УДК 334.012.63:334.012.64(470.325-25) Изварин Андрей Анатольевич
соискатель Белгородского государственного технического университета им. В.Г. Шухова, первый заместитель главы администрации города Белгорода по экономике
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Izvarin Andrey Anatolievich
PhD applicant, Belgorod State Technical University, First Deputy Head for Economics, Belgorod City Administration
RELEVANT PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS (CASE STUDY OF BELGOROD)
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы, связанные с развитием малого и среднего предпринимательства в городском округе «Город Белгород». Подчеркивается, что малый и средний бизнес играет большую роль в деятельности органов муниципальной власти и управления. Его развитие способствует обеспечению занятости и социальной стабильности, поддержанию оптимального соотношения уровней накопления и инвестирования, созданию условий для развития производства, импортозамещения, реализации на практике кадрового инновационного потенциала.
Ключевые слова:
малый и средний бизнес, экономическая политика, имущественная поддержка предпринимателей, муниципальная программа, инвестиционные проекты, кадровый потенциал, городской округ «Город Белгород».
Summary:
The article examines the problems associated with the development of small and medium-sized enterprises in the city of Belgorod. It is emphasized that small and medium-sized business plays an important role in the activities of the municipal government and management. Its development promotes employment and social stability, maintains optimum ratio of savings and investments, creates conditions for development of production, import substitution, puts into practice innovative capacity of human resources.
Keywords:
small and medium-sized business, economic policy, property support of entrepreneurs, municipal program, investment projects, human resources, Belgorod city.
В первом и втором десятилетиях XXI в. экономика новой России претерпела значительные изменения, обусловленные появлением различных форм частной собственности, что повлияло на характер производственных связей. Особым экономическим ресурсом стал человек, обладающий предпринимательской способностью. Предприниматели сегодня - это представители нового явления в российской экономике, люди, которые, рискуя своим капиталом, вносят посильный вклад в экономическое возрождение государства. Основным сегментом экономики, где предприниматели могут проявить свои возможности, является малый бизнес.
Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого муниципальная экономика и муниципальное образование не могут эффективно и динамично развиваться. Малый бизнес сегодня составляет основу муниципальной экономики городского округа «Город Белгород». Органы местного самоуправления разрабатывают и внедряют в практику инновационные технологии, учитывая местные условия, а предприятия малого и среднего бизнеса обеспечивают определенную часть местных налоговых поступлений. Малое предпринимательство в значительной степени способствует формированию конкурентной среды, а также установлению рыночного равновесия [1].
Поддержка и развитие малого бизнеса в современных условиях были и остаются приоритетными направлениями работы администрации города Белгорода. Об этом свидетельствует накопленный опыт организации взаимных действий муниципальной власти и бизнес-структур.
В своей программе социально-экономического развития «10 шагов к городу, удобному для жизни» мэр города Белгорода первой задачей определил формирование эффективной экономической политики, проведение которой невозможно без поддержки и развития малого бизнеса.
В этом, как и в любом другом деле, важен системный подход. В настоящее время поддержка развития малого бизнеса органами местного самоуправления в городском округе «Город Белгород» осуществляется по нескольким направлениям: во-первых, оказывается финансовая, имущественная, информационная, консультационная помощь представителям бизнес-структур, во-вторых, обеспечивается поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Современное малое предпринимательство ориентировано прежде всего, и это естественно, на местный, т. е. городской рынок, так как предприятия малого бизнеса находятся в непосредствен-
ной шаговой доступности для населения. К примеру, в городе Белгороде малое предпринимательство функционирует в различных секторах экономики, но в первую очередь в сферах торговли (оптовой и розничной), общественного питания, бытовых и транспортных услуг и др.
В I полугодии 2016 г. в городе Белгороде зарегистрировано и действует 25 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 13,3 тыс. индивидуальных предпринимателей, 10,7 тыс. микропредприятий, 1,6 тыс. малых, более 100 средних предприятий.
В сфере малого бизнеса занято порядка 62,9 тыс. чел. Доля занятых в малом бизнесе составляет 35,3 % от общей численности работников, занятых в экономике города [2].
Консультационную поддержку на бесплатной основе начинающие предприниматели получают в Городском центре занятости населения. Центром организовано профессиональное обучение граждан, желающих открыть собственное дело. За первый квартал 2016 г. 33 человека направлено на обучение профессиям, дающим возможность организовать предпринимательскую деятельность и быть востребованным на рынке труда. Содействие в информационном обеспечении получили 933 человека. Обучение по программам социальной адаптации прошли 118 человек из числа безработных граждан.
Имущественная поддержка предпринимателей города Белгорода осуществляется путем предоставления в аренду муниципального имущества и привлечения к размещению муниципального заказа.
Субъекты малого предпринимательства принимают активное участие в торгах по размещению муниципального заказа. За I полугодие 2016 г. в торгах приняли участие 324 субъекта малого предпринимательства, из них 1 148 субъектов выиграли торги. Доля муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства к общему объему фактического размещения муниципальных закупок составила 32,7 %.
В целях стимулирования дальнейшего развития предпринимательства, содействия развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности города Белгорода, роста занятости и доходов населения на территории города действует муниципальная программа «Повышение инвестиционной привлекательности города и формирование благоприятного предпринимательского климата на 2015-2020 годы».
В рамках вышеуказанной программы реализуются следующие мероприятия:
- осуществляется субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, оказывающим услуги дошкольного образования по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, в части коммунальных платежей;
- предоставляется финансовая поддержка для софинансирования исследований прикладных разработок по приоритетным направлениям научно-технической деятельности;
- субсидируются процентные ставки за пользование банковскими кредитами, привлеченными субъектами предпринимательской деятельности на строительство (реконструкцию) объектов недвижимости муниципальной собственности для производства сельскохозяйственной продукции;
- ежегодно проводится городской конкурс на присвоение званий «Лучшее малое предприятие года», «Лучший предприниматель года», «Лучшее малое инновационное предприятие».
В качестве единой точки доступа для жителей, гостей города и предпринимателей ко всей существующей информации о предприятиях торговли, общественного питания, бытового обслуживания, туризма и гостиничного хозяйства на территории Белгорода выступает интернет-портал «Добро пожаловать VBelgorod.ru».
В целях активизации и дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства и привлечения инвестиций в экономику города только в I полугодии 2016 г. рассмотрено 44 инвестиционных проекта, из которых 39 рекомендованы в многофункциональный комплекс «Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» к осуществлению в различных отраслях экономики. Общая стоимость проектов составляет 82 294,4 тыс. р., объем запрашиваемых инвестиций - 41 240 тыс. р., 20 проектов получили финансирование в размере 18 400 тыс. р.
Эффективной формой продвижения инвестиционных проектов для бизнес-структур в городе стало ежемесячное проведение заседаний комиссии по рассмотрению инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов по принципу одного окна. Это позволяет более детально и оперативно осуществлять мониторинг прохождения проектов, поступивших в администрацию города. За период с 2014 по 2016 г. было проведено 36 заседаний, на которых были рассмотрены более 200 инвестиционных проектов.
Новым стимулом для поддержки и развития малого и среднего бизнеса стало распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 г. № 1401-р, согласно которому в 2016 г. запланировано распределение субсидий в размере 1,51 млрд р. на строительство и оснащение бизнес-инкубаторов между субъектами Федерации [3]. Распределение средств будет произведено по итогам конкурсного отбора регионов. Как отмечают в правительстве, принятое решение
будет способствовать созданию и развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, строительству, реконструкции и материально-техническому оснащению бизнес-инкубаторов.
Непосредственно в Белгородскую область направят 60 600 тыс. р. Эти деньги - федеральная часть софинансирования капитальных вложений в объекты госсобственности Белгородской области, которые призваны помочь росту малого и среднего бизнеса [4].
Итак, малый и средний бизнес играет большую роль в деятельности органов муниципальной власти и управления. Его развитие способствует обеспечению занятости и социальной стабильности, поддержанию оптимального соотношения уровней накопления и инвестирования, созданию условий для развития производства, импортозамещения, реализации на практике инновационного кадрового потенциала. В отличие от крупных предприятий, он по своей сути в наибольшей степени соответствует свободной конкуренции - механизму, лежащему в основе рыночной экономики.
В периоды экономической нестабильности, в условиях негативных финансово-экономических тенденций, связанных с введением в отношении России санкций, падением цены на нефть и национальной валюты, малый и средний бизнес в силу своей массовости и мобильности демонстрирует высокую выживаемость. В сложившейся ситуации он служит «подушкой безопасности», амортизатором деструктивных последствий кризисов. Гибкость, мобильность, открытость нововведениям и динамизм реагирования на колебания рыночной конъюнктуры позволяют ему относительно быстро преодолевать стадии падения и застоя производства и выходить на новый виток развития.
Малое предпринимательство играет значительную роль в развитии современного общества. От состояния этого сектора экономики во многом зависит решение ряда важных государственных проблем, таких, например, как развитие социально-экономических отношений, кадровое обеспечение устойчивого развития территорий муниципальных образований, внедрение прогрессивных технологий управления, качественное совершенствование структуры экономики, создание новых рабочих мест, решение вопросов занятости населения, муниципального развития и многих других.
Имея столь высокое социально-экономическое значение, малое предпринимательство в свою очередь нуждается в одновременной поддержке со стороны государства и руководителей регионов, муниципальных образований, без которой трудно добиться его быстрого и успешного развития. Это обусловлено как внутренними трудностями, присущими большинству малых предприятий, так и внешними факторами их существования. Естественно, при этом нужно брать в расчет общие для всех стран закономерности развития малого бизнеса, а также и национальные особенности каждого региона. Не всякий положительный опыт хорошо тиражируется без соответствующей адаптации.
Несмотря на то что в мировой и отечественной науке и практике проблемам развития малого предпринимательства уделяется значительное внимание, многие вопросы все еще остаются нерешенными. Во-первых, это достаточно высокий уровень налоговой нагрузки, несправедливая конкуренция. Во-вторых, трудность и дороговизна технологического присоединения к энергосетям. В-третьих, административные барьеры в сфере строительства, работы транспорта, сложность таможенных процедур. В-четвертых, рост озабоченности малого и среднего бизнеса вопросами доступа к современным технологиям, долгосрочным (длинным) финансовым ресурсам. В-пятых, в ряде местных сообществ существует острая проблема дефицита высококвалифицированных кадров, в том числе менеджеров, топ-менеджеров в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания транспорта и связи. В вузах Российской Федерации, осуществляющих подготовку бакалавров, магистров по направлениям 38.03.02 «Менеджмент», 09.03.02 «Информационные системы и технологии», 19.03.04 «Технологии продукции и организация общественного питания», 38.03.03 «Управление персоналом», 40.03.01 «Юриспруденция», все еще нет преподавателей из числа практиков, имеющих ученые степени и богатый опыт работы в бизнес-структурах.
Эти проблемы возможно решать поэтапно, при объединении усилий органов власти всех уровней, бизнеса и общественности. Известно, что в 2012 г. издан Указ Президента Российской Федерации № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [5], в рамках которого разработаны стратегически важные для бизнеса мероприятия, направленные на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.
В целях реализации данных мероприятий важно привлечение самих предпринимателей, их общественных организаций, структур гражданского общества, представляющих интересы бизнеса. Становится все более очевидным, что решение проблем бизнес-сообщества прямо зависит от самих предпринимателей, их открытости для управленческих и технологических инноваций, готовности создавать современные качественные товары и услуги, социальной ответственности.
Ссылки:
1. Селиверстов Ю.И., Левченко А.С., Королева Н.В. Проблемы совершенствования системы государственной антикризисной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области : монография. Белгород, 2015. С. 10.
2. Селиверстов Ю.И., Левченко А.С., Королева Н.В. Малый и средний бизнес Белгородской области: современное состояние, государственная поддержка и меры по преодолению кризиса [Электронный ресурс]. URL: http://dprus.com/wp-con-tent/uploads/2015/08/Maly_i_sredniy_biznes_Belgorodskoy_oblasti.pdf (дата обращения: 12.08.2016).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 1401-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/7UCcrMoiADUCCBvq3rqBXj2GxoE7I4xM.pdf (дата обращения: 12.08.2016).
4. Белгородской области дали 60 млн рублей на инфраструктуру для предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://www.belpressa.ru/news/news/belgorodskoj-oblasti-dali-60-mln-rublej-na-infrastrukturu-dlya-predprini-matelstva13745/ (дата обращения: 12.08.2016).
5. О долгосрочной государственной экономической политике [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15232 (дата обращения: 12.08.2016).