Научная статья на тему 'Устойчивость, пропорциональность и адаптивность развития региональной системы'

Устойчивость, пропорциональность и адаптивность развития региональной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ / АДАПТИВНОСТЬ / REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM / EQUATION / STABILITY / PROPORTIONALITY / ADAPTABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ханалиев Гелани Ибрагимович

Представлена концепция оценки сбалансированности развития региональной социально-экономической системы, включающая три составляющие: устойчивость, пропорциональность, адаптивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ханалиев Гелани Ибрагимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STABILITY, PROPORTIONALITY AND ADAPTABILITY OF DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEM

The estimation concept of equation of the regional social and economic system development, including its three components is presented: stability, proportionality, adaptability.

Текст научной работы на тему «Устойчивость, пропорциональность и адаптивность развития региональной системы»

УСТОЙЧИВОСТЬ, ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ И АДАПТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Г. И. ХАНАЛИЕВ

Представлена концепция оценки сбалансированности развития региональной социально-экономической системы, включающая три составляющие: устойчивость, пропорциональность, адаптивность.

Ключевые слова: региональная социально-экономическая система, сбалансированность, устойчивость, пропорциональность, адаптивность.

Концепция устойчивого развития объединяет три основные точки зрения: экономическую, социальную и экологическую. На современном этапе перехода к устойчивому развитию создаются условия, обеспечивающие возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады - природа, общество, экономика.

Сегодня концепция устойчивого развития как никогда актуальна для России. Потеряв значительную часть своих ресурсов, особенно интеллектуальных, наша страна одновременно преодолевает внутренние последствия системного кризиса и входит в мировое сообщество, почти не имея запаса прочности и необходимых знаний для успешной конкуренции на мировых рынках товаров и услуг. Фактически, энергетические ресурсы для нее являются чуть ли не единственным гарантом товарообмена с другими странами. По ряду других многочисленных товарных позиций приходится преодолевать барьеры, в том числе и в торговых отношениях.

Несмотря на все различия субъектов экономики, существуют общие методологические принципы формирования концепции устойчивого развития региональных экономических систем.

К числу основных методологических принципов познания относят [3]:

- принцип единства процессов устойчивого развития экономики региона и реформирования экономики страны. Данный принцип весьма сходен с принципом целостности финансово-экономического пространства РФ при осуществлении мероприятий по развитию региональной экономики;

- принцип разграничения сторон, характеризующих процесс устойчивого развития субъекта экономики. Осуществление процесса управления ресурсами региона следует рассматривать, с одной

стороны, как процесс, осуществляющийся во времени и пространстве, обладающий определенными качественными параметрами, движущей силой которого является деятельность субъектов регионального экономического пространства. С другой стороны, это совокупность форм и методов, посредством которых осуществляется на практике процесс стабилизации региональных систем;

- принцип причинности означает утверждение объективной, закономерной обусловленности одного явления другим. Например, реформа местного уровня власти в РФ является стимулом для законодательных органов, чтобы внедрять в жизнь необходимые нормы права в соответствии с новыми условиями, для работы органов власти по привлечению доходов с целью реализации своих полномочий. В свою очередь, хозяйствующие субъекты стремятся более активно участвовать в инвестициях и т. д.;

- принцип объективности рассмотрения. Объективный анализ создаст условия для более конкретных выводов и предложений по реформированию региональных экономических систем с учетом современных условий;

- принцип всесторонности рассмотрения. Чем больше сфер и элементов будет задействовано в анализе, тем точнее будет прогноз результатов реформ, проводимых в субъектах РФ и муниципальных образованиях для расширения источников их ресурсов;

- принцип конкретности предполагает, чтобы теоретический анализ обязательно сочетался с анализом конкретной обстановки, который покажет правомерность теоретического вывода по отношению к данной экономической ситуации. Этот принцип проверяется на основе отражения в исследовании динамики показателей экономи-

ческого развития регионов и местных территорий России в течение ближайших нескольких лет;

- принцип обоснованности выводов науки фактами - выводы надо обосновать на анализе и обобщении фактов. Но при рассмотрении факторов, влияющих на какой-либо экономический процесс, важно анализировать только те из них, которые оказывают самостоятельное непосредственное воздействие на его протекание. Например, одним из основных факторов будет повышение инвестиционной привлекательности региона, а дополнительным - рост числа предприятий с участием иностранного капитала;

- принцип рассмотрения предмета (объекта) в его движении, развитии - изучаемый объект надо рассматривать в динамике от низшего к высшему, от простого к сложному [3]. Этот принцип означает, что региональные экономические системы надо рассматривать в динамике от анализа составных элементов к реформированию механизма управления ими. В результате анализа развития различных элементов региональных систем: региональных и местных бюджетов, ресурсного потенциала, механизма осуществления инвестиций в российских регионах, кредитной политики территорий РФ возможно рассмотрение путей совершенствования управления региональными экономическими системами в России.

Реализация концепции устойчивого развития требует применения определенных адекватных ее целям и задачам механизмов. В настоящее время механизмы устойчивого развития только разрабатываются, хотя в ряде сфер отечественной экономики уже проводятся масштабные эксперименты по их отработке в режиме реализации национальных проектов и программ.

Вопросы устойчивого развития и государственного регулирования, связанных с этим процессов в последнее десятилетие прошедшего столетия и в настоящее время, находятся в сфере системного внимания российских ученых. В научных трудах видных российских ученых - Л. Н. Абалкина, А. А. Аверченкова, Н. Н. Агапова, А. В. Антонова, Ю. Н. Аренса, О. Т. Богомолова, Е. П. Велихова, Л. Д. Гагут, В. И. Данилова-Данильяна, Н. С. Зиядуллаева, В. П. Казначеева, О. Л. Кузнецова, В. И. Кушлина, О. П. Литовка, П. Ф. Лойко,

Н. Н. Лукьянчикова, Н. М. Мамедова, П. А. Мина-кера, В. П. Орлова, И. М. Потравного, Г. С. Розенберга, Н. П. Тихомирова, В. Ф. Уколова, А. Д. Урсула, А. Н. Фоломьева, Н. В. Чепурных, А. В. Яб-локова и многих других, разработаны теоретические и методические подходы перехода экономики России на принципы устойчивого развития.

Ученые зарубежных стран К. Азар, Х. Дейли, Р. Коетанзы, Р. Норгаард, У. Оутс, К. Гамильтон и многие другие разрабатывают проблемы, касающиеся стратегии устойчивого развития в период экономических реформ в различных странах мира.

Однако, большинство из опубликованных работ зарубежных ученых не учитывает особенностей социально-экономических систем, физикогеографического расположения России, специфику национально-демографического состава населения, историко-экономические основы государственного устройства и многие другие аспекты [1].

Тем не менее, модели, методы и программные средства анализа глобальной и региональной устойчивости развития исследованы не в достаточной степени, четко не отработаны инструменты, позволяющие широко использовать системный анализ и методы моделирования устойчивого развития.

В условиях формирования экономики знаний, характеризующейся преимущественным внедрением инноваций, а также обострением экологической ситуации в связи с ростом масштабов хозяйственной деятельности людей, превысивших ассимиляционный потенциал природной среды, к важнейшим приоритетам регионального развития следует отнести также переход регионов России к инновационному сценарию развития. Первое приоритетное направление предполагает повышение эффективности использования научно-технического потенциала на основе формирования региональных инновационных систем, обеспечение благоприятной для возникновения, реализации и коммерциализации новых идей в регионах.

Возможности обеспечения устойчивого регионального развития, базирующегося на непротиворечивом, гармоничном функционировании, коэволюции общества и биосферы, определяются инновационной направленностью, проводимой в регионе государственной политикой, поскольку залогом повышения эффективности экологоэкономического взаимодействия выступает сформировавшийся в регионе научно-технический (инновационный) потенциал. Новые ресурсосберегающие, малоотходные и природоохранные технологии, способы организации производства, экологобезопасные товары и услуги составляют фундамент, на котором может быть построено здание «устойчивой» экономики.

Реализации в Российской Федерации и ее субъектах стратегии устойчивого и инновационного развития могут препятствовать несколько проблем, обусловленных недостаточной эффективностью сложившихся отношений федерализ-

ма: отсутствие адекватного (рационального, согласованного и взаимоувязанного) нормативноправового обеспечения реализации стратегии устойчивого и инновационного развития регионов; отсутствие четко закрепленных полномочий в области распределения государственных расходов центра и регионов, а также регионов и муниципалитетов в отношении проведения инновационной и экологической политики; недостаточная государственная поддержка научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и природоохранных мероприятий за счет региональных бюджетных средств; недостаточная децентрализация фискального механизма [2].

Для того, чтобы региону и бизнесу выжить и развиваться в условиях инновационной модели развития экономики страны, на смену устаревшим подходам должны прийти новые технологии управления региональным развитием, адаптированные под использование в обществе, основанном на знаниях и последних достижениях экономики и гуманитарных наук.

Узкоотраслевое видение экономики региона устарело. Теперь отрасль становится понятием виртуальным - нет ни объекта, ни субъекта ее развития [4].

Эти положения стали исходными позициями для разработки теоретико-методологических основ и методики оценки сбалансированности развития РСЭС, включающей три блока - вектора оценок: устойчивости (согласованность развития экономики, экологии, общества), адаптивности (соответствие изменений внешней и внутренней среды РСЭС) и пропорциональности (соблюдение отраслевых, социально-экономических и территориальных пропорций и соотношений РСЭС).

Интегрированный индекс сбалансированности можно рассчитать по следующей формуле:

1сб 1уст ^ 1ад ^ 1пр , (1)

где:

1сб - индекс сбалансированности РСЭС,

1уст - индекс устойчивости развития РСЭС,

1ад - индекс адаптивности РСЭС,

1пр - уровень пропорциональности развития.

При этом интегрированный показатель можно представить в виде координат точки сбалансированности в трехмерном пространстве, каждая их восьми областей которых характеризуется определенным набором характеристик устойчивости (У), адаптивности (Х) и пропорциональности развития (X).

Величина интегрированного индекса сбалансированности представляет собой, таким образом, часть пространства, ограниченного плоскостями (ХХ, XX, YZ). Более детально состав показателей оценки сбалансированности развития РСЭС, раскрывающих три вектора оценок: устойчивости, адаптивности и пропорциональности, представлен на рисунке 2, где отражен специфический подход к каждому вектору оценок.

Формализованное выражение связи между отдельными векторами оценки и интегральным показателем степени сбалансированности РТК решено было представить в виде аддитивной модели, которая может быть получена путем преобразования (1) с использование матрицы приоритетов:

I = у11у + У21а + У31п , (2)

где:

I - комплексный показатель уровня адаптации;

1у, 1а, 1п - показатели сбалансированности, характеризующие уровень устойчивости, адаптации и пропорциональности РСЭС;

V], У2, У3, - коэффициенты весомости соответствующих показателей (0 < V < 1).

В основу формирования сбалансированной стратегии управления РТК положены алгоритмы, позволяющие провести декомпозицию всей системы по отдельным ее подсистемам (функциональным, подотраслевым и территориальным), определить основные показатели, характеризующие сбалансированность каждой из подсистем, установить взаимосвязь между показателями РТК и параметрами ее отдельных подсистем.

Таким образом, комплексный показатель сбалансированности РТК будет складываться из комплексных показателей устойчивости, адаптации и пропорциональности, помноженные на весомость соответствующих показателей. Для нахождения величин весовых коэффициентов каждого отдельного показателя вычисляется вектор приоритетов. Для этого определяются среднегеометрические по отдельным строкам, в результате чего получается вектор х. На следующем шаге полученный вектор (х) нормализуется путем деления каждой его компоненты на сумму всех компонент и получается вектор приоритетов (х’):

'0,405 > ' 0,105'

х = 2,467 , X (вектор приоритетов) = 0,637

ч1,000 V ч0,258у

В целях проверки достоверности полученных результатов вычисляется отношение согласованности (ОС). Для этого вначале необходимо определить максимальное собственное значение (Атах) и индекс согласованности (ИС).

Полученное значение ОС, равное 3,17 %, позволяет сделать вывод о достоверности проведенных расчетов. В результате экономическая модель

оценки степени адаптации предприятия в соответствии с предложенной иерархией составляющих будет выглядеть следующим образом:

I = 0,1051у + 0,6371а + 0,2581л

(3)

Анализ уровня устойчивости (1у) транспортной системы СКФО показал, что наиболее проблемными с позиций развития ее потенциала оказались 2008 и 2009 гг. Индекс адаптивности РТК (1а) имеет аналогичные тенденции и интервал изменений от 0,75 до 1,00. При этом наиболее сложным с точки зрения реакции на негативные изменения среды оказался 2007 г. Для определения индекса пропорциональности (1П^) развития региональной транспортной системы произведения оценка соблюдения научно обоснованных следующих пропорций:

1) опережающее развитие инфраструктуры;

2) опережающий рост международных перевозок по сравнению с ростом объемов перевозок внутри страны;

3) положительный тренд в изменении стоимости основного капитала;

4) опережающий рост доходов по сравнению с ростом капитала;

5) опережающий рост прибыли по сравнению с ростом доходов.

Для оценки сбалансированности по совокупности установленных пропорций определены коэффициенты Кэнделла и Спирмена, величина которых показывает нарушение большинства из них.

Интегральная оценка сбалансированности за 2005-2009 гг. приведена на рисунке 3.

Индекс устойчивости развития РТК

•■!■■■ Индекс адаптивности РТК

■ Индекс пропорциональности

■ Интегральный критерий сбалансированности развития РТК

На основе анализа показателей по предлагаемой методике строится «стратегическая карта сбалансированности», которая является инструментом управления развитием РТК.

По результатам анализа карты принимаются решения о подключении к процессу принятия корректирующих управленческих решений соответствующего критичности отклонения уровня сбалансированности от запланированного. Необходимо добавить, что возможные корректировки в реализуемых проектах делятся на несущественные и существенные. Несущественные изменения предполагают выделение дополнительных ресурсов в рамках программы развития РТК (время, затраты) без корректировки основных целевых ориентиров.

Литература

1. Захарова Е. Н. Разработка методологии решения системных задач устойчивого развития региональных социально-экономических систем на основе когнитивных технологий и анализа симплициальных структур: дис. ... д-ра экон. наук. Ростов н/Д, 2006.

2. Золотухина А. В. Влияние федеративных отношений на реализацию стратегии устойчивого и инновационного регионального развития // Регионология. 2010. №1.

3. Русановский В. А., Колядин Н. П. Философия экономического анализа. Саратов, 2007.

4. Ялов Д. А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием // Компас промышленной реструктуризации. 2004. № 1. URL: http://www.compass-r,ru/st-l-04-1.htm 163

* * *

STABILITY, PROPORTIONALITY AND ADAPTABILITY OF DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEM

G. I. Khanaliyev

The estimation concept of equation of the regional social and economic system development, including its three components is presented: stability, proportionality, adaptability.

Key words: regional social and economic system, equation, stability, proportionality, adaptability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.