Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
подростки / обучающиеся / актуальные проблемы / сложности отношений / сверстники / трудности обучения / teenagers / students / current problems / relationship difficulties / peers / learning difficulties

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конева М.В.

В статье рассматриваются актуальные проблемы подростков, изучается то, что вызывает у подростков повод для беспокойства, тревоги и переживаний. Рассматривается периодизация подросткового возраста и его новообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF SCHOOLCHILDREN OF MIDDLE ADOLESCENCE

The article examines the current problems of adolescents, examines what causes adolescents to worry, anxiety and worries. The periodization of adolescence and its neoplasms is considered.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 8 (77) Том 2. АВГУСТ 2024 г. УДК 159

Конева М.В.

педагог-психолог, Каменская «СОШ №2» (г. Улан-Удэ, Россия)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы подростков, изучается то, что вызывает у подростков повод для беспокойства, тревоги и переживаний. Рассматривается периодизация подросткового возраста и его новообразования.

Ключевые слова: подростки, обучающиеся, актуальные проблемы, сложности отношений, сверстники, трудности обучения.

Подростковый период является одним из самых сложных переломных периодов в жизни каждого человека. Это обусловлено кардинальными физическими и психологическими изменениями ребенка. Подростковый возраст включает в себя несколько периодов:

• Младший подростковый возраст (10-12 лет).

• Средний подростковый возраст (13-16 лет).

• Старший подростковый возраст (17-19 лет) [3].

Средний подростковый возраст характеризуется как критический, так как начинаются глобальные изменения в психике. Этот возраст является непредсказуемым не только для самого ребенка, но и для родителей, педагогов и окружающих. Если знать о том, что происходит в мышлении подростка, то можно значительно сгладить конфликты, недопонимания в семье, а также избежать многих ошибок [7].

Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах - стремление к самостоятельности. Оно

накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда идёт ранимость, колебания в настроении. Поэтому, очень важно своевременно определить возникающие трудности у подростков, чтобы оказать им психологическую поддержку со стороны общеобразовательной организации и родителей (законных представителей) [2]. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Самооценка средних подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть множество немотивированных поступков [5].

Учитывая актуальность изучаемой темы, нами было проведено эмпирическое исследование на базе МАОУ «СОШ №2». В эксперименте приняли участие обучающиеся 6 «А» (19 человек) и 6 «В» (14 человек) класса. Целью констатирующего эксперимента стало изучение ситуаций, которые вызывают беспокойство среди подростков.

Во время констатирующего эксперимента с обучающимися проводилось анонимное анкетирование. В анкете были предусмотрены вопросы, которые определяют сложности преодоления различных ситуаций у подростков (сложности в отношениях с родителями/сверстниками/ учителями, трудности в обучении, неразделенная любовь). Результаты исследования можно увидеть на рис. 1.

40%

Сложности в Сложности в Сложности в Трудности в Безответная отношениях с отношениях с отношениях обучении любовь родителями учителями со

со

проблемных ситуаций

Нет

сверстниками

6 "А" 6 "В"

Рисунок 1. Актуальные проблемы обучающихся.

Из рис. 1 можно увидеть, что у 10 % (2 человек) в 6 «А» классе наблюдаются сложности в отношениях с родителями. В 6 «В» классе таких детей не выявлено. Во время групповой беседы с обучающимися выяснилось, что недопонимания с родителями у многих подростков связаны с ограничением временных рамок провождения на улице, домашними обязанностями и непониманием родителями чувств и позиции подростка.

Сложности в отношениях с учителями присутствуют у 5 % (1 человек) в 6 «А» классе и у 20% (3 человека) учеников в 6 «В» классе. Ребята считают, что недопонимания с учителем могут возникнуть на фоне требований в учебной деятельности, которые подростки не выполняют в полной мере. Также, с некоторыми учителями ученики испытывают сложности из-за разности мнений, воспринимают мнения и требования учителя как предвзятость.

Сложности в отношениях со сверстниками присутствуют у 35% (7 человек) детей в 6 «А» классе и у 14% (2 человека) в 6 «В» классе. Трудности в общении с подростками во многом возникают на фоне разногласий во мнении, подростки могут воспринимать какую-то критику от сверстников и замечания на свой счет. В таких ситуациях подростки могут ощущать обиду, негодование, раздражение, вступать в конфликты и споры. Этих моментов можно избежать посредством разговоров друг с другом и прояснением ситуаций [1].

Трудности в обучении присутствуют у 20% учеников в 6 «А» классе (4 человека) и в 6 «В» классе (3 человека). Трудности в обучении выражены у подростков со сложностями усвоения школьной программы, некоторым подросткам не хочется заниматься учебой, у кого-то возникают сложности в распределении времени.

С безответной любовью сталкивается 1 ребенок из 6 «А» и 6 «В» класса. Подросткам в этом возрасте свойственно испытывать чувство влюбленности, и, конечно их расстраивает, если это чувство оказывается невзаимным.

Ученики, которые позитивно оценивают текущее положение вещей -25% (6 человек) в 6 «А» классе, в 6 «В» - 40 % (6 человек). Подростки хорошо

учатся, могут легко относиться к неудачам в учебе. У них положительные отношения с родителями и сверстниками.

Анализируя результаты анонимного анкетирования можно сказать о том, что у подростков возникают сложности по разным сферам жизнедеятельности. В нашем исследовании мы определили такие сложности у подростков, как: сложности в отношениях с родителями, с учителями и со сверстниками, трудности в обучении и безответная любовь. Обучающиеся подросткового возраста, в силу небольшого жизненного опыта не всегда знают, как справиться с данными трудностями, немногие могут рассказать о своих переживаниях взрослым, а советуясь со сверстниками - тоже не получают гарантий правильных советов.

Подводя итог по вышеизложенной информации можно отметить, что своевременно оказанное внимание проблемам подростка поможет сгладить в их жизни кризисные моменты, будет являться профилактикой девиантного поведения и даст возможность оказать психологическую поддержку со стороны педагогов и психолога в образовательном учреждении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Астахова О.И. Психологические защиты и проблемы взаимоотношений подростков в современном обществе // В сборнике XIII Левитовские чтения. -2018. - С. 15-17;

2. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания / А.Б. Боссарт // М.: Просвещение, 1991. - 176 с;

3. Выготский Л.В. Психология развития ребенка / Л. В. Выготский // М.: Смысл, 2005. - 215 с;

4. Гиппенрейтер Ю.Б Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенейтер // М.: АСТ, 2008. - 204 с;

5. Крилевец И.Е. Проблема стремительного взросления детей и подростков в современном мире / И.Е. Крилевец // Наука XXI века: актуальные направления развития. -2022. - № 1-1. - С. 174-178;

6. Пушкин А.С. Особенности психологического благополучия учащихся среднего подросткового возраста / А. С. Пушкин // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2015. - С. 12-16;

7. Шапкина Е. А. Психологические особенности среднего школьного возраста / Е. А. Шапкина, С. О. Щелина // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 343-345

Koneva M.V.

Kamenskaya Secondary School No. 2 (Ulan-Ude, Russia)

ACTUAL PROBLEMS OF SCHOOLCHILDREN OF MIDDLE ADOLESCENCE

Abstract: the article examines the current problems of adolescents, examines what causes adolescents to worry, anxiety and worries. The periodization of adolescence and its neoplasms is considered.

Keywords: teenagers, students, current problems, relationship difficulties, peers, learning difficulties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.