Научная статья на тему 'Сущность моделей Университетской школы ПетрГУ на территории Республики Карелия в современной России'

Сущность моделей Университетской школы ПетрГУ на территории Республики Карелия в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / МОДЕЛИ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ШКОЛЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА / МАЛОКОМПЛЕКТНЫЕ ШКОЛЫ / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / РАЙОННЫЕ ЦЕНТРЫ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / STATE PROGRAMME / UNIVERSITY SCHOOL MODELS / EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / PROFESSION-ORIENTED SCHOOL / UNGRADED SCHOOLS / RURAL AREA / REGIONAL CENTERS / CREATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермоленко Римма Евгеньевна, Колесов Владимир Иванович

В статье рассматриваются особенности формирования и развития образовательных моделей в учебных учреждениях на территории Республики Карелия, в которых осуществляется глобальный воспитательный и образовательный процесс. Предложенные модели университетской школы формируются при помощи коммуникативных компетенций, они являются интегральными для формирования личностных качеств обучающихся, необходимых для достижения результата в целостном педагогическом процессе. Представленные модели университетской школы являются актуальными для малокомплектных школ на территории Карельской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nature of the models for the PETRSU UNIVERSITY SCHOOL IN THE REPUBLIC OF KARELIA AND PRESENT-DAY RUSSIA

The article deals with the peculiarities of developing and forming educational models in the educational establishments of the Republic of Karelia, where global upbringing and educational process in the sphere of education is on. Models proposed for a university school are being formed with the help of communicative competences which are integrative for the students’ development of personal qualities and aim at the results in the wholesome pedagogical process. Outlined models of a university school are significant for ungraded schools in the territory of the Republic of Karelia.

Текст научной работы на тему «Сущность моделей Университетской школы ПетрГУ на территории Республики Карелия в современной России»

DOI 10.23859/1994-0637-2020-2-95-13 УДК 378.1

Ермоленко Римма Евгеньевна

Кандидат педагогических наук, доцент, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Россия) E-mail: ree_ppk@mail.ru

Колесов Владимир Иванович

Доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, профессор, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Россия) E-mail: vi_kolesov@mail.ru

СУЩНОСТЬ МОДЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ШКОЛЫ ПЕТРГУ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Ермоленко Р. Е., Колесов В. И., 2020

Yermolenko Rimma Evgen'evna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russia) E-mail: ree_ppk@mail.ru

Kolesov Vladimir Ivanovich

Doctor of Pedagogy, PhD in Economics, Professor, Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russia) E-mail: vi_kolesov@mail.ru

THE NATURE OF THE MODELS FOR THE PETRSU UNIVERSITY SCHOOL IN THE REPUBLIC OF KARELIA AND PRESENT-DAY RUSSIA

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования и развития образовательных моделей в учебных учреждениях на территории Республики Карелия, в которых осуществляется глобальный воспитательный и образовательный процесс. Предложенные модели университетской школы формируются при помощи коммуникативных компетенций, они являются интегральными для формирования личностных качеств обучающихся, необходимых для достижения результата в целостном педагогическом процессе. Представленные модели университетской школы являются актуальными для малокомплектных школ на территории Карельской Республики.

Ключевые слова: государственная программа, модели университетской школы, образовательные организации, профильная школа, малокомплектные школы, сельская местность, районные центры, развитие творческого потенциала

Abstract. The article deals with the peculiarities of developing and forming educational models in the educational establishments of the Republic of Karelia, where global upbringing and educational process in the sphere of education is on. Models proposed for a university school are being formed with the help of communicative competences which are integrative for the students' development of personal qualities and aim at the results in the wholesome pedagogical process. Outlined models of a university school are significant for ungraded schools in the territory of the Republic of Karelia.

Keywords: state programme, university school models, educational establishments, profession-oriented school, ungraded schools, rural area, regional centers, creative potential development at school

Введение

Региональная сеть общего образования Республики Карелия, по данным на 01.01.2020 г., включает 199 общеобразовательных организаций: из них более 55 % расположены в сельской местности, более 40 организаций включены в перечень малокомплектных школ приказом Министерства образования Республики Карелия.

В северных районах республики преобладают образовательные учреждения, расположенные в сельской местности; в ряде районов (таких как Муезерский, Лоух-ский, Калевальский, Пряжинский) нет ни одной городской школы; есть районы (Ло-ухский, Калевальский), в которых около 50 % из функционирующих образовательных организаций имеют статус малокомплектных школ. В государственной программе Республики Карелия «Развитие образования» отражено взаимодействие учебных учреждений с Петрозаводским государственным университетом - опорным вузом России: создание университетских образовательных организаций - одно из направлений развития общего образования в республике. Особенность сети общего образования Карелии, представленная в программе1, определяет основные характеристики и варианты моделей Университетской школы Петрозаводского государственного университета (далее - ПетрГУ) в Республике Карелия (далее - РК).

Основная часть

Университетская школа Петрозаводского университета (ПетрГУ), расположенная в районном центре, городском округе РК, реализует следующие модели:

- Университетская школа - ресурсный районный (городской) центр - муниципальная образовательная организация, обладающая потенциалом для взаимодействия с образовательными учреждениями муниципального района, объединяющая образовательные, кадровые, управленческие ресурсы муниципального района (городского округа);

- Университетская школа - базовая кафедра ПетрГУ организует образовательную и научно-исследовательскую деятельность обучающихся, а также педагогических работников по одному или нескольким направлениям с использованием кадровых ресурсов и материально-технической базы университета;

- профильная Университетская школа осуществляет обучение школьников по одному или нескольким профилям (включая предпрофильное обучение) с использованием кадровых ресурсов и материально-технической базы ПетрГУ;

- смешанная модель включает несколько вариантов представленных выше моделей.

Основные модели Университетской школы ПетрГУ, расположенной в сельской местности РК, с учетом типа школы, форм организации деятельности и учебного процесса (начальная школа, основная, общеобразовательная, школа-интернат, школа-детский сад, школа с группами дошкольного образования):

- Университетская школа - социокультурный комплекс;

1 Постановление Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года № 196-П «Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Развитие образования" на 2014-2025 годы (с изменениями на 7 февраля 2019 года)». - URL: http://docs.cntd.ru/document/ 919511536 (дата обращения: 10.07.2019).

- Университетская школа - этнокультурный комплекс.

Университетская школа, расположенная в сельской местности, - малокомплектная школа РК - с учетом формы организации деятельности и образовательного процесса (начальная школа, основная школа, школа-детский сад, школа с группами дошкольного образования):

- Университетская малокомплектная школа-лаборатория. На базе данной модели предполагается разработка методического, педагогического (в том числе онлайн) инструментария для трансляции и экстраполяции апробированных программ, модулей, технологических карт уроков в разновозрастных классах, дистанционных технологий в малокомплектных школах районов республики.

Модель Университетской школы ПетрГУ, расположенной в сельской местности, предполагает реализацию ФГОС среднего общего образования путем:

- использования дистанционных курсов, вебинаров, а также встроенных в образовательные программы онлайн-модулей;

- организации производственной практики студентов ПетрГУ в Университетской школе ПетрГУ, в том числе непрерывной производственной практики при наличии педагогических вакансий, что обеспечит реализацию образовательной программы не только в период производственной практики студентов, но и в течение всего учебного года.

Предполагается, что в ходе реализации проектов создания моделей Университетских школ ПетрГУ педагогические команды разработчиков сохранят и актуализируют существующую специализацию общеобразовательной организации исходя из конкретных условий и опыта деятельности, муниципального заказа, сформированного администрацией муниципального района (городского округа) на основании задач, определенных Министерством образования Республики Карелия.

Основные задачи деятельности Университетской школы ПетрГУ:

- воспитание у обучающихся отношения к Республике Карелия как к сфере возможности для реализации своих способностей и деятельности путем создания культурно-образовательного пространства Университетской школы, основанного на интеграции научно-исследовательской, студенческой среды ПетрГУ и культурно-исторического наследия Республики Карелия;

- повышение качества и доступности образования; особое внимание должно уделяться тем обучающимся, которые ориентированы на освоение научных знаний и достижений;

- внедрение на всех уровнях образования деятельностных, проектных технологий, способствующих развитию ключевых компетенций у обучающихся;

- внедрение на всех уровнях образования современных воспитательных и образовательных практик, ориентированных на развитие социальных навыков, эмоционального интеллекта, Soft skills (гибких навыков)1;

- обеспечение расширения границ информированности о деятельности образовательной организации, усиление ее влияния и вовлечение в реальную жизнь района

1 Ключевые компетентности и новая грамотность. - URL: https://ioe.hse.ru/21skills (дата обращения: 16.07.2019).

(городского округа), повышение эффективности образовательного процесса, решение социальных задач образовательной организации;

- формирование здоровьесберегающей среды, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков за счет применения здоровьесберегающих технологий и реализации программ формирования здорового образа жизни;

- включение в образовательную деятельность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

- формирование единого поля ценностей образования и культуры, единой информационной среды, единой системы качества образования обучающихся и профессионального роста педагогов Республики Карелия;

- повышение профессиональной квалификации педагогических работников, включая возможности онлайн-курсов и сетевого взаимодействия, освоение новых методов обучения, образовательных технологий, научно-практические конференции по актуальным проблемам современного образования.

Задачи Университетской школы ПетрГУ конкретизируются в соответствии с программой развития муниципального района (городского округа), социальным и муниципальным заказом данной школе, ее программой развития. Например, в Университетской школе с инженерно-технологическим профилем задача повышения качества образования и его доступности для обучающихся может быть конкретизирована следующими направлениями, определяющими содержание обучения в школе:

- дополнительная (углубленная) подготовка по математическому, естественнонаучному и инженерному направлениям;

- создание условий для развития научного и технического творчества обучающихся, повышения интереса к исследованиям, изобретательству;

- развитие инженерных компетенций.

Функции, технологии и методы, направления деятельности для достижения поставленных задач:

- использование онлайн-ресурсов и технологий, веб-платформ в организации учебного процесса;

- разработка, апробация и описание новых практик образования (в том числе виртуального), модульных онлайн-курсов, предназначенных для разных потребителей образовательных услуг (обучающиеся с ОВЗ, одаренные дети, педагоги, родители, руководители образовательных организаций); создание педагогического инструментария, соответствующего современным требованиям;

- разработка методик и техник построения индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов), изучение динамики раскрытия и развития индивидуальных особенностей и талантов обучающихся, тьюторское сопровождение обучающихся;

- реализация модели профессионального формирования студентов педагогических направлений подготовки «на опыте» новых форм и методов образовательной деятельности;

- привлечение студентов и обучающихся к участию в разработке и использованию в образовательном процессе инновационных информационно-коммуникационных технологий, в том числе освоение проектных технологий, коллективное об-

суждение и генерацию идей, проведение экспертизы, применение методов коллабо-ративного образования;

- разработка и использование обучающих компьютерных игр, учитывающих особенности поколения современных школьников, для которого компьютерные игры - один из видов образовательной деятельности, поддерживающей требуемый уровень концентрации;

- применение комплексных симуляторов, являющихся перспективным направлением в образовательном процессе (современные виртуальные тренажеры, тесты, независимое тестирование);

- освоение и внедрение в процесс обучения техник и методик инклюзивного образования с целью включения детей с особыми потребностями в учебный процесс и обеспечения доступности образования;

- индивидуализация образовательных траекторий и организация психолого -медико-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- трансляция и экстраполяция успешного опыта в региональной системе образования, а также мониторинг результатов деятельности.

Деятельность Университетской школы ПетрГУ должна быть продуктивной: не только обеспечивать качество и доступность обучения в соответствии с современными требованиями, предоставлять площадки для научных изысканий, организовывать педагогическую практику студентов и повышать уровень квалификации преподавателей, но и разрабатывать разнообразные инновационные образовательные продукты. Планируется создание следующих продуктов Университетской школы ПетрГУ:

1. В области научно-исследовательской и проектной деятельности:

- концептуальные модели, образовательные и обучающие проекты;

- материалы мониторинга, диагностики, информационно-аналитические документы;

- публикации - статьи, сборники, монографии.

2. В области методической деятельности:

- методические разработки, рекомендации, практические руководства;

- образовательные программы, курсы, сценарии;

- учебные пособия и методические комплексы;

- цифровой образовательный контент;

- организационные схемы и методические модели обучения студентов;

- курсы, вебинары, модули для программ повышения квалификации учителей и педагогических работников Университетской школы;

- методики дистанционного обучения.

3. В области коммуникационно-событийной деятельности:

- коммуникационные интернет-площадки (разработка и сопровождение);

- конференции, семинары, вебинары, тренинги и проч., в том числе для муниципального района (городского округа);

- стажировки в Университетской школе педагогических работников образовательных организаций района (городского округа), а также студентов ПетрГУ;

- разработка и реализация проектов по запросу администрации муниципального района (городского округа).

Управление Университетской школой осуществляет директор, заместителем директора является представитель профессорско-преподавательского состава ПетрГУ, назначенный ректором. Принципы управления Университетской школой ПетрГУ и организационно-управленческие условия, отражающие особенности контроля инновационного процесса, - адаптивного управления, автономности школы, связи внут-ришкольного управления со средой, синергии. Перечисленные принципы подразумевают максимальный учет школьного опыта, определение выбора траектории развития конкретной Университетской школы ПетрГУ участниками образовательного процесса, а также использование возможностей ресурсов района в инновационном развитии, интеграцию инновационных возможностей школы и ПетрГУ, управленческую поддержку образовательных инициатив и педагогического творчества со стороны учредителя образовательной организации и Министерства образования Республики Карелия.

Результатом управления Университетской школой является создание гибкой системы организационных и коллаборационных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей, осуществление внутришкольного контроля, обеспечивающего управление ходом инновационного процесса, организацию и проведение мониторинга и диагностики, регулирование инновационной деятельности, повышение качества педагогического анализа.

Функционирование и развитие Университетских школ ПетрГУ в Республике Карелия обеспечит следующие результаты:

1. Для обучающихся:

- доступность качественного образования, соответствующего ФГОС общего среднего образования и их образовательным потребностям, склонностям и способностям;

- самоопределение в выборе дальнейшей образовательной, профессиональной траектории и жизненного пути.

2. Для педагогических работников, руководителей образовательной организации:

- повышение конкурентоспособности образовательной организации;

- выработка индивидуальных траекторий профессионального развития в соответствии с осознанными потребностями;

- повышение квалификации, профессиональное развитие с использованием современных технологий, в том числе возможность приобретения личного опыта построения инновационной модели образовательной организации.

3. Для родителей:

- возможность участия в развитии образовательной организации, управлении качеством предлагаемой образовательной услуги, развитии общественного управления образовательным учреждением;

- понимание перспектив ресурсных вложений в образование своего ребенка.

4. Для Министерства образования РК, администрации муниципального района (городского округа):

- высокая конкурентоспособность региональной и муниципальной систем образования Республики Карелия в контексте развития региональных систем образования Северо-Запада РФ;

- позитивная и конструктивная оценка результатов развития региональной системы Республики Карелия профессионально-педагогическим сообществом;

- создание инновационной образовательной организации с особым типом управления, проектно-исследовательскими разработками, системой повышения квалификации педагогических кадров, тиражирования и экстраполяции образовательных результатов и педагогического опыта;

- создание в региональной системе образования республики действующих моделей образовательных организаций - инновационных научно-образовательных комплексов, осуществляющих процесс обучения в соответствии с современными требованиями, обеспечивающих высокие показатели качества и доступности основного общего и среднего общего образования, представляющих образцы педагогической и организационно-управленческой деятельности в современных социально-экономических условиях развития РК;

- развитие конструктивного взаимодействия между педагогическим сообществом и исполнительной властью, органами управления образованием, развитие общественно-государственной системы управления образованием на муниципальном и республиканском уровне;

- рост заинтересованности жителей республики в развитии образования, появление общественных инициатив, связанных с развитием образования в Республике Карелия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Для ПетрГУ:

- решение задачи стратегической программы развития ПетрГУ - опорного университета: развитие и становление конкурентоспособной региональной системы образования, обеспечивающей качество и доступность обучения в общеобразовательных организациях Республики Карелия1;

- сформированность у выпускников Университетской школы ПетрГУ, будущих абитуриентов, профессионального самоопределения, компетенций, обеспечивающих дальнейшее выстраивание собственной траектории непрерывного профессионального образования;

- наличие команды профессионалов, способных взять на себя организационно-управленческую и содержательную составляющие и педагогическую ответственность за становление и развитие инновационной модели Университетской школы ПетрГУ;

- сформированность ресурсной базы для инновационной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Республики Карелия;

1 Программа развития опорного университета ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (2017-2021). - URL: https://petrsu.ru/page/science/development_ (дата обращения: 09.07.2019); Межрайонные центры и опорные площадки в районах Карелии. - URL: https://petrsu.ru/ page/ science/ development/ master_ university_ program/ support_points# (дата обращения: 09.07.2019).

- рост образовательной просвещенности жителей республики благодаря разработке и реализации общественно-педагогических проектов Университетской школы ПетрГУ, а также активнму взаимодействию со СМИ.

На рис. 1 представлена организационно-управленческая структура деятельности Инновационного педагогического парка1 в рамках создания сети Университетских школ ПетрГУ.

Рис. 1. Организационно-управленческая структура деятельности Инновационного педагогического парка в рамках создания сети Университетских школ ПетрГУ

1 Дербенева О. Ю., Ермоленко Р. Е., Тарасов К. Г. Экосистема инновационных парков как инфраструктура для реализации стратегических проектов ПетрГУ: понятие, цели, задачи, условия функционирования // Непрерывное образование: XXI век. - 2019. - № 1 (25). -С. 65-75. DOI: 10.15393/15^112019.4444.

Организационно-содержательная структура Университетской школы ПетрГУ представлена на рис. 2. В ней выделены целевой, содержательный, организационно -процессуальный и оценочно-результативный блоки, раскрыто их содержание.

целевой блок

Социальный заказ: формирование духовно-нравственной личности с высоким уровнем гражданской ответственности, активной жизненной позицией, обладающей Soft skills (гибкими навыками), отношением к Республике Карелия как к сфере возможности для реализации своих знаний, умений, навыков

Цель:

- создание педагогической системы, обеспечивающей качество и доступность общего образования;

- воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности;

- развитие интеллектуального, научного и кадрового потенциала РК

ЗАДАЧИ

содержательный блок

Общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные (развивающие) программы различной направленности

Образов ательная

Научно-исследовательская Коммуникационно-событийная Профориентационная

организационно-процессуальным блок

- Инновационный педагогический парк;

- Муниципальная образовательная организация;

- Программа развития Университетской школы ПетрГУ;

- Интегративное взаимодействие, коллаборационные механизмы культурно-образовательного пространства - интеграция научно-исследовательской, студенческой среды ПетрГУ и культурно-исторического наследия Республики Карелия

Функции интегративной коллаборационной деятельности:

- онлайн-ресурсы и веб-платформы;

- новые практики образования (в том числе виртуального);

- методики и техники построения индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов);

- модели профессионального формирования студентов;

- обучающие компьютерные игры;

- комплексные симуляторы;

- техники и методики инклюзивного образования;

- транслирование, экстраполяция, мониторинг результатов деятельности

оценочно-результативныи блок

Показатели Мониторинг Диагностика

Результат - развитие региональной системы образования РК путем создания сети ПетрГУ - инновационных научно-образовательных комплексов Университетских школ

Рис. 2. Организационно-содержательная структура Университетской школы ПетрГУ

Выводы

Таким образом, создание и функционирование в региональной системе общего образования Республики Карелия Университетских школ ставит перед Инновационным педагогическим парком ПетрГУ следующие задачи:

- определение общеобразовательных организаций для присвоения им статуса Университетской школы ПетрГУ;

- разработка критериев оценки эффективности деятельности Университетских школ ПетрГУ;

- создание механизма управления Университетскими школами на региональном, муниципальном и школьном уровнях, определение руководителей (кураторов) школы со стороны ПетрГУ;

- организация консультирования общеобразовательных учреждений в ходе выбора модели;

- содействие в разработке Университетскими школами ПетрГУ программ развития, а также технологий, методик, курсов, обеспечивающих решение поставленных задач;

- привлечение профессорско-преподавательского состава, сотрудников ПетрГУ для реализации модели Университетской школы и решения поставленных задач.

Литература

Дербенева О. Ю., Ермоленко Р. Е., Тарасов К. Г. Экосистема инновационных парков как инфраструктура для реализации стратегических проектов ПетрГУ: понятие, цели, задачи, условия функционирования // Непрерывное образование: XXI век. - 2019. - № 1 (25). -С. 65-75. DOI: 10.15393/j5.art.2019.4444.

Ключевые компетентности и новая грамотность. - URL: https://ioe.hse.ru/21skills (дата обращения: 16.07.2019).

Международный проект организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Будущее образования и навыков: 0бразование-2030». - URL: http://www.oecd.org/education/ 2030 (дата обращения 18.07.2019).

Межрайонные центры и опорные площадки в районах Карелии. - URL: https://petrsu.ru/ page/ science/ development/ master_ university_ program/ support_points# (дата обращения: 09.07.2019).

Постановление Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года № 196-П «Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Развитие образования" на 2014-2025 годы (с изменениями на 7 февраля 2019 года)». - URL: http://docs.cntd.ru/document/ 919511536 (дата обращения: 10.07.2019).

Программа развития опорного университета ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (2017-2021). - URL: https://petrsu.ru/page/science/development_ (дата обращения: 09.07.2019).

СПР 1. Педагогический инновационный парк «"Образование 5.0" как инструмент подготовки кадров, формирования новых практик закрепления молодых специалистов в регионе и развития системы непрерывного образования». - URL: https://petrsu.ru/page/science/ development/ master_ university_ program/ strategi%D1%81_ projects/ excellent_education (дата обращения: 19.07.2019).

References

Derbeneva O. Iu., Ermolenko R. E., Tarasov K. G. Ekosistema innovatsionnykh parkov kak in-frastruktura dlia realizatsii strategicheskikh proektov PetrGU: poniatie, tseli, zadachi, usloviia funktsionirovaniia [Ecosystem of innovation parks as an infrastructure for PetrSU strategic projects realization: concept, purposes, objectives and operation conditions]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek [Lifelong education: the XXI century], 2019, vol. 1 (25), pp. 65-75. DOI: 10.15393/j5.art. 2019.4444 (accessed: 22.07.2019).

Kliuchevye kompetentnosti i novaia gramotnost' [Key competencies and new literacy]. Available at: https://ioe.hse.ru/21skills (accessed: 16.07.2019).

Mezhdunarodnyi proekt organizatsii ekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitiia (OESR) "Bu-dushchee obrazovaniia i navykov: Obrazovanie-2030 " [International project of the organization for economic cooperation and development (OECD) "Future of education and skills: Education-2030"]. Available at: http://www.oecd.org/education/2030 (accessed: 18.07.2019).

Mezhraionnye tsentry i opornye ploshchadki v raionakh Karelii [Inter-district centers and supporting platforms in the Karelian districts]. Available at: https://petrsu.ru/page/science/development/ master_university_program/support_points# (accessed: 09.07.2019).

Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kareliia ot 20 iiunia 2014 goda № 196-P "Ob utverzhde-nii gosudarstvennoi programmy Respubliki Kareliia 'Razvitie obrazovaniia' na 2014-2025 gody (s izmeneniiami na 7fevralia 2019 goda)" [Government decree of the Republic of Karelia No. 196-P of 20 June 2014 "On the approval of the state program of the Republic of Karelia 'Development of education' for the period of 2014-2025" (with changes of February 7, 2019)]. Available at: //http://docs.cntd.ru/document/919511536 (accessed: 10.07.2019).

Programma razvitiia opornogo universiteta FGBOU VO "Petrozavodskii gosudarstvennyi uni-versitet" (2017-2021) [Development program of the flagship university - FSBEI of Higher Education "Petrozavodsk State University" (2017-2021)]. Available at: https://petrsu.ru/page/science/deve-lopment (accessed: 09.07.2019).

SPR 1. Pedagogicheskii innovatsionnyi park "'Obrazovanie 5.0' kak instrument podgotovki kadrov, formirovaniia novykh praktik zakrepleniia molodykh spetsialistov v regione i razvitiia siste-my nepreryvnogo obrazovaniia" [SPR 1. Pedagogical innovation Park "'Education 5.0' as an instrument for personnel training, establishing new practices of retaining young specialists in the region and the development of the continuing education system"]. Available at: https:// petrsu.ru/page/ science/ development/ master_ university_ program/ strategi%D1%81_ projects/ excellent_education (accessed: 19.07.2019).

Для цитирования: Ермоленко Р. Е., Колесов В. И. Сущность моделей Университетской школы ПетрГУ на территории Республики Карелия в современной России // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 2 (95). - С. 157-167. DOI: 10.23859/19940637-2020-2-95-13

For citation: Yermolenko R. E., Kolesov V. I. The nature of the models for the PetrSU University school in the Republic of Karelia and present-day Russia. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 2 (95), pp. 157-167. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-2-95-13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.