию на апрель 2017 г. технические проблемы устранены, можно с уверенностью говорить о системном сбое в работе госструктур, а также неэффективном использовании целевых средств (всего в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости» на объединение ЕГРП и ГКН было выделено в 2014-2016 годах 1,6 млрд руб., в 2017 году запланировано финансирование еще на 821 млн руб.).

Подводя итоги, следует отметить, что несмотря на проблемы со стартом реализации, Федеральный закон от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 1 января 2017 г., внес значительные изменения в сферу поставки недвижимости на государственный кадастровый учет и регистрации прав на недвижимое имущество.

Предполагается, что благодаря тем нововведениям, которые внедряет данный закон учетно-регистрационная процедура должна стать проще, понятнее, яснее, а затраты и время заявителей будут максимально минимизированы.

Однако, принимая во внимание все описанные проблемы, надеемся, что указанный закон станет лишь началом реформирования и эволюции в сфере государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество.

Использованные источники: 1. Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. - М.: «Волтерс Клувер», 2007.

2. Как заработал новый реестр недвижимости. Чего можно и чего нельзя сделать из-за перехода на ЕГРН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web // vedomosti.ru - Газета Ведомости. Дата размещения: 24.01.2017 URL: https://www.vedomosti.ru/realty/articles/2017/01/24/674581-novii-reestr-nedvizhimosti

3. Права собственности поставили на паузу. [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web // kommersant.ru - Газета Коммерсантъ. Дата размещения: 18.01.2017 URL: http://www.kommersant.ru/doc/3194900

4. Новиков, К. А., Синельникова, В. Н. Правовые основы института государственной регистрации прав на недвижимое имущество [Текст] / К.А. Новиков (§ 1.1-1.4, 2.1), В.Н. Синельникова (§ 1.5, 2.2-2.5); под ред. А.А. Иванова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.

УДК 331.56

Щеголева А.И. студент магистратуры 2 курса институт международных программ кафедра «Международных финансов и бухгалтерского учета» Санкт-Петербургский университет технологий и управления

Россия, г. Санкт-Петербург ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ

Аннотация:

Статья посвящена перспективам развития рынка труда в России на 2017-2018 год. Рассмотрены особенности трудового рынка, изменение уровня безработицы в следствии введения санкций, прогноз развития безработицы на ближайшие годы.

Ключевые слова: безработица, перспективы развития рынка труда, занятость, специалисты.

UDC 331.56

Schegoleva A.I., 2nd year student of the Institute of International Programs, Department of International Finance and Accounting, St. Petersburg

University of Technology and Management Russia, Saint-Petersburg PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE LABOR MARKET IN RUSSIA

Annotation:

The article is devoted to the prospects of labor market development in Russia for 2017-2018. The features of the labor market, the change in the unemployment rate following the introduction of sanctions, the forecast of the development of unemployment for the coming years are considered.

Keywords: unemployment, labor market development prospects, employment, specialists.

Перспективы развития рынка труда в России

Рынок труда в России еще не сформировался в полной мере. Он характеризуется приличными диспропорциями в структуре занятости и заработной платы, наличием административных, правовых и экономических ограничений. Однако все его основные компоненты имеются, что свидетельствует о том, что рынок труда в России есть, хоть он и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.