Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития навыков говорения в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку русскоязычных студентов'

Актуальные проблемы развития навыков говорения в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку русскоязычных студентов Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / цифровые технологии / мультимедийность / «книжный метод» / развитие навыков говорения / профессионально-ориентированное обучение иностранному языку / дискурс / lingua franca / межкультурная коммуникация / Данное исследование не имело финансовую поддержку. / foreign language / digital technologies / multimedia / "book method" / development of speaking skills / professionally oriented teaching of a foreign language / discourse / lingua franca / intercultural communication.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Вечканова Э.Ю., Вовк Н.А., Доминенко Н.В., Хлыбова Н.А.

В данной статье рассматриваются настоящие проблемы развития навыков говорения на иностранном языке в процессе образования в высшем учебном заведении. Исследование многочисленных зарубежных трудов позволило проанализировать развитие профессионально-ориентированного обучения иностранному языку за рубежом, изучить его международную роль в торговле, проследить рост, начиная с изучения технической лексики и отсутствия грамматических знаний до литературного перевода с богатым словарным запасом. В работе проводится теоретический фрагментарный анализ отечественных и зарубежных трудов, позволяющий сделать вывод о настоящих недостатках в образовательной системе, что оказывает значительное влияние на языковую профессиональную подготовку студентов. В статье предлагаются методы для повышения языковой профессиональной студенческой подготовки и квалификации преподавателей в освоении цифровых технологий. В заключение подводится итог исследования, формируются будущие перспективы профессионального развития английского языка с точки зрения повышения образовательного уровня Российской Федерации во всех сферах специализации в связи с поставленной целью: выпускать из высших учебных заведений высококвалифицированных специалистов не только в своей профессии, но и с высоким уровнем знания иностранного языка для расширения своих профессиональных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Вечканова Э.Ю., Вовк Н.А., Доминенко Н.В., Хлыбова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPING SPEAKING SKILLS IN THE PROCESS OF PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING OF A FOREIGN LANGUAGE TO RUSSIAN-SPEAKING STUDENTS

The article determines the topical problems of developing speaking skills a foreign language in the process of education in a higher educational institution. The research of numerous foreign works made it possible to analyze the professionally oriented teaching`s development of a foreign language abroad, to study its international role in the trade, to trace the growth, from the necessary learning of technical vocabulary and grammatical knowledge`s lack to literary translation with a rich vocabulary.The work provides a theoretical fragmentary analysis of domestic and foreign works, which allows us to draw a conclusion about the real shortcomings in the educational system, which has a significant impact on the language professional training of students. The article proposes methods for enhancing the language professional students` training, as well as improving teachers` skills in the development of digital technologies. In conclusion, the study summarizes, future prospects for the professional the English language`s development are formed from the point of view of raising the educational level of the Russian Federation in all areas of specialization in connection with the goal`s achievement: to produce highly qualified specialists from higher educational institutions not only in their profession, but also with a foreign language`s high level to expand their professional capabilities.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития навыков говорения в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку русскоязычных студентов»

— ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SEM.2024.36.27.015 УДК 811.111:81-2.5:378.147

© ®

Attribution

сс by

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются настоящие проблемы развития навыков говорения на иностранном языке в процессе образования в высшем учебном заведении. Исследование многочисленных зарубежных трудов позволило проанализировать развитие профессионально-ориентированного обучения иностранному языку за рубежом, изучить его международную роль в торговле, проследить рост, начиная с изучения технической лексики и отсутствия грамматических знаний до литературного перевода с богатым словарным запасом. В работе проводится теоретический фрагментарный анализ отечественных и зарубежных трудов, позволяющий сделать вывод о настоящих недостатках в образовательной системе, что оказывает значительное влияние на языковую профессиональную подготовку студентов. В статье предлагаются методы для повышения языковой профессиональной студенческой подготовки и квалификации преподавателей в освоении цифровых технологий. В заключение подводится итог исследования, формируются будущие перспективы профессионального развития английского языка с точки зрения повышения образовательного уровня Российской Федерации во всех сферах специализации в связи с поставленной целью: выпускать из высших учебных заведений высококвалифицированных специалистов не только в своей профессии, но и с высоким уровнем знания иностранного языка для расширения своих профессиональных возможностей.

Ключевые слова: иностранный язык, цифровые технологии, мультимедийность, «книжный метод», развитие навыков говорения, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, дискурс, lingua franca, межкультурная коммуникация.

Данное исследование не имело финансовую поддержку.

Abstract. The article determines the topical problems of developing speaking skills a foreign language in the process of education in a higher educational institution. The research of numerous foreign works made it possible to analyze the professionally oriented teaching's development of a foreign language abroad, to study its international role in the trade, to trace the growth, from the necessary learning of technical vocabulary and grammatical knowledge's lack to literary translation with a rich vocabulary.The work provides a theoretical fragmentary analysis of domestic and foreign works, which allows us to draw a conclusion about the real shortcomings in the educational system, which has a significant impact on the language professional training of students. The article proposes methods for enhancing the language professional students' training, as well as improving teachers' skills in the development of digital technologies. In conclusion, the study summarizes, future prospects for the professional the English language's development are formed from the point of view of raising the educational level of the Russian Federation in all areas of specialization in connection with the goal's achievement: to produce highly qualified specialists from higher educational institutions not only in their profession, but also with a foreign language's high level to expand their professional capabilities.

Вечканова Э.Ю., Вовк Н.А., Доминенко Н.В., Хлыбова Н.А.

Институт филологии (структурное подразделение) Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPING SPEAKING SKILLS IN THE PROCESS OF PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING OF A FOREIGN LANGUAGE TO RUSSIAN-SPEAKING STUDENTS

Ellina Yu. Vechkanova, Nikolay A. Vovk, Natalia V. Dominenko, Natalia A. Khlybova

V.I. Vernadsky Crimean Federal University

— ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Keywords: foreign language, digital technologies, multimedia, «book method», development of speaking skills, professionally oriented teaching of a foreign language, discourse, lingua franca, intercultural communication.

This study was not financially by someone. Введение.

Сегодня в XXI веке изучение иностранного языка представляет собой неотъемлемую базу знаний, которую получает студент в высшем учебном заведении.

Иностранный язык как ключ познания к новому, неизведанному, другой культуре, требует упорства для качественного изучения, освоения на уровне иноязычного мышления, что подразумевает понимание языка изнутри.

Для любого человека выучить иностранный язык -это колоссальный труд, требующий длительную практику во избежание возникновения языкового барьера, как в грамматике, литературном переводе, так и в говорении.

С точки зрения выявления современных потребностей, любая специальность требует знания иностранного языка на профессиональном уровне, что обеспечит будущему специалисту его востребованность, повысит уровень квалификации, гарантирует высокий заработок в рамках полученной профессии.

Важно указать, что изучение иностранного языка русскоязычными студентами воспринимается как дословный перевод, буквальное понимание предложений (фраз) или параллельное сравнение с родным языком.

В английском языке, как и в русском, существуют «крылатые фразы», которые дословно перевести невозможно, в таком случае «подключается» профессионализм и передается суть в рамках межкультурной коммуникации или диалога во время практических занятий, тем самым прослеживается необходимость в знаниях другой культуры.

В мире глобализационных технологий изучать иностранный язык помогает искусственный интеллект, цифровые технологии, усовершенствованные обучающие платформы и само желание студента «заговорить» на языке. Исследователи и разработчики со всего мира ежегодно пытаются удивить новыми технологиями, внедрить их в использование для повышения эффективности в работе, в том числе это и касается языка.

Интересно сравнить XX и XXI века через призму исследования языка, эффективности его изучения в рамках применения нанотехнологий: многочисленные научные труды подтверждают появление различных мобильных приложений, помогающих оттачивать не только применение новой лексики и грамматики, но и разговорную речь, понимание диалектов на слух. Стоит подчеркнуть, что благодаря появившимся усовер-

шенствованным мобильным приложениям, студент может тренировать большинство аспектов иностранного языка на высоком уровне в свободное время.

Следует выделить скачок в развитии технологий в рамках изучения языка, что эффективно служит студенту как дополнительное образование вне зависимости от практических занятий в высшем учебном заведении, помогая улучшить или усовершенствовать его лингвистические знания.

Исходя из вышепредставленной информации, подтверждается на сегодняшний день актуальность изучения проблематики исследуемой темы.

Цель настоящей работы - выявить проблемы развития навыков говорения русскоязычных студентов через призму иностранного языка, предложить их пути разрешения.

Ключевая задача настоящего исследования -сформулировать перспективы дальнейших разработок для возможности улучшить разговорную речь, тем самым повлиять на устранение языкового барьера у русскоязычных студентов в высших учебных заведениях.

Обсуждение.

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку существует менее века с точки зрения независимого направления в методике преподавания.

В процессе профессионального обучения, преподаватели применяют личностно-ориентированный подход с целью добиться результата, «удовлетворить» потребности студентов, попытаться заложить фундамент для «формирования» будущего высококвалифицированного специалиста со знанием иностранного языка.

Формирование профессионально-ориентированного обучения начиналось с малого: изучение специальной лексике в технических и научных текстах, затем исследователи и лингвисты обратили внимание на риторический аспект языка в конкретных дискурсах. Следующим этапом стали четыре компетенции: чтение, письмо, говорение и аудирование.

Обращаясь к зарубежным трудам, стоит обратить внимание, что профессионально ориентированное обучение английскому языку началось не так давно, после окончания Второй мировой войны [11].

Исследователи Т. Вотерс и А. Хатчинсон упоминают в своих научных работах, что изначально английский язык считался ключом, неким ин-

— ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

струментом к международной торговли, но те, кто не был носителями языка, видели в нем новый lingua franca с целью «удовлетворить потребности» в рамках межкультурной коммуникации, ведения бизнеса и обмена информацией [15].

Ссылаясь на работы А. Джонса и Дадли Эванс, необходимо выделить стремительный скачок в развитии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку благодаря быстрому развитию мировой экономики и технологического прогресса [10; 12].

Далее важно упомянуть интерес к профессионально-ориентированному обучению иностранным языкам, что произошло за счет увеличения академической мобильности: иностранные студенты приезжали в другие англоязычные страны, происходил обмен опытом, что повлияло на укрепление международных отношений между странами [11].

Выше представленные факты повлияли на статус английского языка: он стал нейтральным языком для международного общения, тем самым «повысил спрос» на его изучение с профессиональной точки зрения.

Зарубежный автор Р. Смоак пишет в своем труде о научном и техническом письме, которым уделялось внимание в первых учебниках по профессионально-ориентированному обучению иностранным языкам [14].

Автор указывает на развитие технической и «полутехнической» лексики: изначально преподаватели считали, что их ключевая задача состоит в профессиональных знаниях технической лексики в определенной области знаний или профессии. Ссылаясь на вышеупомянутую информацию, в учебниках не было объяснений и практических отработок принципов построения предложений, связи предложений в тексте, что указывает на слабую грамматическую часть и постепенное профессиональное развитие языка [13].

Сегодня важно обратить внимание на проблематику данного исследования: существует множество «пробелов» в рамках изучения иностранного языка, как на начальном, так и профессиональном уровне, несмотря на информационные новшества и современные технологии.

Ссылаясь на труд отечественного исследователя Е. Архиповой, автор обращает внимание на важности коммуникативного обучения в связи с тем, что студентов проще научить грамматике, переводному методу, но ключевой проблемой является говорение.

В рамках профессионально-ориентированного обучения русскоязычных студентов отсутствие навыка говорения может повлиять на снижение мотивации к изучению иностранного языка, в связи с этим преподавателю следует применять информационные технологии, мультимедийные

современные гаджеты для устранения острой проблемы [1, с. 104].

Е. Архипова указывает на существующие разные методики для изучения иностранного языка, но фундаментально важным неразрешенным вопросом является языковой барьер у студентов, который необходимо устранить преподавателю, применяя новые технологии.

Российский исследователь А. Гниненко подчеркивает важность языковых разговорных навыков, а так же их значимую роль в межкультурном общении.

Следует отметить, что языковой барьер может возникнуть в результате отсутствия навыков разговорной речи с представителем другой культуры, недостаточного лексического запаса иностранного языка, что негативно отражается на профессиональном уровне. Автор подчеркивает, что в связи со слабым уровнем говорения на иностранном языке, студент смог бы найти себе более высокооплачиваемую работу, поехать за границу или устроиться в международную компанию, где знания иностранного языка являются обязательным фактором.

Результаты.

Исследуя проблематику изучаемой темы, следует устранить существующую проблему в говорении на иностранном языке в процессе образования, в противном случае это может отразиться на профессиональном уровне и помешать студенту стать высокооплачиваемым специалистом в своей профессии.

Как показывает теоретический анализ научных трудов, знания хотя бы одного иностранного языка является большим преимуществом при прохождении собеседования на новую работу или должность в международных фирмах, где данный факт является обязательным.

Стоит выделить, что мотивацией студента к изучению иностранного языка, а так же владением его разговорными навыками, может стать независимость и высокая оплачиваемая работа. Студент при окончании ВУЗа со знанием языка, с разговорной речью хотя бы на одном иностранном языке, обладает преимуществом при приеме на работу между такими же студентами, только без знания языка.

В рамках интернета, студент с языковыми профессиональными знаниями может устроиться фрилансером, работая в любом удобном месте с помощью наушников, компьютера и телефона.

Современные возможности, удаленная работа и регулирование дохода представляют собой наши сегодняшние реалии, но в рамках ВУЗа студенту необходимо не только получить диплом, но и знания, применять их с достоинством, навыки с иностранным языком могут в этом помочь [3, с. 430].

— ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

В связи с вышепредставленной информацией, перед преподавателем высшего учебного заведения стоит большая задача:

1 ) мотивировать студентов к изучению языка;

2) «стереть» границы языкового барьера;

3) дать возможность не бояться делать ошибки;

4) «открыть дорогу» большому языковому потенциалу;

5) повлиять на повышение образовательных показателей.

Далее, в результате изучения трудов Э. Максимова, М. Калашникова, Я. Кухтина, Е. Пашутина, выявлено, что ключевой проблемой говорения представляет собой крайне редкое применение аудиоматериалов, дискуссий по аудио теме.

В результате отсутствия систематического использования аудиоматериалов наблюдается образование языкового барьера и снижение в слуховом отличии акцентов: иностранная речь крайне сложно принимается на слух, что способствует ухудшению языковых способностей студентов, не развивает лингвистический пласт на профессиональном уровне [5, с. 123-124].

В данном случае авторы предлагают заранее подготовить интересную информацию, применяя с недавно изученной лексикой, что закрепит знания, улучшит восприятие речи и даст возможность обсудить услышанный материал, постепенно уберет языковой барьер.

Благодаря цифровым технологиям и современным гаджетам у студентов появляется возможность расширить свои знания, повысить профессиональный языковой уровень в комфортных условиях, работать с лексическим запасом слов, тем самым легко «наращивать» новый пласт и применять его в разговорной лексике. Преподавателю лишь стоит повышать мотивацию у своих студентов, что повысит качество языковых знаний [7, с. 168-169].

Ссылаясь на научный труд Н. Рябцевой, стоит выделить преимущество в применении мульти-медийности и визуализации в образовательном процессе, что оказывает значительное влияние на развитие когнитивных стилей мышления, креативность, мыслительную активность студентов [8, с. 236-238].

Российский исследователь С. Титова указывает на активное применение современных электронных учебников, курсов, дополнительных учебных материалов: MOOCS, I-tunes Courses, Google Docs, Camtasia, Explain Everything, Google Search, Microsoft Office, Quizlet, которые будут направлены на интерактивное изучение тем на иностранном языке [9, с. 106].

Данные электронные ресурсы смогут повлиять на:

1) усовершенствование навыков устной и письменной речи;

2) увеличить мотивацию к изучению языка с использованием аудио- и видеоматериалов;

3) освоить на практике различные акценты носителей языка;

4) эффективное изучение новой терминологии во время просмотра современных интерактивных материалов;

5) увеличение объёма новых знаний с профессиональной точки зрения [4, с. 112].

Анализ специализированных источников подтверждает необходимость обновления обучающей методики, научной и учебной литературы в связи с нехваткой современных материалов.

В связи с этим, стоит выделить следующие преимущества применения цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку:

1) главным этапом является реализация и обновления учебной базы, необходима «революция» для языковой трансформации студентов;

2) применение цифровых технологий как дополнительный ресурс для изучения лингвостра-новедческой тематики, межкультурной коммуникации, «живого» общения на практических занятиях и усовершенствования коммуникативных навыков у студентов [2, с. 25-26];

3) блок для самостоятельной работы представляет одну из важных частей в рамках цифровых технологий: в свободное время студент может изучать иностранный язык с интересом, применяя современные разработки, приложения не только дома, но и в транспорте.

В тоже время, преподавателю настоятельно рекомендуется:

1) проанализировать образовательную платформу на ее эффективность и спрогнозировать будущий результат при систематических занятиях;

2) скорректировать направленность образовательной платформы, в ее рамках выделить новые блоки с целью применения изученной лексики, грамматики, тем самым повысить интерес к языку, отработать имеющийся лингвистический пласт на профессиональном уровне;

3) домашняя работа с использованием цифровых технологий обеспечит интересную занятость в Интернет-пространстве, что сейчас широко распространено; студент выполнит задание быстрее, чем работая с «учебником и ручкой».

Изучение литературы, посвященной исследованию проблематике данной темы, доказывает необходимость «перехода» высших учебных заведений на новый цифровой уровень, что

— ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

предполагает повышение образовательного процесса, уровня квалификации студентов и самих преподавателей, выход на новый профессиональный уровень в говорении в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку русскоязычных студентов.

Стоит отметить распространенную проблему, с которой сталкиваются преподаватели: отсутствие навыков применения новых цифровых технологий, тем самым наблюдается несоответствие уровня современности, которым уже обладают студенты.

В связи с быстрым скачком глобализации в университетах, преподавателям необходимо предоставить возможность прохождения практики и повышение квалификации для освоения новых современных «умных» гаджетов, которые смогут наладить ту тонкую связь между преподавателем и студентом, находиться на одной волне с молодым поколением, «быть в тренде».

Сегодня использование цифровых технологий может привести к повышению уровня мышления, самостоятельности, образования в разных областях, в том числе и в языке, поэтому освоение нанотехнологий крайне важно, как для преподавателя, так и для студента.

Преподавателю стоит заметить тот факт, что необходимо найти тот «общий язык» со студентом для комфортного образовательного процесса: запрещение гаджета является точкой преткновения, что зачастую и происходит на занятиях.

В связи с вышепредставленной информаций, можно сделать вывод о недоработках в образовательной системе в нашей стране, что мешает молодому поколению повысить языковой уровень, необходимо выделить следующие:

1) наблюдается ограниченное количество времени, которое выделяется в рамках образовательного процесса на изучение иностранного языка, оказывая негативное влияние не только на профессиональный уровень владения языком, но и на общие знания у студентов;

2) в изучении иностранного языка, охватывая сразу все его аспекты, не комбинируя с изученным материалом, стоит обратить внимание негативного влияния на разговорную речь в связи с сумбурным изучением языка, освоением новой лексики и грамматического материала без закрепления и практической отработки, умением переводить дословно иностранный текст, не вникая в литературный смысл.

В связи с вышеперечисленным, студент может писать, читать и переводить с родного языка на иностранный, и наоборот, но разговорные навыки находятся на низком уровне, что препятствует намеченной цели преподавателя: профессиональному росту с точки зрения владения иностранным языком на разговорном уровне, со-

блюдая грамматические правила и применяя большой лексический запас.

Следует отметить устаревшие учебные материалы для изучения иностранного языка, что еще больше оттягивает прогресс в освоении языковой речи, а так же происходит образование «бездны» между преподавателем и студентом: выучить устаревшую лексику не составит труда, но и не принесет никакой пользы в рамках современности.

Проблематика изучения иностранного языка состоит в системном отсутствии применения мультимедийных новых технологий, что снижает уровень заинтересованности в лекционном учебном или устаревшем обучении: современный преподаватель должен научиться «миксовать» учебник с цифровыми технологиями, что обеспечит высокий процент посещаемости, а так же высокий уровень разговорной речи у студентов, по сравнению с группой, где используется только «книжный» метод обучения.

С точки зрения перспектив развития, Российская Федерация заинтересована в своих отечественных высококвалифицированных профессионалах во всех сферах и специализациях, в связи с этим наблюдается улучшение технической и материальной основы университетов, в том числе это касается языков:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) с введением новейших технологий и мультимедийного оборудования ожидается повышение уровня разговорной речи в рамках профессионально-ориентированного обучения иностранному языку русскоязычных студентов;

2) педагоги «расширят горизонты» в применении различных аутентичных учебников и пособий;

3) в перспективах, в российской образовательной системе - рост статуса иностранного языка в связи с расширением экономических и культурных границ, что требует высокого уровня знания языка;

4) Российская Федерация выступает за создание новых филиалов зарубежных стран с целью обмена опыта, расширения бизнес-отношений и международного сотрудничества, что требует профессиональных переводчиков, тем самым стимулирует изучать иностранный язык и не один, повышать свой профессионализм, обеспечивая высокую восстребованность как к профессионалу;

5) в связи с появлением новых специальностей, сфер развития в Интернет-пространстве, расширяются возможности тесных отношений с зарубежными фирмами, что подразумевает квалифицированные знания разговорной речи на профессиональном уровне, тем самым данный факт является мотивацией для хорошего заработка русскоязычных студентов;

— ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

6) появление множества вакансий со знанием разговорного языка с выходом через Интернет и возможностью находиться в любом месте: дома, в транспорте, на отдыхе, заставляет задуматься студентов об изучении иностранного языка и не одного, а так же уделять больше времени на самостоятельное обучение с целью будущей перспективы и своего трудоустройства;

7) лингвисты, исследователи в сфере образования и интернет-технологий усиленно трудятся над разработкой новых образовательных программ с внедрением мультимедии, Интернет и мобильных приложений для повышения уровня говорения, внедряя лингвистические игры с применением усовершенствованных информационных технологий, вовлекая студентов в «новое», современное, эффективное, интересное для молодого поколения.

Перспективы развития и повышение уровня говорения русскоязычных студентов действительно существуют и имеют все основания на свое осуществление в связи с быстрым развитием Интернет-технологий в нашем государстве.

Заключение.

Исследование зарубежных и отечественных трудов позволяет подвести итог: в современном мире студентам требуется «обновить» книжный материал на цифровой, добавить мультимедий-ности и современных технологий в практические занятия.

В связи с глобализацией, во всех видах различных специализаций, одной из актуальных проблем развития навыков говорения в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку русскоязычных студентов, является недостаточное отведенное количество времени для изучения иностранного языка.

В рамках российской образовательной системы, в высших учебных заведениях стоит пересмот-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Литература:

реть важность знаний иностранного языка на профессиональном уровне, что требует больше времени на изучение, закрепление и применение на практике пройденного материала.

Необходимо подчеркнуть, что, благодаря применению инновационных технологий, образовательный процесс представляет собой не только развитие разговорной речи на профессиональном уровне, но и отсутствие языковых барьеров в рамках межкультурной дискуссии с представителем другой культуры.

С точки зрения высококвалифицированной практической подготовки в процессе обучения иностранному языку, студент может заблаговременно обеспечить себе высокую заработную плату в сравнении со студентом без профессиональных знаний иностранного языка, для этого требуются усилия и посещение всех занятий по иностранному языку в высшем учебном заведении.

Важно выделить свободное время на самостоятельное дополнительное изучение иностранного языка, тренировку восприятия речи «на слух», посещение языковых кружков с носителем языка для отработки языковых профессиональных способностей, что позволит устранить языковой барьер, если таковой имеется.

Следует указать, что в настоящее время преподавателям стоит обратить внимание на современные методы обучения, расширить применение разговорной лексики, исключить устаревшие материалы, особенно учебные издания с неактуальной информацией на сегодняшний день.

В завершении исследования, необходимо подчеркнуть, что цифровые технологии представляют собой будущее, влияют на развитие языка, как родного, так и иностранного, его совершенствование, а так же играют фундаментальную роль, мотивируя к получению практическим профессиональным навыкам в говорении на иностранном языке.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

1. Архипова Е.И. Иноязычная коммуникативная компетенция как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки магистров неязыковых направлений / Е.И. Архипова // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2015. Т. 18. № 4. С. 103-107.

2. Батунова И.В. Современный подход к обучению иностранному языку студентов технического вуза / И.В. Батунова, Т.В. Жавнер, Е.И. Лобынева, А.Ю. Николаева // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. Vol. 9. № 9. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podhod-k-obucheniyu-inostrannomu-yazyku-studentov-tehnicheskogo-vuza (дата обращения 10.09.2002).

— ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

3. Гниненко А. В. Опыт решения проблем профессионально ориентированного обучения студентов иностранному языку в неязыковом (техническом) вузе с использованием инновационных технологий / А.В. Гниненко // Известия МГТУ. 2012. № 2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-resheniya-problem-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-studentov-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-tehnicheskom-vuze-s/viewer (дата обращения 10.09.2002).

4. Любанец И.И. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения иностранным языкам / И.И. Любанец, И.Г. Копытич, Е.В. Шило // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. № 2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-v-protses se-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения 10.09.2002).

5. Максимова Э.В. Реализация условий формирования коммуникативной компетенции студентов в процессе изучения иностранных языков в техническом вузе / Э.В. Максимова, А.М. Ишмурадова, М.Р. Калашникова, Ю.В. Рысева // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2015. № 3. C. 121-132.

6. Москалева И.С. Языковая подготовка в неязыковом вузе / И.С. Москалева // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Барнаул, Алтайский государственный университет. 2018. № 7. С. 30-38.

7. Пашутина Е.Н. Информационные технологии в повышении качества языкового образования студентов технических вузов / Е.И. Пашутина, Я.В. Кухтина // Педагогическое образование в России. 2020. № 2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-povyshenii-kachestva-yazykovogo-obrazo vaniya-studentov-tehnicheskih-vuzov (дата обращения 10.09.2002).

8. Рябцева Н.К. Новые коммуникативные тенденции в современной культуре и инновации в области преподавания иностранного языка / Н.К. Рябцева // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков: периодический сборник статей. М. : Институт языкознания РАН. 2016. № 8. С. 557.

9. Титова С.В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика / С.В. Титова. М. : Эдитус.

2017. 248 с.

10. Dudley-Evans T. English for specific purposes. R. Carter & D. Nunan (Eds.). Teaching English to speakers of other languages. 2001. P. 131-136. Cambridge: Cambridge University Press.

11. Hutchinson T. English for Specific Purposes: A Learning- Centred Approach / T. Hutchinson, A. Waters. Cambridge : Cambridge University Press, 2010.

12. Johns A., & Dudley-Evans T. English for specific purposes: International in scope, specific in purpose. TESOL Quarterly. 1991. № 25(2). P. 297-314. Available at: https://www.jstor.org/stable/3587465 (дата обращения 10. 09. 2002)

13. Ramirez C. English for Specific Purposes: Brief History and Definitions. Revista de Lenguas Modernas. 2015. № 23. P. 379-386.

14. Smoak R. What is English for specific purposes? English Teaching Forum Online. 2003. № 41(2). P. 22-27. URL : http://americanenglish.state.gov/files/ae/resource_files/03-41-2-g.pdf (дата обращения 10. 09. 2002)

15. Teodorescu A. Teaching English for Specific Purposes. Petroleum - Gas University Of Ploiesti Bulletin, Philology Series. 2010. № 62(2). P. 67-74.

References:

1. Arkhipova E.I. Foreign language communicative competence as an integral component of professional training of masters in non-linguistic areas / E.I. Arkhipov // Bulletin of IzhSTU named after. M.T. Kalashnikov. 2015. Vol. 18. № 4. P. 103-107.

2. Batunova I.V. Modern approach to teaching a foreign language to students of a technical university / I.V. Batunova, T.V. Zhavner, E.I. Lobyneva, A.Yu. Nikolaeva // Russian Journal of Education and Psychology.

2018. Vol. 9. № 9. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podhod-k-obucheniyu-inostrannomu-yazyku-studentov-tehnicheskogo-vuza (date of the application 09/10/2002).

3. Gninenko A.V. Experience in solving the problems of professionally oriented teaching students a foreign language in a non-linguistic (technical) university using innovative technologies / A.V. Gninenko // News of MSTU. 2012. № 2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-resheniya-problem-professionalno-orientirovan nogo-obucheniya-studentov-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-tehnicheskom-vuze-s/viewer (date of the application 10.09.2002).

4. Lyubanets I.I. The use of electronic educational resources in the process of teaching foreign languages / I.I. Lyubanets, I.G. Kopytich, E.V. Shilo // Bulletin of the Donetsk Pedagogical Institute. 2018. № 2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-v-protsesse-obucheniya-inostrannym-yazykam (date of the application 10.09.2002).

5. Maksimova E.V. Implementation of the conditions for the formation of communicative competence of students in the process of studying foreign languages at a technical university / E.V. Maksimova, A.M. Ishmuradova, M.R. Ka-lashnikova, Yu.V. Ryseva // Modern studies of social problems: electronic scientific journal. 2015. № 3. P. 121-132.

6. Moskaleva I.S. Language training in a non-linguistic university / I.S. Moskaleva // Modern research in the field of teaching foreign languages in non-linguistic universities. Barnaul, Altai State University. 2018. № 7. P. 30-38.

7. Pashutina E.N. Information technologies in improving the quality of language education for students of technical universities / E.I. Pashutina, Ya.V. Kukhtina // Pedagogical education in Russia. 2020. № 2. URL :

— ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-povyshenii-kachestva-yazykovogo-obrazo vaniya-studentov-tehnicheskih-vuzov (date of the application 09/10/2002).

8. Ryabtseva N.K. New communicative trends in modern culture and innovations in the field of teaching a foreign language / N.K. Ryabtseva // Linguistics and methods of teaching foreign languages: periodical collection of articles. M. : Institute of Linguistics RAS. 2016. № 8. P. 557.

9. Titova S.V. Digital technologies in language teaching: theory and practice / S.V. Titova. M. : Editus. 2017. 248 p.

10. Dudley-Evans T. English for specific purposes. R. Carter & D. Nunan (Eds.). Teaching English to speakers of other languages. 2001. P. 131-136. Cambridge : Cambridge University Press.

11. Hutchinson T. English for Specific Purposes: A Learning-Centred Approach / T. Hutchinson, A. Waters. Cambridge : Cambridge University Press, 2010.

12. Johns A. English for specific purposes: International in scope, specific in purpose. TESOL Quarterly / A. Johns, T. Dudley-Evans. 1991. № 25(2). P. 297-314. URL : https://www.jstor.org/stable/3587465 (date of the application 10.09.2002).

13. Ramirez C. English for Specific Purposes: Brief History and Definitions. Revista de Lenguas Modernas. 2015. № 23. P. 379-386.

14. Smoak R. What is English for specific purposes? English Teaching Forum Online. 2003. № 41(2). P. 22-27. URL : http://americanenglish.state.gov/files/ae/resource_files/03-41-2-g.pdf (дата обращения 10. 09. 2002)

15. Teodorescu A. Teaching English for Specific Purposes. Petroleum - Gas University of Ploiesti Bulletin, Philology Series. 2010. № 62(2). P. 67-74.

Информация об авторах

Вечканова Эллина Юрьевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Института филологии, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь vechkanova22@mail.ru

Вовк Николай Александрович

старший преподаватель

кафедры иностранных языков

Института филологии,

Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского, г. Симферополь

nick.wolf@mail.ru

Доминенко Наталья Викторовна

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Института филологии, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь dnv.crimea@mail.ru

Хлыбова Наталия Александровна

кандидат филологических наук, доцент,

заведующая кафедрой иностранных языков Института филологии, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь nathaliekhlybova@yandex.ua

Ellina Yu. Vechkanova

Candidate of Philological Sciences,

Associate Professor of the Department

of Foreign Languages Institute of Philology,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

vechkanova22@mail.ru

Nikolay A. Vovk

Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages Institute of Philology,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, nick.wolf@mail.ru

Natalia V. Dominenko

Candidate of Philological Sciences,

Associate Professor of the Department

of Foreign Languages Institute of Philology,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

dnv.crimea@mail.ru

Natalia A. Khlybova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor,

Head of the Department of Foreign Languages Institute of Philology,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol nathaliekhlybova@yandex.ua

© Вечканова Э.Ю., Вовк Н.А., Доминенко Н.В., Хлыбова Н.А. 37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.