Научная статья УДК 378.1
https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-1-100-16
© Римма Евгеньевна Ермоленко10, Владимир Иванович Колесов2,
Анна Николаевна Смолонская3, 2021
1 2Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Российская Федерация, '[email protected] [email protected]
3 Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина,
Санкт-Петербург, Российская Федерация, [email protected]
© Rimma E. Ermolenko10, Vladimir I. Kolesov2, Anna N. Smolonskaia 3, 2021
1 Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russian Federation, [email protected] [email protected] 3 Pushkin Leningrad State University, St Petersburg, Russian Federation, [email protected]
Актуальные проблемы развития педагогического образования в Республике Карелия: опыт, проблемы, перспективы
Аннотация. В статье представлен опыт Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета по созданию концепции региональной системы непрерывного педагогического образования в Республике Карелия в условиях современных социально-экономических вызовов образованию, а также необходимости решения задач Национальной инициативы «Образование». Описаны проблемы функционирования и развития системы профессионального педагогического образования, рассмотрены целесообразные механизмы и направления данного развития. Определены ключевые программные мероприятия, а также организационные условия повышения качества непрерывного педагогического образования в Республике Карелия.
Ключевые слова: педагогическое образование, социально-экономические вызовы, проблемы развития системы, национальный проект, качество образования, профориентация, программы педагогической подготовки, региональная система педагогического образования, профессиональные компетенции, педагогический инновационный парк.
Topical issues in the development of the pedagogic education in the Republic of Karelia: experience, problems, prospects
Abstract. The article presents the experience of the Institute of Pedagogy and Psychology of Petrozavodsk State University in creating the regional system of the continuous pedagogical education in the Republic of Karelia in conditions of the current socio-economic challenges to
education, and the need to perform the tasks of the National project "Education". The article reveals the problems of functioning and development of the system of professional pedagogical education, also describes the efficient mechanisms and directions of development. The key program activities and organizational conditions for improving the quality of the continuous pedagogical education in the Republic of Karelia have been identified.
Keywords: pedagogical education, socio-economic challenges, problems of system development, national project, quality of education, teacher training, career guidance, pedagogical training programs, regional system of pedagogical education, professional competencies, pedagogical innovation park.
Введение
В условиях инновационной активности, проникающей во все сферы жизни, особенно заметно усиление внимания общества к проблемам образования, повышению его значимости и роли в решении социально-экономических задач. В первую очередь это касается профессионального педагогического образования, которое объявлено приоритетной областью модернизации российского образования в целом. Подтверждение этому мы видим в активно реализуемой национальной инициативе «Образование», в федеральных проектах педагогической направленности: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда» и «Новые возможности для каждого»1.
Именно качественное модернизированное педагогическое образование «...обеспечит формирование компетентной личности педагога, самостоятельно и творчески решающего профессиональные задачи, осознающего общественную значимость педагогической деятельности, ответственного за ее результаты» .
На сегодняшний день региональная система педагогического образования Республики Карелия - динамично развивающаяся, обновляющаяся структура, определяющая свою миссию. В республике активно реализуются программы национальной инициативы «Образование»3, направленные на выполнение Указа президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В документе отражена основная задача, поставленная президентом, - создание «условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека»4. Кроме того, планируется вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Необходимость осуществ-
1 Национальный проект «Образование». - URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 16.06.2020).
2 Гущина Т. И., Макарова Л. Н., Курин А. Ю. Модель непрерывного педагогического образования в регионе: опыт реализации и перспективы развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 24. - № 181. - С. 7-16. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-181-7-16.
3 Национальный проект «Образование». - URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 16.06.2020).
4 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 08.04.2020)._
ления мер, направленных на решение этой задачи, актуализирует анализ проблем функционирования и развития региональной системы профессионального педагогического образования в контексте современных социально-экономических вызовов.
Такими проблемами являются следующие:
- стабильно существующая в последнее десятилетие проблема нехватки педагогических кадров в муниципальных образованиях Республики Карелия;
- недостаточная интеграция во взаимодействии между учреждениями основного общего образования и ПетрГУ в части решения задач организации педагогической практики; совместной деятельности по созданию модели учителя и формирования запроса на подготовку педагога;
- несоответствие уровней среднего профессионального и высшего педагогического образования (как следствие проблем взаимодействия). Потеря сложившейся системы «Контакт», заложенных традиций преемственности уровней педагогического образования, отсутствие сквозных учебных планов и сопряженных программ. Многолетний опыт «Контакта» подтверждает, что выпускник колледжа, продолжающий обучение по выбранной профессии, имеет высокую мотивацию на самосовершенствование и трудоустройство по специальности, а также является потенциальным абитуриентом вуза и профессионально мотивированным студентом;
- недостаточный уровень базовой подготовки абитуриентов для освоения современных образовательных программ психолого-педагогической направленности. При поступлении в ПетрГУ на программы данного направления подготовки отсутствует конкурс. Поступающие имеют невысокие баллы ЕГЭ;
- проблема мотивации выпускников на трудоустройство по специальности в связи с недостаточным уровнем престижа педагогической профессии, отсутствие региональной системы целевых договоров на подготовку педагогов;
- проблема «удержания» педагогов в профессии: неразвитость механизмов профессиональной адаптации, наставничества, т. е. механизмов, направленных на профессиональную поддержку и обеспечение успешной самореализации молодого учителя. В результате трудоустраиваются от 20 % до 60 % выпускников (в зависимости от специальности), однако многие из них уходят из школы, не проработав года;
- обострение проблемы старения педагогических кадров (нарушается баланс между начинающими специалистами и опытными работниками);
- отдаленность северных районов, слабое развитие использования сетевых форм сотрудничества, наличие муниципальных районов с преобладанием школ, расположенных в сельской местности;
- недостаточная подготовленность педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации общества; имеют место явления «цифрового разрыва» и «цифрового слабоумия», когда по каким-либо причинам «обучающийся не может
проблемы, перспективы
осваивать цифровые компетенции в полном объеме и автоматически объявляется "неконкурентоспособным"»1;
- повышение уровня эмоционального выгорания, усиление проявлений стресса в условиях закритической нагрузки педагогических работников, затрудняющих функционирование региональной системы образования;
- неразработанность механизмов повышения квалификации учителей и психологов в условиях смены образовательных стандартов;
- непродуктивное функционирование на протяжении длительного времени Совета по развитию педагогического образования Министерства образования республики, призванного влиять на региональную систему педагогического образования.
Для определения цели и задач развития непрерывного педагогического образования целесообразно систематизировать существующие проблемы, выделив три их основные группы:
- вхождение выпускника профессиональной образовательной организации в педагогическую профессию (например, выбор профессии - династический, географический, трендовый, случайный);
- процесс подготовки педагогических кадров в профессиональных образовательных организациях;
- удержание специалистов в профессии.
Основная часть
Анализ состояния существующих проблем и социально-экономических вызовов позволяют сформулировать цель развития регионального педагогического образования: обеспечение педагогическими кадрами региональной системы общего образования в интересах устойчивого и гармоничного социально-экономического развития Республики Карелия.
Для ее осуществления требуется решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать механизмы и определить программные мероприятия подготовки педагогических кадров для республики, подразумевающие обеспечение процессов успешного входа в профессию, повышение качества реализации профессиональных образовательных программ, инициирование и внедрение программ и мероприятий по удержанию педагогов в профессии.
2. Определить организационные, научно-исследовательские и управленческие условия повышения качества педагогического образования в республике.
Модель непрерывного педагогического образования Республики Карелия представляет собой последовательное развитие его уровней, включая допрофессиональ-ное образование и профориентационную деятельность. Особенность модели заклю-
1 Проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. - URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuche-vye-napravleniya-2035 (дата обращения: 08.04.2020).
ISSN 1994-0637 213 (print)
чается не только в реально действующих коллегиальных органах управления, но и в
разработанных инструментах ее реализации (см. рис. 1).
Модель непрерывного педагогического образования РК
КОЛЛЕГИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ 4> УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ 4> ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ
Совет по развитию педагогического образования ПетрГУ Профориентационная деятельность, допрофессиональная подготовка Реализация национальных проектов
Совет по развитию педагогического образования при Министерстве образования РК ГАПОУ «Петрозаводский педагогический колледж» Инновационный педагогический консорциум
г
Совет Консорциума
Петрозаводский государственный университет(ПетрГУ)
Советы работодателей институтов ПетрГУ
Ученые советы институтов ПетрГУ
Ученый совет ПетрГУ
Повышение квалификации
ГАУ ДПО «КИРО» ПетрГУ
\ г
Послевузовское образование аспирантура ПетрГУ
Программа развития региональной системы общего и среднего профессионального образования РК
Программы развития институтов ПетрГУ
Программа развития ПетрГУ
J
-V-
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РК
Рис. 1. Модель непрерывного педагогического образования в Республике Карелия
Концепция непрерывного педагогического образования Республики Карелия (далее - Концепция) предусматривает использование сетевой формы взаимодействия образовательных организаций на базе структур Педагогического инновационного парка как наиболее результативной, учитывающей особенности региональной системы образования.
В таких условиях необходима сетевая практикоориентированная модель, способная стать инструментом, включенным в образовательный процесс, позволяющим эффективно осуществлять подготовку и повышение квалификации учителя. Таким средством, обеспечивающим решение задач подготовки учителя в современных условиях, выступает Педагогический инновационный парк ПетрГУ.
«Педагогический инновационный парк, субъект инфраструктуры ПетрГУ, является организованным территориальным и сетевым пространством, предназначенным для формирования образовательной креативной среды, способствующей инновационной деятельности в области педагогики и психологии»1. Он объединяет различные
1 Дербенева О. Ю., Ермоленко Р. Е., Тарасов К. Г. Экосистема инновационных парков как инфраструктура для реализации стратегических проектов ПетрГУ: понятие, цели,
виды образовательных практик и структур; в соответствии с задачами реализации Концепции непрерывного педагогического образования должен стать отправной точкой трансформации педагогического образования. Результатом деятельности Педагогического инновационного парка является создание, апробация и внедрение образовательных продуктов, разработанных проектными и рабочими группами преподавателей ПетрГУ, педагогов образовательных организаций, студентов, школьников.
Структура сетевой модели педагогического инновационного парка
Рис. 2. Структура сетевой модели Педагогического инновационного парка
Структура сетевой модели инновационного парка может быть представлена в виде сети опорных площадок, выполняющих функции проектных офисов сетевых образовательных проектов (см. рис. 2).
Структурные единицы, проекты, объединения, входящие в его состав, направлены на решение задач Национального проекта «Образование» (пяти проектов Национальной инициативы: «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Поддержка семей, имеющих детей», «Учитель будущего», «Цифровое образование»). На схеме (см. рис. 3) структуры Педагогического инновационного парка соотнесены с проектами Национальной инициативы «Образование» по целям, задачам и содержанию деятельности.
задачи, условия функционирования // Непрерывное образование: XXI век. - 2019. -Вып. 1 (25). - URL: file:///C:/Users/VVKRUG~1/AppData/Local/Temp/4469.pdf (дата обращения: 08.04.2020)._
f/ СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА 1. Университетская школа г. Кондолога 2. Университетская школа с. Ведлозеро 3. Базовая кафедра -Инженерно-технологический класс» 4. Проект «Межрегиональная научно-практическая конференция «Сретенские чтения» 5. Базовая кафедра СОШ N«1 г. Сортам л а 6. Проект «Педагогические модели образовательных организаций РК: от теории к практике» 7. Лаборатория научно-технического творчества «Илмаринен» Л
УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО 1. Стажировочная площадка «Учителя-новаторы РК- 2. Дискуссионный студенческий клуб •Равновесие» 3. Базовая кафедра -Национальная библиотека» - и «Детское чтение» 4. Проект «Межинститутский педагогический фестиваль» 5. Проект «Профессиональная культура учителя» ( Национальный \ / проект \ «ОБРАЗОВАНИЕ >»Р УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЕНКА 1. Университетский детский сад (МДОУ №88) 2. Базовая кафедра (МДОУ №117) 3. Базовая кафедра N «Пряжинская СОШ» г) А. Проект У «Республиканский фестиваль «Мои первые открытия» 5. Музей занимательной науки
\ЧХЧХЧ\ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 1. Школа для родителей 2. Центр инклюзивного образования 3. Базовая кафедра ГБОЙ РК «Центр диагностики и консультирования» 4. Опорная площадка •Центр диагностики, консультирования и тренинга» ^J
Рис. 3. Структура Педагогического инновационного парка, реализующие приоритеты проектов Национальной инициативы «Образование»
Актуальность разработанной Концепции определяют особенности региональной системы образования Республики Карелия, обладающей специфическими характеристиками. Так, исследование статистических данных показывает, что образовательная политика в республике направлена на формирование современной образовательной инфраструктуры, качественное оказание услуг общего образования детей, модернизацию условий обучения, повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
В республике высока доля образовательных организаций, расположенных в сельской местности (в том числе малокомплектных школ). Согласно аналитическим данным (на 1 января 2020 г.), из 199 общеобразовательных организаций Республики Карелия 103 являются сельскими школами, из них 41 школа - малокомплектная. Кроме того, есть районы, в которых нет ни одной городской школы (Лоухский, Калевальский, Прионежский, Пряжинский, Муезерский). Наибольшее количество малокомплектных школ расположено в Лоухском, Калевальском и Пудожском районах (50 %). Важная особенность региональной системы образования республики - удаленность северных территорий от городских школ, образовательных организаций - друг от друга, а также малочисленность школ, расположенных в сельской местности.
Указанные характеристики подтверждают актуальность создания модели, обеспечивающей не только подготовку, но и повышение квалификации педагога.
Таким образом, показателем практикоориентированности Концепции служит
включение в образовательный процесс Института педагогики и психологии ПетрГУ школ, расположенных в отдаленных сельских районах, как баз практики, стажировочных площадок, университетских образовательных организаций.
Основу разработанной Концепции составляет Педагогический инновационный парк ПетрГУ как сетевая модель подготовки учителя будущего для Республики Карелия. Данная модель позволит экстраполировать опыт деятельности базовых кафедр ПетрГУ и университетских образовательных организаций на отдаленные северные районы республики, а также на территории с наибольшим количеством школ, расположенных в сельской местности. Созданные университетские образовательные организации будут функционировать в формате ресурсных центров образования района. Таким образом, каждый созданный ресурсный центр обеспечит и поддержит свою сеть образовательных организаций, используя потенциал Педагогического инновационного парка.
Дорожная карта Концепции, планы мероприятий структур Педагогического инновационного парка актуализируют принцип региональности педагогического образования республики Карелия. В ПетрГУ реализуется профессиональная образовательная программа «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области карельского языка»; в учебный план введены дисциплины «История Карелии», «Регионоведение»; создаются интерактивные экспозиционно-выставочные пространства распределенного музея науки университета («Изучай свой край», «История дошкольного образования в Республике Карелия», «Карельская педагогическая школа», «Карельская психологическая школа»). С целью развития инновационных направлений региональной системы образования совместно с КРОО «Молодые учителя» создана Школа учителя будущего Республики Карелия.
Региональная система образования направлена на реализацию жизненно важного (в контексте современной социально-экономической ситуации) национального проекта «Цифровое образование». Создание и осуществление регионального проекта «Педагогика и психология дистанционного обучения» призваны обеспечить подготовку, экспертизу и апробацию психо лого-педагогического сопровождения электронного обучения. Такие направления деятельности, как организация онлайн-курсов, разработка и внедрение в образовательный процесс дистанционных учебных программ, образовательных модулей, использование в образовательном процессе технологий электронного обучения, включены преподавателями института в индивидуальные планы работы.
Одним из основных направлений и механизмов эффективного решения задач развития непрерывного педагогического образования является обеспечение процессов успешного входа в профессию учителя. Для решения этой задачи в ПетрГУ разработана программа профориентационной деятельности и довузовской подготовки школьников в регионе, мотивирующая их на педагогические специальности. Апробация программы предполагает включение профориентационных образовательных модулей в учебный процесс девяти школ республики, имеющих статус университетской школы ПетрГУ и являющихся базовыми кафедрами.
Реализация национального проекта «Современная школа», утверждение Концеп-
проблемы, перспективы
ции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, наличие вакансий учителей технологии на региональном рынке труда республики актуализирует проблему профориентационной работы и профессиональной подготовки учителей технологии. В ПетрГУ совместно с Академическим лицеем г. Петрозаводска реализован пилотный проект Педагогического инновационного парка1 «Инженерно-технический класс - допрофессиональная подготовка школьников». Наличие материально-технической базы, открытие III очереди Педагогического инновационного парка, а главное - мониторинг результатов проекта инженерно-технического класса стали предпосылками для разработки проекта «Открытые инженерно-технические классы в школах Республики Карелия как форма сетевого взаимодействия организаций и предприятий».
Ретроновацией в деятельности вуза станет создание системы педагогических профильных классов в муниципальных районах и городских округах республики. Такая форма профориентационной деятельности уже имела популярность и давала положительные результаты в 90-е годы в Республике Карелия.
В ходе определения профессиональной направленности школьников большую роль играет Центр профориентации «Вектор», открытый во второй очереди Педагогического инновационного парка ПетрГУ. На организацию возложена задача поиска и экстраполяции лучших образовательных практик, обеспечивающих профориентацию школьников на педагогические специальности.
С 1 сентября 2020 г. в учебный процесс всех российских школ введен федеральный государственный стандарт среднего общего образования, предполагающий необходимость организации профильного обучения. В рамках гуманитарного профиля возможно открытие психолого-педагогических классов. Концепция непрерывного педагогического образования определяет необходимость разработки системы поддержки и нормативно-правового обеспечения деятельности профильных психолого-педагогических классов в образовательных организациях различного уровня. Данная система включает следующие направления деятельности:
- разработку нормативной базы, обеспечивающей деятельность классов допро-фессиональной подготовки;
- методическую подготовку педагогов и координацию деятельности педагогических классов в рамках заключения трехсторонних договоров о сотрудничестве (педагогический класс - педагогический колледж - университет);
- проведение республиканской олимпиады для обучающихся педагогических классов.
1 Дербенева О. Ю., Ермоленко Р. Е., Тарасов К. Г. Экосистема инновационных парков как инфраструктура для реализации стратегических проектов ПетрГУ: понятие, цели, задачи, условия функционирования // Непрерывное образование: XXI век. - 2019. - Вып. 1 (25). -URL: ffle:///C:/Users/WKRUG~1/AppData/LocaVTemp/4469.pdf (дата обращения: 08.04.2020).
Выводы
Итогом решения поставленных задач и результатом системной деятельности по сформированным направлениям в Республике Карелия станет организация единого образовательного пространства подготовки педагогических кадров, ориентированного на обеспечение непрерывности всех уровней образования и вовлекающего в образовательный процесс широкую педагогическую общественность, родителей, работодателей, будущих специалистов. Будут созданы условия для функционирования и развития инновационной системы педагогического образования, направленной на конкретные запросы муниципальных образований со следующими качественными характеристиками: взаимодействием всех уровней педагогического образования, наличием системы педагогический колледж - ПетрГУ, организацией сетевой мобильности, основанной на применении интерактивных (в том числе электронных) методов и технологий обучения, гибкостью и вариативностью содержания образовательного процесса.
Список литературы
Гущина Т. И., Макарова Л. Н., Курин А. Ю. Модель непрерывного педагогического образования в регионе: опыт реализации и перспективы развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 24. - № 181. - С. 7-16. DOI 10.20310/18100201-2019-24-181-7-16.
Дербенева О. Ю., Ермоленко Р. Е., Тарасов К. Г. Экосистема инновационных парков как инфраструктура для реализации стратегических проектов ПетрГУ: понятие, цели, задачи, условия функционирования // Непрерывное образование: XXI век. - 2019. - Вып. 1 (25). -URL: file:///C:/Users/VVKRUG~1/AppData/Local/Temp/4469.pdf (дата обращения: 08.04.2020).
Национальный проект «Образование». - URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 16.06.2020).
Проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. - URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuche-vye-napravleniya-2035 (дата обращения: 08.04.2020).
СПР 1. Педагогический инновационный парк «Образование 5.0» как инструмент подготовки кадров, формирования новых практик закрепления молодых специалистов в регионе и развития системы непрерывного образования. - URL: https://petrsu.ru/page/science/develop-ment/master_university_program/strategi%D1%81_projects/excel-lent_education (дата обращения: 07.04.2020).
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - URL: https://base.garant.ru/ 71937200/ (дата обращения: 08.04.2020).
References
Gushchina T. I., Makarova L. N., Kurin A. Iu. Model' nepreryvnogo pedagogicheskogo obra-zovaniia v regione: opyt realizatsii i perspektivy razvitiia [Model of continuing pedagogical education in the region: experience and development prospects]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki [Tambov University Review. Series: Humanities], 2019, vol. 24, no. 181, pp. 7-16. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-181-7-16.
проблемы, перспективы
Derbeneva O. Iu., Ermolenko R. E., Tarasov K. G. Ekosistema innovatsionnykh parkov kak in-frastruktura dlia realizatsii strategicheskikh proektov PetrGU: poniatie, tseli, zadachi, usloviia funktsionirovaniia [Ecosystem of innovation parks as an infrastructure for PetrSU strategic projects realization: concept, purposes, objectives and operating conditions]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek [Lifelong education: the XXI century], 2019, iss. 1 (25), pp. 65-75. Available at: file:///C:/Users/VVKRUG~1/AppData/Local/Temp/4469.pdf (accessed: 08.04.2020)
Natsional'nyi proekt "Obrazovanie" [National project "Education"]. Available at: https://edu. gov.ru/national-project (accessed: 16.06.2020).
Proekt dokumenta "Kliuchevye napravleniia razvitiia rossiiskogo obrazovaniia dlia dostizheniia Tselei i zadach ustoichivogo razvitiia v sisteme obrazovaniia " do 2035 g [Draft document "Key directions for the development of Russian education to achieve the sustainable development goals and objectives in the education system" until 2035]. Available at: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (accessed: 08.04.2020).
SPR 1. Pedagogicheskii innovatsionnyi park "Obrazovanie 5.0" kak instrument podgotovki kadrov, formirovaniia novykh praktik zakrepleniia molodykh spetsialistov v regione i razvitiia siste-my nepreryvnogo obrazovaniia [SPR 1. Pedagogical innovation Park "Education 5.0" as an instrument for personnel training, establishing new practices for the consolidation of young specialists in the region and the development of the continuing education system]. Available at: https://petrsu.ru/page/science/development/master_university_program/strategi%D1%81_projects/ex cel-lent_education (accessed: 07.04.2020).
Ukaz Prezidenta RF ot 7 maia 2018 g. № 204 "O natsional'nykh tseliakh i strategicheskikh zadachakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda " [Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated May 7, 2018 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024"]. Available at://base.garant.ru/71937200/ (accessed: 08.04.2020).
Для цитирования: Ермоленко Р. Е., Колесов В. И., Смолонская А. Н. Актуальные проблемы развития педагогического образования в Республике Карелия: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2021. - № 1 (100). -С. 210-221. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-1-100-16
For citation: Ermolenko R. E., Kolesov V. I., Smolonskaia A. N. Topical issues in the development of the pedagogic education in the Republic of Karelia: experience, problems, prospects. Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 1 (100), pp. 210-221. https://doi.org/10.23859/ 1994-0637-2021-1-100-16
Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Сведения об авторах
Кандидат педагогических наук, [email protected], Петрозаводский государственный университет (д. 33, пр-т Ленина, 185910 г. Петрозаводск, Республика Карелия, Российская Федерация) / Candidate of Pedagogical Sciences, [email protected], Petrozavodsk State University (33, Lenin pr., 185910 Petrozavodsk, Karelia, Russian Federation).
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, [email protected], Петрозаводский государственный университет (д. 33, пр-т Ленина, 185910 г. Петрозаводск, Республика Карелия, Российская Федерация) / Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, [email protected], Petrozavodsk State University, (33, Lenin pr., 185910 Petrozavodsk, Karelia, Russian Federation). Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий, [email protected], Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (д. 10, лит. А, Петербургское шоссе, 196605 Санкт-Петербург, г. Пушкин, Российская Федерация) / Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the pedagogic and pedagogical technologies department, [email protected], Pushkin Leningrad State University (10, lit. A, Peterburgskoe sh., 196605 St Petersburg, Pushkin, Russian Federation).
Статья поступила в редакцию: 01.09.2020 Одобрена после рецензирования: 16.10.2020 Принята к публикации: 28.10.2020
The article was submitted: 01.09.2020 Approved after reviewing: 16.10.2020 Accepted for publication: 28.10.2020
Римма Евгеньевна Ермоленко / Rimma E. Ermolenko
Владимир Иванович Колесов / Vladimir I. Kolesov
Анна Николаевна Смолонская / Anna N. Smolonskaia