Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ: ПОНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ'

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ: ПОНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
270
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Леонтьева А. А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией конституционного права на получение медицинской помощи. В работе анализируются проблемы, с которыми сталкиваются граждане при обращении за медицинской помощью, и предлагаются пути их решения. Проблема реализации исследуемого нами права человека на медицинскую помощь считается весьма актуальной на современном этапе развития Российской Федерации, поскольку утрата здоровья человека умаляет значение и важность других благ и ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL RIGHT TO RECEIVE MEDICAL CARE: THE CONCEPT OF MEDICAL CARE, THE REALIZATION OF THE RIGHT TO RECEIVE MEDICAL CARE

The article discusses issues related to the implementation of the constitutional right to receive medical care. The paper analyzes the problems faced by citizens when seeking medical help, and suggests ways to solve them. The problem of the realization of the human right to medical care under study is considered very relevant at the present stage of development of the Russian Federation, since the loss of human health detracts from the importance and importance of other benefits and values.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ: ПОНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

УДК 349

Леонтьева А.А. студент

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Российская Федерация, ¿.Казань Научный руководитель: Амирова Р.Р., к.ю.н.

доцент

Казанский (Приволжский) федеральный университет

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ: ПОНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией конституционного права на получение медицинской помощи. В работе анализируются проблемы, с которыми сталкиваются граждане при обращении за медицинской помощью, и предлагаются пути их решения. Проблема реализации исследуемого нами права человека на медицинскую помощь считается весьма актуальной на современном этапе развития Российской Федерации, поскольку утрата здоровья человека умаляет значение и важность других благ и ценностей.

Ключевые слова: конституционное право, охрана здоровья, медицинская помощь, медицинские услуги.

Leontieva A.A. student

Kazan (Volga Region) Federal University Russian Federation, Kazan Scientific supervisor:Amirova R.R., candidate of law

associate professor Kazan (Volga Region) Federal University

CONSTITUTIONAL RIGHT TO RECEIVE MEDICAL CARE: THE CONCEPT OF MEDICAL CARE, THE REALIZATION OF THE RIGHT

TO RECEIVE MEDICAL CARE

Abstract: the article discusses issues related to the implementation of the constitutional right to receive medical care. The paper analyzes the problems faced by citizens when seeking medical help, and suggests ways to solve them. The problem of the realization of the human right to medical care under study is considered very relevant at the present stage of development of the Russian

Federation, since the loss of human health detracts from the importance and importance of other benefits and values.

Keywords: constitutional law, health protection, medical care, medical services.

Как известно, здоровье человека и его жизнь являются одними из самых важных ценностей для каждого из нас. Охрана здоровья и право на медицинскую помощь как одно из главных конституционных прав человека и гражданина занимает особое место среди других гарантий прав и свобод личности. Статья 41 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет

153

право на охрану здоровья и медицинскую помощь.»153.

Понятие медицинской помощи закреплено в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Под ней понимают «комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление

154

медицинских услуг»154.

Правовым вектором в управлении качеством медицинской помощи стал Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации 2017 года «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»155. Он закрепил критерии оценки качества медпомощи, распределив их по группам болезней, и разделил в зависимости от стационарных или амбулаторных условий получения помощи.

Сами пациенты считают качественной такую медицинскую помощь, которая соответствует следующим стандартам: получение результатов анализов на следующий день после их взятия; следование этическим нормам во время исполнения должных обязанностей медицинским персоналом; предоставление полной и достоверной информации о ходе лечения медицинскими сотрудниками; отсутствие «длинных» очередей; соблюдение отведенного времени приема у врача; достижение нужного эффекта; доступность услуг в сфере медицины, а именно возможность получения медицинских услуг в кратчайшие сроки после обращения в поликлинику и т.д.

К настоящему времени проблемы реализации конституционного права на получение медицинской помощи становятся наиболее

153 Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6 - ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7 - ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2 - ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11 - ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.04.2022).

154 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 № 323 - ФЗ // (с посл. изм. и доп. от 26.03.2022 № 64 - ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.04.2022).

155 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 мая 2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.04.2022).

приоритетными практически на всей территории России. Среди них ученые-теоретики называют коррупционную деятельность сотрудников сферы здравоохранения, неграмотность граждан, недостаточный уровень финансирования государственных и муниципальных медицинских учреждений156. Также к числу проблем можно отнести отсутствие корректной системы ценообразования в области оказания платных

157

медицинских услуг157, долгое ожидание лекарственных средств, неравноправие категорий граждан при получении доступа к реализации

1 ^Я

права на санитарно-курортное лечение и многие другие158.

Объем платно оказываемых медицинских услуг существенно увеличивается. Гражданам приходится прибегать к ним по разным причинам. У городских жителей нет времени и желания просиживать сначала огромную очередь к участковому терапевту, а затем такую же, чтобы попасть на прием по направлению к узкому специалисту. Обитатели сельских поселений не имеют фактической возможности получить необходимую консультацию, так как зачастую в местных медицинских учреждениях отсутствует требуемый врач.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, только 9% россиян положительно оценивают сложившуюся систему здравоохранения в нашем обществе.

Также одной из форм оказания медицинской помощи и диагностики заболеваний является диспансеризация. Однако мнения о пользе диспансеризации среди граждан разделяются. Аналитический обзор опроса, приуроченного к Всемирному дню здоровья, проведенного ВЦИОМ в апреле 2021 года, показал следующее: 45% россиян считают, что диспансеризация носит скорее формальный характер и не помогает в своевременной диагностике заболеваний, 40%, напротив, полагают, что она позволяет выявлять различные заболевания.

Кроме того, 28 апреля 2021 г. ВЦИОМ представил данные опроса россиян ко Дню работников скорой медицинской помощи. Более половины россиян, недовольных работой скорой помощи (52%), пожаловались на медленное реагирование на вызов, по 11% опрошенных — на отказ скорой приехать и неправильный диагноз, каждый десятый сослался на недостаток оборудования (10%), нехватку врачей (10%) и нехватку машин

(9%).

156 Спицина О.В., Шерганова Е.А. Проблемы предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации // Matters of Russian and International Law. 2018. №. 3A. С. 114.

157 Alsu Machmutovna Khurmatullina , Rimma Rashitovna Amirova & Olga Mikhailovna Smimova. Right to Life: Improvements in the Legislation of the Russian Federation Concerning Palliative Care / Journal of Politics and Law; Vol. 12, No. 5

158 Лухтенкова Я.С. Конституционное право граждан на медицинскую помощь: проблемы реализации // Молодой ученый. 2018. № 2. С. 186-188 ; Амирова Р.Р. «Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья» /Обзор материалов IV Всероссийского «круглого стола» по общетеоретическим проблемам права и государства «конституция и конституционализм: проблемы законотворчества и правореализации» // право и государство: теория и практика , - М.: 2017. № 3(147) С.126-127

Однако 38% россиян считают, что в условиях пандемии коронавируса скорая помощь стала работать лучше. Обратного мнения придерживаются 19% соотечественников. Четверть граждан (25%) убеждены, что в работе скорой помощи ничего не изменилось.

Россияне полагают, что работу скорой помощи можно было бы улучшить с помощью закупки новой техники (26%), повышения зарплат медперсоналу (25%), решения кадрового вопроса (17%), оснащения скорой помощи современным оборудованием (12%), повышения финансирования (7%), улучшения обучения студентов-медиков (6%) и обеспечения скорых медикаментами (5%)159.

Согласно утвержденной Указом Президента РФ Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года с 2012 по 2017 годы в рассматриваемой сфере произошли как улучшения, так и некоторые ухудшения. К примеру, снизились показатели общей смертности, прибавилось почти вдвое количество реабилитационных коек, возросло число граждан, сумевших реализовать свое право на санаторно -курортное лечение; вместе с тем существенно увеличились расходы граждан на покупку лекарственных препаратов, вырос практически в два раза объем платных медицинских услуг160.

Среди основных задач развития здравоохранения выделяются совершенствование системы осуществления государственного надзора, в том числе в сфере обращения лекарственных средств, обеспечение необходимых условий для повышения уровня качества и доступности медицинской помощи, а также внедрение новых лекарственных препаратов. Угрозами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан являются высокий уровень распространенности неинфекционных заболеваний; отток высококвалифицированных медицинских работников из государственных медицинских организаций; достаточно высокий уровень распространенности наркомании и алкоголизма, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, увеличение количества случаев травматизма и отравлений;

В целях реформирования и улучшения всей системы здравоохранения в нашей стране Правительство ежегодно вносит соответствующие законопроекты. Относительно новым государственным проектом, направленным на повышение эффективности деятельности лечебных учреждений и доступности медицинской помощи, является «Бережливая поликлиника». Его цель заключается в совершенствовании

159 Сайт ООО «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (ВЦИОМ) Национальный мониторинг здоровья россиян [Электронный ресурс]. URL:https://old.wciom.ru/news/press_releases/ (дата обращения: 21.04.2022).

160 Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.04.2022).

приема пациентов, уменьшении времени ожидания в очереди, организации комфортных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На доктринальном уровне высказываются предложения по повышению эффективности оказания медицинской помощи населению страны. Предлагается уделять больше внимания деятельности младшего медицинского персонала, так как именно от них в значительной степени зависит уровень удовлетворенности пациента. Однако размер заработной платы указанных лиц явно не соотносится с условиями их труда, поэтому чаще всего серьезный отбор на эти должности не проводится. Из-за этого и складываются такие ситуации, что вакансии занимают люди, должным образом не соответствующие им161.

Таким образом, в Российской Федерации на законодательном уровне закреплены определенные гарантии оказания медицинской помощи, формально зафиксированные в Конституции, однако на практике следует существенно доработать механизм реализации указанных норм. Именно поэтому главной задачей государства должно стать воплощение конституционного права граждан на получение медицинской помощи (в том числе, бесплатной) в обыденную реальность.

Использованные источники:

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6 - ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7 - ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2 - ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11 - ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.04.2022).

2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 № 323 - ФЗ // (с посл. изм. и доп. от 26.03.2022 № 64 - ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.04.2022).

3. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.04.2022).

4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 мая 2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» // Официальный интернет-портал правовой

161 Хабибуллина Р.А. Актуальные проблемы оказания медицинской помощи. Стерлитамакский Филиал Башкирский Государственный Университет // VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся // [Электронный ресурс].ПКЬ: https://school-science.ru/7/8/41022 (дата обращения: 21.04.2022).

информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.04.2022).

5. Амирова Р.Р. «Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья» /Обзор материалов IV Всероссийского «круглого стола» по общетеоретическим проблемам права и государства «конституция и конституционализм: проблемы законотворчества и правореализации» // право и государство: теория и практика, - М.: 2017. № 3(147) С.126-127.

6. Кудряшов К.В., Санькова А.А. Проблемы реализации конституционного права граждан РФ на получение ими бесплатной медицинской помощи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 9. С. 45.

7. Лухтенкова Я.С. Конституционное право граждан на медицинскую помощь: проблемы реализации // Молодой ученый. 2018. № 2. С. 186-188.

8. Спицина О.В., Шерганова Е.А. Проблемы предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации // Matters of Russian and International Law. 2018. №. 3A. С.114.

9. Хабибуллина Р.А. Актуальные проблемы оказания медицинской помощи. Стерлитамакский Филиал Башкирский Государственный Университет // VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся // [Электронный ресурс].URL: https://school-science.ru/7/8/41022 (дата обращения: 21.04.2022).

10. Alsu Machmutovna Khurmatullina, Rimma Rashitovna Amirova & Olga Mikhailovna Smirnova. Right to Life: Improvements in the Legislation of the Russian Federation Concerning Palliative Care / Journal of Politics and Law; Vol. 12, No. 5.

11. Сайт ООО «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (ВЦИОМ) Национальный мониторинг здоровья россиян [Электронный ресурс]. URL:https://old.wciom.ru/news/press_releases/ (дата обращения: 21.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.