Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здравоохранение / медицинская помощь / конституционное право / судебная практика / законодательство / health care / medical care / constitutional right / judicial practice / legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — З М. Нагимова

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы реализации закрепленного в Конституции РФ права на охрану и медицинскую помощь. Автором проанализированы противоречия между законодательными гарантиями и практической реализацией вышеназванного конституционного права. В частности, акцентируется внимание на коммерциализации здравоохранения, недофинансированности отрасли, несогласованности федерального и регионального отраслевого законодательства. Подчеркивается необходимость совершенствования нормативно-правовой базы и механизмов реализации конституционных прав граждан в сфере здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO HEALTH CARE AND MEDICAL ASSISTANCE

This article deals with the actual problems of realization of the right to protection and medical care enshrined in the Constitution of the Russian Federation. The author analyzes the contradictions between legislative guarantees and practical implementation of the abovementioned constitutional right. In particular, the author focuses on commercialization of health care, underfunding of the industry, inconsistency of federal and regional sectoral legislation. The necessity of improvement of normative-legal base and mechanisms of realization of constitutional rights of citizens in the sphere of health care is emphasized.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

З.М. Нагимова, магистрант

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-3-234-238

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы реализации закрепленного в Конституции РФ права на охрану и медицинскую помощь. Автором проанализированы противоречия между законодательными гарантиями и практической реализацией вышеназванного конституционного права. В частности, акцентируется внимание на коммерциализации здравоохранения, недофинансированности отрасли, несогласованности федерального и регионального отраслевого законодательства. Подчеркивается необходимость совершенствования нормативно-правовой базы и механизмов реализации конституционных прав граждан в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: здравоохранение, медицинская помощь, конституционное право, судебная практика, законодательство.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях [1]. Это одно из ключевых социальных прав, обеспеченных государственным финансированием из различных источников - бюджетов, страховых взносов и других поступлений.

Однако реальность такова, что уже с 1996 года в нашей стране начался процесс коммерциализации системы здравоохранения. Конституционный Суд России в своих определениях 1999 [3] и 2002 [4] годов подтвердил законность существования платных медицинских услуг. Они рассматриваются как дополнение к гарантированному государством минимуму бесплатной помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования. Таким образом, развитие платной медицинской практики не противоречит конституционным нормам, а лишь дополняет их.

Эта правовая конструкция отражает общемировую тенденцию к смешанным моделям здравоохранения, сочетающим государственные и рыночные механизмы. С одной стороны, за государством закреплена обязанность обеспечивать базовую медицинскую помощь для всех граждан. С другой - платные услуги позволяют расширять возможности медицинских учре-

ждений и удовлетворять индивидуальные потребности пациентов.

Поиск оптимального баланса между этими двумя началами - неотъемлемая часть непрерывного совершенствования российской системы здравоохранения. Очевидно, что данная сфера будет и впредь оставаться ареной острых дискуссий и законодательных новаций. Но главное, чтобы в итоге право граждан на качественную и доступную медицинскую помощь оставалось надежно защищенным.

В нашей стране закреплено конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь. Однако в реальности это право реализуется не всегда в полной мере. Ключевая проблема заключается в правовой неопределенности вокруг платных медицинских услуг.

Да, законодательство допускает оказание таких услуг «сверх гарантированного государством объема» [2]. Но при этом не установлены четкие процедуры ценообразования и контроля качества. Кроме того, не всегда понятно, какие именно услуги должны предоставляться бесплатно в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Подобная правовая размытость чревата самыми серьезными последствиями. Она затрудняет реализацию права граждан на охрану здоровья, создает почву для зло-

употреблений и неравного доступа к медпомощи. Особенно уязвимы в этом плане отдельные категории населения, такие как получатели санаторно-курортного лечения. Хотя Конституционный Суд подтвердил, что это право входит в гарантии государственной системы здравоохранения [5], его практическая реализация по-прежнему вызывает вопросы.

Таким образом, назрела острая необходимость в более тщательной проработке вопросов государственного регулирования платных медицинских услуг. Необходимо четко определить, какие именно виды помощи должны оказываться бесплатно и в каком объеме. А также установить прозрачные процедуры ценообразования, контроля качества и доступности платных ме-дуслуг.

Только так можно будет обеспечить реальную, а не декларативную защиту конституционного права граждан на охрану здоровья. Ведь забота о здоровье нации -святая обязанность государства, от которой оно не вправе самоустраняться. А значит, предстоит еще много работы по совершенствованию соответствующей законодательной базы.

Право на охрану здоровья является одним из ключевых социальных прав граждан, закрепленных в Конституции РФ. Однако его реализация на практике сопряжена с рядом серьезных проблем.

Особенно показательна ситуация с таким важным элементом медицинской помощи, как санаторно-курортное лечение. Здесь мы видим настоящую «лоскутную» систему гарантий и льгот. Для одних категорий граждан, вроде Героев Советского Союза, право на санаторий является абсолютным и безусловным. Другим же, например военнослужащим, оно предоставляется лишь в форме денежной компенсации. Подобные различия сложно назвать справедливыми.

Похожая ситуация складывается и с процессуальными правами граждан в рамках принудительных мер медицинского характера. Несмотря на четкую позицию Конституционного Суда о недопустимости ограничения таких прав [6], законодательство до сих пор содержит пробелы и кол-

лизии, не позволяющие реализовать это право в полной мере.

Ну и, безусловно, нельзя обойти стороной проблему недофинансирования социальной сферы. Передача многих полномочий в сфере медицины с федерального на региональный уровень без соответствующего перераспределения ресурсов привела к дисбалансам. Это, в частности, сказалось на системе льгот для медицинских работников.

Все эти примеры указывают на необходимость более тщательной проработки законодательного регулирования в области здравоохранения. Должны быть четко определены гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи, а также установлены единые и справедливые правила получения мер социальной поддержки.

Ведь речь идет не просто об абстрактных нормах права, а о судьбах конкретных людей. От качества и доступности медпомощи зависит здоровье миллионов граждан, а значит - будущее всей страны. Поэтому данная сфера требует пристального внимания как со стороны власти, так и общества.

Одна из главных проблем современной российской системы здравоохранения -хроническое недофинансирование. Люди жалуются на ограничения в доступе к медицинским услугам, связанные именно с недостатком финансовых ресурсов. Особенно остро ощущают это те, кто получает льготные лекарственные препараты. Из-за перебоев с их поставками пациенты вынуждены покупать жизненно необходимые медикаменты за свой счет, что серьезно бьет по их кошельку.

Но финансовые трудности - это лишь одна сторона проблемы. Не менее острыми остаются вопросы организации и качества медицинской помощи. Люди жалуются на грубое отношение персонала, длительные очереди на прием, неудовлетворительный уровень сервиса в платных клиниках. И все это на фоне избытка и противоречивости правовых норм, регулирующих сферу здравоохранения.

Корни этих проблем уходят в логику федеративного устройства нашей страны.

Координация вопросов медицины находится в совместном ведении федерального центра и регионов, что порождает избыточность и разобщенность нормативно-правовой базы. На федеральном уровне действуют более двух десятков законов и тысячи подзаконных актов по этой теме. А на региональном принято еще сотни собственных законов.

Такая правовая пестрота не способствует ни стабильности, ни эффективности регулирования. Временные и зачастую противоречивые нормы мешают устойчивому развитию системы здравоохранения. А граждане, по сути, оказываются заложниками этих несовершенств.

Для решения накопившихся проблем требуется комплексный подход. Необходимо не только нарастить объемы финансирования, но и добиться прозрачности и слаженности в правовом регулировании этой жизненно важной сферы. Только так можно реализовать конституционное право граждан на охрану здоровья в полном объеме.

Сфера здравоохранения - область, где особенно остро стоит проблема согласованности и практической применимости законодательства. Несмотря на постоянную работу по совершенствованию нормативной базы, на деле нередко возникают коллизии и противоречия, вызывающие трудности для граждан.

Один из ярких примеров - права пациентов на получение необходимых лекарственных препаратов. Согласно определению Конституционного Суда РФ, государство обязано обеспечить доступ к медикаментам независимо от страны их производства [7]. А при неэффективности одного лекарства предусмотрены механизмы его замены на более подходящее.

Казалось бы, все четко прописано в законах. Но на практике больные часто жалуются на перебои с поставками льготных лекарств и вынужденную необходимость покупать их за свой счет. В этой ситуации очевидно, что провозглашенные права на деле не реализуются в полной мере.

Не менее сложен вопрос с жильем для больных туберкулезом, проживающих в коммунальных квартирах или общежити-

ях. Конституционный Суд прямо указал, что государство обязано обеспечивать таких граждан отдельным жильем и материальной помощью [8]. Но в регионах, как правило, нет достаточно средств, чтобы выполнить это предписание.

Данные примеры демонстрируют, что медицинское право в России пока во многом остается «оторванным» от реальной ситуации. Провозглашаемые в нормативных актах гарантии зачастую не подкреплены необходимыми ресурсами и организационными механизмами.

Решение этой проблемы видится в более тесной интеграции законодательной и исполнительной ветвей власти. Необходимо обеспечить согласованность федеральных и региональных норм, а также неукоснительное выполнение всех предписаний, касающихся прав граждан на охрану здоровья. Только так можно будет добиться того, чтобы декларации на бумаге действительно воплощались в жизнь.

Одно дело - красиво написать законы, гарантирующие гражданам право на лекарства и медицинскую помощь. Но совсем другое - обеспечить реальное исполнение этих норм на практике. И здесь на передний план выходит судебная защита прав пациентов.

Бывает, что люди обращаются в аптеки за необходимыми им по медицинским показаниям препаратами, но сталкиваются с их отсутствием. В таких случаях суды становятся на сторону граждан и выносят решения, обязывающие аптечные организации предоставить требуемые лекарства. Известны многочисленные примеры подобной судебной практики в разных регионах страны.

Более того, суды идут еще дальше. Так, Владимирский областной суд постановил, что если в бюджете района не хватает средств для лекарственного обеспечения отдельного гражданина, то эти деньги должны быть выделены из бюджета области [10]. А Тринадцатый арбитражный апелляционный суд даже распространил конституционное право на медпомощь на дела о реструктуризации задолженности государственных учреждений здравоохранения [9].

Таким образом, суды активно вмеши- Конечно, одними судебными исками

ваются, когда исполнительная власть не проблему не решить. Необходимо в целом справляется с возложенными на нее обя- наладить более эффективное взаимодей-занностями. Судьи трактуют нормы Ос- ствие между ветвями власти, повысить ка-новного закона самым широким образом, чество нормативно-правового регулирова-чтобы защитить права людей на доступ к ния здравоохранения. Но примеры из су-необходимым лекарствам и медуслугам. И дебной практики ярко показывают, что зачастую именно благодаря судебным ре- права граждан - это не абстрактные кон-шениям декларируемые законом гарантии ституционные нормы, а вполне конкрет-наполняются реальным содержанием. ные требования, которые можно и нужно

отстаивать.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № З23-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. -№ 48. - Ст. 6724.

3. Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 1999 г. № 107-0 «По запросу Государственной Думы о толковании статьи 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СПС «Гарант».

4. Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 № 115-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «Гарант».

5. Определение Конституционного Суда РФ от 24.01.2006 № 10-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Первовского Германа Павловича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов Судов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.11.2007 № 13-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444 и 445 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.Г. Абламского, О.Б. Лобашовой и В.К. Матвеева» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 № 676-О-П «По жалобе гражданина Радзиевского Бориса Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона «О лекарственных средствах» // СПС «Консуль-тантПлюс».

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 № 30-П «По делу о проверке конституционности статей 4, 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в связи с запросами Правительства Волгоградской области и Правительства Сахалинской области» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 6.08.2012 по делу № А42-9060/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

10. Определение Владимирского областного суда от 6.12.2011 по делу № 33-4036/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

CURRENT PROBLEMS OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO HEALTH CARE AND MEDICAL ASSISTANCE

Z.M. Nagimova, Graduate Student Kazan (Volga Region) Federal University (Russia, Kazan)

Abstract. This article deals with the actual problems of realization of the right to protection and medical care enshrined in the Constitution of the Russian Federation. The author analyzes the contradictions between legislative guarantees and practical implementation of the above-mentioned constitutional right. In particular, the author focuses on commercialization of health care, underfunding of the industry, inconsistency of federal and regional sectoral legislation. The necessity of improvement of normative-legal base and mechanisms of realization of constitutional rights of citizens in the sphere of health care is emphasized.

Keywords: health care, medical care, constitutional right, judicial practice, legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.