Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОСВОЕНИЕМ ДИСЦИПЛИНЫ "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" У МАГИСТРАНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА'

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОСВОЕНИЕМ ДИСЦИПЛИНЫ "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" У МАГИСТРАНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАНТЫ-МЕНЕДЖЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЕМ / ЯЗЫКОВЫЕ НАВЫКИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Е.Н., Гончарова Н.А.

В условиях снижения уровня международного взаимодействия в академической и профессиональной среде анализ степени удовлетворенности магистрантов-нелингвистов процессом освоения дисциплины «Профессиональный иностранный язык» представляется актуальным. Исследования по изучению степени удовлетворенности магистрантов процессом совершенствования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции в контексте сужения возможностей применения иностранного языка в профессиональной сфере ранее не проводились. На основе результатов анкетирования магистрантов-менеджеров I-го курса в статье представлен анализ данных о связи между уровнем их мотивации к изучению дисциплины «Профессиональный иностранный язык» и степенью удовлетворенности процессом ее освоения. Такая взаимозависимость подтверждена не была: несмотря на то, что лишь треть респондентов подтвердили интерес к изучению этой учебной дисциплины, 94 % опрошенных продемонстрировали удовлетворенность процессом её освоения. В статье также обозначены основные трудности и проблемы, препятствующие эффективности процесса обучения, в том числе низкий уровень начальной подготовки студентов-магистрантов по иностранному языку, недостаточное количество аудиторных часов, выделенных на освоение дисциплины «Профессиональный иностранный язык», разный уровень владения иностранным языком студентами в рамках одной языковой группы. На основе анализа предложений учащихся, представленных в анкетах, описаны пути оптимизации процесса преподавания дисциплины «Профессиональный иностранный язык» магистрантам-менеджерам. Среди них совершенствование существующих методик работы с разноуровневыми группами, уменьшение количества студентов в языковой группе, введение дополнительных занятий в рамках системы дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION OF NON-LINGUISTIC MASTER’S STUDENTS WITH TEACHING AND LEARNING OF “FOREIGN LANGUAGE FOR PROFESSIONAL PURPOSES”

In the conditions of reducing the share of international academic and professional activities and cooperation, the analysis of the degree of satisfaction of non-linguistic master’s students with the process of learning and teaching “Foreign Language for Professional Purposes” is considered to be relevant. The research of master’s student satisfaction with the process of gaining foreign language profession-oriented communicative competence in the context of limited opportunities for foreign language usage in the professional field has not been carried out before. Based on the results of the survey of first-year master’s students majoring in management, the article presents analysis of the data on the relationship between the level of their motivation for learning “Foreign Language for Professional Purposes” and the degree of satisfaction with the process of its acquisition. Such interdependence has not been confirmed: although only a third of respondents confirmed their interest in studying this academic discipline, 94% of them expressed satisfaction with the learning process. The authors also identify the main difficulties and challenges impeding the efficiency of the teaching and learning process, including the low level of foreign language initial training of master’s students, insufficient number of classroom hours, different levels of foreign language proficiency of master’s students in one and the same language group. On the grounds of the analysis of master’s students' suggestions, given in the survey, ways of optimizing the process of teaching “Foreign Language for Professional Purposes” to master's degree students majoring in management are outlined. Among these are: improving the existing methods of working with mixed-ability groups, reducing the number of students in a language group, introduction of additional classes within the framework of optional education.

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОСВОЕНИЕМ ДИСЦИПЛИНЫ "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" У МАГИСТРАНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА»

УДК 378.4

DOI: 10.15593/2224-9389/2023.2.13

Научная статья

Е.Н. Макарова, Н.А. Гончарова

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация

Поступила: 04.04.2023 Одобрена: 12.05.2023 Принята к печати: 26.06.2023

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОСВОЕНИЕМ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» У МАГИСТРАНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

В условиях снижения уровня международного взаимодействия в академической и профессиональной среде анализ степени удовлетворенности магистрантов-нелингвистов процессом освоения дисциплины «Профессиональный иностранный язык» представляется актуальным. Исследования по изучению степени удовлетворенности магистрантов процессом совершенствования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции в контексте сужения возможностей применения иностранного языка в профессиональной сфере ранее не проводились. На основе результатов анкетирования магистрантов-менеджеров 1-го курса в статье представлен анализ данных о связи между уровнем их мотивации к изучению дисциплины «Профессиональный иностранный язык» и степенью удовлетворенности процессом ее освоения. Такая взаимозависимость подтверждена не была: несмотря на то, что лишь треть респондентов подтвердили интерес к изучению этой учебной дисциплины, 94 % опрошенных продемонстрировали удовлетворенность процессом её освоения. В статье также обозначены основные трудности и проблемы, препятствующие эффективности процесса обучения, в том числе низкий уровень начальной подготовки студентов-магистрантов по иностранному языку, недостаточное количество аудиторных часов, выделенных на освоение дисциплины «Профессиональный иностранный язык», разный уровень владения иностранным языком студентами в рамках одной языковой группы. На основе анализа предложений учащихся, представленных в анкетах, описаны пути оптимизации процесса преподавания дисциплины «Профессиональный иностранный язык» магистрантам-менеджерам. Среди них совершенствование существующих методик работы с разноуровневыми группами, уменьшение количества студентов в языковой группе, введение дополнительных занятий в рамках системы дополнительного образования.

Ключевые слова: магистранты-менеджеры, профессиональный иностранный язык, удовлетворенность обучением, языковые навыки, методика обучения.

Я) Ф®

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

E.N. Makarova, N.A. Goncharova

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation

Received: 04.04.2023 Accepted: 12.05.2023 Published: 26.06.2023

SATISFACTION OF NON-LINGUISTIC MASTER'S STUDENTS WITH TEACHING AND LEARNING OF "FOREIGN LANGUAGE FOR PROFESSIONAL PURPOSES"

In the conditions of reducing the share of international academic and professional activities and cooperation, the analysis of the degree of satisfaction of non-linguistic master's students with the process of learning and teaching "Foreign Language for Professional Purposes" is considered to be relevant. The research of master's student satisfaction with the process of gaining foreign language profession-oriented communicative competence in the context of limited opportunities for foreign language usage in the professional field has not been carried out before. Based on the results of the survey of first-year master's students majoring in management, the article presents analysis of the data on the relationship between the level of their motivation for learning "Foreign Language for Professional Purposes" and the degree of satisfaction with the process of its acquisition. Such interdependence has not been confirmed: although only a third of respondents confirmed their interest in studying this academic discipline, 94% of them expressed satisfaction with the learning process. The authors also identify the main difficulties and challenges impeding the efficiency of the teaching and learning process, including the low level of foreign language initial training of master's students, insufficient number of classroom hours, different levels of foreign language proficiency of master's students in one and the same language group. On the grounds of the analysis of master's students' suggestions, given in the survey, ways of optimizing the process of teaching "Foreign Language for Professional Purposes" to master's degree students majoring in management are outlined. Among these are: improving the existing methods of working with mixed-ability groups, reducing the number of students in a language group, introduction of additional classes within the framework of optional education.

Keywords: master's students, majoring in management, foreign language for professional purposes, satisfaction with learning process, language skills, teaching methods.

В современных условиях вопросы обучения магистрантов профессиональному иностранному языку приобретают особую актуальность. В связи с ограничением международного сотрудничества знание профессионального иностранного языка перестает быть важным фактором, определяющим построение выпускниками магистратуры успешной карьеры, что не может не влиять на уровень мотивации студентов к овладению иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенцией. Устойчивая положительная мотивация магистрантов к изучению иностранного языка обусловлена прежде всего сопряженностью изучаемого материала с их профессиональными устремлениями [1], а важнейшим мотивом к овладению иноязычной профессионально-ориентированной компетенцией является практическая значимость изучаемого материала. Если в недавнем прошлом знание профессионального иностранного языка могло способствовать достижению успехов

Введение

студентов в выбранной профессии [2], сегодня, как показывают результаты новейших исследований, оно перестает быть для магистрантов значимым мотивом к изучению профессионального иностранного языка [3]. В свою очередь, мотивация к учебной деятельности неразрывно связана со степенью удовлетворенности процессом обучения [4, 5]. Снижение интереса к изучению дисциплины «Профессиональный иностранный язык» может стать причиной низкого уровня удовлетворенности магистрантов в процессе ее освоения.

Цель статьи - на основе опроса магистрантов-менеджеров 1-го курса изучить степень их удовлетворенности обучением профессиональному иностранному языку. Поставленная цель определила следующие исследовательские задачи: проанализировать связь уровня мотивации магистрантов к изучению профессионального иностранного языка и степенью их удовлетворенности работой по овладению иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенцией; описать проблемы, препятствующие, с точки зрения магистрантов, повышению эффективности процесса обучения; обобщить предложения учащихся по повышению качества преподавания профессионального иностранного языка в магистратуре неязыкового вуза.

Обзор литературы

В последние годы процессу овладения иноязычной профессионально-ориентированной компетенцией было посвящено большое количество работ, авторы которых писали о необходимости владения иностранным языком ввиду его профессиональной направленности, обусловленной расширяющимися международными контактами [6]. Совсем недавно общепринятой была точка зрения, что иностранный язык «приобретает все большую ценность среди студентов, становясь средством «успешной профессиональной и личностной самореализации» [7, с. 109]. В литературе активно обсуждались и продолжают обсуждаться препятствия на пути успешного овладения иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенцией, среди которых в литературе назван низкий уровень языковой подготовки магистрантов-нелингвистов, нерациональное формирование студенческих групп, под которым чаще всего понимают разный уровень владения студентами иностранным языком в рамках одной языковой группы, малое количество аудиторных часов, а также низкую сформированность навыков самостоятельной работы и отсутствие мотивации к обучению [8, 9]. Даже в ситуации «повышенного внимания к включению в образовательную программу высшей школы иностранного языка» [6, с. 122] уровень мотивации магистрантов неязыковых специальностей к овладению профессиональным иностранным языком оставался невысоким: «как правило, на уровне обучения в магистратуре студенты в большей степени сконцентрированы на проведении научных исследований для магистерской диссертации и уделяют мало внимания общеобразовательным

дисциплинам, в том числе иностранному языку» [10, с. 80]. Именно поэтому в работах последних лет активно дискутируются вопросы повышения эффективности методики преподавания профессионального иностранного языка в высшей школе, среди которых центральное место отводилось и отводится внедрению в учебный процесс новейших информационно-коммуникативных технологий [7]. Ряд авторов обращают внимание на неопределенность внешней среды, которая требует от педагогического сообщества поиска новых, в том числе междисциплинарных подходов [11].

Несмотря на то, что удовлетворенность учащихся учебным процессом принадлежит к числу ключевых факторов, определяющих эффективность обучения, ее нельзя отнести к категории хорошо изученных. Большая часть выполненных ранее исследований, посвящена эмоциональной составляющей удовлетворенности обучением в высшей школе [12; 13]. Работы по изучению степени удовлетворенности магистрантов обучением профессиональному иностранному языку единичны. В качестве примера можно назвать работу Г.Н. Тимербаевой, посвященную исследованию уровня удовлетворенности магистрантов в рамках применения студентоцентрированного подхода [9]. Автор описывает положительный опыт сотрудничества магистрантов в ходе подготовки исследовательской работы как с преподавателями иностранного языка, так и научными консультантами, осуществляющими руководство выпускной квалификационной работой. Индекс удовлетворенности магистрантов применением такого подхода оказался достаточно высоким.

В изменившихся условиях вопросы обучения магистрантов профессиональному иностранному языку не могут быть решены без учета мнений самих учащихся. Исследования по изучению степени удовлетворенности магистрантов процессом изучения профессионального иностранного языка в контексте ограниченных возможностей его применения в профессиональной сфере ранее не проводились.

Материалы и методы исследования

В целях достижения цели исследования было проведено письменное анкетирование 48 магистрантов I-го курса, специализирующихся в области менеджмента. В процессе освоения ими дисциплины «Профессиональный иностранный язык» было использовано учебное пособие «English for Master's Students» [14], которое содержит задания, направленные на развитие навыков и умений чтения, письма и говорения. Магистранты изучали дисциплину «Профессиональный иностранный язык» в течение 1-го семестра 2023 года. Трудоемкость составила 36 часов.

Предложенная респондентам анкета состояла из 20 вопросов открытого и закрытого типов. Анкета включала вопросы, позволяющие определить уровень мотивации магистрантов к изучению профессионального иностранного языка, сделать анализ достигнутых результатов обучения в рамках курса

«Профессиональный иностранный язык» по мнению самих магистрантов и установить уровень их удовлетворенности, а также обобщить предложения учащихся по повышения эффективности преподавания этой дисциплины. После анкетирования, для уточнения полученных в ходе анкетирования данных, авторами работы также были проведены устные собеседования. Помимо методов анкетирования и устного собеседования в ходе исследования были использованы методы количественного и качественного анализа данных.

Результаты и обсуждение

По результатам анкетирования лишь треть (33 %) респондентов отнесли профессиональный иностранный язык к дисциплинам, изучение которых они считают важным для своего профессионального развития. 70 % магистрантов не считают, что овладение иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенцией может оказать положительное влияние на их профессиональный рост. В ходе собеседований было подтверждено, что невысокая мотивация к изучению дисциплины «Профессиональный иностранный язык» магистрантами-менеджерами связана с уменьшением возможностей его применения в профессиональной среде в настоящее время.

Анализ ответов, полученных в результате анкетирования, свидетельствует о том, что учащиеся высоко оценили организацию образовательного процесса в рамках преподавания дисциплины «Профессиональный иностранный язык». 94 % респондентов на вопрос «Были ли для Вас полезны занятия по профессиональному английскому языку?» ответили утвердительно. Конкретизируя свой ответ, 75 % опрошенных отметили, что они «вспомнили то, что изучали ранее «и «повторили пройденное». Наряду с этим 85 % магистрантов-менеджеров подчеркнули, что помимо повторения того, что они знали ранее, ими было «освоено новое», в том числе «новая профессиональная лексика», «расширен словарный запас», «улучшен навык говорения», «улучшено восприятие на слух».

Данные по совершенствованию отдельных аспектов изучения английского языка в рамках курса магистратуры, с точки зрения учащихся, подтверждают развитие у студентов как продуктивных, так и рецептивных навыков иноязычной деятельности (табл. 1).

Оставшиеся 6 % респондентов, ответившие на вопрос анкеты «Были ли для Вас полезны занятия по профессиональному английскому языку?» отрицательно, отметили, что «за такой срок нет возможности выучить иностранный язык», «заниматься нужно индивидуально», «знания приобрел ранее», «нужен был уровень Advanced, а его не было», «у меня нет ни желания, ни необходимости изучать английский язык».

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Какие навыки/умения вы улучшили в процессе освоения дисциплины «Профессиональный английский язык» в рамках курса магистратуры?»

Навык Доля ответов, %

Говорение 84

Чтение 33

Письмо 23

Восприятие на слух 70

Все навыки/умения 9

Среди магистрантов, представляющих эту группу, оказались как студенты с низкой мотивацией к изучению английского языка, так и те, кто был мотивирован на совершенствование иноязычных навыков и умений, но не достиг желаемого результата. Говоря об отдельных аспектах изучения профессионального иностранного языка, более половины опрошенных считают, что чтение профессиональной литературы необходимо для их профессионального развития. Треть респондентов (33 %) отметили, что обучение в рамках проведенных занятий способствовало развитию умений этой речевой деятельности. Согласно полученным в ходе анкетирования данным, результативность развития умений письма также является сравнительно низкой (23 %). Методика работы в этом направлении может быть разнообразной. Анализ практического опыта организации деятельности по формированию академической грамотности у магистрантов-нелингвистов представлен в статье О.М. Шереховой [15]. Автор описывает успешный опыт использования трех блоков письменного модуля, в рамках которых магистранты изучают основные виды деловых писем, составляют СУ и учатся написанию сопроводительного письма, структурированию текста научной статьи и написанию аннотации. Интересен опыт обучения академическому письму аспирантов и магистрантов, представленный в статье О.Л. Добрыниной. Работа по составлению аннотации к научной статье включала этапы предпереводческого и постпереводческого редактирования машинного перевода аннотации [16]. Этот опыт может быть использован при обучении магистрантов-менеджеров. Интересно сопоставить полученные нами результаты субъективной оценки магистрантами-менеджерами результатов обучения в рамках дисциплины «Профессиональный иностранный язык» с данными объективной оценки достижений студентов по итогам опытного

обучения, представленными в статье Н.В. Сидоровой и ее коллег [17]. Трудоемкость составила 36 часов за 1-й семестр и 72 часа за 2-й семестр, что превосходит количество часов, выделенных на освоение дисциплины «Профессиональный иностранный язык» магистрантам-менеджерам, опрошенным в ходе нашей работы. По данным автора, в конце опытного обучения среднее значение по аудированию, письму и говорению повысилось в 1,5 раза. В отличие от полученных нами результатов наиболее значительно повысилось среднее значение по чтению - в 2,5 раза в сравнении с соответствующими показателями на констатирующем этапе [17]. Все виды работ, описанные в статье Н.В. Сидоровой, за исключением написания аннотаций к научным статьям и их реферирование, используются в ходе освоения дисциплины «Профессиональный иностранный язык» магистрантами-менеджерами в течение 1-го семестра обучения. Меньшее количество часов, выделенное на освоение дисциплины, может влиять на полученные нами при анкетировании субъективные оценки. Работа над развитием навыков и умений чтения и письма в этой ситуации должна проводиться в рамках самостоятельной работы магистрантов, в том числе на основе внедрения в учебный процесс современных цифровых технологий [18].

Несмотря на высокую степень удовлетворенности организацией образовательного процесса в рамках преподавания дисциплины «Профессиональный иностранный язык», результаты обработки анкет позволили выделить основные препятствия, затрудняющие процесс совершенствования навыков и умений овладения профессиональным иностранным языком учащимися магистратуры:

- недостаточное количество аудиторных часов, выделенных на освоение дисциплины «Профессиональный иностранный язык»;

- разный уровень владения английским языком студентами, обучающимися в рамках одной языковой группы;

- недостаточный для освоения программы уровень владения иностранным языком;

- высокая профессиональная занятость, нехватка времени для подготовки к занятиям;

- слабая языковая подготовка в рамках бакалавриата;

- длительные перерывы в обучении.

Полученные данные в основном совпадают с представленным в литературе перечнем трудностей, стоящих на пути эффективного освоения профессионального иностранного языка. К ним добавлены длительный перерыв в обучении и нехватка времени на подготовку к занятиям.

Среди предложений респондентов по повышению эффективности процесса преподавания профессионального английского языка и совершенствованию методики обучения находятся следующие (табл. 2).

Таблица 2

Предложения респондентов по повышению эффективности процесса обучения

Предложение Доля опрошенных, %

Выделение на освоение дисциплины большего количества часов 80

Необходимость деления обучающихся на группы согласно их уровню владения иностранным языком 60

Меньшее количество студентов в языковой группе 60

Введение дополнительных занятий для владеющих английским языком на элементарном уровне 40

Необходимость моделировать на занятии типичные рабочие ситуации, например переговоры 20

Обучение английскому произношению 10

Общение с носителями языка 5

Больше письменных переводов 5

Решением проблемы обучения магистрантов с разным уровнем владения иностранным языком в рамках одной языковой группы может стать, по мнению М.М. Степановой, уход от жестко закрепленных академических групп и формирование смешанных групп из магистрантов различных специальностей [19]. Опыт создания универсальных курсов для студентов различных образовательных программ или студентов разных специальностей представлен в работе М.М. Чашко [20]. Автор пишет о возможности создания общеуниверситетского курса иностранного языка для магистрантов одного профиля, например гуманитарного. Однако наш опыт показывает, что в случае такого подхода могут возникнуть сложности с составлением расписания. Другой проблемой может стать разное количество часов, выделенных на освоение дисциплины учащимся разных направлений подготовки. Поэтому наиболее действенным средством, с нашей точки зрения, представляется совершенствование методики работы преподавателей в разноуровневых группах, эффективность которой доказана множественными примерами [18, 21].

К пожеланиям, касающимся содержания обучения, можно отнести «необходимость моделировать на занятии типичные рабочие ситуации, например переговоры». Несомненно, создание ситуаций, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности, является необходимым условием при обучении профессиональному иностранному языку. Достижение этой цели в условиях ограничения времени требует разработки эффективных заданий и правильной организации как аудиторной, так и самостоятельной работы магистрантов.

Заключение

Результаты проведенного исследования не подтвердили взаимозависимости степени удовлетворенности магистрантов учебным процессом и их мотивацией к изучению профессионального иностранного языка. Несмотря на то, что лишь треть респондентов подтвердила интерес к изучению этой дисциплины, 94 % опрошенных признали полезность проведенных занятий и продемонстрировали удовлетворенность процессом обучения. Треть респондентов смогла за время изучения дисциплины совершенствовать навыки и умения чтения, 23 % - письма. Это низкие показатели в сравнении с улучшением навыков говорения и восприятия на слух (84 и 70 % соответственно). В связи с этим совершенствование методики по развитию навыков и умений чтения и обработки информации на иностранном языке, включая навыки аннотирования и реферирования научных текстов, представляется важным. Необходимы более продуктивная организации самостоятельной работы магистрантов и применение наиболее эффективных современных обучающих образовательных технологий.

Анализ причин, затрудняющих процесс овладения иноязычной профессионально-ориентированной компетенцией, может служить основой для выработки стратегии по совершенствованию преподавания профессионального иностранного языка в рамках магистратуры. Среди способов устранения названных магистрантами трудностей, которые возможно и необходимо внедрить, уменьшение количества студентов в языковой группе, введение дополнительных занятий для студентов с низким уровнем владения общим иностранным языком в рамках системы дополнительного образования, а также совершенствование методики работы в разноуровневых группах.

Перспективным представляется исследование степени удовлетворенности освоения дисциплины «Иностранный язык» у студентов бакалавриата и «Академический иностранный язык» у аспирантов, на основе которого может быть сделан анализ динамики удовлетворенности обучением иностранному языку на разных ступенях высшего образования.

Список литературы

1. Гринева М.В. Мотивация к изучению иностранного языка для профессиональных целей в вузе. Педагогический фокус // Образование и педагогика: перспективы развития: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2020 г.). - Чебоксары: Среда, 2020. - С. 108-117.

2. Рогова О.А. Академическая мобильность как фактор повышения мотивации к изучению иностранных языков // Труды БГТУ. История, философия, филология. -2014. - № 5(169). - С. 168-170.

3. Макарова Е.Н., Гончарова Н.А. Написание научной статьи как средство повышения мотивации к изучению профессионального иностранного языка // Профессиональное образование и рынок труда. - 2023. - Т. 11, № 1. - С. 77-88.

4. Качалова Н.Г. Мотивация и удовлетворенность студентов обучением в вузе // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XXI Междунар. конф. памяти проф. Л.Н. Когана (Екатеринбург, 22-23 марта 2018 г.). - Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2018. - С. 529-538.

5. Гаврилова О.В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации учебной деятельности студентов в системе многоуровневого образования: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. - Казань, 2000. - 270 с.

6. Крюкова А.Н., Лизунова Л.Р. Анализ мотивации студентов к изучению английского языка для участия в международных добровольческих проектах // Вестник Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Проблемы языкознания и педагогики. - 2022. -№ 1. - С. 121-135.

7. Безукладников К.Э., Крюкова А.Н., Безукладников В.К. Интеграция онлайн-платформы edvibe.com в процесс обучения профессионально ориентированному английскому языку студентов вуза // Вестник Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Проблемы языкознания и педагогики. - 2022. - № 1. - С. 108-120.

8. Балло Ю.А. Особенности профессиональной языковой подготовки магистрантов неязыковых специальностей (на примере английского языка) // Грани языка: коммуникативно-лингвистический, социокультурный, философский, психологический аспекты: сб. науч. ст. - Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2020. - С. 115-120.

9. Тимирбаева Г.Р. Студентоцентрированный подход к обучению иностранному языку магистрантов в техническом вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 10-1(73). - С. 212-215.

10. Зиятдинова Ю.Н. Развитие мотивации магистрантов технического вуза к изучению английского языка // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 61-3. - С. 80-83.

11. Гитман Е.К., Лизунова Л.Р., Гущина Л.А. Мультидисциплинарный кейс в профессиональной подготовке студентов вуза // Вестник Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Проблемы языкознания и педагогики. - 2022. - № 1. - С. 86-96.

12. Матафонова С.И., Ушева Т.Ф. Изучение эмоциональной составляющей удовлетворенности студентами дистанционными образовательными технологиями // Russian journal of education and psychology. - 2021. - Т 12, № 4-1. - С. 99-117.

13. Шарок В.В. Эмоционально-мотивационные факторы удовлетворенности обучением в вузе // Сибирский психолог. журнал. - 2018. - № 69. - С. 33-45. DOI 10.17223/17267080/69/2. - EDN YAFLRJ.

14. Первухина И.В., Глазкова И.Г., Ивукина Е.С. English for Master's Students: в 2 ч. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2017. - Ч. 2. - 72 с.

15. Шерехова О.М. Формирование академической грамотности у магистрантов в процессе изучения иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31, № 5. - С. 150-166.

16. Добрынина О.Л. Обучение студентов основам академического письма: фокус и структура текста // Непрерывное образование: XXI век. - 2022. - № 3(39). - С. 1-16.

17. Сидорова Л.В., Тимофеева Е.К., Жондоров П.Н. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции у магистрантов неязыковых вузов // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 6(54). - С. 242-256.

18. Maghsoudi N., Golshan M., Naeimi A. Integrating digital multimodal composition into EFL writing instruction // Journal of Language and Education. - 2022. - Vol. 8, iss. 1. -P. 84-99.

19. Степанова М.М. Оптимизация обучения иностранному языку в магистратуре многопрофильного вуза: проблемы и решения // Инновации в образовании. -2014. - № 11. - С. 61-67.

20. Чашко М.М. Особенности обучения иностранным языкам на уровне магистратуры // Вестник Моск. гос. лингвист. ун-та. Образование и педагогические науки. -2018. - № 1(790). - С. 104-113.

21. Классен Е.В., Одегова О.В. Разноуровневое обучение иностранному языку в высшей школе // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2019. - Т. 8, № 30. - С. 8-19.

References

1. Grineva M.V. Motivatsiia k izucheniiu inostrannogo iazyka dlia professional'nykh tselei v vuze. Pedagogicheskii fokus [Motivation to study a foreign language for professional purposes at the university. Pedagogical focus]. Obrazovanie i pedagogika: perspektivy razvitiia. Proc. Int. Acad. Conf. (Cheboksary, Oct. 16, 2020). Cheboksary, Sreda, 2020, pp. 108-117.

2. Rogova O.A. Akademicheskaia mobil'nost' kak faktor povysheniia motivatsii k izucheniiu inostrannykh iazykov [Academic mobility as a factor in increasing motivation to learn foreign languages]. Trudy BGTU. Seriia 5. Istoriia, filosofiia, filologiia, 2014, no. 5 (169), pp. 168-170.

3. Makarova E.N., Goncharova N.A. Napisanie nauchnoi stat'i kak sredstvo povysheniia motivatsii k izucheniiu professional'nogo inostrannogo iazyka [Research article writing as a means of increasing motivation to learn a professional foreign language]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda, 2023, vol. 11, no. 1, pp. 77-88.

4. Kachalova N.G. Motivatsiia i udovletvorennost' studentov obucheniem v vuze [The motivation and satisfaction of students training in high school]. Kul'tura, lichnost', ob-shchestvo v sovremennom mire: metodologiia, opyt empiricheskogo issledovaniia. Proc. Int. Conf. (Yekaterinburg, Mar. 22-23, 2018). Yekaterinburg, UrFU, 2018, pp. 529-538.

5. Gavrilova O.V. Vzaimosviaz' udovletvorennosti i motivatsii uchebnoi deiatel'nosti studentov v sisteme mnogourovnevogo obrazovaniia [Relation between satisfaction and motivation of students' educational activity in the system of multilevel education]. Ph.D. thesis. Kazan, 2000, 270 p.

6. Kriukova A.N., Lizunova L.R. Analiz motivatsii studentov k izucheniiu angliis-kogo iazyka dlia uchastiia v mezhdunarodnykh dobrovol'cheskikh proektakh [Analysis of students' motivation to learn English to join volunteer projects abroad]. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2022, no. 1, pp. 121-135.

7. Bezukladnikov K.E., Kriukova A.N., Bezukladnikov V.K. Integratsiia onlain-plat-formy edvibe.com v protsess obucheniia professional'no orientirovannomu angliiskomu iazyku studentov vuza [Integration of edvibe.com platform in teaching esp to university students]. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2022, no. 1, pp. 108-120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ballo Iu.A. Osobennosti professional'noi iazykovoi podgotovki magistrantov neiazykovykh spetsial'nostei (na primere angliiskogo iazyka) [Peculiarities of professional language training of master course students of non-linguistic specialties (using English

examples)]. Grani iazyka: kommunikativno-lingvisticheskii, sotsiokul'turnyi, filosofskii, psikhologicheskii aspekty, Vitebsk, 2020, pp. 115-120.

9. Timirbaeva G.R. Studentotsentrirovannyi podkhod k obucheniiu inostrannomu iazyku magistrantov v tekhnicheskom vuze [Student-centered learning approach to teaching foreign languages to graduate students in a technical university]. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2022, no. 10-1 (73), pp. 212-215.

10. Ziiatdinova Iu.N. Razvitie motivatsii magistrantov tekhnicheskogo vuza k izuche-niiu angliiskogo iazyka [Development of motivation of students of a technical college to study the English language]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2018, no. 61-3, pp. 80-83.

11. Gitman E.K., Lizunova L.R., Gushchina L.A. Mul'tidistsiplinarnyi keis v profes-sional'noi podgotovke studentov vuza [Multidisciplinary case in professional education of university students]. PNRPULinguistics and Pedagogy Bulletin, 2022, no. 1, pp. 86-96.

12. Matafonova S.I., Usheva T.F. Izuchenie emotsional'noi sostavliaiushchei udovletvorennosti studentami distantsionnymi obrazovatel'nymi tekhnologiiami [Research the emotional component of students' satisfaction with distance educational technologies]. Russian journal of education and psychology, 2021, vol. 12, no. 4-1, pp. 99-117.

13. Sharok V.V. Emotsional'no-motivatsionnye faktory udovletvorennosti obucheniem v vuze [Emotional and motivational factors of satisfaction with university education]. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, 2018, no. 69, pp. 33-45. DOI 10.17223/17267080/69/2.

14. Pervukhina I.V., Glazkova I.G., Ivukina E.S. English for master's students. Yekaterinburg, Ural State University of Economics, 2017, prt. 2, 72 p.

15. Sherekhova O.M. Formirovanie akademicheskoi gramotnosti u magistrantov v protsesse izucheniia inostrannogo iazyka v sfere professional'noi kommunikatsii [Academic literacy development among master's degree students in the process of studying a foreign language in professional communication]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2022, vol. 31, no. 5, pp. 150-166.

16. Dobrynina O.L. Obuchenie studentov osnovam akademicheskogo pis'ma: fokus i struktura teksta [Introduction students to academic writing practice: Text focus and structure]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek, 2022, no. 3 (39), pp. 1-16.

17. Sidorova L.V., Timofeeva E.K., Zhondorov P.N. Razvitie inoiazychnoi kommu-nikativnoi kompetentsii u magistrantov neiazykovykh vuzov [Development of foreign language communicative competence in undergraduates of non-language universities]. Perspektivy nauki i obrazovaniia, 2021, no. 6 (54), pp. 242-256.

18. Maghsoudi N., Golshan M., Naeimi A. Integrating digital multimodal composition into EFL writing instruction. Journal of Language and Education, 2022, vol. 8, iss. 1, pp. 84-99.

19. Stepanova M.M. Optimizatsiia obucheniia inostrannomu iazyku v magistrature mnogoprofil'nogo vuza: problemy i resheniia [Optimization of teaching the second language in the magistracy of a multi-profile university: Problems and solutions]. Innovatsii v obrazovanii, 2014, no. 11, pp. 61-67.

20. Chashko M.M. Osobennosti obucheniia inostrannym iazykam na urovne magis-tratury [Teaching foreign languages to master students]. Vestnik Moskovskogo

gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki, 2018, no. 1 (790), pp. 104-113.

21. Klassen E.V., Odegova O.V. Raznourovnevoe obuchenie inostrannomu iazyku v vysshei shkole [Teaching foreign languages in a multi-level classroom]. Voprosy metodiki prepodavaniia v vuze, 2019, vol. 8, no. 30, pp. 8-19.

Сведения об авторах

МАКАРОВА Елена Николаевна

e-mail: makarovayn@mail.ru

Доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой делового иностранного языка, Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Российская Федерация)

About the authors

Elena N. MAKAROVA

e-mail: makarovayn@mail.ru

Doctor of Philology, Associate Professor, Head of the Department of Business Foreign Language, Ural State University of Economics (Y ekaterinburg, Russian Federation)

ГОНЧАРОВА Надежда Анатольевна

e-mail: nadin1325x@yandex.ru

Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Российская Федерация)

Nadezhda A. GONCHAROVA

e-mail: nadin1325x@yandex.ru

Cand. Sc. (History), Associate Professor, Department of Foreign Languages, Ural State University of Economics (Yekaterinburg, Russian Federation)

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Макарова, Е.Н. Удовлетворенность освоением дисциплины «Профессиональный иностранный язык» у магистрантов неязыкового вуза / Е.Н. Макарова, Н.А. Гончарова // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2023. - № 2. -С. 155-167.

Please cite this article in English as:

Makarova E.N., Goncharova N.A. Satisfaction of non-linguistic master's students with teaching and learning of "Foreign Language for Professional Purposes". PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2023, no. 2, pp. 155-167 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.