Научная статья на тему 'Актуальные проблемы реорганизации юридических лиц системы МЧС России'

Актуальные проблемы реорганизации юридических лиц системы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
378
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / МЧС РОССИИ / REORGANIZATION / LEGAL ENTITIES / MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уткин Н. И., Немченко С. Б., Саввинова Ю. А.

Исследуются вопросы и проблемы, возникающие при реорганизации юридических лиц системы МЧС России. Реорганизация юридических лиц системы МЧС России оказывает влияние на безопасность в чрезвычайных ситуациях, поэтому в статье вносятся предложения по внесению изменений в законодательство в указанной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF REORGANIZATION OF LEGAL ENTITIES OF MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA

This article investigates issues and problems arising from the reorganization of legal entities of Ministry of Emergency Measures of Russia. The reorganizaton of Ministry of Emergency Measures of Russia has an impact on safety in emergency situations. That is why offers on modification of the legislation are made.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы реорганизации юридических лиц системы МЧС России»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ СИСТЕМЫ МЧС РОССИИ

Н.И. Уткин, доктор юридических наук, профессор;

С.Б. Немченко, кандидат юридических наук, доцент;

Ю.А. Саввинова. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Исследуются вопросы и проблемы, возникающие при реорганизации юридических лиц системы МЧС России. Реорганизация юридических лиц системы МЧС России оказывает влияние на безопасность в чрезвычайных ситуациях, поэтому в статье вносятся предложения по внесению изменений в законодательство в указанной сфере.

Ключевые слова: реорганизация, юридические лица, МЧС России

ACTUAL PROBLEMS OF REORGANIZATION OF LEGAL ENTITIES OF MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA

N.I. Utkin; S.B. Nemchenko; Y.A. Savvinova.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

This article investigates issues and problems arising from the reorganization of legal entities of Ministry of Emergency Measures of Russia. The reorganizaton of Ministry of Emergency Measures of Russia has an impact on safety in emergency situations. That is why offers on modification of the legislation are made.

Key words: reorganization, legal entities, Ministry of Emergency Measures of Russia

Важнейшей составляющей национальных интересов России являются обеспечение безопасности личности, общества и государства в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий [1]. Поэтому в истории России правовое регулирование общественных отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всегда относилось к числу важнейших национальных задач, непосредственное исполнение которых возлагалось на первых лиц органов власти [2, с. 57].

В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» подразделения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) относятся к силам обеспечения безопасности [3]. Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» на МЧС России возложены функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах [4].

На протяжении последних лет в Российской Федерации проводится административная реформа, в ходе которой реорганизуются органы государственной власти, изменяются их задачи и функции. Реорганизация также затронула и систему МЧС России, целью проведения которой является совершенствование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Так, на основании Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [5].

Затем в 2002 г. в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединения сил и средств, при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, в ведение МЧС России была передана Государственная противопожарная служба [6].

Кроме того, в 2004 г. во всех субъектах Российской Федерации были созданы территориальные органы МЧС России - главные управления МЧС России по субъекту Российской Федерации [7].

Реформирование продолжилось и в 2004 г., когда в ведение МЧС России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 991 «О совершенствовании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» была передана Государственная инспекция по маломерным судам, находившаяся до этого в подчинении Министерства природных ресурсов Российской Федерации [8].

В 2005 г. испытательные пожарные лаборатории федеральной противопожарной службы были преобразованы в судебно-экспертные учреждения федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» [9].

С 1 января 2006 г. по настоящее время проводятся мероприятия по реформированию объектовых подразделений Государственной противопожарной службы [10].

МЧС России прошло длительный путь реформирования, не прекращающийся до сих пор. Важно отметить, что административное реформирование системы МЧС России, в процессе которого в его ведение передаются органы исполнительной власти, а также реорганизуются подведомственные учреждения, осуществляется по правилам гражданского законодательства.

Однако в действующем законодательстве отсутствует единый подход к регулированию отношений, возникающих при реорганизации органов исполнительной власти, в том числе МЧС России, а также специальная нормативно-правовая регламентация способов и порядка их реорганизации, которая бы учитывала особенности правового положения государственных органов. Следует указать, что в настоящее время законодательством также не предусмотрен порядок проведения реорганизации бюджетных учреждений.

Практика показала, что при реорганизации юридических лиц системы МЧС России возникают трудности, связанные с пробелами в правовом регулировании указанных отношений, нечетким соблюдением гражданского и трудового законодательства, нарушением прав сотрудников и работников.

Между тем, реорганизация юридических лиц системы МЧС России существенным образом оказывает влияние на их способность осуществлять возложенные на них государством задачи по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях, так как при ее проведении, в первую очередь, затрагиваются права и интересы широкого круга лиц: граждан, общества, государства, а также сотрудников и работников реорганизуемых юридических лиц.

Одна из главных проблем, возникающих на практике при реорганизации юридических лиц системы МЧС России, связана с определением субъектов и источников финансирования, за счет которых будут исполняться обязательства перед кредиторами, если принято решение о реорганизации подведомственного МЧС России учреждения.

Так, показателен следующий пример судебно-арбитражной практики: ООО

«Инновационно-коммерческая компания «Гарант Интернэшнл» предъявило иск к Государственному учреждению «Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты и противопожарной безопасности Ленинградской области» (далее - ГУ «Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты») о взыскании задолженности за оказание услуг по договору и процентов за пользование чужими средствами. В апелляционной жалобе ГУ «Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты» ссылалось на то, что является ненадлежащим ответчиком, так как в связи с проведенной реорганизацией задолженность в размере 54144 руб. 30 коп. не была ему передана по балансу как кредиторская задолженность.

Тринадцатый арбитражный суд, выражая свою позицию по делу, аргументировал тем, что реорганизация не освобождает ответчика - ГУ «Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты» от обязанности оплаты своих долгов, которые никому не передавались [11].

Также вызывает интерес дело № А 57-37705/04 по иску Государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» к Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга (далее - ГУ ЧС) о взыскании задолженности в сумме 66180 руб. 51 коп. по договору на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ.

В кассационной жалобе ГУ ЧС, выражая несогласие с принятым судом первой инстанции решением, сослалось на то, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку источником финансирования договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ является федеральный бюджет, и в этом случае суду следовало руководствоваться нормами бюджетного, а не гражданского законодательства. Указанный довод кассационной инстанцией был отклонен, так как в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 сентября 2003 г № 30 ГУ ЧС реорганизовано путем присоединения Управления противопожарной службы. В силу п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом [12].

Следует отметить, что весьма актуальным является вопрос об определении момента перехода прав и обязанностей при реорганизации юридических лиц МЧС России, ведь очевидно, что между принятием решения о реорганизации и ее завершением проходит длительный промежуток времени.

В юридической литературе отсутствует единство мнений по этому вопросу. В частности С.А. Чубаров отмечал, что определяющее значение для перехода прав и обязанностей имеет факт государственной регистрации вновь создаваемых организаций. До этого момента переход прав и обязанностей невозможен, поскольку юридическое лицо -правопреемник еще не создано [13, с. 6-11].

Профессор О.Н. Садиков отмечает, что моментом перехода прав и обязанностей в отношении имущества к вновь возникшему в результате реорганизации юридическому лицу считается дата подписания и утверждения передаточного акта и разделительного баланса учредителем или органом, принявшим решение о реорганизации [14, с. 140].

Судебная практика придерживается позиции, согласно которой момент перехода прав и обязанностей при реорганизации юридического лица связан с фактом внесения соответствующей записи в государственный реестр. В частности, Высший арбитражный суд РФ при рассмотрении дела № 8105/07 указал, что в силу ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При этом юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших лиц. Следовательно, именно с этим моментом законодатель связывает момент перехода прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к

реорганизуемому [15].

Таким образом, определяющее значение для перехода прав и обязанностей при реорганизации юридических лиц системы МЧС России имеет факт внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц.

Также следует обратить внимание на ряд документов, опосредующих реорганизацию юридических лиц. В частности, ст. 58 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что переход прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к его правопреемникам оформляется передаточным актом или разделительным балансом.

Важно иметь в виду, что права и обязанности реорганизованного юридического лиц, которые не признаются или оспариваются сторонами, а также те, которые на момент реорганизации не выявлены, переходят к правопреемникам независимо от указания их в передаточном акте. Изложенный вывод подтверждается судебной практикой.

В частности, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении по делу № А 79-9934/2004-СК2-9421 указал, что при слиянии, присоединении и преобразовании вся совокупность прав и обязанностей реорганизованных юридических лиц переходит к одному правопреемнику - вновь созданному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Переходят и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются сторонами, и те, которые на момент реорганизации не выявлены, то есть независимо от указания их в передаточном акте [16].

Учитывая большую значимость передаточного акта и разделительного баланса, законодательством к ним предъявляются особые требования. Так, в соответствии со ст. 59 Гражданского кодекса РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Кроме того, передаточный акт и разделительный баланс подлежат обязательному утверждению учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц.

Однако при этом необходимо учитывать, что недопустимо утверждение этих документов в одно время с принятием решения о реорганизации. Нельзя их также утверждать до удовлетворения требований, заявленных кредиторами в определенный период времени. Если же подобные требования не были заявлены, то до окончания срока, установленного для ответа на полученное письменное извещение о проводимой реорганизации. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 59 Гражданского кодекса РФ).

Типовая форма передаточного акта и разделительного баланса законодательно не установлена, поэтому они составляются в произвольной форме. В связи с этим вызывают интерес методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 20 мая 2003 г. № 44, в которых содержатся рекомендации к составу передаточного акта и разделительного баланса [17].

В частности, в п. 4 данных методических указаний предусмотрено, что передаточный акт или разделительный баланс может включать следующие приложения:

- бухгалтерскую отчетность в составе, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [18]. Она определяет состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценку на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке;

- акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами перед составлением передаточного акта (разделительного баланса), подтверждающие

достоверность передаточного акта (разделительного баланса) (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);

- первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций;

- расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.

Следует отметить, что в системе МЧС России какие-либо нормативные акты, предусматривающие порядок оформления передаточного акта и разделительного баланса, а также их типовые формы отсутствуют, результатом чего становится их разнородность и порой нарушение требований законодательства при составлении данных документов подведомственными юридическими лицами.

В этой связи интересен опыт иных учреждений по данной проблематике. В частности, министерством экономического развития РФ на основании приказа от 19 сентября 2007 г. № 325 утверждены типовые формы передаточных актов, подлежащих применению в связи с реструктуризацией атомного энергопромышленного комплекса РФ, в которых, в частности, в унифицированном порядке предусмотрено, что создаваемое ОАО (открытое акционерное общество) посредством реорганизации путем преобразования ФГУП (федерального государственного унитарного предприятия), является правопреемником реорганизуемого предприятия по всем обязательствам предприятия в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, и обязательства, оспариваемые сторонами, со всеми изменениями и т.д. [19].

Согласно Гражданскому кодексу РФ некоммерческие организации могут создаваться лишь в тех формах, которые указаны в нем или в иных федеральных законах. Большинство государственных органов, как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации, относятся в настоящее время к бюджетным учреждениям. Юридические лица, входящие, в систему МЧС России, являются бюджетными учреждениями.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы [20].

Следует иметь в виду, что, несмотря на то, что все учреждения являются согласно Гражданскому кодексу РФ некоммерческими организациями, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» действует только в отношении частных учреждений, на государственные и муниципальные учреждения, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления он не распространяется, что установлено п. 5 ст. 1 данного закона и находит подтверждение в судебной практике.

В частности, в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2007 г. по делу № Ф 09-8335/2007-С4 указано, что ссылка заявителя кассационной жалобы на нарушение судами норм материального права, выразившееся в неверном толковании ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в силу п. 5 ст. 1 названного закона его действие не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, если иное не установлено федеральным законом. Иное федеральным законом не предусмотрено [21].

Таким образом, в силу изложенных обстоятельств, можно сделать вывод, что к юридическим лицам, входящим в систему МЧС России, не применимы нормы о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, содержащиеся в Федеральном законе «О некоммерческих организациях».

Важнейшим отличием учреждения от некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм является то, что при его создании учредитель передает имущество учреждению не в собственность, а лишь в оперативное управление. Стремление собственника сохранить имущество бюджетного учреждения наглядно проявляется, на наш взгляд, в п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. № 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений», предусматривающем обязательное указание в уставе федерального бюджетного учреждения:

- порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, который, в частности, устанавливает обязанность учреждения представлять сведения о таком имуществе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества;

- запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

- возможности ликвидации учреждения только по решению собственника имущества (Российской Федерации) с условием распоряжения собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ходе проведенного анализа Положения о МЧС России, утвержденного Указом Президента от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», установлено, что в нем вышеперечисленные условия, обязательные для включения в уставы (положения) федеральных бюджетных учреждений, отсутствуют, что, соответственно, не в полной мере соответствует требованиям законодательства. В связи с этим полагаем, что Положение о МЧС России необходимо привести в соответствие с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. № 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений».

Также важное значение приобретает вопрос обеспечения сохранности имущества при реорганизации юридических лиц системы МЧС России, поскольку указанное непосредственно влияет на выполнение ими задач, возложенных на них государством. Например, очевидно, что эффективное тушение пожаров напрямую зависит от наличия соответствующего пожарного оборудования и снаряжения, а их отсутствие может привести к угрозе безопасности жизнедеятельности широкого круга лиц. Однако, несмотря на это, на практике возникают случаи, связанные с незаконным отчуждением имущества при реорганизации подведомственных МЧС России учреждений.

В частности, Главное управление МЧС России по Москве обратилось в Арбитражный суд Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 7 июня 2006 г. № 1805-р о предоставлении на праве оперативного управления Государственному учреждению высшего профессионального образования «Московский университет Министерства внутренних дел РФ» здания пожарного депо с иском о признании за ГУ МЧС России по Москве права оперативного управления на указанное здание.

Постановлением девятого арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2008 г. распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 7 июня 2006 г. № 1805-р признано недействительным. Федеральный арбитражный суд Московского округа, оставляя данный судебный акт без изменения, исходил из того, что при

преобразовании Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ в Государственную противопожарную службу МЧС России, имущество, состоящее на балансе организаций, предприятий и учреждений, подлежало передаче соответствующему ведомству [22].

Таким образом, в ходе реорганизации юридических лиц системы МЧС России иногда допускаются случаи незаконного отчуждения имущества, необходимого им для выполнения задач по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях. Поэтому, на наш взгляд, с целью предотвращения подобных случаев необходимо на законодательном уровне предусмотреть норму о запрете отчуждения имущества, принадлежащего юридическим лицам системы МЧС России, в ходе проведения реорганизации без их согласия.

Следует отметить, что бюджетное учреждение не имеет право отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления. То есть, юридическое лицо системы МЧС России ни при каких условиях не может передать закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество другому юридическому лицу, входящему также в систему МЧС России. Вышестоящий орган МЧС России, в свою очередь, не вправе изымать имущество у подведомственного ему юридического лица МЧС России, так как на сегодняшний день такими полномочиями наделены только собственники (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) в лице соответствующих органов по управлению государственным имуществом.

На наш взгляд, такое положение не позволяет осуществлять оперативный маневр материальными средствами МЧС России, необходимыми, в первую очередь, для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В связи с вышеизложенным, необходимо на законодательном уровне наделить МЧС России правом передавать и перераспределять между подведомственными ему учреждениями имущество, находящееся на праве оперативного управления, в том числе и во время проведения реорганизационных мероприятий, что позволило бы осуществить ускоренную передачу материальных средств, необходимых для выполнения возложенных на них государством задач.

Особое внимание при реорганизации юридических лиц системы МЧС России следует уделять инвентаризации имущества, так как ее надлежащее проведение способствует его сохранности и предотвращению незаконного отчуждения. Следует отметить, что проведение инвентаризации имущества при реорганизации юридических лиц носит обязательный характер на основании пункта 2 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ в силу требований ст. 4 данного закона. Важно иметь в виду, что итоги инвентаризации служат подтверждением достоверности передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому ее проведение должно предшествовать их составлению юридическими лицами системы МЧС России.

Следует иметь в виду, что после завершения реорганизации перешедшее к юридическим лицам системы МЧС России в порядке универсального правопреемства имущество подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на имущество и сделок с ним». Несоблюдение указанного требования не влечет возникновения права на имущество.

Серьезным пробелом в правовом регулировании реорганизации юридических лиц системы МЧС России, как уже отмечалось, является отсутствие типовых форм документов, опосредующих процедуру реорганизации (передаточный акт, разделительный баланс и т. д.), а также ведомственных нормативных актов, разъясняющих порядок ее проведения в системе МЧС России. Кроме того, на наш взгляд, недостаточно четко определены полномочия и компетенция должностных лиц МЧС России при проведении реорганизационных мероприятий.

С учетом всех изложенных обстоятельств, в целях совершенствования правового регулирования реорганизации юридических лиц системы МЧС России, необходимо:

- приведение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность МЧС России, в соответствие с федеральным законодательством;

- соблюдение требований гражданского законодательства при издании нормативных правовых актов МЧС России, посвященных вопросам реорганизации юридических лиц системы МЧС России;

- определение полномочий и компетенции должностных лиц МЧС России при проведении реорганизационных мероприятий;

- разработка типовых форм документов, опосредующих процедуру реорганизации юридических лиц системы МЧС России (передаточный акт, разделительный баланс, обоснование планируемой реорганизации и т. д.);

- разработка ведомственных нормативных актов по порядку проведения реорганизации юридических лиц системы МЧС России с учетом необходимости соблюдения частных и публичных интересов в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Литература

1. Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17 дек. 1997 г. № 1300 // Рос. газ. 1997. № 247.

2. Федулов Г. В. Защита населения от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование: дис. ... канд. юр. наук. М., 2000. С. 57.

3. О безопасности: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 // Рос. газ. 1992. № 103.

4. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.

5. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 10 янв. 1994 г. № 66 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 3. Ст. 190.

6. Указ Президента РФ от 9 нояб. 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 46. Ст. 4348.

7. Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации: Приказ МЧС России от 6 авг. 2004 г. № 372 // Рос. газ. 2004. № 182.

8. О совершенствовании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Указ Президента Российской Федерации от 28 авг. 2003 г. № 991 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 35. Ст. 3423.

9. О создании судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений федеральной противопожарной службы: приказ МЧС России от 14 окт. 2005 г. № 745 // Пожарная безопасность. 2006. № 3.

10. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 22 авг. 2004 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.

11. Постановление тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 сен. 2007 г. по делу № А 56-341/2007. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июня 2005 г. по делу № А 56-37705/04. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Чубаров С. А. Правопреемство при реорганизации юридических лиц // Законодательство. № 7. 1998. С. 6-11.

14. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, Ч. 1 (постатейный) / под ред. О.Н. Садикова. М., 1997. С. 140.

15. Определение Высшего арбитражного суда от 20 авг. 2007 г. по делу № 8105/07. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 авг.

2006 г. по делу № А 79-9934/ 2004- СК2-9421. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Приказ Министерства финансов РФ от 20 мая 2003 г. № 44н // Рос. газ. 2003. № 127.

18. О бухгалтерском учете: Федер. закон от 21 нояб. 1996 г. № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.

19. Приказ Министерства экономического развития РФ от 19 сен. 2007 г. № 325 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 46.

20. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

21. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 окт.

2007 г. по делу № № Ф09-8335/2007-С4 по делу № А60-3247/2007-С9. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 мая

2008 г. № КГ-А40/3880-08 по делу № А40-36977/07-84-230. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.