Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТРЕВОЖНОСТИ И УРОВНЯ УСПЕВАЕМОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТРЕВОЖНОСТИ И УРОВНЯ УСПЕВАЕМОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
школьная тревожность / личностная тревожность / школьная неуспеваемость / адаптационный период / младший подростковый возраст / school anxiety / personal anxiety / school failure / adaptation period / younger adolescence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курочкина К.А., Романко О.А.

В данной статье рассматривается феномен проявления состояния тревожности обучающихся пятых классов в период адаптации. Описываются особенности адаптационного периода и их влияние на личность младших подростков. Экспериментально исследуется школьная и личностная тревожность в контексте школьной неуспеваемости, что является фактором школьной дезадаптации у пятиклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ANXIETY & ACADEMIC PERFORMANCE IN FIFTH GRADERS

This article examines the phenomenon of the manifestation of the state of anxiety of fifth grade students during the period of adaptation. The features of the adaptation period and their influence on the personality of younger adolescents are described. School and personal anxiety is experimentally investigated in the context of school failure, which is a factor of school maladaptation in fifth graders.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТРЕВОЖНОСТИ И УРОВНЯ УСПЕВАЕМОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ»

УДК 159.9

Курочкина К.А.

студентка 4-го курса, факультет педагогики и психологии Нижневартовский государственный университет (г. Нижневартовск, Россия)

Научный руководитель: Романко O.A.

канд. псих, наук, доцент кафедры психологии развития и образования Нижневартовский государственный университет (г. Нижневартовск, Россия)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТРЕВОЖНОСТИ И УРОВНЯ УСПЕВАЕМОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ

Аннотация: в данной статье рассматривается феномен проявления состояния тревожности обучающихся пятых классов в период адаптации. Описываются особенности адаптационного периода и их влияние на личность младших подростков. Экспериментально исследуется школьная и личностная тревожность в контексте школьной неуспеваемости, что является фактором школьной дезадаптации у пятиклассников.

Ключевые слова: школьная тревожность, личностная тревожность, школьная неуспеваемость, адаптационный период, младший подростковый eoipacm.

На современном этапе развития общества, с учетом социальной ситуации, образование претерпевает трудные времена. В образовании происходят изменения на разных уровнях, которые влияют на психологическое благополучие/неблагополучие субъектов образовательного процесса. Одной из актуальных проблем являются частые проявления различных негативных явлений в личностной и эмоциональной сферах обучающихся в

образовательном пространстве, таких как проявление негативных эмоций, агрессии, высокого уровня личностной и ситуативной тревожности и др.. Причинами могут выступать как внешние (адаптационный период, новые требования образовательной сферы, семейная обстановка и ее эмоционально-психологический климат т.д.), так и внутренние условия (переходный период между младшим школьном и младшим подростковым возрастом, т.е. -онтогенетические особенности, кризис).

Одной из причин, влияющих на изменения в эмоциональной сфере, в частности на повышение уровней личностной и ситуативной тревожности, является период перехода младших подростков из младшего в среднее звено общеобразовательной организации. По мнению многих психологов и педагогов, тревожность является одним из условий формирования различного рода отклонений и нарушений в подростковом возрасте. Следовательно, тема исследования тревожности младших подростков остается актуальной как для педагогов, педагогов-психологов, так и для родителей.

Исходя из теоретического анализа литературы, можно отметить несколько положений, характерных для подросткового возраста: частичная автономия (в материальном, эмоционально-комфортном аспекте доминирующую роль по-прежнему занимает семья, т.е. сохраняется зависимость от влияния взрослых) [1,с 68;3, с 631]; в удовлетворении познавательных и социально-психологических потребностей обучающихся главную роль играет образовательная сфера (школа) [1, с 49]. Младший подростковый возраст является переходным, следовательно, для данного периода еще характерен авторитет учителя и родителей.

Вместе с тем учебную деятельность постепенно вытесняют интимно-личностные отношения, что является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Значимость ведущей деятельности описывается в возрастной психологии: во-первых, в рамках ведущей деятельности осваиваются и дифференцируются различные виды деятельности, во-вторых, в ведущей деятельности перестраиваются и формируются психические функции личности,

в-третьих, в процессе указанной деятельности наблюдается изменение личности, т.к на каждом возрастном этапе образуются новообразования.

Отметим еще несколько особенностей, относящихся как к подростковому, так и к младшему подростковому возрасту: личностная нестабильность (частая смена настроение, что связана с физиологическими изменениями в организме);неустойчивая самооценка; противоречивость [7, с.111], чувство взрослости (новый уровень притязаний, откуда возникают типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка)[ 14, с 122], стремление к группированию, к независимости и самостоятельности, признанию своих прав,[18, с. 333].

Данную проблему исследовало множество ученых в рамках возрастной психологии, однако подростковый возраст удалось описать А. Фрейд, подхода которой мы придерживаемся: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения — только для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны» [17, с 49].

В современных психологических и педагогических исследованиях тревожность рассматривается как дифференцированное понятие: как состояние

и как личностное свойство. Многие авторы трактуют понятие тревожности по-разному. Так, тревожность выступает как особенность темперамента, состояние высокого, постоянного беспокойства, острое переживание, так и ситуативное беспокойство, связанное со временным переживанием и чувством опасности.

Впервые проблему тревожности в своих трудах освятил З.Фрейд, что считал тревожность функцией Эго, предупреждающей о надвигающейся опасности, что помогает личности регулировать свое поведение в ситуациях угрозы. Однако в таких понятиях как «тревожность» и «тревога» имеется существенная разница. Как уже было сказано, тревожность - это реакция на определенную, конкретную ситуацию и является осознанной, тогда как тревога, напротив, неосознаваемая, и понять причину вызванного беспокойства крайне трудно (т.е. это реакция на неизвестную, неопределенную опасность). Вместе с тем З.Фрейд подчеркивал значимость и важность тревожность для личности, а именно - значимость в ее функции, что проявляется в стимулировании определенных действий (активности), направленных на предотвращение негативных событий. Таким образом, говоря о реакциях, в физиологическом аспекте тревожность активизирует организм для борьбы или избегания неприятных событий, т.е. готовит личность к столкновению, бегству или сопротивлению, нападению, атаке.

Под личностной тревожность психологи понимают свойство темперамента (A.M. Прихожан) или же как черту характера. Это напряженное эмоциональное состояние, активизирующее психические процессы, готовое защищать самоуважение, самооценку, уровень притязаний и т.п., Вместе с тем личностная тревожность связана с невротизмом и сильной внушаемостью. [15, с 96]. Ситуативная тревожность определяется как актуальное, временное беспокойство, связанное с конкретной ситуацией, имеющей определенную значимость для личности. Она проявляется в эмоциональной и поведенческой реакции и сопровождается сильной нервной напряженностью, взволнованностью [9, с 20]. В подростковом возрасте (у пятиклассников) в адаптационный период в образовательной организации это проявляется в:

физиологических аспектах (бессонница, плохой аппетит и др.), эмоциональные проявления (раздражительность, плаксивость, низкая самооценка), социальном поведении (избегание, отречённость, изоляция), и в поведении (нервозность, непоследовательность в действиях, перфекционизм, избегание новых ситуаций или мест.).

Обобщая теоретический анализ по проблеме, можно говорить, что под понятием тревожность понимают свойство личности, проявляющееся в склонности переживания сильного беспокойства. [10, с 19].

Причинами тревожности в период адаптации выступают социальные взаимоотношения младших подростков с учителями, родителями и сверстниками. Рассмотрим указанные системы подробнее: система "подросток-подросток" описывает взаимодействие между подростка, как со сверстниками, так и с группой. В этой системе подростки могут обмениваться социальным опытом, советами, идеями. В системе «подросток-учитель» учитель играет роль наставника, который передает знания и навыки подростку, помогает ему развиваться и добиваться успехов. Система "подросток-родитель" описывает взаимодействие между подростком и его родителями. В этой системе родители выступают в роли наставников, которые обеспечивают подростка материально, эмоционально и физически, а также помогают ему развиваться и принимать важные жизненные решения. Причинами развития тревожности у подростков могут выступать: авторитарный стиль воспитания в семье, авторитарный стиль преподавания педагога в образовательной организации и разногласия со сверстниками. Если подросток обладает высоким уровнем личностной тревожности, то все ситуативные проявления соответственно будут усугубляться.

Следовательно, пятиклассники, обладающие высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности, проявляют такие психологические характеристики, как: повышенное беспокойство к окружающей обстановке и ситуациям, повышенная чувствительность к критике, самокритичность, страх перед социумом и неудачами в учебной деятельности. Все вышеперечисленные

характеристики будут являться предикторами школьной неуспеваемости, неадаптивных форм поведения как со взрослыми, так и со сверстниками, и в целом влиять на формирование психологического

благополучия/неблагополучия младших подростков в адаптационный период.

Целью экспериментального исследования является изучение взаимосвязи уровня школьной и личностной тревожности со школьной успеваемостью у пятиклассников в адаптационный период. Исследование проводилось на базе СОШ№15 г. Нижневартовск, в нем приняли участие 24 обучающихся (11 девочек и 13 мальчиков) 5-ого класса. Диагностический инструментарий состоит из двух методик: Тест уровня школьной тревожности Филлипса [19, с 421]; Шкала личностной тревожности (форма А), Автор: A.M. Прихожан [19, с 495];

Исходя из анализа проведенной методики «Тест уровня тревожности Б.Н Филлипса», которая направлена на выявление уровня тревожности и определение ее характера, можно сказать следующее (рис.1):

100%

Высокий уровень Повышенный Низкий уровень тревожности уровень тревожности

тревожности

■ Переживание социального стресса

■ Фрустрация потребности в достижении успеха

■ Страх самовыражения

■ Страх ситуации проверки знаний

■ Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

■ Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

■ Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Рис.1 Результаты методики «Тест уровня школьной тревожности Филлипса

Следует отметить, что высокий уровень тревожности у обучающихся наблюдается в следующих ситуациях: страх ситуации проверки знаний (38%), страх самовыражения (13%), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (17%), низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (21%), проблемы и страхи в отношениях с учителем (4%).

Повышенный уровень тревожности отмечается: переживание социального стресса (29%), фрустрация потребности в достижении успеха (13%), страх самовыражения (25%), страх ситуации проверки знания (29%), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (8%), низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (29%), проблемы и страхи в отношениях с учителями (42%).

Низкий уровень школьной тревожности отмечается при следующих обстоятельствах в общеобразовательных организациях: переживание социального стресса (70%), фрустрация потребности в достижении успеха (88%), страх самовыражения (63%), страх ситуации проверки знаний (33%), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (75%), низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (50%), проблемы и страхи в отношениях с учителями (54%).

Обобщая вышеприведенные результаты, можно сказать следующее: у 37% обучающихся отмечается низкий уровень тревожности, у 50% -повышенный, и 13% от общего числа обучающихся подвержены высокому уровню тревожности, (рис.2)

Общие результаты школьной тревожности

13%

■ Низкий уровень тревожности(9 человек)

Ж 37%

Л ■ Повышенный уровень тревожноети(12

Высокий уровень тревожности(3

человека)

50%

Рис.2 Общие результаты диагностики школьной тревожности

Также был проведен анализ результатов методики, направленной на выявление уровня личностной тревожности (Шкала личностной тревожности A.M. Прихожан), (рис.3)

Общие результаты методики A.M.Прихожан

1 Тревожность не свойствена(9 человек)

1 Повышенный уровень тревожности(3 человека)

Высокий уровень тревожжности(12 человек)

Рис.3 Общие результаты диагностики личностной тревожности

На диаграмме видно, что 50% обучающихся подвержены высокому уровню школьной тревожности, а конкретно: 33% - в школьной ситуации, 42%

- самооценочная тревожность, 67% - межличностная тревожность и 50% -магическая тревожность.

38% пятиклассников подвержены повышенному уровню тревожности в следующих ситуациях: 42% - школьная тревожность, 17% - самооценочная тревожность, 4% - межличностные отношения, магическая тревожность - 4%.

Низкому уровню тревожности оставшаяся часть обучающихся подвержена в следующих случаях: 13% - в ситуации, связанной со школой, 4%

- в ситуации самооценивания, 13% - межличностная тревожность и 29% -магическая тревожность.

Данные по двум методикам представлены в общей таблице (таблица 1)

Таблица 1. Общие результаты школьной и личностной

тревожности у обучающихся 5-го класса

Высокий уровень тревожности Повышенный уровень тревожности Низкий уровень тревожности

Школьная тревожность 13% 50% 37%

Личностная тревожность 50% 12% 38%

Разницу между представленными данными можно объяснить следующим: обучающиеся, подверженные высокому уровню личностной тревожности, также склоны испытывать тревожность в школьной обстановке, связанную с проверкой знаний, школьным коллективом, отношениями с учителями т.д.

Исходя из сравнительного анализа тревожности со школьной неуспеваемостью, отмечается, что большинство обучающихся, подверженные

высокому уровню школьной тревожности, испытывают трудности в обучении (в основном эти обучающиеся учатся на «2», «3»), тогда как пятиклассники, подверженные повышенному уровню тревожности, в 60% получают отметки «3», «4». У подростков, у которых отмечен низкий уровень как школьной, так и личностной тревожности, оценки различны и не связаны с тревожностью.

В заключении, отметим, что для большинства обучающихся, перешедших в пятый класс, процесс адаптации к новым условиям обучения становится непростым, а иногда и сложным периодом. Формирующийся коллектив, увеличение учебного объема, новые знакомства и выстраивание отношений с учителями-предметниками, семейная обстановка, начало физиологических изменений - все это может быть причиной усложнения адаптационного периода пятиклассников, перешедших из начального звена в среднее звено в общеобразовательной организации. Признаками сложного протекания адаптации выступает, в частности, школьная успеваемость, в особенности, если замечается снижение школьной успеваемости у обучающихся, закончивших 4-тый класс на «4» или «5». Данное явление нередко наблюдается в настоящее время в общеобразовательных организациях и требует особого внимания, как со стороны педагогов, психологов, так и со стороны родителей. Ухудшение ситуации в контексте тревожности в дальнейшем ведет к дезадаптации обучающихся, что ведет за собой ряд следующих последствий: нарушение эмоционально-психологического благополучия, проявление невротических симптомов, нарушение сна и состояния здоровья в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. -192;

2. Беляева O.A. Специфика проявления тревожности у школьников на этапе окончания начальной школы // Образование в современном мире. - 2020. - С. 172-176;

3. Возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 811с. — Серия : Авторский учебник;

4. Воскрекасенко O.A. Адаптация пятиклассников: особенности, факторы, педагогическое обеспечение успешности // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - №10. - С. 80-83;

5. Дормидонтов, Р. А. Проблема успеваемости и успешности обучающихся в свете социальных изменений развития общества и образовательных систем / Р. А. Дормидонтов // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — №5;

6. Кашапов М.М., Кудрявцева A.A. Тревожность и тревога как личностный ресурс // Ярославский психологический вестник. 2021. № 1 (49). С. 22-26;

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.К90 Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высшихучебных заведений. —М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с;

8. Мапий Д.В. Взаимосвязь учебной успеваемости и социометрического статуса младших школьников в современной школе. Научная статья // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - №8. - С. 183-186;

9. Микляева A.B., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с;

10. Минусов С.Н ПОНЯТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ // Международный научный журнал «Вестник науки». - 2021. - №2. - С. 17-20.;

11. Полунина, JI.B. Повышенная школьная тревожность как фактор снижения успеваемости учащихся пятых классов / J1.B. Полунина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. -2012.-№2.-С. 92-98.;

12. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 413 с;

13. Романенко О.Н Классические представления о тревожности // форум молодых ученых. - 2019. - №3 (31). - С. 690-697.;

14. Салдатова Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебник для вузов/ Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022 - 384 е.;

15. Скрынникова Н.В. Личностная тревожность и ее проявление в младшем подростковом возрасте. Педагогика: история, перспективы. 2021. Том.4 № 1. с. 134-142;

16. Тяпкина, М. В. Школьное оценивание: исторический аспект / М. В. Тяпкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). —С. 163-165.

17. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - СПб: Питер, 2018 -Юбст.

18. Шаповапенко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповапенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 457 с.

19. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский дом «Бахрам-М», 2019. - 624с.

Kurochkina K.A.

4th year student, Faculty of Pedagogy and Psychology Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia)

Scientific advisor: Romanko O.A.

Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia)

STUDY OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ANXIETY & ACADEMIC PERFORMANCE IN FIFTH GRADERS

Abstract: this article examines the phenomenon of the manifestation of the state of anxiety of fifth grade students during the period of adaptation. The features of the adaptation period and their influence on the personality of younger adolescents are described. School and personal anxiety is experimentally investigated in the context of school failurey which is a factor of school maladaptation m fifth graders.

Keywords: school anxiety, personal anxiety, school failure, adaptation period, younger adolescence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.