Научная статья на тему 'Гарантии защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации'

Гарантии защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конституционное право на охрану здоровья граждан / государственный контроль медицинских услуг / юридические гарантии на охрану здоровья и медицинскую помощь / constitutional right to the protection of public health / state control of health service / legal guarantees for the protection of health and medical care

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асият Хаджимурадовна Мирзабекова

Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь в современном мире выступает одновременно в качестве базовой конституционной ценности и одного из неотъемлемых элементов правового статуса личности. Являясь по своей сути естественным, неотчуждаемым правом личности, оно принадлежит каждому человеку на протяжении всей жизни и не может быть ограничено, что закрепляется в ч.1 ст.41 Конституции РФ: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Содержание данного права предопределено социальной ценностью здоровья как личного и общественного блага. В связи с процессами старения населения и уменьшения численности трудоспособного населения повышается значение здоровья, как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных благ. Проблема реализации исследуемого нами права человека на медицинскую помощь считается весьма актуальной на современном этапе развития Российской Федерации, поскольку утрата здоровья человека умаляет значение и важность других благ и ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guarantees of protection of the right to health protection and medical care in the Russian Federation

The constitutional right to health protection and medical care in the modern world acts simultaneously as a basic constitutional value and one of the integral elements of the legal status of an individual. Being inherently a natural, inalienable right of the individual, it belongs to every person throughout life and cannot be restricted, which is enshrined in Part 1 of Article 41 of the Constitution of the Russian Federation: “Everyone has the right to health protection and medical care.” The content of this right is predetermined by the social value of health as a personal and public good. Due to the processes of population aging and the decrease in the number of able-bodied population, the importance of health as the most important resource necessary for the production of material goods is increasing. The problem of the realization of the human right to medical care under study is considered very relevant at the present stage of development of the Russian Federation, since the loss of human health detracts from the importance and importance of other benefits.

Текст научной работы на тему «Гарантии защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации»

Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 91—95. State service and personnel. 2023; (5):91 —95.

Научная статья УДК 342.7 ББК 67

https://doi.org/10.24412/2312-0444_2023-5-91-95 NIION: 2012-0061-05/23-271

EDN: https://elibrary.ru/CGMYEZ MOSURED: 77/27-008-2023-05-471

Гарантии защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации

Асият Хаджимурадовна Мирзабекова

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, mirzabekovamasya@mail.ru

Аннотация. Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь в современном мире выступает одновременно в качестве базовой конституционной ценности и одного из неотъемлемых элементов правового статуса личности. Являясь по своей сути естественным, неотчуждаемым правом личности, оно принадлежит каждому человеку на протяжении всей жизни и не может быть ограничено, что закрепляется в ч.1 ст.41 Конституции РФ: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Содержание данного права предопределено социальной ценностью здоровья как личного и общественного блага. В связи с процессами старения населения и уменьшения численности трудоспособного населения повышается значение здоровья, как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных благ. Проблема реализации исследуемого нами права человека на медицинскую помощь считается весьма актуальной на современном этапе развития Российской Федерации, поскольку утрата здоровья человека умаляет значение и важность других благ и ценностей.

Ключевые слова: конституционное право на охрану здоровья граждан, государственный контроль медицинских услуг, юридические гарантии на охрану здоровья и медицинскую помощь

Для цитирования: Мирзабекова А.Х. Гарантии защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 91—95. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-91-95 EDN: https://elibrary.ru/CGMYEZ

Original article

Guarantees of protection of the right to health protection and medical care in the Russian Federation

Asiyat Kh. Mirzabekova

Dagestan State University, Makhachkala,

Russia, mirzabekovamasya@mail.ru

Abstract. The constitutional right to health protection and medical care in the modern world acts simultaneously as a basic constitutional value and one of the integral elements of the legal status of an individual. Being inherently a natural, inalienable right of the individual, it belongs to every person throughout life and cannot be restricted, which is enshrined in Part 1 of Article 41 of the Constitution of the Russian Federation: "Everyone has the right to health protection and medical care." The content of this right is predetermined by the social value of health as a personal and public good. Due to the processes of population aging and the decrease in the number of able-bodied population, the importance of health as the most important resource necessary for the production of material goods is increasing. The problem of the realization of the human right to medical care under study is considered very relevant at the present stage of development of the Russian Federation, since the loss of human health detracts from the importance and importance of other benefits

Keywords: constitutional right to the protection of public health, state control of health service, legal guarantees for the protection of health and medical care

For citation: Mirzabekova A.Kh. Guarantees of protection of the right to health protection and medical care in the Russian Federation // State service and personnel. 2023. (5):91—95. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-91-95 EDN: https://elibrary.ru/CGMYEZ

© Мирзабекова А.Х., 2023

№ 5/2023

Охрана здоровья, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 7) [1], является объектом защиты, ее гарантом выступает государство, которое «развивает поддержку социальных служб» и «обеспечивает поддержку определенных категорий граждан». Закрепление права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Основном законе РФ означает, что здоровье каждого человека, в том числе и медицинская помощь (как составная часть этого права), признается социально-значимой ценностью, нуждающейся в конституционной охране. Государство, в свою очередь, возводя право на охрану здоровья и медицинскую помощь в разряд конституционных, возлагает на себя обязанности по обеспечению их эффективной реализации, выступая гарантом возможности защиты данных прав в случае их нарушения. При этом субъектами рассматриваемого права являются не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, и лица без гражданства.

Важнейшую роль в обеспечении прав и свобод человека играют юридические гарантии, закрепленные в праве и обеспечивающие процесс реализации права. Они включают все правовые средства, посредством которых происходит реализация и охрана прав и свобод человека и гражданина.

В настоящий момент правовые гарантии обеспечения охраны здоровья граждан связаны с совершенствованием законодательства в сфере здравоохранения, которое можно рассматривать как процесс закрепления правовых средств и способов, направленных на усиление позитивных факторов, способствующих реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в современных условиях.

Основными гарантиями охраны прав и свобод граждан являются выявление нарушений прав и свобод, которое осуществляется с помощью органов государственной власти, суда, прокуратуры, способы их восстановления. Наряду с этим значительную роль оказывает законодательная база в сфере здравоохранения.

Осуществление права на здоровье требует принятия самых разнообразных мер. Самая действенная мера по осуществлению права на здоровье не будет одинаковой для всех государств, и в международных договорах нет однозначных предписаний на этот счет. В пункте 1 статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах просто сказано, что полное осуществление признаваемых настоящим Пактом прав должно достигаться «всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер» [2].

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам определил, что государства обязаны предоставить следующее:

■ Право доступа к учреждениям здравоохранения, товарам и услугам на основании принципа не дискриминации;

■ Доступ к минимальному набору продуктов питания первой необходимости, содержащему достаточно питательных веществ и безопасному для здоровья;

■ Обеспечение лекарствами первой необходимости;

■ Справедливое распределение всех учреждений, товаров и услуг здравоохранения.

Обязательства Российского государства, как и любого иного государства делятся на три категории, а именно уважать, защищать и осуществлять.

Обязательство уважать-требует от государства воздерживаться от прямого или косвенного вмешательства в право на здоровье.

Государства в обязательном порядке должны воздержаться от каких- либо запрещений и ограничений доступа к оказываем услугам со стороны здравоохранения; от какого-либо распространения небезопасных лекарственных средств; от закрепления дискриминационной практики непосредственно в отношении нужд и состояния здоровья лиц женского пола; от ограничения доступа к противозачаточным и иным медикаментозным средствам, направленные на обеспечение репродуктивного здоровья; от утаивания, цензурирования или искажения каких-либо сведений, которые напрямую касаются вопросов здоровья; от нарушения права на частную жизнь (иными словами права тех людей, которые проживают с диагнозом ВИЧ/СПИДом).

Обязательство защищать-требует от государств предотвращать вмешательство третьих сторон в право на здоровье.

Государства должны обеспечивать принятие законодательных норм или других мер для обеспечения соблюдения частными лицами нормативов прав человека в ходе предоставления услуг в области здравоохранения; контролировать сбыт медицинского оборудования и лекарственных средств частными лицами; предотвращать угрозу со стороны приватизации таким основным элементам права на здоровье, как наличие, доступность, приемлемость и качество учреждений, товаров и услуг здравоохранения; защищать людей от действий третьих сторон, ущемляющих их право на здоровье ( предотвращать традиционную практику, причиняющую вред женщинам, или принуждение к данной практике со стороны третьих лиц; обеспечивать уход со стороны квалифицированного медперсонала за инвалидами

№ 5/2023

при условии свободного и просвещенного согласия с их стороны [4].

Государствам надлежит, принять национальную политику в области здравоохранения или национальный план по здравоохранению, которые распространялись бы на общественный частный сектор; обеспечить предоставление услуг в области здравоохранения, включая программы по вакцинации против инфекционных заболеваний и услуги, направленные на снижение вероятности и предотвращение дальнейшего возникновения инвалидности; обеспечить равный доступ к таким основополагающим предпосылкам здоровья, как безопасное и питательное продовольствие, услуги по обеспечению санитарии и чистая вода; обеспечить наличие в инфраструктуре общественного здравоохранения служб по репродуктивному здоровью, а также надлежащую подготовку и численность врачей и другого медицинского персонала.

Существенной гарантией исследуемого права является возможность обращения в уполномоченные органы с целью защиты субъективного права на охрану здоровья и получение медицинской помощи в случаях его нарушения. Т.е. данное правомочие предоставляет возможность задействовать меры государственного принуждения в случаях неисполнения либо ненадлежащего исполнения работником медицинской организации своих обязанностей. Предоставленная возможность реализовывается путем обращения к должностным лицам медицинской организации, в которой субъекту права оказывалась либо должна была оказываться медицинская помощь; в государственные органы общей (прокуратура, правительство, администрация Президента и т.д.) и специальной компетенции (Росздравнадзор, федеральный или региональный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере охраны здоровья граждан и др.); организации, осуществляющие медицинское страхование; органы судебной системы. В обращении может ставиться вопрос о привлечении к ответственности работника, оказывавшего медицинскую помощь, о получении компенсации за вред, причиненный здоровью субъекта права в случае ненадлежащего оказания медицинской помощи либо о проведении экспертизы качества медицинской помощи.

Министерством здравоохранения РФ регулярно проводится мониторинг обращений граждан в отношении неисполнения норм Федерального закона от 21.11.2011 № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [7], который позволяет выявить наиболее слабые места в системе здравоохранения и минимизировать количество дефектов оказания медицинской помощи.

Упомянутые обращения граждан РФ, содержащие претензии ввиду ненадлежащего исполнения медицинскими работниками своих должностных обязанностей, свидетельствуют о неисполнении ими конкретных норм одного и того же Федерального закона, но по разным причинам:

1) отсутствие в ЛПУ условий для актуализации сотрудниками знаний нормативно-правовой базы;

2) нет контроля за изменениями, устаревшие документы не изымаются и не уничтожаются;

3) игнорирование современных требований по организации медицинской помощи и обеспечению ЛПУ необходимыми ресурсами;

4) низкий уровень работы системы менеджмента качества ЛПУ по мониторингу удовлетворенности потребителя и т.д.

Все это приводит к тому, что пациент как потребитель медицинских услуг остается недоволен их качеством.

Поправки, внесенные в статьи 72 и 132 Конституции в сфере здравоохранения и социальной защиты, предложенные Национальной медицинской палатой, Общероссийским народным фронтом при поддержке Министерства здравоохранения призваны сделать российское здравоохранение одним из лучших в мире, а здоровый образ жизни нормой национальной культуры. Они направлены на то, чтобы каждый человек, независимо от места жительства, мог получить доступную и качественную медицинскую помощь. Для этого выстраивается вертикаль ответственности за общественное здравоохранение, в нем прописывается ответственность государства в целом, федеральной, региональной и муниципальной власти, первичного звена за здоровье населения и, безусловно, гражданина за свое здоровье. Таким образом, если человеку не обеспечат достойное лечение, это будет восприниматься как нарушение главного закона страны, что и является принципиальным новшеством по сравнению с действующей редакцией Конституции.

Новые конституционные положения ставят гораздо более высокие требования к доступности и эффективности оказываемых населению медицинских и социальных услуг, что позволяет повысить качество жизни и благополучия людей. Реформы потребуют и значительного увеличения финансирования отраслей социальной сферы.

Возможности реализации права на медицинскую помощь, оказываемую бесплатно, существенно повышаются при наличии следующих гарантий ее доступности: 1) установление гарантированного государством необходимого минимума медицинских услуг, размещение в общедоступных местах медицинских учреждений информации о перечне данных услуг; 2) сокращение

№ 5/2023

сроков ожидания гражданами бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке в порядке очередности; 3) установление в федеральном законе конкретных мер ответственности за отказ от предоставления медицинских услуг организациями здравоохранения; включая право органов, осуществляющих контроль за соблюдением порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, на применение мер административной ответственности к тем организациям здравоохранения, которые нарушают этот порядок.

Цифровизация является гарантией обеспечения прозрачности и адресности производимых расходов на реализацию социальных гарантий, данных каждому жителю страны поправками в Конституцию. В этой связи строго обязательно иметь каждому гражданину России электронные карты пациента и получателя социальных услуг. Человек имеет право знать когда, от чего и где его пролечили, сколько денег на него потрачено из Фонда обязательного медицинского страхования граждан, на какую меру социальной защиты от государства он может рассчитывать, как и в каком объеме она ему будет оказана и какие бюрократические препоны ему необходимо будет преодолеть, чтобы получить помощь от государства на федеральном, региональном и местном уровнях.

Активное внедрение цифровизации проводится и в Республике Дагестан в рамках региональных проектов «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» и «Развитие экспорта медицинских услуг». Так, целью регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» является в первую очередь повышение эффективности функционирования системы здравоохранения Республики Дагестан за счет создания единого цифрового контура здравоохранения и организации механизмов информационного взаимодействия медицинских организаций государственной системы здравоохранения на основе ЕГИСЗ в 2022 году, реализации электронных услуг (сервисов) в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, дальнейшее развитие стимулирующих конституционных гарантий, обеспечивающих ведение гражданами здорового образа жизни и одновременно направленных на повышение ответственности граждан за состояние личного здоровья, ответственности работодателей за состояние здоровья работников, а также со-

вершенствование законодательства, обеспечивающего достижение разумного баланса прав и обязанностей участников правоотношений в сфере охраны здоровья.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.: М., 2023.

2. Абашидзе А.Х., Конева А.Е., Солнцев A.M. Указ. соч. С. 37.

3. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: [в 2 т.] Т. 1: / С.А. Авакьян. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. 864 с.

4. Кожеуров Я.С. Особенности содержания и имплементации международной ответственности за нарушение права Всемирной торговой организации. //Вопросы правоведения. 2014. № 4 (26). С. 85.

5. Российская Федерация. Президент. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ № 474 от 21 июля 2020 г. (в ред. от 21.07.2020) // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_357927/ )дата обращения: 21.06.2023).

6. Российская Федерация. Законы. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (в ред. от 19.12.2022 г.) // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения: 21.06.2023).

7. Российская Федерация. Законы. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (в ред. от 13.06.2023) // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895/ (дата обращения: 21.06.2023).

References

1. Constitution of the Russian Federation 1993: M. 2023.

2. Abashidze A.Kh., Koneva A.E., Solntsev A.M. op. cit. rab. С.37.

3. Avakyan S.A. Constitutional Law of Russia. Training course: textbook: [in 2 vol.] Vol. 1: / S.A. Avakyan. 6th ed., revision and addendum. M.: Norma: INFRA-M, 2020. 864 с.

4. Kozheurov Y.S. Features of the content and implementation of international responsibility for violation of the World Trade Organization law // Voprosy jurisprudence. 2014. № 4 (26). С. 85.

5. Russian Federation. President. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the

№ 5/2023

President of the Russian Federation No. 474 of July 21, 2020 (in ed. of 21.07.2020) // SPS ConsultantPlus. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_357927/) date of circulation: 21.06.2023).

6. Russian Federation. Laws. On compulsory medical insurance in the Russian Federation: Federal Law of 29.11.2010 № 326-FZ (ed. of 19.12.2022) // SPS ConsultantPlus. URL: https://

www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 107289/ (date of circulation: 21.06.2023).

7. Russian Federation. Laws. "About bases of health protection of citizens in the Russian Federation" from 21.11.2011 N 323-FZ (in edition from 13.06.2023) // SPS ConsultantPlus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895/ (date of reference: 21.06.2023).

Информация об авторе

А.Х. Мирзабекова — ведущий юрисконсульт ГБУ РД « Республиканский диагностический центр», магистрант 3-го года обучения юридического института Дагестанского государственного университета.

Information about the author A.Kh. Mirzabekova — master's student of the 2nd year of study at the Law Institute of Dagestan State University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 27.11.2023; принята к публикации 28.11.2023.

The article was submitted 24.1 1.2023; approved after reviewing 27.1 1.2023; accepted for publication 28.11.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Финансово-

экономический

анализ

Финансово-экономический анализ: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Финансы и кредит» (магистерская программа «Финансовая аналитика, корпоративные финансы»), «Экономика» / под науч. ред. В.С. Осипова; под общ. ред. Н.Д. Эриаш-вили. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 335 с.

ISBN 978-5-238-03661-8

Представлен механизм проведения финансово-экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Детально рассмотрены приемы, методы и методики проведения аналитических расчетов по оценке финансового состояния предприятия. Рассмотренные методы иллюстрируются примерами, позволяющими понять логику анализа финансового состояния предприятия для принятия экономически обоснованных управленческих решений. Учтены последние изменения законодательства.

В конце каждой главы приведены контрольные вопросы и тесты для закрепления материала. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. Может быть полезен специалистам в области управления бизнесом, аспирантам, преподавателям, аудиторам, предпринимателям.

№ 5/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.