Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГЕОГРАФИЯ ЭКСПОРТА / ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яценко А.С., Стрижкина И.В.

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются экспортоориентированные предприятия Алтайского края в процессе реализации внешнеэкономической деятельности, а также возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яценко А.С., Стрижкина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISUES OF REALIZATION OF THE EXPORT POTENTIAL OF THE ALTAI TERRITORY

The article deals with the problems and solutions of the export-oriented entrepreneurs within their foreign economic activity.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

Яценко А. С. студент магистратуры Алтайский государственный университет Государственное и муниципальное управление главный специалист Центра поддержки экспорта

Алтайского края Россия, г. Барнаул Стрижкина И. В., к. э. н. доцент кафедры региональной экономики и управления Алтайский государственный университет

Россия, г. Барнаул

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются экспортоориентированные предприятия Алтайского края в процессе реализации внешнеэкономической деятельности, а также возможные пути их решения.

Ключевые слова: экспорт, внешнеэкономическая деятельность, экспортный потенциал, география экспорта, экспортоориентированные предприятия, производители.

Iatsenko A.S. master's degree student Altai State University State and Municipal Administration chief specialist of the export supporting center of the Altai territory

Russia, Barnaul Strizhkina I. V., PhD in Economics associate professor of the Department of regional Economics

Altai State University Russia, Barnaul

CURRENT ISUES OF REALIZATION OF THE EXPORT POTENTIAL

OF THE ALTAI TERRITORY

Annotation: The article deals with the problems and solutions of the export-oriented entrepreneurs within their foreign economic activity.

Keywords: export, foreign economic activity, export geography, export-oriented entrepreneurs, manufacturer.

УДК 332 (470) ББК 65.9 (2)

Современное геоэкономическое положение Алтайского края определяется его приграничным расположением по отношению к Республике Казахстан, близостью к крупнейшим промышленным центрам Сибири (города Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк, Томск, Красноярск), прохождением по его территории транспортных коммуникаций федерального и международного значения. Приграничное положение Алтайского края создает возможности для интеграции края в межгосударственное сотрудничество в Азиатском регионе.

Согласно данным Сибирского таможенного управления внешнеторговый оборот Алтайского края в первом полугодии 2020 года составил 658,2 млн. долларов США и по сравнению с первым полугодием 2019 года сократился на 166,2 млн. долларов США (на 20,2%).

Внешнеторговые операции осуществлялись с партнерами из 89 стран дальнего и ближнего зарубежья (в I полугодии 2019 года - из 95 стран).

По сравнению с первым полугодием 2019 года товарооборот со странами дальнего зарубежья сократился на 11,7%, со странами СНГ - на 26,1% и составил соответственно 301,3 млн. долларов США и 356,9 млн. долларов США.

Стоит отметить, что отрицательная динамика внешнеэкономической деятельности наблюдается повсеместно. По мнению экспертов, пандемия СОУГО-19 и карантинные меры, направленные на ее сдерживание, оказали резкое и масштабное шоковое воздействие на мировую экономику в целом, превратив ранее существовавшие трудности в проблемы глобального масштаба. Принятые правительствами государств ограничительные меры, привели к частичной, а в некоторых областях даже полной остановке производств, резкому спаду в сфере услуг. Так согласно данным Всемирной торговой организации, экспорт в I квартале 2020 г. сократился на 6,4%, импорт — на 5,2%. Наибольший удар пришелся на II квартал 2020 г., когда падение экспорта составило 21,3% в годовом выражении, а импорта — 20,8%.

Экспорт Алтайского края в первом полугодии 2020 года составил 426,3 млн. долл. США и по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизился на 152,8 млн. долл. США, или на 26,4%. Физический объем экспортных поставок товаров уменьшился на 36,7% и составил 2,8 млн. тонн. Основная причина отрицательной динамики - сокращение поставок кокса и полукокса из каменного угля, вагонов железнодорожных и пшеницы, как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ, угля каменного в страны СНГ и прекращения поставок в страны дальнего зарубежья.

Объем экспорта в страны дальнего зарубежья снизился на 22,5%, в страны СНГ - на 29,0% и составил соответственно 181,3 млн. долл. США и 245,0 млн. долл. США. В первом полугодии 2020 года соотношение стран дальнего зарубежья и стран СНГ в стоимостном объеме экспорта

Алтайского края составило 42,5% и 57,5% соответственно (в аналогичном периоде прошлого года - 40,4% и 59,6%).

В целом же, по данным статистики стоит отметить увеличение объемов экспортных поставок Алтайского края за последние несколько лет. Такому результату способствовал целый ряд факторов, среди которых и реализуемая в регионе политика импортозамещения, и приграничное положение региона, что дает возможность реализовывать продукцию, как в страны бывшего Советского Союза, так и на азиатские рынки, в первую очередь Китай. Однако стоит отметить, что развитие внешнеэкономической деятельности края происходит неравномерно по всем отраслям. Достаточно большой объем экспортируемой продукции приходится на отрасль АПК, в то время как объем машиностроительной и химической промышленности сокращается. Наибольший удельный вес составляют топливно-энергетические ресурсы (угольный кокс), а остальные несырьевые товары экспортируются в незначительных объемах. Важно подчеркнуть, что, несмотря на расширение географии поставок продукции алтайских производителей, основными ее импортерами остаются страны СНГ и Китай, хотя как показывают исследования, алтайские продукты востребованы и на других, в том числе, европейских рынках. Существенной преградой остается дорогостоящая логистика, которая становится ключевым тормозящим фактором развития экспортного потенциала Алтайского края. Кроме того, в совокупном объеме экспорта регион имеет очень маленькую долю, хотя при этом является одним из лидеров среди субъектов РФ по производству товаров, пользующихся высоким спросом, причем как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Стоит признать, что существует множество факторов, как внутренних, так и внешних, оказывающих негативное влияние на развитие внешнеэкономической деятельности края, среди которых присутствует и недостаточно развитая финансовая поддержка экспортоориентированных предприятий, на чем акцентируют внимание производители при обращении в центр поддержки экспорта, и низкая ценовая конкурентоспособность продукции на фоне высоких затрат на транспортировку товара.

Одним из ключевых факторов, сдерживающих увеличение объемов производства, а также возможности диверсификации ассортимента продукции в Алтайском крае является изношенное состояние промышленного комплекса и его низкая продуктивность. В настоящее время далеко не все предприятия могут позволить себе приобрести новое дорогостоящее оборудование, особенно с учетом низкой себестоимости конечного продукта для многих предпринимателей такая покупка видится нецелесообразной. Таким образом, увеличиваются энергозатраты на производство одного изделия, что сказывается на конечном ценоформировании. На фоне этого страдает и конкурентоспособность продукции. Дополнительный фактор - малая доля инновационной

составляющей в производстве товаров в регионе, что препятствует успешному выходу предприятий на прежние объемы производства, существовавшие до наступления кризисных периодов.

Если рассматривать промышленный сектор экономики Алтайского края, то и здесь наблюдаются умеренные темпы роста. Так, например, индекс промышленного производства в 2019 году составил 101,2%, объем отгруженной продукции достиг 398,8 млрд. рублей, что на 8,5% выше объемов 2018 года. В 2018 году эти показатели были 100,5% и 367,6 млрд. рублей соответственно. В регионе продолжают работать средние и крупные промышленные предприятия, производящие, в том числе, сельскохозяйственную продукцию. По данным Ассоциации «Росспецмаш» в 2019 году алтайскими предприятиями было изготовлено 47,3% от общероссийского производства плугов; 38,6% борон; 42,4% агрегатов почвообрабатывающих комбинированных; 13,7% запасных частей и комплектующих к сельскохозяйственной технике. Правительством Алтайского края выделаются средства на субсидирование промышленных предприятий, реализуются инвестиционные проекты, выдаются сертификаты на приобретение оборудования, однако данных мер недостаточно, некоторые предприятия всё еще переживают последствия экономических кризисов 2008, 2014 гг.

Согласно мнению производителей-экспортеров, острой проблемой становится низкая конкурентоспособность алтайской продукции ввиду ее высокой себестоимости на конечном рынке, связанной с дорогостоящей логистикой. Алтайский край расположен на существенном расстоянии от морских портов и основных рынков сбыта, что приводит к удорожанию продукции примерно на 20-30 процентов резко снижая при этом ее конкурентоспособность по сравнению с продукцией из других стран, где логистические затраты обходятся намного дешевле.

В настоящее время в рамках реализации федерального проекта «Промышленный экспорт» российские экспорты могут получить поддержку в виде субсидирования транспортных затрат. Разработан специальный перечень кодов ТН ВЭД утвержденный Приказом Минпромторга России от 02 июля 2020 г. №2 2095 «Об утверждении перечня продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения

конкурентоспособности», которые попадают под данную программу. Объем поддержки на транспортировку зависит от установленных Постановлением параметров и может составлять до 80% фактических затрат организации, при этом учитывается вид транспорта, а также установлен лимит затрат на перевозку. Кроме того, установлен предельный размер поддержки, он не должен превышать 11% для производителей и не более 13% для уполномоченных лиц производителей от стоимости поставляемой продукции, но не более 500 млн. рублей на одну организацию

в одном периоде планирования поставок. Для получения субсидии необходимо собрать определенный пакет документов в установленные сроки. Стоит отметить, что документационная волокита становится дополнительным препятствием для компаний.

Помимо стимулирующих факторов в виде поддержки транспортных затрат существуют и ограничительные меры, связанные в первую очередь с квотированием на определенные категории продукции в области АПК, с чем столкнулись алтайские экспортеры в апреле 2020 года, а также в октябре-ноябре 2020 года. Так, несмотря на отсутствие официальных запретов, некоторые компании жаловались на отказ Россельхознадзора на выдачу разрешительных документов на некоторые виды продукции. Кроме того, некоторые государства, куда поставляется продукция алтайских производителей, периодически также вводят запрет на ввоз определенных категорий товаров. Данные меры, как правило, связаны с тем, что в стране ввоза существует избыток такого вида продукции и временно импорт приостановлен. Подобная ситуация наблюдалась в августе -начале сентября 2020 года, когда экспортеры сообщали о трудностях экспорта мёда на территорию Казахстана. В некоторых странах существуют и постоянные запреты на ввоз российской продукции, в частности на мясную продукцию во Вьетнам, Китай. Кроме того, существуют определенные фитосанитарные требования к сельскохозяйственной продукции для рынка Китая, в первую очередь к жировым маслам, рапсу, вводится система квотирования.

Некоторые культурные отличия стран также могут служить стоп-фактором для выхода на рынок алтайских товаров. В первую очередь важную роль играет «гастрономическая» культура, формировавшаяся веками, накладывающая определенные вкусовые предпочтения у потребителей, по причине чего некоторые страны просто не готовы покупать натуральные качественные продукты, отдавая предпочтение более дешевым товарам.

Также существуют определенные проблемы при налогообложении товаров при экспорте и возмещения части понесенных затрат. Согласно Таможенному кодексу, при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС, и налог возмещается налоговыми органами. При этом для подтверждения применения нулевой ставки необходимо предъявить существенный перечень документов, что повышает сроки возврата налога, которые иногда достигают шести месяцев. Кроме этого, обязательные частые камеральные налоговые проверки со стороны налоговой службы при возврате «экспортного НДС» являются причиной неиспользования такого рода налоговых маневров. Некоторые экспортеры не закладывают в финансовые планы возможность возврата экспортного НДС во избежание налоговых проверок.

Для успешной реализации экспортного потенциала Алтайского края и решения сопутствующих проблем важно не только увеличить объем

несырьевого экспорта, но и наладить каналы сбыта товаров и услуг, что будет способствовать повышению спроса и стимулировать тем самым увеличение объемов производства. Диверсификация ассортимента производимой продукции, в том числе ценовая сегментация, а также расширение географии поставок могут привести к положительному результату и для самих экспортеров и для экономики региона, будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест, увеличению налоговых поступлений и иных обязательных платежей, и в свою очередь повысит инвестиционную привлекательность Алтайского края. Именно поэтому оказание содействия предприятиям региона в выходе на международные рынки должно стать одним из приоритетных направлений развития экономики края.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для успешного развития экспортного потенциала региона развитие основных направлений экономики края должно строиться с учетом следующих предпосылок:

- формирование новых и совершенствование существующих механизмов государственной поддержки экспортоориентированных предприятий, направленных на достижение задач развития страны в целом, реализацию национального проекта;

- глобальные изменения и вводимые ограничительные меры, связанные с угрозой распространения новой короновирусной инфекции СОУГО-19, ослабление торгово-экономических связей с зарубежными странами и поиск новых внешних рынков для сбыта продукции, переориентация на сотрудничество со странами азиатского региона, расширение Интернет-торговли;

- прогноз увеличения населения планеты до 9 млрд. человек к 2050 году в основном за счет роста численности жителей стран Азии и Африки, что является фактором повышения мирового спроса на основные виды потребляемых товаров и услуг.

Принимая во внимание эти и другие тенденции, влияющие на экономическое развитие территорий, необходимо оценить возможности Алтайского края в части удовлетворения собственных и внешних потребностей в товарах и услугах и выявления наиболее перспективных направлений производства продукции и осуществления ее поставок на внешние рынки. В связи с этим основными векторами развития региона в рамках реализации его экспортного потенциала являются следующие направления:

1. Сохранение традиционных рынков сбыта (страны СНГ, азиатские рынки) и усиление на них своих позиций, поиск новых партнеров на европейских рынках, в США с учетом адаптации продукта под требования рынка. Немалую помощь в решении данного вопроса могут оказать доступные и, что важно, бесплатные сервисы Российского экспортного

центра. Анализ экспортного потенциала края выявил, что наиболее востребованными на внешних рынках являются продовольственные, промышленные товары, а также товары деревообрабатывающей промышленности. На основе имеющихся статистических сведений можно провести анализ и выявить, в каких странах наиболее востребована данная продукция и, в соответствии с полученными сведениями, определить наиболее перспективные направления развития.

Основными товарными позициями, экспорт которых необходимо наращивать, являются мукомольно-крупяные, макаронные, кондитерские изделия, молочная продукция, растительные масла, безалкогольные и алкогольные напитки, корма для животных. В настоящее время экспорт продовольственных товаров в большей степени осуществляется Алтайским краем в страны СНГ и Китай. Исходя из анализа мирового импорта, географию экспорта пищевых продуктов можно расширить в таких направлениях, как Вьетнам, Индия, Индонезия, Таиланд, Южная Корея, Япония. Таким образом, рынки Азии по -прежнему остаются перспективными направлениями реализации потенциала Алтайского края в части поставок продовольствия.

Потенциал экспорта продукции химической промышленности заключается, прежде всего, в поставках на зарубежные рынки сульфата натрия, лекарственных средств, взрывчатых веществ, удобрений, изделий из пластмассы. На сегодняшний день основными импортерами химической продукции Алтайского края являются Казахстан, Украина, Белоруссия, Киргизия, Монголия. Кроме того, данная продукция поставляется на рынки Объединенных Арабских Эмиратов (в части поставок сульфата натрия и пневматических шин), Литвы, Турции (азотные удобрения), Южной Кореи (фармацевтические вещества животного происхождения). Согласно проведенному анализу крупнейшими импортерами химической продукции являются США, Китай, Германия, Франция, Канада, Япония.

Товары деревообрабатывающей промышленности отгружаются в такие страны, как Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Растет объем поставок пиломатериалов на рынок Китая, Афганистана, Азербайджана. Потенциально успешными могут стать рынки Китая, Ирана, Германии, ОАЭ, Египта, Республики Корея, однако особое внимание стоит уделить логистике.

Продукция машиностроительной отрасли Алтайского края на сегодняшний день экспортируется в основном в Казахстан, Индию, Белоруссию, Германию, Латвию, Киргизию, Эстонию, В качестве потенциальных стран для расширения географии поставок машиностроительной продукции могут быть рассмотрены такие направления, как Китай, США, Канада, Нидерланды - крупнейшие импортеры продукции данного вида.

2. Создание условий для увеличения объемов несырьевого экспорта.

Развитию данного направления уже содействует проводимая политика импортозамещения, которая способствует увеличению объемов производства, также существует необходимость модернизации промышленного комплекса, внедрения инновационных технологий, привлечения инвестиций и подготовки высококвалифицированных специалистов.

3. Налаживание тесного взаимодействия с торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом. Такого рода сотрудничество способствует продвижению товаров и услуг на наиболее перспективные для края внешние рынки, дает возможность получения информационно-консультационной поддержки касательно ведения совместного бизнеса с конкретным зарубежным партнером. Кроме того, направив соответствующий запрос, можно получить сведения относительно изменений в документационном сопровождении экспортной сделки или узнать о нюансах, которые необходимо учитывать при работе с данной страной.

4. Участие в реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и входящих в него пяти федеральных проектов, направленных на поддержку экспортеров. Необходимо продолжить работу по реализации данных проектов на территории края, выполняя конкретные мероприятия, предусмотренные планом, с учетом краевых приоритетов и особенностей развития региона. Активно использовать инструменты и сервисы, предлагаемые Российским экспортным центром, а также меры государственной поддержки, реализуемые центром поддержки экспорта Алтайского края на базе центра «Мой бизнес».

5. Комплексная поддержка экспортеров по отраслевому принципу, разработанная с учетом требований и запросов соответствующей отрасли, а также особенностей иностранного рынка, куда планируется ввоз соответствующей продукции. Важно обеспечить межведомственное взаимодействие для оперативного решения возникающих у компаний вопросов при выходе на иностранные рынки.

6. Внедрение современных IT-технологий в систему поддержки экспорта на уровне региона. Несмотря на регулярное информирование компаний посредствам рассылки сообщений на электронную почту, рекламы и публикаций в соц.сетях о предстоящих выставочно -ярмарочных мероприятиях, образовательных семинарах и программах, актуальных и востребованных услугах, а также публикаций запросов от иностранных компаний на предмет поставки определенной продукции, экспортоориентированные компании отмечают недостаточную эффективность подобного информирования. Вполне целесообразным может стать разработка приложения для смартфонов, в котором экспортеры смогут получать своевременно актуальные уведомления и напоминания о предстоящих мероприятиях, изменениях требований, вводимых

ограничениях в иностранном государстве, получать запросы от иностранных покупателей, выполнив настройки на конкретные виды или категории продукции.

Таким образом, вышеперечисленные направления позволят максимально реализовать экспортный потенциал Алтайского края с учетом поставленных задач на федеральном уровне, особенностей развития региона и потребностей зарубежных стран. Определив основные приоритеты осуществления экспортной деятельности региона, необходимо усовершенствовать систему поддержки экспортоориентированных предприятий с целью решения проблем, препятствующих успешному выходу на внешние рынки. Обозначенные ориентиры развития экспорта в Алтайском крае должны стать частью стратегического развития региона на долгосрочный период, следование которым будет являться одной из ключевых задач развития Алтайского края.

Использованные источники:

1. Отчет за 10 месяцев о деятельности центра поддержки экспорта (2020 год);

2. Официальный сайт Алтайского края / [Электронный ресурс] :

://www.altairegion22.ru/;

3. Официальный сайт АО «Российский экспортный центр» / [Электронный ресурс] : http://www.exportcenter.ru/;

4. Официальный сайт НО «Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства» / [Электронный ресурс] : мойбизнес22.рф;

5. Официальный сайт Сибирского таможенного управления / [Электронный ресурс] : http://stu.custums.gov.ru/;

6. Официальный сайт Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры / [Электронный ресурс] : http://www.altsmb.ru/;

7. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2019 года № 594 «Об утверждении требований к реализации мероприятия по созданию и (или) развитию центров поддержки экспорта, осуществляемого субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требований к центрам поддержки экспорта и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России в части требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются

субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.