Научная статья на тему 'Актуальные проблемы реформирования бюджетных организаций в РФ'

Актуальные проблемы реформирования бюджетных организаций в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / СУБСИДИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ) УЧРЕЖДЕНИЕ / НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / ОСОБО ЦЕННОЕ ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ) ЗАДАНИЕ / THE STATE (MUNICIPAL) ESTABLISHMENT / STATE (THE MUNICIPAL) TASK / BUDGETARY SECTOR OF ECONOMY / INDEPENDENT ESTABLISHMENT / BUDGETARY ESTABLISHMENT / STATE ESTABLISHMENT / BUDGETARY ASSIGNMENTS / GRANTS / REAL ESTATE / ESPECIALLY VALUABLE PERSONAL ESTATE / SUBSIDIARY LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лабудин Александр Васильевич, Галстян Гаяне Смбатовна

Статья посвящена очень важной проблеме — бюджетной реформе в общественном секторе экономики Российской Федерации и главным целям в этой области экономики. В статье рассмотрены государственные решения, принятые в 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лабудин Александр Васильевич, Галстян Гаяне Смбатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual Problems of Reforming of Budget organizations in the Russian Federation

This article is devoted very important problem to budgetary reform in public sector of economy of the Russian Federation and to the main targets in this area of economy. The state decisions accepted in 2010 are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы реформирования бюджетных организаций в РФ»

А. В. Лабудин Г. С. Галстян

A. V. Labudin G. S. Galstyan

Актуальные проблемы реформирования бюджетных организаций в РФ

Actual Problems of Reforming of Budget Organizations in the Russian Federation

о <

Лабудин Александр Васильевич

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Заведующий кафедрой учета, контроля и финансового менеджмента Доктор экономических наук, профессор labudin59@mail .ш

Галстян Гаяне Смбатовна

ООО «Новотера» (Санкт-Петербург) Исполнительный директор Соискатель Северо-Западного института управления — филиала РАНХиГС [email protected]

Labudin Alexander Vasilyevich

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint- Petersburg) Head of the Chair of the Account, Control and Financial Management Doctor of Science (Economics), Professor labudin59@mail .ru

Galstyan Gayane Smbatovna

JSC Novotera (Saint-Petersburg) Executive director

Candidate for the degree in economics of the North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) [email protected]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

бюджетный сектор экономики, автономное учреждение, бюджетное учреждение, казенное учреждение, бюджетные ассигнования, субсидии, государственное (муниципальное) учреждение, недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, субсидиарная ответственность, государственное (муниципальное) задание

KEY WORDS

budgetary sector of economy, independent establishment, budgetary establishment, state establishment, budgetary assignments, grants, the state (municipal) establishment, real estate, especially valuable personal estate, subsidiary liability, state (the municipal) task

РЕФЕРАТ

Статья посвящена очень важной проблеме — бюджетной реформе в общественном секторе экономики Российской Федерации и главным целям в этой области экономики. В статье рассмотрены государственные решения, принятые в 2010 г.

ABSTRACT

This article is devoted very important problem to budgetary reform in public sector of economy of the Russian Federation and to the main targets in this area of economy. The state decisions accepted in 2010 are considered in the article.

Необходимость повышения эффективности организаций бюджетной сферы в РФ, детально проанализированная в предыдущей статье авторов1, потребо-

1 Лабудин А.В., ГалстянГ.С. Формирование автономных учреждений как направление реформирования системы бюджетных орга-

вала, помимо формирования сети автономных учреждений, организационно-правовых преобразований в отношении бюджетных и казенных учреждений.

низаций в Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2013. № 8 (SB). С. 38-46.

2 Рассмотрим эти изменения более де-^ тально.

® Бюджетные учреждения

н Основные положения, характеризующие < правовой статус «нового» бюджетного т учреждения, схожи в основном с автономными учреждениями. Это — субсидии на государственное (муниципальное) задание и субсидии на иные цели; доходы, полученные от приносящей доход деятельности и использования имущества, поступают в распоряжение бюджетного учреждения. Но сохраняются и некоторые черты от старого статуса (лицевые счета в Федеральном казначействе (финансовом органе), положения Федерального закона № 94-ФЗ, которые распространяются на учреждения обоих видов, учет по упрощенной схеме, но по бюджетному плану счетов).

Учредителем и собственником всего имущества «новых» бюджетных учреждений по-прежнему является соответствующее публичное правовое образование. Таким образом, при ликвидации бюджетного учреждения все его имущество, которым оно не вправе распоряжаться (а это практически весь имущественный комплекс учреждения), не может быть передано кредиторам и поступает в казну публичного правового образования.

Согласно нормам закона бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса — получателем бюджетных средств, однако финансовое обеспечение основных видов деятельности нового бюджетного учреждения (т. е. тех, ради осуществления которых оно создано — образование, здравоохранение и т. д.) осуществляется, как и раньше, в полном объеме за счет средств бюджета, только не по смете (с указанием направлений, на которые они могут быть использованы), а путем предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания одной суммой.

При этом бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги толь-

ко сверх государственного задания. В пределах государственного (муниципального) задания платные услуги можно оказывать, только если это прямо установлено в Федеральном законе (например, плата за вход в театр, музей). Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а совершать сделки с ценными бумагами могут, если такое право будет предусмотрено федеральным законом.

Установлены нормы, касающиеся порядка предоставления бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у бюджетных и автономных учреждений; для бюджетных учреждений нового типа впервые устанавливается возможность заключать договор финансового лизинга.

Первоначальные нормативы затрат на оказание услуг федеральным бюджетным учреждением определялись исходя из размера бюджетных ассигнований, определенных на содержание бюджетного учреждения, с возможным увеличением на содержание вновь вводимых объектов социальной сферы.

Измененияф в статусе бюджетных учреждений, вносимые Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ, приведены в табл. 1. Таким образом:

• «новым» бюджетным учреждениям практически не пришлось в связи с изменением их правового статуса проходить через сложные организационные мероприятия;

• не производилось переназначение руководителя и иных работников учреждения;

• имущество не перезакреплялось;

• лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать;

• не производится перерегистрация — по сути, требуется только внесение изменений в учредительные документы. При сохранении объема оказанных

учреждением услуг размер финансирова-

Изменения в статусе бюджетных учреждений, внесенные Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-Ф3

<

го

го

О

О гп

О х

О <

го

о

го >

о

со

СО

Критерии До принятия закона Изменения, вносимые Ф3-83

1 2 3

Собственник Собственник всего имущества бюджетных учреждений — это либо Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование (ст. 296 ГК РФ) Собственниками имущества бюджетного учреждения являются соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (ст. 296 ГК РФ, пп. 9 п. 5 ст. 6 83-Ф3)

Право собственности на имущество Имущество находится у учреждения на праве оперативного управления, учреждения, за которыми имущество закреплено, на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (ст. 120, 296 ГК РФ). Земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, предусматривающем ограничение оборотоспо-собности земельного участка (ст. 20 Земельного кодекса РФ) Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (пп. 9 п. 5 ст. 6 83-Ф3)

Ответственность Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ) Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет

Продолжение табл. 1

1 2 3

ответственности по обязательствам бюджетного учреждения (п. 3 ст. 5 83-Ф3)

Право распоряжения имуществом Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (ст. 298 ГК РФ) Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом (п.п. 10 п. 5 ст. 6 83-Ф3)

Банкротство Бюджетное учреждение не может быть признано несостоятельным (банкротом) (ч. 4 ст. 61 ГК РФ) Бюджетное учреждение не может быть признано несостоятельным (банкротом) (ч. 4 ст. 61 ГК РФ)

Право на учреждение других юридических лиц Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника

Приносящая доход деятельность Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если такое право предусмотрено учредительными документами (ст. 298 ГК РФ) Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юриди-

<

го

го

О

О гп

О х

О <

го

о

го >

о

со

1 2 3

ческих лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах

Государственное задание Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать: • определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; • порядок оказания соответствующих услуг; • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) (ст. 69.2 БК РФ) Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать: • определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; • порядок оказания соответствующих услуг; • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) (ст. 69.2 БК РФ)

Финансовое обеспечение Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется по смете. Утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Окончание табл. 1

учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения (ст. 161, 221 БК РФ)

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответ-ствующее имущество, в том числе земельные участки_

Кассовое обслужива-

Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) (ст. 220.1 БК РФ)_

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом) (п. 8 ст. 9.2 Закона). Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 14 ст. 9.2)

Ответственность

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной (п. 13 ст. 9.2). При заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривается условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя_

ния из бюджета не уменьшился, изменился лишь способ доведения указанных средств — не по смете, а через субсидию на государственное задание. Кроме того, в Федеральном законе есть норма — гарантия, согласно которой уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания в течение срока его выполнения, осуществляется только при соответствующем изменении самого госзадания.

При прежнем порядке финансирования бюджетных учреждений по смете они заинтересованы были просто потратить бюджетные деньги и обосновать расширение сметы на следующий год. Связь финансирования и результатов деятельности учреждения полностью отсутствовала, происходило содержание действующей сети учреждений, а не оплата объема услуг. Теперь средства из бюджета до новых бюджетных учреждений доводятся на выполнение госзадания, в котором должны быть установлены показатели эффективности деятельности учреждения и конечный результат, за который платит бюджет. Такой принцип финансирования для бюджетных учреждений создает экономические стимулы в повышении качества оказываемых услуг.

Несмотря на указанные изменения, остаются без ответа очень важные вопросы, связанные с деятельностью учреждений:

1. Что же все-таки делать с неиспользованными остатками средств? При условии, что размер субсидии четко соответствует государственному заданию, наличие остатка средств автоматически означает невыполнение полного объема государственного задания, соответственно, данное финансирование должно быть возвращено в бюджет либо на ту же сумму должна быть уменьшена субсидия следующего года. На самом же деле, проблема «освоения в конце года» остается. Однако можно предположить, что при более четких расчетах нормативов затрат и соответствии объемов госзадания с субсидией данная проблема решится.

2. Сколько лицевых счетов необходимо 2 иметь бюджетному учреждению? | Можно ли иметь другие счета в кре- о дитных учреждениях, кроме депозит- о ных? го

3. Если увеличивается объем государ- х ственного задания, то за счет каких н средств и как будет увеличено фи- < нансирование? (Это актуально осо- т бенно в здравоохранении, так как невозможно отказать пациенту в медицинской помощи, мотивируя тем,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что он обратился за помощью сверх государственного задания.)

4. При определении норматива затрат как учитывается региональная дифференциация для федеральных учреждений, а также совершенно разные стартовые возможности учреждений?

Казенные учреждения

Казенное учреждение определяется законом как государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных(муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Имущество казенного учреждения также будет принадлежать ему на праве оперативного управления.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предоставлено ему в соответствии с учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в со-

2 ответствующий бюджет бюджетной си-^ стемы Российской Федерации. При этом о казенное учреждение отвечает по своим о обязательствам только находящимися в со его распоряжении денежными средствах ми. При недостаточности указанных де-н- нежных средств субсидиарную ответ-< ственность по обязательствам такого т учреждения несет собственник его имущества.

Казенное учреждение находится в ведении соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, который, в том числе, будет определять порядок утверждения бюджетных смет подведомственных казенных учреждений. В свою очередь, бюджетная смета определяется в законе как смета казенного учреждения, устанавливающая в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств. Любые средства, полученные казенными учреждениями от приносящей доходы деятельности (которую они могут осуществлять только в случаях, предусмотренных их учредительными документами), поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) законом предлагается относить, в том числе, ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений. При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

С 1 января 2011 г. федеральные казенные учреждения, обособленные подразделения федеральных казенных учреждений (их официальные представители), находящиеся за пределами Российской Федерации, вправе использовать остатки средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доходы деятельности, по со-

стоянию на 1 января текущего финансового года, а также доходы, получаемые ими в текущем финансовом году от приносящей доходы деятельности, в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения своих функций сверх бюджетных ассигнований, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Операции по поступлению и использованию указанных средств отражаются в отчетности об исполнении федерального бюджета.

* * *

Федеральный закон № 83-Ф3 стал основополагающим документом для проведения фундаментальной реформы в системе оказания государственных (муниципальных) услуг. В соответствии с требованиями закона в 2010-2012 гг. в Российской Федерации проведена масштабная работа по изменению правового статуса всех государственных учреждений. Сравнительные характеристики типов государственных учреждений приведены в табл. 2.

После завершения переходного периода, установленного с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г., финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется путем предоставления данным учреждениям субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

С 1 января 2012 г. работает официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru). Это значительный шаг в процессе повышения прозрачности и эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений РФ.

Сравнительные характеристики типов государственных учреждений

Критерии

Бюджетное учреждение (БУ)

Автономное учреждение (АУ)

Казенное учреждение (КУ)

Понятие

Некоммерческая организация, созданная РФ или субъектом РФ, для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пп.1 п. 5 ст. 6 Федерального закона № 83-Ф3)

Некоммерческая организация, созданная субъектом Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»)

Государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы (абз.39 ст. 6 Бюджетного кодекса)

Право собственности на имущество

Имущество находится в государственной собственности (ч. 1 ст. 120 Гражданского кодекса, пп.9 п. 5 ст. 6 Федерального закона № 83-Ф3)

Имущество находится в государственной собственности (ч.1 ст. 120 Гражданского кодекса, ч. 1 ст.З Федерального закона «Об автономных учреждениях»)

Имущество находится в государственной собственности (ч. 1 ст. 120 Гражданского кодекса)

Право распоряжения закрепленным имуществом

Без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (ст. 298 Гражданского кодекса)

00 о

Продолжение табл. 2

<

ГО

ГО

О

О го

О го

О <

го

о

го >

о

со

1 2 3 4

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (кроме крупной сделки — только с предварительного согласия учредителя; не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами, одобрение сделки учредителем в случае возникновения конфликта интересов) (ст.298 Гражданского кодекса, пп. 10 п. 5 ст. 6 Федерального закона № 83-ФЗ) Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно; вправе с согласия учредителя вносить недвижимое имущество, закрепленное за АУ или приобретенное АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у АУ особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (ст. 298 Гражданского кодекса, ч.2,6 ст.З Федерального закона «Об автономных учреждениях»)

Право собственника на изъятие закрепленного имущества Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество (п. 2 ст. 296 Гражданского кодекса) Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество (п. 2 ст. 296 Гражданского кодекса) Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество (п. 2 ст. 296 Гражданского кодекса)

Порядок финансирования Финансируется выполнение обязательных для БУ государственных заданий в виде субсидий из бюджета (пп.6 п.5 ст.6 Федерального закона №83-Ф3). Финансируется выполнение обязательных для АУ государственных заданий в виде субсидий из бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджет-

< ГО

го

О

О го

О го

О <

го

о

го >

о

со

00

■ч

1 2 3 4

Субсидии могут предоставляться на иные цели (ст. 78.1 Бюджетного кодекса); финансовое обеспечение осуществления БУ полномочий органа государственной власти, органа государственной власти субъекта РФ по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (пп.6 п. 5 ст. 6 Федерального закона № 83-Ф3) (ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Субсидии могут предоставляться на иные цели (ст. 78.1 Бюджетного кодекса) ной сметы (ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса); Не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги; субсидии и бюджетные кредиты КУ не предоставляются (ч.Ю ст. 161 Бюджетного кодекса)

Осуществление приносящей доход деятельности Вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. (ч.З ст. 298 Гражданского кодекса) Вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество по-поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения (ч.2 ст. 298 Гражданского кодекса) Может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (ч.4 ст.298 Гражданского кодекса)

00 00

Продолжение табл. 2

<

ГО

ГО

О

О го

О го

О <

го

о

го >

о

со

1 2 3 4

Ответственность Отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения (ч.2 ст. 120 Гражданского кодекса) Отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, (ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса) Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. (ч.2 ст. 120 Гражданского кодекса). При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных КУ для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени субъекта РФ отвечает орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее КУ (ст. 161 Бюджетного кодекса)

Распространение действия Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «0 размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, Распространяется Не распространяется, поскольку согласно ст. 6 бюджетного кодекса АУ не является получателем бюджетных средств и не может выступать государственным заказчиком или иным заказчиком на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, ока Распространяется

< ГО

го

О

О го

О го

О <

го

о

го >

о

со

00 (О

1 2 3 4

оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» зание услуг для государственных или муниципальных нужд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отчет о деятельности Обеспечивает открытость и доступность отчета о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного имущества (с 1 января 2012 г.) (п. 19 ст. 6 Федерального закона № 83-Ф3) Ежегодно АУ обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных учредителем АУ средствах массовой информации (ч. 10, ст. 2 Федерального закона «об автономных учреждениях»); обеспечивает открытость и доступность отчета о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного имущества (с 1 января 2012 г.) (п. 19 Ст. 6 Федерального закона №83-ФЗ) Обеспечивает открытость и доступность отчета о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного имущества (с 1 января 2012 г.) (п. 19 т. 6 Федерального закона №8983-Ф3)

Право на учреждение других юридических лиц Вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного БУ за счет средств, выделенных ему собственником на приобрете- Вправе с согласия своего учредителя вносить имущество, закрепленное за АУ или приобретенное АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у АУ особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их Не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц (пп. Г п. 14 ст. 6 Федерального закона № 83-Ф3)

(О Окончание табл. 2

О

<

ГО

ГО

О

О го

О го

О <

го

о

го >

о

со

1 2 3 4

ние такого имущества, а также недвижимого имущества. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, БУ вправе вносить указанное имущество в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника (пп. Г п. 14 ст. 6 Федерального закона № 83-Ф3) учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав музейного фонда РФ, архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда) (ч.б, ст.З Федерального закона «Об автономных учреждениях»)

Открытие счетов Осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных Федеральным законом), (пп. 8 п. 5 ст. 6 Федерального закона № 83-Ф3) Вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в финансовых органах субъекта РФ (ч.З, ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях») Осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (ст. 161, 220.1 Бюджетного кодекса)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.