В.Э. Килин
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ К САМОРЕГУЛИРОВАНИЮ
В настоящее время в законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность, внесен ряд значительных изменений, говорящих о развитии правового регулирования в данной сфере. Однако на сегодняшний день не все проблемы в правовом регулировании аудиторской деятельности решены. Автор рассматривает вопросы перехода к саморегулированию в связи с принятием нового закона.
Ключевые слова: аудиторская деятельность, саморегулируемые организации, актуальные проблемы, экономика, аудит, рынок аудиторских услуг.
Аудит представляет собой один из наиболее важных элементов рыночной экономики, способствующий развитию предпринимательской деятельности. Аудиторская деятельность в настоящее время развивается весьма динамично. В последние годы были сделаны существенные законотворческие шаги на пути правового регулирования аудиторской деятельности в РФ: расширена организационная структура управления аудиторской деятельностью, увеличен рост доли сопутствующих аудиту услуг, а также повышен уровень их качества. Получила дальнейшее развитие система контроля качества аудиторских услуг в рамках профессиональных аудиторских объединений. Однако целый комплекс проблем, связанных с правовой регламентацией аудиторской деятельности, до сих пор не имеет однозначного разрешения. К ним относятся недостаточное исследование теоретических основ аудита и определение правовой природы аудиторской деятельности. Кроме того, требует научного обоснования и уточнения понятийный аппарат.
© Килин В.Э., 2012
Если рассматривать аудит как процесс, то можно дать ему следующее определение: «Аудит (auditing) - это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает доказательства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям»1. Иногда под аудитом понимается процесс уменьшения информационного риска до приемлемого уровня, т. е. вероятности того, что в финансовых отчетностях содержатся ложные или неточные сведения для пользователей финансовых отчетов.
Если же рассматривать аудит как комплексный экономический анализ, то «аудит можно определить, как своеобразную экспертизу бизнеса»2.
Так же нужно отличать понятия «аудит» и «аудиторская деятельность». Аудиторская деятельность - понятие более широкое, так как включает в себя и аудит, и сопутствующие аудиту услуги. В законе об аудиторской деятельности от 7 августа 2001 г. законодатель отождествляет эти понятия, что не могло не привести к возникновению многочисленных дискуссий и обсуждений в научной среде на этот счет, результатом стало разделение этих понятий в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон «Об аудиторской деятельности»).
За 20 лет развития правоотношений в области осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации и изменения в связи с этим регулирующего их законодательства можно отметить, что законодатель полностью изменил определение термина «аудит», но определяемая этим термином деятельность сохранила ряд своих черт. Ее можно определить как комплексный институт со свойственными признаками процесса ревизии и контроля, также в обоих определениях подчеркивается ее независимость.
18 мая 2005 г. постановлением Государственной думы Федерального Собрания РФ № 1870-1V ГД в первом чтении был принят проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"». Законопроект предусматривал передачу ряда полномочий от государственных органов саморегулируемым аудиторским организациям (далее - СРО). Помимо функций контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов СРО обязывались осуществлять функции повышения квалификации аудиторов и вести Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами СРО. Кроме того, предусматривалась отмена
лицензирования и его замена обязательным членством аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых профессиональных объединениях.
В дальнейшем важным шагом в данном направлении послужило принятие Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях»3, которым были закреплены правовые основы для деятельности саморегулируемых организаций. Закон содержит квалифицирующие признаки и определение саморегулируемой организации, а также устанавливает порядок ее создания и деятельности, порядок взаимоотношений между СРО и ее членами, а также между саморегулируемой организацией и органами государственной власти.
До принятия общего закона о саморегулируемых организациях приобретение статуса СРО в сфере аудиторских услуг было связано с получением государственной аккредитации в уполномоченном федеральном органе, понимаемой как официальное признание и регистрация (п. 1 ст. 20 Закона «Об аудиторской деятельности»).
В связи с тем что контроль над качеством и доступ к осуществлению аудиторской деятельности осуществлялся Министерством финансов, а членство в профессиональных аудиторских объединениях не являлось обязательным, членами таких объединений становилась только пятая часть всех аудиторов, получивших квалификационный аттестат аудитора. Отсутствие законодательно закрепленного требования к членству в таких объединениях лишает СРО эффективных механизмов применения санкций к некомпетентным аудиторам, так как исключение из членов саморегулируемой организации в таком случае не является для аудиторов серьезной санкцией и не мешает им продолжать осуществление своей деятельности. Таким образом, контроль качества и дисциплинарные функции СРО носили исключительно формальный характер.
Статус саморегулируемой организации аудиторов некоммерческая организация приобретает в момент внесения ее в государственный реестр саморегулируемых организаций, именно в этот момент она приобретает исключительную правосубъектность. Согласно законодательству, некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов в случае соответствия ее ряду требований, изложенных в Законе «Об аудиторской деятельности»:
1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;
2) наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
3) обеспечение саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственностью каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.
Следует отметить, что требование в отношении порога численности СРО планировалось ужесточить. Сейчас действует требование, что в состав объединения должно входить не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, но планировалось, что с 1 января 2010 г. численность СРО для включения в реестр саморегулируемых организаций аудиторов должна была бы составлять не менее 2000 физических лиц и не менее 1000 коммерческих организаций. Однако на втором чтении в Государственной думе была внесена поправка, в результате чего данное дополнение было исключено. В этой связи, по нашему мнению, внесение данной поправки является позитивным шагом в развитии рынка аудиторских услуг ввиду сохранения тенденции увеличения аккредитованных объединений, что способствует увеличению конкуренции и роста качества оказываемых услуг в данной области.
31 декабря 2008 г. президент РФ подписал Закон «Об аудиторской деятельности»4, согласно которому с 1 января 2010 г. лицензирование заменялось обязательным членством аудиторских организаций и аудиторов в саморегулируемых организациях. Таким образом, принятие нового Закона «Об аудиторской деятельности» подтвердило окончательное становление российского аудита и создало перспективы для дальнейшего развития нормативно-правового регулирования в сфере аудита. Внедрение механизма саморегулирования в комплексе с совершенствованием государственных методов регулирования позволит улучшить качество осуществляемой аудиторской деятельности и повысить эффективность оказываемых аудиторами и аудиторскими организациями услуг. Дальнейшее развитие аудиторской деятельности напрямую зависит от обеспечения качества аудиторских услуг.
За время, прошедшее с момента вступления в силу положений, закрепляющих замену лицензирования обязательным членством аудиторских организаций и аудиторов в саморегулируемых организациях, можно было сделать определенные выводы и отметить
практические проблемы регулирования аудиторской деятельности новым законом.
Например, приостановление членства аудитора в СРО и исключение его из членов саморегулируемой организации аудиторов имеют те же последствия, что и приостановление и аннулирование лицензии. Но есть и принципиальные различия. Так, Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») предусматривает, что вопросы аннулирования лицензии рассматриваются в судебном порядке, а вопрос об исключении аудитора из членов СРО решается без участия суда. Так как членство в СРО затрагивает его правоспособность, по нашему мнению, вопросы приостановления членства аудитора в СРО и исключение его из членов данной организации должны решаться в судебном порядке. Ранее лицензирующие органы обязаны были приостановить действие лицензии по решению суда на срок, не превышающий 90 дней. Сейчас членство аудитора в СРО может быть приостановлено на срок до 6 месяцев, и в течение всего срока он не может осуществлять профессиональную деятельность, что, по сути, предусматривает еще более серьезные финансовые последствия, чем исключение из членов СРО, поэтому кажется логичным сократить указанный срок до 90 дней.
Кроме того, является необходимым обратить внимание на следующее: меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов закреплены в ст. 20 Закона «Об аудиторской деятельности». Ряд ученых справедливо обращают наше внимание на то, что не совсем корректно использовать такие понятия, как «меры дисциплинарного воздействия» или «дисциплинарная ответственность» по отношению к аудиторам, поскольку такая терминология относится скорее к области трудового права5. Некоторые авторы отмечают, что правильнее было бы употребление такого термина, как «статусная ответственность». Но А.В. Басова в своем исследовании приходит к выводу, что понятие «статусная ответственность» может применяться только к лицам, имеющим профессионально-правовой статус саморегулируемой организации.
Согласно положениям Закона «Об аудиторской деятельности», СРО может применить следующие меры в отношении аудитора -члена данной СРО, нарушившего требования законодательства об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов, а также кодекса профессиональной этики аудиторов:
1) вынести предписание, обязывающее аудитора устранить выявленные по результатам внешней проверки качества его работы
нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;
2) вынести аудитору предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований Закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов, а также кодекса профессиональной этики аудиторов;
3) наложить штраф на аудитора-нарушителя;
4) принять решение о приостановлении членства аудиторской организации или индивидуального аудитора в СРО на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;
5) принять решение об исключении аудитора из членов СРО;
6) применить иные установленные внутренними документами СРО меры.
Анализ положения Закона «Об аудиторской деятельности» позволяет обратить внимание на несколько характерных особенностей:
- круг лиц, к которым может быть применена такая ответственность ограничивается членством в конкретной СРО;
- основания привлечения, а также меры ответственности и порядок их наложения закрепляются не только в нормативно-правовых актах, но и во внутренних документах СРО;
- основанием привлечения к ответственности со стороны СРО является выявление нарушений требований как нормативно-правовых актов, так и правил и стандартов предпринимательской деятельности, включая правила, установленные СРО;
- применяемые меры ответственности могут являться либо мерами имущественной ответственности и заключаться в наложении штрафа на нарушителя, либо личной предпринимательской ответственностью, ограничивающей профессиональную предпринимательскую правоспособность.
Следует обратить внимание на то, что при исключении из членов саморегулируемой организации аудиторов законодатель не закрепляет каких-либо положений, не позволяющих вступить исключенному аудитору в другую СРО для осуществления аудиторской деятельности. Вероятно, логичным было бы предусмотреть подобные ограничения с целью усложнения выхода на рынок оказания аудиторских услуг недобросовестных аудиторов.
Приостановление членства аудитора в СРО и исключение его из членов саморегулируемой организации аудиторов имеют те же последствия, что и приостановление и аннулирование лицензии.
Но есть и принципиальные отличия. Так Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает, что вопросы аннулирования лицензии рассматриваются в судебном порядке, а вопрос об исключении аудитора из членов СРО решается без участия суда. Так как членство в СРО затрагивает его правоспособность, автор данного исследования считает, что вопросы приостановления членства аудитора в СРО и исключение его из членов данной организации должны решаться в судебном порядке.
Российская Федерация является сравнительно «молодой демократией» с «сырой» экономикой (по сравнению с более развитыми экономиками мира, такими как страны Европы и Северной Америки). Таким образом, регулирование аудиторской деятельности в России является неустоявшимся и находящимся на стадии развития.
Примечания
1 Аренс А., Лоббек Дж. Аудит. М.: Финансы и статистика, 1995. С. 560.
2 Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 74.
3 Собрание законодательства. 2007. № 49. Ст. 6076.
4 Российская газета. 2008. № 267. 31 дек.
5 Кувакина Т.В. Ответственность профессиональных участников рынка ценных
бумаг. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 158.