УДК 330.322
Актуальные проблемы развития региональных социально-экономических систем в условиях негативного внешнего воздействия*
Ладыкова Т.И.
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры региональной экономики и предпринимательства Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова
Данилов И.П.
Доктор экономических наук, профессор кафедры региональной экономики и предпринимательства Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова
В статье рассмотрены основные современные теоретико-методологические подходы к изучению региональных социально-экономических систем. Обосновывается необходимость разработки определенной концепции управления такими системами, которая будет исходить из имманентности отрицательного воздействия внешних факторов современному этапу развития мировой экономики, необходимости их постоянного мониторинга на основе информационных (когнитивных) технологий с целью повышения адаптивности подобных систем.
Ключевые слова: региональная экономика, негативное воздействие, адаптивность, концепция управления региональным развитием, внешние факторы.
Глобальный социально-экономический кризис, а также санкционное воздействие на Российскую Федерацию актуализировали задачу разработки теоретических и практических положений обеспечения эффективного функционирования региональных социально-экономических систем (РСЭС) в подобных условиях негативного воздействия факторов внешней среды.
Теоретические вопросы функционирования РСЭС первоначально рассматривались в рамках подхода территориального распределения производительных сил. Основные положения данного подхода сохраняют свою актуальность и в настоящее время. В то же время требуется определенная их трансформация с учетом современных реалий. В частности, эффективность функционирования РСЭС невозможно обеспечить без широкого использования информационных и когнитивных технологий, которые развиваются высокими темпами.
Подобные технологии позволяют выделить из большого объема неструктурированной информации значимые данные и корреляции и визуализировать их в целях использования в управленческих процессах. В частности, был разработан алгоритм стратегического планирования эколого-ориентированного инновационного развития в регионе на основе информационного подхода [1].
Фирма IBM предлагает использовать собственную технологию Watson для повышения когнитив-ности бизнеса [2]. На наш взгляд, подобный подход с учетом специфических особенностей РСЭС можно использовать на региональном и общефедеральном уровнях. Тем более, что уже предложен теоретический подход к структурному управлению сбалансированным социально-экономическим развитием региона, обладающий следующими особенностями:
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 17-02-00401а).
обобщением и систематизацией концептов, определяющих сбалансированное социально-экономическое региональное развитие; проведением когнитивного анализа исследуемого процесса как терминосистемы; выделением основных детерминант сбалансированного регионального развития; определением факторов и условий, влияющих на него; формированием вербально-графической модели влияния факторов на достижение целей сбалансированного развития региона [3].
В настоящее время можно выделить следующие основные положения, характеризующие процессы трансформации РСЭС, которые выступают носителями следующих основных двуединых сущностей, и на основе которых можно выделить категориальные признаки факторов, отрицательно влияющих на развитие социально-экономических систем, в т.ч. региональных.
Во-первых, социум - индивид. Основной целью функционирования РСЭС выступает рост уровня жизни граждан, проживающих в регионе. При этом должно осуществляться эффективное использование всех видов ограниченных ресурсов. Каждый индивид обладает определенным набором интересов, в т.ч. и в социально-экономической сфере, которые, объединяясь в рамках социума, приобретают новое содержание, не совпадающее с индивидуальным. Вследствие этого существует проблема оптимального учета и реализации интересов всех и каждого на уровне РСЭС, который при этом, наряду с муниципальным уровнем, является максимально приближенным к отдельному гражданину страны. В конечном счете отдельный индивид выступает как целью функционирования РСЭС (через задачу повышения уровня жизни), так и активным участником социально-экономических процессов (посредством осуществления предпринимательской деятельности, участия в общественно-политической деятельности и др.).
Во-вторых, самостоятельность - подчиненность. РСЭС являются объектами управления и в этом качестве входят в контур государственного управления, и в то же время они являются субъектами управления, осуществляющими регулирование уже в рамках самого региона. В частности, предлагается рассматривать регион не как объект управления, а как субъект [4]. Была даже обоснована парадигма экономической трансформации региона как квазигосударства [5]. На наш взгляд, более объективным представляется подход, при котором регион определяется как структурированная целостная система, имеющая в своём наличии институты, позволяющие проводить самостоятельную политику в рамках общего направления политики, задаваемой центральной властью [6].
Следует также учитывать и то обстоятельство, что экономика региона, является сложной обособленной системой, представляет собой поликомпо-
нентное образование, что детерминирует особенности управления ею. Поликомпонентность, как имманентно присущая региональной экономике черта, проявляется в ее комплексной структуре, состоящей из трех больших блоков: ресурсного, являющегося базисным для любой экономической системы, центрального, включающего основную структуру экономики, и управляющего, который является надстройкой по отношению к располагающимся ниже [7].
В-третьих, рынок - план. Экономическая составляющая РСЭС функционирует на рыночных принципах и в рыночном пространстве государства и мировой экономики, и одновременно в плановом пространстве предприятий, государства, других стран, а также собственных планов и стратегий регионального развития. В данном аспекте была предложена методология структурного управления сбалансированным региональным развитием, отличающаяся направленностью на совершенствование институтов управления региональной экономикой, объединяющая инвариантные и вариативные блоки (мировоззренческий, когнитивный, технологический), позволяющие получить, конвертировать и изложить представления о сбалансированном региональном развитии как процессе структурного управленческого взаимодействия субъектов региональной экономики, заинтересованных в ее развитии (с учетом проявляемого при этом дуализма интересов), ориентированного на достижение пропорций, установленных посредством индикативного планирования в соответствии с целевыми установками политики социально-экономического развития региона [3, с. 11].
В-четвертых, инерционность - адаптивность. Вследствие действия объективных экономических законов и причин РСЭС характеризуется иннерцион-ностью, т.е. стабильностью определенных собственных параметров в долгосрочном аспекте (например, структура и состав основных фондов или трудовых ресурсов). Вместе с этим изменения во внешней по отношению к региону социально-экономической среде приобретают все больший размах и амплитуду, обуславливая необходимость повышения его адаптивности к изменениям воздействия внешних и внутренних факторов [4]. Поэтому не случайно было определено, что социо-эколого-экономическая устойчивость представляет собой свойство системы достигать поставленные социальные и экономические цели в условиях трансформации внешней среды, сохраняя свой внутренний потенциал и основные параметры природного окружения [8].
В-пятых, открытость - замкнутость. Каждый регион как система открыт для внешнего социально-экономического воздействия (положительного или отрицательного) и в то же время на его территории располагаются экономические субъекты, которые
осуществляют свою деятельность в рамках региональных границ и не заинтересованы в полном снятии формальных и неформальных ограничений. Мировые кризисы приводят к осознанию негативных последствий максимальной открытости и необходимости их минимизации.
К данному аспекту можно отнести теоретические и методологические положения, раскрывающие сущность региона как многомерной системы со свойственными ей внешними и внутренними характеристиками. К внешним характеристикам были отнесены: многомерность, многоуровневость, наличие границ, частичная открытость, динамичность, асинхронность, многоконтурность управления. К внутренним характеристикам - множественность целей, способность к развитию, устойчивость к внешним и внутренним возмущениям, структурированность. В соответствии с методологией системного подхода, также было раскрыто содержание шести идентификационных пространств региона: территориального, административного, экономического, институционального, организационного и демографического [9].
В-шестых, производство - экология. В процессе производства товаров и услуг используются разнообразные ресурсы, часто невозобновляемые, а побочным результатом выступают разнообразные отходы и ущерб, наносимый как окружающей среде, так и отдельным индивидам. Все большему числу специалистов в различных областях знаний приходит понимание того, что уровень антропогенного воздействия приближается к опасной черте, за которой может наступить глобальный коллапс человеческой цивилизации. И от экологических проблем невозможно будет спрятаться в экологически чистых регионах, например, швейцарских кантонах или Алтайском крае. Поэтому разнообразные проблемы и вопросы экологии и задачи их решения постепенно выходят на первый план как в глобальном, так и региональном масштабе. В частности, была предложена концепция регионального устойчивого эколого-экономического развития, определяющая необходимость активизации экологизации хозяйственной деятельности в субъектах страны и их переход от техногенного пути экономического развития к экологоориентированной или «зелёной» экономике [10].
В-седьмых, государство - мировое хозяйство. В аспекте воспроизводственных процессов РСЭС выступает подсистемой российского государства и в то же время в большей или меньшей степени (зависит от конкретного региона) - подсистемой мировой экономики. Соответственно, глобальные процессы оказывают влияние как на само государство и через него опосредованно на регион, так и непосредственно на РСЭС. В этом аспекте была обоснована парадигма регионального развития, в соответствии
с которой регион выступает как резидент мировой, национальной и субнациональной экономических систем и одновременно относительно автономный участник экономических отношений [11].
В-восьмых, конкуренция - сотрудничество. Каждый регион конкурирует с другими регионами (странами) за ограниченные природные, финансовые, трудовые, интеллектуальные ресурсы и одновременно сотрудничает с целью повышения эффективности использования этих же ресурсов. В данном аспекте перспективным является направление, изучающее конкурентоспособность стран и регионов. Комплексный анализ конкурентоспособности регионов был проведен в работах И.П. Данилова [12; 13].
Это научное представление было развито, исходя из подхода жизненного цикла и непрерывности процесса обеспечения конкурентоспособности, включающего стадии формирования, повышения и снижения ее уровня. Такой подход дает возможность создавать новые конкурентные преимущества на соответствующих стадиях жизненного цикла конкурентоспособности экономики региона и эффективно управлять ими с учетом особенностей инновационных преобразований российской экономики.
В настоящее время методология управления конкурентоспособностью экономики региона была дополнена концепцией, представляющей научно обоснованную и структурированную совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как стратегические цели социально-экономического развития России, федерального округа, стратегического приоритета региона и стратегии его реализации.
На основе данного подхода была разработана концепция целевой программы «Формирование и реализация интегрированной системы управления конкурентоспособностью экономики Чувашской Республики», инновационность которой заключается в ее системности, стратегической направленности и комплексной взаимосвязи усилий по повышению конкурентоспособности субъектов организационных уровней (предприятия, территориально-отраслевого кластера и региона в целом) и получения синергетического эффекта от согласованного и скоординированного их взаимодействия, обеспечивающего достижение главной стратегической цели деятельности администраций российских регионов - обеспечения экономического роста в целях повышения уровня и качества жизни населения [14].
В-девятых, предприятие - регион. Практически все предприятия, функционирующие в рамках РСЭС, в той или иной степени находятся под воздействием глобальных процессов, даже если работают на внутрирегиональный рынок. Кроме того, они осуществляют деятельность в рамках государства и региона и, соответственно, являются объектами управленческого воздействия со стороны
данных уровней. Вместе с этим сами предприятия, особенно крупные, способны оказывать существенное воздействие на РСЭС.
Таким образом, можно выделить следующие основные акторы, прямо или опосредованно генерирующие факторы и процессы, отрицательно влияющие на развитие РСЭС: мировая экономика, национальное государство, другой регион (-ы), предприятия, индивиды (рис. 1). При этом не отрицается и положительное воздействие данных акторов. На рисунке 1 схематично визуализировано положение о том, что РСЭС постоянно находятся под воздействием процессов, способных привести к ухудшению социально-экономических показателей. При этом падение цен на нефть или снижение курса рубля, как внешние отрицательные факторы, выступают только вершиной айсберга, своеобразным спусковым крючком, запускающим лавину небольших изменений на различных уровнях государственного и регионального устройства, приводящих в конечном итоге к снижению уровня жизни отдельных граждан страны, проживающих в конкретном регионе.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие основные выводы. Системный подход при рассмотрении РСЭС позволяет выделить следующие дихотомические признаки, которые объективно способствуют проявлению негативных факторов и процессов, влияющих на развитие данных систем. Среди большого их числа, на наш взгляд, определяющими, а следовательно, и должными находиться в сфере управленческого воздействия, являются следующие: социум - индивид, самостоятельность - подчиненность, рынок - план, инерционность -адаптивность, открытость - замкнутость, государство - мировое хозяйство, конкуренция - сотрудничество, предприятие - регион.
Основными акторами, способными негативно влиять на развитие РСЭС, выступают мировая эко-
номика, национальное государство, другой регион (-ы), предприятия, индивиды. Вследствие этого требуется разработка концепции управления РСЭС, которая будет исходить из возрастания отрицательного воздействия внешних факторов на современном этапе развития мировой экономики, необходимости их постоянного мониторинга на основе информационных (когнитивных) технологий с целью повышения адаптивности подобных систем.
Рис. 1. Основные субъекты, негативно воздействующие на функционирование региональных социально-экономических систем
Литература:
1. Киселева С.П. Теория эколого-ориентированно-го инновационного развития: автореф. дис. ... докт. экон. наук. - М., 2014. - 56 с.
2. IBM. Настала эра когнитивного бизнеса. - URL: http://www.ibm.com/cognitive/ru-ru/ (дата обращения: 22.11.2016 г.).
3. Гончаров А.Ю. Структурное управление сбалансированным социально-экономическим развитием региона: дис. ... докт. экон. наук. - Воронеж, 2016. - 377 с.
4. Куликова Е.Н. Методология и инструментарий сглаживания дифференциации социально-экономического развития регионов: автореф. дис. ... докт. экон. наук. - Улан-Удэ, 2016. - 40 с.
5. Ешугова С.К. Формирование стратегии развития региона-реципиента на основе концепта продовольственного импор-тозамещения в условиях современной российской экономики: автореф. дис. ... докт. экон. наук. - Казань, 2015. - 44 с.
6. Смешко О.Г. Факторы развития региональной экономики: оценка использования и политика управления: автореф. дис. ... докт. экон. наук. - СПб., 2014. - 35 с.
7. Фролова И.В. Поликомпонентное управление региональной экономикой: теория, методология, инструментарий: автореф. дис. ... докт. экон. наук. - Владикавказ, 2014. - 49 с.
8. Корчагина Е.В. Анализ и оценка устойчивого развития социо-эколого-эконо-мических систем: автореф. дис. ... докт. экон. наук. - Гатчина, 2012. - 40 с.
9. Невейкина Н.В. Управление устойчивым развитием регионов: методология, теория, инструментарий: автореф. дис. ... докт. экон. наук. - Пермь, 2015. - 37 с.
10. Яшалова Н.Н. Стимулирование устойчивого эко-лого-экономического развития региона: автореф. дис. ... докт. экон. наук. - М., 2015. - 38 с.
11. Смагина М.Н. Разработка и реализация парадигмы регионального развития с использованием инструментов программно-целевого управления: автореф. дис. ... докт. экон. наук. - Казань, 2015. - 46 с.
12. Данилов И.П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология).
- М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. -368 с.
13. Данилов И.П., Тарасов В.Т. Инновационный потенциал регионов и их конкурентоспособность.
- Чебоксары: Пегас, 2012. - 288 с.
14. Чайников В.Н. Развитие системы управления конкурентоспособностью экономики российских регионов: автореф. дис. ... докт. экон. наук.
- М., 2016. - 40 с.
Topical Issues of Regional Socio-Economic Systems Development in Conditions of Negative External Influences
T.I. Ladykova, I.P. Danilov Chuvash State University named after I.N. Ulyanov
The article considers the basic modern theoretical and methodological approaches to regional socioeconomic systems. The authors justify the necessity of developing the concept of managing such systems, which will emanate from the immanence of the negative impact of external factors on the modern stage of the world economy and the necessity of their continuous monitoring on the basis of information (cognitive) technologies with the aim of increasing the adaptability of such systems.
Key words: regional economy, negative impact, adaptability, the concept of management of regional development, external factors.