Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 8 (77) Том 2. АВГУСТ 2024 г. УДК 159
Конева М.В.
педагог-психолог, Каменская «СОШ №2» (г. Улан-Удэ, Россия)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы подростков, изучается то, что вызывает у подростков повод для беспокойства, тревоги и переживаний. Рассматривается периодизация подросткового возраста и его новообразования.
Ключевые слова: подростки, обучающиеся, актуальные проблемы, сложности отношений, сверстники, трудности обучения.
Подростковый период является одним из самых сложных переломных периодов в жизни каждого человека. Это обусловлено кардинальными физическими и психологическими изменениями ребенка. Подростковый возраст включает в себя несколько периодов:
• Младший подростковый возраст (10-12 лет).
• Средний подростковый возраст (13-16 лет).
• Старший подростковый возраст (17-19 лет) [3].
Средний подростковый возраст характеризуется как критический, так как начинаются глобальные изменения в психике. Этот возраст является непредсказуемым не только для самого ребенка, но и для родителей, педагогов и окружающих. Если знать о том, что происходит в мышлении подростка, то можно значительно сгладить конфликты, недопонимания в семье, а также избежать многих ошибок [7].
Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах - стремление к самостоятельности. Оно
накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда идёт ранимость, колебания в настроении. Поэтому, очень важно своевременно определить возникающие трудности у подростков, чтобы оказать им психологическую поддержку со стороны общеобразовательной организации и родителей (законных представителей) [2]. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Самооценка средних подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть множество немотивированных поступков [5].
Учитывая актуальность изучаемой темы, нами было проведено эмпирическое исследование на базе МАОУ «СОШ №2». В эксперименте приняли участие обучающиеся 6 «А» (19 человек) и 6 «В» (14 человек) класса. Целью констатирующего эксперимента стало изучение ситуаций, которые вызывают беспокойство среди подростков.
Во время констатирующего эксперимента с обучающимися проводилось анонимное анкетирование. В анкете были предусмотрены вопросы, которые определяют сложности преодоления различных ситуаций у подростков (сложности в отношениях с родителями/сверстниками/ учителями, трудности в обучении, неразделенная любовь). Результаты исследования можно увидеть на рис. 1.
40%
Сложности в Сложности в Сложности в Трудности в Безответная отношениях с отношениях с отношениях обучении любовь родителями учителями со
со
проблемных ситуаций
Нет
сверстниками
6 "А" 6 "В"
Рисунок 1. Актуальные проблемы обучающихся.
Из рис. 1 можно увидеть, что у 10 % (2 человек) в 6 «А» классе наблюдаются сложности в отношениях с родителями. В 6 «В» классе таких детей не выявлено. Во время групповой беседы с обучающимися выяснилось, что недопонимания с родителями у многих подростков связаны с ограничением временных рамок провождения на улице, домашними обязанностями и непониманием родителями чувств и позиции подростка.
Сложности в отношениях с учителями присутствуют у 5 % (1 человек) в 6 «А» классе и у 20% (3 человека) учеников в 6 «В» классе. Ребята считают, что недопонимания с учителем могут возникнуть на фоне требований в учебной деятельности, которые подростки не выполняют в полной мере. Также, с некоторыми учителями ученики испытывают сложности из-за разности мнений, воспринимают мнения и требования учителя как предвзятость.
Сложности в отношениях со сверстниками присутствуют у 35% (7 человек) детей в 6 «А» классе и у 14% (2 человека) в 6 «В» классе. Трудности в общении с подростками во многом возникают на фоне разногласий во мнении, подростки могут воспринимать какую-то критику от сверстников и замечания на свой счет. В таких ситуациях подростки могут ощущать обиду, негодование, раздражение, вступать в конфликты и споры. Этих моментов можно избежать посредством разговоров друг с другом и прояснением ситуаций [1].
Трудности в обучении присутствуют у 20% учеников в 6 «А» классе (4 человека) и в 6 «В» классе (3 человека). Трудности в обучении выражены у подростков со сложностями усвоения школьной программы, некоторым подросткам не хочется заниматься учебой, у кого-то возникают сложности в распределении времени.
С безответной любовью сталкивается 1 ребенок из 6 «А» и 6 «В» класса. Подросткам в этом возрасте свойственно испытывать чувство влюбленности, и, конечно их расстраивает, если это чувство оказывается невзаимным.
Ученики, которые позитивно оценивают текущее положение вещей -25% (6 человек) в 6 «А» классе, в 6 «В» - 40 % (6 человек). Подростки хорошо
учатся, могут легко относиться к неудачам в учебе. У них положительные отношения с родителями и сверстниками.
Анализируя результаты анонимного анкетирования можно сказать о том, что у подростков возникают сложности по разным сферам жизнедеятельности. В нашем исследовании мы определили такие сложности у подростков, как: сложности в отношениях с родителями, с учителями и со сверстниками, трудности в обучении и безответная любовь. Обучающиеся подросткового возраста, в силу небольшого жизненного опыта не всегда знают, как справиться с данными трудностями, немногие могут рассказать о своих переживаниях взрослым, а советуясь со сверстниками - тоже не получают гарантий правильных советов.
Подводя итог по вышеизложенной информации можно отметить, что своевременно оказанное внимание проблемам подростка поможет сгладить в их жизни кризисные моменты, будет являться профилактикой девиантного поведения и даст возможность оказать психологическую поддержку со стороны педагогов и психолога в образовательном учреждении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Астахова О.И. Психологические защиты и проблемы взаимоотношений подростков в современном обществе // В сборнике XIII Левитовские чтения. -2018. - С. 15-17;
2. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания / А.Б. Боссарт // М.: Просвещение, 1991. - 176 с;
3. Выготский Л.В. Психология развития ребенка / Л. В. Выготский // М.: Смысл, 2005. - 215 с;
4. Гиппенрейтер Ю.Б Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенейтер // М.: АСТ, 2008. - 204 с;
5. Крилевец И.Е. Проблема стремительного взросления детей и подростков в современном мире / И.Е. Крилевец // Наука XXI века: актуальные направления развития. -2022. - № 1-1. - С. 174-178;
6. Пушкин А.С. Особенности психологического благополучия учащихся среднего подросткового возраста / А. С. Пушкин // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2015. - С. 12-16;
7. Шапкина Е. А. Психологические особенности среднего школьного возраста / Е. А. Шапкина, С. О. Щелина // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 343-345
Koneva M.V.
Kamenskaya Secondary School No. 2 (Ulan-Ude, Russia)
ACTUAL PROBLEMS OF SCHOOLCHILDREN OF MIDDLE ADOLESCENCE
Abstract: the article examines the current problems of adolescents, examines what causes adolescents to worry, anxiety and worries. The periodization of adolescence and its neoplasms is considered.
Keywords: teenagers, students, current problems, relationship difficulties, peers, learning difficulties.